Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕМА № 4. Типология уровней оценки (анализа) медиатекстов
Низкий уровень оценки (анализа) медиатекстов: «безграмотность» (то есть незнание языка медиа); неустойчивость, путаность суждений, подверженность внешнему влиянию, отсутствие интерпретации позиции героев и авторов медиатекста, умение пересказать фабулу произведения. Средний уровень: умение дать характеристику поступкам и психологическим состояниям персонажей медиатекста на основе фрагментарных знаний, способность объяснить логику последовательности событий в сюжете, умение рассказать об отдельных компонентах медиаобраза, отсутствие интерпретации авторской позиции (или примитивное ее толкование). Высокий уровень: анализ медиатекста, основанный на обширных знаниях, убедительной трактовке (интерпретации) авторской позиции (с которой выражается согласие или несогласие), оценке социальной значимости произведения (актуальности и т.д.), умение соотнести эмоциональное восприятие с понятийным суждением, перенести это суждение на другие жанры и виды медиа, истолковать название медиатекста как образное обобщение и т.д. При этом «интерпретацию» можно определить как процесс перевода сообщения, выраженного в языке медиа, на язык воспринимающего его индивида. ТЕМА № 5. Контент-анализ медиатекстов. Феномен их массового успеха Понятие о контент-анализе медиатекстов. Массовая медиакультура и причины ее успеха (фольклорность основы, развлекательная жанровая направленность, авторская интуиция, система «эмоциональных перепадов», опора на функцию компенсации, рекреацию, учет типологии медиавосприятия и др.). Наиболее популярные жанры и темы медиакультуры. Система рейтингов популярности медиатекстов у аудитории. Система возрастных рейтингов, ограничивающая спектр аудитории медиатекстов. ТЕМА № 6. Основные технологии социологических исследований в области медиакультуры и медиаобразования Виды, цели и задачи социологического анкетирования и тестирования в области медиакультуры и медиаобразования. Анализ характерных примеров (типы анкет, выявляющих наиболее популярные жанры, темы, функции, иные мотивы обращения аудитории разного возраста и пола к тем или иным медиатекстам, эффективность медиаобразовательных курсов и т.д.). Практические задания на разработку и проведения анкетирования и тестирования школьников. Методы математической обработки результатов социологических исследования в области медиакультуры и медиаобразования. ТЕМА № 7. Классификация показателей развития аудитории в области медиакультуры Показатели (критерии) развития молодежной аудитории по отношению к медиакультуре: «понятийный» (знания истории и теории медиакультуры, конкретных медиатекстов); «сенсорный» (частота общения с медиатекстами, умение ориентироваться в их потоке, то есть выбирать любимые жанры, темы и т.д.); «мотивационный» (эмоциональные, гносеологические, гедонистические, нравственные, эстетические мотивы контакта с медиакультурой); «оценочный» или «интерпретационный» (уровень восприятия, способность к аудиовизуальному мышлению, анализу и синтезу пространственно-временной формы повествования медиатекстов, к «отождествлению» с героем и автором, к пониманию и оценке авторской концепции в контексте структуры произведения); «креативного» (уровень творческого начала в различных аспектах деятельности на медиаматериале, прежде всего в перцептивной, художественной, исследовательской, практической, игровой др.).
Список литературы к учебному курсу «Социология медиакультуры» Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. Баженова Л.М., Собкин В.С., Шариков А.В. Возрастная динамика телевизионных ориентаций школьников//Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей и молодежи. – М.: Академия педагогических наук СССР, 1989. – С. 21-33. Баженова Л.М., Собкин В.С., Шариков А.В. Возрастная типология телевизионных ориентаций школьников// Телевидение и школа. – М.: Академия педагогических наук СССР, 1989. – С. 6-37. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. – М.: Наука, 1986. Брунер Дж. Психология познания. М, 1977. Васильева Т.В. Теле и радиоинформация. – Л.: ЛГУ, 1987. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. – 380 с. Жабский М.И, Тарасов К.А.., Фохт-Бабушкин Ю.У. Кино в современном обществе: Функции – воздействие – востребованность. – М.: Министерство культуры РФ, НИИ киноискусства, 2000. – 376 с. Засурский Я.Н., Вартанова Е.Л., Засурский И.И., Раскин А.В., Рихтер А.Г. Средства массовой информации постсоветсткой России. М., 2002. Зоркая Н.М. Уникальное и тиражированное. Средства массовой информации и репродуцированное искусство. - М.: Искусство, 1981. - 167 с. Короченский А.П. «Пятая власть»? Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. - Ростов: Международный ин-т журналистики и филологии, 2002. – 272 с. Левшина И.С. Как воспринимаются произведения искусства. - М..: Знание, 1986. - 96 с. Липков А.И. Проблемы художественного воздействия: принцип аттракциона. – М.: Наука, 1990. – 240 с. Мейлах В.С. Процесс творчества и художественное восприятие. - М.: Искусство, 1985. - 318 с. Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. СПб, 1996. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1971. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966. Нечай О.Ф. Ракурсы. О телевизионной коммуникации и эстетике. - М.: Искусство, 1990. - 119 с. Пензин С.Н. Кино в системе искусств: проблема автора и героя. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1984. – 188 с. Самохин В.Н. Эстетическое восприятие. – М.: Мысль, 1985. – 208 с. Собкин В.С. Телевидение и образование: Опыт социологических исследований 1980-90-х//Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Т. V. Вып. VII/Под ред. В.С.Собкина. – М., 2000. Собкин В.С., Шариков А.В. Особенности телевизионных предпочтений учащихся с разным социометрическим статусом// Телевидение и школа. – М.: Академия педагогических наук СССР, 1989. – С. 53-61. Собкин В.С., Шариков А.В. Психосемантический анализ функций телевизионного вещания для детей и юношества// Телевидение и школа. – М.: Академия педагогических наук СССР, 1989. – С. 38-52. Федоров А.В. Видеоспор: Кино - видео - молодежь. - Ростов: Ростов. книж. изд-во, 1990. - 80 с. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. – Ростов: ЦВВР. - 708 с. Федоров А.В., Новикова А.А. Медиа и медиаобразование//Alma Mater. Вестник высшей школы. – 2001. - № 11. – С. 15-23. Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. – М., 1996. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. – СПб.: Питер, 2004. – 397 с. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: проблема изучения и управления. – М.: Наука, 1986. – 236 с. Фролов С.С. Социология. – М.: Наука, 1994. Цимбаленко С.Б., Шариков, А.В., Щеглова С.Н. Российские подростки в информационном мире. - М.: Изд-во ЮНПРЕСС, 1998. - 45 с. Шариков А. Аудиториометрия: теоретический базис//Независимые медиаизмерения. – 1998. - Июль. – С. 6-12. Шариков А. Закономерности поведения городской телеаудитории в России//Независимые медиаизмерения. – 1998. - Июнь. – С. 31-37. Шариков А. Основные тенденции в исследованиях аудитории электронных СМИ//Прогресс технологий телерадиовещания: материалы Международного конгресса НАТ. – М.: Национальная ассоциация телерадиовещателей, 2001. – С. 115-118. Шариков А. Основные этапы развития сферы измерения аудитории СМИ//Независимые медиаизмерения. – 1998. - Май. – С. 22-27. Шариков А.В. Об исследовании возрастной динамики значимости телевизионных функций для школьников//Средства массовой коммуникации в воспитательной системе школы. – М., 1988. – С. 46-48. Шариков А.В. Основные количественные параметры телеаудитории//Независимые медиаизмерения. – 1998. - Август. – С. 6-10. Шариков А.В. От аудиториометрии к аудиториологии//Журналистика в 1998 году. Ч.IV. – М., 1999. – С.8-10. Шариков А.В. Ритмы городской телеаудитории М., 1997. Шариков А.В. Телевизионная аудитория и основные методологические проблемы ее измерения//Независимые медиаизмерения. – 1998. - Апрель. – С. 18-25. Шариков А.В. Темпоральные закономерности городской телевизионной аудитории России (опыт мониторинговых исследований 1994-1996 гг.)//Телерекламный бизнес (информационно-аналитическое обеспечение)/Сост. и ред. В.П.Коломиец. – М.: Международный институт рекламы, 2001. – С. 109-143. Шариков А.В. Что смотрят школьники?//Магистр. – 1992. - №3. - С.24-30. Шариков А.В. Что читают школьники?//Магистр. – 1992. - №2. - С. 24-30. Шариков А.В., Баранова Э.А. О связи ценностных и массово-коммуникационных ориентаций//Психологический журнал. Т.20. – 1999. - №3. – С.28-47. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. – М., 1973. Шкондин М.В. Средства массовой информации: системные характеристики. – М., 1995.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 351. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |