Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Показатели производственной программы предприятия




Производственная программа – план производства и реализации продукции. Она определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде по номенклатуре и ассортименту, соответствующему потребностям рынка. Предприятия формируют производственную программу на основе государственного заказа, заказа потребителей и на основе выявленной потребности рынка.

Производственная программа состоит:

1 планирование производства продукции в натуральном и стоимостном выражении;

2 планирование номенклатуры.

Планирование производства продукции в натуральном выражении содержит показатели выпуска продукции определенной номенклатуры, качества и количества. Планирование производства в натуральных измерителях дает возможность предприятию согласовать выпуск отдельных видов изделий с потребностями рынка. Натуральные измерители позволяют согласовать план производства с производственными мощностями, с потребностью в ресурсах, необходимых для производства продукции. План производства продукции в стоимостном выражении содержит следующие показатели:

1 объем реализации продукции. Реализованной считается продукция, которая оплачена потребителем в момент реализации. Объем реализованной продукции определяется как стоимость предназначенных к поставке к договору готовой продукции, полуфабрикатов собственного производства, ТНП, выполненных работ, услуг промышленного характера, реализованных заказчиком в соответствии с договорами или через сбытовую сеть. Реализованная продукция характеризует валовый доход предприятия в плановом периоде и определяется как произведение цены на объем. 

2 товарная продукция – стоимость запланированных к выпуску готовых изделий. В товарную продукцию включается стоимость полуфабрикатов, комплектующих изделий. Товарная продукция определяется в оптовых ценах предприятия. Условием отнесения продукции к товарной является ее готовность к потреблению и сдача на склад, подготовленная для реализации. Вся продукция, которая отправлена к потребителю ничем не оплачена, относится к товарной продукции. Формула1

Машиностроительные предприятия и предприятия, имеющие механические цеха, включают стоимость изготовляемых для своих нужд инструментов и оснастки.

3 валовая продукция – учитывает изменение остатков незавершенного производства. ВП=ТП-НЗПк+НЗПн

Показатель ВП связан с внутрихозяйственным оборотом. На тех предприятиях, у которых отсутствует НЗП (пищевая), а значит, внутрихозяйственный оборот ВП совпадает с ГП.

Методы планирования производственной программы:Производственная программа формируется Т.О., чтобы обеспечить выполнение плана продаж в конкретном периоде с учетом имеющихся производственных возможностей. Если производственная мощность предприятия больше объема продаж, то имеет место недоиспользования мощностей, что приводит к завышению издержек на производство продукции. Если производственная мощность меньше объема продаж, то предприятие не может выполнить свои договорные обязательства по производству продукции. В этом случае предприятие либо своевременно корректирует свои производственные планы, отказывается от части заказа, либо нарушает производственные мощности.

Т.О. производственная программа является инструментом согласования объема продаж с имеющимися наличными производственными мощностями. Она разрабатывается на год с разбивкой по кварталам.

Алгоритм планирования может быть связан с следующими пунктами:

1 Анализ портфеля заказов. Анализ подвергается: спрос потребителей через собственную сбытовую сеть; индивидуальные заказы потребителей; заявки оптовых покупателей; заявки дилеров.

Анализируется ассортимент и номенклатура портфеля заказа, т.е. устанавливается общий объем планируемых поставок продукции в натуральных и стоимостных измерителях. Целью является установление причин отказов от поставки и анализ причин задержки платежей, устанавливаются финансовые показатели портфеля заказов: прибыль, рентабельность, налоговые платежи. В итоге составляются заключения «о возможности реализации» портфеля в планируемом периоде.

2 Перерасчет ассортимента портфеля заказов на один вид продукции, принятой в качестве представителя.

Определяется К. перерасчета.

К = t /t

Затем пересчитывается объем производства продукции включаемой в портфель заказов с учетом данного К.

N * K = N1; N2 = N * K и т.д.

Потом находится сумма N = N1 + N2 + N3…

пересчет необходим для определение соответствие планируемой производственной программы к имеющим производственным мощностям.

3.Анализируется использование среднегодовой производственной мощности предприятия: определяется достигнутый уровень использования производственных мощностей; степень прогрессивности технологий; коэффициенты использования ведущих групп оборудования. Определяется К. загрузки оборудования, К. использования внутрисменного фонда времени, анализируется общий К. сменности, установленного оборудования, определяется наличие излишнего и недостающего оборудования.

4 Планирование увеличения К. использования производственных мощностей в планируемом периоде. Для этого выявляются резервы, имеющиеся на предприятии. Эти резервы подразделяются на экстенсивные (резервы увеличения работ оборудования в пределах режимного фонда) и интенсивные (мероприятия по более полной загрузки оборудования в единицу времени).

5 определяется возможный выпуск продукции на основе установленных производственных мощностей. Т.е. ищется баланс между производственными мощностями и планируемой производственной программы.

6 После достижения баланса между производственной мощностью и проектом программы достигается экономическая оценка проекта плана производства.

Необходимость оценки вызвана тем, что изменение объема производства связаны с затратами, доходами и прибылью.

Если издержки производства будут превышать доходы, то предприятие будет нести убытки. При увеличении объема производства происходит относительное снижение издержек. В итоге доход начинает расти. Все это оказывает влияние на прибыль. Нулевое значение прибыли достигается в том случае, когда совокупные издержки на производство и реализацию продукции = совокупному доходу от её реализации. Этот объем производства называется критическим. Эффективность принимаемого плана оценивается по показателям Ф/о, Ф/е, Rе, удельного капитального вложения на рубль прироста производства и прибыли.

8. Формирование ассортимента.

Для этого, чтобы предприятие получало прибыль необходимо, чтобы номенклатура и ассортимент соответствовали запросам потребителя. Номенклатура – перечень выпускаемых видов изделий. Ассортимент – удельный вес каждого вида продукции в общем объеме. Ассортиментная позиция – конкретная модель, марка, размер выпускаемой предприятием продукции для продажи. Набор взаимосвязанных товаров – ассортиментная группа. При планировании номенклатуры может характеризоваться широтой, глубиной и сопоставимостью. 

Широта ассортимента включает в себя количество предлагаемых ассортиментных групп.

Глубокий ассортимент – количество позиций в одной ассортиментной группе, чем их больше, тем глубже ассортимент.

Сопоставимый ассортимент – соотношение между ассортиментами группами с точки зрения общности конечного потребителя.

В основе планирования ассортимента лежит сбыт. Ассортимент планируется на основе договоров, заключенных с потребителями и на основе гос. заказов. Но заключая договор, предприятие должно знать, что продукция перспективна и выгодна для него, поэтому предприятие Использует методы для изучения спроса:

1 изучение ретроспективных данных о спросе, т.к. информация о прошлом спросе экстраполируется на перспективу. «-»: он не учитывает изменения в рыночной системе.

2 метод экспертных оценок. Составляется экспертная группа из ведущих специалистов предприятия, которая оценивает появляющиеся возможности. «-»: склад характера эксперта влияет на оценку; заинтересованность эксперта в установлении определенных результатов; недостаток информации; формальное отношение эксперта.

3 изучение динамики объемов продаж. Этот метод позволяет наметить ориентиры ассортиментной политики, но он также имеет недостатки: объем продаж может быть связан с ценовой политикой предприятия, с эффективностью рекламы.

При планировании ассортимента необходимо учитывать жизненный цикл изделия. Характер и длительность жизненного цикла зависит от множества факторов и условий. Жизненный цикл состоит из2-х периодов: период освоения; рыночный период, включающий фазы: внедрения; роста; нагревания, насыщения рынка; падения.

В процессе планирования номенклатуры и ассортимента решаются 2-е задачи: 1 сократить время освоения нового изделия;

 2 удлинить жизненный цикл изделия.

Целесообразно весь ассортимент разбить:

1 Основная группа – товары, находящиеся в стадии стабильности и приносящие основные доходы; 2 Поддерживающая – находящиеся в стадии роста, товары, обеспечивающие значительные доходы;   3 Стратегическая – товары, обеспечивающие будущие доходы; 4 Тактическая – товары, находящиеся в стадии насыщения; 5 Снимаемые с продажи товары – находящиеся в стадии спада. Особое внимание необходимо уделить устаревшим товарам, т.к. задержки со снятием их с производства приводят к снижению эффективности продаж, что обусловлено: скапливание в каналах сбыта; рост расходов на рекламу, на сбыт; Снижение престижа.

Главным является сбалансированность номенклатуры и ассортимента. При планировании новых изделий следует помнить, что они в краткосрочном периоде ухудшают экономические показатели предприятия, а долгосрочном периоде новые изделия способствуют финансовой устойчивости предприятия. Новизна товара рассматривается по отношению к новым потребителям, возникающим на рынке, по отношению к новым рынкам и потребителям. Классификации новых товаров: 1 Качественно новый товар – до его появления аналогов на рынке не было;     2 Усовершенствованный товар – имеется на рынке аналоги, однако в результате проведенных НИОКР введены существенные усовершенствования; 3 Частично усовершенствованный товар – добавляются какие-то новые характеристики; 4 Товар рыночной новизны – на одном рынке это старый товар, а на другом новый; 5 Товар новой сферы применения – в рамках диверсификации производства.

Производство новых товаров – рискованная область деятельности По данным около 40% потребительских новинок в России и 20% товаров производственного назначения терпят неудачи. Причины неудач: неверная оценка рынка – 33%; неэффективная политика сбыта – 13%; высокая цена – 14%; несвоевременное начало продаж – 10%; конкуренция – 8%; техни-кое несовершенство изделий - 23%.

Решающие обстоятельства при планировании сроков вывода товаров на рынок: 1 Нельзя выводить, т.е. приступать к разработке после того, как покупатель отказался покупать устаревшие модели. 2 конкурентные факторы – предприятие должно следить за тем, чтобы конкуренты не опередили с новыми предложениями. Но при учете фактора конкурентности есть опасность создать самому конкуренцию своему же старому товару.

 

Планирование фонда оплаты труда.

Фонд потребления состоит из ФОТ, дивидендов и фонда соц.выплат и льгот.

ФОТ-осн.составляющая ФП. ФОТ может быть единым и м.состоять из 2-х частей (осн-ной и поощрит.)

ЕдиныйФОТцелесообразно планировать в том случае, если для оценки деят-ти пр-тия испол-ся 1 пок-ль (н-р,объем пр-ва или сбыта).

Если для оценки деят-ти необх.испол-ть неск-ко пок-лей, тогда следует план-ть фонд осн.или поощрит.оплаты с учетом пок-лей эффект-ти.

Сущ-ют след.методы план-я ФОТ:

1-по достигнутому уровню баз.ФОТ

2-на основе ср.з.пл.

3-нормативный; 4-поэлементный.

 1.в этом случае плановый ФОТ опр-ся на основе ФОТбазисного года, коэф-та роста объема пр-ва, планир-го изм-я Ч раб-щих и достигнутого в базисном году ур.з.пл.

нед-ком явл.-на план.год переносятся все нерацион.выплаты, кот.имели место в базисном году..этот м-д м.испол-ся на начал-х стадиях план-ния для укрупненных расчетов.

2.этот м-д сост.в опр-нии план.ФОТ на основе план.Ч раб-щих по категориям и план-мой ср/год.з/пл для каж.кат.

3м-д –нормативный-он быв.-уровневый и-приростной.

Уровневый норм.м-д-ФОТопр-ся на основе планир-мого объема выпуска пр-ции в стоимостном выр. И планового норматива з/пл на1 руб.объема выпуска.

Приростной норм.м-д баз-ся на нормативе прироста ФОТ на 1% роста объема пр-ва.

4.поэл-й.исходными данными для план-я осн.ч.ФОТ служат:

Ч рабочих-сдельщ-в;трудоемкость работ на план.пер-д; Ч раб-поврем-в; Чрук-лей, спец-тов и служащих;фонд времени работы;ср/часовые тариф.ставки раб-сдел-в и повремен-в; должностные оклады спец-тов, служ.ирук-лей; план-мый %выполн-я норм;размер осн.и доп.отпусков;размер доплат и надбавок.

ФОТ=ФОТосн.+Фпремир-я.

План-ние ОФОТосущ-ся в порядке:

1.опр-ют ОФ для раб-сдел-ков

2.ФОТ повремен-ков

3.опр-ся ФОТ сср(спец,служ,рук)на осное долж-х окладов, Чэтих раб-ков по кат-ям и планируемого к отработке времени.

4.плановый фонд оплаты основных и доп. отпусков-в%отФОТсдел.,ФОТповр.,ФОТсср

5.в зав.от усл.труда ссрплан-ют фонд доплат и надбавок.

ОФОТ=ФОТсд+ФОТповр+ФОТсср+ФОТотпусков+ФОТдоплат

9.Планирование сбыта и прогнозирование продаж.Для того, чтобы предприятие было заинтересованно в своей деятельности, товары и услуги должны продаваться наилучшим образом с точки зрения цели предприятия, т.е. приносить прибыль. Это требование легко удовлетворить в то время, когда существовал рынок производителей. В то время любое предприятие могло рассчитывать на прибыль. Главное – возможности потребителя были выше возможностей продаж. Однако большинство рынков превратились в рынки покупателей. Основной характеристикой такого рынка является снижение спроса по отношению с возможностями производственных мощностей.

Потребитель сейчас сталкивается с избыточным предложением товаров и для того, чтобы эти товары были реализованы должно быть их быстрое обновление, а это связано с дополнительными затратами и снижением эффективности. Отсюда усиливается конкуренция и для того, чтобы утвердиться на рынке покупателя производитель должен иметь определенные преимущества, которые д.б. долгосрочными и не позаимствованными, и д.б. признано большинством покупателей

Формы изучения сбыта. Изучение сбыта начинается с исследования рынка. На 1-ом месте с анализом потребительских групп. Чтобы добиться успеха необходимо учитывать индивидуальные характеристики потребителей: его образ мышления, желания, чувства. И соответственно характерам потребителей необходимо предлагать соответствующие товары. Это возможно, если потребители выполняют ряд требований: Внутренняя схожесть потребителя одной группы; Различие между группами потребителей – требование разнородности; Эти группы должны иметь такие размеры, которые выгодны предприятию.

Потребительские группы делятся на: Социально-демографические принципы – профессия, доходы, пол. С одной стороны группа должна быть малой, чтобы индивидуализировать потребление; с другой большой, чтобы производителю было выгодно производить продукцию. Психографические – стиль жизни, привычки. Этот признак классифицируется по стилю жизни. Поведенческие – отношение к товару, восприятие цены. Верность к торговой марке, восприимчивость к ценам. Это сказывается на организации реализации.

Анализ конкуренции. В настоящее время идет интернационализация конкуренции, т.е. сегодня ни один продавец, производитель не может себе позволить оказаться ниже определенной качественной границы, а также не может позволить себе находиться выше определенного уровня цен. Происходит дальнейшая дифференциация пожелания клиента. В этих условиях необходим анализ: Кто является основным конкурентом; Каковы планы конкурентов; В чем их сильные и слабые стороны.

Следует изучать техническую политику, направление разработок новых продуктов, ценовую стратегию, ситуацию с издержками. Для получения необходимой информации: Изучение конкурентов через службу сбыта; Изучение газетных статей; Изучение научных публикаций; Изучение патентов и заявок; Тестовые закупки с целью изучения.

Анализ тенденции. Для того, чтобы планировать сбыт Необходимо оценивать тенденции развития в будущем. Методы:

1 Исходить из общих прогнозируемых темпов экономического развития. На основе чего спрогнозировать развитие своего производства и продаж.

«-»: глобальные характеристики могут не работать, когда речь зайдет об отдельном предприятии. Ориентироваться на общие экономические характеристики можно только при планировании отрасли.

2 В качестве основы планирования сбыта могут быть использованы индикаторы – показатели производства других отраслей тесно связанные с показателями собственного развития.

 

10. Прогнозирование продаж. Расчет количества продаж является заключительным этапом планирования сбыта. Существует 2 метода, позволяющие прогнозирование продаж: экспертные оценки; экономико-статистические оценки.

Метод экспертных оценок. Предполагает оценку спроса ведущими специалистами предприятия, мнение продавцов и покупателей. Определяются три прогноза продаж: оптимистический; пессимистический; наиболее вероятный.

Ожидаемый объем продаж определяется:

О о. пр. = (О+4НВ+П)/сигму(6)

Т.к. любой прогноз носит вероятностный характер, необходимо определить доверительный интервал, который расс-ся:

Д и = О п+_ 2(О-П)/ сигму

Основным фактором успеха является достоверная инф-я и квалификация экспертов.«-»метода - отсут-е калиф.экспертов, а также заинтересов-ть в получ.опред-го рез-та.

11.Экономико-статистические методы: 1.Метод корреляционного анализа; Метод регрессионного анализа. Это способ нахождения объема продаж конкретного вида изделия в зависимости от каких-то факторов. Зависимость показателей с использованием экономико-статистических методов м.б.: линейная; нелинейная. К числу простых методов относятся расчет 2.скользящей средней величины продаж (делением фактического объема продаж на продолжительность анализируемого периода).

3.Взвешенной скользящей средней – отличается от предыдущего тем, что при расчете средней величины продаж вводятся весовые коэффициенты, которые отражают меру влияния различных факторов. Это метод можно применять в том случае, если при расчете планируемого объема продаж необходимо учесть не только фактические данные о продаже, но и результаты предшествующего прогноза на этот период и сумма коэффициентов должна = 1.

Прогнозир-е продаж основано на прогнозе развития потреб-тей.

Всех потребителей можно разделить на 2 группы: 1 потребители, приобретающие товар для личного потребления – конечные потребители; 2 потребители оптовые приобретающие для дальнейшей переработки и продажи – предприятия потребители.

Поведение этих групп потребителей различается в зависимости от целей приобретения товара. Для 2-ой группы расчеты носят более вероятностный характер. Для предприятий-потребителей объем продаж основывается на основе конечного использования их продукта. Для этого требуется информация о прогнозах развития потребляющих отраслей. Этот метод используется на предприятиях энергетической добывающей промышленности. Здесь нужна информация о темпах развития отраслей, о тенденциях НТП в отраслях потребляющих продукцию. Если это не учесть, то машиностроительные не смогут продавать продукцию.

Объем продаж конечными потребителями рассчитывается по доли рынка предприятия. При прогнозировании объема продаж по этому методу используются данные о емкости целевого рынка, о среднегодовых темпах его роста в прошедшем периоде и планируемой доли предприятия на этом целевом рынке.

О продаж = Е р * И р *Д р/ 100

К основным факторам оказываемым влияние на величину индекса роста и доли рынка относятся тенденции изменения доходов населения, сезонные изменения спроса, возможность появления на рынке товаров конкурентов.

 

18.Планирование рентабельности. Рентабельность – относительный показатель, т.е. определяется отношением прибыли к использованным ресурсам.

Виды рентабельности:

1. рентабельность производства.

R = (Пр. бал. / (ОФ + ОБС)) * 100%

Характеризует эффективность использования части производственного потенциала.

2. рентабельность продукции.

R=(Пр. бал. / выручка от реализации)*100%

R = (Пр. реал. / выр. от реалю.) * 100%

R = ( Пр. чистая / Выр. от реал.) * 100%

3. рентабельность изделия.

R = (Пр. реал. / полную с/с-ть) * 100%

Рентабельность предприятия в условиях рыночной экономики – способность к приращению капитала. Это связано с тем, что активы предприятия финансируется за счет средств собственного и заемного капитала.

Показатель, отражающий прирост всего вложенного капитала – уровень общей рентабельности.

R=(Пр.до начисления налогов/актив*100% 

Для того, чтобы определить тенденции развития предприятия рассчитывается 2 дополнительных показателя:

1. рентабельность оборота;

2. число оборотов капитала.

1. R= (Пр. до начисления налогов / Выручка валовая) * 100%

2. n = Выручка валовая / Активы

R общая = R об. * n об.

 

12.Определение потребности в материальных ресурсах.. Нормами называются технико-экономические показатели являющиеся обязательными для выполнения и характеризуются степенью использования предметов и орудий труда для производства определенных видов продукции. Нормы показывают максимально допустимый расход ресурсов для производства единицы продукции. Нормативами называются технико-экономические показатели, характеризующие уровень к какому должны стремиться предприятия имея в виду эффективное использование всех видов ресурсов. Т.е. нормативы являются прогрессивными показателями для отрасли использования ресурсов. Система норм и нормативов, разработанных на предприятии включает: нормы и нормативы расходов сырья, материалов, топлива и эл/эн; использования оборудования; регулирующие организацию производства и труда.

Для удобства использования нормы и нормативы сводят в однородные группы. В настоящее время сложилась следующая классификация нормативов используемых ресурсов: по виду производственных ресурсов; по периоду действия; по масштабу применения; по степени детализации; по методу разработки.

В зависимости от вида производственных ресурсов нормативы подразделяются на нормы и нормативы, регулирующие использование средств труда, предметов труда, топливно-энергетических ресурсов, живого труда, использования денежных ресурсов.

По периоду действия: перспективные; текущие; оперативные.

По масштабу применения: отраслевые; региональные; на уровне предприятия.

По масштабу: групповые – устанавливаемые на однотипные виды продукции по группе однородных цехов и рассчитываемые как средневзвешенная величина; укрупненные – устанавливается на усредненную единицу определенного вида продукции.

По степени детализации: специфические; сводные.

К специфическим относятся те нормы расходования ресурсов, которые разрабатывают на предприятии по определенному виду ресурсов для конкретного продукта.

Система норм и нормативов характеризуется степенью использования ресурсов и является эффективным инструментом контроля за деятельностью предприятия. Эффективность использования норм и нормативов зависит от их обоснованности, т.е. от их точности. Точность норм и нормативов определяется использованием методов их разработки. Методы:

1. Расчетно-аналитический. Представляет всесторонний анализ состояния производства используемых технологий, форм организации производства и труда. При разработки норма и нормативов учитываются возможные нововведения, т.е. внутренние прогрессивные технологии и прогрессивные методы организации производства;

2. Опытный. Когда используют этот метод проводят серию опытов, экспериментов и исследований. По их результатам на предприятии устанавливаются нормы. Недостаток: сложность его использования, т.е. не каждое предприятие имеет необходимую экспериментальную базу. Достоинство: точно отражает реальные условия производства.

3. Отчетно-статистический. Нормы и нормативы на планируемый период устанавливают исходя из фактически достигнутого уровня расходования ресурсов в отчетном периоде.

Недостаток: здесь в планирование нормы переносятся конкретные условия производства без учета возможных технологических и органи-ных изменений.

Планирование потребностей в материальных ресурсах. Потребность в материальных ресурсах определяется раздельно для нужд текущего производства, капитального строительства, ремонта и для освоения производства новых изделий. Потребность в ресурсах планируется отдельно по видам. Существует понятие расходного количества материальных ресурсов. Расходное количество материально-технических ресурсов такое же количество, которое может быть израсходовано в планируемом периоде для обеспечения выпуска продукции.

Планируемое расходное количество в планируемом периоде рассчитывается:

РК п = РК б * К n * К с

Для того, чтобы определить расходное количество на единицу продукции умножаем на общий объем производства данного периода. Формула (РК п) используется в том случае, когда отсутствуют конкретные величины норм расходов ресурсов.

В основе построения плана материально-технического построения положен балансовый принцип:

ОР н + ЗК = РК + ОР к

Т.О. заказываемым количеством материально-технических ресурсов называют количество ресурсов, которое должно быть заготовлено в планируемом периоде. На величины заготовленного количества влияет система снабжения, действующая на предприятии. Состояние рынка ресурсов оказывает влияние ни их ЗК. Предприятия для того, чтобы не допустить возможных сбоев производства из-за не своевременности поставок производства имеют запасы на складе. Величина зависит от условий поставок. Обычно количество основных материалов необходимых для производства продукции планируется отдельно по каждому виду, при этом удельная норма расхода * на планируемый объем производства.

М ij = n i * Q j

Однако когда мы учитываем только объем , то фирма не учитывает потребность в данном ресурсе. Поэтому расходное количество ресурсов необходимое для доработки остатка незавершенного производства, которые не были обработаны в предыдущем плановом периоде, включают ресурсы для начальной обработки продукции, которая не будет завершена в данном периоде.

РК = ДО н + НО к + ВЗ

Т.К. определить потребность в ресурсах До и НО трудно, что является следствием неритмичности функционирования производственного процесса, поэтому потребность в ресурсах определяется исходя из сложившегося расхода на ресурсах.

На предприятиях существуют системы норм и нормативов, используя которые обычно определяется потребность во всех видах основных ресурсов. Расчет потребностей ресурсов ведется отдельно для основного производства, опытного производства, а также для текущих эксплуатационных служб.

Предприятия должны иметь то количество ресурсов, которое необходимо ему для всех видов деятельности, поэтому стоит задача определить степень сбалансированности ресурсного обеспечения. Для материалов этот баланс выглядит так:

R пр + R нт + R нп + R кп +R э +R он+ Rрз=

R ост + R эк + R сп + ЗК

ЗК = Сумма R i – R ост – R сп

 

13.Планирование производительности труда. Планирование трудовых показателей – часть технико-экономического планирования и связано с разделами плана по экономическим ресурсам с планом по издержкам производства и себестоимости продукции. Основные задачи планирования труда: определение потребностей в рабочих, специалистах, служащих, по специальностям и квалификационному уровню; установление заданий по повышению производительности труда, как для всего предприятия, так и подразделений; обоснование фонда потребления, фонда о/т, а также для определения уровня средней з/пл. по всему предприятию в целом и его подразделений.

При текущем планировании труда используются показатели: производительность труда; численность рабочих, ППП и НП; трудоемкость продукции; средняя з/пл. одного работника; средняя з/пл. одного ППП; средняя з/пл. одного рабочего.

При планировании труда для ППП исп-ся: затраты труда на единицу продукции; производительность труда 1 рабочего и ППП; темпы роста производительности труда; численность ППП по категориям; фонд о/т общий и по категориям; средняя з/пл. по всем структурным подразделениям предприятия.

Планирование производительности труда. Важность определяется тем, что этот показатель является важнейшим характеризующим эффективность работы предприятия. С ним связаны такие показатели: объем производства, себестоимость и в результате это отражается на прибыли. Рост производительности труда проявляется в увеличении продукции.

В планах по труду рассчитывают: годовая выработка: ГВ = УД * Д * П * СВ

1. трудоемкость:

При составлении планов определяют степень изменения этих показателей по сравнению с предыдущим периодом. Основной рост производительности труда обеспечивается снижением затрат рабочего времени за счет мероприятий по внедрению новой техники и совершенствованием новой технологии.

Необходимо учитывать влияние изменений в производственной программе предприятия. В итоге учета всех этих факторов разрабатываются организационно-технические мероприятия, направленные на рост производительности труда. В итоге рост производительности труда достигается за счет сокращения численности персонала:

П т r = (R ппп / R пл - R ппп) * 100%

 П m t = (Т пл % / (100% - Т пл%)) * 100%

14. Планирование численности персонала предприятия.Для этого сост-ют баланс раб.времени.Баланс-хар-ка испол-я календарного фонда времени т.е.испол-е месячного.Осн.составляющие баланса:

1-календарного Фt-это кол-во дн.в году(365,366),если из календ.Фtисключить вых.и празд.дни, получ-ся номинальный Фt .Если из номин.Фt вычесть дни невыходов на работу по уст-ным зак-вом причинам(осн.и доп.отпуска,по болезни, выпол-ю гос.обяз-тей) то получим явочный Фt.

Целью сост-я баланса явл-ся определ-е эффективного(полез-го) Фt.для того,чт.опред-ть эффект. Фt, из явочного искл-ся внутрисменные потери, кот.подлежат планир-ю.

 ЧП опр-ся по категориям раб-ков.План-ют списочную и явочную числ-ть. По промышленным группам численность планируют для рабочих сдельщиков, повременщиков, специалистов, служащих и руководителей. Планируют явочную и списочную численность персонала. Явочная – численность работников, которые должны присутствовать на рабочих местах ля того, чтобы обеспечить нормальноефункционирование роизводства. Списочная – учитывает весь персонал по штатному расписанию.

R спис = R явоч * (1 + гамма / 100%),где гамма-% потерь раб.времени.

Численность рабочих сдельщиков зависит от планируемой трудоемкости или выполняемых работ.

R = сумма Т год / (Ф эф. год + К в.н.)

Численность рабочих повременщиков определяется по количеству рабочих мест или по нормам обслуживания.

R повр = ((А * С) / Н о) *К и;

К и = Ф факт / Ф план Специалисты, служащие относятся к управленческому аппарату. Численность руководителей планируется исходя из структуры и нормы управляемости.При планировании учитывают такие факторы, как: объем производства; численность рабочих; стоимость ОПФ; общее количество рабочих мест; количество рабочих мест основного производства; количество рабочих норм; количество наименований деталей; К. обновления ассортимента. Норматив численности: Н i = К * Q1 * Q2 * ….. *Q n

Планирование снижения себестоимости продукции

Основным методом является пофакторный метод, при этом учитывается следующая группа факторов: повышение технического уровня производства; совершенствование организации и управления; изменение объема производства и ассортимента; повышение качества продукции; экологические факторы. Эти мероприятия рассчитываются в плане технического и организационного развития предприятия.

В итоге все это приводит к снижению себестоимости.

Влияние изменений объема производства и его ассортимента продукции. Рост объемов производства оказывает влияние на условно-постоянные расходы:

Э усл. пост. = (С б * Т * j усл. пост.) / 100

Расчет снижения себестоимости в зависимости от изменения объема производства за счет амортизационных отчислений:

Эамор.=(Апл./Nпл.–Аотч./Nот.)*Nпл.*J ам.

 Изменения трудоемкости и производительности. З/пл рассчитывается исходя из трудоемкости выпускаемой продукции. Зависимость между ростом производительности труда и снижением трудоемкости продукции:

Т = (ПТ * 100)/ (100 + ПТ)

Однако кроме производительности труда на з/пл оказывает влияние другие факторы: изменение тарифных ставок. В итоге изменение себестоимости за счет этих факторов может быть рассчитана:

Э з/пл. = ( Т + З/пл.) * О зп.

Экономия материальных затрат:

Сумма МЗ = N м * Ц м.

Проводимые на предприятии мероприятия могут оказать влияние как на норму расхода, так и на цену.

Если меняется только норма, то:

Э n = (N пл. * Ц баз. – N баз. * Ц пл.)

Если меняется цена, то:

Э ц. = (N баз. * Ц пл. – N баз. * баз.)

Если меняются оба, то:

Э n,ц = N пл. * Ц пл. – N баз. * Ц баз.

Изменение качества продукции. Это связано с ростом затрат, т.к. для улучшения качества используются более качественные материалы, технологии, что увеличивает затраты. В свою очередь рост затрат на продукцию более высокого качества приводит и росту цены. Предприятие может попасть в этом случае в затруднительное положение, если на рынке у конкурентов цены на продукцию выше. Однако качество продукции является фактором конкурентного преимущества. В итоге если предприятие сталкивается с ситуацией, что у конкурентов качество лучше, то предприятие идет к улучшению качества, не превышая цену, а значит, уменьшается доля прибыли.

Экологические факторы.

1. Использование экологически чистого сырья, такое сырье стоит дороже, соответственно, растет себестоимость и цена на изделия.

Предприятия в процессе своей деятельности оказывает влияние на окружающую среду. И оно обязано проводить мероприятия снижающие уровень техногенного воздействия. В итоге это приводит к дополнительным затратам, т.е. себестоимость растет

 

17.Планирование прибыли на предпр.

Источником доходов и поступлений средств предпр-я явл-ся:

1.приб.от произв-хоз.деят-ти;

2.амортиз-ные отчисл-я;

3.устойч.пассивы(кред-я задолж-ть, пост.нах-ся в распоряж.пр-я);

4.ср-ва от продажи ЦБ и фин.операций с врем.своб.ден.массой;

5.паевые членские взносы и взн.юр.и физ.лиц;

6.долгосрочн.банк.кредиты;

7.займы;

8.пожертвования и благотв.взносы;

9.поступл-я от долевого уч-я в строит-ве и ср-ва, мобилизуемые в строит-ве.

Осн.составляющая доходов-прибыль.

План по прибыли рекомендуется составлять в ценах планируемого периода, а также в действующих ценах. Прибыль балансовая является конечным финансовым результатом деятельности предприятия. Она сост.из:

1- прибыли от реализации,выполн-я услуг основного пр-ва- может рассчитываться:

Пр. реал.=Выр. от реал.–Акц.-НДС-С/Сполная

Расчет плановой суммы прибыли ведется методом прямого счета по каждому виду продукции. Использование метода прямого счета требует наличие значительного количества данных. Однако неопределенность экономической ситуации иногда не позволяет прогнозировать некоторые экономические показатели, влияющие на результаты расчета.

В этих условиях приходится испытывать оценочные результаты, которые получаются с помощью учета темпов инфляции. Пр пл.=Пр отч. пер. * J инф.

2 - Прибыли от прочих реализаций – финансовый результат от реализации основных фондов, сырья и материалов, нематериальных активов в виде лицензий, патентов. Величина прибыли – разница между отпускной ценой и балансовой стоимостью продаваемого имущества за вычетом налогов.

Источники доходов: доходы от сдачи имущества в аренду; доходы от краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений; сальдо полученных и уплаченных пении, штрафов; прочая прибыль – прибыль прошлых лет;

Источники убытков: убытки по операциям прошлых лет; убытки от уцененных товаров; убытки от списания дебиторской задолжности; убытки от аннулированных заказов.

Виды корректировок прибыли под налогообложение. Облагается прибыль уменьшенная на сумму затрат рентных платежей, дивидендов, полученных по акциям и облигациям, на сумму дохода, полученного от долевого участия в совместных предприятиях, на сумму затрат, которые идут в виде помощи с/х предприятиям.

С целью стимулирования НТП прибыль уменьшается на 30% от затрат на проведение предприятием научно-исследовательских работ, на финансирование разработки новых идей, на внедрение прогрессивной технологии, для проведения природоохранных мероприятий.

Планирование распределения.Чистая прибыль: Резерв; Дивиденды; Накопленная часть; Фонд потребления.

Законодательное распределение прибыли регулируется в той её части, которая поступает в бюджеты разных уровней: в гос. бюджет, региональный бюджет. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия является обязанностью самого предприятия. Принцип распределения прибыли:

1. Прибыль, полученная в результате финансово-хозяйственной деятельности распределяется между государством и предприятием; ЧП=Баланс.Пр.-Налоги

2. Прибыль для государства поступает в виде налогов и сборов, ставки которых не могут меняться произвольно, т.к. они определены законодательством:

3. Прибыль остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов не должна снижать его заинтересованности в росте предприятия;

4. Прибыль остающаяся в распоряжении предприятия должна направляться в 1 очер.-на накопление, которое обеспечит дальнейшее развитие предприятия,а только затем-на потребление.

 Т.О. на предприятии распределению подлежит чистая прибыль, кот.осталась после уплаты налогов и внесения платежей. В обязательном порядке формируется резервный фонд. Порядок распределения чистой прибыли фиксируется в Уставе пр-я.

Соотношение между фондами накопл.и потребл.-60:40.

Из накопленной части прибыли формируется производственного и научно-исследовательского развития и фонд соц. развития.

Средства из этих фондов тратятся на: Производственное и научно-исследовательское развитие; На внедрение новой технологии; На создание новой продукции; Финансирование природоохранных мероприятий; Осуществляются взносы предприятия в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала другого предприятия.

Фонд на соц. нужды: Расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе; Финансирование строительства объектов непроизводственного значения; Финансирование развития подсобного с/х; Развитие, строительство и содержание объектов культуры.

Фонд потребления:

Из него осуществляется премирование по тем направлениям, которые не вкладываются в себестоимость продукции: За выполнение особо важных производственных заданий., оказание единовр.мат.помощи и т.д.

1.Развитие теории управления предприятием. Рационалистическая школа.Основоположник Тейлор. Суть заключается в следующем: 1.точное установление нормы времени и нормы выработки на основе разделения процесса обработки с учетом движения и хронометража операции. 2.Подбор оборудования, инструментов, режимов работы. Это дает работникам максимальную производительность. Контроль методов работы, а не производительности. 3.Создание функциональной системы управления, которая отделяла бы административные функции от рабочих. Административные функции должны быть сгруппированы по принципам, специализирующим их управление.

 Тейлор считал, что предложенная система вызовет рост производительности труда, который приведет к росту изобилия, как для хозяев, так и для работников.

Последователи Франк и Лилеан Гилберт использовали в изучении приемов труда кинокамеры и микро хронометраж. Изучили устранение лишних трудовых движений. Гант предложил линейный график, на котором каждый из работников мог бы видеть результаты своего труда и размер своего заработка. В итоге рацион. школа менеджмента включает: 1.Признание менеджмента самостоятельной сферой деятельности, основной функцией которой является рационализация производства; 2. Расчленение процесса производства и трудовых операций на элементы установление времени их выполнения; 3. Планирование рабочих заданий на основе норм; 4. Функции планирования должны выполняться отдельными специальными подразделениями; 5. Стимулирование производительности с помощью более высоких заработков; 6. Подбор рабочих с учетом их физических и психологических возможностей; 7. Обязательное обучение рабочих; 8. Рабочий рассматривается только как исполнитель.

 

2.Школа административного менеджмента (классическая школа). Эта школа рассматривала процессы управления организацией в целом.Основоположник Анри Файоль. Последователь Эмерсон. Файоль уделял особое внимание управления персоналом и административными кадрами. Он вывел следующие принципы управления:     1.Власть неотделима от ответственности; 2.Разделение труда в сфере управления; 3.Единоначалие;    4.Обязательны для всех дисциплина и взаимоуважение; 5.Единство руководства, т.е. 1 руководитель для совокупности операций и единая конечная цель;      6.Подчинение индивидуальных интересов общим; 7.Справедливое для всех вознаграждение; 8.разумная специализация ослабляется с увеличением предприятия; 9.иерархия сопровождается минимальным количеством управленческих ступеней и необходимостью горизонтальных связей; 10.порядок («каждому свое место и каждый на своем месте»); 11.Устойчивость персонала (текучесть кадров следствие плохого управления); 12.Инициатива (руководитель должен поощрять инициативу работников и подавлять собственное тщеславие); 13.корпоративных дух (общность интересов).

 

3.Школа человеческих отношений (неоклассическая школа).Идея - изучить, как формируются социальные группы и как они становятся производительным сообществом. Основоположники М. Паркер и Мэйо. Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хороший заработок не всегда вели к повышению производительности. Мотивами поступков людей являются различные потребности, которые могут быть лишь частично удовлетворены с помощью денег. Исходя из этого были сделаны следующие выводы: если руководство проявит заботу о работниках, то и уровень их удовлетворенности возрастет, что приведет к увеличению производительности. Приемы управления отношениями: консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.

Рационалистическая школа менеджмента

Развитие науки управления связано со школой Тейлора. Тейлор пришел к мысли создания системы управления труда рабочих. Это связано с поиском путей эффективности. Тейлор разработал методы по которым для каждого вида работы или операции с помощью хронометража устанавливается единст. рац. метод выполнения работы или операции. Весь объем работы разбивался на части, которые мог выполнить один человек. При этом устранялись лишние бесполезные движения. Для получения нормы отбирались наиболее быстрые и ловкие рабочие. Производилось обучение рабочих рац. приемам. Тейлором написаны две книги «Управление предприятием» (1903) и «принципы научного управления» (1909). В них он пришел к выводу, что гл. причиной в невысокой произ-ти явл-ся несовершенство их стимулирования. Стимулирование (поощрение) должно поступать сразу за рез-том. Тейлор предложил систему расценок. Он говорил нужно платить человеку, а не месту.

Сущ-ть системы Тейлора закл-ся в след-щем:

1)точное установление нормы времени или выработки на основе процесса обработки, изучения движения и хронометража.

2)Отбор оборудования, инструментов, режима работы чтобы это обеспечило максимальную производительность

3)Создание функц. системы управления, которая бы отделяла административные функции от рабочих.

Фрэнк и Лилиан Гилберты

Они применили тех. средства, т.е. микрохронометр.

Помощник Тейлора Гант, он предложил лин. график, где каждый работник мог наблюдать за своей выработкой и з\п

в итоге рац. школа мен-та включает положения:

1)признание мен-та как отдельной науки.

2)расчленение процесса пр-ва и труд. операций на отдел. элементы и установления времени их управления (нормирование).

3)функции планирования должны выполняться отдельными специальными подразделениями

4)стимулирование произ-ти более высоким

заработком.

5)подбор рабочих с учетом физ. и психолог. данных.

Недостаток: Рабочий рассматривался только как исполнитель.

 

Школа административного (классического) менеджмента

Рац.школа занималась процессом работы и не рассматривала процессы управления орг-ции в целом. Этот недостаток был преодолен класс.школой. Она разработала универсальные принципы планирования, которые могут быть использованы на всех уровнях и отраслях. Основатель школы Анри Файоль. Гл. внимание он уделял управлению персоналом и предприятием. Он выявил следующие принципы:

1)власть неотделима от ответственности,

2)Разделение труда, но должен быть предел, за которым разделение не дает эффективности.

3)Единоначалие

4)дисциплина и взаимоуважение

5)Подчинение индивид. интересов общим

6) Справедливое для всех вознаграждение

7)иерархия сопровождаемая миним. колич-вом ступеней, и необходимость горизонтальных связей.

Американским последователем был Эмерсон.

1)должен присутствовать здравый смысл требующий признания ошибок и поиска их причин.

2)компетентность, в сложных случаях нужно привлекать консультантов.

3)дисциплина – регламентация деятельности, ее контроль и поощрение

4)справедливое отношение к персоналу

5)постоянный надежный учет

6)нормирование, стандартизация.

Генри Форд

Разработка поточных методов основанной на применении конвейера.

Предложил принципы организации пр-ва:

1.Строго построенную по вертикали организацию управления предприятиями из единого центра.

2.массовость производства, которая обеспечивает минимизацию стоимости и максимизацию прибыли.

3.Развитие стандартизации позволяющей быстро переходить на пр-во новой продукции.

4.Необходимо применять конвейер, который является спутником глубокого разделения труда.

5.Постоянное совершенствование управления. Все представители классической школы рассматривали орг-цию как замкнутую систему. поэтому исполь-ли внутр. возможности для повышения эффективности.

 

Школа человеческих отношений (ШЧО). Прежние школы искали пути повышения эффективности на основе интенсификации пр-ва. Все было связано с усовершенствованием технологий и улучшением использования физических возможностей человека. К 20-м годам ХХ века это было исчерпано. Наступила очередь интенсификации использования личности, ее интелектуальных возможностей. ШЧО расматривало предприятие как соц.систему.

Вулф – привлекать рабочих к решению каких-либо произ.проблем. Рабочие должна быть заинтересованы в общих результатах.

Мюнхстерберг – подчеркивал зависимость производительности труда от психологических факторов. Основатель тестирования, автор очерка по инжинерной психологии, разработки научного подхода к выбору профессии.

Мэри Фоллет – она занялась проблемой конфликтов и стилем руководства. установила связь между Тейлоризмом, классич. менед-том и соц. психологией.

Элтон Мэйо – работал вменсте с Фоллет. Они сделали вывод, что рост произ-ти не всегда связан с ростом з\п. Должны быть другие факторы:

- силы взаимодействия м\у коллегами в пр-ве.

«Хотторнское чудо».Была выбрана бригада из 6 чел. Прозводилось замена условий труда (освещенность, запыленность, режим дня, график работы, режим питания) и не запрещалась свобода общения. Из этого выработалдся определенный оптимум. Производительность труда через 2 года повысилась на 40%.

Основное содержание ШЧО:

1)Развитие у рабочих чувства коллективной и индивидуальной ответственности

2)Создание атмосферы общества интересов

3)Переход от центрального авторитета к авторитету знаний и профессионализма

Положения предложенные ШЧО:

1)Сотрудники в равной степени желают получить удовлетворение как от самого процесса работы так и от всего предприятия, и при этом они хотят чтобы руководство показало, что они хорошо выполняют свою работу.

2)Хорошо заинтересованные рабочие и служащие в сос вклад. И только довольные сотрудники могут с ответственностью относится к работе.

3)Положительные или отрицательные отноения м\у руководителями, служащими и работниками быстро сказывается на положительном или отрицательном положением на рынке.тоянии внести высокий 

 

4.Сущность организации. Организация – сознательное системное объединение действующих людей, преследующих достижение определенных целей.

Виды организаций:

Формальные организации характеризуются: 1.принимается решение о создании организации; 2.цель фиксируется в уставе; 3.организация имеет структурное строение, между частями которой формально закреплены полномочия; 4.руководители избираемые или назначаемые; 5.смещение руководителя сопровождается официальной процедурой; 6.ликвидация организации происходит в результате принятого решения и существуют формальные процедуры (если организация достигла своих целей она должна объявить о своем самороспуске либо процедура банкротства).

Неформальные организации характеризуются: 1.возникают спонтанно, по интересам; 2.обычно является частью формальной; 3.для появления неформальных групп необходим лидер; 4.нет процедур, связанных с образованием и ликвидацией организации; 5.нет структур с наделенными формальными полномочиями.

Распад происходит если уходит лидер или исчезают общие интересы.

Простые – небольшие предприятия (мастерские, небольшие магазины), не имеют разветвлений управленческой структуры. Для них характерно совмещение полномочий.

Сложные – крупные предприятия, имеют управленческую и организационную структуру. Отделы делятся на несколько частей (бюро). В таких организациях внутри структур происходит углубление разделение труда (пример: отдел маркетинга крупного предприятия может делиться на бюро, за которым закрепляются отдельные регионы).

Во всех организациях имеет место разделение труда – это неслучайный процесс, а процесс основанный на специализации трудовой деятельности. Существует 2 вида разделения труда: 1.горизонтальное, которое основано на построении цепочки работ, основанных на специализации трудовой деятельности. Эта специализация связана с выполняемыми функциями. Чем крупнее организация, тем сложнее система разделения труда; 2.вертикальное связано с управлением и с созданием иерархических уровней. Главной характеристикой управленческой иерархии является формальное подчинение лиц по уровням управления. Лицо, находящееся на высшей ступени управления, может иметь в своем подчинении нескольких руководителей среднего звена. Каждый руководитель среднего звена может иметь нескольких подчиненных руководителей из линейных подразделений. Схемы управления разрабатывают на предприятии самостоятельно. Уровни управления.

Руководители низового звена – это младшие начальники или оперативные руководители (мастера, бригадиры), находятся непосредственно над рабочими. У них двойное положение (производственные и управленческие функции не разделены). Младшие начальники осуществляют контроль за выполнением производственных заданий и отвечают за использование выделенных ресурсов: сырье, оборудование персонал.

Руководители среднего звена (руководители функциональных отделов или подразделений, начальники цехов). Задачи: 1.контролировать и координировать работу руководителей низового звена; 2.собрать информацию о работе нижестоящего уровня и передавать эту информацию наверх; 3.предача приказов и распоряжений, а также информация сверху вниз; 4.руководство работой своего функционального подразделения.

Руководители высшего уровня (президент, председатель совета директоров, директор). Они отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом. Личность руководителя имеет большое значение. 1.работа их не имеет четкого завершения, это связано с непрерывностью деятельности организации; 2.они никогда не уверены в конечном результате, это связано с изменяющимся характером среды, в которой находится предприятие; 3.рабочий день: запланированные заседания 60%, незапланированные 10%, работа с бумагами 22%, телефон 5%, поездки и осмотры 3%.

Схема Парсонса. На техническом уровне занимаются ежедневными операциями, необходимыми для обеспечения эффективной работы организации без срывов. На уровне управления занимаются управлением и координацией внутри организации. На институциональном – заняты разработкой стратегии, перспективных долгосрочных планов, формированием целей и адаптацией организации к переменам.

Внутренняя среда.Цель – есть конечное состояние или результат, к которому стремится группа, работая вместе. Разные организации имеют различные конечные цели. Для коммерческих предприятий это прибыль и сохранение потребителя. Государственные больше волнуют затраты, которые лимитированы гос. финансированием, а также набор работ и услуг, которые они могут предоставить в рамках полученных средств. Для каждого подразделения формулируются свои цели, исходя из общей цели организации. Структура – это логическая взаимосвязь уровней управления. Здесь менеджмент должен определить организационные размеры структурных подразделений, их права и обязанности, систему взаимодействия и информационной связи с другими подразделениями. От умелого решения и своевременной корректировки и изменения структуры очень сильно зависит успех функционирования организации.

Технология – это средство преобразования, т.е. с помощью технологии материал преобразуется в изделие или услугу. Технология включает в себя технические средства и способы комбинирования и использования для получения конечного продукта. В современных условиях очень важно учитывать то, как новые технологии могут повлиять на климат внутри организации. Существуют определенные классификации технологий:

I.классификация по Вудворду: 1.единичное мелкосерийное или индивидуальное производство (космические корабли); 2.массовое или крупносерийное производство (изделия идентичны во всем и в малых количествах); 3. Непрерывное автоматическое производство (оборудование работает непрерывно, продукт одинаков и в больших объемах).

II.классификация по Томпсону: 1.многозвенные технологии, характеризуются серией взаимосвязанных задач, которые выполняются последовательно (сборочное производство); 2.посреднические технологии, характеризуются встречами групп людей, которые хотят быть взаимосвязаны (банк явл-ся посредником, который связывает вкладчиков с теми, кто берет кредит); 3.интенсивные технологии, хар-ся применением спец. приемов для того, чтобы произвести конкретные изменения в материале поступающего в производство (кинопроизводство).

Кадры – основа любой организации. Люди в организации создают ее продукт, они формируют внутренний климат, от них зависит то, чем является организация. Без людей нет организации. Менеджмент должен строить свою работу с кадрами таким образом, чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения и деятельности каждого отдельного человека и стараться устранить отрицательные последствия его действий.

Внешняя среда.Внешнее окружение представляется в виде 2-х сфер: 1.внешняя рабочая среда, она включает в себя те элементы, с которыми организация непосредственно соприкасается в свой деятельности: деловые партнеры, поставщики (от них зависят эффективность работы, себестоимости качество продукта), оборудование, трудовые и финансовые ресурсы, потребители продукции (какой продукт им нужен), конкуренты (выявление слабых и сильных сторон), правительственные организации (налоговая), контактные аудитории (СМИ), различные общественные организации. 2. Внешняя общая среда, она отражает состояние общества, экономики и экологии. Она не связана с какой-то конкретной организацией, общий фон для всех одинаков. Элементы общей среды: экономические (величина ВВП, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, производительность труда, нормы налогообложения и накопления, общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработка), правовые (законы и другие правовые акты, устанавливающие правовые нормы и рамки отношений, дает возможность определить для себя допустимые границы во взаимоотношениях с другими субъектами права и методы отстаивания своих интересов), политические (политическая идеология определяющая политику государства, стабильность правительства, степень общественного недовольства и т.п.), социальные (отношение людей к работе и качеству жизни, существующие в обществе обычаи и верования, разделяемые людьми ценности, рост населения, мобильность людей) и технические (НТП, которые открывает возможности для производства новой продукции, для усовершенствования и модернизации технологии изготовления и сбыта) и международные факторы. В зависимости от адаптации организации выделяют 2 типа управления: 1.механистический: консервативная не гибкая структура, четко определенные стандартные задачи, сопротивление изменениям, иерархия системы управления и контроля, коммуникации сверху вниз (приказы и распоряжения).        2. органический: гибкая структура, динамичные не жестко определенные задачи, готовность к изменениям, власть на знание и опыте, самоконтроль и контроль коллег, многонаправленность коммуникаций.

 

13.Контроль в управленииКонтроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации.Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактическидостигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, еслидостигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самогомомента, когда они сформулировали цели и задачи и создали организацию.Контроль очень важен, для того чтобы организация функционировала успешно. Функция контроля - это такая характеристика управления, котораяпозволяет выявить проблемы и скорректировать соответственно деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис. Одна из важнейших причин необходимости осуществления контроля состоит в том, что любая организация, безусловно, обязана обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации. Равно важной является и положительная сторона контроля, состоящая во всемерной поддержке всего того, что является успешным в деятельности организации. Другими словами, один из важных аспектов контроля состоит в том, чтобы определить, какие именно направления деятельности организации наиболее эффективны. Определяя успехи и неудачи организации и их причины, мы получаем возможность достаточно быстро адаптировать организацию к динамичным требованиям внешней среды. Контроль не только позволяет проблемы и реагировать на них так, чтобы достигнуть намеченных целей, но и помогает руководству решить, когда нужно вносить радикальные изменения в деятельности организации. Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.   Контроль есть фундаментальный элемент процесса управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью в отрыве от контроля. Действительно, фактически всеони являются неотъемлемыми частями общей системы контроля в даннойорганизации. Это обстоятельство станет более понятным после того, как мыпознакомимся с тремя основными видами контроля: предварительным, текущим изаключительным. По форме осуществления все эти виды контроля схожи, так какимеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемыерезультаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они тольковременем осуществления.                            

7.Орган-е структуры: Линейные. Это струк-ра пост-ена на иерархическом принципе, т.е. ниж/ст. подч-ся выш/ст. и на строгой реализации принципа единоначалия. Во главе каждого подразделения нах/ся рук/ль наделенными всеми полномочиями и осущ/ет единоличное рук/во под-чинённых ему работников и сосред/х своих руках все функции управ/ния. Рук/ль каждого уровня нах-ся непоср/ом подчин/ии рук/ля в/ст. уровня. «+» единая четкость распорядительства; согласованное действие испол-телей; четкая схема вз/св м/у рук. и подчин.; быстрота реакции на распор/ние

личная ответ/ть рук. за конечные рез/ты на своем уровне. «-» протяж/ть управл/их коммун/ии, увелич/е времени прох/ния управ/хрешении; пере-грузка менеджера высшего уровня; отсутствие звеньев по подг/ке управ/их решении; высокие требов/я к рук/лю. Линейно-штабная – структура дополненная спец. подрахзделением-штаб. Он не имеет нижестоящих уровней, основная его задача разарботка решений, анализ вариантов и т.д., штаб состоит из 3-х групп: консультативная, бслуживающая, личная. ”+” глубокая подготовка управленческих решений, выработку решений осущ-т квалифицированные специалисты. ”-” отсутствие личной ответстсвенности за принятие решений, высокие требования к высшему руководителю, сильная централизация. Функциональная: Каждый уровень упр. специализирован на выполнении отдельных функц. на всех уровнях упр-ния. Решения выпол/ся колле-гиально, аппарат специализирован функционально. «+»высокая компетентность спец/ов; линей-ные менед/ры освобож/ся от решении многих спец. вопросов. «-» Трудность поддерж/я вз/св. спец/ми разных подраз/нии; растяг/ся процедура принятия решении и согласован.; отрицат/ное влия-ние на качество испол/лей; Дублирование и несогл-ть указании и распоряжении. Линейно-функциональная–эти структуры обеспечивают такое разделение труда, где линейные звенья управления командуют, а функциональные - консультируют, помогают в разработке конкретных вопросов. Руководители функциональных подразделений осущ-т влияние на производственные подразделения, т.е. не имеют права отдавать им распоряжения. «+» линейные руководители освобождаются от решения лишних вопросов. «-» каждое звено заинтересовано в решении в своих целей, а не общей.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 215.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...