Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Назовите народы, с которыми связана история нашего края в эпоху «Великого переселения народов». Коротко опишите один из них.




 

Аланы, готы, гунны, булгары

К северу от кочевой степи в V-VII вв. в пределах лесостепной полосы развивались племена так называемой пеньковской археологической культуры. Пеньковцы были предками одной из групп славянского населения. Византийские историки и средневековые европейские хронисты называют их антами. Византийский историк Прокопий из Кессарии («Война с готами») дает описание расселения различных народностей по территории нашего края: «За сагинам осели многие племена гуннов. Простирающаяся отсюда страна называется Эвлексия; прибрежную ее часть, как и внутреннюю, занимают варвары вплоть до так называемого «Меотийского болота» (Азовское море) и до реки Танаиса (Дон), которая впадает в «Болото». Само это «Болото» вливается в Эвксинский Понт (Черное море). Народы, которые здесь живут, в древности назывались киммерийцами, теперь же зовутся утригурами (одно из болгарских племен). Дальше на север от них занимают земли бесчисленные племена антов».

В середине I тыс. н.э. раннеславянские племена начинают активную колонизацию соседних земель. В отличие от степных кочевников, анты-славяне вели оседлый образ жизни и занимались земледелием. Пеньковские поселки располагались, как правило, на низких участках речной поймы рядом с возделываемыми полями. В поселке строились 10-15 жилищ в виде полуземлянок с деревянными стенами. Стены делались из бревен в виде срубов. Внутри устраивался очаг или печь-каменка. Землю распахивали при помощи простой сохи, урожай собирали железным серпом. Анты умели хорошо обрабатывать металл, лепили простые горшки биконической формы. Погребальный обряд отличался характерной особенностью. Покойников кремировали (сжигали), затем прах и обожженные вещи собирали в глиняный сосуд (урну) и закапывали в землю на небольшую глубину. Иногда прах зарывали в простых неглубоких ямках. Анты жили в тесном контакте с кочевниками. К ним проникали отдельные вещи и украшения степняков, обычай строить круглые юрты.

Крупное пеньковское поселение расположено на левом берегу Северского Донца напротив села Богородичное Славянского района. Здесь найдены остатки углубленных в землю жилищ, фрагменты глиняных сосудов, металлические предметы.

 

Билет № 11.1

Перечислите причины второй религиозной реформы князя Владимира. Раскройте значение принятия христианства для Руси.

План ответа

1) Причины религиозной реформы князя Владимира:

           а) внутри политические причины;

           б) внешнеполитические причины;

           в) личные причины.

2) Значение принятия христианства для Руси.

           1) Причины второй религиозной реформы князя Владимира (988 г.)

а) Создание единого государства требовало объединения славян в единый сплоченный народ. Но существование различных верований и богов в каждом городе и племени делали объединение практически невозможным;

б) по международным нормам того времени – правитель «варварского» государства (язычник) не считался равным христианским правителям;

в) Владимир хотел сочетаться браком с сестрой византийских императоров Константина и Василия царевной Анной.

2) Во-первых, новая религия позволила объединить и сплотить разрозненные до этого племена и народности в единый народ. Конфликты между князьями стали решаться без войны. Быстрее стали развиваться города, увеличился прирост населения.

Во-вторых, после принятия христианства, жителей Руси (и ее правителей) перестали считать варварами и стали восприниматься на равных с другими европейскими государствами. Для государства открылись новые возможности, а для русских правителей и знатных людей стали возможными династические браки с представителями царских домов и дворянства других государств. Это, в свою очередь, также благотворно сказывалось на международное положении Руси.

В-третьих, христианство дало толчок к развитию культуры и искусства. Живопись, словесность, зодчество стали развиваться быстрыми темпами. Увеличилось и количество грамотных людей, так как обучение стало одной из первостепенных государственных забот.

Также стало развиваться и совершенствоваться строительство. Ведь необходимо было сооружать многочисленные деревянные, а впоследствии и каменные церкви, храмы, соборы и т.д. Взяв за основу византийскую архитектуру и искусство внутренней росписи и оформления христианских построек, русские мастера дополняли их своими задумками. Благодаря распространению христианства на Руси освоили искусства изготовления фресок, мозаики, иконописи, а также церковного пения.

Огромным спросом начали пользоваться и ремесленные изделия, утварь, необходимая для обустройства обителей духовенства и верующих.

Широкое распространение получила письменность, появились библиотеки.

Все это помогло средневековой Руси упрочить политические, культурные и торговые связи с другими христианскими странами.

Однако справедливости ради стоит упомянуть и об обратной стороне. Все-таки отказ от верований предков – нелегкое дело. Поэтому ряд историков считают, что с приходом на Русь христианства, племена, проживавшие на ее территории начали утрачивать свою самобытность, свои культурные корни. Изменился и язык славян, в нем стали появляться доселе незнакомые и непривычные греческие имена, названия.

 

Билет 11.2. Историки утверждают, что первое сражение русичей с монгольской ордой произошло на территории нашего края. Назовите места, где, по мнению ученых, находилась легендарная река Калка.

Битва на Калке между русичами и монголо-татарами произошла в 1223 году.

Распространено мнение, что сражение на реке Калке произошло в районе Каменных могил. Также многие считают, что Калка - река, сегодня известная как приток Кальмиуса (река Кальчик).

 

 

Билет № 12.1










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 416.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...