Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

III. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ




ВВЕДЕНИЕ

Введение является важной составной частью каждой выпускной квалификационной работы. В нем отражается обоснование выбранной темы (что это за проблема и зачем ее следует исследовать), а также раскрывается весь научный аппарат, включая следующие составляющие выпускной квалификационной работы:

• актуальность темы выпускной квалификационной работы;

• разработанность исследуемой проблемы;

• объект и предмет;

• цель;

• основные задачи;

• методы решения основных задач;

• элементы новизны;

• научная и практическая значимость исследуемой проблемы;

• положения, выносимые на защиту.

Актуальность темы - это определение важности исследуемой проблемы, включающее в себя:

• аргументацию необходимости изучения данной темы с позиции теории или практики, а также одновременно и теории, и практики правоприменительной деятельности;

• раскрытие степени изученности проблемы и отражение ее в специальной литературе;

• обоснование темы и раскрытие потребности в специальном исследовании и т.д.

       Здесь же раскрывается состояние разработанности выбранной темы, т.е. дается краткий обзор литературы по теме. При этом следует учитывать, что чаще всего дипломная работа бывает посвящена довольно узкой теме, поэтому обзор литературы должен делаться только по ней, а не по всей проблеме, к которой данная тема относится. Литературный обзор должен осуществляться в определенной логической последовательности. Сначала дается критический анализ того, что уже нашло отражение в специальной литературе. На основании анализа делается вывод о том, что уже решено предшествующими исследователями, что еще недостаточно раскрыто и потому нуждается в дальнейшей разработке. Если студент-дипломник не может сделать такой вывод, проводя самостоятельно анализ всей имеющейся по данной теме литературы, то, естественно, возникает вопрос, для чего он выбрал именно эту тему и что нового в нее он может привнести.

В процессе анализа состояния исследованности темы выпускник приходит к формулированию основного противоречия в исследуемой области. Под ним понимаются серьезные несоответствия, несогласованности между какими-либо противоположностями внутри единого объекта. Выявление основного противоречия позволяет определить научную проблему выпускной квалификационной работы.

Научная проблема характеризует, что именно хочет автор разрешить в процессе исследования. Она выражается в виде вопроса, например: в чем сущность, содержание и условия оптимального развития какого-либо правового явления; каковы пути, обеспечивающие наиболее полное решение определенной правоприменительной проблемы; каковы наиболее оптимальные условия эффективности деятельности должностного лица в решении частной юридической задачи?

Сформулировав научную проблему, следует определить объект и предмет выпускной квалификационной работы. Они позволяют выделить границы предстоящего исследования.

Объектвыпускной квалификационной работы - это та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Он представляет собой процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию, которая будет исследоваться. Под объектом исследовании понимается составная часть (элемент) правовой действительности, обозначаемая понятием или системой понятий. Один и тот же объект может быть предметом разных исследований или даже целых научных направлений. Чтобы сформулировать объект исследования, необходимо определить понятие более общее, чем то, которое обозначено темой и максимально расширить его объем.

 Предмет выпускной квалификационной работы - это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта. Он (предмет) определяет то, что находится в границах объекта и обусловливает содержание предстоящего исследования. Предмет выпускной квалификационной работы чаще всего либо совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию.

Цель выпускной квалификационной работы - это то, чего хочет достичь студент-дипломник своей исследовательской деятельностью. Она характеризует основной замысел студента при ее разработке. Формулировка цели исследования в рамках курсовой работы обычно начинается словами: «проанализировать, обобщить и систематизировано изложить...». Цель тесно связана с определенным предметом исследования. Однако на практике нередко цель отрывается от предмета исследования. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что автор не понимает того, о чем пишет.

Сформулированная цель исследования логически определяет его задачи, которые чаще всего выступают как основные этапы работы по достижению настоящей цели. Задачи формулируются в виде перечисления (изучить..., описать..., уточнить и дополнить понимание..., выявить..., систематизировать..., разработать... и т.д.) Иногда задачи формулируются как относительно самостоятельные законченные этапы исследования.

Формулировки задач определяют содержание выпускной квалификационной работы. Количество задач может диктоваться главами или основными параграфами работы. Как правило, их количество колеблется от двух до четырех, в редких случаях достигает пяти. В первом случае каждая задача определяет название главы, во втором – основные параграфы выпускной квалификационной работы. Какой вариант предпочтителен, определяется темой и советом научного руководителя.

Путь (способы) решения основных задач. Он предполагает определение автором основных методов, которые использованы при проведении исследовательской работы, и базы, на которой изучались те или иные явления, проверялись наработки, методики и пр. Другими словами, автор показывает ту практическую, сферу, где преимущественно проводилось исследование, и тот инструментарий, посредством которого; он обеспечил решение основных задач, достижение цели выпускной квалификационной работы. Здесь же дается характеристика источников получения информации.

Элементы новизны. В этом подразделе введения отмечается, что нового по сравнению с известным в теории и на практике удалось достичь автору в процессе его исследовательской деятельности. Учитывая, что речь идет о выпускной квалификационной работе, требования к новизне невысокие по сравнению с диссертационной работой. Не случайно этот подраздел называется - элементы новизны. При его раскрытии используются следующие формулировки: «в выпускной квалификационной работе (в процессе исследования) уточнено..., дополнено..., выявлено влияние (проявление)..., описано... и т.д.

Научная и практическая значимость исследуемой проблемы. Автор показывает, какое значение могут иметь те результаты, которые им получены в ходе исследования, и где они, возможно, получат применение или уже используются на практике. Другими словами, здесь показывается, кому и для чего нужно то, что сделано студентом-дипломником.

Положения, выносимые на защиту - это основные результаты, полученные выпускником в процессе исследования и которые он готов отстаивать. К ним, как правило, относятся теоретические положения, обобщающие сведения, выводы, практические рекомендации.

Формулируются положения, выносимые на защиту, в виде пронумерованных тезисов. Каждый тезис включает выводное положение и его краткое, обобщающее содержание. В выпускной квалификационной работе может быть три - четыре таких положения. Однако они не должны дублировать выводы выпускной квалификационной работы, что выполнить не так просто. В этой связи предлагается формулировать положения, выносимые на защиту, в виде определенных конструкций:

• требования (система требований к чему-либо);

• правовые условия чего-либо;

• модель; схема; методы (методические приемы, совокупность методических приемов) чего-либо;

• механизм чего-либо;

• процедуры осуществления чего-либо;

• критерии (совокупность критериев) эффективности чего-либо и т.д.

Такой вариант формирования данного подраздела позволит автору более полно раскрыть все, что удалось сделать в выпускной квалификационной работе.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Дипломная работа - это самостоятельная научная работа студента. К ее содержанию предъявляются определенные требования, которые студент-дипломник должен выполнить.

Каждый параграф имеет:

1) вводную часть - несколько предложений, вводящих в замысел параграфа;

2) последовательное раскрытие содержания, иных явлений, цитирование и заимствования;

3) вывод - обобщающая мысль изложенного материала и переход к следующему параграфу.

Язык и стиль. При подготовке выпускной квалификационной работы следует учитывать, что это научный труд студента и язык должен быть соответствующим. Данный факт находит отражение, прежде всего в том, что стиль изложения должен носить характер доказательности, убедительности, являться следствием проведенного исследования. Важнейшие средства выражения логических связей - специальные функционально-логические средства связи, указывающие на:

последовательность развития мысли - вначале, прежде всего, затем, во-первых, значит, итак и др.;

противоречивые отношения - однако, между тем, в то время как, тем не менее и др.:

причинно-следственные отношения следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же и др.;

переход от одной мысли к другой - прежде чем перейти к ..., обратимся к..., рассмотрим, остановимся на..., необходимо рассмотреть;

итог, вывод - итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать.

Неписаным правилом является, когда выпускник-дипломник выступает во множественном числе «мы» - я и научный руководитель.

Цитирование и заимствования. Автор выпускной квалификационной работы для подтверждения собственных доводов или для критического анализа того или иного явления должен обязательно ссылаться на авторитетный источник. Таким образом написанная дипломная работа демонстрирует научную культуру автора. Академический этикет требует точно воспроизводить цитируемый текст, ибо малейшее его искажение может изменить смысл. Допустимы лишь следующие отклонения:

1) модернизация орфографии и пунктуации по современным правилам, если написание слов и расстановка знаков препинания не являются индивидуальной особенностью стиля автора;

2) развертывание произвольно сокращенных слов до полных с заключением дополнительной части слова в прямые скобки, например: т[ак], с[казать];

3) пропуск отдельных слов и фраз в цитате при условии, что, во-первых, смысл цитаты не будет искажен пропуском и, во-вторых, этот пропуск будет обозначен многоточием;

4)      изменение падежа цитируемых слов и словосочетаний для подчинения их синтаксическому стилю фразы, куда они включены.

       Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным. Избыточное цитирование создает впечатление компилятивности, а недостаточное цитирование снижает научную ценность работы.

Текст цитаты заключается в кавычки и делается ссылка на источник с указанием страницы. Вариантами ссылок могут быть следующие:

а) постраничные с нумерацией - 1, 2 и т.д. на каждой странице;

б) сплошная нумерация с постраничными ссылками;

в) ссылки следуют сразу после цитаты в подстрочных ссылках внизу, используя список литературы, представленный в конце выпускной квалификационной работы.. Например,[1]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ПРИЛОЖЕНИЯ

Заключение представляет собой результат научного творчества студента, краткий итог выпускной квалификационной работы.

Учитывая, что содержание выпускной квалификационной работы строится в определенной логической связи, то и заключение целесообразно строить так же логически. С этой целью следует по каждому параграфу сделать краткое резюме и сформулировать в виде одного - трех абзацев. Каждый абзац имеет свое конкретное содержание, отражающее определенный результат исследовательской деятельности студента. В этих абзацах должно найти отражение решение основных задач выпускной квалификационной работы и раскрытие содержания положений, выносимых на защиту. Здесь же отражаются наиболее важные практические рекомендации (для прикладных тем), получившие обоснование в выпускной квалификационной работе.

Результаты излагаются как в позитивном (что удалось выявить, раскрыть достаточно полно, в основном, частично), так и в негативном плане - чего не удалось достичь в силу недоступности определенных источников, либо материалов, либо других причин, связанных с трудностями исследования, недостатком времени, отсутствием необходимой базы и пр.

Каждый смысловой раздел заключения, как правило, нумеруется, что придает определенную стройность изложения.

Объем заключения - 2-3 страницы.

Список литературы завершает дипломную работу. Он отражает ту литературу, которую изучил и использовал студент в процессе подготовки выпускной квалификационной работы. Оформляется (составляется) список литературы в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1 — 84 «Библиографическое описание документа: общие требования и правила составления.» - М.: ИПК Издательство стандартов, 2001 г. и с учетом кратких правил «Составление библиографического описания» (См.: Составление библиографического описания: Краткие правила. 2-е изд., доп. - М.: Кн. палата, 1991. - 224 с).

Все источники располагаются в алфавитном порядке, а при необходимости - в хронологическом, либо по тематическому принципу. В дипломных работах по таможенного дела выделяют следующие рубрики:

1. Нормативные акты- излагаются по юридической силе акта.

2. Комментарии к нормативным актам - монографии, учебники, учебные; и учебно-методические пособия, энциклопедии и справочники.

3. Исторические источники.

4. Учебная и научная литература.

5. Периодическая печать- журналы, реферативные сборники, газетные публикации.

6. Материалы локальной сети Интернет.

Ниже приведены примеры библиографического описания.

Материалы локальной сети Интернет.

 

Приложения. В выпускной квалификационной работе могут быть приложения - это материалы прикладного или иллюстративного характера, которые были использованы автором в процессе разработки темы. К ним относятся следующие материалы:

• различные положения, инструкции, копии документов;

• схемы, графики, диаграммы, таблицы;

• бланки опросов, тестов и систематизированный материал по ним;

• иллюстративный материал, в том числе и примеры, на которые имеется ссылка в тексте, и пр.

Все приложения нумеруются (без знака №) и должны иметь тематические заголовки. В тексте выпускной квалификационной работы обязательно делается ссылка на каждое приложение.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 157.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...