Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Типы национальных хозяйственных систем.




Регулирование национальной экономики в общем виде – это реакция государства на трудности и противоречия в социально-экономической сфере жизнедеятельности общества. Но уровень и конкретные формы государственного регулирования экономики различаются в зависимости от типа производственных отношений и особенностей исторического развития страны.

Различают пять основных типов хозяйственных систем:

1. Традиционная нерыночная система;

2. Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм);

3. Административно-командная система;

4. Современная рыночная экономика (современный капитализм);

5. Экономика переходного периода.

Рассмотрим эти хозяйственные системы с позиций уровня и форм государственного воздействия на экономику стран.

Традиционно нерыночная система относится к экономически неразвитым странам. Государство, перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, направляет средства на развитие инфраструктуры и социальную поддержку беднейших слоев населения. Для развивающихся стран, создающих независимую экономику. Государственное регулирование особенно важно, так как социально-экономическое развитие страны осуществляется под воздействием государства.

 

Рыночная экономика свободной конкуренции сформировалась в XVIII веке и, в основном, прекратила свое существование в начале XX века. Влияние государства на экономическую жизнь страны было незначительным. Основным механизмом регулирования макроэкономической деятельности являлся рынок свободной конкуренции, где уровень цен и их колебание являются индикатором общественных потребностей. По мере усложнения системы социально-экономических отношений, увеличения масштабов производства требуется изменение механизма управления национальной экономикой. Возможно два пути дальнейшего экономического развития страны:

- совершенствование рыночного механизма;

- переход к директивной централизованной системе управления.

В условиях административно-командной системы вмешательство государства во все сферы жизнедеятельности общества достигает наивысшего масштаба. Государственная собственность практически на все экономические ресурсы создала основу для централизованного экономического управления. Это привело к развитию административно-командной системы, при которой государство практически полностью контролирует производство и распределение продукции.

 

Современная рыночная экономика представляет собой альтернативу административно-командной системе и является гибкой системой, оперативно приспосабливающейся к изменяющимся внутренним и внешним условиям ведения экономической деятельности. Однако, при достижении определенного уровня экономического развития, определяемого концентрацией производства и капитала, механизм рыночного саморегулирования не может выступать регулятором общественного воспроизводства и возникает объективная необходимость государственного регулирования экономики.

 

Экономика переходного периода (от административно-командной к современной рыночной экономике) присуща многим странам постсоциалистического направления развития. Особенности данного типа экономической системы: а) демонополизация экономики; б) разгосударствление собственности; в) приватизация собственности. Современная экономика в России представляет собой взаимосвязь элементов административно-командной системы, рыночной экономики эпохи свободной конкуренции и современной рыночной системы экономического развития.

 

Системный подход к исследованию национальной экономики.

В современных условиях научно-обоснованный подход к управлению социально-экономическими системами должен основываться на применении системного подхода.

Системный подход предполагает с одной стороны рассмотрение любого объекта и явления в качестве динамически развивающегося целого, а с другой стороны – разделение системы на составляющие структурные элементы в их взаимодействии.

С позиций системного подхода национальная экономика любой страны может быть рассмотрена как открытая социально-экономическая система.

Под социально-экономической системой принято понимать совокупность социально-экономических объектов, характеризующихся определенным набором связей между ними и их частями, функционирующими как единое целое и подчиненных единой цели. Во всех случаях социально-экономическая система является целостным образованием, состоящим из взаимодействующих, взаимосвязанных и взаимозависимых частей, причем, свойства этих частей зависят от системы в целом, а свойства системы – от свойств ее частей.

Каждая социально-экономическая система предусматривает наличие трех основных элементов: среды (территории) в которой она функционирует и развивается, совокупности отраслей – как основы хозяйственной деятельности и проживающего на данной территории населения. Система рассматривается как единое взаимосвязанное целое по отношению к внутренним составным частям системы, которые называются подсистемы. Социально-экономическая система любого иерархического уровня включает в свой состав четыре основные подсистемы:

1. Экономическая подсистема;

2. Экологическая подсистема;

3. Социальная подсистема;

4. Демографическая подсистема.

В качестве основных видов социально-экономических систем можно назвать следующие виды:

- Национальная экономика страны в целом;

- Отраслевые социально-экономические системы;

- Региональные социально-экономические системы;

- Различные типы предприятий.

Для функционирования любого вида социально-экономических систем характерны следующие основные особенности.

1) Любая социально-экономическая система представляет собой упорядоченную целостность, которая является результатом взаимодействия составных элементов. Система – это не просто сумма составляющих ее элементов, а совокупность всех элементов, создающих единое взаимосвязанное целое.

2) Социально-экономическая система обладает свойством самостабилизации, что означает, что она достигает динамического баланса между внутренними элементами и внешней средой, факторы которой пытаются нарушить ее устойчивое равновесие.

3) Для любой социально-экономической системы характерно свойство иерархизации, связанное с тем, что системы, которые функционируют как единое целое на одном уровне, функционируют как части системы более высокого уровня, становясь подсистемами этой системы.

4) Для социально-экономических систем характерна многовариантность развития, вытекающая из взаимозаменяемости ресурсов и элементов системы в более или менее широких пределах.

5) Важным свойством социально-экономической системы является динамический характер связей и ограничений, т.е. управляющие параметры выбираются из определенного множества допустимых альтернатив и прямо воздействуют на изменения самого этого множества в последующие периоды времени.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 611.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...