Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Направления и методы совершенствования структуры инвестиций в Российской Федерации




 

Изменения структуры инвестиций, как правило, идут в соответствие с перспективными направлениями изменения структуры экономики. В мировой практике принято выделять два направления: ориентация на экспорт и развитие импортозамещающих отраслей. Причем ориентация на экспорт возможна лишь при вывозе конкурентоспособных, высокотехнологичных товаров. Для России в перспективе возможны оба направления изменения структуры экономики.  На сегодняшний день для России характерна направленность на экспорт товаров, причем основу этого экспорта составляют ресурсы. Наиболее актуальным стоит вопрос импортозащения товаров. В предыдущем параграфе рассматривались основные статьи импорта товаров в Россию. Направленность на импортозамещение создает условия для повышения конкурентоспособности отечественных предприятий в первую очередь на внутреннем, а при дальнейшем развитии на мировом рынке.

В настоящее время совершенствование структуры инвестиций идет по нескольким направлениям:

– создание условий для рыночной оценки активов предприятий. Кроме очевидных преимуществ для инвесторов, связанных с рыночной оценкой акций, это позволит предприятию формировать более рациональную стратегию в отношении использования собственных активов;

– последовательная децентрализация инвестиционного процесса путём развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;

– внесение изменений в амортизационную политику, направленных на ее либерализацию. Повышение степени свободы реформированных предприятий при выборе методов амортизационной политики (использование ускоренной амортизации, нелинейных методов амортизации, в том числе метода уменьшающегося остатка с применением удвоенных амортизационных норм, метода суммы лет, специальной первоначальной амортизационной скидки), упрощение и укрупнение норм амортизации.

Так, например, благодаря ускоренному методу начисления амортизации снижается воздействие инфляционного фактора и создаются возможности для расширенного воспроизводства основных фондов. В соответствие налоговым законодательством налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2: в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности; в отношении собственных амортизируемых основных средств налогоплательщиков - сельскохозяйственных организаций промышленного типа (птицефабрики, животноводческие комплексы, зверосовхозы, тепличные комбинаты); в отношении собственных амортизируемых основных средств налогоплательщиков - организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны или туристско-рекреационной особой экономической зоны; в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность. Налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3: в отношении амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), налогоплательщиков, у которых данные основные средства должны учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга); в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности; в отношении амортизируемых основных средств, используемых налогоплательщиками, исключительно при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья  [39].

Также можно отнести к методам совершенствования:

– создание особых экономических зон в целях стимулирования развития отдельных отраслей промышленности и привлечения иностранных инвестиций на территорию Российской Федерации. Созданные на территории России особые экономические зоны специализированы на деятельности в сфере обрабатывающей промышленности, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры. Согласно пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и в другие нормативные правовые акты Российской Федерации особые экономические зоны представляют собой не только способ привлечения инвестиций в определенные виды деятельности, но и инструмент региональной экономической политики для стимулирования развития депрессивных регионов, за счет которого происходят изменения в территориальной структуре инвестиций [23, с. 43].

– применение специальных налоговых режимов и льгот. Так, в целях упрощения налогообложения и развития сельского хозяйства введен единый сельскохозяйственный налог, который заменяет собой налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и налог на добавленную стоимость.[27] Примером льгот по совершенствованию структуры инвестиций является освобождение от обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость. В соответствие с законом, организация, получившая статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" (далее в настоящей статье - участник проекта), имеет право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье - освобождение), в течение десяти лет со дня получения ею статуса участника проекта;

– предоставление инвестиционного кредита, который представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

          а) проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;

         б) осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

        в) выполнение этой особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению, либо выполнение организацией государственного оборонного заказа;

        г) осуществление этой организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность;

д) включение этой организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

– государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций, при постепенном усилении государственного контроля за целевым расходованием средств.

– размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе;

– значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов. Для многих инвесторов партнерство с государством носит различные форматы и характеры. С одной стороны, работа с бюджетными средствами требует прозрачных правил, отчетности, с другой же стороны, участие государственного капитала в проекте снижает уровень рисков для частного капитала. Как подчеркнул министр РФ Михаил АбызовМинистр, развить эффективную инфраструктуру исключительно за счет капитальных вложений государства невозможно. В отличии от государственного и частного финансирования капиталовложений услуги, оказываемые населению в результате государственно-частного партнерства, будут предоставляться не на бесплатной основе, и не по рыночной стоимости, а будут иметь минимальную стоимостную оценку при лучшем качестве [28, с.21].

Выше были перечислены методы совершенствования структуры инвестиций и активизации инвестиционной деятельности, которые уже применяются на практике. В большинстве случаев данные методы совершенствования основаны на бюджетно-налоговых инструментах, так как именно эти инструменты находятся в управлении государственных и муниципальных органов власти.

На сегодняшний день многое сделано для развития высокотехнологичного производства, но почти все усилия концентрируются на создании данного производства на территориях особых экономических зон, между тем аналогичное производство, отвечающее критериям энергоэффективности, инновационности, существует и вне этих территорий, оставаясь без должного внимания со стороны государства. Вследствие чего возникают некоторые проблемы по обновлению основных фондов. Исходя из вышесказанного, следует, что для обновления основных фондов промышленности государству необходимо проводить стимулирующую налоговую политику, направленную на обновление основных фондов промышленных предприятий приоритетных отраслей, вне зависимости от их территориальной принадлежности.

Действенным методом совершенствования структуры капиталовложений и экономики в целом может стать снижение уровня совокупного налогового бремени на товаропроизводителей конечной продукции. Высвободившиеся в результате снижения налогового бремени ресурсы товаропроизводители могли бы использовать для обновления основных фондов, тем самым повышая конкурентоспособность производимых товаров на внутреннем и мировом рынках.

Одной из наболевших тем является сельское хозяйство. Как уже говорилось ранее, основными проблемами являются климат и низкая производительность труда, вследствие изношенности основных фондов. В связи с этим возникает необходимость совершенствования структуры инвестиций по видам экономической деятельности в пользу отраслей агропромышленного комплекса.

Методы стимулирования агропромышленного комплекса можно перенять зарубежом, так, например, во многих европейских странах значительная доля бюджетных средств направляется в виде субсидий в сельское хозяйство и агропромышленный комплекс. Однако, данный метод подразумевает значительное увеличение уровня налоговой нагрузки на другие отрасли национальной экономики, что для национальной экономики РФ на данный момент губительно. Приемлемым методом воздействия на состояние агропромышленного комплекса через систему налогообложения могло бы быть  освобождение от налогообложения операций крупнейших банков России по кредитованию предприятий агропромышленного комплекса, при условии, что кредиты будут носить целевой характер, направленный на обновление основных фондов.

Совершенствованием отраслевой структуры инвестиций следует считать и  увеличение удельного веса капиталовложений в отрасли, которые оказывают прямое воздействие на развитие человеческого потенциала, к таковым в частности относится здравоохранение, но в рассматриваемый период по данному виду деятельности наблюдается отрицательная тенденция.  Однако совершенствование может идти не столь прямым направлением. К примеру, инвестиции можно направить на закупку импортного высокоэффективного оборудования, продукции фармацевтики и результаты инвестирования будут заметны уже сегодня. Однако можно инвестировать средства в развитие отечественной фармацевтики, производство высокоэффективного медицинского оборудования внутри страны, при этом результаты инвестирования скажутся лишь в будущем, но с большим положительным эффектом. Сегодня в здравоохранении наиболее популярна идея создания фармацевтических кластеров. Их уже создано не менее десятка. Многие российские заводы производят свою продукцию под локальный спрос, а, следовательно, партии произведенных лекарств имеют не столь большой объем, в связи с этим цена на их продукцию высока. Решением данной проблемы являются кластеры, благодаря которым происходит их объединение и снижение стоимости их продукции [25, с. 8]. Несомненно, нельзя пойти лишь одним из этих направлений, оставив без должного внимание второе, поэтому следует найти оптимальное соотношение в направлениях инвестирования.  

Решением проблемы недостаточности инвестиционных финансовых средств для обновления основных фондов могло бы стать предоставление государственных гарантий на вложение средств населения в инвестиционные проекты либо создание инвестиционного фонда, который бы специализировался на инвестировании средств вкладчиков в долгосрочные приоритетные проекты. Также следовало бы воспользоваться средствами резервного фонда для развития предприятий обрабатывающей промышленности. Данные меры способствовали бы структурной перестройке экономики в пользу отраслей производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью и тем самым снижению зависимости России от импортной продукции.

Также в процессе совершенствования структуры инвестиций нельзя исключать банковский сектор экономики и инструменты кредитно-денежной политики. Следует активизировать рефинансирование ЦБ РФ коммерческих банков по целевым кредитам, предоставляемым для обновления основных фондов или введения инноваций на предприятиях приоритетных отраслей национальной экономики. Еще одной мерой со стороны государства по активизации инвестиционного процесса, могло бы стать снижение доходности государственных ценных бумаг, это привлекло бы внимание потенциальных инвесторов к ценным бумагам предприятий, в том числе на первичном рынке ценных бумаг.

Косвенным законодательным воздействием обладает закон, запрещающий государственным служащим иметь счета за границей и ценные бумаги иностранных эмитентов[2]. Данный закон должен способствовать сохранению капитала в стране и снижению уровня коррупции. Конечно же, существуют способы обойти его, но все же, можно считать, что начало в этом направлении уже положено.  

Совершенствование структуры инвестиций и инвестиционной деятельности в целом – сложный процесс, и осуществление данного процесса не должно ограничиваться законодательными актами и воздействием государства через фискальную и кредитно-денежную политику. Необходимо широкое воздействие на сознание населения. В первую очередь следует повысить финансовую грамотность населения. Выполнение данной задачи возможно через средства массовой информации и систему общего образования. Многим кажется, задача инвестирования сложна и недоступна для понимания непрофессионалов. Но далеко не все так сложно, миллионы граждан во всем мире планируют свои личные бюджеты, делают сбережения, инвестиции и т.д.

Таким образом, в современной России существует много методов совершенствования структуры инвестиций, основу которых составляют бюджетно-налоговые методы. Но активности применения данных методов недостаточно для структурной перестройки экономики страны. Необходимо активизировать бюджетно-налоговые и кредитно-денежные методы стимулирования предприятий, выпускающих товары с высокой добавленной стоимостью и пищевую продукцию. Но не следует ограничиваться существующим набором инструментов, необходимо применение дополнительных, возможно, качественно новых методов воздействия. Мировая социально-экономическая система постоянно развивается, в этих условиях постоянного развития требуют методы применяемые государством.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ      

В ходе проведения исследования была сформирована теоретическая и законодательная основа для исследования данной темы.

Инвестиции – вложение с целью получения прибыли или достижения иного полезного эффекта.

Особое внимание в Российской федерации уделяется капиталовложениям, и в соответствии с законодательством РФ инвестициями признаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Эффективное функционирование национальной экономики зависит от динамики и структуры инвестиций, т.е. от соотношения элементов этой структуры. В общем виде структура инвестиций представляет собой состав инвестиций по видам и направлению использования, а также их доля в общем объеме инвестиций. Выделяют основные виды инвестиционной структуры, к ним относятся технологическая, воспроизводственная, территориальная, отраслевая структуры и структура инвестиций по источникам финансирования.

Данные структуры формируются под влиянием большого количества факторов, которые подразделяются на две группы: макроэкономического и микроэкономического уровней. Также факторы формирования можно разделить на критические, не поддающиеся управленческому воздействию, и управляемые. Государственное регулирование инвестиционной активности и воздействие на инвестиционную структуру осуществляется через изменение управляемых факторов формирования структуры инвестиций через методы прямого и косвенного воздействия. Цели, формы и методы регулирования определяются государственной инвестиционной политикой.

На сегодняшний день наиболее значимым фактором формирования структуры инвестиций является наличие природных ресурсов, наличие богатого природно-ресурсного потенциала обуславливает структуру экономики России. В ходе исследования выявлено, что в регионах, богатых природными ресурсами, основу экономики составляют отрасли добычи, и напротив, регионы со скудными запасами природных ресурсов характеризуются преобладанием в структуре ВРП отраслей обрабатывающей промышленности, сферы услуг. Однако нельзя исключать региональный фактор, во многом играет роль отдельные цели и приоритеты развития отдельных регионов, и уровень управления в них. Так в масштабах национальной экономики значимыми должны быть приоритетные цели государства.

В работе проведен анализ структуры инвестиций в основной капитал по признаку отраслевой принадлежности, по территориальному признаку, по источникам финансирования и направлениям инвестирования. Проблемные элементы в структуре капиталовложений по видам экономической деятельности выявлялись на основе анализа зависимости России от товаров иностранных производителей. По итогам анализа выявлены виды деятельности, объединенные в машиностроительный, агропромышленный и химический комплексы. Несмотря на то, Россия что находится в зависимости от импортной продукции, удельный вес капиталовложений в виды деятельности, производящие аналогичные товары внутри страны, ежегодно сокращается, что еще сильнее усугубляет ситуацию, так как основной проблемой для них является физическая и моральная изношенность оборудования, вследствие недостаточности инвестиционных ресурсов. В большинстве случаев это относится к отраслям, выпускающим конечную продукцию. Эти проблемы связаны с недостаточной активностью государства в стимулировании развития данных отраслей. Для решения данной проблемы применяются различные методы совершенствования, в основном бюджетно-налогового воздействия, однако сокращающийся удельный вес инвестиций, сигнализирует о недостаточности применяемых мер. В сложившейся ситуации необходимы либо усиление, активизация существующих методов воздействия, либо применение новых методов, одним из которых могло бы стать предоставление условий развития, схожих с условиями развития особых экономических зон, для предприятий, занимающихся аналогичной деятельностью вне территорий этих зон. Также проблемой является сокращение удельного веса инвестиций в основные виды деятельности, оказывающие наибольшее влияние на развитие человеческого потенциала и на развитие социально-экономической системы страны в целом – удельный вес инвестиций в образование за период сократился на 0,2 процентных пункта, в здравоохранение на 0,4 процентных пункта. Проблема обусловлена ограниченностью бюджетных средств государства, за счет которых в большинстве своем и происходит инвестирование в данные отрасли. В связи с этим решением может быть усиление частно-государственного партнерства в данных отраслях, а также развитие отечественных промышленных предприятий-поставщиков продукции для данных видов деятельности.  

Также в работе проведен анализ иностранных инвестиций. По данным анализа удельный вес прямых за период сократился составив в 2012 г. 69% от уровня 2008 г, портфельных возрос составив в 2012 г. 128% от уровня 2008 г. Сокращение прямых инвестиций сказывается особо тяжко, так как они оказывают мультипликативный эффект, то есть они одновременно являются и инвестициями, и в некотором смысле фактором формирования структуры инвестиций и инвестиционной активности. Несмотря на сокращения удельного веса прямых и портфельных инвестиций в данный период не произошло сокращения в накоплении иностранных инвестиций, что говорит об отсутствии бегства капитала за границу, по крайней мере, иностранного.

В современной России существуют различные методы совершенствования структуры инвестиций, основу которых составляют бюджетно-налоговые методы. Однако активность применения данных методов не создает условия для структурной перестройки экономики страны. Необходимо активизировать бюджетно-налоговые и кредитно-денежные методы стимулирования предприятий, выпускающих товары с высокой добавленной стоимостью и пищевую продукцию. Но не следует ограничиваться существующим набором инструментов, необходимо применение дополнительных, возможно, качественно новых методов воздействия, одним из которых может стать повышение финансовой грамотности населения через средства массовой информации и систему общего образования. Также необходимо применения средств суверенных фондов для развития отечественных приоритетных отраслей промышленности.

Совершенствование структуры инвестиций – задача достаточно сложная, так как необходимо воздействие на весь комплекс факторов, которые ее формируют, сложность заключается в том, что трудно выявить в какой мере изменение показателей факторов окажет воздействие на структуру инвестиций, а также в том, что влияние различных факторов не должно противоречить друг другу.

Правильное воздействие на факторы формирования структуры инвестиций могло бы привести к развитию высокотехнологичных предприятий обрабатывающей промышленности, что в перспективе дало бы дополнительный стимул к дальнейшей диверсификации производства и развитию социально-экономической системы страны. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты

1. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: федер. закон [Электронный ресурс]: государственная система правовой информации. Официальный интернет-портал правовой информации = pravo.gov.ru. – М.: pravo.gov.ru, 2005-2014 гг. - Режим доступа: WWW.URL: http://www.pravo.gov.ru/. – 30.12.2013. – Загл. с экрана.2.  О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами: федер. закон [Электронный ресурс]: государственная система правовой информации. Официальный интернет-портал правовой информации = pravo.gov.ru. – М.: pravo.gov.ru, 2005-2014 гг. Режим доступа: WWW.URL: http://www.pravo.gov.ru/. – 24.02.2014. – Загл. с экрана.3. Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы: постановление Правительства РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru. – Загл. с экрана.

4. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов. Одобрено Советом директоров Банка России 28.10.2011 // Вестник Банка России. - № 67. – С. 120-260.

Книги

5. Бочаров, В.В. Инвестиции / В.В. Бочаров. – СПб.:Питер, 2009. – 384 с.

6. Гейдаров, М.М. Финансирование и кредитование инвестиций / М.М. Гейдаров. - Алматы: Алматинский коммерческий институт, 2000. – 193 с.

7. Игонина, Л.Л. Инвестиции / Л.Л. Игонина. – М.: Юристъ, 2012. – 480 с.

8. Киселева, Н.В. Инвестиционная деятельность / Н.В. Киселева.– М.: КНОРУС, 2006. – 432 с.

9. Колмыкова, Т.С. Инвестиционный анализ: Учебное пособие / Т.С. Колмыкова. – М.:Инфра-М, 2009. – 204 с.

10. Кузнецов, Б.Т. Инвестиции / Б.Т. Кузнецов. – 2-е изд. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 623 с.

11. Меркулов, Я.С. Инвестиции: учебное пособие /Я.С. Меркулов.- М.: ИНФРА-М, 2010. – 420 с.

12. Мухачев, В.В. Приватизация России / В.В. Мухачев. – М.: Эдиториал УРСС, 2014. – 272 с.

13. Нешитой, А. С. Инвестиции: Учебник / А.С. Нешитой. – 6-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 372 с.

14. Сергеев, И.В. Инвестиции / И.В. Сергеев. – М.: Юрайт, 2013. – 314 с.

15. Тараненко, О.Н. Инвестиционные менеджмент: Учебно-методическое пособие/ О.Н. Тараненко. – Пятигорск: РИО КМВИС, 2011. – 86с.

16. Хазанович, Э. С. Инвестиции: Учеб. пособие / Э. С. Хазанович. – М.: КноРус, 2011. – 320 с.

17. Чиненов, М.В. Инвестиции: Учеб. пособие / М.В. Чиненов. – М.:КноРус, 2011. – 368 с.

18. Шарп, У.Ф. Инвестиции/ У.Ф. Шарп. – М.:Инфра-М, 2001. – 1035с.

19. Янковский, К. П. Инвестиции: Учебник / К. П. Янковский. – СПб.: Питер, 2012. – 368 с.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 185.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...