![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Динамика психотерапевтического процесса.
В работе с клиентом не зависимо идет она индивидуально, или в группе, можно выделить несколько этапов. Первый этап начинается с первого визита к терапевту. Конечно же его отличает заинтересованность в психотерапевтической работе, клиент “знает чего он хочет”, иногда наблюдается своеобразная эйфория - “я наконец-то дошел до цели”, он ощущает себя победителем самого себя, своего страха, ждет немедленного получения каких-то дивидентов от своего поступка. Поскольку многие прежде чем решиться на обращение за помощью, собирают информацию о “действующих” терапевтах (буквально проводят маркетинговое исследование), то они смотрят на своего избранника как на божество. Они заинтересованны в работе, в получении помощи! днако проходит один, два, три сеанса - эффекта нет, и эйфория сменяется разочарованием : оказывается лечение у психотерапевта - долгая песня и интерес пропадает. Совсем как в бородатом анекдоте про первоклассника, который вернулся первого сентября из школы разочарованным и сказал родителям: “Что же вы не предупредили, что вся эта бодяга на 10 (теперь видимо на 12) лет !” С этого момента начинается следующий этап, который характеризует негативизм по отношению к терапевту, напряжение, возникающее между клиентом и ним, состояние, когда этот творческий союз может распаться, оставив чувство неудовлетворенности у обоих и создав еще одного профессионального игрока в игру “Психотерапия”, который будет посещать специалистов с одной целью - доказать самому себе собственную неизлечимость. Однако если опыт терапевта и его подходы к работе серьезны, то он сможет вовремя распознать возникающее сопротивление, отрефлексировать его на одном из сеансов, и тогда уже начнется следующий этап - непосредственной работы с клиентом,когда будет достигнуто истинное взаимопонимание и эмпатия в их отношениях и который может напрвить клиента по пути саморазвития, когда он уже не будет нуждаться ни в чьей помощи. Эти этапы присутствуют и при индивидуальной и при групповой работе с клиентами.
Групповая терапия. Принципы формирования группы:
Правила общения в группе:
Виды групп:1. Открытые; 2. Закрытые; 3. Тренинги; 4. Марафоны. Сопротивление и защита. Сопротивление – это общий термин, относящийся ко всем силам в психике клиента, которые противодействуют психотерапевтической работе, связанной с неизбежностью болезненных ощущений. Виды сопротивления: · Страх перед любым изменением; · Эротический, или трансфер ненависти, к терапевту; · Вредные привычки, в которых реализуются удовольствия, связанные с отреагированием чувств. · Вторичная выгода от заболевания. Защита – специфические, дискретные «маневры», способы мышления, к которым прибегает мозг, чтобы избавиться от болезненного эмоционального материала. Виды защиты: · Вытеснение – активное выталкивание из сознания болезненных чувств, переживаний. · Отрицание - игнорирование болезненных реальностей. · Формирование реакции – преувеличение какого-т о одного эмоционального аспекта ситуации, чтобы с его помощью подавить противоположную эмоцию. · Перемещение – смена объекта чувств, их перенос с реального объекта на какой-то иной, более безопасный. · Обратное чувство – изменение импульса, превращение его из активного в пассивный (и наоборот), или же направление импульса на себя, а не на другого (и наоборот). · Подавление – ограничение мыслей или действий для того, чтобы избежать тех из них, которые могут вызвать тревогу. · Идентификация с агрессором – реализация тенденции к имитированию того, что клиент воспринимает как агрессивную и устрашающую манеру внешнего авторитета. · Аскетизм – отказ себе в удовольствии. · Интеллектуализация – основанный на фактах, излишне «умственный» способ переживания конфликтов и тих обсуждения, без переживания связанных с ним аффектов. · Изоляция аффекта – подавление чувств, связанных с какой-то определенной мыслью. · Регрессия – возвращение к свойственным более раннему возрасту методам психосоциального функционирования с целью избегания конфликтов, переживаемых на более поздней стадии развития. · Сублимация – ориенированная на перспективу неконфликтная эволюция раннего детского импульса к зрелому уровню выражения. · Расщепление – разделение позитивного и негативного в образах «Я» и объектов. · Девальвация – сведение чего-то важного до минимума и презрительное отрицание этого. · Примитивная идеализация – преувеличение силы и престижа другого человека. · Всемогущество – преувеличение собственной силы. · Проекция – наделение собственными конфликтующими импульсами другого человека. · Прожективная идентификация – проекция на какого-то человека, над которым клиент затем стремится установить контроль. Принципы интерпретации сопротивления и защиты. 1. Необходимо признать вклад реальности в возникновение этих феноменов. 2. К проявлениям сопротивления и защиты необходимо относиться с уважением, как к чертам характера клиента. 3. Интерпретировать сопротивление и защиту можно лишь после того, как клиент признает и испытает на собственном опыте их работу. 4. Приступать к интерпретации факта сопротивления и защиты необходимо до обсуждения их содержания (сначала «что» и «как», а потом уже «почему»). Схема сеанса психотерапии.
Признаки проблемы.
Фиксированные идеи. Фиксированные идеи – это застывшие представления, которые оторваны от соответствующей ситуации и используются повсюду без какой-либо проверки. Это мысль, которая взята как вечная истина и никогда не пересматривается. Типы фиксированных идей: · Фиксированные предположения – информация, которую человек предполагает истинной; · Фиксированная необходимость – то, что должно быть «только так и не может быть иначе»; · Фиксированные шаблоны поведения – стили, роли, которые человек сохраняет автоматически; · Фиксированные убеждения – основные правила о мире, по которым человек живет, не осознавая, что он их выбрал; · Фиксированная правота – навязчивая потребность считать себя правым, а других, соответственно, неправыми. Диагностика фиксированных идей. Обычно фиксированная идея включается, когда человек испытывает беспомощность при контакте с какой-то областью реальности. Она не подчиняется обнаружению и отрицает свое существование. Заподозрив фиксированную идею человека необходимо вовлечь в разговор на данную тему, искать вместе с клиентом логику происходящего. Самый эффективный способ обнаружения фиксированной идеи – задавать вопрос: «Почему….?» При этом нельзя доказывать неправоту клиента. Можно оспаривать его высказывания, стремясь сохранить взаимопонимание. Основные способы расфиксирования: · Определите ценность фиксированной идеи для человека; · Исследуйте последствия использования и неиспользования фиксированной идеи; · Поместите идею в конфликтную ситуацию.
Техники процессинга. Диалог – обсуждение проблемы, рассмотрение ее с разных сторон, нацеливание на то, что происходит. Это группа техник, проводимых в разговорном стиле. Во время диалога необходимо соблюдать правило «здесь и теперь», т.е. говорить о том, что есть, а не о том, чего нет или что может быть. Если клиент начинает говорить, «оторвавшись от реальности» имеет смысл, остановив его, вернуться к обсуждаемой теме. Диалог – это взаимное обсуждение с целью понять друг друга, поэтому он идет от общего к конкретному. Цели диалога: · Выявление заряженных областей для последующей работы; · Чтобы сузить область и затем применить к ней более конкретную технику; · Как самостоятельный процесс, чтобы прояснить область для клиента.
Методы задавания вопросов: 1. поощрять разговор – интересо ваться мыслями, мнениями; 2. поощрять клиента рассматривать,
3. высвобождать, раскрепощать «закрытые» области; 4.отслеживать нелогичности;
описывать клиенту свое понимание проблемы и спрашивать, что имелось в виду. Для того чтобы правильно задать вопрос и получить наиболее полную информацию следует:
Цели задавания вопросов обычно следующие:
Во время диалога проводится постепенное разблокирование, т.е. использование в разговоре списка «ключей», применяемых для высвобождения положительного направления. «Ключи» это определенные моменты, на которых держится прорабатываемая проблема. С помощью ключей проводится разгрузка, т.е. их использование направленное на прояснение какой-либо запутанной или затуманенной области. В ходе диалога отслеживаются проблемы, встречающиеся в виде не только фиксированных идей, но и пробелов и искажений: 1.простой пробел – состояние, при котором нет источника эмоции; 2.обобщение эмоции – состояние, при котором клиент говорит, что все окружающие вызывают у него одну эмоцию или ко всем относится одинаково; 3.пробелы в сравнении – состояние при котором человек говорит о каком- то действии, сравнивая его с чем-то, при этом не уточняя с чем: «лучше уйти» (лучше, чем что?); 4.потеря исполнителя – состояние, при котором нет ссылок на авторитеты; 5.указание на необходимость – человек сообщает о своих многочисленных обязанностях и огромном чувстве долга; 6.указание на невозможность какого-то, подчас элементарного, действия; 7.запутанные причинно-следственные связи – состояние, при котором по высказыванию клиента, один человек становится причиной состояния другого, при этом сами связи не уточняются; 8.указания на всеобщность: «так поступают все», даже если никто так не делает; 9.неуточненные глаголы в речи, т.е. использование глаголов в неопределенной форме; 10.чтение мыслей других людей – «уверенный» поиск скрытого смысла в высказываниях других Отслеживание нелогичностей – исследование и оспаривание нелогичных утверждений, обнаружение лежащих в основе механизмов. Положительное переосмысление – поощрение человека увидеть что-то в новом свете, Это не изменение оценок, а новые точки зрения, которые помогут изменить оценки (могло быть хуже и пр.). Рекурсия – повторение одного и того же действия или вопроса, с целью исчерпать реакции на него. Она основана на следующих идеях: · реакции исчерпываются, изнашиваются, если их снова и снова активизировать; · человек сначала дает общепринятые ответы на вопросы, а потом более глубокие, индивидуальные; · повторная активизация одной и той же темы накапливается до какого-то порога, а затем возникает новое состояние; · если тема раскрыта полностью, то у человека остается более полное её понимание. Обнаружение и объединение противоположностей – соединение вместе противоположных частей личности. Его схема: · обнаружение у клиента форм поведения или иных проявлений, изолированных от обычного для него поведения; · условно обозначьте его как субличность; · определите как можно более полно характерное для нее поведение; · обнаружьте ту часть его личности, которая уравновешивает это поведение, опишите как можно подробнее ее поведение; · определите ценность для клиента первой и второй субличности; · создайте ситуацию разговора их между собой; · дайте им возможность оценить друг друга, на этом этапе возможно их взаимное обучение и слияние. Если этого не происходит, то возникает ощущение нежелательной эмоции и перейдите к соответствующей технике; · если слияние произошло, то обратите внимание клиента на перспективу, Процессинг сущностей – работа с явлением как с живой и независимой единицей. Сущность – это состояние, когда в пространстве клиента есть что-то существующее самостоятельно. Общая схема работы: · выделите сущность, т.е. единицу, которую клиент отделил от себя · дайте клиенту задание как можно подробнее описать сущность, ее состояние, физические ощущения и пр.; · обратите внимание клиента на «ответ» сущности, это может быть вербальное проявление (от вздоха до крика) или невербальное, подчас еле уловимое движение; · клиент может оценить, что сущность делает для него, ее цели, ценность и пр.; · если на данном этапе возникает нежелательная эмоция - перейдите к соответствующей технике · если на данном этапе происходит прояснение, клиент может рассказать историю ее возникновения, после чего сущность может исчезнуть. Процессинг восприятия – выделение и изменение восприятий, связанных с проблемой. Научение и поощрение клиента жить по правилу «здесь и теперь», ощущать внутреннюю реальность, выясняются и высвобождаются зоны несвободы восприятия. Возвращение утраченных частей – восстановление потерянных частей личности.
Трансактный анализ.
Главной целью трансактного анализа, по словам Э.Берна, является создание навыка анализировать характер своего общения, слова, поступки. Трансактный анализ позволяет выделять субличность Взрослого у себя и собеседника и делать общение с другими людьми более продуктивными. Структурный анализ. поскольку человек в различных состояниях может демонстрировать различные модели поведения, в трансактном анализе вводится понятие «состояние Я». «Состояние Я» - различные состояния сознания и образцы поведения, которые этому состоянию соответствуют, как они видятся в непосредственном наблюдении. Таких состояний Я три: Ребенок, Взрослый и Родитель. Теоретические основы структурного анализа включают в себя три прагматических принципа и три основные гипотезы. Прагматические принципы трансактного анализа: 1.Каждый взрослый человек раньше был ребенком. 2. Каждое человеческое существо, у которого мозг функционирует нормально, наделено необходимым опытом реальности. 3. Каждый индивидуум, который достиг взрослости, имел либо родителей, либо людей, их замещающих |
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 284. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |