Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Железы внутренней секреции. Гипофиз независимые. Синдромы расстройств.




  1. Паращитовидные железы
  2. Надпочечники (мозговое вещество)
  3. Поджелудочная железа
  4. Вилочковая железа

1) Паращитовидные железы

Четыре небольших тельца, расположены внутри пары капсул позади долей щитовидной железы, в каждой капсуле по два тельца (верхние и нижние)

Паратгормон ­ гормон регулирует фосфорно-кальциевый обмен.

Паратгормон ­ антагонист тиреокальцийтонина (щитовидная железа).

При гипофункции- уменьшается количество кальция в крови ­ судороги.

При этом кальций высвобождается из костей, это ведет к их  размягчению.

При гиперфункции­ избыток кальция в крови,  который может откладывается в необычных местах, сосудах и почках.

Паращитовидная железа
Парат гормон (антогонист тиреокальцитонина)
Повышение Са и Р
Деминерализация и деформация костей, камни в почках, снижение памяти и внимания
Повышенная возбудимость ЦНС, судороги, смерть



Схема 22. Функционирование паращитовидной железы

2) Надпочечники (мозговое вещество)

Вырабатывают два гормона:

А) Адреналин

Б) Норадреналин

А) Адреналин

Увеличивает силу сердечных сокращений, вызывает сужение сосудов, кроме сосудов сердца и легких, тормозит перистальтику пищевого тракта, расширяет зрачок, восстанавливает работоспособность, ускоряет распад гликогена освобождая энергию. Выход адреналина усиливается симпатической нервной системой. При экстремальных состояниях повышается количество адреналина.

Б) Норадреналин

Поддерживает тонус кровеносных сосудов, участвует в передаче возбуждения в синапсах в симпатической нервной системе.

 

Мозговой слой надпочечников
Адреналин→увеличивает ЧСС, АД, сокращение гладких мышц, распад гликогена и ликолиз
Норадреналин→увеличивает АД, тонус артериол

 

 



Схема 23. Функционирование надпочечников (мозговой слой)

Поджелудочная железа

Железа внешней и внутренней секреции:

Железы внешней секреции ­ вырабатывает панкреатический сок, который по протокам проходит в 12­ти перстную кишку.  

Железа внутренний секреции- содержат 2 вида клеток и вырабатывают гормоны :

а) L ­ клетки вырабатывают гормон глюкагон

б) B ­ клетки ­ вырабатывают гормон инсулин

Поджелудочная железа
Островки Лангергарса
Бета - клетки
Альфа-клетки
Глюкагон→повышение глюкозы в крови
Гликогенолиз→гликоген→ глюкоза
Глюкоза→гликоген (печень) Инсулин→увеличивает проникновение глюкозы через мембраны клеток, стимулирует синтез гликогена (печень, мышцы)
Гипогликемия
Сахарный диабет



Схема 24. Функционирование поджелудочной железы

Инсулин повышает проницаемость клеточной мембраны для глюкозы,  превращает глюкозу в гликоген , который откладывается в печени и таким образам  (регулирует количество сахара в крови).

Глюкагон ­ превращает гликоген печени в глюкозу крови.

       инсулин    глюкагон

Глюкоза ® гликоген ® глюкоза

При недостатке инсулина возникает сахарный диабет. При этом повышается количество диабетического сахара в крови, а затем в моче. Уменьшается количество гликогена в печени  и развивается полиурия.

4)Вилочковая железа (зобная)

    Состоит из двух долей, до трех лет увеличивается, а потом уменьшается. В раннем возрасте расположена   выше рукоятки грудины (шейно ­ грудное положение), а затем спускается в переднее средостение. Эта железа центральный орган иммунной системы, в ней формируются Т­лимфоциты, также вырабатывается гормон ­ тимозин, который принимает участие в нервно-мышечной передаче, углеводном обмене и  обмене кальция.

 

Гипоталамус
Гипофиз СТГ
Вилочковая железа
Превращение стволовых клеток в Т-лимфоциты
Тимозин (гормон)
Специализация Т-лимфоцитов, образование антител, синтез БАВ
У детей - разрастание лимфатической ткани

 



Схема 25. Функционирование вилочковой железы

5) Эпифиз

Железистое образование относится к промежуточному мозгу, находится в эпиталамусе между верхними холмиками среднего мозга, тормозит действие ГТГ гипофиза. Отвечает за ритм сна и бодрствования, регулирует продуктивность цикла у женщин, выработку мелатонина, тормозит свое действие на свету и усиливает в ночное время.

Гипоталамус
Гипофиз ФСГ, ЛГ, СТГ, пролактин, окситоцин
Эпифиз Низкое образование мелатонина и гонадотропных гормонов



Схема 26

Контрольные вопросы:

1. Какие железы называются эндокринными и каковы их общие анатомо- физиологические черты?

2. Что такое гормон?

3. Основные  характерные свойства гормонов?

4. Назовите гипофиз зависимые  и гипофиз независимые железы?

5. Гипофиз , положение, масса, строение?

6. Щитовидная железа, топография, масса, строение?

7. Гормоны щитовидной железы и их физиологическая роль?

8. Кретинизм, микседема, базедова болезнь?

9. Поджелудочная железа , ее основные гормоны и их влияние на обмен веществ.

10. Надпочечник, его топография, масса, строение?

11. Гормоны мозгового слоя надпочечника и их физиологическое значение?

Раздел 20.

 Учение о высшей нервной деятельности. Условные рефлексы, их образование и торможение. Типы ВНД

Цель:знать основные сведения о высшей нервной деятельности и ее особенности.

Уметь различать виды рефлексов и их особенности. И уметь решать морфо-функциональные и ситуационные задачи.

1) Рефлекс ­это ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды, которая осуществляется при участии ЦНС ­ и называется рефлексом.

Рефлексы бывают

1.Условные

2.Безусловные

1.Безусловные ­их рефлекторные дуги готовы к моменту рождения, они возникают под действием соответствующих раздражителей действующих на определенное рецептивное поле (глотание, сосание, чихание, кашель, моргание). Имеют биологическое значение.

2.Условные ­вырабатываются в течении индивидуальной жизни благодаря образованию временных нервных связей в коре.

Особенности условных рефлексов:

1. отсутствуют у новорожденных

2. вырабатываются только корой

3. могут исчезать

Для образования условных рефлексов необходимы специальные условия: 

1. наличие двух раздражителей

Индифферентный  раздражитель должен предшествовать безусловному (свет ® пища).

2. раздражитель, который вызывает какую-либо деятельность организма (пища Þ слюна)

3. безусловный раздражитель должен быть сильнее условного (собака ® голодная)

4. отсутствие посторонних, отвлекающих раздражителей.

5. бодрое состояние коры.

Особенности условных рефлексов:

­ условные рефлексы 1­го порядка вырабатывается на базе безусловных.

­ условные раздражители могут вырабатываться также на базе прочих условных рефлексов (свет ­ звук ­ пища)

­ у людей надстройка не ограничена

­ условные рефлексы могут быть выработаны на любой орган или на любую деятельность организма.

Особенности ВНД   у  человека.

1. у человека значение сигнала приобретают слова,  это является второй сигнальной системой.

2. при помощи второй сигнальной системы возникает множество временных связей. Большое значение имеют первые шесть лет жизни.

Корковое торможение

В нервной деятельности взаимодействуют два процесса:

­ возбуждение

­ торможение

Возбуждение- участвует в образовании условного рефлекса и его осуществлении.

Торможение ­ более сложная процедура. Оно приспосабливает человека к окружающей среде. По Павлову выделяют 2 вида:

1. безусловное торможение

2. условное торможение

Безусловное торможение- не требует выработки, возникает сразу,  его называют внешнее торможение или гаснущий тормоз ( у собак выработали рефлекс ® аудитория, а гаснущий тормоз со временем привыкает к аудитории).

Условное торможение ­ внутреннее. Бывает 4­х видов.

1. Угасание (если не подкрепить рефлекс пищей  он угасает). Угасание, результат активного процесса торможения, а при подкреплении рефлекса, быстро восстанавливается.

2. Дифференцировка (применяют при дрессировке животных)

3. Условный тормоз- торможение развивается на какое либо условие .

4. Запредельное торможение ­чем сильнее раздражение, тем сильнее вызываемое им возбуждение (закон силовых отношений ). Однако если раздражитель настолько силен, что при его действии может произойти истощение, поломка и даже гибель нервной клетки, то на помощь приходит охранительное торможение, так как чрезмерно сильный раздражитель вызывает в коре не возбуждение, а торможение.

Типы и характер ВНД

Нервные процессы различаются по трем основным показателям.

1. по силе (слабые и сильные)

2. по уравновешенности (уравновешенные и неуравновешенные)

3. по подвижности (подвижные , инертные)

Сильный и слабый ­ один и тот же раздражитель, у одних вызывает возбуждение, у других запредельное торможение.

Неуравновешенные центры- подвижность определяется по быстроте перестройки поведения. 

 Типы ВНД  
Сильные
уравновешенные
неуравновешенные (холерики)  
Слабые (меланхолики)  
Подвижные (сангвиники)
Инертные (флегматики)

 



Схема 27

 

­ Тип нервной системы врожденный, но на него оказывает влияние окружающая среда. Сплав из типа и приобретенных свойств ­ это характер.

­ Слабый тип формирует при воспитании, когда нет сильных и необычных раздражителей, не приходится преодолевать препятствия. 

 

Неврозы

Функциональное нарушение нервной системы характерны для слабого типа и у сильного безудержного типа (меланхолики и холерики).

Алкоголь (30­50 грамм) нарушает психические функции.

АВД ­ основа психической деятельности, которая отличает человека от животного.

 

Контрольные вопросы :

1. Что такое рефлекс?

2. Какие виды рефлексов различают?

3. Особенности рефлексов?

4. Типы ВНД?

5. Что такое торможение?

6. Что такое запредельное торможение и причинно возникновения торможений?

7. Перечислите виды условных торможений?

8. Невроз?

 

 

Раздел 21.

Анатома -  функциональные аспекты памяти, мышления, речи, эмоций, сознания. Поведенческие реакции.

Цель:знать анатома- функциональные аспекты памяти .

Сознание ­ Это отражение действительности и способность регулировать взаимоотношения личности с окружающим миром. Это высшая функция головного мозга. Сознание - это знание, которое может передаваться другим людям. Сознание возникает на основе общения, и в его понятие входят познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно пополняет свои знания (память, мышление. ощущение, восприятие).

Ощущения -это отражение мозгом предметов и явлений при воздействии их на рецепторы органов чувств. В мозге происходит переработка и анализ отдельных свойств раздражителя, и эта информация также объединяется в ассоциативных областях коры, где происходит ее комплексная оценка и формирование ответных реакций.

Восприятие - это есть отражение в мозге предметов или явлений.

Внимание- состояние психики, выраженное в способности сосредоточится на чем-либо.

Память - заключается в накоплении, хранении и воспроизведении прошлого опыта.

Виды памяти:

1. эмоциональная (чувства)

2. смысловая (тексты)

3. образная (художники)

4.  двигательная (движения)

Особенность памяти:

Человек способен запомнить не все подробности, а общие положения.

Различают:

1. кратковременную (несколько секунд)

2. промежуточную (несколько минут)

3. долговременную  

Память составляет основу мышления.

Мышление ­способность человека представлять и выражать свое отношение к предметам с помощью слов и образов.

Физиологический аппарат мышления является временное функционирование связи.

2 вида мышления:

1. Словестно-логическое ­ способность мыслить отвлеченными понятиями.

2. Наглядно-образное ­ способность мыслить образами или картинами.

Речь ­присуща только человеку, речевые центры в левом полушарии, большей частью в височной доле. Там где находятся зоны отвечающие за звук и понимание смысла речи. В лобной доле зоны которых обеспечивают произношение слов.   

2 функции речи:

1. коммуникативная ­ язык слов выступает как средство общения

2. семантическая ­ язык слов является средством выражения мыслей, их образования и развития.

Психологи выделяют два вида речи:

1. внешнюю

2. внутреннюю (сам с собой)

Внешняя ­ на устную и письменную.

Контрольные вопросы:

1.Что такое сознание?

2.Что в себе включает понятие сознание?

3.Что такое память и какие бывают виды памяти?

4.Особенности памяти?

5.Что такое мышление ?

6. Что является основой мышления?

7.Функция речи?

8.Какие виды речи вы знаете?

Перечень литературы:

1. Основная литература

1.Судаков К.В. Физиология .Основы и функциональные системы.

Курс лекций- М.Медицина,2000.

2.Гайворонский И.В. Ничипорук Г.И. Гайворонский А.И. Анатомия и Физиология человека. Издательский центр " Академия " Москва 2008.

3.Барышников С.Д. Практикум по анатомии и физиологии человека с основами патологии. Москва ГОУ ВУНМЦ 2000.

4.Горелова Л.В. Таюрская И.М. Анатомия в схемах и таблицах. Ростов-на- Дону " Феникс"2006.

     5.Борисов А.И Словарь терминов и понятий по анатомии человека.

6.Сапин М.Р. Билич Г.Л. Анатомия человека . Учебник для студентов биологических спец. вузов.- М: Медицина,1997.

7.Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека ВЗТ.- М: Медицина,1996.

8. Самусеев Р.П., Липниченко В.Я. Атлас анатомии человека: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.: ООО"Издательство Оникс": ООО "Издательство "Мир и Образование", 2009.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...