Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принципы психотерапевтической работы.




Анамнез в психотерапии.

Общие рекомендации В психиатрии и психотерапии центром диагностических и терапевтических мероприятий является беседа: - беседа дополняется тщательным наблюдением за поведением - не менее важны личность психолога и эмоциональное взаимодействие между ним и клиентом.  Важно: Субъективные ошибки наблюдения! - формирующее влияние взаимодействия между консультантом и клиентом - если клиент не сообщает о своих проблемах или жалобах спонтанно, то необходимо начать, по возможности, с наиболее открытого вопроса. Во время беседы с клиентом стоит обратить внимание на опыт переживания кризисных и стрессовых ситуаций. Возможно, есть информация об имеющихся упоминаниях об обращении за помощью к психологам, психотерапевтам, психиатрам. При повторном обращении собирать анамнез нецелесообразно. Представляет интерес отрезок времени от окончания предыдущего цикла работы, до данного обращения. В ходе беседы стоит обращать внимание на наличие в анамнезе: • Конфликтов с партнером • Конфликтов, исходящие из отношения к собственным и приемным детям  • Конфликтов, связанные с потерей вследствие смерти или расставания • Конфликтов в профессиональной сфере • Конфликтов, связанные с материальным состоянием, наследством, недвижимостью • Конфликтов, уходящие корнями в социокультурное пространство
Актуальные жалобы  • Дебют (первое появление), провоцирующая ситуация  • Основная проблема; отношение к жалобам/недугу; предположительное определение значимости расстройства  • Реакция окружающих • Влияние на семью, профессиональную сферу, учебу • Предшествующее обращение за помощью, лечение • Алкоголь, сигареты, наркотики • Вегетативная система (аппетит, сон)
Актуальная жизненная ситуация При изучении актуальной жизненной ситуации, помимо ориентирующей регистрации конкретных внешних условий жизни, речь идет об анализе относящихся к проблеме конфликтных и ситуативных факторов:  • Текущая психосоциальная ситуация, • Удовлетворенность психосоциальной ситуацией, в том числе - в профессиональной сфере (в учебной деятельности) - в семье - в финансовой сфере (для взрослых)  • Особые проблемы/конфликты, в том числе - в профессиональной (школьной) сфере (например, конфликт авторитетов, завышенные требования к выполнению работ) - в семейной сфере (например, выбор партнера, обязательства)  • Пусковые механизмы/усилители симптомов, в том числе - ситуативные условия симптоматики - ситуативные последствия симптоматики
Раннее детство, родительская семья Психосоциальная ситуация родителей  • Семейный климат • Количество членов семьи, взаимоотношения в семье/семейная обстановка • Стиль родительского воспитания • Особенности рождения • Роль в качестве ребенка (например, нежелательный ребенок) • Развитие в раннем детском возрасте • Ранние невротические признаки (например, недержание мочи ночью, приступы гнева, фобии, навязчивые действия и ритуалы) • Отношения с родителями/братьями и сестрами (Развод родителей , длительная разлука с близким человеком, переезды, помещение в интернат, смерть близкого человека
Школьные и студенческие годы • Развитие в школьный период • Успехи в школе • Талант, прилежание • Нарушения обучения • Поведение по отношению к учителям • Поведение по отношению к другим ученикам • функция в школе (например, староста класса) • Основания для выбора профессии  • Окончание обучения/учебы в вузе
Профессиональная деятельность • Профессиональное развитие • Удовлетворенность работой • Значимость работы • Отношения с коллегами • Причины успехов/неудач • Поведение по отношению к вышестоящим/подчиненным • Причины взлетов/падений • Причины смены места работы • Безработица • Преждевременный выход на пенсию 
Семейный анамнез • Брак и семья, отношения с партнером  • Привычки, система ценностей, характерные особенности • Текущая жизненная ситуация (1. Брак/совместное проживание, 2. Расставание/развод, 3. Смерть партнера, 4. Внебрачные связи, 3. Ребенок-инвалид, приемные дети, 4. Переезд детей)

Исходные предпосылки психотерапии.

       Данные положения делают возможность применять психотерапию при оказании помощи людям.

  1. правда относительна
  2. правда проста
  3. убеждение само себя доказывает (если, уверен что люди хорошие, всегда их найдешь)
  4. «карта» - это не территория
  5. естественное состояние человека – целостность
  6. каждая личность создает свою реальность и является ее центром
  7. личность – это не ее поведение, она отдельна от всего, что она делает или создает, поэтому у личности нет отрицательных черт
  8. личность по своей сути добра
  9. каждая часть личности существует с хорошей целью
  10. естественное состояние личности – развлекаться и учиться.

Способности фасилитатора.

  1. необходимо уметь присутствовать;
  2. уметь быть беспристрастным и непредвзятым;
  3. нужно быть причиной и четко знать, что и как делать;
  4. нужно уметь общаться;
  5. нужно уметь работать с темой до ее завершения.

Уравновешенноть – умение с удобством присутствовать, быть расслабленным и сосредоточенным, находиться в состоянии умственного, эмоционального и физического отдыха, необходимого для оптимального общения. Его составные части:

    • Быть в настоящем, а не в прошлом или в будущем;
    • Быть «здесь» а не «там»;
    • Обращать внимание на внешний мир;
    • Не обращать внимания на внутренние процессы;
    • Быть физически и умственно расслабленным;
    • Не иметь непроизвольных физических реакций;
    • Быть открытым к тому, что может произойти;
    • Стремиться быть причиной, т.е. быть в центре внимания клиента.

Условия эффективности психотерапии.

           1.Хорошие отношения и сотрудничество между клиентом и терапевтом, принятие всех людей такими, каковы они есть на самом деле.

       2.Ослабление напряжения на раннем этапе оказания помощи, основанное на способности клиента обсуждать свою проблему с терапевтом. В условиях доверительного общения во время психотерапевтического сеанса часто возникают ощущения непонятости, бессмысленности всего происходящего и т.п. и т.д., которые приводят к возникновению напряжения в сотрудничестве терапевта и клиента. Своевременное преодоление этого сопротивления приводит к:

                              - улучшению взаимоотношений между сторонами терапевтического процесса, росту взаимного принятия и уважения;

                              - появлению определенного жизненного опыта у всех участников работы; при возникновении подобных ситуаций “в жизни” меньше шансов повторения прошлых ошибок;

                              - профессиональному росту терапевта.

       3. Последовательное обучение за счет информации получаемой от терапевта.

       4. Изменение поведения клиента за счет одобрения или неодобрения со стороны терапевта и неоднократного репетирования своих действий в различных ситуациях.

       5. Приобретение жизненного опыта на модели терапевта.  6.Убеждение и внушение скрытое и явное.

       7. Обеспечение клиенту безопасного пространства.

       8. Своевременная подготовка клиента к сеансу.

       9. Выносить на обсуждение только те проблемы, которые можно решить, не забывая о механизмах защиты.

       10. Инструментарий используется для расширения свободы клиента, нельзя уменьшать ее.

 

Принципы психотерапевтической работы.

 

1. Основное правило – если что-то происходит, не делай ничего; если ничего не происходит, что-то предпринимай.

2. Работать можно только с эмоционально заряженной проблемой. Эмоциональный заряд – «застывшая» эмоция.

3. Активизация, т.е. разговор идет не о прошлом, а о прошлом опыте, актуальном в настоящее время, таким образом, происходит оживление «застывших» эмоций.

4. Работа фасилитатора идет циклами. Цикл – завершенное действие, имеющее начало, продолжение и окончание. Основные циклы:

· Прояснения, т.е. активизация какой-либо области и разрешение проблемы;

Цикл вопроса: - проверьте, готов ли клиент к работе;

            - дается задание или задается вопрос;

            - клиент ищет ответ или обдумывает выполнение задания;

            - клиент рассказывает о полученном опыте (отвечает на вопрос или демонстрирует выполненное задание);

           - убедиться в окончании работы клиента и подтвердить получение информации;

             - проверка завершенности работы для клиента.

               5. Основное действие фасилитатора – наблюдение.

               6. Взаимопонимание с клиентом.

               7. Признаки завершения процесса:

· Скорость изменения стихла

· Клиент свободно обращается с данной темой

· Клиент обратил внимание на внешний мир

· Клиент улыбается и удовлетворенно выглядит

· Возникает осознание чего-то нового по данной теме.

8. Работа фасилитатора должна давать результат не декларируемый консультантом, а оцениваемый клиентом. Что-то должно измениться. Необходимо помнить, что есть мысль, что есть результат, а есть реальные изменения. Показатель результата то, что клиент действует с большим количеством ресурсов.

9. Нельзя путать ощущения и представление. Ощущение – это основная часть реальности.

10. Любой человек в любой ситуации действует на определенном уровне компетенции:

· Неосознанная некомпетентность – существует то, что клиент не умеет делать и даже не задумывается об этом;

· Осознанная некомпетентность – знает, что чего-то не умеет;

· Неосознанная компетентность – делает что-то правильно, но автоматически, не зная технологии процесса;

· Осознанная компетентность – полное владение предметом.

11. Самостоятельность – непременное условие успеха. Нельзя прерывать процесс обнаружения нового.

12. Необходимо научиться, не ждать результата, а идти к нему. Осуществляет процесс клиент, а фасилитатор лишь создает условия, необходимые для изменений.

13. необходимо уважать личностные права клиента:

· Право на жизнь – никто не имеет права вредить и убивать;

· Право на выбор;

· Право быть свободным – нельзя сдерживать, управлять человеком без его желания.

14. Каждый человек суверенен и берет ответственность за свои поступки на себя. Он создает свою реальность и полностью за нее отвечает.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 180.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...