Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Состав и структура цены. Система цен




Цена на любой товар состоит из определенных элементов, перечень которых меняется в зависимости от вида цены. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в долях или процентах, представляет собой структуру цены (рис. 1).

 

 

В соответствии с рис. 1 каждый последующий вид цены включает в себя предыдущий.

Определение структуры цены позволяет понять, как она может изменяться, какую долю в цене составляют себестоимость, прибыль, налоги.

Например, при наличии нескольких торговых (оптовых) посредников в структуре цены появится соответствующее количество однотипных элементов:

· покупная цена оптового посредника;

· продажная цена оптового посредника.

В результате доля снабженческо-сбытовой надбавки возрастет, а структура цены усложнится. На основе информации о структуре цены можно принимать решения о возможных резервах и направлениях снижения цен, издержек, об увеличении прибыли, т. е. разрабатывать стратегию и тактику ценообразования на предприятии. Если максимальную долю в структуре цены занимает себестоимость выпуска продукции, т. е. денежные издержки, понесенные предприятием на изготовление и реализацию продукции, то подобную ситуацию можно воспринимать как сигнал к снижению конкурентоспособности, поскольку предприятие не может принимать полноценное участие в ценовой конкуренции. Большая доля прибыли, налогов и низкая доля себестоимости свидетельствуют о том, что предприятие конкурентоспособно и может в конкурентной борьбе использовать фактор снижения цен более свободно. Доля себестоимости в составе цены нуждается в дополнительном тщательном анализе. Это связано с тем, что все издержки производства продукции и оказания услуг делятся:

· на условно-переменные, доля которых в составе себестоимости

может быть разной;

· условно-постоянные.

Если предприятие намечает снизить долю издержек в цене продукции, то оно должно провести дополнительный анализ в этой области.

Действующие в экономике цены образуют единую систему и находятся во взаимосвязи и взаимодействии (рис. 2).

СИСТЕМА ЦЕН

 

Рис. 2. Система цен

 

Система цен состоит из ряда блоков, которые в свою очередь делятся на подблоки (рис. 3). Характеристика основных блоков системы цен будет рассмотрена в следующих вопросах.

2.Признаки классификации цен. Виды цен

В ценообразовании обычно выделяют следующие признаки цены:

· принадлежность к типу рынка или каналу реализации;

· степень вмешательства государства в ценообразование;

· объект сделки купли-продажи;

· происхождение товара или услуги, вид деятельности по их созданию;

· характер торговля;

· экономическое пространство.

Первый признак цены ~ принадлежность к типу рынка или каналу реализации. Этот признак обозначает устойчивые связи между одним или несколькими типами субъектов торговой деятельности с теми или иными субъектами спроса, т. е. между продавцом и покупателем.

Данный тип устойчивой связи сочетается с дополнительными признаками:

· характером торговли;

· объектом торговли;

· степенью вмешательства государства и т. д.

Главное в процессе образования обособленных рынков и каналов реализации - взаимосвязь между хозяйствующими субъектами: кто и кому продает товары на данном рынке. Например, оптовый рынок - это торговые операции между предпринимателями. Товар продается здесь для профессионального использования, т. е. для производственных нужд или для дальнейшего продвижения товара к потребителю. Степень вмешательства государства в ценообразование подразумевает, что цены и тарифы на услуги могут быть:

· фиксированными;

· регулируемыми;

· свободными.

Монопольно устанавливаемые цены торговой фирмой, предприятием относятся к свободным.

По объекту сделки выделяются цены:

· на товары;

· услуги.

Виды цен на товары производственно-технического назначения:

· на сырье;

• на металл и металлоизделия;

• на топливо;

• на строительные материалы и т. д.

Цены на потребительские товары включают цены:

· на товары:

· продовольственные (без алкогольных напитков);

· непродовольственные;

· на алкогольные напитки.

Такая классификация цен на товары принята сегодня в системе статистики России.

По признаку назначения объекта сделки купли-продажи услуг различают цены (тарифы) на услуги:

• производственные;

• потребительские.

Производственные рыночные услуги (грузовой транспорт, водоснабжение, ремонтные работы, информационно-вычислительное обслуживание и т. п.) используются предприятиями и организациями нефинансового сектора экономики, т. е. производственными предприятиями (реальным сектором экономики) и коммерческими организациями сферы услуг. Отсюда следует, что цены (тарифы) на производственные рыночные услуги оказывают влияние на себестоимость товаров и услуг, создаваемых предприятиями и организациями нефинансового сектора. Особо следует выделить тарифы на электроэнергию, тепло и газ. Дело в том, что эти блага — не просто услуги, а товары плюс услуги по их доставке. Целесообразно не включать эти три вида материальных благ ни в товары, ни в услуги, а показывать их в классификации для анализа цен самостоятельно. При этом необходимо так построить классификатор, чтобы тарифы на производственное потребление электроэнергии, теплоэнергии и газа не агрегировались с тарифами на их потребительское использование, поскольку тарифы для коммерческих пользователей и потребителей-субъектов личного потребления государство устанавливает на различных уровнях. Потребительские рыночные услуги имеют своим назначением личное потребление (индивидуальное или коллективное), их стоимость исчезает в момент потребления. Цены на потребительские услуги оказывают влияние на уровень жизни и на воспроизводство рабочей силы, т. к. влияют на здоровье, образование, профессиональную подготовку.

Перечень потребительских услуг включает услуги:

· бытовые;

· жилищно-коммунальные;

· учреждений:

· культуры;

· туризма;

· здравоохранения;

· образования и т. д.

Услуги торговли не имеют тарифов, т. к. их стоимость включается в стоимость продаваемых товаров. Важные признаки цены - происхождение товара или услуга, вид деятельности по их созданию.

По отраслевому признаку выделяются цены:

ü на промышленные товары;

· продукцию:

ü сельского хозяйства;

ü строительства;

ü услуги:

ü транспорта и связи;

ü бытовые и коммунальные и т. д.

Именно этот принцип классификации цен был положен в основу построения прейскурантов цен при централизованном ценообразовании. Этот признак следует использовать в классификации цен как дополнительный, а не как основной. Признак "характер торговли" формулируется следующим образом: продается ли товар партиями — оптом или в розницу — поштучно, в развес, мелкими упаковками. Существование оптово-розничной торговли не отменяет различия между оптовой и розничной ценами: цена на единицу товара в оптовой торговле всегда ниже, чем при отпуске его в розницу. Услуги по своей природе не могут реализовываться партиями, их реализация предполагает адресность, единичность каждого пользователя услугой. Значит, данный признак присущ только ценам на товары. Избирательный признак цены состоит в том, что цены могут рассматриваться либо как цены реализации (продаж), либо как цены приобретений.

Цены продаж группируются по субъектам токовой деятельности:

ü производственным предприятиям;

ü торгующим организациям;

ü организациям сферы услуг.

Цены приобретения группируются по покупателям-субъектам спроса: предъявителям текущего производственного и инвестиционного спроса, субъектам потребительского спроса. К субъектам потребительского спроса относятся домашние хозяйства (население), государственные учреждения (школы, больницы и т. п.), НКО (некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства на общественных началах или за плату, возмещающую расходы, но не приносящую прибыль).

Признак "экономическое пространство" состоит в том, что одни цены формируются на внутреннем рынке, другие — во внешней торговле. Внутренние и внешнеторговые цены покупок и продаж одних и тех же товаров, как правило, находятся на разных уровнях. Цены экспорта и импорта формирует мировой рынок. Номенклатура товаров экспорта и импорта различна.

Россия вывозит, главным образом:

ü углеводороды (нефть и газ);

ü иное минеральное сырье;

ü лесоматериалы;

ü металлы.

Объектами ввоза, как правило, являются:

ü автомобили;

ü промышленное оборудование;

ü продовольственные товары;

ü Продукция химической промышленности.

Отечественные и импортные товары конкурируют на внутреннем рынке.

Цены экспорта оказывают влияние на всю экономику страны и на общий уровень внутренних цен, а также являются существенным фактором изменения курса национальной валюты. Признак структуры цены состоит в том, что цены включают издержки доставки:

ü до пункта отправления по железной дороге или другим видам транспорта (цена франко-станция отправления);

ü станции назначения (цена франко-станция назначения).

Этот признак цены особенно важен во внешней торговле, т. к. влияет на цены экспорта и на цены импортных товаров во внутренней торговле. Несмотря на множество цен, действующих на рынке, они между собой взаимосвязаны. Стоит только внести изменения в уровень одной цены, как изменения обнаруживаются в уровнях других цен. Изменения уровня одной цены имеют отклик в уровнях других цен по следующим причинам:

ü существует единый процесс формирования затрат на производство;

ü все субъекты рынка взаимосвязаны между собой;

ü имеет место тесная взаимозависимость всех элементов рыночного хозяйственного механизма. В зависимости от того, какой из вышеперечисленных признаков взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы:

ü по характеру обслуживаемого оборота;

ü по способам:

• установления;

• фиксации;

• получения информации об уровне цены;

ü в зависимости:

• от степени государственного воздействия, регулирования;

• степени конкуренции;

• вида рынка;

• с учетом факторов времени;

• внутрифирменные;

ü по условиям поставки и продажи;

• мировые (обслуживающие внешнеторговый оборот);

• используемые в учете и статистике.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 283.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...