Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Налоговое регулирование национальной экономики.




Доходная часть бюджета (налоги, сборы и др.) является инструментом государственного регулирования. Налоги имеют следующие функции:

- обеспечение финансирования государственных расходов;

- поддержание социального равновесия путем уменьшения неравенства между реальными доходами отдельных социальных групп населения – социальная функция;

- регулирование хозяйственной конъюнктуры, структуры занятости, накопления. Внешнеэкономических связей, научно-технического прогресса и др. – регулирующая функция.

Принцип взимания налогов в зависимости от способности налогоплательщика породил систему прогрессивного налогообложения: чем выше доход, тем большая часть его изымается в виде налога. Принцип пропорционального налогообложения предусматривает одинаковую долю налога в доходах независимо от их величины. Регрессивные ставки налога означают уменьшение доли налога в доходе по мере его возрастания.

Основными объектами государственного регулирования экономики при помощи налоговой политики являются хозяйственный цикл, отраслевая и региональная структуры хозяйства, капиталовложения, цены, НИОКР, внешнеэкономические связи и окружающая среда.

Регулирующая функция налогов заключается в установлении и изменении системы налогообложения; определении налоговых ставок, их дифференциации, предоставлении налоговых льгот – освобождении от налогов частей прибыли и капитала с условием их целевого использования в соответствии с задачами государственной экономической политики.

Глобальное понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса, занятости и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Повышение налогов – обычный способ борьбы с «перегревом» конъюнктуры рынка. Изменяя налоговые ставки на прибыль, государство может создать дополнительные или уменьшить существующие стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов, воздействовать на фонд потребления и на уровне цен.

Избрав либеральную или протекционистскую внешнеторговую политику, государство изменяет таможенные пошлины, получая в ответ от торговых партнеров либо встречные уступки, либо ужесточение условий национального экспорта. Таможенные пошлины – вариант косвенных налогов, повышение которых ведет к удорожанию импортных, а вслед за ними и отечественных товаров, снижению внешнеторгового оборота.

Понижение или отмена пошлин влекут за собой обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен, активизацию внешней торговли.

По мере усложнения и совершенствования системы государственного регулирования экономики налоги все больше использовались для регулирования отраслевой и региональной структур народного хозяйства. Налоговая система в последнее время становится все более гибкой. При сохранении основ и структуры налогового законодательства государственные регулирующие органы выборочно и временно снижают налоговые ставки или даже отменяют налоги для предприятий, следующих целям государственной экономической политики. Стали широко практиковаться скидки с налогов на прибыль, направляемую на капиталовложения, научные исследования и внедрение их достижений, создание новых рабочих мест, охрану окружающей среды.

Налоговое регулирование распространяется практически на все более конкретные экономические объекты. Задача государственных регулирующих органов – не просто обложить налогами те или иные источники поступления средств, а создать тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц в желательном направлении. Для этого используются постоянно, временно или селективно предоставляемые налоговые льготы. В настоящее время распространены следующие виды налоговых льгот:

- необлагаемый минимум объекта налога;

- изъятие из налогообложения определенных элементов объекта налога, например затраты на НИОКР;

- освобождение от налогов отдельных лиц или категорий плательщиков, например ветеранов войны.;

- снижение налоговых ставок;

- вычет из налоговой базы (налоговый вычет);

- налоговый кредит (отсрочка уплаты налогов без начисления процента);

- полный или частичный возврат налогов (например, возврат НДС экспортеру).

Особое место среди средств государственного регулирования экономики, относящихся к группе налоговых льгот, занимает ускоренное амортизационное списание основного капитала, которое является регулируемой со стороны государства основой самофинансирования хозяйственных субъектов.

Границы эффективности государственного регулирования экономики при помощи самофинансирования носят относительный характер. Они расширяются по мере возрастания национального дохода, совершенствования налоговой системы, увеличения доходов государственного бюджета.

 

 Антимонопольное регулирование экономической деятельности.

Уровень развития рыночной конкуренции находится в обратной зависимости от степени монополизации рынка. Монополизация рынка осуществляется предпринимательскими монополиями. Под предпринимательской монополией понимается предприятие, концентрирующее такую долю совокупного предложения на соответствующем рынке, которая позволяет ему, манипулируя объемом продаж, влиять на формирование рыночных цен. Чем выше доля предпринимательских монополий на том или ином рынке и чем выше доля на этом рынке каждой из них, тем, соответственно, выше степень его монополизации и тем менее конкурентным является данный рынок.

Высокая степень монополизации, доставшаяся переходной экономике в наследство от административно-командной системы ослабляет рыночную конкуренцию. В этих условиях важнейшими факторами развития конкуренции и эффективного функционирования рынка является проведение целенаправленной антимонопольной политики.

В рамках такой политики можно выделить два основных направления: демонополизацию и регулирование деятельности предпринимательских монополий.

Политика демонополизации направлена на снижение (ограничение) роста степени монополизации рынка. Ее эффективное проведение включает:

- разработку системы ограничений на слияния и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ограничению конкуренции;

- проведение деконцентрации (разукрупнения) сложившихся предпринимательских монополий;

- содействие развитию конкуренции в монополизированных отраслях.

Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает соглашения между конкурирующими фирмами, занимающими в совокупности доминирующее положение на рынке, если их результатом может быть существенное ограничение конкуренции. Запрещаются в том числе, соглашения и согласованные действия, направленные на установление и поддержание цен, раздел рынков сбыта, ограничение доступа на рынок других фирм, отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями. Признаются также недействительными соглашения фирм, доминирующих на рынке, со своими поставщиками, если эти соглашения ведут к существенному ограничению конкуренции. Названные ограничения вступают в силу только при наличии «доминирующего» положения одной или нескольких договаривающихся фирм. Согласно российскому антимонопольному законодательству, положение фирм может быть признано доминирующим, только если их доля на рынке соответствующего товара превышает 35%. По мнению многих экономистов, этот критерий (35%) для определения доминирующего положения на рынке чрезвычайно высок, что снижает действенность политики демонополизации. Фактически закон предоставляет возможность явно монополистическим структурам, концентрирующим в своих руках до трети рынка соответствующего товара, беспрепятственно совершать действия (слияния, соглашения и т.д.), направленные на ограничение конкуренции. Отметим для сравнения, что антимонопольное законодательство США запрещает слияния и соглашения об установлении цен фирмами, совокупная рыночная доля которых превышает 15%. Вертикальные слияния фирм не допускаются, если доля хотя бы одной из них на соответствующем рынке превышает 10%.

Решения о принудительном разделении предприятий, входящих в состав предпринимательской монополии, в странах с развитой рыночной экономикой принимаются исключительно редко. В переходной экономике роль данной формы политики демонополизации намного выше.

Политика содействия конкуренции направлена на развитие конкурентной среды в монополизированных отраслях. Ее проведение заключается в стимулировании создания новых предприятий в этих отраслях, в поощрении действующих предприятий других отраслей к производству монополизированных видов продукции, в облегчении доступа иностранных фирм на монополизированные рынки. Средствами осуществления политики содействия конкуренции являются налоговые и таможенные преференции, льготное кредитование предприятий, впервые вступающих на монополизированные рынки, налоговые льготы и т.д.

Традиционным объектом государственного регулирования является деятельность так называемых естественных монополий. Естественная монополия имеет место тогда, когда все рыночное предложение товаров или услуг сосредоточено в руках одного продавца и создание конкурентной среды экономически неэффективно. Эффект масштаба настолько велик, что одна структура может полностью удовлетворить рыночный спрос при более низких издержках производства, чем имели бы две или несколько конкурирующих фирм. На общенациональном уровне к естественным монополиям можно отнести, например, энергетическую систему, железные дороги и нефтегазопроводы, на региональном уровне – систему водо- и газоснабжения, телефонную связь, общественный транспорт.

Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов в регулировании деятельности естественных монополий. Поэтому государственное регулирование является здесь основной формой координации. Фактически оно строится на тех же принципах, что и регулирование в плановой экономике – государственные органы управления (общенациональные или региональные) определяют уровень цен и тарифов, а так же основные параметры, характеризующие объем и ассортимент предлагаемых товаров и услуг.

Иные принципы лежат в основе регулирования предпринимательских монополий, действующих на конкурентных рынках. Здесь государственное регулирование призвано не заменить, а защитить конкурентный рыночный механизм. С этой целью, например, антимонопольное законодательство России запрещает действия предпринимательских монополий занимающих доминирующее положение на рынке, направленных на ограничение конкуренции.

Опыт западных стран показывает, что централизованное регулирование цен, как правило, блокирует действия конкурентного ценового механизма, препятствует нормальной работе рынка. Поэтому при переходе к рынку не следует использовать ценовое регулирование как универсальное средство антимонопольной политики. За пределами сферы естественных монополий оно допустимо лишь в очень ограниченном секторе экономики, а именно там, где наблюдается наиболее высокая степень монополизации рынка и не удается эффективно уменьшить ущерб для общества от злоупотребления монопольной властью другими средствами антимонопольной политики.

 

 Государственное регулирование регионального развития.

Для любой страны характерна относительная социально-экономическая дифференциация отдельных регионов. Она обусловлена многими факторами, в том числе культурно-историческими, природно-климатическими, ресурсно-сырьевыми, демографическими. Все это создает объективные условия для возникновения неравномерности в социально-экономическом развитии регионов.

Особенно значительны различия регионов Российской Федерации по природным ресурсам, производственному потенциалу и по уровню доходов населения. На это накладываются ошибки в региональной политике, усугубляющие объективно существующую дифференциацию в уровнях развития регионов.

Как отмечают исследователи, сегодня разрыв в благосостоянии отдельных регионов достигает более, чем 30-кратного размера. При этом разрыв между наименее обеспеченными и наиболее обеспеченными регионами за последние годы увеличился. Кризисно неустойчивое положение российской экономики, которое выражается в процессах деградации системы управления производством, автономизации регионов, дифференциации их социально-экономического положения и отсутствии четко сформулированной стратегии региональной политики, требует пристального внимания к этим проблемам не только органов управления, но и научной, и предпринимательской общественности.

В основу государственной стратегии регионального развития должна быть положена концепция устойчивого развития экономики, суть которой сводится к рассмотрению общественного воспроизводства как целостного единства трех подсистем: воспроизводства людей, воспроизводства окружающей среды и воспроизводства продукции. Таким образом, в этой концепции воспроизводство продукции выступает не как самоцель, а как средство воспроизводства людей и окружающей среды.

Указом президента № 803 от 3 июня 1996 года утверждены «Основные положения региональной политики в Российской Федерации». В них под региональной политикой в Российской Федерации понимается «система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а так же механизм их реализации.

Под регионами понимаются либо субъекты федерации, либо их объединения. Однако, такая трактовка границ регионов не совпадает с определением их сущности и не дает ответа на вопрос, чем являются другие территориальные образования, входящие в состав регионов (городские и сельские поселения, сельские районы и т.п.). Местное самоуправление, как отмечается в Положениях, призвано играть важную роль в региональной политике. Следовательно, муниципальные образования также являются объектами региональной политики и их следует рассматривать как ячейки региональной структуры общества.

В качестве субъекта региональной политики в Положениях указываются лишь органы государственной власти. Однако, со своими концепциями региональной политики могут выступать и выступают на практике различные общественные движения и партии. Реальное воплощение этой политики находится в руках государственной власти и органов местного самоуправления.

Важнейшее значение имеет определение целей региональной политики. Цели региональной политики можно подразделить на экономические, социальные, экологические, политические и другие. Региональная политика представляет собой региональный аспект различных видов общегосударственной политики, призванной учитывать специфику регионов.

Экономические цели региональной политики, возможно, определить как создание единого экономического пространства, как приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение.

Социальные цели региональной политики характеризуются как выравнивание условий социально-экономического развития регионов, обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты независимо от экономических возможностей регионов.

Экологические цели региональной политики формулируются как максимальное использование природно-климатических особенностей регионов и предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения.

В качестве6 политических целей рассматриваются выравнивание реальных прав и компетенции субъектов Российской Федерации, расширение полномочий и повышение степени ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, расширение полномочий и повышение степени ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, становление и обеспечение гарантий местного самоуправления. Важнейшей политической целью является защита и обеспечение интересов Российской Федерации в целом, сохранение единства и территориальной целостности Российского государства. Нельзя допустить перерастания федерализации в экономическую и политическую дезинтеграцию страны. Необходимо первоочередное нацеливание регионов и их ассоциаций на удовлетворение потребностей не мирового, а внутреннего рынка, как основы экономической интеграции регионов в рамках государства.

К числу основных условий успешной реализации региональной политики можно отнести:

- совершенствование экономического районирования страны и территориальной организации общества;

- укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства; развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатизации и др.); обеспечение государственного регулирования цен на продукцию естественных монополий, прежде всего в сфере транспорта и энергетики, выравнивающего условия хозяйственной деятельности в различных районах страны;

- разработку федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов;

- повышение уровня бюджетного самообеспечения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

- сдерживание оттока населения из северных и восточных регионов страны;

- экологически обоснованное размещение производительных сил;

- научно-обоснованное решение вопросов собственности на природные ресурсы;

- законодательное разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления по осуществлению социально-экономической политики, формированию доходных и расходных статей соответствующих бюджетов, сбору и использованию налогов и других обязательных платежей.

И региональная, и национальная политика нуждается в определенном механизме их реализации на практике. В качестве такого механизма выступает система управления, охватывающая элементы (кадры и технику управления, организационную структуру управленческих органов, определенную информационную базу), принципы, функции и методы управления. Если политика определяет цели развития, то управление обеспечивает средства их достижения. Применительно к региональной политике существуют свои специфические проблемы. К важнейшим из них относятся:

- определение роли и места различных уровней территориального управления в системе воздействия на развитие общества; распределение полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и управления;

- выявление объективных основ разграничения объектов собственности по уровням территориального управления;

- нахождение путей обеспечения сочетания федеральных, региональных и местных интересов, а также отраслевых и территориальных интересов в системе управления;

- обеспечение на практике полной самостоятельности региональных и местных органов власти и управления в решении вопросов относящихся к их компетенции;

- анализ преимуществ и недостатков единоличной и коллегиальной формы организации руководства исполнительной деятельности в регионах и муниципальных образованиях.

Решение управленческих проблем должно находить свое отражение в федеральных законах. Решения должны быть приняты в области бюджетно-налоговых отношений, по созданию механизмов финансового выравнивания, упорядочения заимствования средств на региональные расходы и т.п. Таким образом, как мы видим, без решения целого комплекса проблем невозможно строить целенаправленную региональную политику.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 353.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...