Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Опишите половецкие города и курганы на территории Донецкого края.




Половцы (кипчаки, куманы) относятся к тюркской группе народностей. В IX—X вв. они жили в степях Северо-Восточного Казахстана и вокруг озера Иртыш, в начале XI в. появились в Поволжье, а в 1055 г. половецкая орда подошла к юго-восточным границам Руси. С тех пор огромная территория от западных отрогов Тянь-Шаня до Дуная стала называться Дешти-Кипчак или Половецкая земля, по которой дикие всадники кочевали вплоть до XV в. Что оставило после себя это племя кроме удивительной каменной скульптуры? Пожалуй, в основном косвенные свидетельства своего бытия. Так, на территории современного Харькова сохранились руины древнего приграничного города Донца, куда бежал из половецкого плена князь Игорь, о чем подробно повествует «Слово о полку Игореве». Как отмечает известный исследователь древнерусской литературы М.Ф. Гетьманец, существуют и другие историко-археологические объекты, связанные с половецкой историей. Стоит, например, в Харьковской области город со сладким названием Изюм, на месте которого в древности собирались русские дружины для похода в глубь половецкой степи. Здесь же на реке Сальнице (сегодня она называется Сухой Изюмец) в 1111 г. состоялась знаменитая битва Владимира Мономаха с половцами. Поразительной красоты гора Кремянец служила границей между землей Русской и Дешти-Кипчак. И как не вспомнить, всматриваясь в даль с ее вершины, стон-рефрен из «Слова»: «О Руская земле! уже за шеломянемъ еси!»

Но, пожалуй, самыми информативными источниками о жизни половцев остаются их посмертные памятники — курганы. Археологи не одно десятилетие беспокоят усопших степняков в надежде получить от них ответы на свои вопросы. Но некоторые находки, к сожалению, годами пылятся в запасниках музеев и научных институтов, прежде чем придет их черед. Так, однажды во время плановых инвентаризационных работ в фондах Музея археологии и этнографии Слободской Украины ХНУ им. В.Н. Каразина (МАЭСУ) были извлечены на свет божий забытые прежними исследователями хорошо сохранившиеся фрагменты шелковой парчи, обнаруженные более 30 лет назад в одном из половецких погребений.

В начале 1970-х гг. в Близнюковском районе Харьковской области археологи исследовали относящийся к половецкому периоду (XII в.) курган с жизнеутверждающим названием «Веселая могила». Возможно, столь необычное для захоронения название дали ей весельчаки из казацкой вольницы, что действовала на просторах юга Украины. Несмотря на такое имя, судьба могильника оказалась невеселой. Его нашли случайно: известный археолог профессор Б.А. Шрамко записал в полевом дневнике за 1972 г., как тракторист из села Берестовое Близнюковского района, прокладывая траншеи, разрушил холм высотой 4 м, оказавшийся половецким курганом. Б.А. Шрамко, производивший в те годы археологическую разведку в области, и двое его коллег В.К. Михеев и А.К. Дегтярь немедленно выехали на место, но им удалось спасти лишь несколько артефактов из двух богатых погребений.

Исследователи планировали начать раскопки кургана (вернее того, что от него осталось) в 1973 г, однако финансирование было скудным, кроме того, в силу непонятных причин обнаружение «Веселой могилы» не было зафиксировано в отчетах. Так и остались находки беспризорными, а курган неисследованным. Он был частично разорен местными жителями, поэтому археологам так и не удалось обнаружить предметов погребального ритуала из первого захоронения. К счастью, второе сохранилось нетронутым, что и позволило сделать точную датировку. Благодаря археологам удалось спасти от разграбления, элементы конской упряжи (стремена), детали железной кольчуги, керамику и фрагменты тканей, что дает информацию об истории костюма этого народа.


Билет №28.1.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 240.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...