Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные особенности развития ТНК
Будучи порождением объективных экономических процессов, протекающих в мировом хозяйстве, ТНК обладают рядом специфических черт. Движение капиталов ТНК происходит, как правило, независимо от процессов, происходящих в стране базирования корпорации. ТНК устанавливают систему международного производства, основанную на размещении филиалов, дочерних компаний, отделений ^о многим странам мира. ТНК проникают в высокотехнологичные, наукоемкие отрасли производства, которые требуют огромных инвестиций и высококвалифицированных работников (персонала). При этом заметно проявляется тенденция к монополизации этих отраслей ТНК. Существенной чертой деятельности международных компаний является диверсификация их производства и услуг. Располагая мощной производственной базой, ТНК проводят такую производственно-торговую политику, которая обеспечивает высокоэффективное планирование производства, товарного рынка. Планирование осуществляется в рамках материнской компании и распространяется на дочерние фирмы
Расширяя свою экспансию, ТНК используют разнообразные формы освоения мирового рынка. Эти формы в значительной степени основываются на контрактных отношениях и не связаны с участием в акционерном капитале других фирм. К числу таких форм экспансии ТНК обычно относят: 1) лицензирование; 2) франчайзинг; 3) управленческие контракты; 4) оказание технических и маркетинговых услуг; 5) сдачу предприятий «под ключ»; 6) ограничение во времени договора по созданию совместных предприятий и соглашений по осуществлению отдельных операций. На практике достаточно трудно провести границу между той или иной формой деятельности ТНК.
Организация внутрифирменного международного производства дает ТНК ряд преимуществ. Она дает возможность: 1) использовать льготы международной специализации производства отдельных стран; 2) максимально использовать налоговые, инвестиционные и другие льготы, предоставляемые странами для зарубежных инвесторов; 3) маневрировать загрузкой производственных мощностей, приспосабливая свои производственные программы в соответствии с конъюнктурой мирового рынка; 4) использовать свои дочерние компании в качестве плацдарма для завоевания развивающихся рынков; так, к примеру, реализация продукции ТНК через свои заграничные филиалы значительно превышает мировой экспорт. При этом продажи ТНК вне страны основного базирования растут на 20—30% быстрее, чем увеличивают экспорт. Осуществляя инвестиции во многих развивающихся странах, ТНК строят заводы не для того, чтобы произведенную продукцию реализовывать в стран6 своего базирования, а для нужд стран — реципиентов капитал^' 5) продлевать жизненный цикл продукта, налаживая его производство в зарубежных филиалах по мере его морального устаревания g стране основного базирования. Основа мирового господства ТНК — вывоз капитала и его эффективное размещение. Совокупные зарубежные инвестиции всех ТНК в настоящее время играют более существенную роль, чем торговля. ТНК контролируют треть производительных капиталов частного сектора всего мира, до 90% прямых инвестиций за рубежом. Прямые инвестиции ТНК за рубежом в середине 90-х гг. превысили 3 трлн долл. При этом прямые инвестиции росли в три раза быстрее, чем инвестиции в целом, хотя первые все еще составляют примерно 6% годовых капиталовложений промышленно развитых стран.
Отраслевая структура производства ТНК достаточно широка. 60% материальных компаний заняты в сфере производства, 37% — в сфере услуг и 3% — в добывающей промышленности и сельском хозяйстве. Четко обозначилась тенденция увеличения инвестиций в сфере услуг и технологически интенсивном производстве. Одновременно снижается доля в добывающей промышленности, сельском хозяйстве и ресурсоемком производстве. По данным американского журнала «Форчун», главную роль среди 500 крупнейших ТНК мира играют четыре комплекса: электроника, нефтепереработка, химия и автомобилестроение. Их продажи составляют около 80% общей активности и пятисот «грандов», Весьма характерна регионально-отраслевая направленность инвестиций ТНК. Как правило, они делают капиталовложения в отрасли обрабатывающей промышленности новых индустриальных стран и относительно развитых и развивающихся государств. В этом случае идет конкурентная борьба за инвестиции стран — получателей капитала. Для беднейших стран политика иная — ТНК считают целесообразным осуществлять там капиталовложения в добывающую промышленность, но главным образом наращивать товарный экспорт. В этом случае развертывается жесткая конкурентная борьба между ТНК за продвижение своих товаров на местные рынки. ^ Повышение роли ТНК ТНК во все большей степени становится определяющим фактором для решения судьбы той или иной страны в международной системе экономических связей. Активная производственная, инвестиционная, торговая деятельность ТНК позволяет им выполнить функцию международного регулятора производства и распределения продукции и даже, как считают эксперты ООН, содействовать экономической интеграции в мире. ТНК вторгаются в сферы, которые традиционно считались областью государственных интересов — делают вывод эксперты ООН в докладе ЮНКТАД о транснациональных корпорациях (1993 г^' Вместе с тем речь не идет о движении к полной интеграции мировой экономики под руководством ТНК. В действительности деятельность ТНК ведет к интеграции, интернационализации только в тех рамках и границах, которые определены получением максимальной прибыли. Отмечая положительные стороны функционирования ТНК в системе мирового хозяйства и международных экономических отношений, следует сказать и об их негативном влиянии на экономику тех стран, где они функционируют. Специалисты указывают: • на противодействие реализации экономической политики тех государств, где ТНК осуществляют свою деятельность; • на нарушение законодательства стран пребывания. Так, манипулируя политикой трансфертных цен, дочерние компании ТНК, действующие в различных странах, умело обходят национальные законодательства в целях укрытия доходов от налогообложения путем перекачивания их из одной страны в другую; • на установление монопольных цен, диктат условий, ущемляющий интересы развивающихся стран. В целом ТНК — это достаточно сложный и постоянно развивающийся феномен в системе межхозяйственных связей, требующий постоянного внимания, изучения и международного контроля. Тем более что в нашей стране начинают возникать и развиваться крупные российские корпорации — финансово-промышленные группы, видящие свои перспективы в активной экспансии на внешних рынках. Послевоенная история западноевропейских стран, Японии, новых индустриальных стран Азии свидетельствует о том, что национальный капитал способен выдерживать конкуренцию с ТНК в том случае, если он сам структурируется в мощные финансово-промышленные образования (адекватные международным аналогам), способные проводить активную внешнеэкономическую политику. 11. Ценообразование в мировой торговле
Международное ценообразование - это формирование цен за пределами страны, где находится предприятие производитель товара. В результате международной торговли все участвующие в ней страны получают выигрыш в виде прироста общего благосостояния. Р аспределение выигрыша от международной торговли как внутри страны, так и между странами в конечном итоге определяется тем, на каком уровне устанавливаются цены на те товары, которыми страны торгуют между собой, и каковы объемы торговли. Если страна обладает сравнительным преимуществом в производстве какого-либо товара, это преимущество может быть реализовано лишь в том случае, если мировая цена на этот товар будет выше внутренней. Поскольку и уровень цены, и объем продаж на мировом рынке являются результатом установления равновесия между предложением и спросом, теория международной торговли должна быть дополнена анализом спроса. ^ 1.Определение мировой цены и объемов торговли Чтобы показать, как устанавливаются мировые цены и определяются объемы взаимной торговли, рассмотрим, условный пример. Пусть две страны — Аргентина и Бразилия — производят один и тот же продукт — зерно. Кривые внутреннего предложения зерна в Бразилии Sб и в Аргентине Sа (см. рисунки 1.1а и 1.1в соответственно), показывающие соотношение между объемами производства и уровнем цен, определяются предельными издержками, динамика которых, в свою очередь, зависит от обеспеченности стран факторами производства, используемой технологии и т.д. Кривые спроса на зерно (Dа в Аргентине и Dб в Бразилии), показывающие соотношение между объемом спроса и уровнем цен, определяются вкусами и предпочтениями потребителей при данном уровне дохода. Предположим, что при отсутствии внешней торговли характеристики спроса и предложения таковы, что равновесие на рынке зерна (пересечение кривых спроса и предложения) в Аргентине устанавливается при цене 120 долл. за 1 т, а в Бразилии — при цене 200 долл. за 1 т. Цена на зерно в Бразилии выше, чем в Аргентине, поэтому аргентинским производителям должно быть выгодно экспортировать свою продукцию, а потребителям в Бразилии — покупать более дешевое импортное зерно. Таким образом, первоначальная разница в ценах создает возможности для экспорта и импорта, но все зависит от того, на каком уровне установится мировая цена Зная характеристики внутреннего спроса и предложения в обеих странах, мы теперь можем определить размеры предложения зерна на экспорт, спроса на импортное зерно и, следовательно, уровень равновесной мировой цены. Важно подчеркнуть, что в условиях свободной торговли внутренние цены изменяются до уровня мировой цены. Аргентинским производителям будет выгодно расширять производство зерна и экспортировать его, если мировая цена будет выше первоначальной внутренней цены в Аргентине (Рw> 120). Чем выше будет мировая цена, тем больше производители в Аргентине будут расширять предложение зерна, но одновременно будет расти и внутренняя цена, и потребители в Аргентине будут сокращать предъявляемый на рынке спрос. Таким образом, размеры предложения зерна на мировом рынке (Sx) будут определяться разницей между предложением и спросом на внутреннем рынке Аргентины, возникающей в условиях роста цен на зерно: Sx=Sa-Da. С другой стороны, бразильским потребителям будет выгодно приобретать импортное зерно, если мировая цена на него будет ниже первоначальной внутренней цены в Бразилии (Рw < 200). Чем ниже будет мировая, а следовательно, в условиях свободной торговли и внутренняя цена, тем больше потребители в Бразилии будут увеличивать спрос на зерно, но одновременно бразильские производители будут сокращать объем предложения. Таким образом, величина спроса на зерно на мировом рынке (Dm) будет определяться разницей между спросом и предложением на внутреннем рынке Бразилии, возникающей в условиях падения цен на зерно: Dm= Dб- Sб. Итак, по мере налаживания торговых связей цена на зерно в Аргентине растет, и его предложение для продажи на внешнем рынке увеличивается, а цена в Бразилии снижается и спрос на импорт растет. На рисунке 1б показаны кривые спроса на импорт и экспортного предложения, которые пересекаются в точке, соответствующей цене равновесия. В нашем примере равновесие на мировом рынке достигается при цене 150 долл. за 1 т зерна. При такой цене избыточный спрос в Бразилии (80-20=60) соответствует избыточному предложению в Аргентине (90-30=60). При более высокой цене предложение зерна на мировом рынке превысит спрос, будет способствовать снижению цены. При более низкой цене, наоборот, спрос превысит предложение, и мировая цена будет расти пока не достигнет равновесного значения.
12. Мировые цены: понятие и характеристика Одной из важнейших характеристик, отличающих мировой рынок от национального, является функционирование на нем своеобразной системы цен. В условиях рыночной экономики понятие цены едино как для внешних условий, так и для внутренних. Цена — это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. В ценообразовании принято различать группу ценообразующих факторов, которые влияют на изменение цены в ту или иную сторону. Среди них: 1) закон стоимости; 2) общеэкономические факторы: экономический цикл, совокупный спрос и предложение, инфляция; 3) конкретно-экономические факторы: издержки, прибыль, налоги и сборы, потребительские свойства (качество, внешний вид, надежность), предложение и спрос на товар с учетом товаров-субститутов; 4) специфические факторы: сезонность, эксплуатационные расходы, комплектность, гарантии и условия сервиса; 5) внешнеэкономические факторы: государственное регулирование, валютный курс; 6) специальные факторы: политические, военные. Под МИРОВЫМИ ЦЕНАМИ понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. Для современного мирового рынка характерно наличие большого количества различных отраслевых рынков товаров и услуг, множественность цен. На практике цена на конкретную продукцию одного и того же рынка может существенно различаться. Поэтому при обосновании, определении и согласовании внешнеторговой цены необходимо иметь четкое представление о характере сделки, диктующей особенность «отбора» цены:
· · ·
1. 2. 3. 4.
♦ справочные цены — это цены продавца, публикуемые в специализированных изданиях, бюллетенях, а так же в периодической литературе, в газетах, журналах, в каналах компьютерной информации. Круг товаров, попадающих в ценовые справочники, в основном охватывает небиржевые сырьевые товары и полуфабрикаты (нефть и нефтепродукты, черные металлы, удобрения и т. д.). Как правило, справочные цены не сколько завышены. Справочные цены не реагируют биржевые цены — это цены на товары, торговля которыми производится на товарных биржах. Цены на биржевые товары оперативно отражают все изменения, происходящие на рынке данного товара. Малейшие изменения в ту или иную сторону конъюнктуры рынка моментально сказываются на биржевых котировках. Это объясняется тем, что сами биржевые котировки являются фактическими ценами сделок именно в данный момент. Следует отметить, что биржевые котировки не отражают «в себе» другие инструменты международной торговли, как-то: условия поставки, платежа и т. д. В международной внешнеторговой практике специалисты ориентируются на котировки наиболее известных, хорошо зарекомендовавших себя бирж, имеющих персонал исключительно высокой квалификации, таких как Лондонская биржа металлов, Чикагская биржа, занимающаяся котировками и продажами зерновых, или Нью-Йоркская биржа хлопка; цены аукционов — показывают цены, полученные в результате торгов. Это реальные цены, отражающие спрос и предложение в данный временной период; статистические внешнеторговые цены — публикуются в различных национальных и международных статистических справочниках. Данные цены, появляющиеся в подобных изданиях, определяются путем деления стоимости экспорта или импорта на объем закупленной или поставленной продукции. Эти цены не показывают конкретную цену конкретного товара с точки зрения их практического применения они интересны для понимания общей динамики внешней торговли той или иной страны, для статистических расчетов, используются как приблизительный ориентир. В процессе согласования цен экспортер и импортер, основываясь на собственном анализе данных о положении на рынке товара, приступают к переговорам, заранее зная, на какие уступки они могут пойти. Реальная цена формируется из запрашиваемой цены и скидок. В мировой практике ведения внешней торговли известно большое количество различных скидок. ^ Ценовые скидки — метод уторговывания цены с учетом состояния рынка и условий контракта. Размеры скидок определяются отдельно для каждого конкретного случая. Как правило, размеры скидок варьируются между 2 и 10% от первоначально предлагаемой цены. Безусловно, достигаются и более существенные скидки. По оценкам специалистов, существует около 40 различных видов ценовых скидок и надбавок. К наиболее распространенным относятся следующие: ♦ скидка продавца, когда за объем единовременной покупки (партии) или за устойчивость покупок экспортер в процессе торга предоставляет скидку в зависимости от ситуации на конкретном рынке, которая
· · · · · · · ·
^ Контрактные цены устанавливаются в процессе переговоров при заключении контракта. Виды контрактных цен различаются по степени их фиксации: ♦ твердая цена — устанавливается на дату подписания
· · · ·
Наиболее широко применяются в МТ и представляют собой так называемые базисные цены, т. е. цены товара определенного количества и качества в том или ином заранее установленном географическом пункте. Базисные цены устанавливаются в соответствии с базисными условиями поставок, определяющими, включаются ли расходы по доставке в цену товара или нет. Базисные условия поставок изложены в «Международных правилах толкования торговых терминов» (Инкотермс-90), разработанных Международной торговой палатой; Они применяются, если на них сделана прямая ссылка в контракте, и при этом в контракте не предусмотрено иного, чем в тексте «Инкотермс». Термины «Инкотермс» сгрупированны в четыре различные базисные категории. 1. ^ Группа «Е» включает условия EXW, согласно которым ♦ EXW— покупатель несет все расходы и риски, связанные с перевозкой товара с предприятия продавца к месту назначения. 2. Группа «F» содержит условия, согласно которым продавец обязан доставить товар до транспортных средств, указанных покупателем (FCA, FAS, FOB).
· · ·
· · ·
4. В группу «D» входят условия, согласно которым продавец несет все риски и затраты, связанные с доставкой груза в пункт назначения (DAF, DES, DEQ, DDU, DDP).
· · · · ·
Мировой рынок характеризуется множественностью цен, что объясняется действием различных коммерческих и торгово-политических факторов. ^ Множественность цен — наличие ряда цен на один и тот же товар или товары одинакового качества в одной и той же сфере обращения на одинаковой транспортной базе. Например, цены по клиринговым соглашениям, цены по программам в рамках государственной помощи и т. д. Таким образом, мировые цены являются одним из подвидов из этого множества. Мировые цены — это цены, по которым проводятся крупные экспортно-импортные операции, достаточно полно характеризующие состояние МТ конкретным товаром. Мировые цены характеризуются следующими признаками, отличающими их от внутренних цен: а) регулярность, т е. внутренние цены сделок носят случайный, эпизодический характер, что не характерно для мировых цен, б) раздельность коммерческого характера, т. е. исключаются товарообменные операции, поставки товаров в рамках государственной помощи и т. п., так как эти сделки предусматривают особые взаимоотношения между партнерами. Цены в этих условиях могут существенно отклоняться в ту или иную сторону от уровня цен раздельных сделок; в) открытость торгово-политического режима, т. е. в качестве мировых цен не могут служить цены в рамках замкнутых экономических группировок, т. к. эти цены за счет субсидирования национальных производителей со стороны государства могут быть выше цен других крупных поставщиков данной продукции на мировой рынок; г) свободная конвертируемость валюты платежа. Учитывая, что в современном мировом хозяйстве ТНК являются основными субъектами и контролируют 2/3 международной торговли, внутрифирменная торговля ТНК (40% МТ) осуществляется не по обычным мировым ценам, а по особой категории мировых цен — трансфертным ценам, которые обычно на 30% ниже мировых. Трансфертные цены являются коммерческой тайной, имеют в большей степени, искусственный характер и образуются не под действием спроса и предложения, а исходя из внутрифирменной политики.
Мировые цены меняются под воздействием рыночной конъюнктуры. В то же время изменение стоимостных пропорций товарообмена оказывает значительное влияние на развитие международной торговли, ее товарную структуру и результаты. Характерной чертой структуры мировых цен является разнонаправленное движение цен на промышленные товары, с одной стороны, и на сырье, топливо и продовольственные товары, — с другой. В то же время способы определения мировых цен на различную продукцию также различны: 1) цены сырьевых товаров определяются как экспортные цены основных поставщиков конкретного товара и импортные цены в важнейших центрах импорта этого товара. Например, на пшеницу мировыми являются экспортные цены Канады; нефть — экспортные цены стран членов ОПЕК (Организация стран-нефтеэкспортеров); на пушнину — цены Лондонского и Санкт-Петербургского аукционов и т. д, 2) цены продукции обрабатывающей промышленности определяются как экспортные цены крупных компаний-производителей и экспортеров этой продукции. В целом и те и другие цены в мировом хозяйстве имеют тенденцию к росту, но это происходит не постоянно и на разные группы товаров цены растут по-разному Резкие колебания цен характерны для рынка продовольствия (например, из-за погодного фактора). А на рынках сырья и готовой продукции не было серьезных скачков цен с 70-х гг. Для оценки того, насколько выгодна стране внешняя торговля, используется показатель "условия торговли" — соотношение экспортных цен рассматриваемой страны к ее импортным ценам, или Рx/Рm. В общем случае, рост этого показателя (улучшение условий торговли) означает повышение благосостояния нации, а падение (ухудшение условий торговли) свидетельствует о снижении благосостояния. В самом деле, если цены на экспортные товары данной страны на мировом рынке увеличиваются по сравнению с ценами на ту продукцию, которую она импортирует, это означает, что на единицу своего экспорта страна теперь может приобрести больше импортных товаров. Следовательно, страна получает больший выигрыш от внешней торговли. На практике показатель условий торговли рассчитывается для отдельных стран или групп стран на основе индексов цен для экспорта и импорта (обычно используется индекс Ласпейреса). Условия торговли в году t по сравнению с базовым годом 0 (ТОТt0) можно представить следующим выражением: Σp(x)I*бХiо T OTt0 = Σp(m)I* бMiо где: р(х)i — отношение экспортной цены товарной группы i в году t к ее цене в базисном году 0; р(т)i — отношение импортной цены товарной группы i в году t к ее цене в базисном году 0; бХiо — доля экспорта товарной группы i в совокупном экспорте из данной страны в базовом году О, бMiо —доля импорта товарной группы i в совокупном импорте в данную страну в базовом году 0. Изменение условий торговли служит одним из показателей, характеризующих изменение положения страны в мировой торговле. Сами условия торговли, в свою очередь, зависят от колебаний спроса как на мировом, так и на внутреннем рынках, от изменений в технологии и условиях производства, от степени монополизации рынков отдельных товаров и т.д. Вместе с тем, следует иметь в виду, что размер выигрыша, который получает страна от внешней торговли, зависит не только от цен, но и от физических объемов экспорта и импорта. Поэтому не всегда правомерно делать выводы об изменении благосостояния страны только на основании изменения индекса условий торговли. В частности, если снижение цен на экспортную продукцию обусловлено ростом эффективности ее производства, то, при достаточно эластичном спросе на мировом рынке страна сможет увеличить физические объемы своего экспорта и получить больший выигрыш, хотя условия торговли для нее и ухудшились. Следует, однако, обратить внимание натак называемую проблему разоряющего роста, когда расширение экспорта приводит к такому ухудшению условий торговли, что благосостояние нации снижается. Эта проблема, которую впервые проанализировал американский экономист Я. Бхагвати в 1958 г., может возникнуть, в частности, для многих развивающихся стран, в которых возможности экономического роста обусловлены расширением добыча экспорта сырья. Поскольку спрос на сырье на мировом рынке часто характеризуется низкой эластичностью, быстрое наращивание физических объемов экспорта приводит к такому падению мировых цен на сырье, которое перекрывает положительный эффект от самого экономического роста. В этом случае экспортере ширяющий рост может стать для страны невыгодным.
13. Основные формы международного разделения труда Различаются две формы международного разделения труда: специализация и кооперирование.
14. Основные этапы международной интеграции Выделяют четыре вида (этапа) международной экономической интеграции, зону свободной торговли, таможенный союз, единый общий рынок, экономический и валютный союз. Зона свободной торговли (ЗСТ) – первая интеграционная ступень, предусматривающая договоренность между государствами по поводу свободной от таможенных и количественных ограничений международной торговли товарами и услугами. Положительными моментами создания ЗТС являются стабилизация и предсказуемость торговой политики государств – участниц такого альянса. Отрицательные черты подобных соглашений состоят в том, что открытие границ определенного государства для импорта товаров и услуг из других стран может создать определенные трудности для отечественных производителей. Это связано с возможностью усиления конкуренции на внутреннем рынке и, как следствие – опасностью банкротств отечественных производителей из-за их не конкурентоспособности. Таможенный союз (ТС) возникает на основе соглашений государств-участниц о полном упразднении таможенных пошлин при взаимообмене товарами и услугами. Кроме того, ТС предполагает создание единого для всех стран-участниц внешнего таможенного тарифа. Как правило, единый тариф распространяется не на все виды товаров и услуг, а на часть из них. ТС является более совершенной интеграционной формой международного экономического сотрудничества, чем ЗСТ, поскольку не только ликвидирует таможенные ограничения, но и требует от стран-участниц проведения единой внешнеторговой политики. Установление единого тарифа на определенные товары или услуги дает эффект потому, что либо позволяет защитить страны Союза от внешней зависимости, либо создает условия для стимулирования производства конкурентоспособной продукции внутри Союза, что благоприятно повлияет на внутри-союзный рынок и тем самым усилит развитие интеграционных процессов внутри ТС. Единый рынок (ЕР) представляет более совершенную форму экономической интеграции, чем ЗСТ и ТС. Помимо всего, имевшего место на предыдущих уровнях, он предусматривает унификацию технических норм, единых экологических требований, а также единой законодательной базы для внутрисоюзного предпринимательства. Создание ЕР является длительным, сложным и противоречивым процессом. Особую трудность, как показал опыт создания Европейского общего рынка, представляет здесь проблема квот – т.е. установления долей в производстве, реализации и покупках товаров как внутри, так и за пределами каждой страны-участницы и единого рынка в целом. Примером ЕР мог бы стать Союз между Россией и Белоруссией, а также альянс между Россией, Казахстаном и Киргизией. Однако пика эти Союзы реально малодейственны, а соглашения о свободной торговле к 2000 г. все еще не были ратифицированы парламентами этих стран (кроме случая между Россией и Белоруссией). Экономический Союз (ЭС) – высшая форма современной межгосударственной интеграции. Он представляет собой объединение государств на основе создания единого экономического, правового, военного и информационного пространства. ЭС, как правило, является составной частью межгосударственного союза. В настоящее время в мире существует только один ЭС – Европейский Союз (ЕС). В рамках этого Союза, трансфрмировавшегося в 1993 г. из Европейского общего рынка, функционируют такие наднациональные органы управления, как Европейский парламент, Совет министров, Еврокомиссия, Суд и Европейский Совет. В состав ЕС входят пока 15 европейских государств. Экономическая часть Европейского Союза, хотя и реально существует, но все еще находится в стадии формирования. Этот процесс завершился созданием валютного Союза в 2001 г. ЭС предполагает расширенную межгосударственную интеграцию, как в области производства, так и обращения. При этом естественным является то, что интересы (и не только экономические) стран – участниц Союза и Союза в целом не всегда могут совпадать. Более того, ЭС не только не ликвидирует межгосударственную конкуренцию, но и в ряде случаев может усиливать ее. Поэтому даже в рамках ЭС каждое отдельное государство-участник, поддерживая общесоюзный интерес, приоритетным для себя оставляет свой национальный интерес. Так, Англия, являясь полноправным членом ЕС, в то же время пока воздерживается от подписания конвенции о свободном перемещении людей в общих границах Союза. Не торопится она и с переходом на единую общесоюзную валюту. Не исключено, что в ряде случаев страны-участницы того или иного экономического альянса могут в определенной мере, и поступиться собственными национальными интересами. Объединение отдельных государств в любого рода союзы не ликвидирует существующих между ними различий. В союзы могут входить как относительно богатые, так и бедные страны, экономически развитые и развивающиеся, великие державы и сравнительно малые государства. Большая дифференциация стран, их неодинаковые возможности и различные интересы приводят к тому, что от реализации международных экономических связей они получают неодинаковый результат. Наибольшую выгоду от международной экономической интеграции получают, как правило, экономически развитые, богатые и политически стабильные государства. Это объясняется тем, что, во-первых, именно развитые страны производят сейчас наиболее прибыльную наукоемкую и трудоемкую продукцию и, во-вторых, экспорт капитала (которым, естественно, обладают богатые страны) является наиболее доходной формой современного бизнеса. Страны-аутсайдеры различных международных экономических альянсов, вступив в них, также преследуют свой национальный экономический интерес. Не получая сверхвысоких доходов, они приобретают возможности и средства для более ускоренного чем ранее экономического роста, для достижения уровня экономически развитых и богатых стран. Таким путем прошли Япония, Австралия, Южная Корея и сейчас идут Сингапур, Тайвань и Малайзия. Отстаивая собственные национальные интересы, страны-участницы мирохозяйственных связей усиливают конкурентную борьбу, поднимая ее на более высокий виток. Международная конкуренция сейчас ведется одновременно на двух уровнях: между странами-участницами любого экономического объединения и между отдельными экономическими ассоциациями (союзами) государств. Примерами внутрисоюзной конкуренции могут служить так называемые винные и мясные «войны» между Францией, Испанией, Италией и Германией в рамках ЕС, а также сахарная «война» между Россией и Украиной за рынки сбыта и квоты на территории стран СНГ. Примером международной конкуренции другого уровня является борьба между США и Японией, с одной стороны, и стран ЕС за рынки на территориях России и государств СНГ. 15. Интеграционные процессы в Мировой экономике Интеграционные процессы реализуются в следующих формах: 1 Зона свободной торговли. В рамках ее, отменяются торговые ограничения, прежде всего таможенные пошлины, между странами-участницами. 2 Таможенный союз – наряду с отменой таможенных пошлин устанавливается единый внешнеторговый тариф, и проводится единая внешнеторговая политика по отношению к третьим странам. Таможенный союз может быть дополнен платежным союзом, который предполагает функционирование единой расчетной денежной единицы. 3 Общий рынок – включая все предыдущие проявления форм интеграции, дополняется свободным передвижением капитала и рабочей силы и согласованием экономической политики. 4 Экономический и валютный союз совмещает в себе все формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики.
Главные интеграционные группировки мира. 1. Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества – АТЭС (создана в 1989 г.). Межправительственная организация, представляющая региональное экономическое сотрудничество между странами: Япония, Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея, Сингапур, Малайзия, Индонезия, Филиппины, Таиланд, Бруней, Канада, США, Китай, Гонконг, Тайвань, Папуа - Новая Гвинея, Мексика, Чили, Вьетнам, Перу, Россия с 1998 года. Номинальный ВНП: около 14,3 трлн. долларов. Население: около 2,10 млрд. человек. Коэффициент регионального экспорта: 76,8%. 2. Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA, учреждено в 1994 г.) Страны-члены: соглашение о свободной торговле между странами: Канада, США, Мексика. Номинальный ВНП: около 7,7 трлн. долларов. Население: около 380 млн. человек. Коэффициент регионального экспорта: 47,6%. 3. Европейский Союз – EC (Европейское экономическое сообщество, создано в 1958 г. С 1968 г. таможенный союз, с 1993 г. единый рынок и трансформация ЕЭС в ЕС). Страны-члены: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция. Номинальный ВНП: около 7,6 трлн. долларов. Население: около 370 млн. человек. Коэффициент регионального экспорта: 61,6%. 4. Зона свободной торговли АСЕАН (AFTA, создана в 1993 г.) Страны-члены: соглашение о свободной торговле между странами: Сингапур, Малайзия, Индонезия, Филиппины. Таиланд, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма. Номинальный ВНП: около 0,5 трлн. долларов. Население: около 370 млн. человек. Коэффициент регионального экспорта: 22,2%. 5. Общий рынок стран южной части Латинской Америки – МЕРКОСУР (MERCOSUR, создан в 1991 г. С 1995 г. таможенный союз) Страны-члены: Бразилия, Парагвай, Уругвай, Аргентина. Номинальный ВНП: около 0,8 трлн. долларов. Население: около 200 млн. человек. Коэффициент регионального экспорта: 18,2%.
6. Содружество независимых государств (СНГ, создано в 1991г)Межгосударственное объединение между Белоруссией, Россией, Украиной, Азербайджаном, Арменией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Таджикистаном, Туркменией, Узбекистаном, Грузией. 7. Соглашение между Австралией и Новой Зеландией об установлении более тесных экономических связей (CER, заключено в 1983 г.) Страны-члены: соглашение о свободной торговле между Австралией и Новой Зеландией. 8. Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (CEFTA, заключено в 1993 г.) Соглашение о свободной торговле между Польшей, Словакией, Венгрией, Чехией, Словенией, Румынией, Болгарией. 9. Соглашение о преференциальной торговле СААРК (SAPTA, учреждено в 1995 г.) Соглашение о преференциальной торговле между странами Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (Индия, Пакистан, Бангладеш, Шри Ланка, Непал, Бутан, Мальдивская Республика) 10. Латиноамериканская ассоциация сотрудничества (ALADI, создана в 1981 г.) Соглашение о свободной торговле между странами: Мексика, Колумбия, Венесуэла, Аргентина, Бразилия, Чили, Перу, Парагвай, Уругвай, Боливия, Эквадор. 11. Центральноамериканский общий рынок (САСМ, создан в качестве соглашения о свободной торговле в 1991 г. С 1993 г. таможенный союз) Таможенный союз между странами: Гватемала, Гондурас, Сальвадор, Никарагуа, Коста-Рика. 12. Организация африканского единства – ОАЕ (OAU, создана в 1963 г.) Орган регионального сотрудничества между 53 странами: Египет, Алжир, ЮАР и т. д. 16. Взаимоотношения России и ЕС Россия и страны Европейского Союза связаны друг с другом на протяжении многих веков. В политическом, культурном и коммерческом отношении история России тесно переплетается с историей ее европейских партнеров. Однако стратегическое партнерство между Россией и европейскими странами начинает развиваться только сейчас, по мере того, как сотрудничество начинает приносить плоды. Обе стороны привержены развитию тесных и взаимообогащающих партнерских отношений. Для Европейского Союза Россия имеет первостепенное значение по ряду причин. Россия играет важную роль на мировой арене, и от нее во многом зависит стабильность на всем европейском континенте. Россия также обладает значительным экономическим, торговым и научным потенциалом. Сегодня ЕС является не только основным торговым партнером России, но - с присоединением к нему Финляндии в 1995 г. - и ее соседом. Европейский Союз первым оценил масштабы задач политических и экономических перемен, к которым приступила Россия. Он также первым стал активно содействовать этому процессу. В качестве основы такого содействия ЕС начал переговоры с целью заключения рамочного Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Это соглашение предназначено для развития диалога и обеспечения равноправного партнерства практически по всем направлениям потенциального сотрудничества. Целью Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) является содействие политическому, торговому, экономическому и культурному сотрудничеству между Россией и ЕС. В нем воплотилась общая приверженность ЕС и России развитию взаимовыгодного партнерства и взаимопонимания. СПС является провидческим документом для обеих сторон. Сфера его действия чрезвычайно широка, она охватывает почти все аспекты торговых, коммерческих и экономических отношений между Европейским Сообществом и Россией, Соглашение устанавливает политические связи вплоть до самых высоких уровней. Оно ставит уважение прав человека и демократических процессов в самый центр этих отношений. Соглашение является подлинно всеобъемлющим: оно охватывает такие разнообразные вопросы, как обмен передовым опытом и ноу-хау в области управления почтовыми системами или сохранение памятников и монументов. Политическая значимость соглашения состоит в том, что оно строится на общепринятых принципах политических свобод и прав человека, оно вписывается в систему многосторонних договоров и других действующих в Европе институциональных отношений. Одновременно Европейским союзом была предложена осязаемая поддержка в области передачи ноу-хау через Программу технического содействия новым независимым государствам (ТАСИС), которая охватила широкий спектр направлений: реформирование системы государственного управления, реструктуризацию государственных предприятий и развитие частного сектора, финансы и банковский сектор, развитие инфраструктуры транспорта и связи, энергетику, создание эффективной системы производства, переработки и распределения продуктов питания, развитие социальных услуг и образования, охрану окружающей среды и др. Таким образом, Европейским Союзом была разработана и усовершенствована целостная стратегия отношений с Россией, сочетавшая все аспекты диалога по политическим, экономическим и секторальным вопросам, а также проблемам безопасности. Сейчас отношения между ЕС и Россией распространяются на новые области. Разрабатываются новые сферы сотрудничества и предпринимаются меры по созданию делового и инвестиционного климата, который будет практически способствовать установлению подлинного долгосрочного партнерства. Кризис августа 1998 г. вынудил изменить ориентиры технического содействия. Во время своего визита в Москву в октябре 1998 г. председатель Европейской комиссии Жак Сантер предложил использовать программу технического содействия ЕС в качестве одного из инструментов поддержки российских антикризисных мероприятий.
17. Принципы организации и механизм управления ЕС . ЕС как наиболее зрелая интеграционная группировка Официально до 1 ноября 1993 г. Ведущая интеграционная группировка стран называлась Европейские сообщества, так как она появилась после слияния в 1967 г. Трех организаций:
· · ·
В 1991 и 1992 гг. были подписаны договоры о формировании экономического и валютного союза (Маастрихтские соглашения). С 1 ноября 1993 г., после вступления в силу Маастрихтских соглашений, официальное название этой группировки - Европейский союз. В настоящее время в ЕС завершилось создание единого рынка, системы межгосударственного управления, и страны оформили экономический, валютный и политический союз. Валютный союз означает проведение единой денежно-кредитной политики в рамках ЕС и функционирование общей для всех стран валюты. С этой целью согласно Маастрихтским соглашениям были определены и реализуются сроки введение единой валюты – евро. С 1 января 1999 г. Евро функционирует как расчетная единица. Однако в валютный союз с 1 января 1999г. Вошли не все члены ЕС. Вне зоны евро остались Великобритания, Греция, Дания, Швеция. По итогам 1998 г. Греция не соответствовала «Маастрихтским критериям» по величине государственного долга и темпам инфляции. ^ ИНСТИТУТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Интересы европейцев на международном уровне представляются рядом общих институтов:
· · · · · ·
По отношению к странам Центральной и Восточной Европы, собирающимися стать членами ЕС, Комиссия руководствуется следующими критериями, выработанными на заседании Европейского Совета в Копенгагене в июне 1993 года:
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 426. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |