Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Актуальные вопросы образования




гуманизация Особое внимание уделяется нравственному воспитанию человека
гуманитаризация Усиление внимания общества к изучению общественных дисциплин
интернационализация Создание единой системы образования для разных стран
компьютеризация Использование новых современных технологий обучения
фундаментальность выявление, изучение главного
демократизация Доступность образования для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются

                                    Мораль

Исторически сложившаяся система требований, норм и правил поведения
Признаваемое обществом за норму ценностей отношение человека к себе подобным и окружающему миру

1. Мораль принадлежность индивидуальная         

2. Мораль поддерживается в обществе одобрением или порицанием

3. Моральные нормы –в разных странах и разных культурах различаются

       Функции морали              воспитательная

регулирующая         ориентирующая

Каждый человек имеет моральную свободу(возможность и способность быть самостоятельной, творческой личностью). Она реализуется через моральный выбор (свободу личного решения). За нарушение норм морали человек несет моральную ответственность.

Высшая форма самообязательства – совесть                                           Совесть – соотнесение себя, своих поступков с чем-то, стоящим вне человека, а именно с системой ценностей. Источник моральных норм верующих – заповеди Бога.

                   Религия

Совокупность взглядов, представлений, верований и обрядов, основанных на вере в Бога, в высшие силы, объединяющая людей в одну общность.

                    Верования

политеистические                     монотеистические                              ( верующие в существование ( верующие в единого Бога)                                                      множества богов)                                                                                                                          Формы религии                                                                                     Магия- внутреннее величие и могущество, сила мудрости и знания.                                                                                                                                                                                               Тотемизм- поклонение рода животному или растению, как своему защитнику, дающему особую силу человека.                                                                                                             Фетишизм( фетиш от фр. – идол, талисман)-поклонение неодушевленному предмету, наделяемому сверхъестественной силой.                                                                                                                                                    Анимизм-вера в существование самостоятельных духовных сущностей. Посредника между человеком и духом назвали шаманом.

Ø Дуализм –учение о мире, основывающемся на двух противоположных началах. Человек обречен пребывать в вечном противоречии между телом и духом.

Национальные религии: конфуцианство– Китай                             ( сформировалась на рубеже VI-Vвв до.н.э и связано с именем философа Конфуция. Основа основ – уважение к старшим)                                                                              иудаизм –Израиль( религия еврейского народа, возникла в I тысячелетии до.н.э. Бог – Яхве, священная книга - Тора)

                     Мировые религии

буддизм                    христианство                     ислам

Буддизм – самая ранняя религия, возникла в Индии в VI-Vвв до.н.э. Основатель- Будда. Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти путь к спасению и, соблюдая заповеди, прийти к совершенству. Священное писание – «Трипитака.». В России буддизм исповедуют калмыки, буряты, тувинцы.                                                                                                                                              Христианство- вторая по времени возникновения мировая религия, возникла в I в н. э. Священная книга – Новый Завет, составляет вторую часть Библии. Творец мира – Бог, его сын Иисус Христос  Центральные идеи – идея греховности человека как причины всех его несчастий и идея избавления от грехов с помощью молитв и покаяния. 1054 г христианство раскололось на два самостоятельных крыла: православие и католицизм. Большинство российских христиан исповедуют православие                                     Ислам- самая поздняя религия. Возникла в Аравии в VIIв. Основатель – пророк Мухаммед. Священная книга – Коран, согласно которой человек трактуется как существо слабое, склонное к греху, не способное чего-то добиться в жизни самостоятельно. Ему остается надеяться на помощь Аллаха. В России ее исповедуют многие народы Кавказа и Повольжья.                    Жизнь не связанная с религией, определяется как – светскость. Принадлежность к определенной религии означает принадлежность к конфессии.                                                                                                                  Атеизм– неверие в Бога.

          Функции религии                       коммуникативная

Мировоззренческая               регулирующая

                           Искусство

Особая форма творческого сознания человека, в которой он осмысливает с помощью художественных образов окружающий мир.

Через искусство люди любуются прекрасным в природе, в человеке  Эстетика – наука о прекрасном 

        Теории происхождения искусства

Биологизаторская Искусство возникает из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта
игровая Потребность расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии
магическая Форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека
трудовая Полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов.

      Виды искусства (способ создания произведений)

простые                                 сложные                                    литература                              музыка                                           живопись                                кино                                                   графика                                   балет                                       скульптура                               театр                              архитектура     

                                    Функции искусства   

Наименование функции Ее содержание
воспитательная Формирует личность, чувства, мысли людей
эстетическая Формирует эстетический вкус и потребность человека
Общественно-преобразующая Оказывает идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества
Утешительно-компенсаторная Восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности
гедонистическая Доставляет людям удовольствие

Искусство – практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей                                                                         Культура

В широком смысле: культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе общественно-исторического развития                                                                                                                                                      В узком смысле: культура-только духовные ценности, созданные человечеством.                                                                                                                                                            

Виды   культуры

материальная                        духовная
Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира. Это то, что создано руками человека Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности . Это то, что создано мыслью человека – нормы, правила, ценности, идеи, обычаи

Культурное наследие – совокупность всех культурных комплексов, присущих народу.                                                                                   Культурные универсалии – нормы, ценности, традиции, которые присущи всем культурам                                       ( календарь, гигиена, медицина, этика).                                                                                         Формы культуры

народная массовая элитарная
Создают анонимные творцы, не имеющие профессиональной подготовки( мифы, сказки, песни, танцы)Фольклор – народное творчество связано с традициями данной местности Появилась в XXв. Удовлетворяет сиюминутные интересы людей, и поэтому ее образы быстро устаревают     ( эстрада, кино, цирк) Создается для привилегированного общества и непонятна простому обывателю( балет, классическая музыка)

                                   Разновидности культуры

доминирующая субкультура контркультура
Совокупность ценностей, верований, традиций, которой руководствуется большинство членов общества. Общество не однородно, распадается на множество групп, и каждой группе присуща своя субкультура. Часть общей культуры, присущая большой социальной группе. Отличается языком, манерами, одеждой, обычаями ее носителей( молодежная, профессиональная, криминальная) Противостоит доминирующей культуре(хиппи, панки, левые радикалы)

Функции культуры

Познавательная Формирование целостного представления о народе, стране, эпохе
Оценочная Осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций
Регулятивная Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности ( поведение, нормы морали)
Коммуникативная Сохранение, передача культурных ценностей.
информативная Осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.

                  Средства массовой информации ( СМИ)   

1.Совокупность всех каналов передачи информации.                                     ( газеты, журналы, листовки); телевидение, видео, Интернет.

2.Совокупность всех жанров, посредством которых реализуется все содержание массовой информации  ( интервью, репортаж, беседа, ток-шоу, анкета)

3. Оперативность и динамичность способствую тому, что быстро и эффективно воздействуют на духовную жизнь общества, на сознание народных масс .

4.СМИ способствует восприятию и усвоению людьми господствующих , и формируют однородную культуру.

                      Функции СМИ

Коммуникативная Установление контакта с массовой аудиторией .
Культурно-образовательная Участие в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей.
Рекламно-справочная Удовлетворение запросов в связи с различными увлечениями разных слоев общества
Идеологическая Оказание влияния на мировоззренческие основы и ценностные ориентации общества на самосознание людей

ІІІ.  Общество

   Мыслители об обществе.

надстройка
Карл Маркс ( 1813-1883. Формация – это определенная ступень исторического развития общества. Любое общество переживает последовательно несколько формаций.

       базис


Базис формации ( основная часть общества)-это совокупность производительных сил, обладающих навыками производственной деятельности людей и средства производства.

Общественная надстройка – государство, все политические институты, религия, вся духовная культура общества.                                                                                              Способы производства зависят от уровня развития производительных сил. Общественно-экономическая формация. К. Маркс

Первобытнообщинный способ производства Основан на присваивающем хозяйстве. Все были равны Первобытный коммунизм
рабовладельческий Переход к производящему хозяйству                                         (освоили земледелие и скотоводство, появились излишки материальных благ) Деление на классы Рабы и рабовладельцы
феодальный Главное средство производства - земля Феодалы и зависимые крестьяне
капиталистический Более развитые средства производства       ( мануфактуры, заводы, фабрики) Капиталисты, пролетариат (рабочие)

! РЕВОЛЮЦИЯ-механизм уничтожения капиталистической формации










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...