Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Билет 1.2 Описать половецкую каменную скульптуру.




                                                                  

Каменные бабы — антропоморфические каменные изваяния высотой от 1 до 4 м, изображающие воинов, иногда женщин. Ставились на курганах древними народами, например, скифами, половцами и другие. Найдены в больших количествах в степной полосе России, южной Сибири, на востоке Украины, в Германии, Средней Азии и Монголии. Связаны с культом предков.

Исторические источники о каменных статуях

В древние времена на Руси каменные статуи называли истуканами. В «Слове о полку Игореве» упоминается «тмутараканский истукан». Орхоно-енисейские рунические надписи, сделанные тюрками Сибири, сообщают о балбалах — каменных статуях, изображающих предков.

Упоминание о каменных бабах оставил поэт XII века Низами, который рассказывал о пожертвованиях половцев каменным идолам.[1] Посол папы римского Вильгельм де Рубрук, проезжая в 1253 году половецкой степью, наблюдал, как половцы насыпали большие холмы и сооружали на них статуи, обращённые лицами на восток и держащие в руке чашу.[2]

В 1594 году немецкий посол Э. Лассота, который прибыл к запорожцам, оставил сообщение о том, что на «татарском берегу Днепра» на курганах или могилах он видел больше двадцати каменных статуй. В изданной в 1627 году российской географической работе «Книга Большому Чертежу» упоминаются каменные фигуры «демны», которые были установлены на курганах или просто в степи и выполняли роль указателей для ориентиров бродов.[3]

Начиная с XVIII века интерес к изучению каменных баб возрос. О статуях писали академики П. Паллас, И. Лепёхин, В. Зуев, А. Гатцук и многие другие. В 1851 году чиновник департамента Министерства внутренних дел России Пискарёв составил первую карту местонахождений каменных статуй.

Общая характеристика каменных статуй

Каменные истуканы, которые рассматривались людьми как идолы-обереги, появились на территории Кипчакской степи (территория от Иртыша до Дуная) в IV—II тысячелетии до н. э. Антропоморфные стелы обнаруживались археологами при исследовании катакомбных погребений. Большие камни устанавливались на курганах.

Каменные статуи делятся на несколько групп:

Антропоморфные стелы эпохи бронзы.

Скифские статуи.

Половецкие каменные бабы.

Антропоморфные стелы эпохи меди и бронзы

Каменные статуи высекали в основном потомки индо-иранцев, которые жили в степях на территориях нынешней России и Украины в период раннего металла (энеолит и бронза 4-2 тыс. до н. э.). Ими созданы так называемые нижнемихайловская, кеми-обинская, ямная и катакомбная археологические культуры.

В степи между Дунаем и Доном выявлено более чем 330 стелоподобных монументальных скульптур. Значительное их количество найдено в Северном Причерноморье и Крыму. Массовость и разнообразие ранних каменных статуй вызвало в 1960-х годах необходимость их классификации. Появились объяснения иконографического и семантического смысла статуй.

В зависимости от формы и приемов обработки стелы делятся на две группы:

стелы-плиты без антроподобности;

антропоморфные стелы.

Первый тип — стелы-плиты без контуров головы, хотя их поверхность обработана. По своей форме они лишь условно приближаются к антропоморфности. Второй тип, антропоморфные стелы выполненные из плит, или столбоподобных глыб песчаника или кварцита с обязательным изображением головы.

Скифские статуи

Следующую по хронологии группу статуй составляют истуканы, оставленные скифами — ираноязычными племенами, которые появились в российско-украинских степях в середине 1 тыс. до н. э.

Скифские скульптуры датируются 6-3 столетием до н. э. Ареал их распространения довольно значительный — от Румынии до Прикавказья. Преимущественно все изображения скифов передают бородатых мужчин. В композиционно-художественном отношении они выполнены примитивно. Это довольно удивительно для народа, носителя высокохудожественного скифского «звериного стиля», воспитанного на контактах с древнегреческим классическим искусством. Этот парадокс всегда удивлял учёных:

  Скифские статуи не сравнить с греческой скульптурой. Интересно только, что скифы, которые так много позаимствовали у греков в монументальном искусстве, оказались мало восприимчивы к импульсам, которые исходили от их более утончённых соседей. А тем временем они посещали греческие полисы, видели скульптуры на площадях, которые передают образ человека с завершенным реализмом. Видели и, вероятно, оставались к ним равнодушными.[4]  

На стелоподобных корпусах скифских статуй по обыкновению изображены три-четыре предмета: рог, сагайдак, кинжал или меч. Рог помещён в правую руку на уровне груди, сагайдак — на левой стороне, кинжал или меч — в левой руке на уровне пояса. Подобные атрибуты встречаются и у тюркских каменных статуй, найденных в Сибири. Они держат в правой руке чашу, а в левой кинжал. Отсутствие бороды и, напротив, изображение усов также подчёркивает сходство скифских статуй с тюркскими.

Половецкие каменные бабы

Половецкая курганная фигура в Харькове, среди местного населения по ошибке называемая Скифской бабой

Файл:Polovetskaya baba.Rtishchevo.JPG

Половецкая каменная баба, XI век (Ртищевский историко-краеведческий музей)

Половецкая баба с чашей (Луганск)

Половецкие каменные бабы, встречающиеся на огромных пространствах от юго-западной Азии до юго-восточной Европы, являются памятниками сакрального искусства половцев (кипчаков) IX-XIII века. Обычай возводить идолов зародился в VI—VII веке в Монголии и на Алтае и распространился к Дунаю. Статуи символизировали предков и ставились на наивысших участках степи, водоразделах, курганных могильниках в специально сооружённых для них святилищах, которые иногда ограждались камнями. Святилища были квадратные или прямоугольные, их размеры зависели, видимо, от количества чтимых в нем предков. В центре святилища, ставили одну и больше мужских или женских статуй с лицами, обращёнными на восток. Изредка попадались святилища со скоплением статуй — в каждом не меньше 12-15.

Половец с косой (Луганск)

«Чернухинская мадонна» (Луганск)

Святилища с истуканами были местом осуществления поминального культа предков, не связанного непосредственно с погребениями. Собственно, этимология слова «баба», происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец».[5] Со временем этот обряд трансформировался в культ вождей-покровителей орды. Женские статуи символизировали непобедимость и бессмертие воинов.[6] Покровители в образе женщины давали им силу, выкармливали и оберегали их. За это кочевники приносили им жертву. Возле подножия статуй исследователи находили кости баранов.

Портрет половца XII век. (Луганск)

Кипчацкий истукан (Луганск)

В XII веке половцы были покорены монголами. Значительная часть памятников половецкой культуры погибла от рук мусульман, которые боролись с язычеством. Однако язычество так и не было полностью искоренено. В дальнейшем оно адаптировалось к православию. На протяжении последующих столетий, в некоторых славянских поселениях жила традиция отдавать почёт половецким идолам, которые наделялись силой, способной влиять на возрождение природы, плодородность земли, успех общины. Всего до наших дней дошло свыше двух тысяч каменных баб.

Файл:Baba 0084.JPG

Парк-музей половецких баб (Луганск)

Типы половецких каменных статуй

Антропоморфные фигуры из специально подобранных удлинённых камней.

Изображения мужчин с усами и небольшой бородой.

Изображения мужчин преимущественно без шапок, иногда с одной или несколькими косами до пояса. На некоторых фигурах одно или оба уха украшены серёжками, изредка на шее гривна или ожерелье.

Изображения мужчин, одетых в кафтан с треугольными отворотами и узкими рукавами. На талии — пояс с набором украшений, пряжек и бляшек. Реже в просторной одежде с широкими рукавами без пояса и оружия.

Фигуры с кинжалом или саблей.

Фигуры женщины с подчёркнутыми детородными органами. «Чернухинская мадонна» (найденная в посёлке Чернухино Луганской области) держит на руках ребёнка.

Каменные бабы с сосудами, которые они держат в правой руке, реже в обеих руках. Формы сосудов разнообразные: кубки, чаши, цилиндрические сосуды. Известно несколько случаев, когда на правой руке показанная сидячая птица[7].

Старейшие типы статуй — стеловидные плоские со слабой детализацией фигур или совсем без неё, причём характерной особенностью было абсолютное преобладание последних. Это были грубо обтёсанные каменные столбы, контуры лица которых иногда вырезались в виде «сердечка» с закругленной или заострённой в виде башлыка вершиной. Лица вообще не изображались, или наносились Т-образные брови и нос, глаза и рот в виде овальных углублений. Такие фигуры впервые появились в половецкой степи приблизительно в первые десятилетия XI века.

Со временем на фигурах появились руки, которые держали на уровне живота чаши, и круглые выпуклости, которые изображали грудь.

XII век — век расцвета половецкой скульптуры и её распространения в половецкой степи. Огромное количество заказов стимулировало рост производства, его развитие и усовершенствование, увеличение камнерезов и скульпторов. В половецких мастерских изготовлялись тысячи статуй. Мужчины и женщины изображались стоя и сидя, всегда с канонизированным положением рук с чашами для жертвоприношения или «угощения». Благодаря очень полным изображениям можно точно представить костюмы, украшения, оружие, материальную и даже духовную жизнь половцев. Мужские лица всегда изображались с усами и даже с бородой; женские — полные, круглые, как правило, с маленькими рыхлыми губами. Женщины, как впрочем, и мужчины изображались с голой грудью, подчёркивая основное назначение этого органа — кормление рода. Это очевидно имело ритуальный характер.

В конце XII века происходит заметное упрощение и примитивизация статуй. Перестали декорировать спины и изображать детали причесок и нарядов, убрали детализацию костюмов и с лицевой стороны. Нередко даже лица статуй оставляли гладкими без необходимого, казалось бы, рисунка лица. Вполне вероятно, что статуи раскрашивали. Очень редко, но можно увидеть в особенно глубоких вырезах орнамента следы чёрной или красной красок. На хорошо отшлифованной поверхности можно было нарисовать сложный и красивый рисунок, дать большую выразительность

 

Билет 2.1

Охарактеризуйте хозяйство и быт славян (по материалам § 3)

План ответа на вопрос

Земледелие – главное занятие славян.

Скотоводство, бортничество и сопутствующие занятия.

Быт и обычаи славян

Главным занятием восточных славян было земледелие. Основная часть заселенной ими территории была покрыта густыми лесами. Поэтому, прежде чем пахать землю, нужно было вырубить деревья, выкорчевать пни, сжечь траву. Землю обрабатывали несколько лет, а когда она переставала приносить хороший урожай, участок забрасывали и расчищали новый. Такая система земледелия называется подсечно-огневой. В более южных – степных районах славяне распахивали участки, использовали их несколько лет, а когда урожаи снижались – распахивали новые. Такая форма земледелия называется переложной. Славяне пахали землю сохой, потом боронили. Славяне выращивали пшеницу, рожь, просо, ячмень, гречиху. Хлеб был главным продуктом. Из овощей выращивали репу, брюкву, редьку, свеклу, капусту, лук, чеснок.

Славяне занимались и скотоводством. Разводили коров, лошадей, коз, свиней, домашнюю птицу. Важную роль в жизни славян играл сбор меда диких пчел – бортничество. У славян было развито ремесло – кузнечное дело, бондарство (изготовление бочек), ткачество. Славяне были хорошими охотниками. Шкуры диких животных шли на изготовление одежды и на продажу.

Древние авторы описывают славян как людей высокого роста, крепкого телосложения, обладающих незаурядной физической силой и выносливостью. У них были русые волосы и светлые глаза. Селились славяне по берегам рек и озер. Строили дома – небольшие полуземлянки. Стены домов, посуду делали из дерева. Крышу крыли ветвями и обмазывали глиной. В домах не было закрытых печей – только открытые очаги, для выхода дыма в потолке делалось отверстие. В доме могло быть несколько выходов. Славяне отличались добродушием и гостеприимством. Славяне славились как хорошие смелые воины. Трусость считалась наибольшим позором. Славяне использовали луки и стрелы, копья, деревянные щиты. Железные мечи и щиты были редкостью

Итак, славяне селились по берегам рек и озер. Основным занятием их было земледелие. Также они выращивали крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, свиней. Славяне занимались бортничеством, охотой, рыболовством, собирательством. Славяне строили дома – полуземлянки, которые отапливались «по-черному». Славяне славились как отважные и умелые воины.

Определите роль Донецкого края в противостоянии русичей и степных кочевников – печенегов.

Печенеги – кочевые тюркские племена, впервые упоминаемые в VIII веке. Возглавлял печенегов хан, под руководством которого они постоянно нападали на соседей, захватывали в плен людей, чтобы получить за них выкуп, уводили скот. Донбасс играл очень важную роль во взаимоотношениях русичей и печенегов. С конца 9 века печенеги кочевали по донецким степям (около 150 лет). Сейчас археологами выявлено более 40 каменных надгробий и скульптур относящихся к культуре кочевых племен.

Печенеги никогда не угрожали независимости Древней Руси, но их молниеносные военные вылазки доставляли немало неприятностей древним русичам.

Первые контакты Руси и печенегов относятся к концу IX – началу Х в. Было бы неправильно говорить только о постоянном противостоянии древних русичей и печенегов. Так, в источниках имеются сведения о совместных походах русских войск и печенежских орд на Византию. В Повести временных лет упоминаются случаи, когда Древняя Русь использовала печенегов в качестве наёмников

После краха Хазарского каганата в 965 г. власть над степями на Волге перешла к печенегам и они на некоторое время становятся основным восточным соперником Руси. Печенеги продолжили давление на Киевскую Русь и в 972 г. им удалось подкараулить Святослава у порогов Днепра. В результате столкновения князь погиб.

Его преемник Владимир Святославович (978-1015) ориентируется прежде всего на внутреннее, а не внешнее развитие государства. Происходит объединение земель в единое государство. В начале ХI в. печенеги выступают с инициативой мирного соглашения с Киевом. Князь Владимир даже посылает в стан кочевников одного из своих сыновей в качестве гаранта мирного соглашения.

В период правления великого князя киевского Ярослава Владимировича (1019-1054) печенеги только один раз (1036 г.) появляются на границе Руси, но терпят полное фиаско. В то же время в источниках появляются сведения о выполнении печенегами функций охраны южных границ древнерусского государства, прежде всего, от следующей волны тюркоязычных кочевников – половцев.

Политические и военные контакты древних русичей и печенегов создали условия для взаимообмена двух культур, а также интеграции тюркских кочевников в состав Древнерусского государства. К началу XIII в. печенеги, войдя в состав Руси, полностью растворились среди местного населения.

 

 

Билет 2.2










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 355.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...