Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Международный рынок рабочей силы и международная трудовая миграция на современном этапе развития международных экономических отношений




 

Международная миграция рабочей силы возникла много столетий назад и за прошедшее с тех пор время претерпела серьезные изменения.

Международная миграция рабочей силы — перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую в поисках работы. Как процесс представляет собой единство эмиграции (выезд из страны на постоянное или временное, но продолжительное проживание в другой стране), иммиграции (въезд в страну на постоянное или временное, как правило, долговременное проживание из другой страны), реэмиграции (возвращение эмигрантов на родину к постоянному месту жительства).

В соответствии с классификацией МОТ различают пять основных типов современной международной миграции:

- переселенцы, переезжающие на постоянное место жительства;

- работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране;

- профессионалы, имеющие высокий уровень подготовки, соответствующее образование, практический опыт работы, а также преподаватели и студенты, перемещающиеся в мировой системе высшего образования;

- нелегальные иммигранты, в том числе иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся, тем не менее, трудовой деятельностью;

- беженцы — лица, вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой-либо угрозы.

В первой половине XIX в. преобладала международная миграция промышленных рабочих, то к концу XX в. наиболее активными мигрантами стали разорившиеся крестьяне. После Второй мировой войны на мировой рынок труда вышли научно-техническая интеллигенция и квалифицированные рабочие.

На труде иммигрантов держатся целые отрасли промышленности: во Франции они составляют 1/4 занятых в строительстве и 1/3 в автомобилестроении, в Бельгии — 50% всех горняков, в Швейцарии — 40% строительных рабочих.

Наиболее активная теоретическая разработка проблем международной миграции началась с конца 60-х гг. в рамках моделей экономического роста. Их основная идея заключается в том, что международное перемещение рабочей силы, как одного из факторов производства, оказывает влияние на темпы экономического роста, ее причиной являются межстрановые различия в оплате труда.

Сторонники неоклассического подхода считают, что эмиграция приводит к росту благосостояния принимающей страны, причем экономическое развитие государства, из которого происходит эмиграции, остается прежним или, во всяком случае, не ухудшается.

Неокейнсианцы признавали возможность ухудшения в результате миграции экономического положения страны, экспортирующей рабочую силу, особенно если эмигрируют высококвалифицированные работники. В этой связи широко обсуждалась идея введения налога на «утечку умов», доходы от которого предлагалось передавать в распоряжение ООН и использовать на нужды развития.

В последние годы при анализе миграции считается, что накопленный человеческий потенциал является важнейшей предпосылкой экономического развития, в рамках этой группы теорий международной миграцией объясняются различия в темпах экономического роста между странами.

Общепризнанным остается факт разделения причин международной трудовой миграции:

*экономические

· различия в уровнях экономического развития стран и, как следствие этого, различие уровней заработной платы в разных странах, жизни, социального обеспечения;

· различия в уровне обеспеченности отдельных стран трудовыми ресурсами;

· несоответствие количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов материально-технической базе национального производства;

· состояние национального рынка труда.

 

* неэкономические - политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и другие условия, ведущие к миграции, носящей зачастую стихийный, внезапный и даже массовый характер.

Интенсивность международной миграции рабочей силы в мировом хозяйстве зависит от ряда факторов:

- глобальный характер мирового экономического развития и растущая взаимозависимость стран;

- НТП, развитие которого сопровождается структурной перестройкой экономики, появлением новых профессий, изменением спроса на уже имеющиеся;

- развитие ТНК, способствующее соединению рабочей силы с капиталом, которые либо осуществляют движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы мира;

- фазы экономического цикла, на которых находится экономика отдельных стран и мировая экономика в целом: в фазе подъема спрос на рабочую силу, в том числе и иностранную, возрастает, в фазе кризиса — падает;

- процессы экономической интеграции в мировом хозяйстве, стимулирующие международную миграцию рабочей силы между объединяющимися странами, которые, как показывает практика, превращаются в новые центры притяжения рабочей силы из третьих стран;

- растущее осознание людьми широких экономических возможностей, которыми располагают другие страны, развитие и удешевление транспортных средств, расширение международной системы информации.

Использование иностранной рабочей силы приносит существенные выгоды странам иммиграции:

ü приток иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчает структурные (отраслевые и региональные) изменения в экономике страны;

ü экономия на обучении прибывающих рабочих и специалистов;

ü иностранная квалифицированная рабочая сила оплачивается ниже национальных кадров, поэтому фирмы экономят на издержках, и повышается конкурентоспособность производителей или продукции;

ü омоложение структуры трудовых ресурсов промышленно развитых стран, имеющих тенденцию к старению;

ü иммигранты, расширяя емкость внутренних товарных рынков, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания, а аккумулированные на их счетах в сберкассах значительные суммы денег могут быть использованы как дополнительный источник накопления принимающей страны;

Но иммиграция порождает в принимающих странах ряд проблем и противоречий:

ü обостряется ситуация на национальном рынке труда;

ü вследствие роста предложения на рынке труда усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной;

ü провоцируются национальные и этнические конфликты между коренным населением и иммигрантами.

 

Выгоды страны - эмигранта (отдающей):

  • эмиграция облегчает положение на внутреннем рынке труда;
  • после работы за границей в страну возвращаются обученные, более квалифицированные рабочие, вносящие динамизм в экономическое развитие страны;
  • для многих стран эмиграции переводы валютных средств эмигрантов становятся важным источником получения валюты.

Вместе с тем эмиграция наносит своим странам и экономический ущерб:

  • потеря части трудовых ресурсов в трудоспособном возрасте приводит к старению возрастной структуры населения;
  • теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов;
  • отрицательные последствия оттока квалифицированных специалистов и ученых.

 

Международная миграция рабочей силы на современном этапе имеет ярко выраженные особенности.

Ø Возрастание масштабов миграции.

Ø К концу XX в. центрами притяжения рабочей силы стали страны и регионы ускоренного экономического развития, а не «новые земли» и колонии, как ранее.

Ø Промышленно развитые страны продолжают оставаться главными мировыми центрами притяжения рабочей силы.

Ø Увеличение внутриконтинентальной миграции.

Ø Появление новых центров притяжения миграции. В настоящее время в мире сложились и функционируют 7 мировых центров притяжения рабочей силы: страны Западной Европы, Северная Америка, нефтедобывающие страны Ближнего Востока, Австралия, Азиатско-Тихоокеанский регион, страны Латинской Америки, страны Африки (Северная Африка и ЮАР).

Ø Сформировался круг государств «специализирующихся» на экспорте своих трудовых ресурсов: Югославия, Пакистан, Турция, Польша, Испания, Португалия, многие из стран с переходной экономикой.

Ø Среди трудящихся-мигрантов преобладают молодые люди (до 35 лет) преимущественно рабочих профессий.

Ø «Утечка умов» в современных условиях дополняется их диверсификацией (циркуляцией) не только по принципу «к капиталу», но и «одновременно с капиталом».

Ø Высок уровень нелегальной иммиграции во всех мировых центрах притяжения рабочей силы, что заставляет правительства ужесточать борьбу с ними.

Ø Усиление значения государственного и международного регулирования трудовой миграции.

Ø Усиление роли ТНК в миграционных процессах.

Миграционные процессы оказывают влияние на страны иммиграции и эмиграции. Естественно, что любое государство, осуществляя экономическую политику, не может не регламентировать процессы трудовой миграции. С этой целью оно проводит определенную миграционную политику. В промышленно развитых странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы.

Нужно отметить, что страна иммигрант, для снижения потока въезда, применяет различные ограничения (применение законодательства, зависит от колебаний конъюнктуры рынка труда, специальности и квалификации мигранта, от страны его происхождения.)

Страны эмигранты также проводят определенные меры, для снижения потока эмигрантов: стимулирование трудовой миграции; ограничение трудовой миграции; создание условий для реэмиграции; создание условии для адаптации реэмигрантов на родине.

Ведущая роль в регулировании процессов международной миграции принадлежит Международной организации труда (МОТ), имеющей статус специализированного учреждения ООН. Целями МОТ являются достижение всеобщего и прочного мира «на основе социальной справедливости» и улучшение существующих условий труда, что может быть достигнуто регламентацией рабочего времени (включая установление максимальной продолжительности рабочего дня), охраной труда, безопасностью и распространением всех названных норм на иммигрантов и т.п.

На международном уровне также действует Международная организация по миграции (MOM). Она разрабатывает программы, направленные на упорядочение миграционных потоков, оказание практической помощи в организации миграции.

Также большую работу проводят Управление Верховного комиссара по беженцам при ООН, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), ЮНЕСКО, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ), в Западной Европе — Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).

Таким образом, интенсивное развитие межстрановой трудовой миграции и процессов ее регулирования является одной из характерных черт развития МЭО в современных условиях.

 

 

24. Роль инфраструктурного базиса в международных экономических отношениях. Современное состояние транспортного и телекоммуникационного сегментов мирового хозяйства.

 

Телекоммуникационные услуги — это целенаправленная деятельность, результатом которой является полезный эффект, обеспечивающий потребности по передаче и приему информации с помощью специального оборудования. Успешное развитие международного бизнеса в современных условиях в решающей степени зависит от качества и бесперебойного предоставления разнообразных телекоммуникационных услуг, степени их надежности и технического совершенства. Телекоммуникационные услуги включают услуги документальной, междугородной и международной телефонной, местной (городской и сельской) телефонной связи, проводного вещания, радиосвязи, радиовещания, телевидения, спутниковой связи, радиопоиска (пейджеры), систем радиального действия и сотовых услуг. Решающую роль в развитии современного мирового бизнеса играют их технически новые формы.

На мировом рынке телекоммуникационных услуг начиная с 90-х годов прошлого века и в начале текущего столетия можно выделить следующие преобладающие тенденции:

— быстрое повсеместное увеличение общего объема этих услуг, появление все более эффективных и технически совершенных видов, таких как Интернет и сотовая связь

- рост масштабов и повсеместная диверсификация деятельности телекоммуникационных компаний, сопровождающаяся переходом телекоммуникационных операторов к предоставлению все более широкому кругу пользователей более разнообразного спектра услуг дальнейшая либерализация по оказанию деятельности телекоммуникационных услуг на национальных рынках, повышение их открытости, активное создание совместных предприятий с участием иностранных компаний-операторов все в большем количестве стран мира, сочетающаяся с процессами демонополизации на национальных телекоммуникационных рынках стран с переходной экономикой и развивающихся стран;

— нарастание конкуренции между телекоммуникационными компаниями-операторами на мировом рынке, сопровождающееся расширением географических границ их деятельности, повышением концентрации капитала в руках крупнейших транснациональных телекоммуникационных компаний-операторов в результате международных слияний и поглощений;

 

В динамике развития мирового рынка телекоммуникационных услуг в конце XX и в начале XXI в. можно выделить два основных этапа:

Первый этап — зарождение мирового рынка телекоммуникационных услуг, продолжавшийся до 1993 г. включительно, характеризуется очень умеренным ростом, что связано с тогда еще незначительным спросом на телекоммуникационные услуги, с явным преобладанием узкого круга монополий на национальных рынках.

На втором этапе формирования и роста мирового рынка телекоммуникационных услуг, который продолжается и в настоящее время, происходит значительное ускорение темпов роста в первую очередь за счет увеличения спроса на услуги сотовой связи и быстрого развития Интернета.

Происходит повсеместная либерализация национальных рынков телекоммуникационных услуг (т.е. процессы изменения форм государственного регулирования, когда на смену прямым методам регулирования (государственная собственность, государственные инвестиции и субсидии) приходят косвенные (денежно-кредитная и налоговая политика),

уже активно идут в ведущих странах на мировом телекоммуникационном

рынке услуг и постепенно перемещаются в страны с менее развитыми

рынками.), сопровождающаяся дальнейшей активизацией процессов слияния компаний. В то же время происходит и обратный процесс — активизация демонополизации крупнейших фирм и компаний прежде всего в странах со средним уровнем развития телекоммуникационного рынка (Чехия, Венгрия, Китай, Бразилия), только вступивших на путь более полной интеграции в мировой рынок.

Причинами столь быстрого увеличения темпов роста новых видов телекоммуникационных услуг являются не столько общее увеличение населения в мире и рост его доходов, но в первую очередь все возрастающее значение относительно новых факторов формирования рынка, характерных для последней четверти XX в.: бурного развития научно-технического прогресса, серьезных социально-экономических изменений общества, процессов дальнейшей либерализации деятельности в этой сфере как на национальном, так и на международном уровне, в рамках активно развивающихся процессов интернационализации и глобализации.

В современном мировом хозяйстве неуклонно растут масштабы компаний, действующих на мировом рынке телекоммуникационных услуг, и растет конкуренция между этими компаниями.

 

Развитие мировой экономики в значительной степени зависит от состояния международных торговых и иных связей, а это предопределяет центральную роль транспорта, который обеспечивает передвижение грузов, пассажиров, багажа и почты. Темпы развития на транспорте в прошедшем XX в. были настолько высоки, что достигнутые перемены сравнимы по своим масштабам с прогрессом за всю предыдущую историю транспорта. В XX в. возникли, начали практически функционировать

и стали важнейшими компонентами всей мировой экономики новые транспортные отрасли. Речь идет об автомобильном, авиационном и трубопроводном транспорте.

Колоссальную трансформацию претерпел основной традиционный вид транспорта — морской, на который приходится наибольшая часть грузооборота, особенно в международных перевозках. Радикальный прогресс меняет все технические характеристики: типы судов, их размеры, грузоподъемность, скорость, безопасность эксплуатации и т.д.

На суше железнодорожный транспорт вытеснил гужевой, который исчез (после тысячелетий существования) в развитых странах, хотя и сохраняется в наиболее отсталых и отдаленных регионах.

Однако сами железные дороги уже вскоре после своих первых успехов начали испытывать сильнейшую конкуренцию со стороны автомобильного транспорта. Правда, за это время территории европейских стран и США покрылись густой сетью железных дорог, и целый ряд великих железнодорожных магистралей, в том числе в России, пролегли на расстояния в тысячи километров, но развитие этого вида транспорта к началу XXI столетия все-таки явно замедляется. Очевидно, что железнодорожный транспорт сосредоточивается на грузоперевозках на дальние расстояния, тогда как грузопотоки на короткие и частично на средние расстояния составляют сферу работы автомобильного транспорта.

Динамично меняется и ситуация с перевозкой пассажиров. При общем быстром росте происходит перераспределение пассажиропотоков между видами транспорта. Межконтинентальные перевозки на дальние расстояния все больше осуществляются воздушным транспортом, тогда как пассажирские суда снижают долю своего участия, переключаясь на круизное обслуживание. На суше автомобили теснят в этой сфере железнодорожный транспорт, особенно на коротких и средних расстояниях. Внутренний водный транспорт в основном переходит на обслуживание туристов, сохраняя свою роль в перевозке пассажиров лишь в наименее обжитых, малоразвитых регионах.

В том, что касается перевозки грузов, весьма специфично положение с наливом, к которому относят главным образом сырую нефть, нефтепродукты, некоторые жидкие химикаты и сжиженный газ. Первоначально эти грузы перевозили в цистернах по железным дорогам и на специальных морских или речных судах (танкерах). Однако затем в связи со стремительным ростом потребностей мировой экономики, прежде всего в нефти и газе, возник новый вид транспорта — трубопроводный. Существующие проекты, включая те, которые находятся уже в стадии реализации, свидетельствуют, что развитие этого транспорта будет быстро продолжаться и в нынешнем XXI столетии.

Развитие транспортной отрасли стало возможным не только благодаря НТП (совершенствование машин, оборудования, материалов для изготовления), но и деятельностью крупнейших ТНК (что позволило реализовать эти изменения).

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 263.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...