Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Российская Федерация в системе мирохозяйственных связей. Ретроспективный анализ процесса формирования комплекса внешнеэкономических связей Российской Федерации.




 

 

После развала СССР в 1991 г. стала актуальна проблема достижения Россией соответствующего ее потенциалу места в мировой эко­номике. При этом следует отметить некоторую противоречивость позиций РФ в современном мировом хозяйстве.

Так, с одной стороны, в результате распада существовав­ших некогда мировой социалистической системы хозяйства и Советского Союза Россия заняла ныне своего рода промежуточное положение между наиболее продвинутыми в экономи­ческом отношении и развивающимися странами (страна с переходной экономикой). По многочис­ленным оценкам специалистов, распад СССР означал для Рос­сийской Федерации ощутимые геополитические потери и за­метные осложнения во взаимодействии ее с мировым сообще­ством.

Так, геополитическое положение значительно ухудшилось. Западная граница отодвинулась к востоку, государства Балтии, Украина, Белоруссия отгородили Россию от стран Европы на сотни км. С Европой граничит лишь небольшая территория Калининградской области, представляющая собой анклав, т.к. не граничит с Россией. Южная граница резко продвинулась к северу. Казахстан отделил Россию от стран Средней Азии, через которую осуществлялись связи с Ближним и Средним Востоком. Страна лишилась половины морских порт Балтийском и Черном морях, значительной части морского флота (почти всего танкерного флота). Железнодорожные и шоссейные дороги и трубопроводы Росс запад и юг стали проходить по территориям иностранных государств. Важным фактором является и то, что у России более протяженная граница.

Значительно ослабли позиции России в экономическом плане. Как известно, на протяжении четырех послевоенных деся­тилетий положение Советского Союза в мировом хозяйстве да­вало основания рассматривать его как развитую в экономичес­ком и научно-техническом плане державу. В этот период по совокупному эко­номическому потенциалу и абсолютным размерам ВВП СССР занимал второе место после США. Его положение в качестве одной из сверх­держав поддерживалось в немалой степени и военно-стратеги­ческим паритетом с США.

Тем не менее, по ряду показателей — объем ВВП на душу населения, производительность труда в промышленности и сель­ском хозяйстве, качество жизни, степень включенности в ми­рохозяйственные связи, структура экспорта (в котором зачас­тую превалировали товары сырьевой группы) — СССР заметно отставал от уровня группы промышленно развитых государств, что еще более проявилось после его распада.

Сегодня Россия утратила 1/3 потенциала СССР: 1/3 территории, более 40% на­селения, более 30% объема производственных фондов. Распад СССР и переход к рынку обусловил серьезный экономический кри­зис, который охватил все сферы российской экономики. Это не­посредственно сказалось на утрате многих внешнеэкономических позиций в мировом хозяйстве, которые прежде контролировались советскими хозяйственными организациями и предприятиями. Проявилась достаточно слабая обеспеченность России продовольствием, готовыми из­делиями производственного и личного потребления и т.д. Более того, продолжав­шийся и в годы самостоятельного развития вследствие недо­статка инвестиций износ основных производственных фондов привел к существенному старению парка машин и оборудова­ния.

Что касается внешнеэкономических связей России, важно отметить, что она унаследовала 70% объема внешнеэкономических связей СССР. После распада СССР внешний товарооборот резко сократился в два раза.

Главными торговыми партнерами России являются Германия, США, Италия, Нидерланды, Великобритания, Финляндия. Из числа государств ближнего зарубежья – Украина, Белоруссия, Казахстан.

Внешнеэкономические связи России со странами, бывшими ранее республиками СССР, обладают рядом особенностей, по­зволяющих выделить их в особую группу. Традиционно эти связи характеризуются несбалансированно­стью обмена, что выражается в превышении объема экспортных поставок из России по сравнению с величиной импортных по­ступлений из стран СНГ. Это означает, что часть создаваемого национального дохода России передается на нужды других рес­публик. Россия поставляет в страны СНГ энерго-сырьевые ресур­сы по внутренним ценам, которые все еще часто ниже мировых. Однако даже в этом случае сохраняется необходимость кредитования других стран СНГ со стороны России для покупки ими энергоносителей и других российских товаров.

Как известно, немаловажным фактором развития экономи­ки России и включения ее в мирохозяйственные связи могли бы стать иностранные инвестиции.

На современном этапе российская экономика представляет известный интерес как объект для приложения капитала, несмотря на противоречивость и сложность социально-экономи­ческого положения России.

Невысокая пока в целом активность иностранных инвесто­ров связывается также с различными условиями привлечения и использования иностранных капиталовложений в РФ, замет­но сдерживающими их приток в страну.

Так, согласно экспертной оценке, на величину годового притока средств из-за рубежа ныне отрицательно влияют не­совершенство законодательной базы в России, спад производ­ства и экономическая стагнация, значительность теневой эко­номики, низкий платежеспособный спрос на внутреннем рынке, а также растущая внешняя задолженность РФ.

В 2000 г. на долю США приходилось 31,8% общего объема поступивших в РФ иностранных валютных инвестиций, а удельный вес Герма­нии составил 18,3%.

По-прежнему крупнейшими реципиентами капиталовложе­ний из-за рубежа в отечественной экономике оставалась про­мышленность, финансовый и банковский секторы, коммерчес­кая деятельность по обслуживанию рынка (2/5 всех полученных средств).

Сегодня к проблемам России добавляется проблема вывоза капитала. На 01.01.2000 г. сумма внешнего долга достигла 150,6 млрд. долл. Особую остроту эта проблема принимает с учетом долговых обязательств других стран перед Россией, которые в большинстве случаев возвращены не будут.

Тем не менее, несмотря на все сложности, Россия обладает значительным потенциалом, позволяющим ей занять достойное место в системе мирового хозяйства. Многое будет зависеть от того, насколько скоро и ус­пешно нам удастся преодолеть экономический кризис. Пока можно говорить только об отсутствии падения темпов экономи­ческого развития, но не об экономическом росте. Многое будет зависеть от направленности и содержания структурных преоб­разований, от того, насколько удастся сохранить огромный на­учно-технический потенциал. Это обеспечит необходимый им­пульс развитию отраслей машиностроения, химии, производства наукоемких технологий. Приоритетное развитие этих отраслей позволит побороть неблагоприятные диспропорции в нашем на­родном хозяйстве, когда продукция добывающих отраслей пре­восходила объем производства обрабатывающих отраслей.

Другим важным фактором, способствующим укреплению по­зиций России на мировых рынках, является эффективная внеш­неэкономическая политика. Ее содержание, как уже было отме­чено, касается выработки действенных средств стимулирования внешнеэкономических связей. Здесь главное место должно при­надлежать таможенным тарифам. Кроме того, внешнеэкономи­ческая политика должна выработать четкие приоритеты своего воздействия. Среди этих приоритетов наиболее важными явля­ются: существенное улучшение структуры внешнеэкономических связей в пользу продукции наукоемких отраслей, достижение рав­ноправного уровня торговли с развитыми странами Запада, воз­вращение российских экспортеров на многие некогда утраченные позиции в мировой торговле.

Существенным элементом улучшения позиций России в ми­ровом хозяйстве является решение проблем урегулирования внешней задолженности. Урегулирование долговых вопро­сов делает нашу страну реально кредитоспособной и обеспечива­ет благоприятные условия для укрепления внешнеэкономического потенциала.

Найти свое место в мировой экономике сегодня Россия пытается во многом за счет участия в международных организациях.

Ныне Россия участвует в 300 международных организациях. Огромно значение ООН и системы международных экономичес­ких организаций, действующих под ее эгидой. В большинстве его органов активно работают российские специалисты как на постоянной основе, так и в качестве приглашенных экспертов.

Следует обратить внимание на характер и степень участия России в таких крупных и предста­вительных международных организациях, как Всемирная ор­ганизация здравоохранения (ВОЗ), Международная организа­ция труда (МОТ), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН.

До начала 90-х годов Россия не являлась членом Междуна­родного валютного фонда и Международного банка реконструк­ции и развития. Россия вступила в эти организации лишь в 1992 г. Участие в них открыло более широкие возможности для получения ресурсов на цели реструктурирования экономики и развития, поскольку соглашения с МВФ являются положительным сигналом для других инвесторов. Достижение соглашений с МВФ также позволяет прийти к соглашениям о переоформлении российской внешней задолженности, большая часть которой представляет долги бывшего СССР, с Парижским и Лондонским клубами.           

Весьма важно и то, что, являясь членом международных валютно-финансовых и кредитных организаций, Россия приобща­ется к богатому опыту регулирования валютной, кредитной и финансовых сфер, накопленному мировым сообществом.

Однако вступление в международные организации, в частно­сти в МВФ, налагает на Россию обязательства, выполнение ко­торых требует принятия в ряде случаев трудных политических решений. Россия так же сотрудничает с европейским банком реконструкции и развития.

Некоторые программы в России ЕБРР ведет совместно с МБРР. Так, продолжается осуществление проекта развития финансовых учреждений, который правительство РФ реализует за счет займов от МБРР (200 млн долл.) и ЕБРР (100 млн). В ре­зультате должна повыситься надежность ряда ведущих россий­ских банков, расшириться и улучшиться набор предоставляемых ими услуг.

Немалые надежды питает Россия и по отношению вступления в ВТО.

 

Однако на пути России в ВТО стоит ряд препятствий:

· признание России как государства с полноценной рыночной экономикой, причем не только на политическом уровне, но и на научном, основующимся на серьезном экономическом анализе;

· требование ВТО о снижении российских импортных тарифов до среднего уровня в 5-7%;

· необходимость принятия Россией обязательств по объявлению конкурса (тендера) на каждую госзакупку стоимостью свыше 300 тыс. долл.;

· прекращение практики государственных экспортных субсидий отечественным производителям (например, по авиотехнике).

 

Российская Федерация и процессы экономической интеграции на постсоветском пространстве: мотивы участия, оценка результативности, пути дальнейшего развития (СНГ, Союзное государство России и Белоруссии, ЕврАзЭс, Таможенный союз).

 

Россия, традиционно и активно участвовавшая в интеграционном взаимодействии, в настоящее время стремится найти свое место в современных интеграционных процессах. Этого требует ее экономическая безопасность, тенденции развития, как мировой, так и национальной экономики. Развитие России может быть успешным лишь при условии самого активного участия в региональной интеграции как одном из путей интеграции в экономику глобальную.

РФ включилась в процессы интеграционного взаимодействия в начале 1990-х гг. в связи с возникновением после распада СССР целого ряда межгосударственных группировок, состоящих из бывших союзных республик. В 1991 г. образовалось Содружество независимых государств (СНГ); в 1999 г. было создано Евразийское экономическое сообщество – ЕврАзЭС; наконец, в 2003 г. было принято решение о начале формирования Единого экономического пространства (ЕЭП).

Помимо постсоветского пространства, Россия расширяет свою интеграционную деятельность в других направлениях. Развивается экономическое взаимодействие РФ в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Наша страна является участником Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), где «защитила» свой индивидуальный план действий.

С разной степенью интенсивности и результативности Россия взаимодействует также с некоторыми интеграционными блоками, такими, как ЕС (посредством реализации концепции «четырех общих пространств» с Европейским Союзом), АСЕАН, МЕРКОСУР, ССАГПЗ, СААРК и др., являющимися главным образом внешнеторговыми партнерами нашего государства.

Однако роль внешнего фактора развития российской экономики остается преобладающей. Поэтому для РФ важно совершенствовать эту составляющую своего национального хозяйства за счет диверсификации, как товарной структуры внешней торговли, так и ее географии, а также углублять сотрудничество в экономических интеграционных объединениях, прежде всего, на постсоветском пространстве. При этом страны СНГ продолжают оставаться одним из основных и перспективных рынков сбыта российской продукции, особенно обрабатывающих отраслей промышленности.

Каковы же цели и особенности участия России в интеграционных объединениях на постсоветском пространстве?

На сегодняшний день РФ является участником следующих интеграционных инициатив на постсоветском пространстве: Содружество независимых государств (СНГ); Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС); Единое экономическое пространство (ЕЭП).

По степени интеграции и значению на первом месте среди названных блоков по праву остается СНГ. Развитие и углубление взаимного торгово-экономического сотрудничества в рамках Содружества является одним из важных направлений интеграционной политики России.

Обращает на себя внимание тот факт, что в 2000–2008 гг. Россия являлась для стран СНГ, за исключением Туркменистана, как основным источником импорта, так и главным экспортным рынком, что во многом объяснялось его масштабами. В то же время торговля между странами СНГ (без учета России) последовательно сокращалась. Такого рода асимметрия в географической структуре торговых потоков и зависимость от одного рынка в рамках СНГ делает страны данного региона очень уязвимыми от экономической ситуации, складывающейся в России.

Внешнеторговый оборот РФ со странами СНГ (см. табл. 2) вырос в 2007 г. на 27,4% — до 82,419 млрд долл. Доля стран СНГ в общем объеме экспорта России увеличилась за год с 14,3% до 15,1%, в общем объеме импорта снизилась с 14,9% до 14,2%.

В 2008 г. внешнеторговый оборот России составил 735 млрд долл. (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь), в том числе со странами СНГ — 106,5 млрд долл. (рост на 29%). Сальдо торгового баланса России со странами СНГ в 2008 г. по сравнению с 2007 г. возросло и составило 33,3 млрд долл. против 22,8 млрд долл. в 2007 г.

Внешнеторговый оборот России в январе-апреле 2009 г., по данным таможенной статистики, со странами СНГ составил 18 млрд долл. (снижение на 46,5%), в том числе экспорт — 12,3 млрд долл. (снижение на 45,4%), импорт — 5,7 млрд долл. (снижение на 48,9%).

Сокращение стоимостного объема торговли России со странами СНГ в январе-апреле 2009 г. по сравнению с январем-апрелем 2008 г. произошло как за счет падения средних цен экспортированных товаров, так и по причине снижения физических объемов экспортных поставок.

 

Товарооборот России со странами ЕврАзЭС в 2008 г. составил 60,08 млрд долл., в том числе по экспорту — 41,1 и по импорту — 18,9 млрд долл.

 

Таким образом, торговые, и в целом интеграционные процессы в СНГ связаны, прежде всего, с Россией, т.к. она — естественное ядро СНГ. Из всех постсоветских республик на нее приходится свыше трех четвертей территории, почти половина населения и более двух третей ВВП. Как РФ, так и страны СНГ придерживаются точки зрения, что от позиции России с ее человеческим, территориальным, ресурсным и экономическим потенциалом зависит реализация многих задач и проектов в СНГ, ЕврАзЭС и др.

Помимо взаимной торговли, Россия в рамках интеграционного взаимодействия осуществляет со странами СНГ сотрудничество в топливно-энергетическом комплексе, инвестиционной сфере, в области транспорта, межрегиональное и межведомственное сотрудничество.

Можно выделить структурные факторы, затрудняющие интеграцию России и стран СНГ: несоответствие сложившихся структур хозяйства бывших союзных республик потребностям их становления и развития как независимых государств; низкий технический уровень производства, предопределивший неконкурентоспособность производимой продукции даже внутри СНГ по сравнению с импортируемой из стран дальнего зарубежья; отсутствие у России передовых технологий, что толкало остальные республики на поиск внешних партнеров; потребность новых государств в глубокой перестройке структуры производства, изменениях товарной номенклатуры и географической направленности их хозяйственных связей между собой и с третьими странами.

Для устранения указанных проблем и реализации возможных выгод и с учетом сложившейся в настоящее время ситуации — глобальной, региональной и внутристрановой — в СНГ необходима разработка новых механизмов интеграционного сотрудничества, которая учитывала бы как важность интеграции в рамках Содружества, осознанную государствами, политику третьих стран, других факторов, как в рамках СНГ, так и за его пределами. Эти новые интеграционные механизмы должны учитывать как позитивные, так и негативные аспекты советского опыта и неудачи после распада СССР.

В значительной степени такое положение вещей наблюдается и в рамках Евразийского экономического сообщества и Единого экономического пространства на территории СНГ.

Таким образом, участие РФ в ряде региональных интеграционных инициатив рассматривается нашей страной как основа создания наиболее благоприятных условий для встраивания национальной экономики в систему мирового хозяйства.

Цель внешнеэкономической политики в долгосрочной перспективе — создание условий для достижения лидирующих позиций России в мировой экономике на основе эффективного участия в международном разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства. Достижение этой цели предполагает, в том числе, создание интегрированного евразийского экономического пространства совместного развития, а именно:

— укрепление Союзного государства, формирование Таможенного союза и единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС, формирование общего энергетического рынка государств-членов ЕврАзЭС, создание совместных финансовых институтов развития;

— реализация системы проектов по формированию совместной транспортной и энергетической инфраструктуры, а также в области сельского хозяйства и других чувствительных для стран СНГ сферах;

— создание механизма содействия кооперации и взаимным инвестициям стран СНГ;

— формирование условий для свободного перемещения граждан в рамках единого экономического пространства, создание общего культурно-образовательного пространства со странами ЕврАзЭс и другими странами-соседями на евразийском пространстве (создание сети необходимых международных договоров).

Эти механизмы призваны содействовать дальнейшему социально-экономическому прогрессу страны, модернизации ведущих отраслей экономики и транспортной инфраструктуры, привлечения и использования мирового опыта хозяйствования — на уровнях предприятия, региона и всей страны.

России не следует пренебрегать и теми возможностями, которые дает финансовая интеграция как элемент механизма взаимодействия в рамках блоков. Формирование действенного валютно-финансового института может и должно стать важнейшей задачей РФ уже в краткосрочной перспективе.

В условиях глобального кризиса возрастают возможности усиления регионального интеграционного сотрудничества на постсоветском пространстве, консолидации стран СНГ вокруг России. Россия, как обладательница значительных золотовалютных резервов, привлекательным источником безвозмездной финансовой помощи, стабилизационных кредитов, направленных на преодоление последствий кризиса и др. видов финансовой поддержки.

Оказание финансовой поддержки в сложившихся условиях дает России потенциальную возможность усилить свои позиции на постсоветском пространстве, несмотря на гибкую и разновекторную — в зависимости от собственных интересов — политику лидеров стран СНГ. При этом мы согласны с точкой зрения, что «кредитовать другие государства можно и нужно, но только тогда, когда четко прописаны правила игры и понятно, какие именно экономические или политические выгоды, причем в самое ближайшее время, а не в туманном будущем, получит взамен Россия». [8]

Наконец, необходима более последовательная и настойчивая работа — на всех уровнях, во всех направлениях — по реализации разработанных концепций и более целенаправленное отстаивание интересов страны в рамках ее экономического интеграционного взаимодействия на международном уровне. Это позволит обеспечить экономическую безопасность РФ, реализацию интересов государственных и предпринимательских кругов, и в, конечном итоге, социально-экономический прогресс Российской Федерации.

 

Построение единого правового механизма таможенного регулирования в ЕврАзЭС: проблемы и перспективы

 

Основными проблемами в правовом регулировании интеграционных процессов в ЕврАзЭС являются:

наличие большого числа межгосударственных соглашений, зачастую противоречащих друг другу;

отсутствие взаимосвязи принимаемых документов с реальными потребностями интеграционных процессов;

отсутствие мониторинга воплощения в жизнь принимаемых документов: многие соглашения для внедрения в повседневный оборот государств-членов требуют, помимо процедуры инкорпорации в государствах-членах, принятия изменений и поправок в национальное законодательство, а также корректировки существующих международных соглашений;

общественность, научный мир фактически отстранены от процесса выработки и принятия решений в Сообществе;

нормотворческий процесс в ЕврАзЭС отличается недостаточной проработанностью, зачастую многие соглашения дублируют, а в отдельных случаях даже противоречат друг другу.

 

Необходимо отметить, что особенностью гармонизационного процесса в ЕврАзЭС является ведущая роль российского Таможенного кодекса. Во многих случаях на его основе разрабатываются национальные таможенные законодательства других государств-членов. Однако это может негативно сказаться на всем процессе таможенного регулирования в ЕврАзЭС, поскольку при выработке общих принципов регулирования для всего Сообщества нельзя исходить из детально разработанного национального законодательства, каким бы совершенным оно ни было. Более того, к текущему таможенному законодательству России предъявляются существенные замечания.

Отсутствие концепции создания реально действующего таможенного союза в рамках ЕврАзЭС также является фактором риска. Понимание необходимости образования единой таможенной территории, выработки единообразного порядка взимания пошлин само по себе не означает существование концепции развития этого образования.

Серьезным риском является отсутствие определенности в вопросе о юридической силе Основ таможенного законодательства ЕврАзЭС: будет ли это акт прямого действия или он будет носить рекомендательный характер. Необходимо отметить, что пока еще не пройдена стадия концептуализации механизма имплементации норм правовой системы Сообщества в национальные правовые системы: потребует ли это внесения изменений в конституционное законодательство государств-членов или нет. Аналогична ситуация и с механизмом согласования нормативного материала в рамках правовой системы Сообщества.

Применение унифицированных норм таможенного регулирования должно подкрепляться системой контроля за их применением. Эта система должна регулироваться как национальным законодательством (в части осуществления таможенного контроля государственными администрациями), так и правовой системой Сообщества.

В связи с этим представляется достаточно обоснованной идея о разработке специального механизма, который смог бы эффективно и оперативно обеспечивать мониторинг таможенного законодательства, выявлять расхождения в текстах национальных законов и Киотской конвенции в сфере применения конкретных таможенных процедур и режимов. Возможно, потребуется создание специального института, который займется вопросами унификации таможенных процедур по примеру такого авторитетного органа, как Международный институт унификации частного права (УНИДРУА).

 

Внешняя торговля Российской Федерации: структура товарооборота, его значения в абсолютном выражении, тренды в изменении абсолютных показателей, основные статьи экспорта-импорта, ключевые торговые партнеры Российской Федерации.

+ лекции гольдберга

 

Экспорт и импорт России важнейших товаров за январь 2010 г.

По данным таможенной статистики в январе 2010 года внешнеторговый оборот России составил 35,0 млрд.долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с январем 2009 года возрос на 32,2%, в том числе со странами дальнего зарубежья – 29,8 млрд.долларов США (рост на 30,1%), со странами СНГ – 5,2 млрд.долларов США (рост на 45,9%).

 

Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 15,7 млрд.долларов США, что на 6,6 млрд. долларов США больше, чем в январе 2009 года. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 13,7 млрд.долларов США (рост на 5,9 млрд.долларов США), со странами СНГ – 2,1 млрд. долл. США (рост на 0,8 млрд.долларов США).

 

Экспорт России в январе 2010 года составил 25,4 млрд.долларов США и по сравнению с январем 2009 года увеличился на 42,6%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 21,7 млрд.долларов США (рост на 41,5%), в страны СНГ – 3,7 млрд.долларов США (рост на 49,3%). Увеличение стоимостного объема экспорта в январе 2010 года по сравнению с январем 2009 года было обусловлено как ростом средних цен экспортируемых Россией товаров, так и увеличением физических объемов экспортных поставок. Индекс средних цен экспорта в январе 2010 года составил 119,3%, а индекс физического объема экспорта - 115,9%.

 

Основу российского экспорта в январе 2010 года в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 74,9% (в январе 2009 года – 71,0%).

 

В январе 2010 года по сравнению с январем 2009 года стоимостной объем топливно-энергетических товаров увеличился на 49,2%. Среди товаров топливно-энергетического комплекса сократились физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья газа природного – на 18,3%, электроэнергии – на 14,9%, нефтепродуктов – на 2,0%, в том числе: бензина автомобильного – на 22,7%, дизельного топлива – на 6,4%. При этом возросли физические объемы экспорта угля каменного – на 82,8%, жидкого топлива – на 3,5%. Физические объемы поставок сырой нефти остались на уровне января 2009 года.

 

В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья доля металлов и изделий из них снизилась с 12,1 % в январе 2009 года до 10,6% в январе 2010 года. Стоимостной объем экспорта указанных товаров возрос по сравнению с январем 2009 года на 23,6%. Физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них возросли на 17,8%, в том числе: полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 10,6%, проката плоского из железа и нелегированной стали – на 24,7%; снизились физические объемы экспорта ферросплавов – на 5,5%, чугуна – на 9,8%. Физические объемы поставок меди и никеля возросли на 58,1% и 21,1% соответственно, а алюминия снизились на 11,7%.

 

В товарной структуре экспорта доля продукции химической промышленности в январе 2010 года составила 5,4% (в январе 2009 года – 6,9%). По сравнению с январем прошлого года стоимостной объем этой продукции увеличился на 10,4%. Физические объемы поставок пластмасс и изделий из них возросли на 54,5%, каучука – на 93,7%, метанола – на 37,7%, удобрений – на 7,4%, в том числе: азотных удобрений – на 5,0%, калийных удобрений – на 47,3%.

 

Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в январе 2010 года составила 2,2% (в январе 2009 года – 2,4%). Стоимостной объем данной товарной группы увеличился по сравнению с январем 2009 года на 29,4%. По сравнению с январем 2009 года возросли физические объемы экспорта необработанных лесоматериалов на 23,3%, пиломатериалов – на 45,6%, фанеры – на 87,5%, бумаги газетной – на 27,9%.

 

Доля экспорта продовольственных товаров в январе 2010 года составила 2,2% (в январе 2009 года – 1,9%). Стоимостной объем поставок продовольственных товаров увеличился по сравнению с январем 2009 года на 64,2%. Физические объемы поставок пшеницы увеличились на 84,3%, ячменя – в 2,8 раза.

 

Доля экспорта машин и оборудования в январе 2010 года составила 1,6% (в январе 2009 года – 3,7%). Стоимостной объем поставок электрооборудования возрос на 27,0%, вместе с тем сократились поставки средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) на 82,3%, механического оборудования – на 40,4%, железнодорожного оборудования – на 29,7%.

 

В экспорте в страны СНГ в январе 2010 года доля топливно-энергетических товаров составила 64,0% от всего экспорта в эти страны, что на 15,5 процентных пункта выше, чем в январе 2009 года. Стоимостной объем экспорта топливно-энергетических товаров увеличился по сравнению с январем 2009 года в 2,4 раза. Физические объемы экспорта угля каменного возросли в 2,1 раза, кокса – на 71,2%, газа природного – в 3,8 раза, керосина – на 21,0%. Поставки нефти сырой снизились на 16,8%, нефтепродуктов – на 33,9%, в том числе: бензина автомобильного – на 11,1%, дизельного топлива – на 55,9%.

 

В товарной структуре экспорта в страны СНГ доля металлов и изделий из них в январе 2010 года составила 7,4% (в январе 2009 года – 11,3%). Стоимостной объем данной товарной группы увеличился по сравнению с январем 2009 года на 17,6%. Физический объем экспорта черных металлов и изделий из них возрос на 49,5%, в том числе: проката плоского из железа и нелегированной стали – в 3 раза.

 

Доля машин и оборудования в январе 2010 года составила 8,1% (в январе 2009 года – 10,9%). Увеличение стоимостных объемов экспорта продукции машиностроения наблюдалось по всем товарным группам ТН ВЭД. Исключение составили средства наземного транспорта, кроме железнодорожного и инструменты и аппараты оптические, стоимостные объемы которых снизились по сравнению с январем 2009 года на 53,0% и 18,1% соответственно.

 

Доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в январе 2010 года составила 4,5% (в январе 2009 года – 10,8%). Стоимостной объем этих товаров снизился по сравнению с январем 2009 года на 24,6%.

 

Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре экспорта в страны СНГ в январе 2010 года составил 6,7% (в январе 2009 года – 8,0%), лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий – 3,4% (5,5%). Стоимостные объемы экспорта указанных товарных групп возросли по сравнению с январем 2009 года на 48,9% и 9,9% соответственно.

 

Импорт России в январе 2010 года составил 9,6 млрд.долларов США и по сравнению с январем 2009 года увеличился на 11,0%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 8,1 млрд.долларов США (рост на 6,8%), из стран СНГ – 1,5 млрд.долларов США (рост на 38,5%).

 

Увеличение стоимости российского импорта в январе 2010 года по сравнению с январем 2009 года было обусловлено ростом средних цен импортируемых товаров, тогда как физические объемы импортных поставок остались практически на уровне прошлого года (98,8%).

 

В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в январе 2010 года приходилось 41,3% (в январе 2009 года – 44,2%). Стоимостной объем импорта машиностроительной продукции остался на уровне прошлого года (темп роста составил 99,7%). Закупки механического оборудования снизились на 12,6%, средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) – на 24,8%. Вместе с тем стоимостной объем импорта электрооборудования возрос на 34,9%. Физический объем ввоза легковых автомобилей сократился на 56,0%, грузовых – на 65,1%.

 

Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства составила 18,7%, что на 1,2 процентных пункта выше, чем в январе 2009 года. Стоимостной объем ввоза продовольственных товаров возрос на 13,7%. Физические объемы закупок мяса свежего и мороженого уменьшились на 8,0%, мяса птицы – на 3,3%, свинины – на 5,1%, кофе – на 4,4%. Физические объемы ввоза сыров и творога возросли на 13,6%, масла сливочного – в 2,7 раза, цитрусовых – на 2,7%, чая – на 9,2%, сахара-сырца – в 6,5 раза.

 

Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта составил 18,9% против 15,5% в январе 2009 года. Стоимостной объем ввоза продукции химической промышленности возрос на 29,7%. Физические объемы поставок продуктов неорганической химии уменьшились на 17,3%. Вместе с тем возросли поставки (физические объемы) лаков и красок на 29,9%, мыла и моющих средств на – 9,3%, пластмассы и изделий из нее – на 38,0%, каучуковых и резиновых изделий – на 50,8%.

 

Удельный вес импорта металлов и изделий из них в январе 2010 года составил 5,5% (в январе 2009 года – 5,1%). Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с январем 2009 года возрос на 15,7%. Физические объемы закупок черных металлов и изделий их них увеличились на 14,6%, в том числе: проката плоского из железа и нелегированной стали – в 2,2 раза.

 

В товарной структуре импорта из стран СНГ в январе 2010 года доля машин и оборудования составила 21,5% (в январе 2009 года – 29,8%). Стоимостной объем импорта данной товарной группы по сравнению с январем 2009 года сократился незначительно (темп роста составил 99,6%). Стоимостные объемы ввоза железнодорожного и механического оборудования сократились, соответственно, на 44,2% и 12,5%. Однако, стоимостной объем ввоза электрооборудования возрос в 2,2 раза.

 

Удельный вес металлов и изделий из них в товарной структуре импорта из стран СНГ в январе 2010 года составил 19,8% (в январе 2009 года – 12,7%), топливно-энергетических товаров – 17,4% (15,6%), продовольственных товаров и сырья для их производства – 13,1% (14,0%), продукции химической промышленности – 9,2% (11,9).

 

Рост стоимостных объемов импорта из стран СНГ по сравнению с январем 2009 года наблюдался по всем укрупненным позициям товарной номенклатуры, указанным выше. Так, импорт металлов и изделий из них увеличился в 2,2 раза, топливно-энергетических товаров – на 53,5%, продовольственных товаров и сырья для их производства – на 28,7%, продукции химической промышленности – на 5,7%.

 

Физические объемы импорта угля каменного возросли на 7,7%, нефтепродуктов – на 17,8%, сыров и творога – на 18,3%, цитрусовых – в 3,5 раза, продуктов, содержащих какао – на 21,0%, черных металлов и изделий из них – в 2,6 раза, пластмассы и изделий из нее – на 19,1%.

 

В страновой структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского Союза в январе 2010 года приходилось 51,5% российского товарооборота (в январе 2009 года – 50,1%). На страны СНГ в январе 2010 года приходилось 15,0% российского товарооборота (в январе 2009 года – 13,6%), на страны ЕврАзЭС – 8,2% (8,6%), на страны АТЭС – 18,4% (21,8%).

 

Основными торговыми партнерами России в январе 2010 года среди стран дальнего зарубежья были: Нидерланды, товарооборот с которыми составил 3,9 млрд.долларов США (186,8% к январю 2009 года), Китай – 2,5 млрд.долл.США (103,4%), Италия – 2,3 млрд.долл.США (112,5%), Германия – 2,2 млрд.долл.США (113,6%), Турция – 1,8 млрд.долл.США (121,5%), Польша – 1,5 млрд.долл.США (169,0%), Финляндия – 1,2 млрд.долл.США (140,3%), Япония – 1,0 млрд.долл.США (99,4%), США – 1,0 млрд.долл.США (105,0%), Франция – 0,9 млрд.долл.США (108,6%).   

 

 

2007

2008

2009

2010

Всего

577887

763464

495191

648869

Государства-участники СНГ

85624

110101

72195

97785

Страны Дальнего зарубежья

492263

653364

422996

551084

 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 317.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...