Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общие замечания об особенностях научного исследования




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЯЗЫКОЗНАНИЯ

А.Г. Хорошавина

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 по написанию и оформлению курсовых,

Выпускных квалификационных работ,

Выполняемых по кафедрам

Лингвистического профиля

 

 

Казань 2011

 

 

УДК

ББК 73

Х 82

 

Составитель:

Хорошавина А.Г., доцент кафедры русского языка и языкознания,

кандидат филологических наук

 

Х 82 Методические рекомендации по написанию курсовых, выпускных квалификационных, выполняемых по кафедрам лингвистического профиля. / Сост. А.Г.Хорошавина. – Казань: Познание, 2011. - 38 с.

            

 

Предлагаемое учебно-методическое пособие содержит рекомендации по написанию различных видов учебных и квалификационных научных сочинений, предусмотренных учебным планом по направлению «Лингвистика». Цель пособия – помочь студенту в подготовке курсовых, выпускных квалификационных, сориентировать его в организационных процедурах, связанных с их написанием и защитой, обеспечить не только единообразие подхода, но и соответствие всех видов учебных и квалификационных научных сочинений существующим требованиям.

Данные методические рекомендации адресованы студентам, получающим подготовку по направлению «Лингвистика», молодым преподавателям лингвистических кафедр.

 

 

© Институт экономики, управления и права, 2011

                                           © Хорошавина А.Г., 2011

Оглавление

Ø Предисловие……………………………………………………………..4

ü Функции научного руководителя ………………………………...4

ü Функции преподавателя, ответственного за НИРС….…………..5

ü Общие замечания об особенностях научного исследования……………………………..………………………...6

Ø Раздел 1. Курсовая работа (сочинение)………………………………..9

Ø Раздел 2. Приложение…………………………………………………..13

ü Оформление ссылок …………………………………………..…..13

ü Оформление библиографии ……………………………………...14

ü Оформление отдельных видов фактического

и иллюстративного материала ………………………………….16

ü Образцы оформления титульных листов, оглавления . ………...18


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Государственный образовательный стандарт и учебный план института по направлению "Лингвистика" предусматривают выполнение студентами самостоятельных учебных сочинений: курсовых работ, выпускной квалификационной работы (бакалавр).

Выполнение курсовых работ на разных курсах предполагает разработку студентами определенной научной проблемы в рамках какой-либо из преподаваемых дисциплин. Студентами I года обучения выполняется работа по проблематике курса "Основы языкознания"; II года обучения - по курсу "Основы теории первого иностранного языка" (возможен сопоставительный аспект); III года обучения - по курсу "Практический курс перевода" (возможен сопоставительный аспект). Тематика выпускных квалификационных (далее ВКР) не ограничивается какой-либо определенной дисциплиной, ВКР может быть посвящена любой лингвистической или лингвометодической проблеме в рамках профиля подготовки.

Выбор темы курсового, квалификационного сочинений осуществляется студентом совместно с назначенным кафедрой научным руководителем.


Функции научного руководителя

В задачи научного руководителя входит сориентировать студента в лингвистических и лингвометодических проблемах, помочь:

q в выборе темы курсового, квалификационного сочинений; материала, позволяющего осуществить учебное исследование; методов, приемов, методик исследования, а также аспекта исследования;

q  в формулировке цели и задач исследования, его перспектив.

Руководитель дает рекомендации относительно научной литературы вопроса, особенностей ее анализа, приемов сбора фактического материала, методов его обработки, подходов к анализу материала.

Совместно с руководителем обсуждается композиция работы, целесообразность помещения различных схем, приложений и т.д. Руководитель обращает внимание на стиль изложения, выбранный студентом, дает советы по его улучшению.

Научный руководитель консультирует своих студентов (в соответствии с графиком и нагрузкой) еженедельно с 15 сентября до 1 мая (по курсовым работам), до 15 мая (по ВКР) текущего учебного года. В период зимней экзаменационной сессии и зимних каникул консультации назначаются по индивидуальной договоренности руководителя и студентов.

При выполнении студентом курсовой, ВКР научный руководитель подписывает бланк задания на работу, а также заполняет бланк отзыва научного руководителя после официального представления работы на кафедру.

При защите курсового сочинения руководитель обязательно (!) заполняет на титульном листе работы графу "защищена с оценкой:", проставляет дату защиты.

Кроме научного руководителя, кафедрой назначается рецензент (для ВКР).

 

Функции преподавателя, ответственного за НИРС

По курсовым работам

1. Распределение студентов по научным руководителям (осуществляется в срок до 25 сентября текущего учебного года);

2. Проведение организационного собрания со студентами соответствующего курса, где формулируются требования к курсовой работе, порядок получения консультаций у руководителей, сроки выполнения работы и предоставления ее на кафедру, сроки и порядок ее защиты, порядок оформления работы и ее отдельных частей (осуществляется в срок до 10 октября текущего учебного года);

3. Предоставление индивидуальной консультации любому студенту вверенного курса по организационным и техническим вопросам подготовки курсового сочинения;

4. Предоставление индивидуальных и коллективных консультаций преподавателям кафедры (особенно начинающим), осуществляющим руководство курсовыми работами, по организационным и техническим вопросам подготовки студентами курсового сочинения;

5. Организует регистрацию поступающих на кафедру курсовых работ, их защиту;

6. Осуществляет документальное сопровождение подготовки и защиты курсовых сочинений: готовит списки распределения по руководителям; проект распоряжения по кафедре о сроках защиты, составе рабочих групп преподавателей; получает в деканате ведомости по курсовым работам и сдает их обратно после заполнения, контролирует заполнение ведомостей преподавателями; сортирует курсовые сочинения после их защиты, готовит акты сдачи курсовых в архив, контролирует сдачу курсовых в архив (осуществляется до 1 июля текущего учебного года);

Общие замечания об особенностях научного исследования

Качественное выполнение любого учебного научного сочинения требует времени и периодических консультаций. Поэтому выполнение курсового сочинения осуществляется в период с 25 сентября по 30 апреля текущего учебного года (около 7 месяцев), а ВКР - с 25 сентября по 15 мая текущего года (около 7,5 месяцев). Задание на ВКР должно быть получено и утверждено не позднее 1 декабря текущего учебного года. При наличии академических задолженностей (не ликвидированных до этого срока, но ликвидированных позднее) задание может быть выдано кафедрой по заявлению студента не позднее 1 марта текущего учебного года. 

После распределения по руководителям студенту следует в течение 7-10 дней обратиться к своему научному руководителю для обсуждения темы курсового, квалификационного сочинений. Выбор темы занимает некоторое время и требует нескольких консультаций руководителя, а также работы с литературой.

Замена научного руководителя возможна лишь в срок до 1 декабря. После 1 декабря замена научного руководителя запрещена, кроме случаев увольнения, продолжительной стажировки или болезни (более 2-х месяцев) руководителя. Замена руководителя до 1 декабря производится по согласованию с заведующим кафедрой и обоими руководителями. Замена руководителя позднее 1 декабря производится по заявлению студента с указанием причин замены.

Не рекомендуется выполнять курсовую, квалификационную работы авральным способом. При таком подходе качество работы оказывается весьма низким, т.к. студент не успевает просмотреть и проанализировать всю литературу вопроса, собрать и обработать необходимое количество материала, а, следовательно, сделать репрезентативные выводы. Кроме того консультации научного руководителя ограничены по количеству и времени в течение учебного года и учебной недели. Студенту целесообразно консультироваться у своего руководителя не реже 1-2 раз в месяц.

Курсовые работы студентов, обратившихся к руководителю за темой с 15 апреля по 1 мая текущего года, автоматически рассматриваются в период дополнительной сессии (если беловой вариант работы представлен на кафедру до 15 июня текущего учебного года), работы обратившихся за темой после 1 мая - в сентябре следующего учебного года. В этом случае работа должна быть представлена на кафедру не позднее 5 сентября будущего учебного года.

Прежде чем приступить к написанию учебного научного сочинения, необходимо четко представить себе сущность и особенности научного исследования.

Научное исследование представляет собой целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов, теорий. Научное исследование характеризуются следующими признаками:

- целенаправленность: достижение осознанно поставленной цели через решение четко сформулированных задач;

- направленность на поиск нового, неизвестного, на освещение актуальных вопросов;

- систематизированность: сам процесс исследования и его результаты упорядочены и приведены в систему;

- объективность;

- строгая доказательность: последовательное обоснование выводов и обобщений;

- целостность подхода к объекту исследования и рассмотрение его в развитии.

Обычно исследование состоит из трех основных этапов:

I. Включает в себя:

- выбор проблемы и темы;

- определение объекта, предмета, цели и задач;

- разработку гипотезы исследования.

Проблема исследования принимается как категория, обозначающая нечто неизвестное в науке, что предстоит исследовать.

Тема- это формулировка проблемы.

Цель исследования отражает то основное, что намеревается сделать исследователь. Достижение цели осуществляется через ряд задач - конкретных исследовательских шагов на пути к цели.

Гипотеза представляет собой предварительную формулировку нового знания, которое исследователю предстоит доказать или опровергнуть в ходе научного исследования.

Гипотезы бывают:

- описательные (предполагается существование какого-либо явления);

- объяснительные (вскрывающие причины какого-либо явления);

- описательно-объяснительные.

Гипотеза должна отвечать следующим требованиям:

1. Не должна включать в себя много положений (обычно одно основное, реже больше одного).

2. Не должна содержать понятия и категории, являющиеся неоднозначными, не уясненными самим исследователем.

3. Должна быть проверяемой и применимой к широкому кругу явлений.

4. Отличаться логической точностью и безупречным стилистическим оформлением.

II. Включает в себя:

- выбор методов и разработку методики исследования;

- непосредственно исследование;

- проверку гипотезы;

- формулировку предварительных выводов, их уточнение.

Методология - учение о принципах исследования. Включает в себя три уровня:

1. общая методология - философские положения и законы, определяющие направление исследования;

2. общенаучная методология - принципы и методы исследований, применяемые в группах наук;

3. частная методология - методы данной науки.

Метод - совокупность теоретических установок и приемов исследования.

В свою очередь приемы и способы исследования, порядок их применения в процессе исследовательской деятельности принято называть методикой исследования.

Прежде чем приступить непосредственно к исследованию, следует составить программу, в которой необходимо отразить:

- какое явление исследуется;

- по каким показателям (с какой стороны);

- каковы критерии исследования;

- порядок применения выбранных методов и методик.

III. Включает:

- апробирование результатов в практической деятельности;

- обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций;

- литературное и техническое оформление работы.

Особое внимание следует уделить требованиям, предъявляемым к выводам (результатам) по работе:

1. Должны представлять собой конкретные суждения.

2. Четко выделяются собственные результаты.

3. Указывается, чем собственные результаты отличаются от результатов других авторов.

4. Новизна результата обосновывается аргументированными и критическими оценками.

5. Обосновывается истинность результата.

6. Указываются научно-практические задачи, которые решаются с помощью полученных результатов.

С особенностями оформления учебных научных работ можно ознакомиться в соответствующих тематических разделах данного методического пособия и приложении.

РАЗДЕЛ I










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 205.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...