Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Работа с источниками и литературой




МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«КРЫМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И ТУРИЗМА»

(ГБОУ ВО РК «КУКИиТ»)

 

Кафедра дизайна

 

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании учебно-методического совета

от «__» ____________ 2017 г., протокол № __

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Б1.Б.05 ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

По направлению подготовки

Дизайн

 

Профиль подготовки

Дизайн интерьера

 Дизайн одежды

Графический дизайн

квалификация (степень) выпускника

 «бакалавр»

 

 

Симферополь – 2017


 

                                                                     

 

 

                                                                  Печатается по решению

                                                                             Ученого совета ГБОУ ВО РК

                                                                             «Крымский университет

                                                                             культуры, искусств и

                                                                             туризма» г. Симферополь

 

Автор-составитель методических рекомендаций:

кандидат педагогических наук Котляревская Н.В.

 

Методические рекомендации выполнены на кафедре дизайна и утверждены на Ученом совете ГБОУВОРК «Крымский университет культуры, искусств и туризма» г. Симферополь

_____________2017 г. /протокол № ______ /

 

 

Методические рекомендации предназначены для студентов 1-го курса дневного и заочного отделения ГБОУ ВО РК «Крымский университет культуры, искусств и туризма» обучающихся по специальности 54.03.01 «Дизайн».

 

                                                                               

 

                                                                © Сост. Н.В. Котляревская, 2017


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....4
ЧАСТЬ I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
………………………………. 6

1.1. Выбор темы……………………………………………………………... 6

1.2. Работа с источниками и литературой……………………………….... 10




ЧАСТЬ II. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ

РАБОТЫ……………………………………………………………………. 12                                                                                                                                                                      

2.1. Работа над текстом……………………………………………………. 12

2.2. О содержании основной части курсовой работы…………………… 16
ЧАСТЬ III. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ………………... 24

3.1. Требования к стилистике изложения текстовой части……………... 24
3.2. Основные требования к оформлению курсовой работы…………… 25

3.3. Оформление ссылок в тексте курсовой работы…………………….. 26

3.4. Оформление списка литературы и источников………………….…. 27

3.5. Оформление приложений……………………………………………. 28

ЧАСТЬ IV. ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ…... 29

ЧАСТЬ V. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ…………. 30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..…………………………………………….. 36

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………….….38

 

ВВЕДЕНИЕ

 В соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего образования, освоение основной профессиональной образовательной программы по специальности 54.03.01 «Дизайн» предполагает наряду с различными видами аудиторной работы (лекциями, практическими и семинарскими занятиями) обучение самостоятельное, внеаудиторное. Курсовая работа является одной из основных форм самостоятельной работы студентов и средством контроля усвоения ими учебного материала.

Курсовая работа по дисциплине «История искусств» является обязательной формой контроля формирования умений и навыков научно-исследовательской деятельности студентов в процессе подготовки квалифицированного специалиста высшей школы.

Курсовая работа по дисциплине «История искусств» выполняется на 1-м курсе, во втором семестре дневного и заочного отделения ГБОУ ВО РК «Крымский университет культуры, искусств и туризма», на заключительном этапе изучения дисциплины, в ходе которого осуществляется обучение применению полученных знаний и умений при решении комплексных задач, связанных со сферой профессиональной деятельности будущих специалистов. Одной из задач дисциплины «История искусств» в начале второго семестра, является выбор темы курсовой работы на основе конкретных произведений искусства. Апробация курсовых работ может производиться на внутри- и межвузовских студенческих конференциях.

Основная специфика курсовой работы, в отличие от выступления на семинаре выполненного реферата, – это ее исследовательский характер. Как известно, в реферате последовательно излагаются идеи и мысли, заимствованные из книг и статей разных авторов, собранных и осмысленных студентом. Целью курсовой работы является развитие навыков научно-исследовательской работы. Курсовая работа должна обучить студента методике исследования того или иного вопроса в области истории искусства, выработать первичные навыки научного подхода к материалу, научить пользоваться существующими источниками научной информации, самостоятельно формулировать выводы.

Задачи выполнения курсовой работы:

· развитие научного мышления и создание основы для дальнейшей работы над выпускной квалификационной работой;

· систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по дисциплине;

· применение полученных знаний при решении конкретных научно-практических задач;

· развитие навыков ведения самостоятельной работы;

· развитие навыков сравнительного анализа исходного материала в области истории культуры и искусств;

· выработка умения логически выстраивать материал, согласуя его с темой исследования;

· выработка и закрепление умений по оформлению научно-исследовательских работ.

 

 



І. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Выбор темы

Начальный этап курсовой работы связан с выбором темы, которая может отражать проблемы отечественного или мирового искусства любого исторического периода (см. Приложение 1). Это могут быть темы, связанные с историей итальянского Возрождения и античной скульптуры, со средневековой миниатюрой и современной архитектурой и многие другие. Важным требованием при выборе темы является знакомство с материалом будущего исследования в оригинале (возможно использование репродукции или фотографии).

Тема курсовой работы утверждается не менее чем за четыре месяца до защиты. Выбор темы должен базироваться на личном интересе студента, его желаниях и возможностях. Этому будет способствовать обдумывание студентом ответов на следующие вопросы:

1) какой вид искусства вас больше всего интересует: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративное искусство?

2) какой жанр: портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой и т.п.?

3) искусством отечественным или зарубежным (какой страны) вы хотели бы заниматься, какого исторического периода?

4) попытайтесь определить автора (авторов) и круг произведений, которые представляются вам особенно значимыми.

Дальнейшая конкретизация темы должна быть проведена во время индивидуальной консультации с руководителем, который поможет сформулировать проблему курсовой работы, выявить ее актуальность, определить границы исследования.

При всем возможном тематическом разнообразии можно выделить три типа курсовых работ:

1) историко-искусствоведческое исследование;

2) работа по теории искусства;

3) работа по критике.

Историко-искусствоведческое исследование может быть посвящено истории создания одного произведения (этапного в творчестве художника и значительного в истории искусства), изучению творчества одного художника или объединения художников на каком-либо этапе их деятельности, рассмотрению и анализу важных и значительных работ художников, раскрывающих проблемы современной жизни, характеризующих стилистические особенности развития искусства и т.д.

Историко-искусствоведческое исследование предполагает по возможности более полный сбор материала по теме, который позволит решить задачи, поставленные в курсовой работе. Например, по истории создания произведения искусства. В этом случае важно не только найти материалы, отражающие подготовительный этап работы художника над воплощением замысла (наброски, эскизы, этюды и т.д.), но и постараться понять, как художник шел к этому замыслу, а значит необходимо обратиться к письмам художника, к его дневниковым записям, к воспоминаниям современников и т.д.

Кроме этого, важно установить место и значение произведения в современной ему художественной жизни. Поэтому, необходимо изучить специфику исторической ситуации, в которой создавалось произведение, использовав при этом не только современные источники информации о том времени, но и публикации, статьи в периодической печати тех лет.

Таким образом, избрав историко-искусствоведческую тему, студент должен исследовать то или иное явление искусства не обособлено, а, во-первых, выяснить по возможности весь процесс его возникновения и, во-вторых, изучить весь комплекс условий (историко-политических, социальных, художественных и др.), которые повлияли на содержательно-формальную сущность произведения.

Так, например, работая над темой «Трансформация художественного языка в произведениях Казимира Малевича на крестьянскую тему», следует выяснить специфику существования русского искусства в начале XX века, проанализировать биографические сведения о художнике, чтобы составить представление о той среде, в которой он рос и формировался, определить, как трансформировался художественный язык его произведений, почему Малевич, после абстрактных экспериментов возвращается к фигуративной живописи, обращаясь к крестьянской тематике.

Выбрав тему «Образ Петра 1 в творчестве М. Антокольского», необходимо обратиться к его предшественникам (например, Б.-К. Растрелли, Э.М. Фальконе), попытаться сформулировать специфику задач, стоящих перед скульптурными памятниками, в сравнении, например, с задачами исторического портрета в живописи и графике.

Темой курсовой работы может стать исследование исторической архитектуры региона, ее типологического и стилистического своеобразия. В этом случае, нехватка опубликованного материала должна быть компенсирована работой с архивными документами, с периодикой (газетами и журналами) тех лет, с материалами фондов музеев.

Работа по теории искусства предполагает осмысление эволюции мирового и отечественного искусства, решает проблемы содержания и формы, жанровой специфики, времени и пространства, рассматривает законы композиции и цвета и т.д.

Выбирая это направление для курсовой работы, можно рассматривать какую-то проблему или этап эволюции самой теории искусства. Например: «Греческая скульптура и ее оценка в трудах Винкельмана»; «Проблема ордера в трудах по теории архитектуры, изданных в России в XVIII веке»; «Русские художники второй половины XIX века об импрессионизме».

Сложные, но интересные теоретические проблемы могут быть рассмотрены в работах на темы: «Проблема жанра в творчестве голландских живописцев XVII века», «Проблема пространства в натюрмортах К. Петрова-Водкина»; «Древнерусская традиция и ренессансное пространство Успенского собора Фьораванти»; «Влияние романской культуры камня на владимиро-суздальскую архитектурную школу» и др.

Подобные работы предполагают изучение литературы не только по истории, но и теории искусства, знакомство с современными концепциями и положениями, существующими в искусствознании.

Работа по анализу и критикеобращается к исследованию современного материала, строится на примере одной из выставок или музейных коллекций с углубленным изучением отдельных аспектов и проблем. Специфическая особенность этого вида курсовой работы заключается в том, что она занимается рассмотрением и изучением современного материала, который еще не имеет устоявшейся, однозначной оценки, зачастую, вызывая дискуссии и споры. Тем интереснее попробовать осмыслить и проанализировать новый материал, сопоставить свою точку зрения с мнением зрителей и специалистов.

Это может быть работа, посвященная критическому анализу одной из современных художественных выставок. Однако, это должен быть не обзор и поверхностная эмоциональная оценка материала выставки, а углубленное изучение произведений искусства, рассмотрение актуальных проблем, связанных с представленными на выставке работами.

Например: «Стилистическое и жанровое многообразие живописи на выставке художников Крыма»; «Скульптурный портрет на выставке молодых художников Крыма»; «Проблемы сохранения национальных традиций в современном народном творчестве (на выставке декоративно-прикладного искусства)» и др.

Также, может быть рассмотрено творчество местных художников или авторских выставок преподавателей кафедры дизайна ГБОУ ВО РК «КУКИиТ», изучены их отдельные произведения, тематические циклы и т.д.

Кроме этого, можно обратиться к изучению коллекций и фондов местных музеев. Например, можно составить научный каталог экспонатов Симферопольского художественного музея, Центрального музея Тавриды, Крымского этнографического музея, где имеются произведения профессиональных художников, а также материалы научных экспедиций (народный костюм, предметы быта и т.п.).

Конечно, невозможно предусмотреть все возможное разнообразие тем для исследования. Предложенные разновидности должны лишь дать толчок для размышлений и поисков проблемы, полностью соответствовать личным интересам, способностям и возможностям студента.

Выбирая тему, необходимо помнить, что в ней должна быть сформулирована проблема, не имеющая на сегодняшний день однозначного решения или решенная, на взгляд студента, неверно, либо недостаточно полно исследована. Обращаясь к какой-либо теме, студент уже должен в достаточной степени быть знаком с материалом, чтобы высказывать какие-то предположения относительно ее решения, иными словами, создать определенную рабочую гипотезу. Доказательство этой гипотезы и будет главной задачей курсовой работы.

 

Работа с источниками и литературой

Выбирая тему курсовой работы, студент, как уже было сказано выше, должен достаточно свободно ориентироваться в проблематике избранного раздела истории искусства и иметь общее представление о круге произведений, с которыми ему предстоит работать. На этом этапе, так же необходимо составить предварительный список литературы по теме, который составляется на основе информации отдела каталогов библиотек. Работу с библиографией нужно начинать с самых последних изданий, которые обычно суммируют все, что было сделано ранее, дают самые точные и проверенные сведения.

Все это, представляет собой первоначальный этап работы с источниками. По отношению к предмету исследования курсовой работы источники делятся на прямые и косвенные. Если выбранная тема направлена на изучение творчества отдельного мастера, группы или определенного периода, прямыми источниками являются сами произведения. В случае изучения вопросов истории художественного образования или истории критики, прямыми источниками будут также, документы и эпистолярное наследие, журнальные и газетные статьи, архивные материалы и т.д. Труды, посвященные решению избранной проблемы, освещающие те разделы истории или теории искусства, которые были избраны для исследования, будут являться косвенными источниками. Их значение особенно велико для верного понимания исторической обстановки и условий, в которых жил и работал художник.

Работа в библиотеках, архивах, музеях, которая предстоит студенту, имеет ряд правил, с которыми необходимо ознакомиться на месте. Остановимся, лишь на некоторых практических советах.

Изучая литературу в библиотеке, обязательно аннотируйте каждую прочитанную книгу или статью и делайте выписки всего, что имеет отношение к вашей теме (определение понятий, анализы произведений, интересные мысли и т.д.). Все выписки должны быть оснащены точной сноской, в которой не только точно и полностью указаны все данные об издании, но и страница (см. прил. 2). Это позволит избежать ненужной траты времени на поиск потерянного «адреса» важной цитаты.

Собранный материал желательно систематизировать, например, разложив его в отдельные папки или конверты, соответствующие основным вопросам исследования, что в дальнейшем, значительно облегчит работу.

 

 

II. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ                                                                                                                                                                   2.1. Работа над текстом

Курсовые работы являются малыми формами научных сочинений. Написание любого научного сочинения подчинено определенным правилам и принципам, главными из которых, являются объективность и доказательность.

Объективность исследования достигается анализом теоретической литературы по теме, а также, анализом достаточного количества произведений искусств с использованием соответствующих методов исследований. Доказательность изложения обеспечивается точными ссылками на работы авторов, используемых теоретических положений.

После того, как доступные, имеющиеся в наличии источники прочитаны, законспектированы, собран весь необходимый материал, следует приступить к написанию самой работы, начиная с составления плана. План должен отражать логическую последовательность поставленных в работе задач. От того, насколько продуманно и четко сформулированы основные проблемы данного исследования в плане, зависит качество курсовой работы.

Структура курсовой работы.

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Введение.

4. Художественно-теоретическая часть, содержащая представление и анализ основных понятий и уровня изученности проблемы в имеющейся литературе.

5. Практически-исследовательская часть - изложение своего видения проблемы, результаты самостоятельного исследования фактического материала методик и этапов работы.

6. Заключение.

7. Список литературы (не менее 20 источников).

8. Приложение.

Охарактеризуем данные пункты:

1. Титульный лист содержит информацию общего плана: название учебного заведения, название учебной дисциплины, тему работы, сведения об авторе и руководителе (см. приложение 3).

2. За титульным листом следует лист «СОДЕРЖАНИЕ». В нем отражаются основные разделы, части и другие подразделы рукописи с указанием страниц начала каждого пункта (см. приложение 4).

3. Всякое исследование должно иметь введение, которое сразу же вводит читателя в тему и задачи работы, основную часть и заключение. По объему, введение, как и заключение, обычно составляет около 10% от всей работы.

Во ВВЕДЕНИИ представляется актуальность исследования, тема курсовой работы, обозначается основная проблематика исследования, проводится оценка современного состояния проблемы, намечаются пути решения проблемы. Автор аргументирует выбранную тему, коротко поясняет, в чем заключается его научный интерес; формирует цель работы, объект, предмет, задачи исследования.

Основанием для работы может быть недостаточная разработанность темы, устарелость оценок и необходимость формирования нового взгляда на проблему, наличие нескольких противоречивых точек зрения на ее решение, общественная значимость темы и т.д.

Актуальность выбранной темы позволяет сформулировать цель курсовой работы и подчиненных ей более частных задач.

Проблема исследования — это категория, которая означает нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

Тема— отражает характерные особенности проблемы.

Объект— это совокупность связей и отношений, свойств, которая существует в теории и практике и служит источником необходимой для исследования информации (например: объект исследования – это искусство архитектуры).

Предмет исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые относятся к непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет цель и задачи самого исследования (например: предмет исследования – это искусство архитектуры эпохи Возрождения в Италии XIV-XVI веков).

Цель определяет основную проблему исследования.

Постановка задач должна отражать процесс поиска решения этой проблемы. Задач может быть несколько, обычно три или четыре. Например, целью курсовой работы на тему «Традиции русского шатрового зодчества в современной культовой архитектуре» (на примере Казанско-Богородицкой церкви г. Ижевска) является выявление актуальности традиций шатрового зодчества XVII столетия в современной церковной архитектуре. Для достижения этой цели студент ставит перед собой следующие задачи.

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Провести сравнительный анализ политических, экономических, религиозных и эстетических воззрений русского общества XIX и рубежа XX-XXI веков.

3. Выявить традиции русского шатрового зодчества в архитектурных памятниках XIX столетия.

4.  Определить причины обращения в современном церковном зодчестве к планировочным, объемно-пространственным и художественным принципам архитектуры XVII-XIX веков (на примере Казанско-Богородицкой церкви г. Ижевска).

Другой пример. Цель курсовой работы на тему «Образ женщины в живописи Пабло Пикассо»: проанализировать образ женщины в живописи П.Пикассо на разных этапах его жизни. Эта сложная и широкая тема для исследования уточняется студентом рядом более узких и конкретных задач:

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Охарактеризовать ранние портреты матери, как способ выражения чувств сына.

3. Выяснить, какими путями шел поиск общечеловеческих ценностей в женских образах «голубого периода».

4. Доказать, что кубистические приемы являлись способом передачи внутреннего содержания женских моделей.

Одним из важных разделов Введения является история вопроса, или библиографический обзор. Это, по возможности, наиболее широкий обзор литературы по исследуемой теме. Конечно, он не должен представлять собой монотонное перечисление изданий, все источники должны быть сгруппированы, классифицированы. Обычно, группировка идет по темам изданий: сначала, например, анализируются книги, специально посвященные теме, освещение ее в общих трудах по искусству, затем журнальные и газетные статьи. Если вопрос дискуссионный и существуют разные точки зрения на решение проблемы, то литература группируется по сходству высказанных взглядов. Если решение проблемы прошло явную эволюцию (например, оценка русской архитектуры периода эклектики), выделяются основные этапы этой эволюции, и труды разных авторов анализируются в соответствии с тем этапом существования проблемы, к которому они принадлежат (даже если в этом случае, приходится идти на некоторое нарушение хронологического принципа).

Студент должен сделать аннотации не на всю прочитанную литературу (аннотация – краткая характеристика изданий с точки зрения содержания и формы), но главным образом на те книги, текст которых, так или иначе, используется в курсовой работе. Некоторые источники и авторы могут быть только упомянуты в контексте изучения проблемы. Важно помнить, что именно обзор литературы, особенно ясно выявляет самостоятельность студента, подчеркивает, что нового по сравнению с предшественниками ему удалось найти, уточнить, переоценить и понять по-своему.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 308.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...