Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Программа учебного курса «Социология медиакультуры»




Пояснительная записка

 

Социология медиакультуры и медиаобразования - важнейшая сфера деятельности современного медиапедагога. Социологические методы позволяют осуществить контент-анализ медиатекстов, получить объективную картину медиапредпочтений в конкретной возрастной аудитории, выявить уровни медиавосприятия и способности к анализу медиатекстов, уровни развития аудитории в области медиакультуры, эффективность медиаобразовательных курсов и т.д.

Актуальность данного учебного курса определяется настоятельной необходимостью изучения студентами (особенно – будущими педагогами) социологии медиакультуры и медиаобразования как эффективного средства выявления уровней медиавосприятия и способности к анализу медиатекстов, уровней развития аудитории в области медиакультуры, эффективности медиаобразовательных курсов и т.д.

Объект учебного курса – процесс социологического исследования в области медиакультуры и медиаобразования.

Предмет учебного курса – основные направления социологии в области медиакультуры и медиаобразования

Цель учебного курса: изучение студентами социологии медиакультуры и медиаобразования с точки зрения использования этих знаний в процессе обучения аудитории.

Задачи учебного курса:

-анализ основных целей и задач социологии в области медиакультуры и медиаобразования;

-анализ процесса медиавосприятия, основных понятий психологии медиавосприятия;

-изучение и анализ типология уровней медиавосприятия;

-изучение и анализ типология уровней оценки (анализа) медиатекстов;

-изучение метода контент-анализа медиатекстов;

-анализ причин феномена массового успеха медиатекстов у аудитории;

-изучение основных технологий социологических исследований в области медиакультуры и медиаобразования;

-изучение классификации показателей развития аудитории в области медиакультуры.

Методологическая основа: курс опирается на философскую концепцию М.Бахтина-В.Библера о диалоге культур, которая становится ключом к выявлению содержания изучаемого процесса социологического исследования в области медиакультуры и медиаобразования.

Методы: анализ научной литературы по социологии медиакультуры и медиаобразования, психологии, педагогике, философии, искусствоведению, культурологии, использование игровых и творческих форм проведения практических занятий. Оценка производится с помощью специальных показателей студенческих знаний.

Место учебного курса в учебном плане вуза: курс связан со многими учебными дисциплинами, включая такие предметы, как «Социология», «Психология», «Педагогика», «История образования», «Политология», «История», «Мировая художественная культура», «Культурология», «Философия», «Эстетика», «Информатика», и др.

Для полноценного изучения данного учебного курса студентам необходимо четко представлять себе:

-ключевые понятия курса («социология медиакультуры», «медиа», «медиакультура», «медиаобразование», «медиатекст», «контент-анализ», «медиавосприятие», и др.);

-характерные особенности конкретных социологических исследований в области медиакультуры и медиаобразования в разных социокультурных условиях;

-современную ситуацию в области развития социологии медиакультуры и медиаобразования;

Практическая значимость: в результате занятий студенты должны не только обладать запасом знаний по социологии в области медиа и медиаобразования, но и уметь использовать эти знания в педагогической практике.

Тематический план учебного курса «Социология медиакультуры»

Название темы: Лекц. (час.) Практ. (час.)
1 Цели и задачи социологии медиакультуры и медиаобразования 2 -
2 Процесс медиавосприятия, понятие о психологии медиавосприятия 8 4
3 Типология уровней медиавосприятия 4 -
4 Типология уровней оценки (анализа) медиатекстов 4 -
5 Контент-анализ медиатекстов. Феномен их массового успеха 7  
6 Основные технологии социологических исследований в области медиакультуры и медиаобразования 10 16
7 Классификация показателей развития аудитории в области медиакультуры 2 -
8 ИТОГО: 57 час. 37 20

Итоговая форма отчетности – экзамен.

 

Описание программы курса учебного курса «Социология медиакультуры»

ТЕМА № 1. Цели и задачи социологии медиакультуры и медиаобразования

Терминология, цели и задачи социологии медиакультуры и медиаобразования на современном этапе. Основные направления исследований: контент-анализ медиатекстов, изучения типологии медиапредпочтений аудитории, влияния на аудиторию медиатекстов различных видов и жанров, тематического спектра (например, темы «Молодежная аудитория и экранное насилие», «Школьники и Интернет», «Компьютерные игры и несовершеннолетняя аудитория» и т.д.)

ТЕМА № 2. Процесс медиавосприятия, понятие о психологии медиавосприятия

Понятие о восприятии. Зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Медиавосприятие (“mediation”, “perception of media”) - восприятие «медиареальности», чувств и мыслей авторов медиатекстов, выраженных в словесном, аудиовизуальном, пространственно-временном образах. Понятие о психологии медиавосприятия. Установки на восприятие (элементарно фиксированные (на основе жизненных потребностей и в простейших ситуациях); коммуникативные (на основе потребности в общении); базовые социальные (на основе направленности интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности); высшие (на основе системы ценностных ориентаций личности). Процесс медиавосприятия (образное обобщение, синтез элементов словесного, звукозрительного и пространственно-временного повествования, сопереживание и сотворчество). Основные закономерности и особенности медиавосприятия (генетические, возрастные, социальные, национальные, профессиональные и др.)

ТЕМА № 3. Типология уровней медиавосприятия

Типология уровней медиавосприятия, интересов и мотивов аудитории в зависимости от генетического кода, среды, возраста, пола, воспитания и образования и т.д. Основные уровни медиавосприятия: «первичная идентификация», устанавливающая связь реципиента с медиатекстом в целом; «вторичная идентификация» с персонажем медиатекста; «комплексная идентификация» с автором медиатекста.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 213.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...