Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций посредством взаимодействия с органамитерриториального общественного самоуправления и фондами местных сообществ
Одним из перспективных направлений поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на муниципальном уровне является развитие их взаимодействия с органами территориального общественного самоуправления (ТОС) в решении вопросов местного значения на территории муниципального образования, в развитии общественной активности граждан. Так, реализация общественных инициатив через органы ТОС позволяет более адресно решать вопросы местного значения, в том числе в социальной сфере.ТОС являются своеобразной базовой структурой развития местного самоуправления, механизмом объединения, сплочения различных слоев населения и структур власти, способствуют в реализации инициатив населения и играют важную роль в решении проблем местных сообществ. Рекомендуется обратить внимание на практику создания муниципальных общественных (ресурсных) центров, существующую в городе Перми. Муниципальные общественные центры используются как форма поддержки органов территориального общественного самоуправления (ТОС), общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность на территории города (Приложение 5). Также, в Приложении 6 представлена практика реализации муниципальной программы Щекинкого района Тульской области «Оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям и развитие территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования Щекинский район», утвержденная постановлением Администрации муниципального образования Щекинский район от 13 января 2014 г. № 1-7, мероприятия которой направлены на развития взаимодействия ТОС, СОНКО и органов власти муниципального районаи повышение активности населения в решении вопросов муниципального значения. Для поддержки СОНКО на муниципальном уровне также целесообразно использовать технологию фондов местных сообществ (далее - ФМС). ФМС непосредственно относятся к социально ориентированным некоммерческим организациям, поэтому они сами выступают объектами муниципальной поддержки СОНКО. Кроме того, ФМС выступают местными структурами, объединяющими заинтересованные в развитии муниципального образования стороны, включая жителей, другие СОНКО, бизнес, создают институциональную основу для такой деятельности.В этом отношении работа ФМС часто связана с деятельностью территориального общественного самоуправления. Появились первые фонды местных сообществ в крупных промышленныхцентрах – Фонд Тольятти (1998) и Фонд развития Тюмени (1999). По данным фонда CAFРоссия[10], сегодня в России около 70 действующих ФМС, в том числе более половины представляют сельские фонды и фонды в удаленных, неиндустриальныхтерриториях. Фонды в малых городах и сельских территориях в большинстве случаев созданы поинициативе небольшой группы людей или одного активного человека. Обычно в малыхФМС работают 1–2 оплачиваемых сотрудника (директор и бухгалтер), чаще нанеполную рабочую ставку. Основная работа выполняется с привлечением большого числаволонтеров (до 100 человек на крупных мероприятиях). ФМС привлекают дополнительные средства для решения социальныхпроблем, развивают местную филантропию, привлекают ресурсы из местных источников,активно участвуют в различных региональных и федеральных грантовыхпрограммах. Фонды входят в различные региональные и федеральные сети, чтообеспечивает хороший уровень обмена информацией и технологиями. ФМС выполняют значимую социальную функцию, реализуют значимые для местного сообществамероприятия, стимулируют общественную жизнь, активность и творчество жителей. Фонды оказывают значительное влияние на развитие волонтерского движения в своихтерриториях, а волонтеры являются основным человеческим ресурсом для реализациипрограмм фондов. Волонтерские акции и общественные мероприятия являютсянаиболее распространенными формами работы, их используют до 80% ФМС. Одним из основных приоритетных направлений деятельностиФМС является благоустройство территорий. В частности, по данным указанного выше доклада фонда CAFРоссия, благоустройство выступает приоритетом для более 80% ФМС малых городов и сельских территорий. Фонды инициируют проекты и привлекают ресурсыдля многочисленных мероприятий по восстановлению и ремонту муниципальныхучреждений (библиотек, музеев, домов культуры, спортивных объектов),приводят в порядок парки и другие общественные пространства. Многообразие форм деятельности ФМС, их знания технологий фандрайзинга, умение найти и включить в работу некоммерческие организации позволяет актуализировать невостребованный потенциал самих жителей, привлечь дополнительные внешние финансовые ресурсы. Органам МСУ целесообразноинициировать и поддерживать появление таких фондов, обеспечивать тесную взаимосвязьс их работой, оказыватьФМС консультационную поддержку(около 70% ФМС на сегодня регулярно получаюттакую помощь), привлекать их представителей к программам дополнительного профессионального образования сотрудников местных администраций и работников учреждений. Устойчивость ФМС напрямую зависит от финансовых и материальных ресурсов, которыми располагаетфонд. По данным опроса CAFРоссии, коммерческие организации являются основными источниками финансирования (по данным докладаCAFРоссии, 76%ФМС отметили этот источник в своем бюджете), гранты некоммерческих организаций ичастные пожертвования получают 57% исследованных ФМС. Бюджетное финансированиеполучали 38% ФМС из обследованных фондомCAFРоссия, государственные субсидии и гранты – 19%. Органам МСУ целесообразно рассмотреть возможность поддержки ФМС в рамках муниципальных программ поддержки СОНКО. Органам МСУ целесообразно обеспечить ФМС для работынеобходимые минимальные материальные ресурсы, такие как помещение и оргтехнику (из числа опрошенныхCAFРоссии ФМС сегодня 62% безвозмездно пользуются муниципальными помещениями,и практически все ФМС оснащены необходимыми компьютерами и оргтехникой, однако помещенияв собственности нет ни у кого из исследованных ФМС). Необходимо повышать роль представителей органов МСУ в попечительских советах ФМС, которыемогут способствовать представлению интересов фонда, привлечению средств ипридавать фонду большую значимость в сообществе. Почти 80% ФМС в малых городах и сельских территориях сформировали попечительские советы, вкоторые входят представители местной власти, власти, бизнеса и населения, однако активно работаютпопечительские советы лишь в половине исследованных ФМС.
Приложения Приложение 1 Закрепление механизма поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на муниципальном уровне в законах некоторых субъектов Российской Федерации о государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций и в государственных программах поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций некоторых субъектов Российской Федерации[11]
Приложение 2 Обзор практики содействия субъектов Российской Федерации муниципальным программам поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций[12] Процедура предоставления муниципальным образованиям субсидии субъекта Российской Федерации на поддержку СОНКО определена в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об условиях и порядке предоставления субсидий муниципальным образованиям на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, работающих на местном уровне. Среди рассматриваемых в настоящем обзоре субъектов Российской Федерации – лидеров конкурсного отбора Минэкономразвития России на предоставление в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования региональных программ поддержки СОНКО такие акты приняты в Красноярском крае и в Архангельской области в качестве приложений к государственным программам по поддержке СОНКО. В актах определены полномочия органов государственной власти, осуществляющих предоставление субсидии, описана процедура конкурсного отбора, критерии конкурсного отбора, требования к составу заявки, описан порядок работы конкурсной комиссии. В соответствии с указанными актами критериями конкурсного отбора муниципальных программ являются: доля расходов местного бюджета, направляемых на реализацию муниципальной программы, в общем объеме расходов местного бюджета в текущем году; количество СОНКО, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования (на конец предыдущего года); принятие и реализация муниципальным образованием муниципальных правовых актов (либо плана по их разработке и принятию в течение текущего года), которыепредусматривают реализацию механизма распределения бюджетного финансирования на конкурсной основе путем предоставления субсидий СОНКО; предоставление СОНКО и организациям, предоставляющим им благотворительные пожертвования, налоговых льгот; предоставление СОНКО имущественной поддержки в виде предоставления недвижимого имущества в аренду на льготных условиях или в безвозмездное пользование; обеспечение информационной поддержки деятельности СОНКО в средствах массовой информации, а также посредством социальной рекламы. Конкурсные отборы муниципальных районов и городских округов Архангельской области для предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию муниципальных программ поддержки СОНКО в Архангельской области проводятся в рамках реализации государственной программы Архангельской области «Развитие местного самоуправления в Архангельской области и государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций (2014 — 2020 годы)», утвержденной Постановлением Правительства Архангельской области от 8 октября 2013 г. Первый из них был проведен в 2014 г., в ходе данного отбора был разработан и апробирован полный пакет документов, связанных с проведением конкурсного отбора и предоставлением субсидий по его итогам. Указанной государственной программой намечено увеличение софинансирования муниципальных программ поддержки СОНКО из регионального бюджета – если в 2016 г. оно составило 2,5 млн. рублей, то к 2020 г. планируется его рост до более чем 4,8 млн. рублей. В соответствии с законом Красноярского края от 7 февраля 2013 г. № 4-1041 «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Красноярском крае» проводится конкурс муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (в целях софинансирования муниципальных программ поддержки СОНКО) городских округов и муниципальных районов. Правительство края ежегодно проводит конкурс муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций по следующим номинациям: а) «Лучшая муниципальная программа поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций городского округа края с населением свыше 100000 человек»; б) «Лучшая муниципальная программа поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций муниципального района и (или) городского округа края с населением до 100000 человек». Государственной программой Красноярского края «Содействие развитию гражданского общества», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г. № 509-п (ред. от 27 декабря 2016 г.) по мероприятию «Предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Красноярского края на реализацию муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» предусмотрено финансирование в размере 2,6 млн. рублей в 2017 году и его сохранение на том же уровне в 2018 и 2019 годах. Несмотря на отсутствие непосредственного софинансирования муниципальных программ из регионального бюджета, в Новосибирской области активизируется формирование программ поддержки СОНКО в муниципальных районах. По данным Правительства Новосибирской области, на начало 2016 года в Новосибирской области принято и действуют 12 программ муниципальной поддержки СОНКО и общественных инициатив. В нескольких муниципальных образованиях муниципальные программы находились в стадии разработки.
Приложение 3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 203. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |