Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные концепции развития научного знания в постпозитивизме




(К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун)

Постпозитивизм – направление современной западной философии, представляющее один из этапов развития позитивизма. Обратите внимание на общие принципы позитивизма: сциентизм, феноменализм, дескриптивизм, антитеоретичность, курс на элиминацию философии; однако необходимо учесть то, что постпозитивизм отходит от части этих принципов. В своем развитии позитивизм прошел четыре стадии: позитивизм (первый позитивизм), эмпириокритицизм (махизм), неопозитивизм, постпозитивизм. Выделите специфику и приведите имена основных представителей каждого из этапов развития позитивизма.

Постпозитивизм возник как критическая реакция на концепцию обоснования знания, выдвинутого неопозитивизмом. Основоположником постпозитивизма можно считать Карла Поппера. Какую теорию, согласно принципу фальсификации, можно считать научной? Где проходит граница между научным и ненаучным знанием? К. Поппер является одним из основоположников гипотетико-дедуктивной модели в философии науки, а также ставит проблему роста научного знания. Каким образом, с его точки зрения, происходит смена научных теорий?

Имре Лакатос явился продолжателем идей К. Поппера. Концепцию Лакатоса принято называть методологией научно-исследовательских программ. Научная программа имеет определенную структуру, а именно: «жесткое ядро», «защитный пояс», «негативная эвристика» и «позитивная эвристика». Раскройте смысл и определите функцию каждого из этих понятий. Почему, согласно И. Лакатосу, происходит смена научно-исследовательских программ? Что является критерием их прогрессивности?

Томас Кун стоит в стороне от критического рационализма К. Поппера и И. Лакатоса. Он подвергает критике не только идею накопления научного знания, но и критерий разделения научного и ненаучного знания, выдвинутого К. Поппером, а также отрицает идею прогресса в развитии научного знания. Рассмотрите основные понятия концепции Куна, такие как: «парадигма», «научное сообщество», «нормальная наука», «научная революция».

Сравните взгляды К. Поппера, И. Лакатоса и Т. Куна, выделите общее и различное. В чем постпозитивизм отходит от общих принципов позитивизма? Постпозитивизм в отличие от предшествующего позитивизма ориентирован на динамику научного знания; субъектом познания становится не ученый, а научный коллектив в целом, наука начинает восприниматься как социальный институт, а не как деятельность отдельного человека – ученого; кроме того, делается акцент на культурную и историческую обусловленность научного познания и его относительность.

Какую роль играют биология и медицина (естественные науки) в классическом позитивизме? На какие науки (естественные, точные, гуманитарные) ориентируются эмпириокритики, неопозитивисты и постпозитивисты?

Отразите Ваше понимание темы в реферате.

 

Примерные вопросы по теме:

 

1. Позитивизм и его общие принципы (сциентизм, феноменализм, дескриптивизм, антитеоретичность, курс на элиминацию метафизики). 

2. Основные этапы развития позитивизма: представители и основные идеи.

3. Критический рационализм К. Поппера. Принцип фальсификационизма против принципа верификационизма неопозитивизма. Гипотетико-дедуктивная модель построения теории. Эволюционная теория развития научного знания.

4. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Структура научно-исследовательской программы.

5. Парадигмальная философия науки Т. Куна. Основные методологические понятия Т. Куна и общая характеристика его позиции.

6. Постпозитивизм: основные характеристики.

7. Естественнонаучный идеал в позитивизме и отход от него в эмпириокритицизме, неопозитивизме и постпозитивизме.

8. Концепции биологии и медицины в постпозитивизме.

 

Литература

1. Поппер К. Логика и рост научного знания. M.: Прогресс, 1983. – 604 с.

2. Поппер К. Объективное знание. Эволюционный поход. М.: УРСС, 2002. – 384 с.

3. Кун Т. Структура научных революций. М.: АСТ, 2003.- 365 с.

4. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. - М.: Медиум, 1995.

5. 1 (075)

Г 788

Грачев М.В. Философия. Пособие для подготовки к экзамену. М., 2011.- 363с.- С. 207-214

6. 1(091)(075)

И 907

История философии / Ред. В.В. Васильев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2008. - 783 с.- С. 668-677

7. 1(075)

Ф561

Философия / Ред. А.Ф. Зотов, В.В. Миронов, А.В. Разин. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2005. - 685 с.- С. 618-636

8. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. - М.: Мысль, 2000-2001.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 353.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...