Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философские подходы к построению теории коммуникации. 15 страница





 


Гл а в а 6

УСТНОРЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

6.1. Свойства и ситуативная обусловленность устноречевой коммуникации

6.2. Виды устноречевой коммуникации (230) • 6.3. Умение говорить (235) • 6.4. Ум ние слушать (239) • 6.5. Обратная связь в говорении и слушании (247) • 6.6. Прим« нение умений говорения и слушания для повышения эффективности коммуникац"" (254)

6.1. СВОЙСТВА И СИТУАТИВНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ УСТНОРЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Если под вербальной коммуникацией в целом понимается речевое щение людей в процессе их совместной деятельности, устная ко! муникация в соответствии с потребностями выражаемой инфорл ции отражает взаимообусловленные речевые произведения говор щего и слушающего.

Напомним, что понятие «коммуникация» всегда связано с пол] чением ответа на определенные вопросы. Кто (адресант — сат)? С какими намерениями (мотивы, цели)? В какой конкретнс ситуации? Обращается к кому (к какой аудитории)? Прогнозиру какие вербальные (невербальные) результаты взаимодействия (с ратная связь)?

Устноречевая коммуникация характеризуется довольно слаб подготовленностью, необратимостью, связью с конкретным нем и условиями протекания, автоматизмом в употреблении вых (языковых) средств и способов изложения информации.

Задача устноречевой коммуникации во всех ситуациях одинак^ ва — добиться того, чтобы в сознании слушателя возникла та и| формация, которую выражал говорящий. Правда, это скорее вд альный вариант. Практически речевые действия собеседников об словлены определенной совокупностью обстоятельств деятельнс ти того или другого лица, одна часть которых ставит проблему


задачу действия, а другая обусловливает необходимость (или целе­сообразность) ее решения, а также обеспечивает возможность ре-щения с помощью собеседника, к которому направлено речевое действие.

Если в сознании собеседников варианты решения задачи совпа­
дут, информация будет воспринята и о смыслена одинаково. В про­
тивном случае ситуация осложнится: говорящий будет искать более
удачную форму высказывания, а слушающий попытается точнее по­
нять смысловое содержание.                                          ^

Отвечая на вопрос «Кто участвует в коммуникации?», мы долж­ны представить себе роли, которые выполняют собеседники в си­туациях общения.

Роль инициатора общения (говорящего), как правило, связана с передачей информации и воплощается в следующих раз­новидностях:

•ф адресатная — позитивная (передача знаний);

•ф- адресатная — позитивная (уточнение собственных знаний, на­пример «выспрашивание»); <ф адресатная — суггестивная (проверка или выяснение знаний);

•ф адресатная — суггестивная (навязывание знаний, внушение).

Роль слушателя заключается в восприятии, понимании ин­формации и принятии решения о реазстивных действиях и имеет такие разновидности:

•ф- нулевая — позитивная (получение знаний);

•ф- негативная (непринятие точки зрения или мотивов собеседни­ка) и т.д.

Намерения (мотивы, цели) инициаторов общения всегда обусловлены их социальной или профессиональной деятельно­стью. Взаимопонимание обычно возни хает у собеседников, связан­ных общим родом деятельности, общими интересами, взглядами на жизнь и т.д.

Ситуации действительности, в которых осуществля­ется вербальная коммуникация, организуются в зависимости от сферы общения. Они представляют собой совокупность обстоя­тельств, образующих то или иное положение вещей, отражающих­ся в высказывании. Общение в конкретной ситуации характеризу­йся не только речевой формой, но и предметным содержанием — совокупностью последовательных фактов и явлений, которые зада­ны темой и опосредованы интерпретацией автора высказывания.

Ситуация (акт) речевой коммуникации характе­ризуется продуцированием высказывания, его восприятием (ос-мЫслением) и реактивным действием адресата (речевым или нере­чевым), демонстрирующим обратную связь.

15-7621


226


Глава 6. Устноречевая коммуникация


6.1. Свойства и ситуативная обусловленность устноречевой коммуникации 227


 


 


Целевой аудиторией инициатора речи может быть л» бое число собеседников, связанных с ним общими коммуникат* ными намерениями.

Итак, акты речевой коммуникации всегда обусловлены наборе параметров, необходимых для их осуществления, а именно: сфер общения; ситуация общения; вид коммуникативного контакта; левые установки; характеристики участников общения; сносе выражения (изложения) предметного содержания в говорении. |

В любой ситуации общения говорение — слушание провождается рядом актов, усиливающих эффект взаимодействия!

•ф- механические акты (приведение в действие речевого аппарат произнесение звуков, складывающихся в слова);

•ф- речемыслительные акты (информирование, предъявление за ния, формулирование вопросов, ответов и т.д.);

•ф- активизация обратной реакции, т.е. речевых действий слуи

телей.

Например, в ситуации инициативного говорения специалис выполняющий профессиональные обязанности, отдает кома! или докладывает, предупреждает, благодарит или порицает, пре^ гает новое решение проблемы, запрашивает информацию или цаеЗ установку на осуществление каких-либо неречевых действий.

Специфика поведения говорящего заключается прежде всего знании свойств и качеств обсуждаемого предмета, в умении испо/ зовать свои знания и свой интеллект в частично подготовленно! говорении, отражающем результаты мыслительной деятельности Конечно, поведение коммуникантов зависит от условий, в которыМ разворачивается речевое общение: сферы общения, временной туации и коммуникативной ситуации, обусловленной ролями учасч ников общения и другими характеристиками.

Каждый человек в процессе жизнедеятельности вовлекаетсЛ (последовательно или одновременно) в различные сферы ния: бытовую, социокультурную, деловую, учебную, производстве! ную, культовую и т.д. Профессионализм коммуникантов в каждой сфере связан со знанием ее предметной базы, используемого ст* речевой деятельности (разговорно-бытового, научного, публицис! тического, делового и т.д.), терминологического тезауруса и т.} Все эти признаки характерны для каждой коммуникативной сит ции, разворачивающейся в той или иной сфере. Коммуникативный смысл взаимодействия, постигаемый собеседниками, выражается I отношении между целью речевого действия и его формой.

Типичная (для любой сферы) коммуникативная ситуация пред| полагает:

•ф- отражение в речи целеустановок общения;


^ реализацию умений в разных видах речевой деятельности;

^ использование способов изложения и лексико-грамматических

средств, необходимых для выражения конкретного предметно­го содержания.

Типичную коммуникативную ситуацию можно представить как мо­дель контакта, в котором реализуются речевые (и неречевые) действия со­беседников в их социально-коммуникативных и профессионально-коммуни­кативных ролях. Типичную ситуацию можно рассматривать как мо-тивационно-ориентировочную базу общения. В типичной ситуации наблюдается заданность обстоятельств действительности, отноше­ний между собеседниками, мотивов и задач общения. Одним из ос­новных компонентов общения в той или иной ситуации является коммуникативно-речевое побуждение (мотив) каждого коммуни­канта. Вербальное содержание каждой коммуникативной ситуации представляет собой речевое (языковое) выражение системы, отра­жающей закономерность связей реальных предметов, явлений и процессов в речевом предъявлении.

В речевой реализации каждой коммуникативной ситуации участ­вуют адресант (отправитель, производитель, инициатор речи) и ад­ресат (получатель, реципиент, слушатель, аудитория слушателей).

Рассмотрим подробнее их коммуникативные характеристики.

Адресант обязательно учитывает в своей речи характеристи­ки слушающих и цель своего говорения. Сравнение речевых ситуа­ций: преподаватель — студент, студент — преподаватель, коллега — коллега, руководитель — подчиненный и т.д. — показывает, что в каждой из ситуаций общение строится с учетом речевых (языко­вых) параметров говорящего и слушающего.

Каждый адресант обладает своей индивидуальной речевой мане­рой, которая является, как правило, результатом его сознательной ориентации на тот или иной тип, жанр, код речи и его предшеству­ющего речевого опыта. Индивидуальная манера дополняется и не­вербальными средствами коммуникации (интонация, темп, тембр, паузы, акценты и т.д.).

Адресат в процессе коммуникации совершает ряд речевых Действий реактивного характера, которые иногда подкрепляются неречевыми действиями (кивок головы, взгляд, движение, жест и т.д.). Налаженная обратная связь дает возможность инициатору общения интуитивно «подстроить» свою речь под адресную ауди­торию.

Адресат может находиться на ином информационном, интеллек­туальном уровне по сравнению с адресантом, владеть большим или Меньшим объемом средств выражения предметного содержания.


15'


 


ные смысловые единства, передающие цели общения, выражают;» предметное содержание. Например, в деловой сфере мы часто ис   непринужденностью в отношениях сторон, большей или меньше] уверенностью говорящего в наличии позитивной обратной связи Непосредственная, спонтанная речь чаще наблюдается в бытово! общении. Профессиональное общение обычно базируется на ков кретных источниках информации, меньше использует разговорнс обиходную лексику, отличается большей степенью ораторского и( кусства, соблюдением норм литературного языка. Каждая коммуникативная ситуация в любой сфере общения -это процесс социально-речевого взаимодействия. Собеседники, за интересованные в успехе взаимодействия, должны испытывать чуь ство эмпатии. Это значит, что каждый участник общения обяза] осознавать не только собственные цели и задачи, но и потребное ти, целеустановки, психологические характеристики собеседника Инициатору беседы следует продумать ее ход, чтобы максимальн< соблюдать интересы сторон, что будет способствовать установлс нию взаимопонимания. Способы изложения содержания в комуникативны: ситуациях соотносятся с конкретной сферой общения. Именн< сфера (деловая, научная, бытовая и др.) диктует набор понятий, тер минов, лексико-грамматических единств, являющихся объектами ре чевой деятельности. Кроме того, в каждой сфере приняты собствен   Общение может характеризоваться также большей или меньше]   средств общения в сочетании с невербальными; •ф- по результатам коммуникации: эффективные (достигшие цели ] вызвавшие ответные действия), неэффективные (в которы: отсутствовала обратная связь, реактивные действия собесе^ ников).   ве — потреблении речевых продуктов (письмо — чтение), на ш пользовании технических средств, использовании вербальны:   ные; -Ф- по средствам коммуникации — основанные на потреблении щ теллектуального содержания (чтение и слушание), производс]   •ф- по условиям взаимодействия — непосредственные, опосредован   частично подготовленные;   Виды коммуникативных ко н та кто в (как устные, та: и письменные) классифицируются по нескольким основаниям: •ф- по наличию субъектов коммуникации — межличностные, мел групповые, публичные; •ф- по степени подготовленности — спонтанные, подготовленные   тических единиц.   Все это влияет на выбор жанра сообщения, отбор лексико-граммз   ю ю со ь' и Ю и; с-. ^ Н г* л а § а я с У1 3 Е К И С 1С  

и              
Л              
-о   СЕ       7  
61   п       п  
я   О О       СП  
га   ^       ^""*  
о   П 3       |  
    о          
0   н       о  
    и       р  
Ъз   5       ^<  
У   Я       п  
п   п       О  
2   0       ^  
о           X  
о   X       X  
    п          
я       и   а  
к   0 »   13 <Т Л   я о  
Ю 0 о   п О   п ш 2   о о 0\  
Я   о   X   со  
Т!   н   2   ь*  
5   я   3   и  
Я К   0 п «а   у я 5   0 о  
61   о   Ьй   X  
п>           »  
о 3   ЫСЛО       Я 13 3  
ш   м       «  
Е   о       н  
п   (Т       я  
Я   я       о •п  
ш   •о       О  
;ывания   едметно       содержан!  
п   га       йЭ  
2   о          
Р   О          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Название

 

 

 

Описание

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечисление  
Обобщение  

Объяснение

 

Уточнение

 

 

 

   
Характеристика  

Определение

 

Классификация

 

 

 

 

 

Формулировка

 

-

 

 

 

Сравнение

 

 

 

   

Доказательство

 

Убеждение

 

Противопоставление -  

Предложение

 

   

-

 

 

 

 

 

Утверждение  

Опровержение

 

   
   

ш

Е га о Ь

 

Обоснование      

 

 

Аргументация

 

   

«

 

   

 

 

Оценка      

 

 

 

о\ о   ш п   Т!   43 (Т)   к п 0 Н   в 6)   0 X       с ^5 п л   о и а; 5а 0 И   §   \      
На рис. 6.1 представ в изложения предмет  

ей содержательно-смысловой структуры высказывания.

 

юстого к сложному, так как их реализация связана с усложнени

 

нии, совершенствует эти способы изложения, развивая их

 

вующих ситуации, теме разговора способов изложения предм 1го содержания. Человек, развивающий свои способности в го

 

х благодаря использованию говорящим определенных, соотв

 

>бой сфере. Являясь содержательной основой речевой деяте 1сти, они находят отражение в высказываниях, суждениях, те

 

Объекты речевой коммуникации можно выделить и обобщит)

 

ной речи, объектами речевых действий становятся явления, п ссы, величины, термины, функции, понятия и др.

 

ть резолюцию, объявить благодарность, а в учебном общении: ать предмет, перечислить свойства, классифицировать действ: слать выводы и т.д. В учебном общении, реализующем функции

 

,льзуем такие смысловые единства: передать распоряжение, п

 

0

0

о

ч и у

п

3_

ч

X

^ га

СЛ - -^

^1

О

а

о Ч

У

<-; ч

2

0

•о о & о

03

я

о 2

^

я

и

с

 

лена модель усложне ного содержания в у» Рассуждение 1  
ния и обобщения спо 1ебной сфере общени  
а о       п   о   ю п   п   Я Ь)   и   "О   я я я   "О   ьо  
?           н   9 ^   н   п ег   и   о   ра » 6)   •?   ••о  

230


Глава 6. Устноречевая коммуникация


6.2. Виды устноречевой коммуникации


231


 


 


1


тивами и целями общения, с определенной речевой структурой, де монстрирующей реализацию объектов коммуникации разными спс собами изложения, мы более четко расставляем акценты в получаеЦ мой информации, яснее излагаем свои мысли, быстрее уясняе\ смысл услышанного.

Результаты обобщения способов высказывания и усложнения об ектов изложения содержания можно представить в виде таких ре-Ц чевых произведений:

•ф- повторение: услышанного текста, прочитанного текста, закэнН спектированного ранее текста и т.д.;

•ф- пересказ: с опорой на аудиовизуальные материалы, без опоры, < дополнением собственными выводами, точно воспроизводящий иноязычный текст;

•ф- изложение: полное, подробное, близкое к тексту (услышанному,! прочитанному), выборочное, сжатое;

•Ф- комментирование: ответа или реплики кого-либо, хода пракги-1 ческих действий, результатов наблюдений и т.д.;

•Ф- сообщение: на практическом занятии, публичном выступлении, 1

в ходе защиты проекта и т.д.

Умения говорения, способствующие реализации большего ко-| личества содержательно-смысловых схем речевых действий, отМ ражают высокий уровень коммуникативной компетенции, кото-1 рую мы оцениваем в плане ситуативного единства содержания и формы.

6.2. ВИДЫ УСТНОРЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Говорение как вид устноречевой коммуникации.Говорение устноречевой деятельности, обусловленный выражением мыслей и чувств как в инициативной, так и в реактивной формах. Высшим уровнем го­ворения является динамичная, спонтанная, инициативная (твор- 1 ческая) речь.

Для осуществления говорения необходимы определенные пред­посылки условия говорения:

•ф- наличие коммуникативно-речевой ситуации, которая служит стимулом говорения;

•ф- наличие цели сообщения своих мыслей, коммуникативной на­правленности взаимодействия;

•ф- наличие знаний о предметном содержании, компонентах ситуа­ции, об объеме речевого произведения, т.е. о том, что определя­ет процесс говорения;


л. отношение к объекту речи — собеседнику, понимание его на­строения, чувств, системы взглядов, знание его потребностей в общении и т.д.;

.ф. наличие средств выражения своих мыслей и чувств, средств вы­ражения своего отношения и реализации речевого действия; та­кими средствами являются речевое умение и составляющие его навыки.

Роль говорящего продуктивна. Говорящий не только передает слушателям информацию, но и сообщает свое отношение к ней и воздействует на восприятие слушателями фактов, определений, яв­лений, дополняя их своими рассуждениями.

В любом устном тексте можно выделить несколько уровней струк­туры и содержания:

•ф- мотивированный уровень и уровень коммуникативного намере­ния — то, ради чего и с каким предлагаемым воздействием на партнера откроется текст;

•ф- предметно-содержательный уровень — набор явлений, фактов, предметов действительности, который отражается в вербаль­ном общении;

•ф- смысловой уровень (уровень смыслового содержания) — логи­ческая организация предметных связей в процессе их осмысле­ния;

•ф- языковой план — совокупность языковых средств (лексических, грамматических и т.д.);

•ф- речевой план — своеобразие способов формирования и форму­лирования мысли, отражающих культуру, условия, форму обще­ния, индивидуальные характеристики говорящего;

•ф- фонационный план для звучащего текста — его интонационно-произносительные особенности.

В ситуации речевого взаимодействия могут возникнуть пробле­мы на каждом из уровней оформления устного текста, связанные с определением предмета разговора, неумением вникнуть в суть этого предмета, осмыслить его, разобраться в логической структу­ре информации, использовать адекватные способы выражения со­держания отсутствием или недостаточной развитостью языковых и речевых умений. Иногда боязнь показаться косноязычным мешает Даже хорошим специалистам Защитить свой проект, доказать спра­ведливость умозаключений и т.д. Чтобы стать хорошим оратором, суметь убедить, воздействовать на собеседника или аудиторию в за-Думанном ключе, сформировать мнение о себе в самом выгодном виде, необходимо развивать определенные механизмы, навыки, Умения говорения.


232


Глава 6. Устноречевая коммуникация


6.2. Виды устноречевой коммуникации


233


 


 


Организуя устноречевое общение при помощи запуска речевь механизмов, говорящий и слушающий структурируют передана мую-получаемую информацию, систематизируя отдельные значк мые речевые произведения — высказывания. Высказывание — эп процесс и одновременно словесный результат решения определенной кс никативной неречевой задачи языковыми средствами.

Информативной единицей коммуникационного процесса считан смысл как отражение действительности в индивидуальном сознаниъ. (г> варящего или слушающего). Намерения, мотивы инициатора реч формализуются в каждом речевом действии, в каждом акте речи. 1

Основная единица говорения - производство конкретного слова, пред жения (высказывания) в ходе речевого акта — обмена продуктами реч между адресантом и адресатом.

Мотивы говорения и слушания часто совпадают. Участники щения в учебной, профессиональной, социально-культурной с<] рах, обмениваясь мнениями по определенной проблеме или вое принимая информацию, стремятся получить максимум знаний предмете обсуждения.

Оратор (говорящий, инициатор говорения) должен помнить,! что взаимопонимание основано на реализации «взаимных ожида»] ний». Чем полнее, конкретнее, убедительнее будут его слова, те» больший эффект можно ожидать от беседы (переговоров, встреч! и т.д.).

Слушание как вид коммуникации.Слушание, как и говорение,! относится к видам речевой деятельности, осуществляющим устное общение в любых сферах и ситуациях коммуникации. Это значит,! что эффективная коммуникация возможна лишь в том случае, когда! достигается полное взаимопонимание.

Если в процессе говорения не обращать внимания на реакцию! слушателей, не добиваться необходимой обратной связи, выражен-! ной вербальными или невербальными средствами, то можно зараи нее быть уверенным в безуспешности общения. Для создания ситуа-1 ции, которую можно назвать коммуникативно-речевой, необходи-.| мо именно наличие слушателя. Пара говорящий—слушающий — не*! обходимое условие реализации этой ситуации.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 231.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...