Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Назовите известные вам сражения и походы на территории нашего края против половцев, связанные с именем князя Владимира Мономаха.





Многие историки-краеведы пытаются доказать, что битва на реке Калка произошла именно на территории Донецкой области: всевозможные общественные организации всячески пытаются отмечать эту дату. Но битва на Калке - в первую очередь поражение древнерусских дружин от татаро-монгольских орд. В то же время с территорией Донбасса связан ряд крупных русских побед времен Древней Руси. Расскажем о походе 1111 года в половецкую степь, который осуществил Владимир Мономах.

В 1103 году, на то время еще князь переяславский, Владимир Мономах и киевский князь Святополк Изяславович провели съезд русских князей у Долобского озера (близ Киева), на котором приняли решение осуществлять регулярные походы против воинственных соседей – половцев, неоднократно беспокоивших своими набегами русскую землю. По решению съезда было осуществлено три похода на степняков: в 1103, 1107 и 1111 годах. Самым крупным и успешным был поход 1111 года, во время которого русские проникли далеко в глубь половецких степей, взяли два половецких города, одержали блестящую победу над кочевниками и с богатой добычей возвратились домой.

Поход Владимира Мономаха 1111 года начался из Переяславля во вторую «неделю» Великого поста, в воскресенье, 26 февраля, и начался необычно. Когда войско подготовилось к выходу из Переяславля, впереди него выступили епископ, священники, которые с пением вынесли большой крест. Его водрузили неподалеку от ворот города, и все воины, в том числе и князья, проезжая и проходя мимо креста, получали благословение епископа. Затем, на протяжении 12 километров, представители духовенства двигались впереди русского воинства, и в дальнейшем они шли в обозе войска, вдохновляя русских воинов на ратные подвиги. Мономах, вдохновитель этой войны, придал ей характер крестового похода, по образцу крестовых походов западных рыцарей против мусульман. Ведь в 1096 году начался первый крестовый поход, закончившийся взятием Иерусалима и созданием Иерусалимского королевства. Идея освобождения Гроба Господня в Иерусалиме от рук неверных стала идеологической основой этого и последующих походов.

Сведения о крестовом походе и освобождении Иерусалима быстро распространились во всем христианском мире. В этом крестовом походе принимал участие и граф Гуго Вермандуа, брат французского короля Филиппа I, сын Анны Ярославны, двоюродный брат Владимира Мономаха. Одним из тех, кто принёс эти сведения на Русь, был игумен Даниил, побывавший в начале XII в. в Иерусалиме, а потом оставивший описание своего путешествия в «Хождении Игумена Даниила» - одном из величайших памятников древнерусской литературы. Даниил был одним из сподвижников Мономаха. Возможно, ему и принадлежала идея придания походу русских христиан против половцев- язычников характера крестового похода.

В воскресенье, 5 марта (в крестопоклонную неделю), войска Мономаха пришли на реку Псел, а на следующий день стали на речке Голтва, где дождались присоединения к ним войск киевского князя Святополка Изяславовича и черниговского Давыда Святославича. Во вторник, 7 марта, русское войско достигло реки Ворскла, за которой простиралась уже Половецкая степь. На следующий день русские выступили с Ворсклы и, «преидоша многие реки» на своем пути, 19 марта подошли, наконец к «Дону» (так тогда назывался Северский Донец, а современный Дон назывался Доном Великим).

Посвятив один день отдыху после длительного похода, русские воины на следующий день, «оболачишася во броне», двинулись к городу Шарукань, куда прибыли к вечеру того же дня. Говоря, половецкий город, необходимо понимать, что это были крупные зимовья половцев, состоявшие из сравнительно небольшого числа каменных строений и большего числа юрт кочевников. Шарукань сдался, а его жители в виде даров вынесли русским войскам рыбу и вино. Переждав ночь, русские утром следующего дня направились к половецкому городу Сугров и, штурмом овладев им, полностью сожгли.

На следующий день русские войска двинулись «с Дона» в обратный путь. Тогда собравшиеся половцы преградили им дорогу и утром 24 марта напали на русских. Перед лицом великой опасности русские князья приняли твердое решение: «уже смерть нам здесь, - да станем крепко!». Произошел бой, известный в истории как бой «на потоке Дегея».

В ожесточенной битве русские разбили половцев. Весь следующий день, 25 марта, отдыхая после ратных трудов, русские оставались на том же месте, празднуя день Благовещения. В воскресенье, 26 марта, по известию Ипатьевской летописи, продолжили обратный поход. На следующее утро, «наставиш же понедельнику» 27 марта, на Страстной неделе, множество половцев окружило русские полки со всех сторон, словно лес («яко борове велици»). Владимир Мономах не стал, как обычно, стоять на месте, а повел войско навстречу врагу. Воины сошлись в рукопашной битве, «и столкнулись полк с полком, и, точно гром, раздался треск столкнувшихся рядов». Половецкая конница в этой толчее потеряла свой маневр, а русские в рукопашном бою начали одолевать. В разгар битвы началась гроза, усилился ветер, пошел сильный дождь. Русские так перестроили свои ряды, что ветер и дождь били половцам в лицо. Но те сражались мужественно и потеснили «чело» (центр) русского войска, где дрались киевляне. Им на помощь пришел Мономах, оставив свой «полк правой руки» сыну Ярополку. Появление стяга Мономаха в центре битвы предотвратило панику. Половцы не выдержали яростной схватки и бросились к броду. Их преследовали и рубили, пленных в том бою не брали. Около 10 тысяч половцев полегло на поле брани, остальные бросали оружие, умоляя сохранить жизнь. Лишь небольшая часть кочевников во главе с ханом Шаруканом ушла в степь. Это решительное побоище произошло на «реке Сальнице» (предположительно - район нынешнего города Изюм Харьковской области, где в Северский Донец впадают речки Сухой и Мокрый Изюмец).

После блестящей победы русские с богатой добычей вернулись на Русь. Слава о походе разнеслась далеко за пределы Русской земли, проникла во все дальние страны: «к Греком, и Угром, и Ляхом, и Чехом, дондеже и до Рима, пройде на славу Богу».

Где же именно произошли знаменательные битвы? Для выяснения местонахождения половецких городов возьмем дату, когда русские пришли к Донцу. Придерживаясь версии Ипатьевской летописи, русские подошли к «Дону» 19 марта. Эта дата важна для дальнейших изысканий. Она определяет количество дней, понадобившихся русским войскам, чтобы дойти от Ворсклы до той точки «Дона», в районе которой располагались Шарукань и Сугров. Для выяснения местонахождения Шарукани и Сугрова необходимо предварительно определить путь, которым шли русские князья к Северскому Донцу.

От Ворсклы к «Дону» русские шли двенадцать дней (8-19 марта), но на этом отрезке пути войска должны были переправляться через «многие реки», что, конечно, тормозило движение. Кроме того, русская пешая рать не могла совершить 12-дневный поход без больших остановок в дороге, что вызывалось необходимостью сберечь силы для предстоящих боев с половцами. Поэтому поход в Половецкой степи должен был совершаться медленнее. Пытаясь наметить дальнейшее направление похода 1111 года, надо принять во внимание, что путь от Ворсклы к Северекому Донцу должен был выводить в район Сальницы (Изюма), ибо там разыгралась последняя, решительная битва с половцами. Для того чтобы выйти беспрепятственно в этот район, в тыл половцам, русским князьям необходимо было обойти главные половецкие кочевья, расположенные по речкам Самара и Орель, иначе не удалось бы скрытно и неожиданно подойти к Шаруканю и Сугрову, как это случилось в действительности. Эти соображения приводят к мысли, что путь, вероятно, шел от Ворсклы Коломацким шляхом (известным в XVI- XVII вв.) вдоль реки Коломак, к ее верховьям, затем по рекам Ольховатка и Мож подходил к Змиевской переправе через Донец, далее пролегал по левой стороне Донца, затем выходил к Сальнице и Изюмскому перевозу вблизи устья реки Оскол.

При таком варианте путь от Ворсклы до Змиева составляет 150 километров и от Змиева до Изюмского перевоза - около 110-115 километров, всего около 260-265 километров. Пройти его за 12 дней было вполне возможно. Двигаясь в этом направлении, русские должны были встретить на пути много переправ через притоки Коломака, Можа и Северского Донца. Это направление действительно пролегало в стороне от главных половецких кочевий и обеспечивало скрытность русского движения.

Из летописного описания событий 21-27 марта ясно, что Шарукань и Сугров находились недалеко от Сальницы, однако в этом районе даже на подробных картах как современных, так и более ранних, не имеется географических пунктов с названиями даже близкими по звучанию к «Шарукань» и «Сугров».

Попытаемся их местонахождение определить точнее. Как мы знаем, от Шаруканя русские двинулись к Сугрову утром в среду, причем успели за день не только дойти до города, но штурмом взять его и сжечь. Следовательно, Сугров лежал от Шаруканя на расстоянии не более полудневного перехода. От Сугрова до Сальницы русские сделали только два дневных перехода: 23 марта от Сугрова дошли до «протока Дегея», а 26 марта от Дегея дошли до Сальницы. Остальные дни проходили или в отдыхе и праздновании (25 марта), или в битве на Дегее и на Сальнице (24 и 27 марта). Итак, от Шаруканя до Сугрова - полудневный переход, от Сугрова до «потока Дегея» - однодневный и от «потока Дегея» до Сальницы - тоже однодневный переход. Сугров был самым дальним пунктом похода и, следовательно, лежал дальше Сальницы и дальше Шаруканя. По правому берегу Северского Донца на восток от той же Сальницы на территории Донецкой области в Славянском районе имеются половецкие городища: Теплинское - около села Богородичное и Сидоровское - около села Сидорово, а также городище Царино недалеко от села Маяки. По оценкам археологов, площадь Сидорова городища составляет 120 га, то есть это был достаточно большой населенный пункт. Сидорово отделено от Сальницы расстоянием около 45 километров, что вполне может быть приравнено к двухдневному переходу от Сугрова до Сальницы. Но если Сидорово городище принять за Сугров, тогда Теплинское городище будет соответствовать Шаруканю, так как расстояние от Сугрова до Теплинского городища, составляющее около одиннадцати километров, будет равно полудневному переходу, который совершили русские войска от Шаруканя до Сугрова, согласно летописи. Принимая во внимание географические условия местности и направление дорог от Славянска к Изюму, можно полагать, что обратный путь русских князей шел от поселка Сидорово к верховьям речки Голая Долина, а затем далее на север, к современному городу Изюм.

На этом пути должен быть и «поток Дегея». Выражение «на потоце Дегея» говорит о том, что «Дегей» представлял не реку, а скорее маленький проток или балку. Более всего к этому описанию подходят две речушки: одна из балок в верховьях реки Каменка - Сухая Каменка (Изюмский район Харьковской области), верховье которой это фактически граница с Донецкой областью, или это верховья маленькой речки Голая Долина Славянского района Донецкой области. Ведь от верховьев указанных речек до Сидорово, около 20 километров, что как раз равняется однодневному переходу, который отделяет Сугров от «потока Дегея».

В общем, в древней истории Донбасса есть славные страницы, поскольку с 99-процентной вероятностью можно говорить, что такие знаменательные победы русского оружия, как осада города Шарукань (с последующей его капитуляцией), взятие города Сугров (с последующим его уничтожением), победоносная битва на «потоке Дегея» происходили на территории Донецкой области. И связаны они были с именем выдающегося князя Владимира Мономаха. В то время как место поражения(!) древнерусских войск на реке Калка 1223 года достоверно пока не установлено. Имеет ли оно отношение к Донецкой области, тоже очень большой вопрос. Что же мы должны отмечать? Поражения или победы? Безусловно, о поражениях, тем более таких, как на Калке, когда дружины «незалежных» славянских князей были перебиты поодиночке, необходимо помнить. Но отмечать нужно все же победы, тем более, что в следующем году исполнится 900 лет «крестовому» походу Владимира Мономаха в наш регион.

 


Билет №19.1.

Перечислите основные княжества, появившиеся после распада Древней Руси. Расскажите об одном из них.

 

Раньше всех обособился от Киева Великий Новгород. В русских летописях он упоминается с 859 года. На месте древнего Новгорода существовали три разноэтнических поселка: славянский, мерянский и чудский. Они объединились и построили общую крепость, получившую название Новгорода. Он состоял из двух частей, разделенных рекою Волховом. На правом берегу была Софийская сторона, состоящая из Неревского, Загородного и Гончарного концов, на левом берегу была Торговая сторона, где были Плотницкий и Словенский концы. Новгородская республика занимала огромную территорию от Балтики до Ледовитого океана и Урала. Важными торговыми и военно-опорными пунктами Новгородской земли были ее пригороды — Псков, Ладога, Старая Русса, Бежичи, Юрьев, Торжок и др. Пригороды были в зависимости от Новгорода, принимали участие в его делах и призывались на новгородское вече; из них только Псков в XIV веке достиг государственной независимости.

Киевские князья рассматривали Новгород в качестве своего северного форпоста и посылали туда своими наместниками, как правило, старших сыновей. Но присланные князья были в Новгороде временными людьми, а княжеская власть не укоренилась, как в других русских землях.

Это объяснялось всем строем жизни Великого Новгорода, который вырос и утвердился не как резиденция варяжских князей, а как торговый и ремесленный центр. Уже в XI—XII веках тесные торговые связи Новгород налаживает с Византией и Киевом, Волжской Булгарией и странами Каспийского побережья, с Готландом и Прибалтикой.В самом городе были иноземные дворы — немецкий и готский.

Новгород славился своими ремесленниками, которые отличались широкой специализацией и мастерством. Это были золотых и серебряных дел мастера, кузнечного и гончарного дела, оружейники, плотники, кожевники. Они имели свои территориальные и профессиональные объединения, игравшие заметную роль в политической жизни Новгорода. Вместе с верхушкой новгородского купечества активную роль во внешней торговле играли новгородские бояре, монополизировавшие торговлю пушниной, которую они получали из своих владений в Подвинье и Поморье и от специально снаряжаемых ими торгово-промысловых экспедиций в Печорскую и Югорскую земли.

Благоприятные торгово-экономические условия развития Новгорода определили и особенности его политического строя. Это была не монархия, как в Киевской Руси и русских княжествах XII—XIII веках, а феодальная республика, подобная итальянским городам-государствам Венеции, Генуе, Флоренции. Это был исключительный случай в русской истории того времени.

Особенностью новгородской истории можно считать и то, что город на Волхове и его земли не подвергались разгрому монголо-татарских завоевателей. Хотя республика платила тяжкую дань Золотой Орде, история и культура ее не прервались нашествием.

До недавнего времени историки считали, что республиканский строй в Новгородской республике утвердился с 28 мая 1136 года, когда новгородцы изгнали из города князя Всеволода Мстиславича. Однако, по мнению историков В.Л. Янина, Б.А. Рыбакова, В.Ф. Андреева, республиканские порядки в Новгородской земле стали утверждаться уже в конце XI века, и первым изгнанным князем был Глеб Святославич, выступивший в защиту епископа в 1078 году, когда в Новгороде объявился волхв, поддержанный всем городом. Князь зарубил волхва, и новгородцы выгнали его из города. Он и стал первым изгнанником. Примерно за два столетия, по подсчетам В.Б. Кобрина, на новгородском престоле побывало около 40 человек, некоторые князья занимали престол по несколько раз.

Новгородская знать в значительной мере предопределяла кандидатуры присылаемых из Киева князей. Так, в 1102 году бояре отказались принять сына киевского князя Святополка, заявив с угрозой последнему: «Аще ли две главе имееть сын твой, то поели его».

В 1136 году восставшие новгородцы совместно с псковитянами и ладожанами изгнали князя Всеволода Мстиславича, обвинив его в «небрежении» интересами Новгорода.

В освободившейся из-под власти Киева Новгородской земле утвердился своеобразный политический строй, в котором республиканские органы управления встали рядом с княжеской властью. Однако новгородские феодалы нуждались в князе и его дружине для защиты города от внешней опасности. Князь представлял Новгород в отношениях с другими княжествами, он обладал высшей судебной властью, на его имя шла дань городу. Но князя бояре приглашали по своему выбору в качестве военачальника, его власть строго ограничивалась договором «рядом», за нарушение которого князя изгоняли и приглашали другого.

Все важнейшие вопросы государственной жизни, включая и приглашение князей, в Новгороде решало вече. Низшей ступенью организации и управления было объединение соседей-«уличан» с выборными старостами. Пять городских районов — «концов» образовывали территориально-административные и политические единицы. В «концах» собирались свои вече, избиравшие кончанских старост.

Органом власти, представлявшим все «концы», считалось городское вечевое собрание свободных горожан, владельцев городских дворов и усадеб. Основная масса городского плебса, проживавшего в усадьбах феодалов на положении феодально-зависимых людей, была неправомочна участвовать в вынесении вечевых приговоров. Правда, благодаря гласности веча, собиравшегося на Софийской площади или Ярославом дворище, народная масса могла своей реакцией влиять на принятие решения.

Вече созывали иногда князь, чаще кто-нибудь из главных городских сановников, посадник или тысяцкий. Иногда вече созывали и частные лица. Они собирались по звону вечевого колокола, звук которого хорошо отличался от звона церковных колоколов.

Новгородское вече обладало всеобъемлющей компетенцией. Оно принимало законы, приглашало князя и заключало с ним договор, а в случае недовольства им изгоняло его; вече избирало, сменяло и судило посадника и тысяцкого и разбирало их споры с князем; оно выбирало кандидата на пост архиепископа, являлось высшей судебной инстанцией по политическим и другим важнейшим преступлениям. Вече решало все вопросы внешней политики: издавало постановления о постройке крепостей, о сборе войска, объявляло войну и заключало мир, а также подписывало торговые договоры с чужими странами.

Вече имело свою канцелярию. Приговоры веча скреплялись печатями Великого Новгорода. На вече не могло быть ни правильного обсуждения вопроса, ни правильного голосования. Решение составлялось на глаз, скорее по силе криков, чем по большинству голосов, отмечал В.О. Ключевский. В случае разногласий на вече возникали шумные споры, а иногда драки: победившая сторона и признавалась большинством.

Во главе новгородской администрации стояли посадник и тысяцкий. Посадник председательствовал на вече, возглавлял вместе с князем войско, осуществлял суд, участвовал в посольских делах, подписывал международные договоры. Его избирали сначала на неограниченный срок, а затем — на год и исключительно из бояр. Избиравшийся на вече тысяцкий занимался налогообложением, разбирал тяжбы по торговым делам, споры русских купцов с иностранцами, участвовал в посольских делах.

Многолюдная вечевая толпа не могла, конечно, обстоятельно обсуждать важные внутренние и внешнеполитические вопросы или отдельные статьи законов и договоров. Предварительную разработку необходимых материалов для обсуждения вече осуществлял совет господ. В него входили посадник, тысяцкий, кончанские старосты, верхи новгородского боярства. Он имел большое влияние в политической жизни Новгорода и часто предрешал вопросы, подлежащие решению веча.

Стремясь укрепить независимость Новгорода от Киева, новгородская знать добилась в 1156 году выборности своего архиепископа, который превратился вскоре в одного из первых сановников республики. С XIII века в Новгороде устанавливается своеобразный порядок избрания владыки: вече избирало трех кандидатов, затем три записки с их именами клались на престол в Софийском соборе, и жребий решал, кому быть архиепископом. Избранный отправлялся в Киев для посвящения в сан архиепископа.

Архиепископ был не только главою новгородской церкви, но обладал огромным влиянием и авторитетом в политической и социальной жизни Новгорода. При том ограниченном влиянии, которое имели новгородские князья, архиепископ был первым человеком. Его двор находился в кремле, под управлением и юрисдикцией владыки находились все «церковные люди», а также население, жившее на церковных землях. Он распоряжался богатейшей казной, осуществлял контроль над эталонами мер и весов. Архиепископ обычно председательствовал в совете господ. Вместе с посадником и тысяцким он скреплял своей печатью все важные правительственные акты и международные договоры.

В тех случаях, когда внутренние споры и острые конфликты в Новгороде принимали угрожающий характер, делом и заботой новгородского владыки было примирение враждующих сторон и прекращение междоусобиц.

Вечевой строй Новгорода был своеобразной феодальной «демократией», в которой демократические принципы представительства и выборности должностных лиц на вече создавали иллюзию «народовластия», хотя в действительности вся власть была сосредоточена в руках бояр и верхушки купечества. Считаясь с политической активностью городского населения, новгородские бояре умело использовали демократические традиции в качестве символа новгородской вольности.

Великому Новгороду пришлось вести длительную и упорную борьбу за свою независимость, прежде всего, с соседними князьями, стремившимися подчинить «вольный» и богатый город. Наиболее трудной и изнурительной для Новгорода была борьба с владимиро-суздальскими князьями, которые важным орудием политического давления на Новгород использовали прекращение подвоза хлеба из Северо-Восточной Руси.

Новгородской земле принадлежала важная роль в обороне северо-западных границ русского государства. В течение длительного времени Новгород был центром борьбы с немцами, шведами, литовцами и с Левонским орденом, которые стремились завоевать Русь с запада. Основную тяжесть борьбы с иноземными завоевателями вынесли на своих плечах народные массы, «черные люди» Новгородской земли.

Просуществовав около трех с половиной веков, Новгородская боярская республика вместе с ее политической системой была ликвидирована военной мощью московских князей в процессе формирования единого русского централизованного государства.

По своему могуществу и влиянию на общерусские дела из феодальных княжеств выделялось, прежде всего, Ростово-Суздальское княжество, возникшее в междуречье Оки и Волги, на землях кривичей и вятичей, финно-угорских племен мери, муромы и веси. Обособление Ростово-Суздальской земли от Киева в самостоятельное княжество началось после того, как она досталась младшему сыну Ярослава — Всеволоду Переяславскому.

По своему могуществу и влиянию на общерусские дела из феодальных княжеств выделялось, прежде всего, Ростово-Суздальское княжество, возникшее в междуречье Оки и Волги, на землях кривичей и вятичей, финно-угорских племен мери, муромы и веси. Обособление Ростово-Суздальской земли от Киева в самостоятельное княжество началось после того, как она досталась младшему сыну Ярослава — Всеволоду Переяславскому.

Ростово-Суздальская земля, или Залесский край, как ее называли, имела весьма выгодное географическое положение. Во-первых, здесь не было угрозы половецких набегов, так как степь находилась далеко, за непроходимыми лесами вятичей. Во-вторых, в руках суздальских князей оказалась важнейшая водная магистраль — Волга, по которой шел торговый путь в страны Востока. В XII—XIII веках Ростово-Суздальское княжество переживало экономический и политический подъем. Оно выдвигается в ряд сильнейших княжеств. Занимая обширную территорию междуречья Оки и Волги, располагая плодородными землями, важными торговыми путями, большими запасами железных руд, Ростово-Суздальская земля собирала население из южных районов, быстро развивалась и приобретала особую роль.

В этот период возникают многие города Залесского края: Владимир, Переяславль-Залесский, Дмитров, Городец, Галич, Вышгород, Кострома, Тверь, Нижний Новгород и другие. В 1147 году в летописи впервые упоминается Москва — небольшой пограничный городок, выстроенный Юрием Долгоруким на месте конфискованной им усадьбы боярина Кучки. Здесь, по той же летописи, суздальский князь Юрий давал «обед силен» своему союзнику черниговскому князю Святославу Олеговичу.

Первым правителем Ростово-Суздальского княжества стал сын Владимира Мономаха Юрий (1125—1157). Он проводил активную внешнюю политику, вмешивался во все княжеские усобицы, протягивал свои «длинные руки» к дальним городам и землям, за что, по-видимому, и получил свое прозвище «Долгорукий». Он подчинил своей власти Рязань и Муром, организовал несколько походов на Новгород, где неоднократно «сидели» его сыновья и наместники. Последние десять лет своего правления Юрий Долгорукий вел изнурительную борьбу с южнорусскими князьями за Киев. Это был смысл всей его жизни. «В своих южных делах,— отмечал академик Б.А. Рыбаков,— отвоевывая Киев у племянника Изяслава Мстиславовича, или у своего старшего брата Всеволода, Юрий то выигрывал сражения и доходил с войсками до Карпат, то стремительно бежал из Киева в лодке, бросив дружину и даже дипломатическую переписку».

В конце 50-х годов XII века Юрий Долгорукий, наконец, овладел киевским престолом, но в 1157 году он неожиданно умирает. Преемником на престоле в Ростово-Суздальском княжестве в 1157 году стал сын Юрия Долгорукого Андрей Юрьевич (1157—1174), рожденный от половецкой княжны. До тридцати лет князь прожил на севере. Отец отдал ему в удел город Владимир-на-Клязьме. Андрей не любил Киев и редко бывал на юге. В 1155 году Юрий Долгорукий посадил Андрея на княжение в Вышгород недалеко от Киева, но тот вскоре ушел оттуда во Владимир-на-Клязьме без отцовского разрешения, взяв с собой знаменитую икону Богородицы, ставшей главной святыней Северо-Восточной Руси.

После смерти Юрия Долгорукого жители Ростово-Суздальской земли избрали Андрея своим князем, стремясь утвердить свою династическую линию. Вопреки боярам Ростова и Суздаля князь Андрей стал проводить самостоятельную, самовластную политику, стремясь подчинить себе всю Русь. Он изгнал из своего княжества трех своих братьев, в том числе и знаменитого в будущем Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Он удалил от дел старых бояр Юрия Долгорукого, распустил его дружину. Князь Андрей не захотел жить в Ростове и Суздале, боярство которых оппозиционно было настроено по отношению к нему. Он перенес свою резиденцию в молодой город Владимир-на-Клязьме, в двенадцати верстах от которого в селе Боголюбове построил великолепный белокаменный дворец, отсюда и его прозвище — князь Боголюбский. С этого времени можно называть Северо-Восточную Русь Владимиро-Суздальским княжеством.

Андрей Боголюбский продолжил политику своего отца. В 1169 году, претендуя на титул киевского князя, он организовал поход против киевского князя Мстислава. После трехдневной осады Киев был взят приступом и разграблен. Андрей не остался в Киеве, а посадил там княжить своего брата Глеба Юрьевича, сам же вернулся во Владимир. Князь Андрей стремился подчинить своему влиянию Новгородскую республику. В 1170 году посланное на Новгород войско было наголову разбито, новгородцы захватили столько пленных суздальцев, что, по словам В.О. Ключевского, продавали их «втрое дешевле овец». Позднее Андрей предпринял еще один поход на Киев, но неудачно. Воевал он также против волжских булгар.

В своем княжестве Андрей Боголюбский проводил властную политику, жестко тесня земельную аристократию. Поэтому неслучайно летописец отмечал, что князь Андрей желал быть «самовластцем» Суздальской земли. При этом он опирался на служилых людей, лично зависимых от князя дворян, заинтересованных в укреплении княжеской власти.

За свою жесткую политику по отношению к боярству князь Андрей в июне 1174 года поплатился жизнью. Брат казненного боярина Кучки вместе с другими придворными организовал заговор, и князь Андрей стал жертвой бояр-заговорщиков в своем Боголюбском дворце. После гибели Андрея Юрьевича горожане Владимира, Боголюбова и других окрестных сел поднялись против княжеских посадников, тиунов, сборщиков налогов, разграбили княжеский двор и дворы богатых землевладельцев.

Ростовское и суздальское боярство, воспользовавшись убийством Андрея Боголюбского, развязало острую борьбу за восстановление старых порядков и своего прежнего политического господства. Но этого им осуществить не удалось. Горожане Владимира, Суздаля, Переславля и других городов выступили против боярства и пригласили на владимиро-суздальский престол старшего брата Андрея — Михаила.

После смерти Михаила в борьбу за Владимиро-Суздальский престол вступил поддержанный городами третий сын Юрия Долгорукого — Всеволод Большое Гнездо (1176—1212). В 1177 году он разгромил своих противников у города Юрьева и вернул Владимиру статус столицы. Мятежные бояре были заточены в тюрьму. Поддержавшая мятежников Рязань была захвачена, а ее князь Глеб попал в плен. После этого события Всеволод Юрьевич крепко взял в свои руки власть во Владимире.

В его княжение Владимиро-Суздальское княжество достигло наивысшего расцвета и могущества, стало одним из крупнейших государств в Европе. Распространяя свое влияние на другие русские земли,— Новгород Великий, Киевщину, Рязанское и Смоленское княжества — Всеволод Юрьевич умело сочетал силу оружия с искусной политикой. Имя этого князя было хорошо известно далеко за пределами Руси. Автор «Слова о полку Игореве» с уважением писал о грозном владимиро-суздальском князе, полки которого могли веслами Волгу расплескать, а Дон шлемами вычерпать. Опорой князя были горожане его княжества и новый социальный слой — дворянство, которое становилось все более многочисленным и влиятельным. Оно стало выполнять всю основную государственную службу: в войске, судопроизводстве, посольских делах, сборах податей и налогов, в управлении княжеским хозяйством.

В 1212 году Всеволод Большое Гнездо умирает, и во Владимиро-Суздальском княжестве разгорается острая междоусобная борьба между его многочисленными сыновьями. В 1218 году после шестилетней усобицы во Владимире стал князем Юрий Всеволодович. Однако и Юрий не смог противостоять распаду княжества на отдельные уделы.

 

Билет №19.2.

Составьте небольшой рассказ на тему: «Северский Донец- граница двух миров».

 

Билет №20.1.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 365.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...