Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экзистенциальная фрустрация




Экзистенциальная фрустрация возникает тогда, когда фрустрировано стремление к смыслу. Апатия и скука — главные характеристики экзистенциальной фрустрации. Экзистенциальная фрустрация сама по себе не является ни патологической, ни пато­генной. Тревога людей, даже их отчаяние, обусловленное тщетными поисками смысла жизни, — это скорее духовное бедствие, чем болезнь. Франкл считает, что экзистенци­альный вакуум с сопутствующей ему фрустрацией является «чем-то социогенным, но только не неврозом» (Frankl, 1975a, р. 139). Отчаяние, в основе которого лежит ощуще­ние бессмысленности жизни, может быть признаком интеллектуальной искренности и честности. В своих более поздних работах Франкл (Frankl, 1977, 1988) утверждает, что нет ни малейшего сомнения в том, что экзистенциальный вакуум распространя­ется.

Ноогенный невроз

Экзистенциальный вакуум может вести к развитию неврозов. Термин «ноогенный не­вроз» используется в тех случаях, когда экзистенциальный вакуум ведет к появлению клинической симптоматики.

Франкл определяет ноогенный невроз как «невроз, в основе которого лежат духов­ная проблема и моральный или этический конфликт, например конфликт между Су­пер-эго и истинным сознанием...» (Frankl, 1988, р. 89). Экзистенциальная фрустрация играет большую роль в развитии ноогенных неврозов. Такие неврозы являются резуль­татом духовных конфликтов, имеющих отношение к стремлению людей к осмысленно­му существованию и к фрустрации их стремления к смыслу. Доктора и консультанты должны проводить четкое различие между духовным и инстинктивным измерениями проблем.

Массовая невротическая триада

Франкл говорит о невротизации человечества, обусловленной наличием экзистенци­ального вакуума. Глобальное воздействие экзистенциального вакуума не ограничива­ется индуцированием чувства бессмысленности и ноогенных неврозов. Франкл исполь­зует термин «массовая невротическая триада» (Frankl, 1975a, р. 96) при описании трех основных эффектов: депрессии, наркомании и агрессии. Относительно депрессии су­ществуют объективные свидетельства того, что уровень самоубийств растет, особенно среди молодых. Франкл видит причину этого в распространяющейся экзистенциаль­ной фрустрации. Что касается наркомании, то люди, имеющие низкие жизненные цели, с большей степенью вероятности будут пробовать найти смысл в наркотиках, чем те люди, которые имеют четко определенные высокие цели в жизни. Наркоманы часто утверждают, что они обратились к наркотикам, желая найти смысл в жизни. Многие алкоголики также страдают от ощущения бессмысленности. Что касается агрессии, в экзистенциальном вакууме процветает не только сексуальное либидо, но и «агрессив­ное деструдо» (destrudo — от латинского destruo, «разрушать»). Франкл уверен, что статистические данные говорят в пользу его гипотезы, согласно которой люди с наи­большей вероятностью становятся агрессивными тогда, когда их захватывают чувства пустоты и бессмысленности.

НОВОВВЕДЕНИЯ

Ощущение бессмысленности не обязательно приобретается в процессе научения. Это ощущение может быть частью человеческой реакции на жизнь; если человек пре­одолевает его удовлетворительно, например как Франкл, то у него возникает пережи­вание роста. Однако Франкл полагает, что экзистенциальный вакуум и экзистенциаль­ная фрустрация с каждым годом распространяются все более широко. Кроме того, не­уклонно повышается уровень невротизации человечества. Если дело действительно обстоит так, у индивидуумов, живущих в настоящее время, с большей степенью веро­ятности возникнет ощущение бессмысленности, потому что они растут в культурах и обществах, в которых труднее, чем в прошлом, найти смысл. Во-первых, разрушение традиционных ценностей и развитие тенденции к редукционизму затрудняют многим людям поиск смысла жизни. Во-вторых, поскольку в обществе относительно немного людей, нашедших смысл в жизни, молодым людям в процессе их роста труднее опи­раться на модели удовлетворительного понимания духовных аспектов самих себя. Ины­ми словами, молодые люди могут страдать от недостатка в своем окружении нашедших в жизни смысл воспитателей и кумиров (образцов для подражания). Несмотря на веру Франкла в потенциальную человечность людей, «гуманные люди* составляют мень­шинство и, вероятно, всегда будут оставаться в меньшинстве» (Frankl, 1975a, р. 84).

ПОЧЕМУ ЛЮДИ ВЕДУТ СЕБЯ НЕАДЕКВАТНО

 Поддержание экзистенциального вакуума

Как сохраняется у людей чувство бессмысленности? Некоторые предположения можно сделать, изучив труды Франкла.

Подавление. Логотерапия сосредоточивается на фрустрации и связанном с ней подавлении стремления к смыслу. Франкл отмечает: «Не эрос, а логос является жерт­вой подавления» (Frankl, 1975a, р. 131). Люди подавляют свою духовность и религиоз­ность. Таким образом они теряют контакт со своими духовными центрами, которые являются самыми глубокими источниками ощущения смысла. Подавление людьми стремления к смыслу блокирует их восприятие существования смысла.

Уход от ответственности. Механизмы ухода от ответственности за поиск смыс­ла, упомянутые Франклом, следующие: конформизм, тоталитарианизм и использова­ние в качестве убежища невротической триады, в состав которой входят депрессия, наркомания и агрессия.

Разрушение традиций и ценностей. Разрушение традиций играет главную роль в создании и поддержании экзистенциального вакуума.

Редукционизм. Использование редукционистских моделей в сферах психологии и образования приводит к тому, что люди начинают верить в то, что они скорее детер­минированы, чем детерминируют, и затем поддерживают в себе эту веру.

Недостаточно сильный акцент на самотрансценденции. Большинство на­правлений современной психологии сосредоточиваются на самоактуализации и само­выражении. Людям по-прежнему недостаточно помогают понять, что счастье и реали­зация потенциальных возможностей являются «побочными продуктами» самотранс­ценденции, способности скорее забыть себя, чем чрезмерно сосредоточиваться на себе.

Невротизация человечества. Широкое распространение проблем, связанных с отсутствием смысла в жизни, и признаков бессмысленности, делает для индивидуумов чрезвычайно сложным получение помощи в их личном поиске смысла; таким образом у людей поддерживается ощущение внутренней пустоты.

ПРАКТИКА

Цели

Франкл выделяет следующие три категории психических болезней: ноогенные болезни (неврозы), психогенные болезни (неврозы) и соматогенные болезни (психозы). Экзистенциальный вакуум сам по себе не является неврозом. Однако цели лого-терапевтического консультирования одинаковы, независимо от того, существует экзи­стенциальный вакуум сам по себе или же он является элементом ноогенного невроза.

Логотерапевты концентрируют внимание клиентов на выборе, который позволяет справляться с экзистенциальным вакуумом. Значение логотерапии заключается в том, что она помогает клиентам найти смысл в жизни. Логотерапевтические консультанты стремятся «столкнуть» клиентов с их жизненными задачами и переориентировать кли­ентов на решение этих задач. Логотерапия включает в себя обучение клиентов взятию на себя ответственности, а также попытки разблокировать стремление клиентов к смыслу. Когда стремление к смыслу у клиентов будет разблокировано, они с большей долей вероятности найдут пути самотрансценденции через ценности творчества, пере­живания и отношения. Клиенты должны осознать свою экзистенциальную ответствен­ность за поиски смысла жизни. Однако превращение духовного бессознательного в сознательное — только одна из стадий процесса консультирования.

Консультанты прежде всего стремятся помочь клиентам преобразовать имеющий­ся у них бессознательный потенциал в сознательный акт, а затем дать возможность сформироваться бессознательной привычке. Франкл (Frankl, 1975a) подчеркивает, что если религиозные консультанты могут привносить религию в консультирование, то логотерапевтические консультанты должны воздерживаться от постановки религиозных целей.

Ликвидация признаков экзистенциальной фрустрации, таких как апатия и скука, является «побочным продуктом» поиска и обнаружения смысла. Кроме того, когда кли­енты начинают видеть больше смысла в своей жизни, выраженность любых имеющих­ся у них симптомов, относящихся к массовой невротической триаде (депрессии, нарко-маниии, агрессии), обычно уменьшается, данные симптомы могут даже полностью ис­чезнуть.

Психогенные неврозы включают в себя обсессивные мании и фобии. При наличии у клиентов таких неврозов главная задача консультанта — помочь клиентам преодо­леть имеющуюся у них тенденцию к гиперинтенции, или к чрезмерному усердию. В ос­нове психогенных неврозов также могут лежать сексуальные проблемы и расстрой­ства сна, в таких случаях консультант должен стремиться помочь клиентам преодо­леть имеющуюся у них тенденцию к гиперрефлексии или к чрезмерно высокому само­осознанию.

При наличии психозов типа эндогенной депрессии и шизофрении логотерапию можно применять в сочетании с лекарственной терапией, которая позволит провести коррекцию соматических нарушений. Сама по себе логотерапия имеет дело со здоро­вой частью индивидуальности, и часто целью консультантов является помощь клиен­там в их поисках смысла в страдании.

Более широкая цель логотерапии Франкла — регуманизация психиатрии. Психи­атры и консультанты не должны рассматривать сознание как некий механизм, а лече­ние психической болезни не должны оценивать только с учетом технических аспектов. В границах ближайшей окружающей среды и своих дарований люди, в конечном счете, являются самодетерминирующимися. В концентрационных лагерях одни заключенные предпочитали вести себя подобно свиньям, а другие — подобно святым.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 745.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...