Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Перечислите реформы князя Владимира I, охарактеризуйте одну из них (на выбор).




План ответа

1) Реформы князя Владимира 1.

2) Религиозная реформа:

           а) причины религиозной реформы;

           б) выбор религии;

           в) крещение Руси;

           г) последствия и историческое значение крещения Руси.

1) В правление князя Владимира 1 были проведены следующие реформы: административная, религиозная, образовательная (просветительская), денежная, военная.

2) Религиозная реформа.

А) Создание единого государства требовало объединения славян в единый сплоченный народ. Но существование различных верований и богов в каждом городе и племени делали объединение практически невозможным. Став единовластным правителем в 980 году, Владимир попытался сплотить все племена, проживавшие на территории Древней Руси, объединив все существующие языческие верования и богов. Но это не превратило Киев в религиозный центр государства. Было ясно, что нужна религия, основанная не вере в одного бога.

Б) В «Повести временных лет» говорится о том, как Владимир Святославович «испытывал» веры. По преданию, к нему прибыли несколько послов из различных стран. Каждый и них рассказал о своей религии, ее канонах, требованиях и праздниках. Так посол волжских булгар поведал князю об исламе, посланник хазар – об иудаизме. Побывали у Владимира представители римской и византийской церквей. Однако он изъявил желание узнать, как проходят служения в различных религиях. Для этого, князь киевский направил несколько своих приближенных в разные концы мира. Существует мнение, что именно восторженные отзывы этих посланцев о христианском богослужении в Византии и имели решающее значение при выборе новой государственной религии князем Владимиром.

В) Процесс крещения Руси Владимир начал с себя. В немалой степени этому способствовало и его намерение сочетаться браком с сестрой византийских императоров Константина и Василия царевной Анной. Произошло это событие в 988 году. Считается, что крестился и принял христианство великий князь в Херсонесе (Корсуни), расположенном на юго-западе Крыма. В те времена этот город был пограничным между Русью и Византией. Вернувшись в Киев, Владимир что крестил всех своих детей (их у него было 12) и приближенных бояр. Затем он приказал уничтожить всех языческих идолов, и собрать народ киевский на берегу Днепра (у его слияния с рекой Почайной). Тех, кто отказывался добровольно подчиниться его приказу, князь объявлял своими личными врагами. Состоялось крещение киевлян. А затем были крещены жители Руси в других городах.

Г) Во-первых, новая религия позволила объединить и сплотить разрозненные до этого племена и народности в единый народ. Конфликты между князьями стали решаться без войны. Быстрее стали развиваться города, увеличился прирост населения.

Во-вторых, после принятия христианства, жителей Руси (и ее правителей) перестали считать варварами и стали восприниматься на равных с другими европейскими государствами. Для государства открылись новые возможности, а для русских правителей и знатных людей стали возможными династические браки с представителями царских домов и дворянства других государств. Это, в свою очередь, также благотворно сказывалось на международное положении Руси.

В-третьих, христианство дало толчок к развитию культуры и искусства. Живопись, словесность, зодчество стали развиваться быстрыми темпами. Увеличилось и количество грамотных людей, так как обучение стало одной из первостепенных государственных забот.

Также стало развиваться и совершенствоваться строительство. Ведь необходимо было сооружать многочисленные деревянные, а впоследствии и каменные церкви, храмы, соборы и т.д. Взяв за основу византийскую архитектуру и искусство внутренней росписи и оформления христианских построек, русские мастера дополняли их своими задумками. Благодаря распространению христианства на Руси освоили искусства изготовления фресок, мозаики, иконописи, а также церковного пения.

Огромным спросом начали пользоваться и ремесленные изделия, утварь, необходимая для обустройства обителей духовенства и верующих.

Широкое распространение получила письменность, появились библиотеки.

Все это помогло средневековой Руси упрочить политические, культурные и торговые связи с другими христианскими странами.

Однако справедливости ради стоит упомянуть и об обратной стороне. Все-таки отказ от верований предков – нелегкое дело. Поэтому ряд историков считают, что с приходом на Русь христианства, племена, проживавшие на ее территории начали утрачивать свою самобытность, свои культурные корни. Изменился и язык славян, в нем стали появляться доселе незнакомые и непривычные греческие имена, названия.

(на выбор)

Административная реформа

Каждое племя, входившее в состав Руси возглавлял собственный князь. Вступление на Киевский престол очередного правителя обычно начиналось с подавления недовольных в том или ином княжестве. Договоренности между Киевом и племенами были устными и нарушались при каждом удобном случае. Без ликвидации системы «племенных княжений» невозможно было объединить княжества в единое государственное образование, что и сделал Владимир. Территорию Руси он разделил на восемь административных округов. Кроме великокняжеского домена, куда входили Киев, Чернигов и Переяслав, были созданы Новгородская, Полоцкая, Туровская, Ростовская, Муромская, Деревская (Пинская), Владимирская (на Волыни) и Тмутараканская волости (или земли), а их обитатели стали именоваться теперь русами. Страна же с этого времени называется Русской землей, или Русью. Вся верховная власть в стране была сосредоточена в руках одной династии.

С одной стороны, это способствовало объединению сил для борьбы с внешними врагами, с другой — таило в себе опасность постоянной борьбы внутри рода за великокняжеский киевский престол.

 

Образовательная (просветительская) реформа

Образовательная (просветительская) реформа проводилась через церковь. Во вновь открывающихся монастырях и храмах формировались библиотеки, и книжное учение быстро распространялось. Киевские монахи переводили книги с греческого и болгарского, подражая переводным образцам. Это были летописи, жития святых, поучения. Церковное зодчество, иконопись, мозаика и фрески, ювелирные изделия, в противовес грубому и неэстетичному язычеству (пермский звериный стиль — исключение), способствовали формированию культурных канонов. Под непосредственным руководством князя Владимира на Руси развивалось миссионерское дело. Из Балканских стран приглашались священники с понятным церковнославянским языком — они и становились первыми миссионерами, обучая местное духовенство. Не стоит заблуждаться относительно полного религиозного подчинения князя Владимира грекам. Князь вел независимую политику, даже в делах духовных. Показательно, что его сыновья Борис и Глеб (ставшие первыми русскими святыми) носили церковные имена Роман и Давид — в знак дружбы с болгарской династией.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 785.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...