Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Характеристики тоталитаризма
Основные признакитоталитаризма были выделены Карлом Фридрихом (1901-1984) и Збигневом Бжезинским (род. 1928). Это — тотальная идеология, однопартийная система, монополия на средства массовой информации, система террористического полицейского контроля, монополия на все виды вооруженной борьбы и организованного насилия, контроль над экономикой. Позднее Фридрих сформулировал последний пункт как «монополия на все организации, включая экономические» и добавил к данному перечню признаков территориальную экспансию. Черты тоталитаризма нагляднее всего показывают мнения самих вождей подобных режимов или их идеологов, а не только исследователей и критиков. Официальная тотальная идеологияпредставляет собой утопическое видение нового политического порядка и пути его достижения, объясняет «миссию» лидера либо правящей группы, оправдывает борьбу как основу политики. По замечанию американского философа Эрика Хоффера (1902-1983), «массовые движения могут возникать и распространяться без веры в бога, но никогда без веры в дьявола». Именно на борьбу с «дьяволом» (империалистом, коммунистом, демократом, кулаком, евреем, землевладельцем — перечень можно продолжать очень долго) призывала массы тоталитарная идеология: ведь сражение с «врагом» не только объясняет массам, кто виноват во всех их проблемах, но и способствует мобилизации людей на классовую, революционную войну.
Утопическая идея нового гармоничного и справедливого общества принимала разную форму, например: арийская раса сверхлюдей в Германии, новое крестьянское общество Мао или бесклассовое общество в СССР, в котором уничтожено все неравенство. Но согласно тотальной идеологии борьба должна продолжаться дальше — уже в мировом масштабе. Эти взгляды иллюстрируют тезисы двух вождей — российского и немецкого.
Главная задача тотальной идеологизации*— постоянная легитимизация установленного политического режима и его курса. Идеология должна была доказать, что успех в достижении цели предопределен либо законами истории (марксизм), либо волей природы (национал-социализм). Характерно, что построение нового идеального общества тесно увязывалось с концепцией изменения самого естества человека, так как только совершенные люди («чистая раса», «все сторонне развитые личности» и т.п.) могут стать его полноправными членами. Идеология использовалась и как орудие мобилизации массы яростных сторонников и последователей тоталитарных режимов (класса либо расы). Именно в головы таких людей вдалбливались их «высшее предназначение» и способы достижения «счастливого состояния» в будущем при полном оправдании всех средств, в т.ч. преступных, в движении к этой цели. Основной тезис здесь был таков: истинно то, что увеличивает успехи «избранного» класса или расы, ложно — противоречащее их интересам. Тоталитарная идеология и ее современные производные описывают мир в черно-белых красках — все граждане определяются только как противники или сторонники данной идеи, государства и пр. Кстати, о нынешних проявлениях подобных идеологий: мировая политическая история даже последних лет отчетливо показывает, что практически любая глобальная общественная идея в итоге способна приобрести тотальный характер. Однако идеология тоталитарного режима не может быть воплощена в жизнь без надежной организации, партии. Она не приемлет политического плюрализма, потому в условиях этого метода правления формируется исключительно однопартийная система.
Партия в тоталитарных режимах тесно сплетена с государством в конструкцию партия-государство: «Когда мы говорим «государство», то государство — это мы. Это — пролетариат, это — авангард рабочего класса», — утверждал Ленин в 1922 г. Вступление в партию обязательно должно быть проконтролировано, так как членство и карьера в ней сопровождались определенными льготами. Партия тоталитарного типа организуется иерархично и стоит либо над правительством, либо пронизывает его институты, где все важные посты занимают партийные функционеры (данный принцип демонстрируют режимы Кастро на Кубе и Ким Чен Ира в Северной Корее). Партия-государство может разрешить проведение формальных выборов. Мобилизация населения приводит к практически 100-процентному участию избирателей в безальтернативном голосовании и, разумеется, к победе правящей группировки.
Для поддержания веры в ценность своей идеологии партия-государство (вместе с околопартийными элитами) использует помимо образовательных структур пропаганду. Поэтому ей как воплощению тоталитаризма необходима монополия на средства массовой информации(СМИ), которые обязаны постоянно показывать народную поддержку режима и любовь к его лидеру, а также давать идеологически выверенное описание внутренних и внешних событий.
Политпросвещение и развлечения в тоталитарных обществах подчинены идеологической пропагандес ее мобилизующим массы характером: факельные шествия в Германии, спортивные парады на Красной площади, праздничные выступления в Северной Корее, идеологически спланированные карнавалы на Кубе. Общий признак таких обществ составляют и культурные явления, тоже призванные внушать идеологические принципы: циклопические монументы вождей; особого, большей частью имперского, стиля архитектура; кинопроизводство, ориентированное на лозунг «жить стало лучше, жить стало веселее»; литература, повествующая о подвигах и победах над внутренними и внешними врагами представителей наилучшего (читай: тоталитарного) строя и т.д.
В тоталитаризме воздействие пропаганды дополняется и усиливается террором. Террор без пропаганды потеряет свое массовое психологическое воздействие, но пропаганда без террора не способна достичь поставленных режимом целей в полной мере. Пропаганда и насилие — не противоположности, ибо использование силы может быть частью пропаганды. Подобная логика приводит к созданию системы террористического полицейского контроля,основным смыслом которого является устрашение. Правда, этот принцип — не изобретение собственно тоталитаризма, а его заимствование.
Тоталитарному правлению требуется огромный организационный контроль над обществом ради его полной трансформации — не только над армией, но и над семьями, школами, вузами, искусством, т.е. над всеми аспектами жизни человека. Для этого нужны полиция и другие органы безопасности (гестапо, НКВД, штази), которые обеспечивают надзор над людьми, используя физические и моральные насильственные методы. Тоталитарные режимы не могут обойтись без тайных арестов, заключений, пыток; одна угроза «стука в дверь» способна терроризировать широкие слои даже вполне лояльного населения.
В СССР в постсталинскую (раннюю посттоталитарную) эпоху чистки, каторжные работы и массовые казни были заменены более мягкими формами контроля, такими, например, как увольнение с работы или высылка в отдаленный город. Монополия на все виды вооруженной борьбы и организованного насилияпозволяет тоталитарным лидерам избавляться от противников. Вожди понимали, что их проект нового общества при наличии внутренних оппонентов, диссидентов и врагов будет безуспешен, потому подвергали репрессиям прежде всего тех, кого не удавалось подчинить иными методами. Насилие над политическими противниками принимало формы массового террора и геноцида, которые были направлены на определенные группы, категории, классы людей, названные «врагами народа», контрреволюционерами, шпионами и саботажниками. Ради демонстрации «объективности» режима, а в действительности в целях устрашения, нередко наказывали и его преданных сторонников. Эти приемы по сей день используются в так называемых тоталитароподобных обществах.
Монополия господствующей группировки на все средства вооруженной борьбы — это еще и способ ее предохранения от военного переворота. Кстати, ни один тоталитарный режим не был свергнут собственной армией. Контроль над экономикойнеобходим тоталитарному режиму для укрепления его материальных основ — для свободного распоряжения сырьевыми богатствами страны, перераспределения ресурсов в тяжелую промышленность, производство вооружений и т.д. Принцип партии-государства — определять структуру экономики, планировать капиталовложения в отдельные отрасли хозяйства, руководствуясь собственными представлениями о развитии, а не нуждами потребителей. В первые годы после установления режима могли наблюдаться определенные успехи. К примеру, в гитлеровской Германии довольно высокого уровня достигли ракетные технологии (В. фон Браун) и реактивное самолетостроение (В. Мессершмитт), в СССР была создана атомная бомба (руководитель проекта Л.П. Берия).
С тотальной идеологией прямо связана нацеленность на территориальную экспансию.Правототалитарные режимы (нацистская Германия и фашистская Италия) стремились получить дополнительное жизненное пространство (нем. Lebensraum) и для этого развязали Вторую мировую войну, в чем им немало помог сталинизм с его тайной дипломатией по переделу мира, а также реальными действиями по овладению западными регионами Украины и Белоруссии, странами Балтии. Позже экспансионизм СССР внешне был более «мирным» и заключался в распространении идей марксизма-ленинизма на иные страны. Строго говоря, экспансионизм не может быть чертой исключительно тоталитаризма, ибо и другие типы недемократических режимов способны на захватнические военные операции (например, Саддам Хусейн вторгся сначала в Иран, потом в Кувейт, Иди Амин — в Танзанию, король Хусейн — в Западную Сахару). Линц в отличие от Фридриха и Бжезинского подошел к рассмотрению тоталитарных режимов сквозь призму четырех характеристик — плюрализм, идеологизация, конституционность и мобилизация. Режим можно квалифицировать как тоталитарный, если он обладает нижеследующими чертами. Во-первых, существование центра власти,который регулирует — в сторону сокращения — любой плюрализм институтов или групп, приводя тем самым к отсутствию всякого плюрализма.
Способность партийных институтов пронизывать общество, присутствовать почти во всех учреждениях и организациях, поднимать людей на решение масштабных задач на добровольной основе, а не ради материальных стимулов, дают режиму возможность получать большие результаты при ограниченных ресурсах. Во-вторых, наличие автономной и хорошо продуманной идеологии,которая используется как основа политики и легитимизации правящей группы/лидера/партии.
Идеология не сводится к составлению какой-то программы, а определяет исторические цели и объясняет общественную реальность. Вместе с тем она также нужна в качестве некоторых рамок, ограничивающих всевластие лидера, ибо его идеологические выступления всерьез воспринимаются массами и последователями. Больше ничто не лимитирует полномочия лидера, а с учетом того, что он может исправлять идеологию и трактовать ее по своему усмотрению, неизбежен вывод о неконституционностивласти. Это третье.
Приверженность идеологии, стремление получить монопольный контроль и страх перед потерей власти объясняют использование насильственных методов и вероятность продолжительного террора. Террор внутри элит отличает тоталитарные от других недемократических режимов. В-четвертых, высокий уровень участия, политизации и активной мобилизацииграждан нужен описываемым режимам для достижения политических и коллективных социальных задач. Членство в партии и руководимых ею организациях придает смысл жизни и чувство участия многим людям. Это тоже выделяет тоталитаризм среди других недемократических режимов, в частности некоторых видов авторитаризма.
Тоталитаризм добивается столь высокого уровня политического участия, которому могут позавидовать демократии. Единственное отличие участия в мобилизационном тоталитарном режиме: в любой области и по всем вопросам есть только один возможный его канал — партийный, а главная цель и направление активности людей определяются из центра. Итак, для тоталитарного режима характерны: отсутствие политического, экономического и социального плюрализма; наличие четко определенной, объединяющей и направляющей утопической идеологии; эффективная мобилизация и лидерство (часто харизматического типа) с неопределенными границами власти и большой степенью непредсказуемости.
АВТОРИТАРИЗМ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 545. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |