Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 10. Государственное регулирование экономики. Социальная политика государства




Теоретические вопросы к обсуждению:

1. Основные направления экономической деятельности государства. Экономические функции государства.

2. Инструменты (методы) государственного регулирования экономики.

3. Сущность и основные направления социальной политики государства.

4. Индикаторы эффективности социальной политики государства. Показатели благосостояния населения

Самостоятельная работа

1. Подготовка теоретических вопросов

2. Решение задач и заданий в тестовой форме

3. Эссе на тему «Эффективность социальной политики российского правительства»

 

Формы контроля, оценочные средства:фронтальный опрос, дискуссия.

 

Задачи по теме: «Государственное регулирование экономики. Социальная политика государства»

 

Задача 1. Перед вами таблица, показывающая распределение общего объема денежных доходов населения. Внимательно изучите ее и выполните следующие задания:

Период 1 2 3 4 5 6
Денежные доходы (в совокупности) 100 100 100 100 100 100

В том числе по 20-процентным группам населения:

Первая группа (с наименьшими доходами) 9,4 7,5 5,8 5,3 5,8 6,5
Вторая группа 14,0 12,6 11,1 10,2 10,4 10,9
Третья группа 17,9 17,4 16,7 15,2 15,2 15,5
Четвертая группа 22,8 23,0 24,8 23,0 22,2 22,4
Пятая группа (с наивысшими доходами) 35,9 39,1 41,6 46,3 46,4 44,7

А) используя данные таблицы, ответьте на вопрос: какие тенденции в распределении доходов наблюдались в период с первого по шестой. Увеличилась или осталась на неизменном уровне дифференциация доходов населения? Б) По данным приведенным в таблице постройте кривую Лоренца за первый и последний периоды. Какой вывод вы можете сделать на основе сравнения этих диаграмм?

 

Задача 2. В стране Справедливии доходы населения за последний год распределены следующим образом:

Группы домохозяйств Доля в общей численности населения, % Сумма доходов, млн. долл. в год
1-я - беднейшие 20 200
2-я бедные 20 300
3-я почти средний класс 20 500
4-я средний класс 20 1000
5-я самые богатые 20 2000

      Правительство Справедливии считает такое распределение доходов крайне неравномерным. Оно предпринимает следующую меру: в качестве подоходного налога взимает с пятой группы населения («самые богатые») 30% их годового дохода, и полученную сумму выплачивает в равных долях представителям первой, второй и третьей групп в качестве трансфертов (пенсий, пособий, материальной помощи, субсидий на строительство жилья и т.д.). Постройте кривую Лоренца для Справедливии до и после взимания налогов и выплаты трансфертов.

 

Задача 3. В некотором царстве, в некотором государстве бедных было 60%, и они владели 40% совокупного дохода, а богатых – 40%, и они владели оставшимися 60%. (Обратите внимание, что это распределение дохода Саймон Кузнец считал идеальным).

А) Построить кусочно-линейную кривую Лоренца.

Б) Найти коэффициент Джинни, т.е. отношение площади фигуры, заключенной между линией абсолютно равномерного распределения дохода и кривой Лоренца, к площади фигуры, заключенной под этой линией абсолютно равномерного распределения.

 

Задания в тестовой форме

(на каждый вопрос есть только один правильный ответ)

1. Что из перечисленного ниже лучше всего отражает понятие “государство в экономике”?

1) совокупность законодательных, исполнительных и судебных органов, действующих на всех территориальных уровнях управления;

2) совокупность законодательных, исполнительных и судебных органов, действующих на федеральном уровне управления;

3) совокупность природных, трудовых и капитальных ресурсов, имеющихся на территории данной страны;

4) совокупность природных, трудовых и капитальных ресурсов, принадлежащих жителям данной страны

 2. Государственное вмешательство в работу рыночного механизма связано с необходимостью:

1) сбора налогов и перераспределения доходов; 

2) проведения антимонопольной политики;

3) производства общественных благ;                                    

4) все перечисленное выше.

 

3. С экономической точки зрения, какой из следующих подходов к борьбе с загрязнением окружающей Среды наиболее эффективен?

1) увеличивать капиталовложения в природоохранные мероприятия до тех пор, пока дополнительные выгоды превосходят дополнительные потери.

2) создать условия для стимулирования любой деятельности, направленной на сокращение вреда от загрязнения окружающей Среды.

3) внедрить действенную систему штрафов руководящих работников тех предприятий, которые наносят вред окружающей среде;

4) использовать все возможные ресурсы для сокращения вреда, наносимого природе - основному ограниченному фактору производства, невосполнимому достоянию всего человечества.

 

4. Чистое общественное благо - это:

1) такое благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет:

2) такое благо, производство которого очень прибыльно и в силу этого выгодно частным фирмам;

3) такое благо, которое можно приобрести только за деньги;

4) такое благо, которое может быть произведено только при коммунизме.

 

5. Одной из черт рыночной системы является то, что:

1) она отражает общественные издержки, а не общественную выгоду;

2) она отражает общественную выгоду, а не общественные издержки;

3) она отражает и общественные издержки, и общественную выгоду;

4) она, возможно, отражает не все общественные издержки и не всю общественную выгоду.

 

6. Что из нижеперечисленного является общественным благом?

1) хлеб; 2) бензин; 3) уличный фонарь;  4) электричка “Курск-Белгород”

 

7. Что из перечисленного является внешним эффектом?

1) раздражение от фабричного задымления;                 

2) заражение воды, вызванное утечкой нефти;

3) разрушение ландшафта земляного покрова из-за открытых карьерных разработок полезных ископаемых;

4) все вышеперечисленное - внешние эффекты.

 

Тема 11. Экономический рост

Теоретические вопросы к обсуждению:

1. Понятие и показатели экономического роста. Модели экономического роста.

2. Факторы и типы экономического роста. Преимущества и издержки экономического роста

3. Государственная политика стимулирования экономического роста.

4. Цели и основные направления экономических преобразований в Российской Федерации

5. Проблемы экономического роста российской экономики. Структурные изменения в экономическом развитии России.

Самостоятельная работа

1. Подготовка теоретических вопросов

2. Решение задач и заданий в тестовой форме.

3. Темы эссе: 1. Особенности макроэкономических показателей эффективности в России.2. Действие эффекта мультипликатора-акселератора в современной России. 3. Концепция нулевого экономического «роста» 4. Концепция устойчивого экономического развития 5. Интерпретация инноваций в теории Й. Шумпетера. 6. Уровень, качество и продолжительность жизни как метаэкономические показатели экономической эффективности.7. Связь между целями и типами экономического роста.8.Темпы экономического роста: цель или средство. Оптимальность темпов экономического роста. 9. Влияние типа экономического роста на структуру общественного производства. 10.Проблемы экономического роста российской экономики.

 

Формы контроля, оценочные средства:фронтальный опрос,  круглый стол, дискуссия.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 594.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...