Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экспертный опрос. Методы экспертного опроса.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИя И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.Н. Косыгина (ТЕХНОЛОГИИ. ДИЗАЙН. ИСКУССТВО)»

(ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина»)

 

  Для направлений подготовки 38.03.01 Экономика, 38.03.02 Менеджмент

 

 

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ

Раздел «Методы экспертных оценок»

 

Учебно-методическое пособие к

практическим занятиям

Составитель: Кирбякова М.А

 

 

Москва

РГУ им. А.Н. Косыгина 2017

УДК 519.8 (075.2)

К 43

 

К43 Математические методы и модели. Раздел «Методы экспертных оценок». Учебно-методическое пособие к практическим занятиям /Сост. Кирбякова М.А. – М.: РГУ им. А.Н. Косыгина, 2017. – 38с.

 

Рецензенты:

Шальмиева Д.Б. - кан. экон. наук, доц.,ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина»;

Нефедова Л.В. - кан. экон. наук, доц.,ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина»

 

Учебно-методическое пособие предназначено для обучающихся по направлениям подготовки 38.03.01 Экономика, 38.03.02 Менеджмент очной и очно-заочной форм обучения и будет использовано при изучении дисциплин «Математические методы и модели» и «Методы принятия управленческих решений».

Пособие необходимо для углубления теоретических знаний и закрепления практических навыков применения математических методов при подготовке управленческих решений.

В учебно-методическом пособии рассматривается типовой пример обработки результатов экспертного опроса и предложены темы содержания анкет для проведения экспертного опроса, которые могут быть использованы при выполнении индивидуальных заданий на практике и при написании выпускных работ.

УДК 519.8 (075.2)

 

Подготовлено к печати на кафедре экономики и менеджмента.

Печатается в авторской редакции.

 

 

  © РГУ им. А.Н. Косыгина, 2017
  © Кирбякова М.А., 2017

 

Содержание.

Введение……………………….………………………………….…….…

1. Экспертный опрос. Методы экспертного опроса..……………………4 стр.

2. Содержание практической работы. Порядок обработки экспертного опроса……………………………………………………………………...11 стр.

3. Примеры заданий для экспертного опроса.…...………………….…..24 стр.

4. Методы анализа проблем…………...……………………………….…30 стр.

5. Примеры заданий для анализа проблем методом ИСИКАВЫ

и построения проблемного поля….……………..…………………….…35 стр.

6. Контрольные вопросы……………………………………… .........…..36 стр.

Литература..……..…………………………………………………….…..37 стр.

 

 

Введение.

    Дисциплины «Методы принятия управленческих решений» и «Математические методы и модели» занимают важную позицию в образовательных программах студентов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «»Менеджмент».

    Цель методического указания – закрепить знания о наиболее эффективных и с практической точки зрения доступных методах, используемых при подготовке управленческих решений, а также развить навыки анализа и оценки альтернатив при принятии решений.

    Методические указания содержат управленческую теорию и примеры практического ее использования, а также вопросы для самоконтроля.

    Для проведения практических занятий дана подробная методика по проведению и обработке результатов экспертного опроса, по экономической интерпретации полученных результатов.

    Приводятся примеры для проведения экспертного опроса, которые позволят студентам лучше усвоить материал при самостоятельном изучении дисциплины. Примеры содержания анкет могут быть использованы при выполнении индивидуальных заданий на практике и при написании выпускных работ.

    В работе также рассматриваются методы анализ проблем: Диаграмма ИСИКАВА и метод проблемного поля.

 

 

Экспертный опрос. Методы экспертного опроса.

 

Сущность метода экспертных оценок.

 

    В случае чрезвычайной сложности системы (объекта управления), его новизны, неопределенности формирования некоторых существенных признаков, недостаточной полноты информации, невозможности полной математической формализации процесса решения поставленной задачи приходится обращаться к рекомендациям компетентных специалистов, знающих проблему, к экспертам. Их решение задачи, аргументация, подход, формирование количественных оценок результатов и их обработка формальными методами получили название Метода экспертных оценок.

    Методы экспертных оценок дают вполне приемлемые результаты, поэтому область их применения расширяется. Они относятся к числу наиболее часто применяемых в настоящее время.

    Однако, неправильно рассматривать применение этого метода только, когда невозможно количественно измерить изучаемые факторы (признаки, показатели и т.д.) Экспертный опрос используется в сочетании с другими математическими методами, например, корреляционно-регрессионным анализом, статическими методами прогнозирования.

    Метод экспертных оценок включает три составляющие: интуитивно-логический анализ задачи или ее фрагмента; решение и выдачу количественной или качественной характеристики (оценка, результат, решение); обработку результатов решения – полученных от экспертов оценок.

    Интуитивно-логический анализ строится на логическом мышлении и интуиции экспертов и на из знаниях и опыте. Это индивидуальный процесс. Каждый из экспертов не только моделирует, но и производит сравнительный анализ альтернатив решения, их количественные измерения. Зачастую этот процесс осуществляется в условиях недостаточности и недостоверности данных об исследуемом объекте, условий, в которых он функционирует и будет развиваться и т.п. Все сказанное обуславливает и уровень требований, которые предъявляются к экспертам.

    Принятия решения экспертом по рассматриваемой проблеме и оценка ожидаемого результата – завершающая часть работы эксперта. Это также сложный и ответственный этап работы, особенно в том случае, когда решение проблемы рассматривается с точки зрения удовлетворения различными критериями и не сводится к достижению какой-либо одной цели.

    Полученные от экспертов решения используются для обобщения и формирования результирующего показателя - итоговой оценки явления, проблемы, результата задачи. Этот процесс чрезвычайно трудоемкий, поскольку в зависимости от поставленной цели (определение степени согласованности мнений экспертов, построение обобщенной оценки объекта, явления, процесса на основе индивидуальных оценок экспертов и др.) изменяется количество выполненных расчетных и логических процедур, набор учитываемых показателей. Поэтому для обеспечения оперативности получения результата и минимизации ошибок в вычислениях и логике целесообразно использовать стандартные компьютерные программы.

    Существуют различные методы получения оценок, и методов обработки ответов экспертов, в том числе насыщенных математикой и компьютеризированных.  Особое внимание уделяется методам «мозговой атаки» и «Методу Делфи».

Метод «мозгового штурма».

        

Мозговой штурм «мозговая атака» - наиболее известный и широко применяемый метод генерирования новых идей путем творческого сотрудничества группы специалистов. Метод мозговой атаки создан американским психологом А. Осборном и проводится по определенным правилам.

    Принципиальной особенностью метода является абсолютное исключение в ходе самого заседания – сеанса критики и какой-либо оценки высказываемых идей.

    Сущность метода мозгового штурма заключается в разделении решения двух задач:

· генерирования новых идей;

· анализа оценки предложенных идей.

Соответственно образуется две разные функции: группа генераторов идей и группа аналитиков.

Все выступления записываются, а затем обрабатываются группой аналитиков.

Метод целесообразно использовать в критических ситуациях дефицита творческих решений, новых идей, свежих концепций, в качестве одного из этапов процесса принятия управленческих решений, проблем управления.

 

Метод Делфи.

Метод Делфи (по названию древнегреческого города Дельфы, известного жившими там мудрецами – предсказателями будущего) – многоуровневое анкетирование.

Метод представляет набор процедур, выполняемых в определенной    очередности и имеющих целью формирование группового мнения по проблеме, характеризующейся недостаточностью информации для использования других методов. Это метод группового анкетирования. Опрос экспертов осуществляется с помощью опросных листов, как правило, в несколько туров. В первом туре эксперты не аргументируют свои ответы, в во втором и последующих – объясняют, почему они не изменяют или, наоборот, изменяют свои ответы. Между очередными опросами экспертов информируют о результатах предыдущих этапов опроса, сообщая им средние и крайние мнения.

Ответы экспертов от тура к туру носят все более устойчивый характер, перестают изменятся. Это служит основанием для прекращения опроса.

 

Методы измерений в экспертном опросе.

Сущность метода экспертного опроса заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Полученное в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы.

При выполнении своей роли эксперты производят две основные функции: формулируют объекты (факторы, признаки, цели, решения и т.д.) и производят измерение их характеристик.

Экспертное оценивание представляет собой процесс измерения, который можно определить как процедуру сравнения объектов по выбранным показателям (признакам и т.п.)

К наиболее распространенным методам измерений относятся ранжирование, парное сравнение, последовательное сравнение.

Парное сравнение представляет собой процедуру установление предпочтения объектов (факторов и т.п.) при сравнении всех возможных пар. При сравнении пары объектов возможны отношения либо порядка, либо порядка и эквивалентности. Парное сравнение объектов есть измерение в шкале порядка. Эксперты упорядочивают пару объектов, в результате, либо Q1>Q2, либо Q2>Q1, либо Q1=Q2.

Результаты сравнения всех пар удобно представить в виде таблицы, столбцы и строки которой составляют объекты, а в основании таблицы представлены числовые предпочтения. Отношения предпочтения Qj>Qj может быть выражено любым положительным числом. При этом должно выполняться условие Xij+Xji=C. 

 

 Пример представления результатов парного сравнения.

Таблица 1.

Qj              Qi Q1 Q2 Q3 Q4 Q5 Q6
Q1 1 1 0 1 0 1
Q2 1 1 2 1 0 0
Q3 2 0 1 1 0 1
Q4 1 1 1 1 2 2
Q5 2 2 2 0 1 0
Q6 1 2 1 0 2 1

 

    Особенностью этого метода является то, что парное сравнение можно проводить не только при большом количестве объектов, но и в случае, когда различие между объектами столь незначительно, что практически не выполнимы их ранжирование или непосредственная оценка.

    Непосредственная оценка представляет собой присвоение объектам числовых значений в шкале интервалов, например на непрерывной числовой оси или на регламентированных отрезках. В первом случае эксперты должны располагать очень полной информацией об объектах, в частности об их свойствах. Во втором случае диапазон изменений характеристик (объекта) разбивается на отдельные интервалы. Каждому из них присваивается оценка (балл). Шкала оценок может содержать не только положительные, но и отрицательные оценки. Смысл метода заключается в том, что эксперт должен каждый из рассматриваемых признаков (факторов) поместить в строго определенный оценочный материал. Измерителем при этом является степень обладания объекта тем или иным свойством или предложение эксперта о значимости последнего и т.д. Число интервалов, на которые разбивается диапазон изменения качества у разных экспертов, различно.

    Последовательное сравнение – это комплексная процедура, сочетающая и ранжирование, и непосредственную оценку. При использовании данного метода эксперт прежде всего ранжирует объекты, затем оценивает их в установленном интервале баллов. Далее он определяет, является ли первый в ранжированном ряду объект более важным (значимым), чем комбинация оставшихся. Если является, тогда эксперт присваивает этому объекту оценку, большую, чем сумма всех остальных объектов, в противном случае оценка снижается и устанавливается меньшей, чем сумма указанных ранее оценок. Также процедура выполняется со вторым и следующими, кроме последнего, объектами ранжированного ряда. Этот метод является более трудоемким из четырех рассмотренных.

    На базе оценок экспертов получается обобщенная информация об исследуемом явлении или процессе и формируется таким образом решение проблемы, задаваемое целью экспертизы. Ответы экспертов могут содержать числовую и содержательную информацию, поэтому в процессе обработки индивидуальных оценок экспертов приходится использовать разные количественные и качественные методы.

Метод ранжирования.

    Ранжирование – это выполняемая экспертом процедура упорядочения, реализуемая на основе опыта и знаний эксперта по одному или комплексу показателей сравнения. При этом возможны различные варианты упорядочения оцениваемых объектов, получаемые в зависимости сложившихся между ними отношений. Ранжирование позволяет из исследуемой совокупности объектов, признаков и т.п. выбрать наиболее существенный. Рассматриваемый метод характеризуется тем, что при его использовании совсем необязательно давать количественную характеристику (оценку) объекту или признаку (определять степень выраженности того или иного качества, точно измерить его и т.д.). Достаточно лишь установить их пространственное или временное расположение. При ранжировании эксперт располагает признаки, свойства, объекты в таком порядке убывания или возрастания, который представляется ему более правильным.

    Достоинством метода является простота реализации составляющих его процедур, а недостатком - ограниченные возможности его использования. Практика показывает, что при оценке числа объектов более 15-20 экспертам очень трудно строить ранжированный    ряд, поскольку приходится устанавливать и учитывать множество сложных связей. Это может привести к существенным ошибкам в экспертизе.

    Метод ранжирования редко применяется в «чистом» виде. Как правило, он используется в сочетании с другими методами, такими, например, как метод непосредственной оценки. Метод ранжирования может быть представлен следующими модификациями: простое ранжирование, ранжирование по сумме оценок, по сравниваемой шкале, комбинированным способом.

    Ранжирование – установление относительной значимости (предпочтительности) объектов на основе их упорядочения. Упорядоченность выражается в последовательности натуральных чисел (рангов).

Ранг-это показатель, характеризующий порядковое число оцениваемого объекта (фактора) в группе этих факторов.

Наиболее предпочтительному фактору присваивается первый ранг, второму – второй ранг и т.д. (возможно любая другая шкала предпочтения, например, в диапазоне от 0 до 10; максимальная оценка присваивается наиболее предпочтительному фактору).

Между факторами возможно значение эквивалентности. Тогда им присваиваются одинаковые ранги, как среднее арифметическое значение. Такие ранги называются связанными.

Ранги определяют только порядок расположения объектов, но не степень предпочтения одного объекта перед другим.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 801.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...