Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность и содержание социально-экономического                    прогнозирования национальной экономики




Прогнозирование – вид деятельности, направленный на научное предвидение будущего состояния любой социально-экономической системы.

Прогнозирование – процесс разработки прогнозов развития науки, отраслей производства, региона или страны в целом на основе изучения достоверной информации.

Прогноз – научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем. Социально-экономическое прогнозирование является одним из важнейших направлений общественного развития. Это процесс разработки прогнозов, основанный на анализе социально-экономических явлений и использовании всей совокупности методов, средств и способов экономической прогностики.

Цели социально-экономического прогнозирования.

1. Анализ тенденций развития экономики;

2. Вариантное предвидение предстоящего развития общественного воспроизводства

3. Оценка возможных последствий принимаемых решений.

4. Обоснование направлений социально-экономического и научно-технического развития страны, субъекта РФ, города.

Социально-экономическое прогнозирование является функцией государства. Согласно Закону «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» от 20 июля 1995 года №115-ФЗ, государственное прогнозирование представляет собой систему научно-обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития России, основанных на законах рыночного хозяйствования. Таким образом, Закон связывает прогнозирование с развитием рыночных отношений в стране.

Это означает, что государственные предприятия строят свои взаимоотношения с государством, как собственником, на основе утверждаемых плановых показателей, а с предприятиями и организациями негосударственной собственности на принципах рыночного хозяйствования, и в этой части на них тоже распространяется порядок государственного прогнозирования.

В процессе реформирования экономики России прогнозированием по существу было заменено государственное планирование.

 

 Принципы прогнозирования национальной экономики.

Социально-экономическое прогнозирование базируется на следующих принципах:

1. Принцип системности прогнозирования;

2. Принцип научной обоснованности;

3. Принцип комплексности;

4. Принцип адекватности прогнозирования;

5. Принцип вариантности прогнозирования;

6. Принцип целенаправленности прогнозирования;

7. Принцип альтернативности прогнозирования;

8. Принцип эффективности прогнозирования;

9. Принцип непрерывности прогнозирования;

10. Принцип верификации прогнозирования.

Рассмотрим краткую характеристику данных принципов прогнозирования:

Принцип системности прогнозирования непосредственно связан с реализацией системного подхода к прогнозированию развития социально-экономических систем. Он означает, что с одной стороны любая социально-экономическая система рассматривается в процессе проведения прогнозных расчетов как единый объект, а с другой стороны, как совокупность самостоятельных направлений прогнозирования. Системность в прогнозировании предполагает построение прогноза на основе системы методов и моделей, характеризующихся определенной иерархией и последовательностью.

Принцип научной обоснованности означает, что при проведении прогнозных расчетов на любом уровне управления национальной экономикой необходим учет действия объективных экономических законов. Прогнозирование развития социально-экономических систем должно основываться на широком использовании передовых методов и моделей как условии научного формирования прогнозов.

Принцип комплексности требует, чтобы прогнозируемые социально-экономические системы рассматривались в комплексе, а не изолированно друг от друга. Действие данного принципа прогнозирования предъявляет соответствующие требования и к применению на практике системы методов прогнозирования, позволяющих получить действительно комплексный и обоснованный прогноз развития социально-экономической системы.

Принцип адекватности прогнозирования требует, чтобы методы и модели, применяемые в процессе проведения прогнозных расчетов, были бы адекватны (соответствовали) объекту прогнозирования. С этой целью необходимо провести всестороннее исследование, обеспечивающее проверку соотношения используемых теоретических положений, системы методов и моделей, исходной информации реальному содержанию функционирования и развития социально-экономических систем.

Принцип вариантности прогнозирования предполагает, что прогнозы развития социально-экономических систем были многовариантными, что связано с действием фактора неопределенности.

 

Принцип целенаправленности прогнозирования предполагает, что процесс прогнозирования должен быть всегда подчинен достижению четко обозначенной цели, связанной с потребностями процесса управления национальной экономикой.

Принцип альтернативности прогнозирования связан с возможностями развития национальной экономики и отдельных ее элементов по различной траектории при различных взаимосвязях и структурных соотношениях. Альтернативность предусматривает наличие качественно различных вариантов развития.

Принцип эффективности прогнозирования предусматривает, что в процессе прогнозных расчетов должен быть выбран наиболее экономически и социально эффективный вариант развития социально-экономической системы на прогнозируемый период времени.

Принцип непрерывности прогнозирования предусматривает реализацию на практике непрерывного процесса проведения прогнозных расчетов и на этой основе осуществление постоянной корректировки прогнозируемых показателей.

Принцип верификации прогнозирования требует систематического определения достоверности, точности и обоснованности разрабатываемых прогнозов.

 

 Методы прогнозирования национальной экономики,                      их особенности, классификация.

В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов.

Под методами социально-экономического прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа экономических данных, внешних и внутренних связей объекта прогнозирования вывести суждения определенной достоверности относительно будущего развития данного объекта.

I. По принципу обработки информации об объекте рассматриваются следующие методы:

1. Статистические методы;

2. Методы аналогий;

3. Опережающие методы.

Статистические методы объединяют методы обработки количественной информации по принципу выявления содержащихся в ней математических закономерностей развития и математических взаимосвязей характеристик объекта с целью получения прогнозных моделей.

Методы аналогий направлены на то, чтобы выявить сходство в закономерностях развития процессов и на этом основании строить прогнозы.

Опережающие методы прогнозирования базируются на определенных принципах обработки научно-технической информации, реализующих в прогнозе ее свойство опережать развитие объекта прогнозирования.

II. По степени формализации все методы прогнозирования можно разделить на две группы:

1. Интуитивные методы прогнозирования (методы экспертных оценок):

2. Формализованные методы прогнозирования (с учетом математической теории)

Рассмотрим особенности методов прогнозирования.

Интуитивные методы прогнозирования позволяют получить прогнозную оценку состояния развития объекта в будущем независимо от информационной обеспеченности. Сущность интуитивных методов прогнозирования заключается в использовании интуитивно-логического мышления человека или коллектива специалистов. При этом обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы.

1. Интуитивные методы прогнозирования называются методами экспертных оценок. В зависимости от организации экспертной оценки различают методы индивидуальных и коллективных экспертных оценок.

1.1. Методы индивидуальных экспертных оценок

А) Метод «интервью», когда осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по разработке прогнозов по схеме «вопрос-ответ». Прогнозист ставит перед экспертом конкретные вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта.

     Б) Аналитический метод. При аналитическом методе осуществляется логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются докладные записки. Данный метод предполагает самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития прогнозируемого объекта.

     В) Метод написания сценария основан на определении логики процесса или явления во времени при различных условиях. Ценность сценария тем выше, чем меньше степень неопределенности развития процесса.

1.2. Методы коллективных экспертных оценок.

А) Метод «комиссий» заключается в формировании рабочей группы, в функции которой входит: назначение экспертов, проведение опроса, обработка материалов, анализ результатов коллективной экспертной оценки, определение дерева целей. Используемая методика представляет совокупность оценок по исследуемым проблемам в баллах. Эти оценки сводятся в таблицу, строки которой соответствуют направлениям исследования, а столбцы – порядковые номера исследователей-экспертов.

Б) Метод «Дельфи» наиболее распространенный метод экспертных оценок. Его особенности: анонимность экспертов, полный отказ от личных контактов и обсуждений, многотуровая процедура опроса экспертов путем анкетирования, обеспечение экспертов информацией.

       В) Метод коллективной генерации идей включает два элемента:

- выявление вероятностных вариантов развития объекта прогнозирования;

- критическая оценка каждого варианта.

Сначала эксперты предлагают различные варианты будущего состояния объекта, затем анализируют положительные и отрицательные особенности.

2. Формализованные методы прогнозирования базируются на математической теории, которая обеспечивает повышение достоверности и точности прогнозов. В состав формализованных методов прогнозирования включают:

     А) Метод экстраполяции – это метод научного исследования, заключающийся в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления на другую его часть. Экстраполяция заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем тенденций экономического развития и перенесения их на будущее состояние прогнозируемого объекта.

     Б) Метод трендов. Тренд – это изменение, определяющее основную тенденцию временного ряда, т.е. определение основной закономерности движения во времени, свободной от случайных величин (эволюция, старение организма и т.д.). Тренд – длительная тенденция изменения экономических показателей. При разработке моделей прогнозирования тренд оказывается основной составляющей прогнозируемого временного ряда, на которую накладываются другие составляющие.

      В) Метод наименьших квадратов состоит в отыскании параметров модели тренда, минимизирующих ее отклонение от точек исходного временного ряда. Метод наименьших квадратов широко применяется в прогнозировании в силу его простоты и возможности реализации в любых условиях.

       Г) Метод экономико-математического моделирования – это система формализованных соотношений, описывающих основные взаимосвязи элементов, образующих экономическую систему.

 

 Понятие «стратегическое планирование».

В системе управления социально-экономическими процессами, происходящими в обществе, регулирования их направления и динамики. В обеспечении нормального функционирования коммерческих организаций особое место занимает планирование. Разрабатываемые в стране на всех уровнях национальной экономики прогнозы, программы и планы, являются важнейшими инструментами реализации политики соответствующих субъектов управления. Именно они позволяют организовать четкую, продуманную, всесторонне обоснованную работу по достижению поставленных перед обществом и хозяйствующими субъектами задач.

Многоаспектность планирования отражает многообразие проблем, которые решаются в процессе управления экономическим и социальным развитием общества. Являясь ведущим элементом системы управления, планирование выполняет роль инструмента реализации политики государства, его отдельных субъектов, а также собственников коммерческих организаций.

В связи с нарастанием динамизма экономических и социальных процессов, происходящих в обществе, быстрым изменением конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках, необходимостью обеспечения стабильного развития общества в долгосрочной перспективе, все больше возрастает на макро и микроуровне социально-экономической системы роль стратегического планирования.

Стратегическое планирование (искусство оптимального руководства) ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления социально-экономического развития государства.

Предметом науки стратегического планирования является изучение возможностей использования в практической деятельности по составлению стратегических прогнозов, проектов, программ и планов, объективных законов, определяющих развитие рыночной экономики, разработка и совершенствование методологии и методики решения многообразных проблем стратегического планирования, а так же организации его осуществления.

Объект стратегического планирования – деятельность хозяйствующих субъектов, структурных элементов национальной экономики, вся национальная экономика страны, с позиций их будущего состояния в ближней и долгосрочной перспективах.

В теории стратегического планирования выделяют три чрезвычайно важных аспекта.

Первый из них – социально-экономический. Он состоит в изучении конкретных закономерностей, определяющих развитие социально-экономических процессов. Познание этих закономерностей и присущих им количественных зависимостей, является основой, базой для научного обоснования стратегических прогнозов, проектов, программ и планов всех уровней и временных горизонтов.

Второй аспект – методология стратегического планирования. Она представляет собой инструмент знания социально-экономических процессов и использования полученных знаний в процессе их государственного регулирования, а так же планирования деятельности хозяйствующих субъектов. Для того, чтобы все это стало возможным и осуществлялось эффективно, необходимо иметь четкое представление о сущности и закономерностях развития как самого объекта стратегического планирования – национальной экономики в целом, ее отдельных подсистем и коммерческих организаций, так и непосредственно всех процедур плановой работы, совершенствовать логику, методологические подходы, систему методов решения проблем стратегического планирования, уметь практически использовать всю систему знаний этой науки.

Третий аспект – организационный. Он охватывает комплекс вопросов, связанных с постановкой круга задач, решаемых системой органов, принимающих участие в процессе стратегического планирования, определении функций, выполняемых ими, организации их работы, а также придания определенной организационной формы конечным результатам стратегического планирования.

Содержанием стратегического планирования является планомерная организация регулирования развития национальной экономики, ее отдельных подсистем, планирование деятельности коммерческих структур. Речь идет прежде всего о регулировании с помощью макроэкономического стратегического планирования динамики национальной экономики и структурных сдвигов в ней, занятости населения, решение других социальных проблем (уровня и качества жизни, развитие отраслей социальной инфраструктуры), осуществление мероприятий в сфере экологии, поддержка науки, направление финансовых потоков в стране и т.д. На микроуровне, т.е. на уровне первичного звена экономики (фирм, других рыночных организаций) – разработка стратегических программ и планов их деятельности в среднесрочной и дальнесрочной перспективах, создающих необходимые предпосылки для выживания в условиях острой конкурентной борьбы.

Следовательно, основой стратегического планирования является выбор главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых должно взять на себя государство.

С помощью стратегического планирования решаются следующие вопросы:

- определяются главные пути развития общества;

- решается, на каких рынках лучше действовать;

- какую технологию осваивать в первую очередь;

- как обеспечить социальное единство страны;

- на какие секторы экономики и общественные структуры при этом следует опираться.

Основная цель стратегического планирования – обеспечение достаточного потенциала для успешного развития национальной экономики.

Свое отражение стратегическое планирование находит в Концепциях общегосударственного развития.

Следовательно, в переходный этап развития экономики страны основа макроэкономического планирования состоит не в разработке и доведении многочисленных показателей до исполнителей, а в научной постановке целей предстоящего развития и выработке действенных средств для их реального достижения.

Процесс осуществления стратегического планирования – выработка набора стратегий, начиная от базовой стратегии предприятия и кончая функциональными стратегиями и отдельными проектами (программами).

Стратегическое планирование представляет собой особый вид практической деятельности людей – плановой работы, состоящий в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов, программ и планов), предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.

Стратегическому планированию присущи следующие характерные черты:

- Устремленность в среднесрочную и дальнесрочную перспективы (на период более одного года);

- Ориентация на решение ключевых, определяющих для планируемой системы целей, от достижения которых зависит выживание, социально-экономический прогресс.

- Органическая увязка намеченных целей с объемом и структурой ресурсов, требующихся для их достижения;

- Учет воздействия на планируемый объект многочисленных внешних факторов, оказывающих на него позитивное или негативное влияние и разработка мероприятий в максимальной степени ослабляющих их негативное влияние, либо нейтрализующих их действие.

- Адаптивный характер, то есть способность предвидеть изменения внешней и внутренней среды планируемого объекта и приспособить к ним процесс его функционирования.

Стратегическое планирование, рассматриваемое как процесс практической деятельности соответствующих субъектов управления, имеет свое содержание, охватывающее его сущность, проявление сущности и процедуры разработки стратегических прогнозов, проектов, стратегических программ и планов.

Этапы формирования стратегического плана.

Весь процесс планирования в экономической организации можно разделить на две основные стадии:

1. Разработка стратегии деятельности фирмы (стратегическое планирование;

2. Определение тактики реализации выработанной стратегии (оперативное или тактическое планирование)

Стратегия фирмы – это совокупность ее главных целей и основных способов достижения целей. Разрабатывать стратегию действия фирмы – значит определять общие направления ее деятельности. Ответственность за разработку стратегии несет прежде всего руководство экономической организации, так как стратегическое планирование требует высокой ответственности, многоплановой работы менеджера.

Тактическое или оперативное планирование – это принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей.

Деятельность фирмы, связанную с планированием можно разделить на несколько основных этапов:

Первый этап. Фирма проводит исследование внешней и внутренней среды организации, определяет главные компоненты организационной среды, проводит сбор информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, проводит оценку реального положения фирмы.

Второй этап. Фирма устанавливает желаемые направления и ориентиры своей деятельности: видение, миссию, комплекс целей.

Видение – идеальная картина будущего. То состояние, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях.

Миссия предприятия обычно выражается в виде отдельных утверждений, которые являются неким кодексом организации и определяют ее экономическую, социальную и управленческую «философию», экономические критерии прибыльности, производственной деятельности и качества товаров, стиль поведения внутри организации, подбор и расстановку кадров и, наконец, такое понятие, как «имидж».

Цели, в отличие от миссии, выражают отдельные конкретные направления деятельности организации.

Третий этап. Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды, определяет разрыв между ними.

Четвертый этап. Проводится выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.

Пятый этап. Подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.

Шестой этап. Осуществляется среднесрочное планирование. Готовятся среднесрочные планы и программы.

Седьмой этап. На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годовые оперативные планы и проекты.

Восьмой этап. Реализация планов.

Девятый этап. Контроль результатов, что является основой для осуществления обратной связи при формировании следующего стратегического плана.

 

 Стратегические программы экономического развития.

Программирование представляет собой вид деятельности, связанный с выбором наиболее значимых проблем развития социально-экономических систем, требующих комплексного подхода к их решению и целевого выделения ресурсов.

Программирование – система целевых ориентиров социально-экономического развития и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

Результатом программирования является формирование программ социально-экономического развития страны, региона, города.

Программа представляет собой комплекс мероприятий (заданий), направленных на реализацию наиболее значимых целей, скоординированных между собой и увязанных по исполнителям, срокам и ресурсам. Все рассматриваемые программы носят целевой характер.

Государственные программы, направленные на решение отдельных хозяйственных задач подразделяются на несколько видов.

1. Программы развития транспортной сети.

- Среднесрочные или долгосрочные программы по реконструкции или новому строительству железных дорог, строительство высокоскоростных магистралей. Часто такие программы носят международный характер.

- Программы строительства и реконструкции автомобильных дорог (международные транспортные магистрали, сеть сельских асфальтированных дорог и т.д.)

- Комплексные транспортные программы, часто международные по объектам и финансированию (программа соединения Японских островов туннелями и эстакадами)

2. Аграрные программы.

Государственные аграрные программы дважды в год обсуждаются в парламентах (один раз – проект, второй раз – отчет). Средства по аграрным программам включают кредиты, субсидии, прямое финансирование и идут на землеустройство, приобретение земли, покупку сельскохозяйственных машин, горючего, удобрений.

3. Региональные программы.

Основная цель региональных программ – улучшить социально-экономическое состояние регионов или оказать помощь в развитии отраслей и предприятий, расположенных на территории регионов.

4. Чрезвычайные программы разрабатывают и осуществляют во время возникновения критических ситуаций (стихийные бедствия, угроза взрыва социального недовольства, голод и др.). Такие программы являются краткосрочными и выполняются посредством административного регулирования.

Рабочим документом, используемым Правительством РФ в процессе регулирования социально-экономического развития, является Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В ее основу кладутся положения, содержащиеся в послании Президента РФ. Программа должна состоять из следующих десяти разделов:

I. Итоги социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий период и характеристика состояния экономики Российской Федерации.

II. Концепция программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

III. Макроэкономическая политика.

IV. Институциональные преобразования.

V. Инвестиционная и структурная политика.

VI. Аграрная политика.

VII. Экологическая политика.

VIII. Социальная политика.

IX. Региональная экономическая политика.

X. Внешнеэкономическая политика.

Для решения задач стратегического характера, касающихся отдельных экономических и социальных проблем развития российского общества, рабочие органы Правительства РФ – Минэкономики с участием заинтересованных ведомств и субъектов Федерации, разрабатывают Федеральные целевые программы.

Каждая такая программа имеет свой паспорт, в котором находят отражение следующие реквизиты:

1. Наименование программы.

2. Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного документа).

3. Государственный заказчик, директор программы.

4. Основные разработчики программы.

5. Цели и задачи программы, важнейшие целевые показатели.

6. Сроки реализации программы (подпрограмм).

7. Перечень подпрограмм и основных мероприятий.

8. Исполнители подпрограмм и основных мероприятий.

9. Объемы и источники финансирования.

10. Ожидаемые конечные результаты реализации программы

11. Система организации контроля за исполнением программы.

В любой Федеральной целевой программе описываются: содержание проблемы и необходимость ее решения на основе использования программно-целевого подхода; цели и задачи программы, основные пути решения поставленных программой задач; источники и объемы финансирования программы; механизм реализации программы; оценка эффективности программы; организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации.

 

Организация стратегического планирования на                                                   макроуровне в Российской Федерации.

Непременным условием эффективного регулирования и стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации является наличие четко функционирующей системы органов, осуществляющих практическую деятельность в указанных сферах. Такая система органов в настоящее время создана и включает в себя законодательные и исполнительные органы власти.

Законодательные органы власти Российской Федерации, представленные Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания обеспечивают правовую базу государственного регулирования, прогнозирования, стратегического программирования и планирования, рассматривают и утверждают федеральный бюджет – ядро общегосударственной системы планирования.

Исполнительный орган власти – правительство РФ, в лице своих рабочих органов, осуществляет всю практическую работу по регулированию и стратегическому планированию всех аспектов жизнедеятельности общества. В систему рабочих органов Правительства РФ, принимающих непосредственное участие в регулировании экономики и плановой работе относятся прежде всего:

А) Министерства РФ: экономики, финансов, науки и технологий, природных ресурсов, сельского хозяйства и продовольствия, топлива и энергетики, труда и социального развития, общего и профессионального образования, транспорта.

Б) Государственные комитеты РФ: по связи и информатизации; жилищной и строительной политике; по государственным резервам; по охране окружающей среды; стандартизации и сертификации и др.

Прогнозные и плановые документы разрабатываются и утверждаются в два этапа:

Первый этап.

Министерство экономики РФ при участии других федеральных органов исполнительной власти с учетом ежегодного послания президента РФ Федеральному Собранию РФ разрабатывает сценарные условия функционирования экономики страны. Сценарные условия включают: целевые параметры, основные решения и меры по стабилизации положения по направлениям государственной политики, оценку основных экономических показателей социально-экономического развития.

Министерство финансов совместно с Министерством экономики РФ и Центральным Банком РФ представляют предложения по направлениям бюджетной политики в Правительство РФ.

После одобрения сценарных условий и направлений бюджетной политики Правительством РФ – Министерство экономики РФ доводит их до органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

Второй этап.

Федеральные Министерства и ведомства подготавливают свои предложения с учетом отраслевых особенностей, которые использует Министерство экономики РФ при разработке прогнозных и плановых документов.

Министерство финансов РФ обеспечивает:

- составление органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ на финансирование из федерального бюджета;

-  заявок на финансирование федеральных целевых программ;

- поставок продукции для федеральных государственных нужд;

- расчетов предельных объемов бюджетного финансирования отраслей экономики и регионов с учетом прогнозируемых макроэкономических показателей.

Органы исполнительной власти субъектов РФ представляют федеральным органам, которые являются государственными заказчиками федеральных целевых программ предложения по их реализации на территории конкретных субъектов РФ.

Для прогнозирования консолидированного бюджета органы исполнительной власти субъектов РФ представляют отчеты об исполнении бюджетов за истекший год и утвержденные бюджеты на следующий год.

Федеральные Министерства и ведомства готовят прогнозы социально-экономического развития. При этом учитываются предложения субъектов РФ по объемам поставок продукции для федеральных государственных нужд, по финансированию инвестиционных проектов. Соост5ествующие федеральные органы прогнозируют формирование и расходование средств государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов, развитие рынка ценных бумаг, экономического сотрудничества в рамках СНГ, платежного баланса и т.д.

Министерство экономики РФ представляет в Министерство финансов РФ основные показатели прогноза социально-экономического развития РФ, а также перечень федеральных и межгосударственных целевых программ, предлагаемых к финансированию из федерального бюджета.

Министерство финансов РФ в зависимости от имеющихся бюджетных средств корректирует показатели прогноза социально-экономического развития и передает в Министерство экономики РФ.

Министерство экономики РФ доводит до органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ откорректированный (с учетом корректировки показателей) прогноз социально-экономического развития.

Органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ представляют в Министерство экономики РФ уточненные прогнозы социально-экономического развития отраслей экономики и регионов с учетом результатов предварительного рассмотрения, оценки состояния экономики, возможных вариантов ее стабилизации.

Министерство экономики РФ представляет а Правительство РФ уточненный прогноз социально-экономического развития РФ; проект сводного финансового плана-баланса с разбивкой по субъектам РФ; перечень основных социально-экономических задач, решаемых в следующем году и федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет федерального бюджета.

После утверждения Правительством РФ прогноза социально-экономического развития РФ и других документов и их опубликованию в печати, они доводятся до исполнителей (министерств и регионов).

Далее указанные материалы используются при разработке бизнес-планов во всех предприятиях, независимо от форм собственности.

 

 Концепция развития национальной экономики                                               в современных условиях хозяйствования.

Дальнейшее развитие экономики России будет осуществляться на основе Концепции долгосрочного развития экономики России.

Глобальной целью стратегии долгосрочного развития является радикальное улучшение качества жизни населения. Достижение глобальной цели связано с прохождением экономикой России трех основных этапов.

 

Первый этап реализации Концепции долгосрочного развития             (2001 – 2003 г).

На первом этапе реализации Концепции экономический курс страны будет направлен на:

- углубление структурных реформ;

- укрепления рыночного начала в экономике;

- преодоления диспропорций и завершение переходного периода.

На протяжении этого этапа экономическая политика будет реализовываться по следующим основным направлениям:

1. Стабилизация развития социальной сферы на основе восстановления реальных доходов населения, повышения уровня жизни, повышения платежеспособного спроса населения.

2. Реализация программы структурных преобразований: развитие экономически эффективных производств, развитие частного сектора экономики, усиление инвестиционной активности, повышение конкурентоспособности экономики.

3. Осуществление эффективной бюджетной политики, реструктуризация государственного долга.

4. Снижение задолженностей в экономике по отраслям и субъектам РФ;

5. Сдерживание инфляции, стабилизация курса рубля по отношению к основным твердым валютам;

6. Активное содействие социально-экономическому развитию регионов.

Осуществление перечисленных мер приведет к сохранению положительных тенденций в экономике, что позволит повысить уровень жизни населения и стабилизировать социально-экономические процессы.

 

Второй этап реализации Концепции долгосрочного развития

(2004 – 2007 гг.)

Второй этап будет характеризоваться ускоренным развитием, что является результатом произошедших ранее структурных сдвигов в экономике.

Главная задача второго этапа – ускоренное обновление материально-технической базы экономики, резкое повышение эффективности и конкурентоспособности производства.

Для выхода России на соответствующие ее потенциалу позиции в мировой экономике необходимо достижение темпов экономического развития, по крайней мере вдвое превышающие среднемировые. Приоритетом данного этапа станет достижение максимальных темпов роста экономики – не менее 6% в год.

 

Третий этап реализации Концепции долгосрочного развития

(2008 – 2015 гг.)

Приоритетом третьего этапа станет достижение долгосрочного экономического равновесия, характеризующегося стабильными темпами роста и постоянным обновлением технологической и производственной структур экономики. Это станет основной достижения главной цели -ускорения роста уровня жизни всех слоев населения.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 569.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...