Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предпосылки и особенности североамериканской интеграции.




МЕКСИКАНСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Наименьшее сопротивление встретила идея НАФТА в Мексике, и не только потому, что парламент этой страны контролируется правящей Институционно-революционной партией, лидером которой является президент К. Салинас де Гортари, активнейший сторонник соглашения. Мексика как страна слаборазвитая и сравнительно бедная (по отношению, естественно, к Северной, но отнюдь не Латинской Америке), по общему мнению объективно выигрывает больше остальных участников соглашения. Особенно на первом этапе его реализации, когда с 1 января 1994 г. от уплаты пошлин в Соединенных Штатах освобождаются 80% товаров мексиканского экспорта, в то время как Мексика распространит такой преференциальный режим лишь на 40 % американского импорта, что делается для компенсации разницы в экономическом развитии этих государств.

НАФТА позволит влить в мексиканскую экономику крупные дополнительные капиталовложения, что даст возможность создать новые рабочие места, повысить уровень жизни населения, предоставит уникальный шанс для общего преобразования страны. По выкладкам экономистов, Мексика сможет рассчитывать на создание примерно 600 тыс. рабочих мест.

Конечно, подписание договора о НАФТА вряд ли оказалось возможным, если бы не впечатляющие успехи мексиканской экономики за последние годы. А именно: произведена кардинальная реформа банковского дела. Удачно развивается программа приватизации. В основном завершена более чем 50-летняя земельная реформа. Значительно снижен дефицит госбюджета. Выросли золотовалютные резервы страны (почти 19 млрд.долл. на 1992 г.). Уровень инфляции, превышавший в 1987 г. 100% , на сегодняшний день снизился до менее 10%. Приток иностранных капиталовложений в национальную экономику за период пребывания у власти нынешнего президента страны превысил все, что когда-либо вкладывалось в эту республику с самого ее основания. Валовой национальный продукт приближается к 350 млрд.долл. Умелое сочетание политического и экономического прагматизма в традиционно деликатных отношениях с "великим северным соседом" без отказа от курса на максимально тесные узы с другими латиноамериканскими государствами принесло свои плоды: договор с НАФТА не вызвал значительного сопротивления ни в мексиканском обществе, ни в кругах политической оппозиции. Гладко прошла и ратификация его в парламенте.
ПОЗИЦИЯ КАНАДЫ

Совсем иное дело - Канада, где 54 % населения недвусмысленно высказывалось против "Североамериканского общего рынка" и только 29% безусловно поддержали его. Костяк оппозиции составили мелкие и средние предприниматели, часть более крупного бизнеса, а также профсоюзы (прежде всего влиятельный канадский рабочий конгресс).

Больше всего канадцев беспокоила перспектива переориентации значительной части торгово-промышленной деятельности США с традиционной для нее, Канады (товарообмен между этими странами составлял 180 млрд.долл.) - на Мексику, с которой у самих канадцев торговля была не более 3 млрд.долл.

В этом случае остро встает вопрос занятости, поскольку многие американские предприятия, действующие на территории Канады, могут предпочесть ей те очевидные выгоды, которые сулит НАФТА на мексиканской земле. Да и наплыв значительно более дешевых мексиканских товаров сулит немалые убытки местным производителям. В качестве весомого аргумента противники договора ссылались на далеко не однозначные результаты ранее подписанного между Вашингтоном и Оттавой двустороннего Соглашения о свободной торговле (вступило в силу с 1 января 1989 г.), по которому только в сфере машиностроения Канада, по выкладкам специалистов, потеряла до полумиллиона рабочих мест. Мексиканский же фактор грозил Канаде полной катастрофой.

Либеральная партия не голосовала в парламенте против ратификации соглашения о НАФТА. Однако твердо заявила, что в случае победы на выборах и прихода к власти потребует пересмотреть ряд положений договора, способных, на ее взгляд, серьезно ущемить национальные интересы Канады. Конечно, партия в оппозиции и ее предвыборные лозунги - это одно. А та же партия у власти - несколько другое. Мало кто полагал, что, став премьером, Ж. Кретьен выполнит угрозу и, если претензии Канады к договору о НАФТА не будут удовлетворены, действительно пойдет на отсрочку его введения в силу. Ведь такая мера наверняка нанесла бы значительный ущерб особым отношениям Канады с Соединенными Штатами, на которые приходится львиная доля - 80% - канадского экспорта.

В свою очередь администрация Белого дома отдавала отчет в том, что необходимо пойти хотя бы на видимость компромисса с Оттавой. В итоге Вашингтон уступил Канаде по ряду положений, охватывающих трудовые отношения и защиту окружающей среды. Последние препоны перед НАФТА с канадской стороны оказались, таким образом, сняты.

США И НАФТА

Для США североамериканское соглашение призвано обеспечить приращение не только экономической, но и геополитической мощи Соединенных Штатов. Оно -- составная часть стратегической поли-тики США, направленной на достижение широкомасштабных целей: свободное движение американских товаров и услуг, свободный доступ для американских инвестиций, защита прав интеллектуальной соб-ственности, рост конкурентоспособности, использование новых ре-гиональных сравнительных преимуществ за счет объединения высоких технологий и инвестиций США с дешевой рабочей силой Мексики и дешевыми изобильными природными ресурсами обеих стран-соседей. Бывший помощник по экономическим вопросам государственного секретаря США Роберт Золик так охарактеризовал важность североамериканской интеграции: «НАФТА -- хорошая стратегическая возможность обеспечить, усилить и развивать континентальную базу в экономическом и политическом отношении, с тем чтобы укреплять экономическую мощь, лидерство и всемирное влияние Америки. НАФТА будет ключевым компонентом в разработке и заключении глобальных, региональных и двусторонних соглашений, служащих американским интересам». Уже тогда в 1992г. речь шла об «одном континенте и одной экономике».


Этапы становления НАФТА.

Основные положения трехстороннего договора (НАФТА)

Основными целями НАФТА, заявленными в соглашении являются:

* снятие барьеров в торговле и содействие свободному движе-нию товаров и услуг между странами;

* установление справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли;

* значительное увеличение возможностей для инвестирования в странах - членах соглашения;

* обеспечение необходимой и эффективной системы защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран;

* эффективное выполнение и применение данного соглашения для урегулирования споров;

* установление рамок для будущего регионального многосто-роннего сотрудничества с целью расширения и усиления преимуществ данного соглашения.

НАФТА предусматривала программу по устранению тарифных барьеров, которая включает в себя четыре этапа. На первом этапе часть тарифных ограничений будет устранена немедленно с подписанием Соглашения; на втором -- в течение 5 лет; на третьем -- в течение 10 лет и на последнем долгосрочном этапе -- в течение 15 лет.

Для практической реализации соглашения была создана институциональная структура НАФТА. Центральным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли, которая была призвана следить за выполнением соглашения и оказывать содействие разрешению споров, возникающих при его интерпретации. Комиссия контролирует деятельность 30 комитетов и рабочих групп.

Кроме того, структура НАФТА включает Комитет по торговле товарами, Комитет по торговле сельскохозяйственной продукцией, Комитет по санитарному контролю, Комитет по стандартам, Комитет по малому бизнесу, Комитет по финансам. В рамках НАФТА действует рабочая группа по правилам определения страны происхождения товара, рабочая группа по субсидированию сельского хозяйства, двусторонняя рабочая группа «Мексика - США», двусторонняя рабочая группа «Канада - Мексика», рабочая группа по торговле и конкуренции и ряд других.

Заседания Комиссии проводятся ежегодно. Министры стран- участниц договорились о том, что содействие работе комиссии будет оказывать координирующий секретариат НАФТА (КСН). Ежегодно КСН принимает десятки решений по отмене антидемпинговых и компенсационных пошлин.

Следует отметить, что в рамках НАФТА США, Канада и Мексика сохранили свое торговое законодательство, а значит, действуют пошлины на импорт товаров, наносящих ущерб национальным производителям. Компенсационные пошлины вводятся в случае, если производство импортного товара субсидировалось. Антидемпинговые пошлины могут применяться, когда товар ввозится по очень низким ценам.

По мере расширения объемов торговли увеличивается количество споров и разногласий. НАФТА предусматривает меры по снижению вероятности возникновения торговых споров между странами. Установленный в рамках НАФТА порядок разрешения споров состоит из трех этапов:

* проводятся переговоры между сторонами с целью удовлетво-рительного разрешения споров;

* если в течение первого раунда переговоров не удается прийти к соглашению, то дело переходит на рассмотрение Комиссии;

* если Комиссия не сможет разрешить спор, то он переходит на рассмотрение специальной группы специалистов, которая состоит из пяти членов и гарантирует справедливое урегулирование споров.

На первом этапе США немедленно устранили 84 % тарифов на мексиканский экспорт, за исключением «нефтяного экспорта» и на 79 % канадского экспорта. В свою очередь, Мексика должна я ликвидировать 43 % тарифных ограничений на американские товары и 41 % -- на канадские товары, из которых 80 % представляют основной капитал (машины и оборудование, электронные детали, транспортные средства) и химические товары.

На втором этапе, к 1999 г. США и Канада ликвидировали тарифы почти по 1200 видам товаров (включая продукцию автомобильной и текстильной промышленности), которые в 1991 г. составляли 80% мексиканского «нефтяного экспорта». Мексика, в свою очередь, устранила тарифные ограничения почти по 2500 видам товаров, доля которых в экспорте США И Канады составляет соответственно 18 и 19 %.

На третьем этапе, который закончился в 2004 году, США и Канада сняли тарифные ограничения на 12 и 7 % мексиканского «нефтяного экспорта», одновременно Мексика сняла тарифы на 48% американского и канадского экспорта.

На четвертом этапе, в течение долгосрочного периода каждая из трех стран устранит оставшиеся тарифные ограничения на импорт особых «чувствительных» товаров (зерно, порошковое молоко, фасоль для Мексики; молочные продукты и птицу-- для Канады; фрукты и овощи -- для США). Пошлины на них предполагается полностью отменить к 2010 году.

С точки зрения мексиканского правительства, устранение тариф-ных ограничений во взаимной торговле по данной схеме будет способ-ствовать созданию устойчивого предпринимательского климата для мексиканских производителей и принятию рациональных инвестици-онных решений. Кроме того, у Мексики появится возможность модер-низации экономики и ее адаптации к новым условиям хозяйствования.

Необходимо учитывать также необходимость устранения нета-рифных ограничений, затрудняющих свободное движение товаров меж-ду странами. Согласно НАФТА «если иное не предусмотрено соглаше-нием, ни одна страна не может применять ограничения на импорт лю-бых товаров из другой страны или на экспорт любого товара в другую страну, за исключением случаев, предусмотренных статьей XI ГАТТ». Достижением НАФТА является устранение дискриминации в отноше-нии мексиканских товаров при их импорте на рынок США и Канады. В свою очередь, отмена импортных лицензий в Мексике способствует увеличению объемов и повышению эффективности американского и канадского экспорта.

В рамках НАФТА установлены общие правила определения страны происхождения товара, согласно которым товар будет считаться произведенным в данном регионе, если он подвергся существенной переработке различными методами в одной из трех стран (в зависимости от метода доля североамериканского компонента в стоимости товара должна составлять не менее 50-60 %). Особые правила определения страны происхождения товара предусмотрено применять к продукции особых отраслей промышленности: производство компьютеров, автомобилей и украшений.

Одной из особенностей ЗСТ является то, что, несмотря на основную цель ее создания -- полную либерализацию торговли между странами, она допускает некоторые исключения. В ходе переговоров стороны настаивали на исключении из НАФТА ряда отраслей: культуры -- со стороны Канады, морских перевозок -- со стороны США, нефтяной промышленности -- со стороны Мексики. Для Мексики нефтяная отрасль является стратегической. Государство имеет исключительное право на инвестиции в данную отрасль и имеет значительное присутствие в ней в лице государственной компании REMEX. США стремились добиться разрешения на вложение капиталов по крайней мере в отельные сектора мексиканской нефтяной промышленности. Руководителям мексиканского государства все-таки удалось настоять на сохранении основной части ограничений на капиталовложения в нефтяную промышленность.

В качестве так называемых соглашений в рамках НАФТА рассматривались вопросы торговли услугами, движения инвестиций, права интеллектуальной собственности.

На протяжении многих лет дискуссии по вопросам инвестирования являлись источником разногласий между США, Канадой и Мексикой. Что касается США и Мексики, споры в связи с национализацией промышленности и экспроприацией иностранных инвестиций оставили своеобразное наследие в виде недоверия. Однако в результате урегулирования проблемы задолженности и существования потребности в новых фондах ограничения на иностранные инвестиции в Мексике стали рассматриваться как препятствия для необходимого для экономики иностранного капитала.

Согласно НАФТА для инвесторов североамериканского региона в каждой из трех стран устанавливается недискриминационный режим в том, что касается создания предприятий, приобретения компаний, расширения и управления.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 404.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...