Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Цели государственного регулирования                                                         национальной экономики.




Генеральными целями государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям. Наряду с этим существует большое количество конкретных целей, без осуществления которых они не могут быть достигнуты. К таким целям относятся:

- Совершенствование структуры народного хозяйства;

- Выравнивание экономического цикла;

- Стабилизация денежного обращения;

- Развитие конкуренции;

- Внешнеэкономическое равновесие;

- Поддержание нормальной занятости;

- Стабильность цен;

- Обеспечение социального мира;

- Защита, улучшение окружающей среды и др.

Все эти цели взаимосвязаны. Цели бывают количественными – в абсолютных или относительных показателях (например, сокращение числа зарегистрированных безработных до 1 млн. человек, или на 15%) и качественными (повышение национальной конкурентоспособности, улучшение уровня образования или снижение загрязнения окружающей среды).

По времени, необходимому для их достижения, цели могут быть краткосрочными (до одного года – стимулирование экспорта путем девальвации национальной валюты), среднесрочными (3-5 лет – создание в стране производственных мощностей по выпуску компьютеров) и долгосрочными (свыше 5 лет).

Цели государственного регулирования экономики по их характеру можно разделить на следующие:

- Цели, направленные на сохранение существующего положения: поддержание нормальной занятости, стабильности денежного обращения; на отраслевом и региональном уровнях – поддержание попавших в тяжелое положение отрасли, района или крупной фирмы, от которой зависит положение в районе;

- Цели, стимулирующие прогрессивные процессы, происходящие в экономике, но которые желательно ускорить. Например, развитие отраслей высокой технологии, определенных научных исследований, заселение относительно менее развитых районов.

- Цели, направленные на внедрение в экономику новых форм деятельности – стимулирование лизинга оборудования, создание принципиально новых энергетических установок;

- Цели нейтральные, косвенно влияющие на осуществление главных целей: создание новых научно-исследовательских и образовательных центров, помощь мелким и средним предпринимателям, проведение национальных выставок за рубежом.

Часто одна цель не может быть достигнута, пока не будет выполнена другая, т.е. одна цель будет предварительной по отношению к другой.

Конкретные частные цели могут служить опосредованными для достижения других, более высоких с точки зрения текущего момента целей.

Одна цель может оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной и социальной ситуации.

Некоторые цели государственного регулирования экономики вступают между собой в противоречие, т.е. достижение одной цели может произойти только в ущерб другой. Так, например, борьба с инфляцией ведет к росту безработицы, и наоборот.

Существуют взаимоисключающие цели, не допускающие компромиссов между собой. Так поощрение централизации капитала и создание картелей исключает поддержание свободной конкуренции.

Задача специалистов – определить максимум положительного эффекта в период осуществления цели и минимум нежелательных последствий. Эти точки максимума положительного и минимума отрицательного эффекта и являются возможными границами государственного экономического регулирования.

 

 Денежно-кредитное регулирование национальной экономики.

Экономический арсенал средств государственного регулирования подразделяется на денежно-кредитные и бюджетные. Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики и одновременно его объектом является государственный сектор.

Осуществляют денежно-кредитное регулирование Министерство финансов, Центральный банк и другие правительственные учреждения.

Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, автономных округах и органы федерального казначейства составляют единую систему органов государственного управления финансами.

Основными задачами Министерства финансов являются:

- разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;

- составление проекта и исполнение федерального бюджета;

- обеспечение устойчивых государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, эффективность хозяйствования, а также осуществление мер по развитию финансового рынка.

- Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов, целевое финансирование общегосударственных потребностей.

- Совершенствование методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности.

- Осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

Совершенствование государственного регулирования социально-экономических процессов в ходе осуществления рыночных преобразований в российской экономике Правительство Российской Федерации возложило на министерство экономики.

Министерство экономики выполняет следующие функции:

- Анализ текущей хозяйственной ситуации;

- Обоснование перспективной социально-экономической политики, разработка макроэкономического прогноза и системы прогнозных финансовых балансов (национальных счетов).

- Участие в подготовке государственного бюджета и формировании кредитной политики;

- Формирование государственной инвестиционной политики;

- Участие в формировании региональной политики и выработка рекомендаций по ее осуществлению.

- Участие в разработке и реализации социальной политики с учетом экономических возможностей ее осуществления, и др.

Денежно-кредитные средства – это наиболее известные инструменты в истории регулирования рыночных отношений

 Сущность государственного регулирования с помощью денежных инструментов заключается в количественном изменении предложения свободных денег и изменении «цены кредита» – процента, определяющего спрос на заемный капитал и масштабы притока вкладов, т.е. в формировании предложения кредитных средств. Все перечисленные средства оказывают прямое и косвенное воздействие на экономику.

Денежно-кредитные средства можно подразделить на следующие виды: эмиссия денег, изменения банковской учетной ставки, количественное ограничение кредита, изменения обязательных минимальных резервов в банках, операции государств на открытом рынке.

Эмиссия денег предназначена:

- для обеспечения экономики средствами обращения, платежа, накопления, мировыми деньгами для нормального ее функционирования – это главная функция.

- Для покрытия дефицита государственного бюджета в критической ситуации, когда других источников его покрытия нет

- Для оживления экономики путем вливания денежных средств, борьбы с ростом цен, сокращения этих вливаний – это регулирующая функция.

 

К функциям центрального банка относятся установление и изменение учетной ставки (дисконта) и ломбардного процента. Исторически банковский процент складывается под влиянием соотношения спроса и предложения ссудного капитала. Низкий уровень процентных ставок стимулирует спрос на кредиты и ведет к оживлению хозяйственной активности, высокий, наоборот, снижает ее.

Количественное ограничение кредита преследует те же цели, что и изменение учетной ставки центральным банком, но проводится частично административными средствами.

Количественные ограничения кредита – это установление предельной суммы, на которую центральный банк переучтет векселя и примет под залог ценные бумаги коммерческих банков.

Суть обязательных минимальных резервов состоит в том, что государство обязывает все банковские учреждения держать определенную часть депонированных у них средств на счетах центрального банка. Центральный банк периодически изменяет нормы обязательных резервов.

Операции на открытом рынке направлены на изменение предложения ссудного капитала в стране путем скупки ценных бумаг центральным банком.

Указанные инструменты применяются в сочетании с бюджетными средствами государственного регулирования экономики.

 

 Государственный бюджет и его значение.

Государственные финансы являются главным комплексным средством государственного регулирования экономики. Они состоят из государственного бюджета и внебюджетных фондов. Через государственные финансы перераспределяется значительная часть ВВП.

Основная часть доходов расходов осуществляется через государственный бюджет.

Доходная часть бюджета – это налоги и сборы. Они являются главными инструментами государственного регулирования.

Государственный бюджет – годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.

В зависимости от административно-территориального деления страны бюджеты бывают центральными, территориальными и местными. Между ними существуют сложные соотношения по части разделения доходов по видам поступлений и идоле в них отдельных бюджетов, перераспределения доходов центральным между отдельными территориями, а также распределения видов расходов между центральным и местным бюджетами. Такие отношения называют бюджетный федерализм.

Основные статьи бюджетных расходов: социальные услуги, расходы на военные, хозяйственные, административно-управленческие цели, а также платежи по государственному долгу.

Непосредственные расходы бюджета на хозяйственные цели осуществляются в виде государственных кредитов, субсидий и поручительств.

Действенность государственного регулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит от относительных размеров расходуемых средств (их доли в ВВП), структуры и эффективности этих расходов. Особенно сложные проблемы возникают у государства в связи с ростом внешней задолженности. Чем большая доля поступлений от внешнеэкономической деятельности идет на платежи по долгам, тем труднее получать новые иностранные займы. Зависимость от иностранных кредитов подрывает национальный суверенитет страны.

Одной из самых сложных функций государственного регулирования экономики является нахождение оптимального сочетания инструментов регулирования для достижения конкретных целей.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 479.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...