Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Динамика психотерапевтического процесса.




 

       В работе с клиентом не зависимо идет она индивидуально, или в группе, можно выделить несколько этапов.

       Первый этап начинается с первого визита к терапевту. Конечно же его отличает заинтересованность в психотерапевтической работе, клиент “знает чего он хочет”, иногда наблюдается своеобразная эйфория - “я наконец-то дошел до цели”, он ощущает себя победителем самого себя, своего страха, ждет немедленного получения каких-то дивидентов от своего поступка. Поскольку многие прежде чем решиться на обращение за помощью, собирают информацию о “действующих” терапевтах (буквально проводят маркетинговое исследование), то они смотрят на своего избранника как на божество. Они заинтересованны в работе, в получении помощи! днако проходит один, два, три сеанса - эффекта нет, и эйфория сменяется разочарованием : оказывается лечение у психотерапевта - долгая песня и интерес пропадает. Совсем как в бородатом анекдоте про первоклассника, который вернулся первого сентября из школы разочарованным и сказал родителям: “Что же вы не предупредили, что вся эта бодяга на 10 (теперь видимо на 12) лет !”

       С этого момента начинается следующий этап, который характеризует негативизм по отношению к терапевту, напряжение, возникающее между клиентом и ним, состояние, когда этот творческий союз может распаться, оставив чувство неудовлетворенности у обоих и создав еще одного профессионального игрока в игру “Психотерапия”, который будет посещать специалистов с одной целью - доказать самому себе собственную неизлечимость. Однако если опыт терапевта и его подходы к работе серьезны, то он сможет вовремя распознать возникающее сопротивление, отрефлексировать его на одном из сеансов, и тогда уже начнется следующий этап - непосредственной работы с клиентом,когда будет достигнуто истинное взаимопонимание и эмпатия в их отношениях и который может напрвить клиента по пути саморазвития, когда он уже не будет нуждаться ни в чьей помощи.

       Эти этапы присутствуют и при индивидуальной и при групповой работе с клиентами.

 

Групповая терапия.

       Принципы формирования группы:

  • Все участники группы должны быть приблизительно одного возраста;
  • Проблемы участников группы должны быть схожими;
  • Количество участников группы, включая терапевта и котерапевта, должно быть нечетным

       Правила общения в группе:

  • В группе все равны;
  • Принцип обратной связи;
  • На занятиях необходимо сосредоточиться не на своих проблемах, а на своих ощущениях; принцип «что» и «как», но не «почему»;
  • Не выносить за пределы группы то, что происходит на занятиях;
  • Право сказать: «Стоп!»;
  • Нельзя покидать группу без разрешения ее участников;
  • Не говорить на общие темы, высказываться по-существу.

Виды групп:1. Открытые;

                   2. Закрытые;

                   3. Тренинги;

                   4. Марафоны.

Сопротивление и защита.

Сопротивление – это общий термин, относящийся ко всем силам в психике клиента, которые противодействуют психотерапевтической работе, связанной с неизбежностью болезненных ощущений.

Виды сопротивления:

· Страх перед любым изменением;

· Эротический, или трансфер ненависти, к терапевту;

· Вредные привычки, в которых реализуются удовольствия, связанные с отреагированием чувств.

· Вторичная выгода от заболевания.

Защита – специфические, дискретные «маневры», способы мышления, к которым прибегает мозг, чтобы избавиться от болезненного эмоционального материала.

Виды защиты:

· Вытеснение – активное выталкивание из сознания болезненных чувств, переживаний.

· Отрицание - игнорирование болезненных реальностей.

· Формирование реакции – преувеличение какого-т о одного эмоционального аспекта ситуации, чтобы с его помощью подавить противоположную эмоцию.

· Перемещение – смена объекта чувств, их перенос с реального объекта на какой-то иной, более безопасный.

· Обратное чувство – изменение импульса, превращение его из активного в пассивный (и наоборот), или же направление импульса на себя, а не на другого (и наоборот).

· Подавление – ограничение мыслей или действий для того, чтобы избежать тех из них, которые могут вызвать тревогу.

· Идентификация с агрессором – реализация тенденции к имитированию того, что клиент воспринимает как агрессивную и устрашающую манеру внешнего авторитета.

· Аскетизм – отказ себе в удовольствии.

· Интеллектуализация – основанный на фактах, излишне «умственный» способ переживания конфликтов и тих обсуждения, без переживания связанных с ним аффектов.

· Изоляция аффекта – подавление чувств, связанных с какой-то определенной мыслью.

· Регрессия – возвращение к свойственным более раннему возрасту методам психосоциального функционирования с целью избегания конфликтов, переживаемых на более поздней стадии развития.

· Сублимация – ориенированная на перспективу неконфликтная эволюция раннего детского импульса к зрелому уровню выражения.

· Расщепление – разделение позитивного и негативного в образах «Я» и объектов.

· Девальвация – сведение чего-то важного до минимума и презрительное отрицание этого.

· Примитивная идеализация – преувеличение силы и престижа другого человека.

· Всемогущество – преувеличение собственной силы.

· Проекция – наделение собственными конфликтующими импульсами другого человека.

· Прожективная идентификация – проекция на какого-то человека, над которым клиент затем стремится установить контроль.

Принципы интерпретации сопротивления и защиты.

1. Необходимо признать вклад реальности в возникновение этих феноменов.

2. К проявлениям сопротивления и защиты необходимо относиться с уважением, как к чертам характера клиента.

3. Интерпретировать сопротивление и защиту можно лишь после того, как клиент признает и испытает на собственном опыте их работу.

4. Приступать к интерпретации факта сопротивления и защиты необходимо до обсуждения их содержания (сначала «что» и «как», а потом уже «почему»).

Схема сеанса психотерапии.

          

Установить взаимопонимание с клиентом     Клиент говорит об активной проблеме   нет     внимание клиента обращено на какое-то явление   нет     возьмите другую, ранее открытую проблему, явление и пр.     нет     вы достигли полного результата и затратили достаточно времени     да     завершение сеанса                   Да             да     Использование техник, требуемых для ее решения   Если вы можете придумать или найти какой-то соответствующий общий вопрос или технику, используйте их   Следуйте указанной процедуре, работайте над ней, если всплывает заряженный материал, проясняйте его с помощью любой техники  

 

 

Признаки проблемы.

  • Нежелательное ощущение;
  • Нелогичные утверждения;
  • Нежелательные черты личности;
  • Потерянные способности;
  • Сосредоточение неприятностей в какой-то области;
  • Нежелательные реакции
  • Ограниченный взгляд на жизнь.

 

Фиксированные идеи.

Фиксированные идеи – это застывшие представления, которые оторваны от соответствующей ситуации и используются повсюду без какой-либо проверки. Это мысль, которая взята как вечная истина и никогда не пересматривается.

Типы фиксированных идей:

· Фиксированные предположения – информация, которую человек предполагает истинной;

· Фиксированная необходимость – то, что должно быть «только так и не может быть иначе»;

· Фиксированные шаблоны поведения – стили, роли, которые человек сохраняет автоматически;

· Фиксированные убеждения – основные правила о мире, по которым человек живет, не осознавая, что он их выбрал;

· Фиксированная правота – навязчивая потребность считать себя правым, а других, соответственно, неправыми.

Диагностика фиксированных идей. Обычно фиксированная идея включается, когда человек испытывает беспомощность при контакте с какой-то областью реальности. Она не подчиняется обнаружению и отрицает свое существование. Заподозрив фиксированную идею человека необходимо вовлечь в разговор на данную тему, искать вместе с клиентом логику происходящего. Самый эффективный способ обнаружения фиксированной идеи – задавать вопрос: «Почему….?» При этом нельзя доказывать неправоту клиента. Можно оспаривать его высказывания, стремясь сохранить взаимопонимание.

Основные способы расфиксирования:

· Определите ценность фиксированной идеи для человека;

· Исследуйте последствия использования и неиспользования фиксированной идеи;

· Поместите идею в конфликтную ситуацию.

 

 

Техники процессинга.

Диалог – обсуждение проблемы, рассмотрение ее с разных сторон, нацеливание на то, что происходит. Это группа техник, проводимых в разговорном стиле.

       Во время диалога необходимо соблюдать правило «здесь и теперь», т.е. говорить о том, что есть, а не о том, чего нет или что может быть. Если клиент начинает говорить, «оторвавшись от реальности» имеет смысл, остановив его, вернуться к обсуждаемой теме. Диалог – это взаимное обсуждение с целью понять друг друга, поэтому он идет от общего к конкретному.

       Цели диалога:

· Выявление заряженных областей для последующей работы;

· Чтобы сузить область и затем применить к ней более конкретную технику;

· Как самостоятельный процесс, чтобы прояснить область для клиента.

 

            

                              

                       Диалог                                              прояснение,

                                                                                             завершение.

 

 

                                                                    Методы задавания вопросов:

                                                                    1. поощрять разговор – интересо                                               

                                                                    ваться мыслями, мнениями;

                                                              2. поощрять клиента рассматривать,

                                                                    изучать собственную личность;

                                                               3. высвобождать, раскрепощать

                                                                    «закрытые» области;

                                                                      4.отслеживать нелогичности;

              Соответствующая техника       5. повторять услышанное,

                                                                описывать клиенту свое понимание                                                                                              

                                                  проблемы и спрашивать, что имелось в виду.

    Для того чтобы правильно задать вопрос и получить наиболее полную информацию следует:

  • Замечать внешние изменения у клиента;
  • Правильно строить отношения с клиентом;
  • Внимательно выслушивать клиента;
  • Постоянно задавать уточняющие вопросы, постепенно суживающие «заряженную» область, подходя к вопросам, на которые можно будет дать ответ «Да» или «нет».

Цели задавания вопросов обычно следующие:

    1. вынести на обсуждение и активировать новый материал, с которым потом будет проводиться работа;
    2. провести более полную диагностику проблемы и определить тактику оказания помощи;
    3. поощрения клиента к изменению отношений к активной зоне.

Во время диалога проводится постепенное разблокирование, т.е. использование в разговоре списка «ключей», применяемых для высвобождения положительного направления. «Ключи» это определенные моменты, на которых держится прорабатываемая проблема. С помощью ключей проводится разгрузка, т.е. их использование направленное на прояснение какой-либо запутанной или затуманенной области.

В ходе диалога отслеживаются проблемы, встречающиеся в виде не только фиксированных идей, но и пробелов и искажений:

1.простой пробел – состояние, при котором нет источника эмоции;

2.обобщение эмоции – состояние, при котором клиент говорит, что все окружающие вызывают у него одну эмоцию или ко всем относится одинаково;

3.пробелы в сравнении – состояние при котором человек говорит о каком- то действии, сравнивая его с чем-то, при этом не уточняя с чем: «лучше уйти» (лучше, чем что?);

4.потеря исполнителя – состояние, при котором нет ссылок на авторитеты;

5.указание на необходимость – человек сообщает о своих многочисленных обязанностях и огромном чувстве долга;

6.указание на невозможность какого-то, подчас элементарного, действия;

7.запутанные причинно-следственные связи – состояние, при котором по высказыванию клиента, один человек становится причиной состояния другого, при этом сами связи не уточняются;

8.указания на всеобщность: «так поступают все», даже если никто так не делает;

9.неуточненные глаголы в речи, т.е. использование глаголов в неопределенной форме;

10.чтение мыслей других людей – «уверенный» поиск скрытого смысла в высказываниях других

Отслеживание нелогичностей – исследование и оспаривание нелогичных утверждений, обнаружение лежащих в основе механизмов.

Положительное переосмысление – поощрение человека увидеть что-то в новом свете, Это не изменение оценок, а новые точки зрения, которые помогут изменить оценки (могло быть хуже и пр.).

Рекурсия – повторение одного и того же действия или вопроса, с целью исчерпать реакции на него. Она основана на следующих идеях:

· реакции исчерпываются, изнашиваются, если их снова и снова активизировать;

· человек сначала дает общепринятые ответы на вопросы, а потом более глубокие, индивидуальные;

· повторная активизация одной и той же темы накапливается до какого-то порога, а затем возникает новое состояние;

· если тема раскрыта полностью, то у человека остается более полное её понимание.

Обнаружение и объединение противоположностей – соединение вместе противоположных частей личности. Его схема:

· обнаружение у клиента форм поведения или иных проявлений, изолированных от обычного для него поведения;

· условно обозначьте его как субличность;

· определите как можно более полно характерное для нее поведение;

· обнаружьте ту часть его личности, которая уравновешивает это поведение, опишите как можно подробнее ее поведение;

· определите ценность для клиента первой и второй субличности;

· создайте ситуацию разговора их между собой;

· дайте им возможность оценить друг друга, на этом этапе возможно их взаимное обучение и слияние. Если этого не происходит, то возникает ощущение нежелательной эмоции и перейдите к соответствующей технике;

· если слияние произошло, то обратите внимание клиента на перспективу,

Процессинг сущностей – работа с явлением как с живой и независимой единицей. Сущность – это состояние, когда в пространстве клиента есть что-то существующее самостоятельно. Общая схема работы:

· выделите сущность, т.е. единицу, которую клиент отделил от себя

· дайте клиенту задание как можно подробнее описать сущность, ее состояние, физические ощущения и пр.;

· обратите внимание клиента на «ответ» сущности, это может быть вербальное проявление (от вздоха до крика) или невербальное, подчас еле уловимое движение;

· клиент может оценить, что сущность делает для него, ее цели, ценность и пр.;

· если на данном этапе возникает нежелательная эмоция - перейдите к соответствующей технике

· если на данном этапе происходит прояснение, клиент может рассказать историю ее возникновения, после чего сущность может исчезнуть.

Процессинг восприятия – выделение и изменение восприятий, связанных с проблемой. Научение и поощрение клиента жить по правилу «здесь и теперь», ощущать внутреннюю реальность, выясняются и высвобождаются зоны несвободы восприятия.

Возвращение утраченных частей – восстановление потерянных частей личности.

 

 

Трансактный анализ.

 

Главной целью трансактного анализа, по словам Э.Берна, является создание навыка анализировать характер своего общения, слова, поступки. Трансактный анализ позволяет выделять субличность Взрослого у себя и собеседника и делать общение с другими людьми более продуктивными.

Структурный анализ. поскольку человек в различных состояниях может демонстрировать различные модели поведения, в трансактном анализе вводится понятие «состояние Я».

«Состояние Я» - различные состояния сознания и образцы поведения, которые этому состоянию соответствуют, как они видятся в непосредственном наблюдении. Таких состояний Я три: Ребенок, Взрослый и Родитель.

Теоретические основы структурного анализа включают в себя три прагматических принципа и три основные гипотезы.

Прагматические принципы трансактного анализа:

1.Каждый взрослый человек раньше был ребенком.

2. Каждое человеческое существо, у которого мозг функционирует нормально, наделено необходимым опытом реальности.

3. Каждый индивидуум, который достиг взрослости, имел либо родителей, либо людей, их замещающих










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...