Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные особенности развития ТНК




Будучи порождением объективных экономических процессов, протекающих в мировом хозяйстве, ТНК обладают рядом специфичес­ких черт.

Движение капиталов ТНК происходит, как правило, независимо от процессов, происходящих в стране базирования корпорации. ТНК устанавливают систему международного производства, осно­ванную на размещении филиалов, дочерних компаний, отделений многим странам мира.

ТНК проникают в высокотехнологичные, наукоемкие отрасли производства, которые требуют огромных инвестиций и высококва­лифицированных работников (персонала). При этом заметно про­является тенденция к монополизации этих отраслей ТНК.

Существенной чертой деятельности международных компаний является диверсификация их производства и услуг. Располагая мощной производственной базой, ТНК проводят такую производственно-торговую политику, которая обеспечивает высокоэффективное планирование производства, товарного рынка. Планирование осуществляется в рамках материнской компании и распространяется на дочерние фирмы


^ Контрактные формы деятельности ТНК

Расширяя свою экспансию, ТНК используют разнообразные формы освоения мирового рынка. Эти формы в значительной степени основываются на контрактных от­ношениях и не связаны с участием в акционерном капитале других фирм. К числу таких форм экспансии ТНК обычно относят:

1) лицензирование;

2) франчайзинг;

3) управленческие контракты;

4) оказание технических и маркетинговых услуг;

5) сдачу предприятий «под ключ»;

6) ограничение во времени договора по созданию совместных предприятий и соглашений по осуществлению отдельных операций.

На практике достаточно трудно провести границу между той или иной формой деятельности ТНК.


Внутрифирменный вариант международ­ного производства стал для современных международных корпора­ций основным.

Организация внутрифирменного международного производства дает ТНК ряд преимуществ. Она дает возможность: 1) использовать льготы международной специализации производства отдельных стран; 2) максимально использовать налоговые, инвестиционные и другие льготы, предоставляемые странами для зарубежных инвес­торов; 3) маневрировать загрузкой производственных мощностей, приспосабливая свои производственные программы в соответствии с конъюнктурой мирового рынка; 4) использовать свои дочерние компании в качестве плацдарма для завоевания развивающихся рынков; так, к примеру, реализация продукции ТНК через свои за­граничные филиалы значительно превышает мировой экспорт. При этом продажи ТНК вне страны основного базирования растут на 20—30% быстрее, чем увеличивают экспорт. Осуществляя инвести­ции во многих развивающихся странах, ТНК строят заводы не для того, чтобы произведенную продукцию реализовывать в стран6 своего базирования, а для нужд стран — реципиентов капитал^' 5) продлевать жизненный цикл продукта, налаживая его производство в зарубежных филиалах по мере его морального устаревания g стране основного базирования.

Основа мирового господства ТНК — вывоз капитала и его эф­фективное размещение. Совокупные зарубежные инвестиции всех ТНК в настоящее время играют более существенную роль, чем тор­говля. ТНК контролируют треть производительных капиталов част­ного сектора всего мира, до 90% прямых инвестиций за рубежом. Прямые инвестиции ТНК за рубежом в середине 90-х гг. превысили 3 трлн долл. При этом прямые инвестиции росли в три раза быстрее, чем инвестиции в целом, хотя первые все еще составляют примерно 6% годовых капиталовложений промышленно развитых стран.


Обладая огромными капиталами, ТНК активно действуют на Международных финансовых рынках. Совокупные валютные резервы ТНК в несколько раз больше, чем резервы всех центральных рынков мира, вместе взятых. Перемещение 1—2% массы денег, на­водящихся в частном секторе, вполне способно изменить взаимный Паритет национальных валют. ТНК часто рассматривают обменные валютные операции в качестве наиболее выгодного источника своих прибылей.

Отраслевая структура производства ТНК достаточно широка. 60% материальных компаний заняты в сфере производства, 37% — в сфере услуг и 3% — в добывающей промышленности и сельском хозяйстве. Четко обозначилась тен­денция увеличения инвестиций в сфере услуг и технологически интенсивном производстве. Одновременно снижается доля в добывающей промышленности, сельском хозяйстве и ресурсоемком производстве.

По данным американского журнала «Форчун», главную роль среди 500 крупнейших ТНК мира играют четыре комплекса: элек­троника, нефтепереработка, химия и автомобилестроение. Их про­дажи составляют около 80% общей активности и пятисот «грандов», Весьма характерна регионально-отраслевая направленность инвес­тиций ТНК. Как правило, они делают капиталовложения в отрасли обрабатывающей промышленности новых индустриальных стран и относительно развитых и развивающихся государств. В этом случае идет конкурентная борьба за инвестиции стран — получателей ка­питала. Для беднейших стран политика иная — ТНК считают це­лесообразным осуществлять там капиталовложения в добывающую промышленность, но главным образом наращивать товарный экс­порт. В этом случае развертывается жесткая конкурентная борьба между ТНК за продвижение своих товаров на местные рынки.

^ Повышение роли ТНК

ТНК во все большей степени ста­новится определяющим фактором для решения судьбы той или иной страны в международной системе экономических связей. Активная производственная, инвестиционная, торговая деятельность ТНК по­зволяет им выполнить функцию международного регулятора про­изводства и распределения продукции и даже, как считают экспер­ты ООН, содействовать экономической интеграции в мире.

ТНК вторгаются в сферы, которые традиционно считались об­ластью государственных интересов — делают вывод эксперты ООН в докладе ЮНКТАД о транснациональных корпорациях (1993 г^' Вместе с тем речь не идет о движении к полной интеграции ми­ровой экономики под руководством ТНК. В действительности деятельность ТНК ведет к интеграции, интернационализации только в тех рамках и границах, которые определены получением макси­мальной прибыли.

Отмечая положительные стороны функционирования ТНК в сис­теме мирового хозяйства и международных экономических отно­шений, следует сказать и об их негативном влиянии на экономику тех стран, где они функционируют. Специалисты указывают:

• на противодействие реализации экономической политики тех государств, где ТНК осуществляют свою деятельность;

• на нарушение законодательства стран пребывания. Так, мани­пулируя политикой трансфертных цен, дочерние компании ТНК, действующие в различных странах, умело обходят наци­ональные законодательства в целях укрытия доходов от нало­гообложения путем перекачивания их из одной страны в дру­гую;

• на установление монопольных цен, диктат условий, ущемляю­щий интересы развивающихся стран.

В целом ТНК — это достаточно сложный и постоянно развива­ющийся феномен в системе межхозяйственных связей, требующий постоянного внимания, изучения и международного контроля. Тем более что в нашей стране начинают возникать и развиваться круп­ные российские корпорации — финансово-промышленные группы, видящие свои перспективы в активной экспансии на внешних рын­ках.

Послевоенная история западноевропейских стран, Японии, новых индустриальных стран Азии свидетельствует о том, что националь­ный капитал способен выдерживать конкуренцию с ТНК в том слу­чае, если он сам структурируется в мощные финансово-промышлен­ные образования (адекватные международным аналогам), способ­ные проводить активную внешнеэкономическую политику.

11. Ценообразование в мировой торговле

 

Международное ценообразование - это формирование цен за пределами страны, где находится предприятие производитель товара.

В результате международной торговли все участвующие в ней страны получают выигрыш в виде прироста общего благосостояния.

Р аспределение выигрыша от международной торговли как внутри страны, так и между странами в конечном итоге определяется тем, на каком уровне устанавливаются цены на те товары, которыми страны торгуют между собой, и каковы объемы торговли. Если страна обладает сравнительным преимуществом в производстве какого-либо товара, это преимущество может быть реализовано лишь в том случае, если мировая цена на этот товар будет выше внутренней. Поскольку и уровень цены, и объем про­даж на мировом рынке являются результатом установления рав­новесия между предложением и спросом, теория международной торговли должна быть дополнена анализом спроса.

^ 1.Определение мировой цены и объемов торговли

Чтобы показать, как устанавливаются мировые цены и определяются объемы взаимной торговли, рассмотрим, условный пример. Пусть две страны — Аргентина и Бразилия — производят один и тот же продукт — зерно. Кривые внутреннего предложения зерна в Бразилии и в Аргентине (см. рисунки 1.1а и 1.1в соответственно), показывающие соотно­шение между объемами производства и уровнем цен, определя­ются предельными издержками, динамика которых, в свою оче­редь, зависит от обеспеченности стран факторами производства, используемой технологии и т.д.

Кривые спроса на зерно (Dа в Аргентине и Dб в Бразилии), показывающие соотношение между объемом спроса и уровнем цен, определяются вкусами и предпочтениями потребителей при данном уровне дохода. Предположим, что при отсутствии внеш­ней торговли характеристики спроса и предложения таковы, что равновесие на рынке зерна (пересечение кривых спроса и предло­жения) в Аргентине устанавливается при цене 120 долл. за 1 т, а в Бразилии — при цене 200 долл. за 1 т.

Цена на зерно в Бразилии выше, чем в Аргентине, поэтому аргентинским производителям должно быть выгодно экспортиро­вать свою продукцию, а потребителям в Бразилии — покупать более дешевое импортное зерно. Таким образом, первоначальная разница в ценах создает возможности для экспорта и импорта, но все зависит от того, на каком уровне установится мировая цена Зная характеристики внутреннего спроса и предложения в обеих странах, мы теперь можем определить размеры предложения зер­на на экспорт, спроса на импортное зерно и, следовательно, уро­вень равновесной мировой цены. Важно подчеркнуть, что в усло­виях свободной торговли внутренние цены изменяются до уровня мировой цены.

Аргентинским производителям будет выгодно расширять производство зерна и экспортировать его, если мировая цена будет выше первоначальной внутренней цены в Аргентине (Рw> 120). Чем выше будет мировая цена, тем больше производители в Аргентине будут расширять предложение зерна, но одновременно будет расти и внутренняя цена, и потребители в Аргентине будут сокращать предъявляемый на рынке спрос. Таким образом, размеры предложения зерна на мировом рынке (Sx) будут определяться разницей между предложением и спросом на внутреннем рынке Аргентины, возникающей в условиях роста цен на зерно:

Sx=Sa-Da.

С другой стороны, бразильским потребителям будет выгодно приобретать импортное зерно, если мировая цена на него будет ниже первоначальной внутренней цены в Бразилии (Рw < 200). Чем ниже будет мировая, а следовательно, в условиях свободной торговли и внутренняя цена, тем больше потребители в Бразилии будут увеличивать спрос на зерно, но одновременно бразильские производители будут сокращать объем предложения. Таким обра­зом, величина спроса на зерно на мировом рынке (Dm) будет определяться разницей между спросом и предложением на внутреннем рынке Бразилии, возникающей в условиях падения цен на зерно: Dm= Dб- Sб.

Итак, по мере налаживания торговых связей цена на зерно в Аргентине растет, и его предложение для продажи на внешнем рынке увеличивается, а цена в Бразилии снижается и спрос на импорт растет. На рисунке 1б показаны кривые спроса на импорт и экс­портного предложения, которые пересекаются в точке, соответству­ющей цене равновесия. В нашем примере равновесие на мировом рынке достигается при цене 150 долл. за 1 т зерна. При такой цене избыточный спрос в Бразилии (80-20=60) соответствует избыточному предложению в Аргентине (90-30=60). При более высокой цене предложение зерна на мировом рынке превысит спрос, будет способствовать снижению цены. При более низкой цене, наоборот, спрос превысит предложение, и мировая цена будет расти пока не достигнет равновесного значения.

 

12. Мировые цены: понятие и характеристика

Одной из важнейших характеристик, отличающих ми­ровой рынок от национального, является функционирова­ние на нем своеобразной системы цен. В условиях рыноч­ной экономики понятие цены едино как для внешних условий, так и для внутренних.

Цена — это денежная сумма, которую намерен полу­чить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель.

В ценообразовании принято различать группу ценообразующих факторов, которые влияют на изменение цены в ту или иную сторону. Среди них: 1) закон стоимости;

2) общеэкономические факторы: экономический цикл, со­вокупный спрос и предложение, инфляция;

3) конкретно-экономические факторы: издержки, прибыль, налоги и сборы, потребительские свойства (качество, внешний вид, надежность), предложение и спрос на товар с учетом товаров-субститутов;

4) специфические факторы: сезонность, эксплуатацион­ные расходы, комплектность, гарантии и условия сер­виса;

5) внешнеэкономические факторы: государственное регу­лирование, валютный курс;

6) специальные факторы: политические, военные.

Под МИРОВЫМИ ЦЕНАМИ понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. Для современного мирового рынка характерно наличие большого количества различных отраслевых рынков това­ров и услуг, множественность цен. На практике цена на конкретную продукцию одного и того же рынка может су­щественно различаться. Поэтому при обосновании, опре­делении и согласовании внешнеторговой цены необходимо иметь четкое представление о характере сделки, диктую­щей особенность «отбора» цены:

 

·
использование цен раздельных экспортных и импорт­ных операций;

·
цены в условиях оплаты наличными;

·
цены, формирующиеся в рамках обычных коммерчес­ких сделок.


Основные виды мировых цен:

 

1.
публичные цены;

2.
расчетные цены;

3.
контрактные цены;

4.
базисные цены.


Среди публичных цен можно выделить следующие:

справочные цены — это цены продавца, публикуемые в специализированных изданиях, бюллетенях, а так же в периодической литературе, в газетах, журналах, в каналах компьютерной информации. Круг товаров, попадающих в ценовые справочники, в основном охватывает небиржевые сырьевые товары и полуфабрикаты (нефть и нефтепродукты, черные металлы, удобрения и т. д.). Как правило, справочные цены не­ сколько завышены. Справочные цены не реагируют
быстро на изменения конъюнктуры или на какие- либо политические события, за исключением, может быть, цен на нефть — товар весьма специфичный. Вместе с тем, они отражают динамику цен на данном рынке и тенденции их изменения;

биржевые цены — это цены на товары, торговля кото­рыми производится на товарных биржах. Цены на биржевые товары оперативно отражают все измене­ния, происходящие на рынке данного товара. Малей­шие изменения в ту или иную сторону конъюнктуры рынка моментально сказываются на биржевых коти­ровках. Это объясняется тем, что сами биржевые ко­тировки являются фактическими ценами сделок именно в данный момент. Следует отметить, что бир­жевые котировки не отражают «в себе» другие инст­рументы международной торговли, как-то: условия поставки, платежа и т. д.

В международной внешнеторговой практике специ­алисты ориентируются на котировки наиболее из­вестных, хорошо зарекомендовавших себя бирж, имеющих персонал исключительно высокой квали­фикации, таких как Лондонская биржа металлов, Чикагская биржа, занимающаяся котировками и продажами зерновых, или Нью-Йоркская биржа хлопка;

цены аукционов — показывают цены, полученные в ре­зультате торгов. Это реальные цены, отражающие спрос и предложение в данный временной период; статистические внешнеторговые цены — публику­ются в различных национальных и международных статистических справочниках. Данные цены, появля­ющиеся в подобных изданиях, определяются путем деления стоимости экспорта или импорта на объем закупленной или поставленной продукции. Эти цены не показывают конкретную цену конкретного товара с точки зрения их практического применения они интересны для понимания общей динамики внешней торговли той или иной страны, для статистических расчетов, используются как приблизительный ориен­тир. В процессе согласования цен экспортер и импор­тер, основываясь на собственном анализе данных о положении на рынке товара, приступают к перегово­рам, заранее зная, на какие уступки они могут пойти.

Реальная цена формируется из запрашиваемой цены и скидок. В мировой практике ведения внешней торговли из­вестно большое количество различных скидок.

^ Ценовые скидки — метод уторговывания цены с учетом состояния рынка и условий контракта.

Размеры скидок определяются отдельно для каждого конкретного случая. Как правило, размеры скидок варьиру­ются между 2 и 10% от первоначально предлагаемой цены. Безусловно, достигаются и более существенные скидки.

По оценкам специалистов, существует около 40 различ­ных видов ценовых скидок и надбавок. К наиболее распро­страненным относятся следующие:

скидка продавца, когда за объем единовременной покупки (партии) или за устойчивость покупок экспортер в процессе торга предоставляет скидку в зависимости от ситуации на конкретном рынке, которая
может достигать 20-30% от первоначальной цены;

 

·
скидка для эксклюзивного импортера. Фирма-им­портер является единственным поставщиком товара в страну или регион, добивается наилучших условий для продажи этого товара, по существу помогает экс­портеру закрепиться на рынке данной страны. До­стигает 10-15% от первоначальной цены. Практикуется в условиях рынка монопольной конкуренции;

·
скидка «сконто» используется в случае осуществле­ния импортером предоплаты, полной или частичной, за поставляемый товар. Как правило, такая скидка предоставляется и в случае прямого банковского пе­ревода денег при оформлении товарных накладных;

·
скидка традиционному партнеру (бонусная), как пра­вило, предоставляется импортеру, длительное время работающему на рынке с одним и тем же экспорте­ ром. Экспортер уверен в своем партнере-покупателе
с точки зрения правильного и своевременного выпол­нения контрактных обязательств; скидка предоставляется, как правило, на годовой объем продаж товара. Характерна, в первую очередь, для рынка совершен­ной конкуренции;

·
скидка за покупку внесезонного товара предоставляет­ся на рынках сельхозпродукции, одежды, обуви и др.

·
дилерская скидка предоставляется оптовым и роз­ничным торговцам, агентам и посредникам. Эта скид­ка должна покрывать расходы дилеров на продажу и сервис и обеспечивать им определенный размер при­были;

·
скрытые скидки предоставляются продавцом покупа­телю в виде льготного кредита, например скидка при оплате транспортных услуг — фрахт;

·
скидки за возврат ранее купленного у этой фирмы то­ вара при покупке нового могут достигать 20-30% от цены нового товара. Эта практика применяется в случае, если товаром является дорогостоящее оборудова­ние, рынок которого избыточен;

·
закрытые скидки, действующие внутри крупных кор­пораций, могут достигать 50%.


^ Расчетные цены применяются при заключении контрак­тов на поставку нестандартного оборудования, где нет воз­можности ориентироваться на налог, следовательно, цену нужно рассчитать.

^ Контрактные цены устанавливаются в процессе перего­воров при заключении контракта. Виды контрактных цен различаются по степени их фиксации:

твердая цена — устанавливается на дату подписания
контракта и не подлежит изменению до окончания его исполнения. Применяется обычно при условии, что не наблюдается колебаний цен на предмет заключе­ния контракта и срок его исполнения небольшой;

 

·
твердая фиксированная цена с возможностью после­
дующей корректировки (подвижная цена) —
цена фик­сируется на момент подписания контракта, однако если в период исполнения она изменяется более чем на 5% в какую-либо из сторон, то оговариваются возможность и условия корректировки цены;

·
цена с последующей фиксацией — устанавливается
принцип определения цены сторонами, а также ис­точник ценовой информации и дата, на которую она фиксируется;

·
скользящая цена — состоит из двух частей. Первая — базисная цена, которая аналогична фиксированной цене. Вторая — основная часть — ресурсная модель, которая отражает отношение долей основных ресурсов на производство. Очень важно оценить тот элемент ресурсной модели, который подвержен измене­ниям. В момент исполнения контракта расчет цены
производится с учетом изменений, произошедших с ресурсами. Такие цены используются для уникальных машин с большим сроком изготовления;

·
смешанная цена — состоит из двух частей. Первая — твердая фиксированная цена; вторая — скользящая цена.


Контракты, заключенные между сторонами, должны включать издержки не только производства, но и продви­жения товара от производителя к потребителю.

Наиболее широко при­меняются в МТ и представляют собой так называемые базисные цены, т. е. цены товара определенного количества и качества в том или ином заранее установленном географическом пункте. Базисные цены устанавливаются в соответствии с базисными условиями поставок, опре­деляющими, включаются ли расходы по доставке в цену товара или нет. Базисные условия поставок изложены в «Международных правилах толкования торговых терми­нов» (Инкотермс-90), разработанных Международной тор­говой палатой;

Они применяются, если на них сделана прямая ссылка в контракте, и при этом в контракте не предусмот­рено иного, чем в тексте «Инкотермс». Термины «Инкотермс» сгрупированны в четыре различные базисные категории.

1. ^ Группа «Е» включает условия EXW, согласно которым
покупатель получает готовый к отправке товар на складе (заводе продавца).

EXW— покупатель несет все расходы и риски, связанные с перевозкой товара с предприятия про­давца к месту назначения.

2. Группа «F» содержит условия, согласно которым продавец обязан доставить товар до транспортных средств, указанных покупателем (FCA, FAS, FOB).

 

·
FCA — франко-перевозчик — продавец обязан поставить товар, прошедший таможенную очистку для ввоза;

·
FAS — свободно вдоль борта судна — продавец обя­зан разместить товар вдоль борта судна на прича­ле в согласованном пункте. Таможенную очистку осуществляет покупатель;

·
FOB — свободно на борту — продавец обязан разместить товар на борту. Таможенную очистку осу­ществляет покупатель.


3. В группу «С» входят условия, предусматривающие,
что продавец должен заключить договор перевозки,
однако не несет риска потери или повреждения това­ров и дополнительных расходов, связанных с событи­ями, возникшими после отгрузки или отправки това­ров (CFR, CIF, CPT, CIP).

 

·
CFR — стоимость и фрахт — продавец оплачивает
расходы и фрахт и осуществляет таможенную очистку товара, но не несет риска утраты или повреж­дения товара;

·
CIF — стоимость, страхование и фрахт — у продавца
обязанности те же, что и при CFR, а также он обеспе­чивает морское страхование от риска гибели или повреждения товара. Продавец заключает договор
страхования и выплачивает страховщику премию;

·
СРТ — перевозка оплачена до... — продавец опла­чивает фрахт за перевозку товара до указанного места назначения. Когда товар передан в распоря­жение перевозчика, все риски переходят к покупа­телю. Продавец осуществляет таможенную очист­ку товара;


CIP — перевозная плата и страхование оплачены до... — продавец несет все те же обязанности, что и при СРТ, а также он должен обеспечить транспортное страхование рисков во время перевозки. Продавец заключает договор страхования и оплачи­вает премию.

4. В группу «D» входят условия, согласно которым про­давец несет все риски и затраты, связанные с достав­кой груза в пункт назначения (DAF, DES, DEQ, DDU, DDP).

 

·
DAF— поставка до границы — продавец обязан по­
ставить товар, очищенный от таможенных пошлин, в указанный пункт на границе;

·
DES — поставка с борта судна — продавец обязан доставить товар, неочищенный от таможенных пошлин в согласованный порт назначения, а также он не­ сет риски по доставке товара в указанный пункт;

·
DEQ — поставка с пристани — продавец несет все
расходы и риски, включая уплату налогов, пошлин и иных сборов по доставке товара на причал в согласованном порту назначения;

·
DDU — поставка без оплаты пошлины — продавец
несет расходы и риски, связанные с доставкой то­ вара в согласованный пункт в стране ввоза (исключая уплату налогов при ввозе товара), а также
расходы и риски, связанные с выполнением тамо­женных формальностей;

·
DDP — поставка с оплатой пошлины — продавец несет все риски и расходы, связанные с ввозом то­ вара, включая оплату налогов, пошлин и иных
сборов, взимаемых при ввозе товара. Продавец до­ставляет товар в указанный пункт в стране ввоза.


На мировом рынке процесс ценообразования имеет свои особенности, связанные с тем, что участники междуна­родной торговли сталкиваются на рынке с большим коли­чеством конкурентов, чем на внутреннем. Следовательно, он должен постоянно работать в режиме сравнения своих издержек производства не только с внутренними рыноч­ными ценами, но и мировыми. При этом мировые цены базируются на национальных и выступают как их моди­фикация.

Мировой рынок характеризуется множественностью цен, что объясняется действием различных коммерческих и торгово-политических факторов.

^ Множественность цен — наличие ряда цен на один и тот же товар или товары одинакового качества в одной и той же сфере обращения на одинаковой транспортной базе. Например, цены по клиринговым соглашениям, цены по программам в рамках государственной помощи и т. д. Та­ким образом, мировые цены являются одним из подвидов из этого множества.

Мировые цены — это цены, по которым проводятся круп­ные экспортно-импортные операции, достаточно полно ха­рактеризующие состояние МТ конкретным товаром. Мировые цены характеризуются следующими признаками, отличающими их от внутренних цен:

а) регулярность, т е. внутренние цены сделок носят слу­чайный, эпизодический характер, что не характерно для мировых цен,

б) раздельность коммерческого характера, т. е. исключают­ся товарообменные операции, поставки товаров в рам­ках государственной помощи и т. п., так как эти сдел­ки предусматривают особые взаимоотношения между партнерами. Цены в этих условиях могут существенно отклоняться в ту или иную сторону от уровня цен раз­дельных сделок;

в) открытость торгово-политического режима, т. е. в каче­стве мировых цен не могут служить цены в рамках замк­нутых экономических группировок, т. к. эти цены за счет субсидирования национальных производителей со сторо­ны государства могут быть выше цен других крупных поставщиков данной продукции на мировой рынок;

г) свободная конвертируемость валюты платежа.

Учитывая, что в современном мировом хозяйстве ТНК являются основными субъектами и контролируют 2/3 меж­дународной торговли, внутрифирменная торговля ТНК (40% МТ) осуществляется не по обычным мировым ценам, а по особой категории мировых цен — трансфертным ценам, которые обычно на 30% ниже мировых. Трансфертные цены являются коммерческой тайной, имеют в большей степени, искусственный характер и образуются не под действием спроса и предложения, а исходя из внутрифирменной по­литики.


^ 4.Условия торговли и конъюнктура мирового рынка

Мировые цены меняются под воздействием рыночной конъюнктуры. В то же время изменение стоимостных про­порций товарообмена оказывает значительное влияние на развитие международной торговли, ее товарную структуру и результаты. Характерной чертой структуры мировых цен является разнонаправленное движение цен на промышлен­ные товары, с одной стороны, и на сырье, топливо и продовольственные товары, — с другой. В то же время способы определения мировых цен на различную продук­цию также различны:

1) цены сырьевых товаров определяются как экспортные цены основных поставщиков конкретного товара и им­портные цены в важнейших центрах импорта этого то­вара. Например, на пшеницу мировыми являются экс­портные цены Канады; нефть — экспортные цены стран членов ОПЕК (Организация стран-нефтеэкспортеров); на пушнину — цены Лондонского и Санкт-Петербург­ского аукционов и т. д,

2) цены продукции обрабатывающей промышленности оп­ределяются как экспортные цены крупных компаний-производителей и экспортеров этой продукции.

В целом и те и другие цены в мировом хозяйстве имеют тенденцию к росту, но это происходит не постоянно и на разные группы товаров цены растут по-разному Резкие ко­лебания цен характерны для рынка продовольствия (напри­мер, из-за погодного фактора). А на рынках сырья и гото­вой продукции не было серьезных скачков цен с 70-х гг.

Для оценки того, насколько выгодна стране внешняя торговля, используется показатель "условия торговли" — соотношение экспортных цен рассматриваемой страны к ее импортным ценам, или Рx/Рm. В общем случае, рост этого показателя (улучшение условий торговли) означает повышение благосостояния нации, а падение (ухудшение условий торговли) свидетельствует о сни­жении благосостояния. В самом деле, если цены на экспортные товары данной страны на мировом рынке увеличиваются по срав­нению с ценами на ту продукцию, которую она импортирует, это означает, что на единицу своего экспорта страна теперь может приобрести больше импортных товаров. Следовательно, страна получает больший выигрыш от внешней торговли.

На практике показатель условий торговли рассчитывается для отдельных стран или групп стран на основе индексов цен для эк­спорта и импорта (обычно используется индекс Ласпейреса). Ус­ловия торговли в году t по сравнению с базовым годом 0 (ТОТt0) можно представить следующим выражением:

Σp(x)I*бХ

T OTt0 = Σp(m)I* бM

где:

р(х)i — отношение экспортной цены товарной группы i в году t к ее цене в базисном году 0;

р(т)i — отношение импортной цены товарной группы i в году t к ее цене в базисном году 0;

бХ доля экспорта товарной группы i в совокупном экспорте из данной страны в базовом году О,

бMiо —доля импорта товарной группы i в совокупном импорте в данную страну в базовом году 0.

Изменение условий торговли служит одним из показателей, характеризующих изменение положения страны в мировой тор­говле. Сами условия торговли, в свою очередь, зависят от колеба­ний спроса как на мировом, так и на внутреннем рынках, от изменений в технологии и условиях производства, от степени монополизации рынков отдельных товаров и т.д.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что размер выигрыша, который получает страна от внешней торговли, зависит не только от цен, но и от физических объемов экспорта и импорта. Поэтому не всегда правомерно делать выводы об изменении благосостояния страны только на основании изменения индекса условий торговли. В частности, если снижение цен на экспортную продукцию обусловлено ростом эффективности ее производства, то, при достаточно эластичном спросе на мировом рынке страна сможет увеличить физические объемы своего экспорта и получить больший выигрыш, хотя условия торговли для нее и ухудшились.

Следует, однако, обратить внимание натак называемую проблему разоряющего роста, когда расширение экспорта приводит к такому ухудшению условий торговли, что благосостояние нации снижается. Эта проблема, которую впервые проанализировал американский экономист Я. Бхагвати в 1958 г., может возникнуть, в частности, для многих развивающихся стран, в которых возможности экономического роста обусловлены расширением добыча экспорта сырья. Поскольку спрос на сырье на мировом рынке часто характеризуется низкой эластичностью, быстрое наращивание физических объемов экспорта приводит к такому падению мировых цен на сырье, которое перекрывает положительный эффект от самого экономического роста. В этом случае экспортере ширяющий рост может стать для страны невыгодным.

 

13. Основные формы международного разделения труда

Различаются две формы международного разделения труда: специализация и кооперирование.
Как известно, международное разделение труда оказывает большое влияние на развитие национальных экономик, т. е. здесь создаются отрасли международной специализации, которые, помимо удовлетворения потребностей своего населения, значительную часть производимой продукции отправляют на мировой рынок.
Иначе, международная специализация — это концентрация производства однородной продукции в одной или нескольких странах для удовлетворения не только своих потребностей, но и потребностей заинтересованных стран.
Рядом с этими отраслями возникают отрасли-спутники, называемые отраслями международной субспециализации, которые по своим масштабам и уровню развития могут уступать ведущим отраслям специализации. Поскольку специализация стран на производстве определенных товаров и последующий обмен этими товарами являются характерными чертами международного разделения труда, на практике выделяются следующие направления и формы специализации:
• производственная — межотраслевая, внутриотраслевая и внутрифирменная;
• территориальная — по странам и регионам, внутри регионов;
• предметная — это более крупная форма, производство конкретных видов продукции;
• подетальная — более мелкая: производство деталей, узлов, полуфабрикатов;
• технологическая — направленность производственной технологии. Отрасль международной специализации — это отрасль или группа отраслей, определяющие характер и уровень международной специализации страны и отвечающие следующим признакам:
• более высокий удельный вес такой отрасли в производстве данной страны по сравнению с мировым производством;
• более высокий уровень внутриотраслевой специализации. Другой формой международного разделения труда является
международное кооперирование. Это объединение производственных аппаратов двух и более стран в интересах выполнения единой производственной программы для технического совершенствования производимой продукции. При этом основные признаки международного кооперирования представляют собой:
• предварительное согласование странами в договорном порядке условий кооперирования;
• координацию производственной деятельности в процессе реализации данной продукции;
• наличие субъектов кооперирования — страны-участники, промышленные предприятия, фирмы. Предварительный договорной характер является важной особенностью международной специализации и кооперирования. Заинтересованные независимые субъекты кооперирования — предприятия, фирмы разных стран предварительно согласовывают в договорном порядке условия совместной деятельности по производству отдельных видов изделий. Одновременно участники этого соглашения определяют между собой производственную специализацию, т. е. закрепляют в договорном порядке какие-либо технологические процессы, виды продукции в качестве главных объектов кооперирования.
Важным признаком международного производственного кооперирования является долгосрочность. В отличие от международной торговли, зачастую носящей разовый характер, экономические отношения по международному производственному кооперированию рассчитаны на длительный срок.
Следующий признак международного кооперирования в отдельных случаях носит комплексный характер, т. е. охватывает не только само производство, но и научно-исследовательскую работу, сбытовую деятельность и т. д. В свою очередь, сбыт совместно производимой продукции может включать в себя согласованные действия партнеров на рынке, решение вопросов технического обслуживания проданной продукции, а также модернизацию с учетом пожеланий и требований покупателя.
Одной из важных черт МРТ является то, что международная специализация и кооперирование производства снижают капиталоемкость и сокращают время производства новых товаров. По данным ЕЭК ООН международные соглашения о техническом сотрудничестве в использовании узлов и деталей на базе кооперирования уменьшают сроки налаживания производства новых видов изделий в среднем на 14—20 мес. по сравнению с его организацией собственными силами; при этом на 50—70% снижается стоимость освоения производства.
В целях снижения затрат на единицу выпускаемой продукции крупные корпорации устанавливают производственные связи с мелкими и средними фирмами и превращают их в поставщиков и субпоставщиков узлов, деталей, другой продукции серийного производства, необходимой для конечного производства. Многие японские фирмы, включая самые крупные и известные, организованы в корпоративные альянсы, или кейрецу, которые обеспечивают высокую производительность труда и конкурентоспособность продукции. Япония традиционно отдает явное предпочтение средним и малым фирмам. Крупнейший индустриальный гигант «Тойота» является дизайнером-сборщиком, зависит от огромной сети поставщиков и субподрядчиков. По данным The Economist, March 6, 1993, их было 47303, из которых 168 были субподрядчиками «первого уровня», 5437 — «второго уровня» и 41703 — «третьего уровня» (отдельные поставщики «от случая к случаю»). Производительность «Тойоты» на одного рабочего была более чем в 6 раз выше производительности аналогичной американской компании «Дженерал моторс». Межфирменные связи подобного рода характерны в Японии не только в производстве, традиционные кейрецу были организованы вокруг больших торговых компаний, например «Мицубиси», «Мицуи». По этому поводу итальянский бизнесмен С. Вольпи пишет: «Гиганты не могут в сегодняшних условиях производить все необходимое для конечного продукта, как это было прежде. Каждому концерну рациональнее окружать себя средними и мелкими фирмами».
Международное кооперирование предполагает создание и реализацию совместных технически сложных программ, которые не под силу компаниям одной отдельно взятой страны, даже развитой. Одно из таких направлений — создание международных консорциумов. В консорциуме по производству аэробусов А-300, где головной фирмой является «Эрбас индастри», национальные авиастроительные компании имеют следующие доли: «С.А. Аэрос- пасьяль» (Франция) — 37,9, «Дойче эрбас» (ФРГ) — 37,9, «Бритиш аэроспейс» (Англия) — 20, КАСА (Испания) — 4,2%. Компания «Фоккер» (Нидерланды) является ассоциированным участником программы А-300. Таким образом, международное производственное кооперирование не только способствует повышению производительности и эффективности производства, но и стимулирует решение крупных экономических программ международного масштаба. Таковыми являются международная космическая программа, изучение недр Мирового океана, сооружение крупных объектов промышленности, транспорта и строительства и т. д.
Классификация международного кооперирования приводится по следующим направлениям:
• числу субъектов — двустороннее, многостороннее;
• числу объектов — однопредметное, многопредметное;
• структуре отраслевых связей — внутриотраслевое, межотраслевое (в структуре промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, в области транспорта и связи, торговле). По виду деятельности — между промышленностью и сельским хозяйством, между промышленностью и строительством и т. д., иначе это можно рассмотреть и как межотраслевые.
По используемым методам — выполнение совместных производственно-экономических, научно-технических программ, совместные предприятия, договорная специализация.
Международное кооперирование прослеживается не только в рамках одной отрасли, но и широко используется между предприятиями, фирмами, входящими в разные отрасли, отличающимися видами деятельности и используемыми методами.
В экономической литературе очень часто встречаются термины промышленное кооперирование и производственное кооперирование.
Промышленное кооперирование — это более узкое понятие по сравнению с производственным кооперированием, т. е. в первом случае процесс кооперирования прослеживается только в промышленности, во втором случае кооперирование охватывает как промышленность, так и сельское хозяйство, инфраструктуру и другие сферы деятельности. Производственное кооперирование предполагает осуществление производственных связей между разными собственниками, а среди участников — субъекты разных национальных экономик. Анализ современных концепций международного разделения труда показывает, что на данном уровне развития мирового хозяйства в условиях глубоких геополитических изменений складывается новый тип специализации и кооперирования между развитыми и развивающимися странами, усиливается влияние стран с переходной экономикой.
За переходный период к рыночным отношениям значительно изменилась географическая структура и роль России в международном разделении труда. За годы существования СССР было сильно ограничено его участие в международном разделении труда. Имеющиеся формы производственного кооперирования преимущественно (около 80%) осуществлялись со странами СЭВ, а оставшаяся часть (20%) — с индустриально развитыми и развивающимися странами. В настоящее время подписан ряд контрактов с промышленно развитыми государствами по линии развития кооперационных связей: налажена сборка троллейбусов «Шкода» из чешских комплектующих на Волгоградском механическом заводе, проектная мощность 300 машин в год; подписаны производственные заказы на 30 млн долл. автозавода КамАЗ с германской инжиниринговой компанией «Фрофуна»; заключены контракты российских предприятий с крупнейшими автомобильными концернами — «Мерседес- Бенц», «Бош» и др. — по отливке и изготовлению различных деталей. По словам бывшего министра экономики Я. Уринсона (июнь 1997 г., Ле Бурже), Россия станет партнером европейского консорциума «Эрбас индастри» по производству известного пассажирского лайнера А-300. Уже предусмотрено, что крылья для аэробуса будет делать ульяновский завод «Авиастар», шасси — нижегородское предприятия «Гидромаш».
Контракты по линии международного кооперирования заключены с разными странами государственными компаниями «Росвооружение», «Роснефть», «Газпром».
Перспективы расширения участия России в международном разделении труда скорее следует рассматривать по пути рационального использования сравнительных преимуществ России. Здесь имеются в виду природные и земельные ресурсы, основные производственные фонды, достигнутый научно-технический потенциал.
С распадом СССР губительными оказались внезапные разрушения единого народно-хозяйственного пространства. Хотя этот вопрос очень сложный и достаточно противоречивый, экономика СССР не случайно называлась единым народно-хозяйственным комплексом. С точки зрения степени развития межотраслевых и внутриотраслевых экономических связей бывший Союз считается самым интегрированным государством в мире.
Территориальное единство, несостоятельность попыток решения в одностороннем порядке крупных научно-исследовательских, проектно-конструкторских и освоенческих программ, сдержанность иностранной финансовой поддержки усиливают безотлагательность процесса реинтеграции в рамках СНГ.
В настоящее время первые шаги экономического сотрудничества стран СНГ сталкиваются со сложившейся в прошлом широкой технологической зависимостью и многосторонней дополняемостью национальных хозяйственных комплексов, межгосударственной специализацией и разветвленными кооперационными связями, с необходимостью восстановления экономических связей между предприятиями и регионами, налаживания производства отечественных товаров. Только при наполнении внутреннего рынка отечественными товарами, которые в результате жесткой конкуренции сравняются по качеству и стоимости с лучшими мировыми образцами, можно будет говорить о выходе России и стран Содружества на мировой рынок и занятии ими достойного места в международном разделении труда.
Таким образом, международное разделение труда играет возрастающую роль в реализации процессов расширенного воспроизводства в мировом хозяйстве, обеспечивая взаимосвязь этих процессов, а также формируя соответствующие международные, отраслевые и территориально-отраслевые пропорции.
Сущность международного разделения труда проявляется в диалектическом единстве разделения и объединения процесса производства.
Производственный процесс предполагает обособление и специализацию различных видов трудовой деятельности и их дальнейшую кооперацию, взаимодействие. В мировом масштабе разделение труда выступает не только как процесс разрыва, но и как процесс объединения трудовой деятельности.
Главным в процессе международного разделения труда является то, что каждый участник этого процесса ищет и находит экономический интерес, выгоду от своего участия в МРТ.
Реализация преимуществ международного разделения труда в процессе международного обмена любой страны при благоприятных условиях дает, во-первых, получение разницы между международной и внутренней ценой эксплуатируемых товаров и услуг; во-вторых, экономию внутренних затрат из-за сокращения национального производства при использовании более дешевого импорта.

 

14. Основные этапы международной интеграции

Выделяют четыре вида (этапа) международной экономической интеграции, зону свободной торговли, таможенный союз, единый общий рынок, экономический и валютный союз.

Зона свободной торговли (ЗСТ) – первая интеграционная ступень, предусматривающая договоренность между государствами по поводу свободной от таможенных и количественных ограничений международной торговли товарами и услугами.

Положительными моментами создания ЗТС являются стабилизация и предсказуемость торговой политики государств – участниц такого альянса.

Отрицательные черты подобных соглашений состоят в том, что открытие границ определенного государства для импорта товаров и услуг из других стран может создать определенные трудности для отечественных производителей. Это связано с возможностью усиления конкуренции на внутреннем рынке и, как следствие – опасностью банкротств отечественных производителей из-за их не конкурентоспособности.

Таможенный союз (ТС) возникает на основе соглашений государств-участниц о полном упразднении таможенных пошлин при взаимообмене товарами и услугами. Кроме того, ТС предполагает создание единого для всех стран-участниц внешнего таможенного тарифа. Как правило, единый тариф распространяется не на все виды товаров и услуг, а на часть из них. ТС является более совершенной интеграционной формой международного экономического сотрудничества, чем ЗСТ, поскольку не только ликвидирует таможенные ограничения, но и требует от стран-участниц проведения единой внешнеторговой политики.

Установление единого тарифа на определенные товары или услуги дает эффект потому, что либо позволяет защитить страны Союза от внешней зависимости, либо создает условия для стимулирования производства конкурентоспособной продукции внутри Союза, что благоприятно повлияет на внутри-союзный рынок и тем самым усилит развитие интеграционных процессов внутри ТС.

Единый рынок (ЕР) представляет более совершенную форму экономической интеграции, чем ЗСТ и ТС. Помимо всего, имевшего место на предыдущих уровнях, он предусматривает унификацию технических норм, единых экологических требований, а также единой законодательной базы для внутрисоюзного предпринимательства.

Создание ЕР является длительным, сложным и противоречивым процессом. Особую трудность, как показал опыт создания Европейского общего рынка, представляет здесь проблема квот – т.е. установления долей в производстве, реализации и покупках товаров как внутри, так и за пределами каждой страны-участницы и единого рынка в целом.

Примером ЕР мог бы стать Союз между Россией и Белоруссией, а также альянс между Россией, Казахстаном и Киргизией. Однако пика эти Союзы реально малодейственны, а соглашения о свободной торговле к 2000 г. все еще не были ратифицированы парламентами этих стран (кроме случая между Россией и Белоруссией).

Экономический Союз (ЭС) – высшая форма современной межгосударственной интеграции.

Он представляет собой объединение государств на основе создания единого экономического, правового, военного и информационного пространства. ЭС, как правило, является составной частью межгосударственного союза.

В настоящее время в мире существует только один ЭС – Европейский Союз (ЕС). В рамках этого Союза, трансфрмировавшегося в 1993 г. из Европейского общего рынка, функционируют такие наднациональные органы управления, как Европейский парламент, Совет министров, Еврокомиссия, Суд и Европейский Совет.

В состав ЕС входят пока 15 европейских государств.

Экономическая часть Европейского Союза, хотя и реально существует, но все еще находится в стадии формирования. Этот процесс завершился созданием валютного Союза в 2001 г.

ЭС предполагает расширенную межгосударственную интеграцию, как в области производства, так и обращения. При этом естественным является то, что интересы (и не только экономические) стран – участниц Союза и Союза в целом не всегда могут совпадать. Более того, ЭС не только не ликвидирует межгосударственную конкуренцию, но и в ряде случаев может усиливать ее. Поэтому даже в рамках ЭС каждое отдельное государство-участник, поддерживая общесоюзный интерес, приоритетным для себя оставляет свой национальный интерес.

Так, Англия, являясь полноправным членом ЕС, в то же время пока воздерживается от подписания конвенции о свободном перемещении людей в общих границах Союза. Не торопится она и с переходом на единую общесоюзную валюту.

Не исключено, что в ряде случаев страны-участницы того или иного экономического альянса могут в определенной мере, и поступиться собственными национальными интересами.

Объединение отдельных государств в любого рода союзы не ликвидирует существующих между ними различий. В союзы могут входить как относительно богатые, так и бедные страны, экономически развитые и развивающиеся, великие державы и сравнительно малые государства.

Большая дифференциация стран, их неодинаковые возможности и различные интересы приводят к тому, что от реализации международных экономических связей они получают неодинаковый результат. Наибольшую выгоду от международной экономической интеграции получают, как правило, экономически развитые, богатые и политически стабильные государства. Это объясняется тем, что, во-первых, именно развитые страны производят сейчас наиболее прибыльную наукоемкую и трудоемкую продукцию и, во-вторых, экспорт капитала (которым, естественно, обладают богатые страны) является наиболее доходной формой современного бизнеса.

Страны-аутсайдеры различных международных экономических альянсов, вступив в них, также преследуют свой национальный экономический интерес. Не получая сверхвысоких доходов, они приобретают возможности и средства для более ускоренного чем ранее экономического роста, для достижения уровня экономически развитых и богатых стран. Таким путем прошли Япония, Австралия, Южная Корея и сейчас идут Сингапур, Тайвань и Малайзия.

Отстаивая собственные национальные интересы, страны-участницы мирохозяйственных связей усиливают конкурентную борьбу, поднимая ее на более высокий виток. Международная конкуренция сейчас ведется одновременно на двух уровнях: между странами-участницами любого экономического объединения и между отдельными экономическими ассоциациями (союзами) государств. Примерами внутрисоюзной конкуренции могут служить так называемые винные и мясные «войны» между Францией, Испанией, Италией и Германией в рамках ЕС, а также сахарная «война» между Россией и Украиной за рынки сбыта и квоты на территории стран СНГ.

Примером международной конкуренции другого уровня является борьба между США и Японией, с одной стороны, и стран ЕС за рынки на территориях России и государств СНГ.

15. Интеграционные процессы в Мировой экономике

Интеграционные процессы реализуются в следующих формах:

1 Зона свободной торговли. В рамках ее, отменяются торговые ограничения, прежде всего таможенные пошлины, между странами-участницами.

2 Таможенный союз – наряду с отменой таможенных пошлин устанавливается единый внешнеторговый тариф, и проводится единая внешнеторговая политика по отношению к третьим странам. Таможенный союз может быть дополнен платежным союзом, который предполагает функционирование единой расчетной денежной единицы.

3 Общий рынок – включая все предыдущие проявления форм интеграции, дополняется свободным передвижением капитала и рабочей силы и согласованием экономической политики.

4 Экономический и валютный союз совмещает в себе все формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики.

 

Главные интеграционные группировки мира.

1. Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества – АТЭС (создана в 1989 г.). Межправительственная организация, представляющая региональное экономическое сотрудничество между странами: Япония, Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея, Сингапур, Малайзия, Индонезия, Филиппины, Таиланд, Бруней, Канада, США, Китай, Гонконг, Тайвань, Папуа - Новая Гвинея, Мексика, Чили, Вьетнам, Перу, Россия с 1998 года.

Номинальный ВНП: около 14,3 трлн.

долларов.

Население: около 2,10 млрд. человек.

Коэффициент регионального экспорта: 76,8%.

2. Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA, учреждено в 1994 г.)

Страны-члены: соглашение о свободной торговле между странами: Канада, США, Мексика.

Номинальный ВНП: около 7,7 трлн. долларов.

Население: около 380 млн. человек.

Коэффициент регионального экспорта: 47,6%.

3. Европейский Союз – EC (Европейское экономическое сообщество, создано в 1958 г. С 1968 г. таможенный союз, с 1993 г. единый рынок и трансформация ЕЭС в ЕС).

Страны-члены: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция.

Номинальный ВНП: около 7,6 трлн. долларов.

Население: около 370 млн. человек.

Коэффициент регионального экспорта: 61,6%.

4. Зона свободной торговли АСЕАН (AFTA, создана в 1993 г.)

Страны-члены: соглашение о свободной торговле между странами: Сингапур, Малайзия, Индонезия, Филиппины. Таиланд, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма.

Номинальный ВНП: около 0,5 трлн. долларов.

Население: около 370 млн. человек.

Коэффициент регионального экспорта: 22,2%.

5. Общий рынок стран южной части Латинской Америки – МЕРКОСУР (MERCOSUR, создан в 1991 г. С 1995 г. таможенный союз)

Страны-члены: Бразилия, Парагвай, Уругвай, Аргентина.

Номинальный ВНП: около 0,8 трлн. долларов.

Население: около 200 млн. человек.

Коэффициент регионального экспорта: 18,2%.

 

6. Содружество независимых государств (СНГ, создано в 1991г)Межгосударственное объединение между Белоруссией, Россией, Украиной, Азербайджаном, Арменией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Таджикистаном, Туркменией, Узбекистаном, Грузией.

7. Соглашение между Австралией и Новой Зеландией об установлении более тесных экономических связей (CER, заключено в 1983 г.)

Страны-члены: соглашение о свободной торговле между Австралией и Новой Зеландией.

8. Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (CEFTA, заключено в 1993 г.)

Соглашение о свободной торговле между Польшей, Словакией, Венгрией, Чехией, Словенией, Румынией, Болгарией.

9. Соглашение о преференциальной торговле СААРК (SAPTA, учреждено в 1995 г.)

Соглашение о преференциальной торговле между странами Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (Индия, Пакистан, Бангладеш, Шри Ланка, Непал, Бутан, Мальдивская Республика)

10. Латиноамериканская ассоциация сотрудничества (ALADI, создана в 1981 г.)

Соглашение о свободной торговле между странами: Мексика, Колумбия, Венесуэла, Аргентина, Бразилия, Чили, Перу, Парагвай, Уругвай, Боливия, Эквадор.

11. Центральноамериканский общий рынок (САСМ, создан в качестве соглашения о свободной торговле в 1991 г. С 1993 г. таможенный союз)

Таможенный союз между странами: Гватемала, Гондурас, Сальвадор, Никарагуа, Коста-Рика.

12. Организация африканского единства – ОАЕ (OAU, создана в 1963 г.)

Орган регионального сотрудничества между 53 странами: Египет, Алжир, ЮАР и т. д.

16. Взаимоотношения России и ЕС

Россия и страны Европейского Союза связаны друг с другом на протяжении многих веков. В политическом, культурном и коммерческом отношении история России тесно переплетается с историей ее европейских партнеров. Однако стратегическое партнерство между Россией и европейскими странами начинает развиваться только сейчас, по мере того, как сотрудничество начинает приносить плоды. Обе стороны привержены развитию тесных и взаимообогащающих партнерских отношений.

Для Европейского Союза Россия имеет первостепенное значение по ряду причин. Россия играет важную роль на мировой арене, и от нее во многом зависит стабильность на всем европейском континенте. Россия также обладает значительным экономическим, торговым и научным потенциалом. Сегодня ЕС является не только основным торговым партнером России, но - с присоединением к нему Финляндии в 1995 г. - и ее соседом.

Европейский Союз первым оценил масштабы задач политических и экономических перемен, к которым приступила Россия. Он также первым стал активно содействовать этому процессу. В качестве основы такого содействия ЕС начал переговоры с целью заключения рамочного Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС).

Это соглашение предназначено для развития диалога и обеспечения равноправного партнерства практически по всем направлениям потенциального сотрудничества.

Целью Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) является содействие политическому, торговому, экономическому и культурному сотрудничеству между Россией и ЕС. В нем воплотилась общая приверженность ЕС и России развитию взаимовыгодного партнерства и взаимопонимания.

СПС является провидческим документом для обеих сторон. Сфера его действия чрезвычайно широка, она охватывает почти все аспекты торговых, коммерческих и экономических отношений между Европейским Сообществом и Россией, Соглашение устанавливает политические связи вплоть до самых высоких уровней. Оно ставит уважение прав человека и демократических процессов в самый центр этих отношений. Соглашение является подлинно всеобъемлющим: оно охватывает такие разнообразные вопросы, как обмен передовым опытом и ноу-хау в области управления почтовыми системами или сохранение памятников и монументов.

Политическая значимость соглашения состоит в том, что оно строится на общепринятых принципах политических свобод и прав человека, оно вписывается в систему многосторонних договоров и других действующих в Европе институциональных отношений.

Одновременно Европейским союзом была предложена осязаемая поддержка в области передачи ноу-хау через Программу технического содействия новым независимым государствам (ТАСИС), которая охватила широкий спектр направлений: реформирование системы государственного управления, реструктуризацию государственных предприятий и развитие частного сектора, финансы и банковский сектор, развитие инфраструктуры транспорта и связи, энергетику, создание эффективной системы производства, переработки и распределения продуктов питания, развитие социальных услуг и образования, охрану окружающей среды и др.

Таким образом, Европейским Союзом была разработана и усовершенствована целостная стратегия отношений с Россией, сочетавшая все аспекты диалога по политическим, экономическим и секторальным вопросам, а также проблемам безопасности.

Сейчас отношения между ЕС и Россией распространяются на новые области. Разрабатываются новые сферы сотрудничества и предпринимаются меры по созданию делового и инвестиционного климата, который будет практически способствовать установлению подлинного долгосрочного партнерства.

Кризис августа 1998 г. вынудил изменить ориентиры технического содействия. Во время своего визита в Москву в октябре 1998 г. председатель Европейской комиссии Жак Сантер предложил использовать программу технического содействия ЕС в качестве одного из инструментов поддержки российских антикризисных мероприятий.

 

17. Принципы организации и механизм управления ЕС

. ЕС как наиболее зрелая интеграционная группировка

Официально до 1 ноября 1993 г. Ведущая интеграционная группировка стран называлась Европейские сообщества, так как она появилась после слияния в 1967 г. Трех организаций:

 

·
Европейского объединения угля и стали(ЕОУС);Парижский договор о создании ЕОУС вступил в силу 1951г.;

·
Европейского экономического сообщества(ЕЭС); Римский договор о создании ЕЭС заключен в 1957г., вступил в силу с 1958г.;

·
Европейского сообщества по атомной энергии(Евратом); договор вступил в силу с1958 г.


Важной вехой в развитии ЕС явился вступивший в силу с 1 июля 1987 г. Единый европейский акт, одобренный и ратифицированный всеми членами Сообщества. Этим актом внесены и юридически закреплены глубокие изменения в договоры об образовании ЕС.

В 1991 и 1992 гг. были подписаны договоры о формировании экономического и валютного союза (Маастрихтские соглашения). С 1 ноября 1993 г., после вступления в силу Маастрихтских соглашений, официальное название этой группировки - Европейский союз.

В настоящее время в ЕС завершилось создание единого рынка, системы межгосударственного управления, и страны оформили экономический, валютный и политический союз.

Валютный союз означает проведение единой денежно-кредитной политики в рамках ЕС и функционирование общей для всех стран валюты. С этой целью согласно Маастрихтским соглашениям были определены и реализуются сроки введение единой валюты – евро.

С 1 января 1999 г. Евро функционирует как расчетная единица. Однако в валютный союз с 1 января 1999г. Вошли не все члены ЕС. Вне зоны евро остались Великобритания, Греция, Дания, Швеция. По итогам 1998 г. Греция не соответствовала «Маастрихтским критериям» по величине государственного долга и темпам инфляции.

^ ИНСТИТУТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Интересы европейцев на международном уровне представляются рядом общих институтов:

 

·
Европейская Комиссия

·
Совет министров

·
Европейский Парламент

·
Суд

·
Счетная палата

·
Кроме этого, главы государств и правительств и Председатель Европейской Комиссии проводят регулярные встречи (по меньшей мере, дважды в год) в рамках Европейского Советадля выработки стратегии развития Европейского Союза и определения общих политических принципов.


^ Критерии для вступления в ЕС.

По отношению к странам Центральной и Восточной Европы, собирающимися стать членами ЕС, Комиссия руководствуется следующими критериями, выработанными на заседании Европейского Совета в Копенгагене в июне 1993 года:

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 426.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...