Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Разработка антикризисной политики на российских предприятиях
Кризисный период характеризуется рядом кризисных явлений в экономике, производстве, торговле. В отличие от мирового финансового кризиса, российский кризис имеет другие признаки. Попробуем разобраться, с какой фазой экономического цикла столкнулись российские предприниматели. Главное требование к успешному выходу предприятия из кризиса – мобильность компании при принятии управленческих решений и скорость внедрения изменений в ней. При этом любые нововведения, внедряемые в организации, в первую очередь зависят от готовности персонала к постоянным инновациям. То есть в период кризиса работники в организации становятся ключевым инструментом изменений, и поэтому снижать издержки на персонал, конечно, необходимо, но делать это нужно, разрабатывая другие схемы в оплате труда. Существует еще один вопрос – это сокращение персонала. Сегодня его радикальное решение может сэкономить деньги, но завтра, возможно, приведет к большим проблемам. При этом увольнения, как бы ни были болезненны, для многих компаний неизбежны. При этом увольняют сотрудников, не нацеленных на собственное развитие, если они в своей работе используют только старые, ранее накопленные знания и навыки и к тому же не стремятся к повышению производительности труда за счет постоянного самосовершенствования. Проводя любое изменение, необходимо учитывать, что не все работники в компании – «офисный планктон», от которого необходимо избавится, чтобы выжить. При этом не стоит избавляться от сотрудников, способных брать самые лучшие, самые передовые знания в области управления и производства, продвигать инновации. Только такой подход к мотивации и увольнению сотрудников позволяет иметь инновационный менеджмент, основа которого – развивающийся персонал. И в заключение надо отметить, что на рынке труда много звезд, но, как показывает практика, даже если мы соберем их вместе, но не достигнем в необходимый срок запланированной цели, время одиночек прошло. Цели достигает коллектив, и чтобы его создать, необходимо затратить огромное количество ресурсов (времени, денег и т.д.). [12] Мероприятия по преодолению кризисной ситуации и восстановлению платежеспособности должны учитывать индивидуальные особенности предприятий. В числе типичных проблем: - низкая конкурентоспособность продукции и низкий уровень спроса на нее; -недогрузка производственных мощностей и падение выручки ниже точки безубыточности; - избыток ресурсов (имущества, численности работников); - высокие постоянные затраты, связанные, в первую очередь, с содержанием избыточных ресурсов; - необоснованно высокие переменные издержки, обусловленные плохой организацией производства (высокие потери, воровство), неэкономичностью технологий, завышением цен на ресурсы, поставляемым предприятиям – ненадежным плательщикам; - низкий уровень менеджмента (индифферентность к маркетингу, «регистрирующая» система сбыта, отсутствие финансово-экономического анализа и финансового планирования, неумение управлять оборотным капиталом и т.п.); -наличие высоких непроизводственных издержек, в первую очередь, объектов социальной сферы. Следовательно, комплекс антикризисных мероприятий должен охватывать следующие направления: Мероприятия в сфере маркетинга и увеличения объемов продаж: - реклама продукции и информирование потребителей о ее потребительских свойствах, качестве, сервисе с упором на «сильные стороны» продукции. - формирование «узнаваемости» продукции; - формирование сбытовой и дилерской сети (агентские договора, договора с оптовыми покупателями, создание фирменных торговых точек и др.); - разработка новых конкурентоспособных видов продукции; - повышение качества и надежности продукции в результате проведения организационно-технических мероприятий (усиления трудовой дисциплины, введения жесткой системы контроля, введения персональной ответственности за брак, организации входного контроля качества материальных ресурсов и т.п.); - формирование системы послепродажного обслуживания продукции; - разработка системы договоров с гибкими условиями поставки и оплаты (скидки по предоплате, скидки за своевременное и точное исполнение условий договоров, рассрочка платежей на условиях коммерческого кредита и т.п.). Мероприятия в сфере производства: - ревизия имеющихся производств предприятия и закрытие неэффективных, непрофильных, технически отсталых производств; - сокращение количества производственных звеньев (производств, цехов, участков); - определение «стратегического ядра» предприятия (наиболее важных, профильных, технически оснащенных или перспективных с рыночных позиций производств или комплексов) и концентрация усилий на улучшении их деятельности; - укрепление трудовой дисциплины, введение персональной ответственности за брак, нарушение технологического режима и т.д. Мероприятия в сфере управления издержками: - поиск более дешевых ресурсов, в т.ч. заменителей или ресурсов, поставляемых на более выгодных условиях (возможно: поиск более качественных ресурсов, улучшающих качество конечного продукта, что позволяет повысить цену при соответствующем информировании покупателя о произведенных изменениях); - совершенствование системы учета ресурсов и сокращение необоснованных потерь, введение персональной ответственности за расходование материальных ресурсов; -экономия производственных издержек, в первую очередь, по статьям, имеющим наибольший удельный вес в структуре себестоимости (сокращение избыточной численности и изменение системы оплаты труда с учетом результатов деятельности предприятия, нормирование и контроль расхода сырья с введением соответствующей системы стимулирования, введение контроля энергопотребления и экономия энергии и др.); -консервация, реализация или списание неиспользуемого имущества, с этой целью снижения затрат по его содержанию; - снижение непроизводственных издержек, в первую очередь, по содержанию объектов социальной сферы и т.п. Мероприятия по управлению оборотным капиталом: -ревизия имеющихся оборотных средств (по элементам): выявление неликвидов, безнадежной задолженности; - «расчистка» баланса (реализация, списание); -разработка и внедрение в практику работы служб предприятия современных методов управления оборотными средствами; - контроль, за текущим состоянием важнейших слагаемых оборотных активов в процессе производственной и коммерческой деятельности предприятия. По управлению запасами: -расчет минимально-необходимого уровня запасов (с учетом риска нарушения нормального хода производства) и поддержание запасов на этом уровне; - экономия издержек по хранению, в первую очередь, по статьям, имеющим наибольший удельный вес; - концентрация внимания на запасах, имеющих наибольшую стоимость; - разработка мер по обеспечению сохранности запасов и избежание их порчи и ущерба. По управлением дебиторской задолженностью: -оценка платежеспособности покупателей и определение политики предоставления коммерческого кредита для различных групп покупателей и видов продукции; -анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты; -систематический контроль расчетов с покупателями по отсроченным и просроченным задолженностям; - уменьшение дебиторской задолженности на сумму безнадежных долгов; -использование системы скидок, стимулирующих своевременную оплату (предоплату, оплату по поставке); -определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов; Антикризисные меры Первым шагом Правительства и ЦБ РФ в борьбе с негативными последствиями мирового финансового кризиса стало принятие мер для поддержания стабильности банковской системы и финансового рынка. Среди них: А) Меры бюджетно-налоговой политики, проводимые Правительством РФ 1) размещение на депозитах коммерческих банков (КБ) временно свободных средств федерального бюджета в сумме до 1,5 трлн. руб. на срок до 3-х месяцев, ставка от 8% годовых7; 2) имущественный взнос РФ в уставный капитал ВЭБа в 2008 году на сумму 75 млрд. рублей, в 2009 году - на сумму 175 млрд. рублей для реализации мер по поддержке финансового рынка; 3) имущественный взнос РФ в уставный капитал АИЖК (Агентство по ипотечному жилищному кредитованию) на сумму 60 млрд. руб. для поддержки рынка ипотечного кредитования; 4) предоставление субординированных кредитов ЦБ (500 млрд. руб.) и Фондом национального благосостояния (450 млрд. руб.) на сумму 950 млрд. руб. без обеспечения сроком до 31 декабря 2019 г. по ставке 8% годовых коммерческим банкам, в том числе Сбербанку (500), ВТБ (200) и Россельхозбанку (25); 5) имущественный взнос РФ в уставной капитал АСВ (Агентство по страхованию вкладов) на сумму 200 млрд. руб. для капитализации банков; 6) размещение на депозитах коммерческих банков средств Госкорпорации ЖКХ (135 млрд. руб.) и Фонда содействия реформированию ЖКХ (143 млрд. руб.). Б) Меры ДКП, проводимые ЦБ РФ: 1) снижение нормативов обязательных резервов по всем видам до 0,5%. Сумма поддержки: 370 млрд. руб.; 2) повышение ставки рефинансирования (13%) Банка России и процентных ставок по операциям, проводимым ЦБ для снижения уровня оттока капитала из России и сдерживание инфляционных тенденций; 3) предоставление Банком России безналоговых кредитов коммерческим банкам (116 банков) на срок не более шести месяцев. В сумме ЦБ готов предложить банкам до 700 млрд. руб. минимум под 8,5% годовых; 4) изменение порядка предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами, а также пополнение списка ценных бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов ЦБ РФ. Цель - расширение возможностей получения кредитными организациями дополнительной ликвидности в ЦБ (1 трлн. руб. доп. ликвидности); 5) изменение параметров сделок "валютный своп", проводимых Банком России на внутреннем валютном рынке РФ. На 11.12.2008 максимальный объем средств, предоставляемых кредитным организациям по операциям "валютный своп" Банка России, составлял 5 млрд. руб. Второй шаг: меры по поддержке реального сектора экономики и социальной стабильности. Среди них: А) Меры бюджетно-налоговой политики, проводимые Правительством РФ 1) размещение на депозит в ВЭБе средств из Международных резервов на общую сумму не более 50 млрд. долларов США для рефинансирования внешних долгов компаний и банков РФ в 2008-2009 гг. ВЭБ получит государственные деньги по ставке LIBOR + 1, выдавать будет под LIBOR + 5. 2) выделение из Фонда национального благосостояния средств на покупку акций и облигаций российских компаний в размере 175 млрд. рублей (размещены на депозите в ВЭБе); 3) снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты до 192,1 долларов за тонну (с 1.12.2008 г). Сумма поддержки 270 млрд. руб.; 4) повышение необлагаемой НДПИ цены нефти с 9 до 15 долларов за баррель. Сумма поддержки: 89,3 млрд. руб8.; 5) поддержка предприятий ВПК (субсидирование процентной ставки, инвестиции в капитал, предупреждение банкротства предприятий ВПК). Сумма: 50 млрд. руб.; 6) снижение налога на прибыль за счет его федеральной части на 4% с 1.01.2009 г. С 28 ноября 2008 г. уплата налога на прибыль производится на основе фактической величины прибыли. Сумма поддержки: 400 млрд. руб.; 7) увеличение амортизационной премии с 10% до 30%. Сумма поддержки: 100-150 млрд. руб.; 8) регионы с 1.01.2009 г. смогут снижать упрощенный налог на малый бизнес с 15% до 5%9; 9) ускорение сроков возмещения НДС. Сумма поддержки: 250 млрд. руб.; 10) увеличен предельный размер компенсации по вкладам в банках, в отношении которых наступил страховой случай, до 700 тыс. руб.; 11) вычет по подоходному налогу при строительстве или приобретении жилья с 1.01.2009 г. будет увеличен вдвое, до 2 млн. руб. (260 тыс. руб). Сумма поддержки: 10 млрд. руб.; 12) максимальный размер пособия по безработице вырастет с 1.01.2009 г. до 4900 руб. Сумма поддержки: 30-50 млрд. руб.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 176. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |