Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Определение понятия и виды социальных систем
Возникновение прототипа метода систематизации можно отнести, вероятно, к тем древним временам, когда Аристотель для написания своей «Политики» сравнил конституции греческих городов. Стагирит выявил различные виды политической организации и постарался объяснить такую дифференциацию влиянием на изученные им сообщества целого набора переменных — климата, географического месторасположения, состава населения, способа существования, нравов и верований. Гораздо позже, но все-таки задолго до наших дней, Шарль Луи Монтескье свои размышления подкреплял примерами из политической жизни Японии, Китая, Персии, Турции, Индии, в чем тоже просматривается некая матрица системных сравнений. Однако лишь в XX в. с появлением труда Норберта Винера (1894-1964) «Кибернетика» (1948), заложившего базу новой науки междисциплинарного характера, стали интенсивно развиваться системные теории и модели, которые обладают высокой аналитической ценностью и могут применяться почти во всех областях естественнонаучного и гуманитарного знания. Показательно, что понятийный аппарат исследований политических систем заимствован как раз у кибернетики (гр. kybernetike - искусство управления).
Для наук, изучающих человека и общество, системный метод анализа очень полезен еще и потому, что позволяет на общей (до определенной степени) основе объединить усилия ученых, специализирующихся в самых разных дисциплинах: математиков, физиков, биологов, логиков, лингвистов, историков, социологов и, конечно, исследователей в сфере политических наук — собственно политологов, политических антропологов, политических психологов и т.д. Такому объединению объективно способствует сам кибернетический принцип взаимодействия систем. А в результате не только растет качество междисциплинарных коммуникаций, но становятся более вероятными впечатляющие научные достижения, прорывы в новые сферы знания. В науке и технике словом система* издавна называют сложноорганизованную целостность (в греческом языке оно и означает «соединенное в одно целое») — солнечная система (совокупность небесных тел), философская система (совокупность идей), метрическая система (совокупность единиц физических величин) и т.д. В этом же широком смысле употребляется оно в современной политологии, которая вместе с тем последовательно разрабатывает более точные и многоаспектные определения содержания данного понятия. В самом общем виде система есть сочетание каких-то элементов, каждый из которых способен переходить в разные состояния. Если таковые изменения наблюдаются, то составные части системы считаются переменными. Столь широкую трактовку дополнили Э. Холл и Р. Фаген: «Системой является совокупность объектов и отношений между этими объектами и между их отдельными сторонами». Тем самым добавляется еще одно условие: части системы обязательно связаны между собой, а некоторые из них могут совместно изменять свои признаки (это называется ковариацией). В литературе по системным исследованиям в области социальных наук по сей день нередко упоминают о подходе к пониманию системы — в качестве одного из самых точных — видного французского этнографа, антрополога и социолога, создателя теории первобытного мышления Клода Леви-Стросса (род. 1908). В своей классической книге «Структурная антропология» (1958) он описал систему как совокупность («ансамбль») взаимозависимых элементов — они связаны между собой отношениями такого типа, что если характер одного из них изменяется, то изменяются и другие отношения, а в результате преобразуется весь «ансамбль».
Факт взаимозависимости переменных составляющих какой-либо системы не следует воспринимать как ее внутреннюю гармоничность, «умиротворенность». Некоторые из отношений внутри системы могут нести в себе противоречия, антагонизмы, ведущие к конфликтным противодействиям «по всем азимутам» двух или многих системных компонентов. В благоприятных условиях подобная система способна уравновеситься, в других — испытать сильные потрясения и прийти в состояние беспорядка. Любое человеческое сообщество, взятое в целом, — от какого-либо архаичного племени, государства ацтеков до современного нации-государства, — определимо и как всеобщий социальный феномен, и как сложная система. (На последнее обстоятельство как раз и указывает кибернетика.) Значит, такое сообщество можно рассматривать (в аналитических целях) как совокупность разных систем — в зависимости от аспекта исследования. Французский политолог Жан-Вильям Лапьер в своей книге «Анализ политических систем» (1973) выделяет пять таких основных систем. 1. Биосоциальная (или социогенетическая) система, в которой происходит деятельность по социальному самовоспроизводству (репродукции) населения. У человека такая репродукция не сводится к сугубо биологическим процессам, потому и данная система включает в себя социальные факторы — отношения между полами, поколениями, супружество, родственные связи и т.д. 2. Экологическая система указывает на то, что люди живут на определенной обустраиваемой ими территории, а значит, с растительным и животным миром. Отношения к природным богатствам и с соседями, способ существования (оседлый, кочевой, по преимуществу городской или сельский), процессы миграции и т.д. — это переменные данной системы. 3. Экономическая система — производство и обмен материальными благами и услугами для удовлетворения потребностей членов сообщества. Разделение и организация труда, производственные отношения и пр. организуют такую систему. 4. Культурная система — создание и распространение значимой информации (лингвистической, нравственной, познавательной, а также обычаев, традиций, верований). Благодаря этой сфере знаков, символов, норм, ценностей люди получают возможность общаться, т.е. устанавливать между собой отношения коммуникации. 5. Политическая система специфически организует общество и особым образом связана с другими социальными системами. Категория политической системы в современной политологии все более вытесняет соотносящиеся с ней понятия государства, управления и т.д. Она свободна от сопутствующих правоведческих значений, обусловленных «государством», а также позволяет глубже исследовать неформальные структуры, ибо «управление» часто отождествляется с формальными институтами. Эта категория без затруднений применима к архаичным обществам, где политическая деятельность вершится через семейные, племенные и другие неспецифические для современной политики образования. С помощью данной категории можно исследовать на глобальном уровне взаимоотношения государств, из которых образована международная политическая система с различными географическими (например, Западная Европа), организационными (ООН, АСЕАН и т.д.), национальными (США, Индия) составляющими, причем ряд из них можно рассматривать как переменные.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 340. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |