Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Программа учебного курса «Теории медиа и медиаобразования»




Пояснительная записка

Прежде, чем перейти к анализу теоретических концепций медиаобразования, необходимо рассмотреть основные теории в области масс-медиа, поскольку именно на них в той или иной степени опираются как российские, так и зарубежные медиапедагоги. Значительное влияние на формирование многих из этих теорий оказали классические труды Г.Лассуэла и М.Маклюэна. Анализ научной литературы показывает, что можно выделить следующие основные теории медиа: «инъекционную»,  «идеологическую» (марксистскую), семиотическую, культурологическую теории медиа, теорию «потребления и удовлетворения» и др.

        Анализ существующих в медиаобразовании концепций показал, что к «протекционистскому» («предохранительному», «прививочному»,  «защитному» и т.д.) подходу можно отнести как «инъекционную», «идеологическую», так и «эстетическую» теории медиаобразования. Ибо во всех случаях речь идет о том, что педагоги стремятся оградить учащихся от вредного влияния медиа, включая медиатексты низкого художественного качества; и противопоставить этому влиянию «классические культурные ценности» или лучшие современные произведения - книги, фильмы, телепередачи и т.д. В значительной степени такие подходы можно, наверное, назвать «дискриминационными» (“discriminatory”), так как во многих случаях деятели медиаобразования, придерживающиеся подобных взглядов, стремятся основывать свою работу на выбранных ими (а не учащимися) медиатекстах. Противники «протекционистских» подходов утверждают, что в центре медиаобразования должна быть личность учащегося, учет его интересов и вкусов, поэтому надо дать возможность аудитории не только развивать критическое мышление, то и умения отстоять свои медиапредпочтения.

       К «аналитическому» подходу в медиаобразовании можно, вероятно, отнести как теорию формирования критического мышления, так и семиотическую, культурологическую теории. Впрочем, идеологические и эстетические подходы в медиаобразовании также предполагают критический анализ медиатекстов (правда, с иными целями и задачами).

        Бесспорно, «практическая» теория медиаобразования в чистом виде существенно отличается от «протекционистской» или «аналитической». Однако анализ вышеупомянутых теорий показывает, что практические подходы в качестве составной части в том или ином виде присутствуют почти во всех концепциях медиаобразования. Что лишний раз свидетельствует о необходимости сбалансированности медиаобразовательного процесса. Конечно, плохо, когда педагог навязывает аудитории свои вкусы, пытаясь развивать личность через общение с высокими образцами медиакультуры. Но, думается, не лучше выглядит и позиция педагога, тщательно анализирующего на занятиях с учащимися этикетки от консервных банок и телерекламу прохладительных напитков, оправдывая свои действия словами, что в современной науке отсутствуют четкие критерии «хорошего» и «плохого» в художественных вкусах, как, впрочем, и в определении «высокого» и «низкого» качества медиатекстов.

       В выдвинутой А.В.Шариковым социокультурной теории медиаобразования сделана попытка преодолеть перекосы как теории развития критического мышления (с ее акцентом на «разоблачение» негативных или лживых тенденций в медиакультуре), так и во многом основанных на семиотической теории медиаобразования концепций «визуальной грамотности», «медиаграмотности», которым, как правило, свойственна асоциологичность, отрыв от социальных аспектов деятельности медиа.

        Так или иначе, в большинстве случаев теории медиаобразования подчинены центральной роли школьника, студента, что видится нам прогрессивной тенденцией, отвечающей принципам равенства, свободы, соразвития в психологических отношениях между педагогом и учащимися.

       Итак, актуальность данного учебного курса определяется настоятельной необходимостью изучения студентами теорий медиа и медиаобразования как эффективного средства развития творческой, самостоятельно и критически мыслящей личности в условиях интенсивного увеличения информационного потока. 

Объект учебного курса – процесс исторического развития теорий медиа и медиаобразования.

Предмет учебного курса – основные теории медиа и медиаобразования.

Цель учебного курса: историко-культурологический анализ развития теорий медиа и медиаобразования с точки зрения их использования в процессе обучения студенческой аудитории.

Задачи учебного курса:

-анализ основных терминов медиа и медиаобразования;

-характеристика основных этапов исторического развития теорий медиа и медиаобразования в мире;

-анализ современной социокультурной ситуации в контексте медиа и медиаобразования в разных странах мира;

-изучение и анализ конкретных теорий медиа и медиаобразования.

Методологическая основа: курс опирается на философскую концепцию М.Бахтина-В.Библера о диалоге культур, которая становится ключом к выявлению содержания изучаемого процесса исторического развития теорий медиа и медиаобразования; на содержательный и исторический подход – рассмотрение конкретно-исторического генезиса и развития теорий медиа и медиаобразования.

Методы: анализ научной литературы по теории медиа и медиаобразования, искусствоведению, культурологии, сравнительный анализ исторического развития теорий медиа и медиаобразования в разных странах, в различные периоды, использование игровых и творческих форм проведения практических занятий. Оценка производится с помощью специальных показателей студенческих знаний.

Место учебного курса в учебном плане вуза: курс связан со многими учебными дисциплинами, включая такие предметы, как «Педагогика», «История образования», «Психология», «Социология», «Политология», «История», «Мировая художественная культура», «Культурология», «Философия», «Эстетика», «Информатика», и др.

Для полноценного изучения данного учебного курса студентам необходимо четко представлять себе:

-ключевые понятия курса («медиа», «медиаобразование», «медиаграмотность», «медиапедагогика», «медиавосприятие», и др.);

-ключевые этапы исторического развития теорий медиа и медиаобразования в России и за рубежом;

-характерные особенности конкретных теорий медиа и медиаобразования в различные периоды и в разных социокультурных условиях;

-современную ситуацию в области развития медиа и медиаобразования;

Практическая значимость: в результате занятий студенты будут не только обладать запасом знаний по теории медиа и медиаобразования, но и уметь использовать эти знания в педагогической практике.

Тематический план учебного курса «Теории медиа и медиаобразования»

Название темы: Лекц. (час.) Практ. (час.)
1 Роль медиа и медиаобразования в современном мире 2 -
2 Терминология медиа и медиаобразования 2 -
3 «Инъекционная» теория медиа 2 -
4 Теория «потребления и удовлетворения потребностей» 2 -
5 Идеологическая (марксистская) теория медиа 2 -
6 Семиотическая теория медиа 2 -
7 Культурологическая теория медиа 2 -
8 «Инъекционная» теория медиаобразования 2 1
9 Теория медиаобразования как источника удовлетворения потребностей аудитории 2 1
10 Идеологическая (марксистская) теория медиаобразования 2 1
11 Семиотическая теория медиаобразования 2 1
12 Культурологическая теория медиаобразования 2 1
13 Практическая» теория медиаобразования 2 1
14 Теория медиаобразования как формирования «критического мышления» 2 1
15 Эстетическая (художественная) теория медиаобразования 4 2
16 Социокультурная теория медиаобразования 2 1
17 ИТОГО: 44 час. 34 10

 

Итоговая форма отчетности – экзамен.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 205.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...