Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Первоначальные виды передачи информации – предшественники графического письма




Люди издавна стремились как-то зафиксировать те или иные сведения, передать какую-то информацию. Первоначально в этой функции употреблялись различные мнемонические знаки, т. е. средства напоминания: бирки, зарубки, предметы (предметное «письмо») и др. В качестве предметного «письма» известно перуанское узелковое письмо кипу, которое представляло собой палочку с привязанными веревочками с узелками. Считают, что эти разноцветные веревочки и узелки содержали информацию хозяйственного и административного характера. Таково же и ирокезское «письмо» вампум – это пояс с нанизанными ракушками разного цвета и размера, позволявший передавать сведения на расстоянии. О значении подобных условных знаков заранее договаривались, чаще всего это было обязанностью жрецов, которые, владея данными знаниями, могли вводить новые символы и хранить накопленную информацию.
Следующим способом передачи информации является начертательное письмо – пиктография (от лат. pictus – нарисованный и греч. grapho – пишу), т. е. рисуночное письмо. Первоначально древние люди в пиктограммах (рисунках) старались добиться сходства с изображаемым объектом, например, это видно в наскальных рисунках. Затем изображение на камне, глине и других материалах стало закреплять идею предмета. Постепенно появляются более сложные системы пиктограмм, где рисунки соседствуют с «ребусными написаниями», например, пиктография индейского племени делаваров [ЛЭС: 374]. Между тем пиктографию только условно можно назвать письмом, поскольку здесь не было никакой связи с каким-либо конкретным языком. Однако возможность извлечь информацию, не владея языком создателя рисунка, делало пиктографию удобным средством общения.
В настоящее время пиктография как вид письма не используется, но её элементы (пиктограммы) выступают в роли вспомогательного средства при международном общении, в виде некоторых дорожных знаков, изображений в гостиницах и т. п.



Основные этапы развития графического письма

С развитием абстрактного мышления возникает необходимость усовершенствовать форму начертательного письма. Совокупность начертательных средств того или иного письма называется графикой.
Минимальные знаки определенной системы письма, выражающие отношение единицы языка к графическому отображению, получили название графем.
На смену пиктограммам приходят изобразительные знаки, которые передают различные значения, так, глаз, помимо конкретного предметного значения, передаёт и процесс – «видеть», и абстрактное значение – «зрение», «бодрствование» и т. п. Этот вид письма получил название идеографии (от греч. idea – понятие, греч. grapho – пишу) – «запись идей». Графемами данного вида письма являются идеограммы, или логограммы идеографические знаки, прикрепленные к слову. Идеограмма (логограмма) передаёт значение слова в любой грамматической форме. Примерами логограмм, существующих в наше время, остаются цифры и различные математические, химические и другие научные знаки.
К самым древним системам идеографического письма относятся древнеегипетская (конец IV тысячелетия до н. э.), шумерская (начало III тысячелетия до н. э.) и древнекитайская (II тысячелетие до н. э.).
В современном мире существует такой вид письма, как иероглифическое, например, китайское и другие. Иероглиф– это графема, имеющая условный вид какого-либо объекта и передающая значение слова или морфемы. Особенностью китайского письма является использование иероглифов, основных знаков, и ключей, фонетических определителей и указателей смысла слова. Данный тип письма наиболее подходит для моносиллабических языков (слово которых состоит из одного слога), хотя впервые он был создан для флективных (семито-хамитских) языков.
Постепенно в целях ускорения письма идеограммы приобретают условное изображение и приспосабливаются для передачи не только целых слов, но и частей слова, создаётся так называемый словесно-слоговой тип письма. Так как словесно-слоговой тип письма имеет существенный недостаток: большое количество графем (в современном китайском языке около 50 тысяч иероглифов), его можно рассматривать как переходный тип по отношению к фонетическому (от греч. phone – звучание и grapho – пишу), т. е. звуковому письму.






Развитие фонографического письма и алфавитного письма

Как известно, уже идеографическое письмо сочетает идеографический принцип передачи значения с фонетическими указателями звучания. Поэтому вполне закономерны эволюция письма и переход к фонографическому типу письма, который представлен несколькими видами.
Наиболее древним является слоговой (силлабический) вид фонографии, который в настоящее время широко распространен в Индии и в Юго-восточной Азии. Среди алфавитов слогового письма центральное место принадлежит деванáгари, где существуют буквы, обозначающие слог, состоящий из одного гласного или из согласного в сочетании со звуком «а», другие гласные после согласных обозначаются дополнительными значками.
В семито-хамитских языках идеография развилась в консонантно-звуковое (лат. consonans, antis – coгласный звук) иликонсонантное письмо, т. е. буквы были введены для передачи согласных звуков. Это объясняется тем, что корень в этих языках состоит из трёх согласных, выражающих «идею» – лексическое значение. Огласовка (гласные) передаётся при помощи надстрочных, подстрочных (диакритических) знаков, а их различные схемы позволяют передать грамматическое и деривационное (словообразовательное) значение.
Родоначальником алфавитного письма считается финикийский алфавит, который был приспособлен греками (приблизительно в VIII в. до н. э.) для передачи как согласных, так и гласных звуков, причём были добавлены некоторые буквы. Данный вид письма получил название буквенно-звукового. Характерно, что вначале греки сохранили и направление финикийского письма – справа налево, затем использовали бустрофедон (как пашут быки: одна борозда в одну сторону, а другая, после поворота, – в противоположную) и только потом стали писать слева направо.
Позднее на основе греческого алфавита были созданы латинский и славянский (кириллица) и другие алфавиты. Алфавит– совокупность графических букв определенной системы письма, расположенных в установленном (традиционном) для языка порядке [Стариченок В.Д. 2008: 38].
Достоинством фонографического письма является наличие небольшого количества знаков (букв), к тому же этот тип письма позволяет точно передать звучание слов и других единиц языка.
Из всех перечисленных алфавитов в современном мире наиболее распространен латинский, им пользуются народы Европы, Америки, Австралии, некоторые языки Африки и Азии.

 

 







Орфография и ее основные принципы в различных языках










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 407.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...