Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций посредством взаимодействия с органамитерриториального общественного самоуправления и фондами местных сообществ




Одним из перспективных направлений поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на муниципальном уровне является развитие их взаимодействия с органами территориального общественного самоуправления (ТОС) в решении вопросов местного значения на территории муниципального образования, в развитии общественной активности граждан.

Так, реализация общественных инициатив через органы ТОС позволяет более адресно решать вопросы местного значения, в том числе в социальной сфере.ТОС являются своеобразной базовой структурой развития местного самоуправления, механизмом объединения, сплочения различных слоев населения и структур власти, способствуют в реализации инициатив населения и играют важную роль в решении проблем местных сообществ.

Рекомендуется обратить внимание на практику создания муниципальных общественных (ресурсных) центров, существующую в городе Перми. Муниципальные общественные центры используются как форма поддержки органов территориального общественного самоуправления (ТОС), общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность на территории города (Приложение 5).

Также, в Приложении 6 представлена практика реализации муниципальной программы Щекинкого района Тульской области «Оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям и развитие территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования Щекинский район», утвержденная постановлением Администрации муниципального образования Щекинский район от 13 января 2014 г. № 1-7, мероприятия которой направлены на развития взаимодействия ТОС, СОНКО и органов власти муниципального районаи повышение активности населения в решении вопросов муниципального значения.

Для поддержки СОНКО на муниципальном уровне также целесообразно использовать технологию фондов местных сообществ (далее - ФМС).

ФМС непосредственно относятся к социально ориентированным некоммерческим организациям, поэтому они сами выступают объектами муниципальной поддержки СОНКО. Кроме того, ФМС выступают местными структурами, объединяющими заинтересованные в развитии муниципального образования стороны, включая жителей, другие СОНКО, бизнес, создают институциональную основу для такой деятельности.В этом отношении работа ФМС часто связана с деятельностью территориального общественного самоуправления.

Появились первые фонды местных сообществ в крупных промышленныхцентрах – Фонд Тольятти (1998) и Фонд развития Тюмени (1999). По данным фонда CAFРоссия[10], сегодня в России около 70 действующих ФМС, в том числе более половины представляют сельские фонды и фонды в удаленных, неиндустриальныхтерриториях.

Фонды в малых городах и сельских территориях в большинстве случаев созданы поинициативе небольшой группы людей или одного активного человека. Обычно в малыхФМС работают 1–2 оплачиваемых сотрудника (директор и бухгалтер), чаще нанеполную рабочую ставку. Основная работа выполняется с привлечением большого числаволонтеров (до 100 человек на крупных мероприятиях).

ФМС привлекают дополнительные средства для решения социальныхпроблем, развивают местную филантропию, привлекают ресурсы из местных источников,активно участвуют в различных региональных и федеральных грантовыхпрограммах. Фонды входят в различные региональные и федеральные сети, чтообеспечивает хороший уровень обмена информацией и технологиями.

ФМС выполняют значимую социальную функцию, реализуют значимые для местного сообществамероприятия, стимулируют общественную жизнь, активность и творчество жителей. Фонды оказывают значительное влияние на развитие волонтерского движения в своихтерриториях, а волонтеры являются основным человеческим ресурсом для реализациипрограмм фондов. Волонтерские акции и общественные мероприятия являютсянаиболее распространенными формами работы, их используют до 80% ФМС.

Одним из основных приоритетных направлений деятельностиФМС является благоустройство территорий. В частности, по данным указанного выше доклада фонда CAFРоссия, благоустройство выступает приоритетом для более 80% ФМС малых городов и сельских территорий. Фонды инициируют проекты и привлекают ресурсыдля многочисленных мероприятий по восстановлению и ремонту муниципальныхучреждений (библиотек, музеев, домов культуры, спортивных объектов),приводят в порядок парки и другие общественные пространства.

Многообразие форм деятельности ФМС, их знания технологий фандрайзинга, умение найти и включить в работу некоммерческие организации позволяет актуализировать невостребованный потенциал самих жителей, привлечь дополнительные внешние финансовые ресурсы. Органам МСУ целесообразноинициировать и поддерживать появление таких фондов, обеспечивать тесную взаимосвязьс их работой, оказыватьФМС консультационную поддержку(около 70% ФМС на сегодня регулярно получаюттакую помощь), привлекать их представителей к программам дополнительного профессионального образования сотрудников местных администраций и работников учреждений.

Устойчивость ФМС напрямую зависит от финансовых и материальных ресурсов, которыми располагаетфонд. По данным опроса CAFРоссии, коммерческие организации являются основными источниками финансирования (по данным докладаCAFРоссии, 76%ФМС отметили этот источник в своем бюджете), гранты некоммерческих организаций ичастные пожертвования получают 57% исследованных ФМС. Бюджетное финансированиеполучали 38% ФМС из обследованных фондомCAFРоссия, государственные субсидии и гранты – 19%. Органам МСУ целесообразно рассмотреть возможность поддержки ФМС в рамках муниципальных программ поддержки СОНКО.

Органам МСУ целесообразно обеспечить ФМС для работынеобходимые минимальные материальные ресурсы, такие как помещение и оргтехнику (из числа опрошенныхCAFРоссии ФМС сегодня 62% безвозмездно пользуются муниципальными помещениями,и практически все ФМС оснащены необходимыми компьютерами и оргтехникой, однако помещенияв собственности нет ни у кого из исследованных ФМС).

Необходимо повышать роль представителей органов МСУ в попечительских советах ФМС, которыемогут способствовать представлению интересов фонда, привлечению средств ипридавать фонду большую значимость в сообществе. Почти 80% ФМС в малых городах и сельских территориях сформировали попечительские советы, вкоторые входят представители местной власти, власти, бизнеса и населения, однако активно работаютпопечительские советы лишь в половине исследованных ФМС.

 


 

                      

 

 

Приложения




Приложение 1

Закрепление механизма поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на муниципальном уровне в законах некоторых субъектов Российской Федерации о государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций и в государственных программах поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций некоторых субъектов Российской Федерации[11]

№ пп Субъект Российской Федерации Закон субъекта Российской Федерации о государственной поддержке СОНКО Меры содействия органам местного самоуправления в разработке и реализации поддержки СОНКО, предусмотренные законом субъекта Российской Федерации о поддержке СОНКО Государственная программа субъекта Российской Федерации по поддержке СОНКО Меры содействия органам МСУ в разработке и реализации поддержки СОНКО, предусмотренные региональной государственной программой субъекта Российской Федерации по поддержке СОНКО
1. Красноярский край Закон Красноярского края от 07.02.2013 № 4-1041 (ред. от 05.11.2015) "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Красноярском крае" Проведение конкурса муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (в целях софинансирования муниципальных программ поддержки СОНКО) городских округов и муниципальных районов Предоставление субсидии на обеспечение деятельности муниципальных ресурсных центров поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций Государственная программа Красноярского края "Содействие развитию гражданского общества", утвержденная Постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г. № 509-п (ред. от 27.12.2016) Предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Красноярского края на реализацию муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.  
2. Архангельская область Закон Архангельской области от 27.04.2011 № 281-21-ОЗ (ред. от 28.10.2016) "О взаимодействии органов государственной власти Архангельской области и некоммерческих организаций"   - Государственная программа Архангельской области "Развитие местного самоуправления в Архангельской области и государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций (2014 - 2020 годы)", утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 08.10.2013 № 464-пп (ред. от 21.11.2016)   Предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам на реализацию муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций Методическое обеспечение органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области в вопросах поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
3. Новосибирская область Закон Новосибирской области от 07.11.2011 № 139-ОЗ (ред. от 29.06.2016) "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Новосибирской области" - Государственная программа Новосибирской области "Государственная поддержка общественных инициатив, социально ориентированных некоммерческих организаций и развития институтов гражданского общества в Новосибирской области на 2015 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 19.01.2015 № 9-п (ред. от 22.02.2017) Предоставление субсидий ресурсным центрам муниципальных образований Новосибирской области на реализацию программ, направленных на развитие общественных инициатив и СО НКО на территории муниципальных образований Новосибирской области.  
4. Самарская область Закон Самарской области от 10.12.2012 № 127-ГД (ред. от 11.07.2016) «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области» Содействие органам местного самоуправления в реализации муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций Методическая поддержка органов местного самоуправления и оказание им содействия в разработке и реализации мер по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций на территориях муниципальных образований Государственная программа Самарской области "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области" на 2014 - 2019 годы, утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 676 (ред. от 20.01.2017)   Меры отсутствуют.
5. Ярославская область Закон ЯО от 06.12.2012 № 56-з (ред. от 11.07.2016) "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Ярославской области" Конкурс муниципальных программ по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций. Местным бюджетам муниципальных образований, победивших в конкурсе муниципальных программ по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, могут предоставляться субсидии из областного бюджета на реализацию соответствующих муниципальных программ. Органы государственной власти Ярославской области осуществляют методическое обеспечение органов местного самоуправления, содействуют в разработке и реализации мер по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций на территориях муниципальных образований Ярославской области, участвуют в реализации муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, предоставляют информацию органам местного самоуправления о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций на территориях соответствующих муниципальных образований Ярославской области. Государственная программа Ярославской области «Развитие институтов гражданского общества в Ярославской области» на 2014 - 2020 годы, утвержденнаяпостановлением Правительства области от 10.06.2014 № 566-п (ред. от 21.02.2017)   Подпрограмма: Региональная программа "Государственная поддержка гражданских инициатив и социально ориентированных некоммерческих организаций Ярославской области" на 2016 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Ярославской области от 28 апреля 2016 г. № 513-п   Задача 2. Стимулирование и поддержка реализации социально значимых проектов и программ деятельности, реализуемых гражданскими активистами и СОНКО:   1. Проведение конкурса проектов СОНКО по развитию практик межсекторного взаимодействия на муниципальном уровне   Задача 4. Стимулирование развития деятельности СОНКО на муниципальном уровне:   1. Проведение конкурса проектов местных СОНКО, осуществляющих свою деятельность в муниципальных районах Ярославской области   2. Проведение конкурса муниципальных программ поддержки СОНКО на предоставление субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) Ярославской области

 



Приложение 2

Обзор практики содействия субъектов Российской Федерации муниципальным программам поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций[12]

Процедура предоставления муниципальным образованиям субсидии субъекта Российской Федерации на поддержку СОНКО определена в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об условиях и порядке предоставления субсидий муниципальным образованиям на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, работающих на местном уровне.

Среди рассматриваемых в настоящем обзоре субъектов Российской Федерации – лидеров конкурсного отбора Минэкономразвития России на предоставление в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования региональных программ поддержки СОНКО такие акты приняты в Красноярском крае и в Архангельской области в качестве приложений к государственным программам по поддержке СОНКО. 

В актах определены полномочия органов государственной власти, осуществляющих предоставление субсидии, описана процедура конкурсного отбора, критерии конкурсного отбора, требования к составу заявки, описан порядок работы конкурсной комиссии. В соответствии с указанными актами критериями конкурсного отбора муниципальных программ являются:

доля расходов местного бюджета, направляемых на реализацию муниципальной программы, в общем объеме расходов местного бюджета в текущем году;

количество СОНКО, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования (на конец предыдущего года);

принятие и реализация муниципальным образованием муниципальных правовых актов (либо плана по их разработке и принятию в течение текущего года), которыепредусматривают реализацию механизма распределения бюджетного финансирования на конкурсной основе путем предоставления субсидий СОНКО; предоставление СОНКО и организациям, предоставляющим им благотворительные пожертвования, налоговых льгот; предоставление СОНКО имущественной поддержки в виде предоставления недвижимого имущества в аренду на льготных условиях или в безвозмездное пользование; обеспечение информационной поддержки деятельности СОНКО в средствах массовой информации, а также посредством социальной рекламы.

Конкурсные отборы муниципальных районов и городских округов Архангельской области для предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на реализацию муниципальных программ поддержки СОНКО в Архангельской области проводятся в рамках реализации государственной программы Архангельской области «Развитие местного самоуправления в Архангельской области и государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций (2014 — 2020 годы)», утвержденной Постановлением Правительства Архангельской области от 8 октября 2013 г.
№ 464-пп (ред. от 21 февраля 2017 г.).

Первый из них был проведен в 2014 г., в ходе данного отбора был разработан и апробирован полный пакет документов, связанных с проведением конкурсного отбора и предоставлением субсидий по его итогам. Указанной государственной программой намечено увеличение софинансирования муниципальных программ поддержки СОНКО из регионального бюджета – если в 2016 г. оно составило 2,5 млн. рублей, то к 2020 г. планируется его рост до более чем 4,8 млн. рублей.

В соответствии с законом Красноярского края от 7 февраля 2013 г. № 4-1041 «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Красноярском крае» проводится конкурс муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (в целях софинансирования муниципальных программ поддержки СОНКО) городских округов и муниципальных районов.

Правительство края ежегодно проводит конкурс муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций по следующим номинациям:

а) «Лучшая муниципальная программа поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций городского округа края с населением свыше 100000 человек»;

б) «Лучшая муниципальная программа поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций муниципального района и (или) городского округа края с населением до 100000 человек».

Государственной программой Красноярского края «Содействие развитию гражданского общества», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г. № 509-п (ред. от 27 декабря 2016 г.) по мероприятию «Предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Красноярского края на реализацию муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» предусмотрено финансирование в размере 2,6 млн. рублей в 2017 году и его сохранение на том же уровне в 2018 и 2019 годах.

Несмотря на отсутствие непосредственного софинансирования муниципальных программ из регионального бюджета, в Новосибирской области активизируется формирование программ поддержки СОНКО в муниципальных районах. По данным Правительства Новосибирской области, на начало 2016 года в Новосибирской области принято и действуют 12 программ муниципальной поддержки СОНКО и общественных инициатив. В нескольких муниципальных образованиях муниципальные программы находились в стадии разработки.


 

 



Приложение 3










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...