Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общие замечания об особенностях научного исследованияСтр 1 из 4Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЯЗЫКОЗНАНИЯ А.Г. Хорошавина МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по написанию и оформлению курсовых, Выпускных квалификационных работ, Выполняемых по кафедрам Лингвистического профиля
Казань 2011
УДК ББК 73 Х 82
Составитель: Хорошавина А.Г., доцент кафедры русского языка и языкознания, кандидат филологических наук
Х 82 Методические рекомендации по написанию курсовых, выпускных квалификационных, выполняемых по кафедрам лингвистического профиля. / Сост. А.Г.Хорошавина. – Казань: Познание, 2011. - 38 с.
Предлагаемое учебно-методическое пособие содержит рекомендации по написанию различных видов учебных и квалификационных научных сочинений, предусмотренных учебным планом по направлению «Лингвистика». Цель пособия – помочь студенту в подготовке курсовых, выпускных квалификационных, сориентировать его в организационных процедурах, связанных с их написанием и защитой, обеспечить не только единообразие подхода, но и соответствие всех видов учебных и квалификационных научных сочинений существующим требованиям. Данные методические рекомендации адресованы студентам, получающим подготовку по направлению «Лингвистика», молодым преподавателям лингвистических кафедр.
© Институт экономики, управления и права, 2011 © Хорошавина А.Г., 2011 Оглавление Ø Предисловие……………………………………………………………..4 ü Функции научного руководителя ………………………………...4 ü Функции преподавателя, ответственного за НИРС….…………..5 ü Общие замечания об особенностях научного исследования……………………………..………………………...6 Ø Раздел 1. Курсовая работа (сочинение)………………………………..9 Ø Раздел 2. Приложение…………………………………………………..13 ü Оформление ссылок …………………………………………..…..13 ü Оформление библиографии ……………………………………...14 ü Оформление отдельных видов фактического и иллюстративного материала ………………………………….16 ü Образцы оформления титульных листов, оглавления . ………...18 ПРЕДИСЛОВИЕ
Государственный образовательный стандарт и учебный план института по направлению "Лингвистика" предусматривают выполнение студентами самостоятельных учебных сочинений: курсовых работ, выпускной квалификационной работы (бакалавр). Выполнение курсовых работ на разных курсах предполагает разработку студентами определенной научной проблемы в рамках какой-либо из преподаваемых дисциплин. Студентами I года обучения выполняется работа по проблематике курса "Основы языкознания"; II года обучения - по курсу "Основы теории первого иностранного языка" (возможен сопоставительный аспект); III года обучения - по курсу "Практический курс перевода" (возможен сопоставительный аспект). Тематика выпускных квалификационных (далее ВКР) не ограничивается какой-либо определенной дисциплиной, ВКР может быть посвящена любой лингвистической или лингвометодической проблеме в рамках профиля подготовки. Выбор темы курсового, квалификационного сочинений осуществляется студентом совместно с назначенным кафедрой научным руководителем. Функции научного руководителя В задачи научного руководителя входит сориентировать студента в лингвистических и лингвометодических проблемах, помочь: q в выборе темы курсового, квалификационного сочинений; материала, позволяющего осуществить учебное исследование; методов, приемов, методик исследования, а также аспекта исследования; q в формулировке цели и задач исследования, его перспектив. Руководитель дает рекомендации относительно научной литературы вопроса, особенностей ее анализа, приемов сбора фактического материала, методов его обработки, подходов к анализу материала. Совместно с руководителем обсуждается композиция работы, целесообразность помещения различных схем, приложений и т.д. Руководитель обращает внимание на стиль изложения, выбранный студентом, дает советы по его улучшению. Научный руководитель консультирует своих студентов (в соответствии с графиком и нагрузкой) еженедельно с 15 сентября до 1 мая (по курсовым работам), до 15 мая (по ВКР) текущего учебного года. В период зимней экзаменационной сессии и зимних каникул консультации назначаются по индивидуальной договоренности руководителя и студентов. При выполнении студентом курсовой, ВКР научный руководитель подписывает бланк задания на работу, а также заполняет бланк отзыва научного руководителя после официального представления работы на кафедру. При защите курсового сочинения руководитель обязательно (!) заполняет на титульном листе работы графу "защищена с оценкой:", проставляет дату защиты. Кроме научного руководителя, кафедрой назначается рецензент (для ВКР).
Функции преподавателя, ответственного за НИРС По курсовым работам 1. Распределение студентов по научным руководителям (осуществляется в срок до 25 сентября текущего учебного года); 2. Проведение организационного собрания со студентами соответствующего курса, где формулируются требования к курсовой работе, порядок получения консультаций у руководителей, сроки выполнения работы и предоставления ее на кафедру, сроки и порядок ее защиты, порядок оформления работы и ее отдельных частей (осуществляется в срок до 10 октября текущего учебного года); 3. Предоставление индивидуальной консультации любому студенту вверенного курса по организационным и техническим вопросам подготовки курсового сочинения; 4. Предоставление индивидуальных и коллективных консультаций преподавателям кафедры (особенно начинающим), осуществляющим руководство курсовыми работами, по организационным и техническим вопросам подготовки студентами курсового сочинения; 5. Организует регистрацию поступающих на кафедру курсовых работ, их защиту; 6. Осуществляет документальное сопровождение подготовки и защиты курсовых сочинений: готовит списки распределения по руководителям; проект распоряжения по кафедре о сроках защиты, составе рабочих групп преподавателей; получает в деканате ведомости по курсовым работам и сдает их обратно после заполнения, контролирует заполнение ведомостей преподавателями; сортирует курсовые сочинения после их защиты, готовит акты сдачи курсовых в архив, контролирует сдачу курсовых в архив (осуществляется до 1 июля текущего учебного года); Общие замечания об особенностях научного исследования Качественное выполнение любого учебного научного сочинения требует времени и периодических консультаций. Поэтому выполнение курсового сочинения осуществляется в период с 25 сентября по 30 апреля текущего учебного года (около 7 месяцев), а ВКР - с 25 сентября по 15 мая текущего года (около 7,5 месяцев). Задание на ВКР должно быть получено и утверждено не позднее 1 декабря текущего учебного года. При наличии академических задолженностей (не ликвидированных до этого срока, но ликвидированных позднее) задание может быть выдано кафедрой по заявлению студента не позднее 1 марта текущего учебного года. После распределения по руководителям студенту следует в течение 7-10 дней обратиться к своему научному руководителю для обсуждения темы курсового, квалификационного сочинений. Выбор темы занимает некоторое время и требует нескольких консультаций руководителя, а также работы с литературой. Замена научного руководителя возможна лишь в срок до 1 декабря. После 1 декабря замена научного руководителя запрещена, кроме случаев увольнения, продолжительной стажировки или болезни (более 2-х месяцев) руководителя. Замена руководителя до 1 декабря производится по согласованию с заведующим кафедрой и обоими руководителями. Замена руководителя позднее 1 декабря производится по заявлению студента с указанием причин замены. Не рекомендуется выполнять курсовую, квалификационную работы авральным способом. При таком подходе качество работы оказывается весьма низким, т.к. студент не успевает просмотреть и проанализировать всю литературу вопроса, собрать и обработать необходимое количество материала, а, следовательно, сделать репрезентативные выводы. Кроме того консультации научного руководителя ограничены по количеству и времени в течение учебного года и учебной недели. Студенту целесообразно консультироваться у своего руководителя не реже 1-2 раз в месяц. Курсовые работы студентов, обратившихся к руководителю за темой с 15 апреля по 1 мая текущего года, автоматически рассматриваются в период дополнительной сессии (если беловой вариант работы представлен на кафедру до 15 июня текущего учебного года), работы обратившихся за темой после 1 мая - в сентябре следующего учебного года. В этом случае работа должна быть представлена на кафедру не позднее 5 сентября будущего учебного года. Прежде чем приступить к написанию учебного научного сочинения, необходимо четко представить себе сущность и особенности научного исследования. Научное исследование представляет собой целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов, теорий. Научное исследование характеризуются следующими признаками: - целенаправленность: достижение осознанно поставленной цели через решение четко сформулированных задач; - направленность на поиск нового, неизвестного, на освещение актуальных вопросов; - систематизированность: сам процесс исследования и его результаты упорядочены и приведены в систему; - объективность; - строгая доказательность: последовательное обоснование выводов и обобщений; - целостность подхода к объекту исследования и рассмотрение его в развитии. Обычно исследование состоит из трех основных этапов: I. Включает в себя: - выбор проблемы и темы; - определение объекта, предмета, цели и задач; - разработку гипотезы исследования. Проблема исследования принимается как категория, обозначающая нечто неизвестное в науке, что предстоит исследовать. Тема- это формулировка проблемы. Цель исследования отражает то основное, что намеревается сделать исследователь. Достижение цели осуществляется через ряд задач - конкретных исследовательских шагов на пути к цели. Гипотеза представляет собой предварительную формулировку нового знания, которое исследователю предстоит доказать или опровергнуть в ходе научного исследования. Гипотезы бывают: - описательные (предполагается существование какого-либо явления); - объяснительные (вскрывающие причины какого-либо явления); - описательно-объяснительные. Гипотеза должна отвечать следующим требованиям: 1. Не должна включать в себя много положений (обычно одно основное, реже больше одного). 2. Не должна содержать понятия и категории, являющиеся неоднозначными, не уясненными самим исследователем. 3. Должна быть проверяемой и применимой к широкому кругу явлений. 4. Отличаться логической точностью и безупречным стилистическим оформлением. II. Включает в себя: - выбор методов и разработку методики исследования; - непосредственно исследование; - проверку гипотезы; - формулировку предварительных выводов, их уточнение. Методология - учение о принципах исследования. Включает в себя три уровня: 1. общая методология - философские положения и законы, определяющие направление исследования; 2. общенаучная методология - принципы и методы исследований, применяемые в группах наук; 3. частная методология - методы данной науки. Метод - совокупность теоретических установок и приемов исследования. В свою очередь приемы и способы исследования, порядок их применения в процессе исследовательской деятельности принято называть методикой исследования. Прежде чем приступить непосредственно к исследованию, следует составить программу, в которой необходимо отразить: - какое явление исследуется; - по каким показателям (с какой стороны); - каковы критерии исследования; - порядок применения выбранных методов и методик. III. Включает: - апробирование результатов в практической деятельности; - обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций; - литературное и техническое оформление работы. Особое внимание следует уделить требованиям, предъявляемым к выводам (результатам) по работе: 1. Должны представлять собой конкретные суждения. 2. Четко выделяются собственные результаты. 3. Указывается, чем собственные результаты отличаются от результатов других авторов. 4. Новизна результата обосновывается аргументированными и критическими оценками. 5. Обосновывается истинность результата. 6. Указываются научно-практические задачи, которые решаются с помощью полученных результатов. С особенностями оформления учебных научных работ можно ознакомиться в соответствующих тематических разделах данного методического пособия и приложении. РАЗДЕЛ I |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 205. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |