Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организация психиатрической помощи детям и подросткам.




Билет1

1.Приобретенное и врожденное слабоумие. Принципы разграничения. Приобретённое слабоумие, клинические формы.

Интеллект — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида (способность к рациональному познанию, мышление, ориентировка, критические способности, умение адаптироваться в новой ситуации и т.д.). Различают так называемую деменцию - приобретенное слабоумие и олигофрению - врожденное слабоумие. Приобретенное слабоумие: 1) органическая деменция - слабоумие, вызванное главным образом сосудистыми заболеваниями головного мозга, сифилитическими и старческими, психозами, травмами головного мозга. Органическое слабоумие обычно делят на две группы: тотальное (диффузное, глобальное) и частичное (дисмнестическое, парциальное, лакунарное): а) тотальное слабоумие – хар-ется стойким, снижением всех интеллектуальных функций, слабостью суждений, отсутствием критики к своему состоянию (сенильная деменция), а также слабоумие при прогрессивном параличе (паралитическая деменция); б) частичное (дисмнестическое) слабоумие – хар-ется выраженными нарушениями памяти: такие больные сохраняют способность к суждениям, у них наблюдается критическое отношение к своему состоянию, им трудно усваивать новое, но старые знания, особенно профессиональные, хорошо закрепленные, могут у них сохраняться довольно долго. 2)Шизофреническое слабоумие, называемые еще апатическим, хар-ется интеллектуальной бездеятельностью, безынициативностью, в то время как предпосылки к умственной деятельности еще длительное время могут сохраняться. 3)Эпилептическое слабоумие выражается не только в значительном снижении памяти, но и в своеобразном изменении мышления, когда человек начинает терять способность различать главное и второстепенное, ему все кажется важным, все мелочи — значительными. Мышление становится вязким, непродуктивным, патологически обстоятельным больной никак не может выразить свою мысль (недаром эпилептическое мышление называют иногда лабиринтным). Хар-но также сужение круга интересов, концентрация внимания исключительно на своем состоянии (концентрическое слабоумие). Врожденное слабоумие (олигофрения) - наследственное, врожденное или приобретенное в первые годы жизни слабоумие, выражающееся в общем психическом недоразвитии с преобладанием в первую очередь интеллектуального дефекта и вследствие этого в затруднении социальной адаптации.

2.. Реакция личности на болезнь. Варианты соматонозогнозии.

Р-ция личности на болезнь – производная от многих внешних и внутренних влияний => в широких пределах колеблются степень переоценки заб-я (от легких невротических расстройств до ипохондрического бреда, тяжести депрессий, суицидальных попыток) или его недооценка, которая может проявляться как временной ситуационной диссимуляцией, так и полным отрицанием болезни. Типы личностного реагирования на б-нь: 1) адекватная (гармоничная) р-ция; 2) преувеличение тяжести заб-я; 3) недооценка тяжести заб-я, включая отрицание факта б-ни (анозогнозию); 4) осознанное искажение оценки б-ни (аггравация, симуляция, диссимуляция). У большинства б-х соматического профиля р-ции на б-нь носят адекватный хар-ер и поддаются сознательному контролю и коррекции. Адекватная р-ция личности на б-нь – способность пациента, признавая факт б-ни и правильно оценивая тяжесть своего состояния, мобилизоваться на борьбу с ней => контакт с медперсоналом, сотрудничество; принимает помощь близких; надежда на выздоровление; при неблагоприятном течении или инвалидности – адаптируется к новым условиям жизни. При тяжелом витальном прогнозе – разумно относится к неизбежному. Соматонозогнозия – личностная р-ция на б-нь (термин с 1980 г – Квасенко, Зубарев). Нормосоматонозогнозия – адекватная р-ция на б-нь; сопровождаются нормальными ситуационными (психическими) р-циями – тревога, переживания, связанные с болезнью, не выходят за рамки естественной психологической р-ции на трудную ситуацию, ограничены по времени и поддаются коррекции при помощи психотерапии. Патологические формы реагирования на б-нь – нозогении – психогенные расстройства, тесно связанные с соматическими заб-ми (б-нь в роли психической травмы). Патологические формы реагирования на б-нь: 1) гиперсоматонозогнозии, выражающиесяв высокой субъективной значимости соматического страдания с преувеличением тяжести заб-я и его последствий 9тревожно-фобические р-ции; депрессивные р-ции; истерические; ипохондрические р-ции; бредовая ипохондрия); 2) гипосоматонозогнозии – недооценка соматического страдания, его тяжести и возможных последствий; 3) диссоматонозогнозии – осознанное искажение оценки б-ни, вызванное желанием больного получить определенную выгоду в связи с заб-ем (диссимуляция, аггравация, симуляция). Чешскими авторами Конечным и Боухалом предложена классификация, где выделяют помимо нормального отношения к б-ни, следующие: 1) пренебрежительные (недооценка серьезности заб-я); 2) отрицающее (игнорирование факта б-ни, включая и диссимуляцию); 3) нозофобическое (понимание больным того, что опасения связаны с заб-ем преувеличены, но он не может их преодолеть); 4) ипохондрическое (больной необоснованно переоценивает серьезность б-ни); 5) нозофильное (больной получает удовлетворение от того, что б-нь освобождает его от неприятных обязанностей); 6) утилитарное (высшее проявление нозофильной р-ции – получение моральной или материальной выгоды от болезни). 

3. Для купирования эпилептического статуса

Для купирования эпилептического статуса (грозное состоя­ние, требующее немедленной медицинской помощи) показано как можно более быстрое внутривенное (вводить медленно при хорошей фиксации руки!) вливание диазепама (седуксен, реланиум и т.д.). В некоторых случаях хороший эффект дает внутримы­шечное введение гексенала. Следует помнить, что гексенал для купирования эпилептического статуса можно вводить только де­тям школьного возраста. Гексенал противопоказан при наруше­ниях функции печени и почек, при лихорадочных состояниях, кислородной недостаточности. Иногда прибегают (для пониже­ния внутричерепного давления) к кровопусканию или к пункции спинномозгового канала (при хорошей фиксации). В случаях, когда все указанные мероприятия не принесли эффекта, следует перевести больного на управляемое дыхание с применением ло­кальной гипотермии головного мозга. Из сердеч­ных средств лучше всего вводить кордиамин и кофеин. Отдель­ный припадок не требует особой медицинской помощи. Необхо­димо только уберечь больного от ушибов (подложить подушку под голову или взять ее на колени) и от прикусов языка (вставить между зубами шпатель или ложку, обернутые марлей). Иногда (при отсутствии какого-либо эффекта от других видов терапии и при четком определении так называемого эпилептогенного фоку­са) можно прибегнуть к максимально щадящему хирургическому удалению эпилептогенного очага.

Билет 2

1.Галлюцинации. Клиника, симптоматика. Зависимость
галлюцинаторных расстройств от возраста и характера
заболевания.

Галлюцинации - расстройства восприятия, когда человек вследствие нарушений психической деятельности видит, слышит, ощущает то, что в реальной действительности не существует. Это восприятие без объекта. К галлюцинациям нельзя относить миражи - явления, основанные на законах физики. Обычно выделяют слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, тактильные и так называемые галлюцинации общего чувства, к которым чаще всего относят висцеральные и мышечные галлюцинации. Могут быть и комбинированные галлюцинации. Все галлюцинации делятся на: 1) истинные галлюцинации всегда проецируются вовне, связь реальной, конкретно существующей обстановкой, чаще всего не вызывают у больных никаких сомнений в их действительном существовании, так же ярки и естественны для галлюцинирующего, как и реальные вещи. 2)Псевдогаллюцинации чаще, чем истинные, характеризуются следующими отличительными особенностями: а) чаще всего проецируются внутри тела больного, главным образом в его голове; б) если даже псевдогаллюцинаторные расстройства проецируются и вне собственного тела (что бывает гораздо реже), то они лишены характера объективной реальности, свойственной истинным галлюцинациям, совершенно не связаны с реальной обстановкой; в) появление псевдогаллюцинаций, не вызывая у больного каких-либо сомнений в их реальности, всегда сопровождается чувством сделанности, подстроенности, наведенности этих голосов или видений. Псевдогаллюцинации являются, в частности, составной частью синдрома Кандинского-Клерамбо. I. Слуховые галлюцинации чаще всего выражаются в патологическом восприятии больным каких-то слов, речей, разговоров (фонемы), а также отдельных звуков или шумов (акоазмы). А) Наиболее опасны для состояния больных императивные галлюцинации, содержание которых носит повелительный характер, например, больной слышит приказание молчать, ударить или убить кого-то, нанести себе повреждение. Б) Галлюцинации угрожающие также очень неприятны для больного так как он слышит угрозы в свой адрес, реже — в адрес близких ему людей. В) К слуховым галлюцинациям относятся также комментирующие, когда больной слышит речи обо всем, о чем бы не подумал или что бы он не сделал. Г) Антагонистические (контрастирующие) галлюцинации выражаются в том, что больной слышит две группы «голосов» или два «голоса» (иногда один справа, а другой слева) с противоречивым смыслом. II. Зрительные галлюцинации м.б. либо элементарными (в виде зигзагов, искр, дыма, пламени — так называемые фотопсии), либо предметными, когда больной очень часто видит не существующих в действительности зверей или людей (в том числе и тех, кого он знает или знал), животных, насекомых, птиц зоопсии), предметы или иногда части тела человека и т. д. В некоторых случаях больной может видеть себя, свой собственный образ (галлюцинации двойника, или аутоскопические). III. Обонятельные галлюцинациичаще всего представляют соооимнимое восприятие неприятных запахов (больной ощущает запах гниющего мяса, гари, тления, яда, пищи), реже — совсем незнакомый запах, еще реже — запах чего-то приятного. IV. Тактильные галлюцинации выражаются в ощущении прикосновения к телу, жжения или холода (термические галлюцинации), в ощущении хватания (гаптические галлюцинации), появления на теле какой-то жидкости (гигрические галлюцинации), ползания по телу насекомых. Больному может казаться, будто его кусают, щекочут, царапают. V. Висцеральные галлюцинации - ощущение присутствия в собственном теле каких-то предметов, животных, червей. VI. Гипнагогические галлюцинации - зрительные обманы восприятия являющиеся обычно вечером перед засыпанием, при закрытых глазах. VII. Внушенные и вызванные галлюцинации, когда галлюцинаторные обманы чувств можно вызвать во время сеансов гипноза. Галлюцинации - симптом болезненного расстройства (хотя иногда и кратковременного, например, под действием психотомиметических средств). Иногда они могут возникать и у здоровых (внушенные в гипнозе, индуцированные) или при патологии органов зрения (катаракта, отслойка сетчатки и т.д.) и слуха. Имеют значение и хар-ер болезни: при открытых психозах преобладают зрительные галлюцинации, при длительно текущих – слуховые. Особенности патологии ощущений, восприятий, представлений зависит так же от возраста больного: синестопатии могут появляться у детей с 5 до 7 лет, чаще всего проецируются в области органов брюшной полости, возникают обычно во время кратковременных эпизодов; патологические ощущения в виде синестопатии у подростков более оформленные, напоминают подобные расстройства у взрослых. Детям младшего возраста свойственна склонность к фантазированию, способность одушевлять или воспринимать по иному реальные предметы, наделять их какими-то особыми св-ми. Особенностью детского возраста, касающейся патологии восприятия, явл-ся частые видения различных героев сказок и мультфильмов, другой особенностью явл-ся преобладание зрительных обманов восприятия. У детей и подростков м.б. и псевдогаллюцинации, причем нередко в виде гипногогических (могут возникать без какого-либо психоза при наличии таких черт, как эмоциональная лабильность, впечатлительность, повышенная внушаемость. Нарушение сенсорного синтеза в виде расстройства схемы тела и метаморфопсии бывают у детей обычно после 5-6 лет при органических поражениях головного мозга различной этиологии.  

2.«Системные неврозы» (заикание, тики, энурез, энкопрез).

1) Невротическое заикание – нарушение ритма и плавности речи, обусловленное судорогами м-ц, участвующих в речевом акте. У детей младшего возраста заикание может возникнуть в связи с испугом или разлукой с родителями. В школьном возрасте у заикающихся появляется р-ция на дефект речи и как рез-т этого логофобия (страх речи), приводящая к школьной дезадаптации. Сочетается с невротическими симптомами – раздражительностью, нарушениями сна, аппетита, тиками, энурезом. 2) Невротические тики – различные автоматизированные привычные действия: мигание, подергивание головой, плечами, покашливания, привычка двигать носом. Первоначально эти действия могут носить защитный хар-р, а в последующем и зафиксироваться. Обычно возникают в травмирующей ситуации, однако основным явл-ся соматическое неблагополучие. 3) Невротический энурез – психогенно-обусловленное неосознанное упускание мочи, чаще в ночное время. Об энурезе можно говорить после достижения детьми 4-х летнего возраста (период начала контролирования мочеиспускания). Энурез чаще связан с травмирующей ситуацией. Возможно острое начало заб-я (при испуге) или постепенное (в травмирующей ситуации). Неврозоподобный энурез отличается отсутствием связи с травмирующей ситуацией. 4) Невротический энкопрез – непроизвольное выделение небольшого кол-ва кала при отсутствии каких-либо соматических нарушений, объясняющих это расстройство. Возникновение его наблюдается при длительной конфликтной ситуации в семье, появлением второго реб-ка, при чрезмерно строгом воспитании. Часто у детей отсутствуют позывы на дефекацию. У младших школьников наблюдается эмоциональная р-ция на энкопрез.

3.. Психостимуляторы, показания к применению.

 К психостимуляторам относят препа­раты, основное клиническое действие которых — активация, сти­муляция психических функций. Психостимуляторы повышают уровень бодрствования, вре­менно улучшают показатели познавательной деятельности {вни­мание, память, мышление), повышают скорость психических и двигательных реакций, умственную и физическую работоспособ­ность. Обладают некоторым антидепрессивным эффектом. У здо­ровых они улучшают общее самочувствие и настроение, могут придавать настроению эйфорическую окраску. Показания к применению:умеренные астенические нарушения различной природы, дневная сонливость, вялоапатические состо­яния (в том числе обусловленные применением психотропных средств), субступорозные состояния, нарколепсия. Чаще всего в клинической практике используется сиднокарб, обладающий достаточно выраженными психостимулирующими свойствами и приемлемой переносимостью; суточная доза — 10-50 мг.

 



Билет 3

1.Память. Основные симптомы и синдромы расстройства памяти.

Память - такой вид психической деятельности, при помощи которого отражается прошлый опыт. Симптомы расстройства памяти. 1) Амнезии — потеря памяти, отсутствие ее: а) ретроградная амнезия - потеря памяти на события, предшествующие расстройству сознания или болезненному психическому состоянию может охватывать различный отрезок времени; б) антероградная амнезия - потеря памяти на события, происшедшие непосредственно после окончания состояния расстроенного сознания или болезненного психического состояния; продолжительность во времени также может быть различной; в) нередко встречается и сочетание этих двух видов амнезий, в таком случае говорят о ретроантераградной амнезии; г) фиксационнная амнезия — потеря способности запоминать и фиксировать текущие события; все, что в данный момент имело место, тут жё забывается; д) прогрессирующая амнезия хар-ся постепенным ослабеванием памяти, причем в первую очередь ослабляется, а потом и исчезает память на текущие события, на то, что было недавно, на события последних лет, в то время как далекое прошлое человек- может помнить долго и довольно хорошо. Характерная последовательность снижения памяти по принципу «обратного хода памяти» называется законом Рибо. По этому закону происходит и так называемое физиологическое старение памяти. 2) Парамнезия — ошибочные, ложные, превратные воспоминания. Человек может вспоминать действительно имевшие место события, но относить их к совсем иному времени. Это назыаается псевдореминисценциями — ложными воспоминаниями: а) конфабуляиии - вид парамнезий, при которых вымышленные воспоминания, совершенно не соответствуют действительности, когда больной сообщает о том, чего в действительности никогда не было. В конфабуляциях часто присутствует элемент фантазии; б) криптомнезия – когда чел-к не может вспомнить когда было то или иное событие, во сне или наяву, написал он это стихотворение или просто запомнил когда-то прочитанное, то есть забывается источник той или иной информации; в) эйдетизм — явление, при котором представление зеркально воспроизводит восприятие. Здесь также участвует память в ее ярком образном виде: предмет или явление после исчезновения сохраняет в сознании человека свой живой наглядный образ. Синдромы расстройства памяти: 1) синдром Корсакова — разновидность амнестического синдрома. Основой его является невозможность запоминать текущие события (фиксационная амнезия) при более или менее сохранной памяти на прошлое. В связи с этим возникает нарушение ориентировки (так называемая амнестическая дезориентировка), еще один характерный симптом этого синдрома - парамнезии. Главным образом в виде конфабуляций или псевдореминисценций, но могут наблюдаться и криптомнезии. 2)Органический синдром (энцефалопатический, психоорганический) состоит из триады Вальтер-Бюеля, включающей в себя: а) эмоциональную лабильность, эмоциональное недержание; б) расстройство памяти; в) снижение интеллекта. Больные становятся беспомощными, с трудом ориентируются, у них ослабляется воля, снижается работоспособность, они легко переходят от слез к улыбке и наоборот. Нередки варианты психопатоподобного поведения органического генеза. Выделяют следующие варианты (стадии) психоорганического синдрома (К. Шнайдер): астенический, эксплозивный, эйфорический, апатический. Органический синдром может возникать при самых различных заболеваниях: при непосредственном поражении головного мозга (опухоли, интракраниальные инфекции, травмы, сосудистая патология атеросклеротического, сифилитического и иного происхождения); при соматогениях (как следствие заб-я печени, почек, легких и т.д.); при алкоголизме, наркоманиях, токсикоманиях, отравлении теми или иными токсическими веществами; при заболеваниях, протекающих с атрофическими процессами в головном мозге (например, болезнь Альцгеймера, болезнь Пика и др.). Сопровождается самыми различными неврологическими расстройствами. Психоорганический синдром, как правило, необратим, хотя и может дать некоторое обратное развитие при применении соответствующей терапии, в том числе ноотропными средствами.

2.Соматоформные расстройства.

Психосоматическими принято считать расстройства функций органов и систем, в происхождении и течении которых ведущая роль принадлежит воздействию психотравмирующих факторов (стресс, разного рода конфликты, кризисные состояния и т.д.).

Термин «психосоматическое заболевание», или «психо­соматическое расстройство», является наиболее распростра­ненным. Значительно реже употребляются такие его синонимы как «психофизиологическое расстройство», «болезнь стресса», «патология современной цивилизации*, «болезнь коммуникации», «болезнь адаптации или дезадаптации», «патология психостаза».

Если ранее к психосоматическим заболеваниям относили только эссенциальную гипертонию, тиреотоксикоз, нейро­дермит, "бронхиальную астму, некоторые формы ревматоидного артрита, язвенный колит, язвенную болезнь, то в настоящее время «регистр психосоматического реагирова­ния» значительно расширился за счет включения в него заболеваний сердечно-сосудистой системы, в .частности ИБС, инфаркта миокарда, гипертонической болезни, боль­шого числа кожных и урогенитальных заболеваний и миг­рени. К числу типичных психосоматических заболеваний, Особенно в странах Северной Америки и Западной Европы, стали относить нервную анорексию. нервную булимию. кар­диоспазм и некоторые формы психогенного ожирения.

· Клиническая картина и течение

Большинство современных исследователей выделяют психосоматические реакции и психосоматические состояния первые по существу еще не являются точно очерченной патологией и встречаются у здоровых людей как единичные, изолированные реакции организма на те или иные стрес­совые моменты. Примером этих реакций являются учащение мочеиспускания и диарея у студентов перед трудными экзаменами. В то же время при определенных условиях эти единичные психосоматические реакции могут стать началом психосоматического заболевания.

В последнее время стали выделять «классические психосоматозы», в клинической картине которых имеется органическое поражение той или иной системы (язвенная и гипертоническая болезнь, неспецифический язвенный колит и т.д.).

Клиническая картина заболевания представлена разнообразными соматическими жалобами и симптомами, за кото­рыми стоят отчетливые аффективные расстройства. Психи­ческие нарушения при психосоматозах в остром периоде чаще ограничиваются тревогой, реакциями паники, депрессией.

Распространенным психосоматическим заболеванием же­лудочно-кишечного тракта является язвенная болезнь.

В формировании психосоматических реакций у детей основное значение имеют патология беременности, травмы в родах, детская невропатия и неблагоприятные микросоциальные условия воспитания (неполная семья и т. д.). В последние годы выявляется все больше данных о том, что профилактикой психосоматических расстройств у детей являются нормальные роды и адекватные условия воспитания в первые годы жизни. Из всех психосоматических расстройств у детей чаще всего отмечаются функциональные расстройства пищеварительной системы: анорексия, тошнота, рвота, психогенные запоры и поносы и др.). Среди перечисленных расстройств отмечается выраженное доминирование рвотной реакции являющейся соматическим проявлением отчетливого отвращения к чему-либо. Рвота часто отмечается у детей при изменении стереотипа жизни: при первом посещении детского сада, школы и т. д. Примером является появление неукротимой рвоты у маленькой героини романа Колина Маккалоу «Поющие в терновнике» перед первым посещением школы. Реже у детей отмечаются психосоматические реакции в виде невротического кашля, псевдоларингоспазма, энуреза и др.

СОМАТОГЕННЫЕ ПСИХОЗЫ. Условием для появления соматически обусловленных психозов являются следующие:

присутствие выраженной клиники соматического заболевания, присутствие заметной связи во времени между соматическими и психическими нарушениями, определенный параллелизм в течении психических и соматических расстройств, возможное, но не обязательное появление органической симптоматики. Клиническая картина соматогенных расстройств зависит от характера основного заболевания, степени его тяжести, этапа течения, индивидуальных свойств заболевшего.

Клинические проявления складываются из следующих расстройств: 1. Астенические. 2. Неврозоподобные. 3. Аффективные .4. психопатоподобные. 5. Бредовые состояния, 6. Состояния помрачения сознания. 7. Органический психосиндром.

Астения - самое типичное явление при соматогениях. Нередко бывает стержневым синдромом. Выражается в повышении утомляемости, , трудности концентрирования внимания, замедления восприятия, эмоциональной лабильности, повышенной ранимости и обидчивости. Характерна гиперестезия к различным раздражителям.

Неврозоподобные нарушения. Возникают при утяжелении соматического состояния, характерно однообразие, вегетативные расстройства.

Аффективные расстройства характеризуются депрессиями в их различных вариантах, при прогрессировании сомиаического заболевания, формировании хронической энцефалопатии тоскливая депрессия постепенно приобретает характер депрессии дисфорической, депрессии с ворчливостью, придирчивостью, капризность.. тревога не постоянная, а возникает обычно в периоды обострения заболевания, особенно с реальной угрозой развития опасных последствий.

Психопатоподобные расстройства чаще всего выражаются в нарастании эгоизма, подозрительности, угрюмости, неприязненном отношении к окружающим, истериформных реакциях с возможной склонностью к аггравации своего состояния, стремлением постоянно быть в центре внимания.

Ьредовые состояния - формируются у больных с хроническими соматическими заболеваниями. Чаще всего это бред отношения, осуждения, материального ущерба, порчи или отравления. Бредовые идеи нестойки, эпизодичны, имеют характер бредоподобных сомнений с заметной истощаемостью.

Состояния помраченного сознания

наиболее часто отмечаются эпизоды оглушения, делириозные расстройства с переходом в кому, аменции, сумерек, онейроида.

3.Методы лечения алкоголизма.

Главной задачей лечения алкоголизма является устранение психической и физической зависимости от алкоголя. Дезинтоксикация и терапия при соматических осложнениях являются хотя и важными, но дополнительными мерами и сами по себе алкого­лизма не излечивают. Устранение физической зависимости осу­ществляется довольно эффективно в процессе купирования аб­стинентного синдрома. Подавление патологического влечения к алкоголю, лежащего в основе психической зависимости, пред­ставляет гораздо более трудную задачу. При существующих мето­дах лечения рецидивы алкоголизма в течение первого года быва­ют приблизительно в половине случаев. 1) Подавление патологического влечения к алкоголю (устранение психической зависимости).Подавление влечения основывается на аверсионной  терапии — выработке условного рвотного рефлекса на вид, вкус и запах алкоголя или страха перед его упо­треблением вследствие необычно тягостного действия. А) Условнорефлекторная терапия - вид спиртных напитков, их запах, над­писи, с ними связанные, сочетались с ударом электрического тока в руку. Б) Сенсибилизирующая терапия - в виде регулярного приема антабуса (тетурам, эспераль, дисульфирам); под его действием в организме угнетает­ся фермент ацетальдегидрооксидаза. При поступлении в орга­низм алкоголя его окисление задерживается на стадии ацетальде-гида, накопление которого в крови дает преходящий токсический эффект в виде чувства нехватки воздуха, страха смерти, резкого сердцебиения, тошноты, покраснения лица. В) Другие методы подавления патологического влечения к алкого­лю включают применение малых (субрвотных) доз апоморфина и психотропных средств, но после прекращения их приема патоло­гическое влечение обычно возобновляется. Г) Психотерапия многими считается одним из самых действен­ных методов, способных дать наиболее стойкий результат. В настоящее время широко и нередко с положительными ре­зультатами применяется так называемое «кодирование» больных. Д) Поддерживающая (противорецидивная) терапия обусловлена тем, что патологическое влечение к алкоголю обычно не устраня­ется полностью, а лишь подавляется.2) Купирование абстинентного синдрома (устранение физической зависимости). С прерывания абстиненции начинается лечение II стадии ал­коголизма. Используются весьма действенные средства, направ­ленные на дезинтоксикацию и устранение тягостных симптомов. А) Дезинтоксикация осуществляется с помощью капельных внут­ривенных вливаний гемодеза, реополиглюкина, 5% глюкозы. Ис­пользуются также инъекции тиоловых препаратов (унитиол, тио­сульфат натрия), а также большие дозы витаминов — тиамина, пиридоксина, аскорбиновой кислоты. Б) Устранение тягостных симптомов абстиненции достигается с помощью различных психотропных и других лекарств. При тре­воге и беспокойстве применяются реланиум, сонапакс, хлорпротиксен, рисполепт, а если тревога сочетается с депрессией — ами-триптилин или коаксил. При бессоннице хорошее действие ока­зывает реладорм или сочетание эуноктина (радедорма) с феназепамом.

 

Билет 4

Организация психиатрической помощи детям и подросткам.

Организация психиатрической помощи осуществляется с решением вопросов правового положения психических больных. За­конодательные акты содержат положения, касающиеся как само­го психически больного, врача, и психиатрической службы. Психическую помощь населению оказывают в стационарных и амбулаторных условиях. Стационарная психическая помощь.Для стационарного лечения: психиатрические больницы и психиатрические отделения в многопрофильных больницах. Отделения м.б. профилированы для лечения больничных с пограничными непсихотическими со­стояниями (неврозы, психосоматические заб-ия, неврозо­подобные и цереброастенические расстройства) и лиц, страдаю­щих психозами + соматическими заб-ми. В психических больницах территориальный принцип: из определенного рай­она или участка психоневрологического диспансера поступают в одно и то же отделение (т.о. осуществляется преемст­венность в лечении между этими ЛУ). В детских и подростковых отделениях больные по­лучают лечение и обучаются по программе массовой школы. С целью уменьшения неблагоприятных влияний изоляции психических больных в некоторых отделениях используется система «открытых дверей», для больных с пограничными нервно-психическими заболеваниями. В псих. больницах условия и ре­жим = соматических стационарах + спец. поме­щения для отдыха, трудовой терапии, музыкальных занятий и др. Все помещения отделения д.б обозреваемы для персонала. Внебольничная помощь.Психоневрологические диспансе­ры – территориальный принцип работы. Внебольнич­ная помощь: психоневрологический диспансер; консультативная психиатрическая помощь без постановки на учет; вне диспансера, в системе об­щемедицинской помощи - в психотерапевтических кабинетах поликлиники и медико-санитарных частях промышленных предприятий - для бол-ых с пограничными расстрой­ствами и раннего выявления псих. заб-ний. Санаторные (лесные) школы, где ослабленные дети с различными невротическими состояниями получают терапию и обучаются в школе. Для восстановления психического здоровья: режима труда и отдыха, длительное пребывание на све­жем воздухе, занятия физкультурой. Находятся в течение одной четверти. Психоневроло­гические интернаты для бол-ых с хр. псих. заб-ми. Умственно отсталые дети обучаются в специальных вспомога­тельных школах. М. приходить из дома или жить в интернатах при школах, где они по­стоянно наблюдаются и лечатся. Дети дошкольного возраста с органическими поражениями ЦНС и с заиканием – специализ-ных яслях-садах, где ра­ботают воспитатели врачи-психиатры, психологи и логопеды. Последние годы получила развитие специальная служба по борьбе с суицидами. Во многих городах работает «Телефон дове­рия». Психотерапевтическую по­мощь по телефону оказывают психиатры и психологи, прошед­шие специальную подготовку. Для оказания психотерапевтической и психологической помо­щи имеются: спец. кабинеты в об­щесоматических поликлиниках; кризисные отделения; в сельской местности имеется сеть психиатрических кабине­тов в сельских больницах и р-ных поликлинниках и психиат­р-ие отд-ия в ЦРБ.

2.Корсаковский синдром, нозологическая принадлежность,
Особенности у детей.

Синдром Корсакова - разновидность амнестического синдрома; относится к синдромам расстройства памяти и интеллекта. Основой его является невозможность запоминать текущие события (фиксационная амнезия) при более или менее сохранной памяти на прошлое. В связи с этим возникает нарушение ориентировки (так называемая амнестическая дезориентировка), еще один характерный симптом этого синдрома - парамнезии. В первую очередь это касается времени. Кроме того имеется дезориентировка в месте и в окружающей действительности. Главным образом в виде конфабуляций или псевдореминисценций, но могут наблюдаться и криптомнезии.

3.Нормотимики, их лечебная и профилактическая роль.

К нормотимикам относят препараты, способные увеличивать длительность интервалов между фазами (приступами) рецидивирующих аффективных расстройств и смягчать их клинические проявления. Это средства вторичной профилактики рецидивирующих аффективных расстройств. Показания: использу­ют при частом повторении депрессий и маний в рамках маниа­кально-депрессивного психоза, циклотимии, приступообразной шизофрении. Нормотимики применяются не только как средства вторичной профилактики депрессий и маний «в чистом виде», но и приступообразных аффективных нарушений, сочетающихся с другими психопатологическими проявлениями (галлюцинаторно-бредовыми, гебефренными, психопатоподобными расстрой­ствами, навязчивостями). Назначение нормотимиков на длительное время более чем у половины больных отдаляет наступление очередной депрессии или мании и сглаживает ее симптоматику. У некоторых пациентов при помощи нормотимиков удается прервать возобновление аф­фективных расстройств на многие годы. К ним относят: а) Карбамазепин (финлепсин) обладает, наряду с нормотимическими свойствами, некоторым антидепрессивным и выраженным про-тивосудорожным эффектом. Для профилактики рецидивов аффек­тивных расстройств используется в суточных дозах 0,4—1,0 г. Воз­можные побочные действия: нарушения аккомодации, сонливость, головная боль, атаксия, диспептические расстройства, лейкопения. б) Вальпроат натрия (конвулекс, депакин) также оказывает не только тимостабилизирующее, но и антиманиакальное и антикон­вульсивное действие. Для предупреждения рецидивов аффектив­ных расстройств используется в дозах 0,6—1,4 г в сутки. Побочные эффекты чаще выражаются в диспепсии, сонливости, кожной ал­лергии. В редких случаях возникают нарушения функций печени, поджелудочной железы и снижение свертываемости крови

 

Билет 5

1. Восприятие. Основные симптомы и синдромы нарушений восприятия,
Сравнительно-возрастные особенности.

Восприятие - это целостное отражение тех явлений или предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на наши органы чувств (человек воспринимает цветок в целом, видит его цвет и форму, чувствует запах, тонкость его лепестков). Одним из свойств восприятия является представление, которое позволяет удерживать информацию на непосредственном уровне. Представление — это результат оживления образов или явлении воспринимаемых ранее, в прошлом. Симптомы нарушений восприятия. Иллюзии — расстройства восприятия, при которых реальные явления или предметы воспринимаются человеком в ошибочном виде: 1) иллюзии невнимания(К. Ясперс), когда здоровый человек при отвлечении внимания на что-то очень важное может воспринять окружающее ошибочно. Иллюзии, связанные с нарушением психической деятельности, подразделяются на: а) аффективные (аффектогенные) иллюзии возникают под влиянием сильного чувства, такого аффекта как сильный страх, чрезмерное нервное напряжение; б) вербальные иллюзии выражаются в ошибочном восприятии смысла слов, речей окружающих, когда вместо нейтрального для больного разговора окружающих он слышит (что обычно также бывает на фоне сильного страха) угрозы, ругательства, обвинения, якобы относящиеся к нему; в) парэйдолические иллюзии - расстройства восприятия, когда действительно существующие образы воспринимаются изменений, обычно в причудливо-фантастическом виде. Иллюзии подразделяют по органам чувств, но чаще всего выделяют зрительные и слуховые. Кратковременно они могут возникать и у здоровых людей, тревоги, напряженного ожидания. Однако, скорее всего, они сигнализируют о начинающемся психозе, о болезни, чаще интоксикационной или инфекционной природы. Сравнительно-возрастные особенности. В силу яркости, образности детского восприятия, неразвитости еще 2-ой сигнальной системы, у детей иллюзии м.б. в норме, когда реальное, часто переплетается с фантастическим. Детям младшего возраста свойственна склонность к фантазированию, способность одушевлять или воспринимать по иному реальные предметы, наделять их какими-то особыми св-ми. Кроме того у детей м.б. и собственно иллюзии как патология, возникающая либо на фоне страхов (аффектогенные иллюзии), либо при интоксикациях и инфекциях, при делериозном расстройстве состояния. Особенностью детского возраста, касающейся патологии восприятия, явл-ся частые видения различных героев сказок и мультфильмов, другой особенностью явл-ся преобладание зрительных обманов восприятия.

2. Врожденный сифилис. Психические нарушения у детей и подростков,
лечение.

Врожденный сифилис обычно делят на прогредиентный (сифилис-процесс) и непрогредиентный (дистрофический или деструктивный сифилис). Для врожденного сифилиса хар-ны менингиты, менингоэнцефалиты, сосудистые поражения. Возможно также острое или постепенное развитие гидроцефалии. При прогредиентном сифилисе встречаются те же формы, что и у взрослых (апоплектиформная форма сифилиса мозга, эпилептиформная форма сифилиса мозга, гуммозная форма сифилиса мозга, галлюцинаторно-параноидная форма сифилиса мозга–у детей редко). Хар-ными клиническими проявлениями заб-я явл-ся менингоэнцефалиты (острые и подострые), припадочные состояния (апоплектиформные и особенно эпилептиформные), олигофрении. Эпилептиформный синдром м.б. выражением различных патологических процессов: а) проявлением собственно сифилиса мозга (эпилептиформная форма); б) проявлением эпилепсии. Иногда последствием врожденного сифилиса м.б. психопатоподобные состояния без заметного снижения интеллекта или на фоне некоторой дебильности. Лечение. Специфические противосифилитические пр-ты по общепринятой схеме: а/б – пенициллин, эритромицин, пр-ты висмута и йода (бийохинол, бисмоверол, йодистый калий, йодистый натрий). Помимо спец. леч-я показано общеукрепляющие и витаминотерапия.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 351.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...