Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Практики создания коворкинг-центров для социально ориентированных некоммерческих организаций на муниципальном уровне




Коворкинг-центр «Дом НКО» г. Вологда

Деятельность центра с 2013 г. ведет Вологодская некоммерческая организация «Фонд поддержки гражданских инициатив». Проект создан за счет средств субсидии Минэкономразвития России, предоставленной на реализацию указанного проекта до конца 2015 года. С 2015 г. работа «Дома НКО» проводится за счет собственных средств фонда и привлеченных средств.

Целью проекта является создание для различных категорий СОНКО и инициативных групп граждан Вологодской области условий для устойчивой и продуктивной работы, конструктивного взаимодействия, обмена опытом и развития профессиональных навыков.

«Дом НКО» является не просто оборудованным всем необходимым для работы помещением, предоставляемым безвозмездно на необходимый срок для проведения различных мероприятий, но и ресурсным центром, куда сотрудники СОНКО и гражданские активисты могут обращаться с любыми возникающими вопросами, проблемами и инициативами, получить консультацию в области бухгалтерского учета и отчетности, юридическим аспектам деятельности, фандрайзингу, участию в грантовых конкурсах, социальному проектированию, проведению информационных кампаний, техническим вопросам (владение компьютером, пользование Интернетом), взаимодействию с органами государственной власти и СМИ и т.д.

Помещения коворкинг-центра можно получить бесплатно при условии предварительной записи. В распоряжении центра несколько помещений, полностью оборудованных под определенные нужды: учебный класс, конференц-зал, каминный зал со сценой, звуковым и световым оборудованием, выставочный зал с выставочным оборудованием и стеллажами, рабочая зона и зона отдыха.

На базе коворкинг-центра проводятся различные мероприятия по обучению, консультированию и выявлению лучших практик местных СОНКО, функционирует специализированная библиотека для представителей некоммерческого сектора и гражданских активистов, издается газета «Гражданское содружество», освещающая актуальные вопросы третьего сектора.

 

Ресурсный центр для социально ориентированных некоммерческих организаций Ярославской области

Ярославская региональная общественная организация «Центр социального партнерства» с 2012 г. реализует в регионе проект по оказанию поддержки СОНКО. Средства на реализацию проекта получены из средств региональной субсидии.

Цель проекта – сформировать условия стабильного функционирования Ресурсного центра для оказания информационной, методической, организационной поддержки СОНКО Ярославской области, для повышения профессионального уровня руководителей и сотрудников СОНКО, укрепления институтов гражданского общества в регионе.

 В связи с необходимостью организации максимальной доступности услуг Ресурсного центра Центром социального партнерства открыты отделения
в 8 муниципальных образованиях Ярославской области. Все отделения оснащены необходимой оргтехникой, канцелярскими товарами, методическими организациями для СОНКО. В каждом муниципальном образовании работает координатор ресурсного центра.

Помимо информационной и консультационной поддержки на базе филиалов Ресурсного центра в муниципальных образованиях оказываются услуги по:

предоставлению возможности проведения деловых встреч и переговоров в офисах центров;

предоставлению по заявкам руководителей СОНКО в безвозмездное пользование презентационного оборудования для проведения мероприятий в регионе, а также офисной техники в помещениях центров;

предоставлению финансовой помощи СОНКО региона для оплаты аренды помещений и других расходов, связанных с проведением мероприятий;

освещению деятельности СОНКО региона, распространению анонсов
о предстоящих мероприятиях СОНКО на территории Ярославской области.

Пользование услугами Ресурсного центра осуществляется на безвозмездной основе при условии предварительной записи.

 

«Дом СОНКО», г. Калининград

В настоящее время в г. Калининграде Благотворительным фондом местных сообществ «Калининград» завершается работа над проектом «Дом СОНКО», являющимся коворкинг-центром для некоммерческих организаций.

«Дом СОНКО» будет состоять из двух функциональных зон – общей, куда войдет коворкинг-центр, переговорная и тренинговый зал, а также индивидуальные офисы. Предполагается, что основными пользователями центра станут инициативные группы и представители общероссийских и местных СОНКО.

Основной целью проекта является повышение эффективности деятельности СОНКО, развитие кооперации между организациями и органами местного самоуправления, а также повышение открытости и прозрачности деятельности СОНКО.

К услугам некоммерческих организаций будет представлен ряд различных видов поддержки – имущественная, информационная, консультационная и техническая. Планируется, что организации-пользователи пространства будут совместно разделять между собой коммунальные платежи, оборудование, время пользования общей зоной.

В целях эффективной организации работы Фондом создана интернет страница, где участники могут оперативно бронировать помещения и оборудование, размещать информационные материалы и быть в курсе последних новостей.

Для создания указанного единого пространства Администрацией муниципального образования «город «Калининград» Фонду местных сообществ передано помещение общей площадью около 400 кв. м., а также Администрацией взяты на себя расходы по проведению капитального и текущего ремонта указанного помещения. Запуск проекта «Дом СОНКО» планируется в 2017 году.

 

 


 




Приложение 4

Деятельность сети ресурсных центров на базе муниципального казенного учреждения «Активный город» в городе Новосибирске[13]

В Новосибирской области зарегистрировано и действует более 5000 некоммерческих организаций различных форм. Сложность обеспечения многочисленных организаций помещениями, а также необходимость оптимизации расходов некоммерческих организаций на аренду помещений для проведения мероприятий определили необходимость поиска комплексного решения проблемы. В рамках разработки ведомственной программы по поддержке общественных инициатив и обсуждения ее с общественностью были получены предложения от общественных организаций по созданию ресурсных центров в районах городаНовосибирска.

Одновременно развитие инфраструктуры поддержки некоммерческих организаций в городских районах решала задачу приближения этих организацийк населению и предоставления более качественных услуг, а также усиленияих взаимодействия друг с другом на районных площадках.

Учитывая ежегодный рост количества обращений от некоммерческих организаций, отсутствие у многих из них помещений для уставной деятельности, в рамках городской целевой программы «Взаимодействие мэрии города Новосибирска с общественными объединениями, некоммерческими организациями, территориальными общественными самоуправлениями» на 2007-2010 были заложены средства на создание и развитие сети районных ресурсных центров общественных объединений (РЦОО). На сегодняшний день функционирует таких 12 центров в
10 районах города.

На подготовительном этапе проекта в рамках городской целевой программы на 2008 год были заложены средства в размере 10,08 млн. рублей на ремонт и оборудование помещений, и в начале 2009 года были открыты первые пять ресурсных центровв тех районах города, где администрации районов выразили заинтересованность в подобной деятельности и выделили помещения для их работы.В программе не были заложены средства на работу администраторов ресурсных центров, и вначале администраторы работали в рамках штатного расписания районных администраций ведущими специалистами хозяйственных отделов, что противоречило как основным целям их деятельности и не соответствовало их системе подчинения по основной работе. В это время всю методическую работу вело Управление общественных связей мэрии г.Новосибирска. Однако уже в это время на основе этих ресурсных центровбыли созданы общественные советы при каждом ресурсном центре, в которые вошли некоммерческие организации осуществляющие свою деятельность в этих районах.

В ходе основного этапа проекта для упорядочивания организационной и финансово-хозяйственной деятельности РЦОО в 2010 году создано Муниципальное бюджетное учреждение «Координационный центр «Активный город»,которое в 2012 году путем изменения типа учреждения преобразовано в муниципальное казенное учреждение (далее - МКУ «Координационный центр «Активный город»). Учредителем является Управление общественных связей мэрии г. Новосибирска. Были созданы ресурсные центрыво всех районах города, а в двух (Калининский и Советский), с учетом специфики расположения районов, были созданы по два ресурсных центра. Эта деятельность изъята из целевой программы и ведется отдельным счетом на финансирование муниципального задания МКУ.

Главным распорядителем бюджетных средств получателя бюджетных средств - МКУ «Координационный центр «Активный город» является управление общественных связей. Финансовое обеспечение расходов деятельности МКУ «Координационный центр «Активный город» осуществляется в пределах утвержденной сметы. Если на финансирование деятельности ресурсных центров МКУ «Координационный центр «Активный город» было выделено в 2010 году  почти 7,5 млн. руб., то в 2014 году – 19,3 млн. руб.(33 ставки). Это финансирование только деятельности ресурсных центров. 

Необходимо отметить, что в 2014 г. МКУ «Активный город» переданы помещения и ставки поддержки направления национально-культурных автономий (6 ставок, дополнительный бюджет к указанным 19 млн. рублей составил 3,2 млн. рублей), а в настоящее время туда же переданы все помещения органов ТОС и Дома общественных организаций.

Функционирование всех ресурсных центров обеспечивают штатные сотрудники: специалисты финансово-экономического и хозяйственного направлений, администраторы. Администратор закреплен за каждым ресурсным центром, он осуществляет организационно - хозяйственную и содержательную деятельность, обеспечивает взаимодействие с администрациями районов.

Деятельность ресурсных центров осуществляется строго в соответствии с муниципальное заданием. Муниципальное задание разработано в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлениями мэрии города Новосибирска от 12 декабря 2008 г. №770 «Об утверждении положения о муниципальном задании», от 11 октября 2011 г. № 9400 «О Порядке формирования муниципального задания и финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципального учреждения» и утверждено соответствующими приказами управления общественных связей мэрии города Новосибирска.

Перечень выполняемых услуг и работ в соответствии с муниципальным заданием согласован с департаментом экономики, стратегического планирования и инвестиционной политики.

Одним из основных содержательных направлений проектов и мероприятийресурсных центров являютсяинформационное и консультационное. Работает консультационный центр по 12 направлениям (в т. ч правовое, ЖКХ, здоровый образ жизни, благоустроительное, садоводческое, гуманитарно-просветительское, «Народный университет», школа гражданской активности, развитие лидерских качеств и т.д.). Ресурсные центры позволяют профессионализироваться ряду общественных организаций, которые активизируют свою деятельность и становятся партнерами власти в области развития и поддержки некоммерческого сектора. Так, ряд НКО организуют на базе РЦОО обучающие мероприятия для других общественных организаций, таких как НООО Союз юристов Новосибирской области»  (правовые семинары по заявкам общественников по центрам), НП «МАКСОРА»  (обучающие семинары для добровольцев), АНО «Центр образовательных технологий «ИВЭН»  (интерактивные занятия для молодежных лидеров), НГОО «За равные возможности» (компьютерные курсы для пожилых людей), МОФ СЦПОИ (ежегодное проведение обучающих семинаров по написаниюгрантовых проектов).Все грантовые конкурсы мэрии города Новосибирска проводятся через сайт, и у ресурсных центров есть функция помогать некоммерческим организациям заполнять заявки через сайт.

На базе РЦОО работает большое количество клубов по интересам, инициативных групп, на базе которых в ряде случаев создаются новые организации, например, общественное добровольческое движение, работающее в Калининском РЦОО, зарегистрировалось в организацию «Территория жизни», инициативная группа «Островок надежды», работающее на базе Дзержинского РЦОО зарегистрировалось в организацию «САВА», инициативная группа пенсионеров педагогического труда организовала НП «Ассоциация творчески работающих педагогов», которое в настоящее время работает в Железнодорожном РЦОО.

Другим важным направлением является поддержка добровольчества, в том числе вовлечение и обучение волонтеров, разработка и реализация добровольческих проектов, акций, мероприятий, школы молодого лидера. В каждом ресурсном центре созданы центры развития добровольчества, в каждом из которых насчитывается от 50 до 100 добровольцев; школы добровольцев прошло около 500 человек; в результате организации добровольческих курсов молодые лидеры- добровольцы становятся основным активом в организации добровольческих акций, организованных ресурсными центрами (сбор и передача пожертвований, помощь пожилым людям и инвалидам, проект обмена добрыми делами «Ты - мне, я- тебе», правовая помощь населению добровольцев-юристов, экологические акции по очистке территорий города и т.д.). В добровольческое движение вовлечены подростки и молодежь с физическими ограничениями, что позволяет им социализироваться в обществе.

По культурно - досуговомунаправлению работают творческие объединения, группы молодых художников, прикладники, организовываются выставки и галереи в помещениях ресурсных центров, организовываются праздничные программы для общественников и вместе с общественниками как в помещениях РЦОО, так и на территории района и вместе с районом, литературные гостиные и т.д; созданные объединения, досуговые мероприятия позволяет пожилым людям (особенно- женщинам) вести активную жизнь, реализовать свой творческий потенциал, самодеятельные мастера получают площадки для экспозиции своих работ, не имея шансов быть размещенными на профессиональных площадках, что помогает создавать социальный оптимизм и позитивное мировосприятие у пожилого населения;

По направлению социальной работы проводятся благотворительные акции, мероприятия в рамках «Весенней и Осенней Недели Добра», работают клубы многодетных матерей, одиноких матерей и т.д.). С 2012 года проводятся мероприятия с учетом пожеланий от общественных организаций ветеранов, инвалидов: от НГОО «ЦАДИ» - обучающие семинары по проведению конкурсных процедур на услуги и мероприятия, от городского Совета ветеранов – встречи по методикам работы с пожилыми людьми, от общественного совета Дзержинского района – информация о развитии гражданского общества в городе Новосибирске.

В сфере патриотической работы отмечается постоянно действующий музей боевой славы в Советском районе,  проводятся выставки - презентации изданий, осуществляемых ветеранскими и военно-патриотическими организациями, уроки мужества для школьников и т.д. В этом направлении нередко используется потенциал общественного сектора. Так, без привлечения дополнительных финансовых средств, реализуются общественно значимые проекты: НРОО «Союз «Чернобыль», НРОО «Союз ветеранов Афганистана», НОО «Блокадник», НОО «Обелиск» проводят уроки мужества для школьников и молодежи и т.д.

По экологическому направлению работа включает мероприятия по пропаганде здорового образа жизни - тематические конкурсы, экологические акции, лекции, мастер-классы для детей и взрослых.

В качестве примеров молодежных мероприятий можно привести проект 2010-2013 годов «Школа молодого лидера» (обучено около 100 человек, подготовлено и защищено 26 разноплановых проектов, из них 5 проектов поддержано в рамках муниципального гранта),проект «Молодежный лидер» (по инициативе НРОО «Сибирский университет лидерства», обучение около 150 человек) и др.

 Ресурсные центры становятся центрами консолидации общественных инициатив района. Это ярко продемонстрировал проект «Ярмарка общественных инициатив» еще в 2011 году, когда впервые мероприятие проходило не только в центральной части города, но и в каждом районе, и общее количество участвующих организаций и объединений достигло 350. Проект позволил познакомить жителей районов с общественными организациями, привлечь новых членов организаций, познакомил организации друг с другом, повлиял на появление и реализации совместных проектов. Нас базе ресурсных центров также осуществляется публичная защита проектов общественных организаций, которые направлены на развитие районов города.

Таким образом, ресурсные центры выполняют задачи ресурсной поддержки деятельности общественных организаций в двух основных направлениях:

 - материально-организационное: представление общественным объединениям помещений, материальных ресурсов для осуществления своей деятельности (помещение, оргтехника, мебель, связь, интернет).

- содержательное: создание условий для развития гражданского общества: выявление и поддержка общественных инициатив, помощь в их реализации, правовая и методическая поддержка общественных организаций и объединений, создание площадки для диалога различных сегментов гражданского общества.

Основными результатами деятельности ресурсных центов общественных объединений можно считать следующие:  

 - с созданием ресурсных центров значительно возросло число жителей, участвующих в информационно-консультативных мероприятиях на территории всех районов города, повысилось качество мероприятий за счет активного привлечения специалистов, повысилась информированность жителей города о деятельности общественных объединений, формах и механизмах взаимодействия органов местного самоуправления с общественностью;

- увеличилось число обращений жителей за услугами специалистов: юристов, психологов, специалистов ЖКХ, здравоохранения, культуры за информационной, консультативной и методической помощью;

- деятельность ресурсных центров позволяет в постоянном режиме оказывать методическую помощь НКО, вследствие чего происходит рост числа и повышение качества заявленных и реализованных проектов в сфере поддержки общественных инициатив;

- создание и организация деятельности общественных советов районов на базе ресурсных центров обеспечивает возможность консолидации общественных организаций, власти и бизнеса для решений проблем района, способствует более полновесной реализации общественно значимых инициатив;

-деятельность ресурсных центров способствует воспитанию зрелого, грамотного и лояльного к власти сегмента гражданского общества, способного работать конструктивно, взвешенно и позитивно, а также способствует образованию новых общественных структур и организаций;

 - по итогам реализации различных проектов и инициатив РЦОО отмечается повышение активности социально ответственного бизнеса в качестве партнеров;

 - все больше НКО, взаимодействующих с ресурсными центрами, активнее участвуют в жизни города и заявляют о своей готовности принимать участие в выполнении муниципального заказа, особенно- в социальной сфере;

-активное взаимодействие РЦОО с администрациями районов позволяет оперативно реагировать на различные запросы и вопросы общественников и разных социальных групп населения, что позволяет в значительной мере снижать социальную напряженность;

 -деятельность ресурсных центров позволяет консолидировать различные сегменты некоммерческого сектора, в частности, общественные организации и ТОС, общественные организации одинаковой направленности, которые не всегда готовы взаимодействовать;

- регулярное освещение в СМИ, на сайте Управления общественных связей  мэрии и других интернет-ресурсах, в печатных изданиях общественно значимых мероприятий, организованных через РЦ, позволяет создать постоянно действующий информационный канал о деятельности НКО, что является важнейшим фактором в становлении гражданского общества; 

- разностороння помощь, оказываемая в рамках деятельности РЦОО общественным организациям, помогает им в профессиональном становлении. Постепенно часть проблем, которые должны решать местные власти, общественники берут на себя, затрачивая при этом гораздо меньше средств, чем затратил бы муниципалитет. Так, в рамках конкурса муниципальных грантов за счет дополнительных материально-технических ресурсов при реализации социально значимых проектов на каждый бюджетный рубль в среднем привлекается 3- 3,5 рубля внебюджетных средств;

-при ресурсных центрах на постоянной основе осуществляют свою деятельность более 300 организаций, которые либо не имеют возможности, либо не считают необходимым арендовать помещение и осуществлять оплату коммунальных и эксплуатационных услуг, в том числе - ветеранские организации, организации военно-патриотической направленности, молодежные советы, женские советы, добровольческие советы, ряд советов ТОС, творческие объединения, общественные организации инвалидов, пенсионеров, молодежные организации, женские организации, информационно-методические, правовые центры, хоры, общества садоводов, народная дружина, клубы по интересам, объединения, не имеющие статуса юридического лица и т. д);

 -ресурсные центры выполняют роль структуры, содействующей реализации функции взаимодействия с общественностью на уровне районных администраций. Как правило, в районах города это взаимодействие наиболее системно осуществляется только с одним из сегментов общественного сектора - с органами ТОС, для чего в штатное расписание администраций районов введены специалисты или отделы по взаимодействию с ТОС.В большинстве случаев именно через ресурсные центры некоммерческие организации районов осуществляют взаимодействие с районными администрации по различным вопросам, интересующих общественников (социальным, имущественным, организационным, вопросов ЖКХ и т.д.).

В прошедший период ресурсные центры зарекомендовали себя как важный и перспективный ресурс развития институтов гражданского общества Новосибирска. Созданные в партнерстве муниципалитета и общественности, они могут стать базовым связующим звеном во взаимодействии городской власти и населения, формировании механизмов активизации общественного участия в жизнедеятельности города, общественного контроля и передачи некоммерческим организациям части полномочий в решении вопросов социально-экономического развития города.

 




Приложение5










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 264.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...