Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Технология реализации образовательной программы. Формы и методы обучения.




Необходимым условием выразительного чтения является понимание литературного произведения, его идейно-художественного своеобразия, проникновение в мысли и чувства писателя. Школьники знакомятся с основными законами и приемами постановки голоса и выразительного чтения на практических занятиях, на которых анализируются произведения различных литературных родов и жанров.

Общая методика работы учащихся в мастерской заключается в плавной и последовательной выработке учебного алгоритма «ПРОЙДИ ЭТАПЫ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ»:

1 этап: «начальный» (нацеливает ученика на получение новой и необходимой информации);

2 этап: «смысловое чтение» (продуманная система аналитических вопросов и заданий нацеливает ученика на выявление главных мыслей, зафиксированных в тексте, их оценку-анализ, в процессе которого ребёнок учится размышлять над прочитанным, считывать логику текста, интерпретировать его);

3 этап: «творческое чтение-интерпретация» ( система разнообразных творческих задание рождает у юного читателя собственные мысли, идеи, образы под влиянием мыслей автора).

Для достижения поставленных целей и задач необходимо использовать различные формы и методы, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала:занятие - лекция, занятие - игра, занятие - исследование, занятие - защита проекта.

Методы:

Объяснительно-иллюстративные методы:

ü Рассказ

ü Беседа с опорой на правило

ü Анализ схем, таблиц, плана, фактов, явления

ü ЦОР

Репродуктивные методы:

ü Пересказ

ü Выполнение задания по образцу

ü Работа с книгой

ü Частично-поисковые методы:

ü Эвристическая беседа

Методы устного изложения:

ü Рассказ

ü Объяснение

ü Беседа

ü Дискуссия

Наглядные методы обучения:

ü ЭОР

ü Использование современных педагогических технологий, в том числе ИКТ

Практические методы обучения:

ü Упражнения

ü Дидактические игры

Формы обучения:

ü Деловая игра

ü Аукцион

ü Конкурс

ü Зачет

ü Общественный смотр знаний

ü Взаимообучение

Планируется использование элементов следующих педагогических технологий в преподавании курса:

Ø Проблемное обучение

Ø Коллективный способ обучения

Ø Групповая форма работы /в парах и группах/

Ø Игровые технологии

Ø Исследовательская технология обучения

Ø Технология РКМЧП – « Развитие критического мышления через чтение и письмо.

Ø Технология развивающего обучения.

Ø Метод проектов

Ø Технология мастерских

Ø Информационно-коммуникационные технологии

Ø Технология «Дебаты».

Ø Здоровьесберегающие технологии

Главные принципы работы по данному спецкурсу – коммуникативно-речевой и литературно-художественный.

Коммуникативно-речевой принцип позволяет:

· развивать важные виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание;

· формировать умение выразительно читать и пересказывать текст, создавать собственные тексты по аналогии с прочитанными;

· осваивать диалогическую форму общения (воображаемого общения юных читателей с писателем и его героями).

Литературно-художественный принцип позволяет реализовать на занятиях выразительного чтения основные функции литературы как вида искусства: эстетическую, познавательную и нравственную.

Новизна подходов – это «пошаговая» практическая методика обучения пятиклассника выразительному чтению, интеграция языкового и речевого аспектов обучения, нетрадиционная технология подачи учебной информации, развитие литературно-творческих способностей ребёнка через умелый подбор разнообразных текстов, дающих возможность обучающемуся воспринимать, размышлять, обсуждать, осваивать новые знания и практические действия, возможность учиться и самосовешенствоваться.

 

Содержание программы

Основным предметом изучения и овладения на занятиях спецкурса является выразительность чтения.

Знакомство с устной речью естественно начать с рассмотрения речевого аппарата и работы над ним. Эта работа включает в себя дыхательную гимнастику, работу над дикцией.

Одним из этапов работы является логический анализ текста и расстановка логических ударений.

Одновременно делаются упражнения над интонацией.

Знакомство со сценической грамотой, с основами искусства актёра помогает возникновению творческого процесса, развивает общие художественные специальные способности.

Важным приёмом является личный пример. Учитель влияет на учеников прежде всего своим примером. Его речь должна быть ясной, чёткой и выразительной. Недаром А.С.Макаренко считал речь основным элементом педагогической техники.

 На занятиях спецкурса должна быть:

· создана атмосфера доброжелательной критики;

· исключается давление учителя, на занятиях - свободное общение.

· учёба должна приносить ребёнку удовольствие

· самостоятельное добывание информации, уважение желания ребёнка работать самостоятельно.

· поощрение настойчивости, активности.

 Ребёнку необходимо осознавать общественную значимость проблемы.

Задания должны быть творческими, включающими исследования, анализ, доказательства и выводы по изучаемой проблеме; необходимо больше практических работ, работ со словарями, со справочной литературой.

Постоянный анализ, обсуждение итогов помогает добиться желаемого результата.

Раздел 1

Давай познакомимся (1 ч.). Знакомство с авторами книги и их пожеланиями на предстоящую творческую работу в специальной мастерской. Речь как средство общения, средство воздействия. Устная речь и художественное чтение. Художественное чтение как средство воздействия на слушающих в процессе живого общения с ними. Художественное чтение как самостоятельный жанр сценического искусства.Страницы истории художественного чтения на Руси.

           Раздел 2.

Голос – великое богатство. Учись развивать свой голос (3 ч.).В технику речи входят дыхание, голос, дикция, орфоэпия:

   Дыхание: должно быть свободное, глубокое, частое, незаметное, автоматически подчиненное воле чтеца. Безусловно, умение правильно пользоваться дыханием во многом определяет способность управлять голосом.

Голос: большое значение для выразительного чтения имеет звонкий, приятного тембра, гибкий, достаточно громкий, послушный голос. Оптимальным является голос средней силы и высоты, так как его легко можно понизить и повысить, сделать тихим и громким. Одной из главных задач в постановке голоса является умение пользоваться так называемой атакой звука, чтобы на основе правильного дыхания добиться свободного, ненапряженного звучания. Атака звука - это способ смыкания голосовых связок в момент перехода от дыхательного положения к речевому. Голос имеет особые свойства: силу, высоту, длительность, полетность, качество. Эти свойства голоса, собственно, и являются условием выразительности речи.

    Дикция: одно из важнейших качеств речи. Поэтому работу над дикцией рекомендуется начинать с артикуляционной гимнастики, позволяющей сознательно управлять нужными группами мышц. Дикция - четкое произношение звуков речи, соответствующее фонетической норме данного языка.

    Орфоэпия: неправильные ударение в словах, фонетические отклонение от общепринятых норм произношения являются грубыми нарушениями правильности речи, без которой невозможна выразительность речи. Орфоэпия устанавливает нормы литературного произношения.

Раздел 3. Учись читать, чтоб больше знать (8 ч.). Позволяет осознать, что книга – самый верный, надёжный друг и помощник в жизни человека. Виды чтения: авторское и художественное чтение. Три принципа словесного действия: «видение», «лепка фразы», «способы воздействия». Принцип «видения» и тренировка воображения. Технология «лепки фразы». Специфика исполнения стихотворения, басни и прозаического отрывка.

Раздел 4. Учись технике выразительного чтения (10 ч.).Что такое техника выразительного чтения? Знаки препинания и паузы – творцы выразительного чтения. Техника выразительного чтения. Основные теоретические понятия: «выразительное чтение», «интонация», «знаки препинания». Интонация. Пауза, темп, тембр, диапазонная полоса и эмфатическая долгота.

 Сила голоса. Темп и ритм. Темп чтения может быть медленным, замедленным, средним, ускоренным, быстрым. Изменение темпа чтения - прием, помогающий передать в устном слове характер читаемого текста и намерения чтеца. Выбор темпа зависит от того, какие чувства, переживания воспроизводит чтец, а также от характера, эмоционального состояния, поведения персонажей, о которых рассказывают или читают.

Ритм связан с равномерностью дыхательных циклов. Это чередование звучащих отрезков речи и пауз, усиление и ослабление голоса.

Мелодика речи. Тон голоса. Тембр.

Раздел 5. Учись понимать художественные тексты и выразительно их читать (3 ч.).Что такое текст. Смысловое чтение. Анализ художественного текста. Какие правила – учебные алгоритмы (действия) от смыслового чтения приведут к выразительному чтению.

Раздел 6. Учись выразительно читать и анализировать притчи (1 ч.).Обоснование выбора произведения. Соответствие параметров исполнителя выбранному произведению. (Обсудить). Разбор произведения, логика речи. Элементы интонационной выразительности. Ударение. Паузы: логические, психологические, межстиховые, цезурные, ритмические. Мелодика речи.

 Пластическая выразительность. Жесты: непроизвольные, ритмические, иллюстративные, подтекстовые.

Раздел 7. Поэтическаясмехопауза (3 ч.).«Крылатые выражения». Выразительное чтение текстов в стихах о крылатых выражениях и словах. Стихотворное произведение и особенности работы над ним. Методы исполнения. Строй исполнения: пафос, повествование. Рифма. Размер стиха.

Сценические особенности и общие основы словесного действия актерского искусства и искусства художественного слова.

Раздел 8. Папа, мама, я – выразительно читает вся семья (2 ч.).Приобщение к культуре семейного чтения.

Раздел 9. Инсценируем авторские сказки (2 ч.).Участник классного импровизированного театра, проявление актерских дарований в процессе инсценировок великолепных авторских пьес-сказок.

Раздел 10. Подведём итоги (1ч. ).Практика выразительного чтения стихов, басен, прозаических произведений. Чтение по ролям отрывков из драматических произведений. Подведение итогов творческой учебной деятельности в течение всего учебного года, определение результата личной успешности на занятиях в мастерской постановки голоса и выразительного чтения.

Учебно- тематический план

 

п/п

Наименование разделов

Общее количество учебных часов

В том числе

Теоретических Практи ческих
1 Давай познакомимся 1 1 0
2 Голос – великое богатство. Учись развивать свой голос 3 1 2
3 Учись читать, чтоб больше знать  8 4 4
4 Учись технике выразительного чтения 10 4 6
5 Учись понимать художественные тексты и выразительно их читать 3 1 2
6 Учись выразительно читать и анализировать притчи 1 0 1
7 Поэтическая смехопауза 3 1 2
8 Папа, мама, я – выразительно читает вся семья 2 1 1
9 Инсценируем авторские сказки 2 0 2
10 Подведём итоги 1 0 1
  Итого 34 13 21

 

Календарно – тематическое планирование

 

№ п/п Тема занятия Содержание Кол-во часов Основные понятия и термины Информационно- методическое обеспечение Дата
1 Давай познакомим-ся (1 ч.). Давай познакомимся Знакомство с учебным пособием – рабочей тетрадью для ученика 5 кл.: структура учебного пособия, соавторы-помощники. Чтение-анализ стихотворения «Русское слово» 1 Мастерская, мастерить, мастерство, творчество Текст стихотворения «Русское слово»  
2 Голос – великое богатство. Учись развивать свой голос(3 ч.). Голос – великое богатство. Какие бывают голоса? Развитие своего голоса. Как заботиться о голосе. 1 Дыхание, голос, дикция, орфоэпия «Словарик голосов»  
3-4 Учись развивать свой голос Школьный театр. Конкурс чтецов. 2 Слог, ударение,пауза, интонация Упражне-ние 27  
5-6 Учись читать, чтоб больше знать(8 ч.)Учись читать, чтоб больше знать!Как хорошо уметь читать! Книга – самый верный, надёжный друг и помощник в жизни человека 2 Главная мысль текста. Обращение, сравнение, импровизация. http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20ударений/  
7-9 Здравствуй, книга! Здравствуй, праздник! Виды чтения: авторское и художественное чтение. Три принципа словесного действия: «видение», «лепка фразы», «способы воздействия». 3 Главная мысль текста. Пословица. Аннотация. ttp://www.kakprosto.ru/kak-22655-kak-chitat-s-vyrazheniem  
10-12 Читать хорошо – это трудно и легко! Принцип «видения» и тренировка воображения. Технология «лепки фразы». Специфика исполнения стихотворения, басни и прозаического отрывка.   3 Текст, основная мысль текста, деление текста на части. План рассказа. Презентация «Текст. Тема текста».  
13 Учись технике выразительного чтения (10 ч.) Что такое техника выразительного чтения? Что такое техника выразительного чтения? Техника выразительного чтения. Главные качества голоса. 1 Выразительное чтение. Сила, высота, тембр голоса. ttp://www.kakprosto.ru/kak-22655-kak-chitat-s-vyrazheniem  
14-15 Обращай внимание на знаки препинания. Знаки препинания, простые и сложные предложения, логическое ударение. 2 Основные теоретические понятия: «выразительное чтение», «интонация», «знаки препинания». Презентация «Пунктуация»  
16-17 Знаки препинания и паузы – творцы выразительного чтения. Знаки препинания, простые и сложные предложения, логическое ударение. 2 Основные теоретические понятия: «выразительное чтение», «интонация», «знаки препинания». http://www.openclass.ru/node/201948  
18-20 Учись технике выразительного чтения. Звукопись. Сила голоса. Темп и ритм. Мелодика речи. Тон голоса. Тембр. 3 Воображение. Гласные и согласные звуки. Аллитерация. Ассонанс. http://www.kakprosto.ru/kak-22655-kak-chitat-s-vyrazheniem  
21 Учись технике выразительного чтения. Ударение логическое и словесное. Орфоэпия, литературная норма произношения, роль ударения в орфоэпии. Работа с опорными таблицами. 1 Логическое ударение, словесное ударение. Опорные таблицы.  
22 Интонация – основа выразительного чтения. Интонация. Пауза, темп, тембр, диапазонная полоса и эмфатическая долгота. 1 Сила голоса. Темп и ритм. Мелодика речи. Тон голоса. Тембр. «Словарик интонаций»  
23-25 Учись понимать художественные тексты и выразительно их читать (3 ч.) Текст и его признаки. Анализ текста. Что такое смысловой анализ художественного текста? 3 Текст. Анализ. Идея. Предание. Опорные таблицы.  
26 Учись выразительно читать и анализировать притчи(1 ч.) Что такое притча? Разбор произведения, логика речи. Элементы интонационной выразительности. Пластическая выразительность. Жесты: непроизвольные, ритмические, иллюстративные, подтекстовые. 1 Притча. Ударение. Паузы: логические, психологические, межстиховые, цезурные, ритмические. Мелодика речи. Презентация «Притча»  
27-29 Поэтическаясмехопауза (3 ч.) Выразительное чтение текстов в стихах о крылатых выражениях и словах. Стихотворное произведение и особенности работы над ним. Сценические особенности и общие основы словесного действия актерского искусства и искусства художественного слова. 3 «Крылатые выражения». Методы исполнения. Строй исполнения: пафос, повествование. Рифма. Размер стиха. Фразеологизмы. Презентация «Фразеологизмы»http://rifmakslovu.ru/rifma  
30-31 Папа, мама, я – выразительно читает вся семья (2 ч.) Чтение-анализ сказок нового Марка Розовского. Приобщение к культуре семейного чтения. 2 Анализ сказки. Сказка. Выставка книг.  
32-33 Инсценируем авторские сказки (2 ч.) Инсценирование великолепных авторских пьес-сказок.   2 Школьный театр.    
34 Подведём итоги (1 ч.) Оцени свою читательскую деятельность. 1   Анкеты.  

 

В результате работы в мастерской пятиклассник (шестиклассник) научится:

Ø подробно и сжато пересказывать текст;

Ø делить текст на смысловые части;

Ø составлять план как опору для воспроизведения текста;

Ø «сжимать» текст с целью определения главной мысли;

Ø составлять (проектировать) письменную аннотацию к прочитанной книге;

Ø развивать качество своего природного голоса;

Ø выразительно читать стихотворения и прозаические тексты в школе и дома;

Ø исполнять стихи наизусть;

Ø инсценировать;

Ø отвечать на вопросы по содержанию текста;

Ø ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл (определять главную тему, общую цель и назначение текста; выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; формировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте);

Ø выделять в тексте непонятное;

Ø прогнозировать содержание художественного текста;

Ø составлять характеристики литературных героев;

Ø сравнивать литературных героев с другими персонажами;

Ø интерпретировать текст;

Ø приобретать новые и необходимые знания по теории литературы;

Ø приобщаться к семейному чтению и другое.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 286.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...