Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Практическое занятие № 6 Конструктивные особенности антенных систем средств связи и РТО полетов авиации.
Учебные и воспитательные цели: · совершенствовать знания в конструкции антенных систем средств связи и РТО полетов авиации; · формировать у студентов высокие морально-психологические качества будущего защитника Отечества; · воспитывать у студентов чувство личной ответственности за качественную эксплуатации и бережное отношение к технике связи; · прививать командные и методические навыки при проведении занятий по военно-специальной подготовке. Время:90 минут Расчет учебного времени:
Материальное обеспечение: 1. Антенно-фидерная система РСП. 2. Журнал учета учебных занятий по военной подготовке. 3. Методическая разработка, план проведения практического занятия, задание на практическое занятие.
Литература: 1. Федеральные авиационные правила. «Нормы годности к эксплуатации аэродромов государственной авиации». Аэродромы для базирования самолетов и авиационных частей. НГЭАГосА.А. Приложение к приказу МО. РФ. от 02.11.2006 г. №455. 2. Техническое описание РСП-6М2. 3. Инструкция по эксплуатации РСП-6М2. 4. Радиотехнические средства обеспечения полетов. Ч.-1,2. – «М»., ВИ., 1985 г. 5. Основы функционирования и эксплуатации средств радиотехнического обеспечения полетов авиации Ч.-3. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ,2007 г.
Методические указания по подготовке и проведению занятия:
IV. При подготовке к проведению занятия преподавателю необходимо:
а) восстановить в памяти материал по следующим источникам: РСП-6М2, техническое описание и инструкция по эксплуатации. б) повторить материал предыдущего группового занятия; в) определить по журналу отстающих курсантов и на основе этого спланировать консультации, а при необходимости – дополнительные занятия в часы самостоятельной работы.
V. При проведении занятия:
В качестве учебных целей определить: а) уровень знаний курсантов по мерам безопасности при работе с антенными системами, средств связи и РТО полетов авиации; в) правильность знаний курсантов по основным характеристикам, классификации, конструктивным особенностям антенных систем средств связи и РТО полетов авиации. При вступлении: Преподаватель проводит краткий инструктаж по требованиям техники безопасности при работе с антенными системами средств связи и РТО полетов. Курсанты расписываются в книге инструктажа по требованиям безопасности. В основной части: Преподаватель назначает два учебных места для проведения практического занятия. 1-е учебное место - проверка знаний курсантов по основным характеристикам, конструктивным особенностям антенн и формированием диаграмм направленности радиолокационной системы посадки РСП-6М2. Курсанты докладывают преподавателю основные характеристики, конструктивные особенности и формирование диаграмм направленности антенной системы радиолокационной системы посадки РСП-6М2». Преподаватель задает вопрос: «Доложите основные характеристики, конструктивные особенности и формирование диаграмм направленности антенной системы радиолокационной системы посадки РСП-6М2». Ответ: Особенности АФУ, работающих в режиме активной радиолокации. Характерной особенностью АКТ режима ДРЛ является возможность запроса ответчиков и получение от них ответных сигналов по боковым лепесткам. Это особенно проявляется на малых дальностях до летательных аппаратов (15…30 км). В этом случае экран ДРЛ засоряется ложными координатными отметками (рис.1).
а) Экран ИКО б) Тактическая обстановка в районе ДРЛ Рис. 1.
Они имеют вид концентрических окружностей, образованных “пунктирами”. Это затрудняет работу оператора и может привести к неправильному определению азимута целей. Для борьбы с этим явлением в настоящее время применяют два метода подавление ложных ответных сигналов: · по каналу запроса · по каналу ответа. Подавление сигналов, принятых по боковым лепесткам диаграммы направленности антенны заключается в выделении из всей совокупности запросных (ответных) сигналов только сигналов, принятых по основному лучу диаграммы направленности. В ДРЛ-6М2 используется метод подавления по каналу ответа. В качестве анализируемого параметра в сигнале может быть амплитуда или фаза сигналов. В ДРЛ-6М2 критерием на принятие решения при подавлении ложных ответных сигналов является различие в амплитудах сигналов, принятых по основному и боковым лепесткам ДН. Для уяснения принципа работы устройства подавления ложных ответных сигналов рассмотрим схему подавления амплитудного типа (рис. 2).
Рис. 2 На выходе ограничителя (снизу) в силу амплитудных различий будет выделена только Ц1. Недостатками такого схемного решения являются: · подавление полезного сигнала от целей в основном луче; · необходимость иметь идентичные приемники с большим динамическим диапазоном . Из-за старения элементов, эксплуатационных условий и т.п. обеспечить соблюдение такого условия достаточно сложно. Для устранения первого недостатка необходимо иметь диаграмму направленности АП с провалом в направлении основного лепестка А0 (Рис. 3).
Однако реализовать такую ДН АП технически сложно. Повышение динамического диапазона приемного устройства достигается применением УПЧ с логарифмическими амплитудными характеристиками, схем ВАРУ. В ДРЛ РСП-6М2 для устранения этих недостатков реализованы следующие технические решения: ДН антенн (их 2) подавления имеют провал в направлении максимума основного лепестка А0 (q = 0, рис. 3), применена схема управляемого аттенюатора, через который проходят одновременно смешанные сигналы от антенн А0 и АП, а также фазовый метод подавления. В соответствии с этим методом амплитудное различие сигналов с антенн А0 и АП на входе приемника преобразуется в фазовые различия и после идентичного усиления в одном приемнике обратное преобразование с последующим сравнением амплитуд. Так достигается идентичность усиления сигналов, принятых антеннами А0 и АП, эффективность подавления ложных ответных сигналов. АФУ состоит из: · антенной системы, включающей антенну основного канала А0 и двух антенн подавления АП; · элементов и узлов, обеспечивающих: развязку ПРИ и ПРД в режимах приема и передачи, подавление переотраженной волны за счет несогласованностей, а также устройств развязки первичного и вторичного каналов, ответвителей сигналов, вращающиеся переходы; · электропривода. · диапазон частот – дециметровый (l = 34, 35, 36 см); · скорость вращения — WА = 10 об/мин; · привод от асинхронного двигателя с редуктором, включение – на БТУ тумблером “Антенна”; · вращению предшествует звуковой сигнал длительностью 30 с ревуна; · основная антенна зеркального типа с размерами (рис. 4): dГ = 9 м, dВ = 4 м; · фокусное расстояние fЗ = 2,7 м; поляризация – горизонтальная. Рис. 4 · диаграмма направленности имеет вид, приведенный на рис. 5.
а) вертикальная плоскость
б) горизонтальная плоскость Рис. 5 · трехрупорный облучатель с делителем мощности с коэффициентами 10:2,5:1 обеспечивает расширение зоны обзора до 220; · коэффициент усиления антенн – КУО = 900, КУП = 11. · антенна подавления зеркального типа, в качестве зеркала используется вырезка из цилиндра, а облучатели из симметричных полуволновых вибраторов (рис. 6) (в последних РСП – линейная АР, облучатели – несимметричные вибраторы); · суммирование сигналов с помощью кольцевого сумматора с различными коэффициентами; · поляризация сигналов – горизонтальная.
Рис. 6.
2-е учебное место - проверка знаний курсантов по особенностям линий передачи высокочастотной энергии, их элементов, а также приема и передачи сигналов антенной системы радиолокационной системы посадки РСП-6М2. Курсанты докладывают преподавателю особенности линий передачи высокочастотной энергии, их элементов, а также приема и передачи сигналов антенной системы радиолокационной системы посадки РСП-6М2. Преподаватель задает вопрос: «Доложите особенности линий передачи высокочастотной энергии, их элементов, а также приема и передачи сигналов антенной системы радиолокационной системы посадки РСП-6М2. Ответ: На рис.7 приведена структурная схема АФУ. Рассмотрим назначение основных элементов схемы. Ответвители отбирают часть энергии для работы схемы АПЧ магнетрона в блоки подстройки частоты (БПЧ), а также фазирования когерентного гетеродина. Антенные переключатели (АП) подключают антенны через фидерный тракт к ПРД в режиме во время генерирования зондирующих импульсов и к ПРМ при приеме отраженных сигналов.
Рис.7. Реле РЭВ-15 подключает входы УВЧ к АП по истечении 20 с после установления номинальной величины тока магнетрона. Переключатель и ограничитель обеспечивают дополнительную защиту УВЧ от просачивающейся энергии магнетрона через АП после срабатывания РЭВ-15.
Фильтр высокой частоты (ФВЧ) пропускает только высокочастотные сигналы от ПВК. Фильтр низкой частоты (ФНЧ) настроен на частоту самолетного ответчика. Делитель мощности обеспечивает деление ответного сигнала с А0 на 2 равные части. Кольцевой мост (КМ) служит для получения суммарного и разностного сигналов из сигналов антенн А0 и АП. Такое преобразование сигналов обусловлено фазовым методом подавления ложных ответных сигналов от самолетного ответчика. Устройство сложения мощностей (УСМ) (рис. 8) служит для объединения высокочастотных сигналов трех передатчиков, работающих на разных частотах в интересах их дальнейшей трансляции к облучателю по одному фидеру. Отраженные сигналы в УСМ разделяются по частотному признаку и передаются к соответствующим приемникам. Рис.8. УСМ состоит из четырех коаксиальных мостов У3,…,У6, восьми фильтров У7…У14, двух эквивалентных антенн У15, У16. Фильтры У9, У10 настроены на рабочую частоту приемопередатчика ППД-2, а У13, У14 – ППД-1. Фильтры У7, У8, У11, У12 по отношению к остальным являются широкополосными и пропускают сигналы на всех рабочих частотах ПВК, ППД-1, ППД-2, но не пропускают ответный сигнал самолетного ответчика (fОС = 740 МГц). Особенности работы коаксиального моста: каждое плечо моста обеспечивает сдвиг по фазе 900, мощность сигнала, поступившая на один из входов делится поровну между плечами моста. Потери АФУ составляют: в режиме передачи первичного канала – 4 дБ, в режиме приема первичного канала – 5 дБ, и в канале подавления – 8 дБ, вторичный канал в режиме передачи – 4 дБ, в режиме приема – 10 дБ.
АВС должна обеспечивать передачу и излучение очень мощных импульсов ЭМ энергии в строго определенном секторе углов. Поэтому она должна обладать необходимой электрической прочностью и надежностью. Для приема слабых отраженных сигналов АВС должна обладать малыми потерями. Учитывая многорежимность ПРЛ-6М2 АВС должна включать в себя необходимый набор коммутирующих элементов. АВС ПРЛ-6М2, предназначена для излучения мощных и приема отраженных радиоимпульсов по каналам курса (К) и глиссады (Г), а также приема сигналов самолетного ответчика. В состав АВС ПРЛ-6М2 входит: 4. канал секторного обзора (антенна курса, антенна глиссады, волноводный тракт); 5. канал подавления по запросу (антенна подавления канала курса, антенна подавления канала глиссады, волноводный тракт); 6. канал приема ответа. Прием и излучение сигналов по К и Г осуществляется в сантиметровом диапазоне волн, что позволяет получить узкие диаграммы направленности антенн по сравнению с ДРЛ-6М2. При этом вместо фидерных линий передачи (как в ДРЛ-6М2) используются волноводы. Это позволяет увеличить передаваемую мощность, уменьшить затухание, при этом КСВ£1,25 против КСВ£1,67 для фидерных линий. Применяются волноводы прямоугольного сечения (волна Н10). Для построения вращающихся и качающихся переходов находят широкое применение волноводы круглого сечения (волна Е01). В прямоугольных волноводах (рис.1 а, б) обычно выполняются соотношения между размерами сторон, диаметром и длиной волны. Для прямоугольного волновода: а » 0,8×l; в » 0,3…0,35×l. Для круглого волновода: lКР = 1,31×d.
Ширина диаграмм направленности антенн равны: Антенна курса: горизонтальная плоскость - 2QГ0.5к= 0,70; вертикальная плоскость - 2QВ0.5к= 3,00. Антенна глиссады: горизонтальная плоскость - 2QГ0.5г= 4,00; вертикальная плоскость - 2QВ0.5г= 0,50. Антенна подавления канала курса - 2Q0.5пк= 5,00. Антенна подавления канала глиссады - 2Q0.5пг= 3,50. Антенна приема ответа: горизонтальная плоскость - 2QГ0.5о= (75…80)0; вертикальная плоскость - 2QВ0.5о= 190. Углы обзора пространства увеличены и составляют: ФАЗ = 350 (± 17,50); ФУМ = 90 (-1…+8)0. Благодаря узким диаграммам направленности обеспечивается хорошая разрешающая способность по угловым координатам. Антенны К и Г последовательно записываются от передатчика секторного обзора через коммутатор антенн (рис.2). Рис.10. Цикличность работы КА ПРЛ-6М2
Одинаковая вероятность обнаружения при секторном обзоре по К и Г обеспечивается одинаковой скоростью перемещения лучей диаграммы направленности антенн. При этом, в моменты близкие к реверсу привода ( скорость перемещения близка к нулю) антенны отключаются от передатчика. На время переключения приемники К и Г запираются, что защищает от пробоя их входные каскады. При выходе из строя передатчика секторного обзора может использоваться передатчик канала подавления. Такая возможность повышает надежность системы. Скорость качания антенн – 30 качаний в минуту. Конструктивно антенны основного канала по курсу и глиссаде представляют собой зеркальные антенны, выполненные в виде несимметричных вырезок из параболоида вращения с рупорными облучателями. Размер зеркала: антенна курса (АК) – 1,1мВ´3,5мГ; фокусное расстояние АК – 1,32 м; антенна глиссады (АГ) – 0,5мГ´5,0мВ; фокусное расстояние АГ – 1,05 м. Облучатели АК и АГ конструктивно схожи и представляют собой двухрупорные облучатели энергия к которым подводится в соотношении 1:1 для канала глиссады и 5:1 для канала курса. К верхнему рупору облучателя АК подводится большая часть энергии. Такое распределение энергии позволяет создать ДН АК с большей крутизной в области малых углов, что снижает интенсивность отражений от земной поверхности. Антенна приема активного ответа представляет собой волноводно-щелевую антенную решетку, состоящую из вертикального ряда 5 продольных щелей (рис.3), прорезанных в широкой стенке прямоугольного волновода. Запитка выполняется при помощи штыря, расположенного в середине задней широкой стенки волновода. Высота антенны приема активного ответа 1,47 м. Щели прорезаны слева и справа от осевой линии волновода на расстоянии l/2. Это сделано для обеспечения синфазной запитки и уменьшения габаритных размеров антенны. Ширина щелей и их расположение относительно оси антенны задают необходимое амплитудное распределение электромагнитного поля и обеспечивают получение диаграммы направленности необходимой формы.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 398. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |