Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные определения сферы логистического менеджмента




ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ЛОГИСТИКА

 

 

Учебно-методическое пособие

 

                                                                                                                   

 

 

Нижний Новгород – 2012

 

 

Мищенко М.А. Фармацевтическая логистика: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород, 2012. –    с.

 

 

В пособии рассмотрены теоретические основы и практические приложения логистики в контексте развития современной рыночной экономики, предложены практические задания и тестовые вопросы, направленные на развитие логического мышления студентов, закрепление материала, полученного при самостоятельном изучении, и на проверку знаний студентов.

Пособие адресовано студентам фармацевтических ВУЗов и факультетов очной и заочной формы обучения, а также может быть использовано практическими работниками организаций фармацевтической отрасли.

 

 

Учебно-методическое пособие утверждено

цикловой методической комиссией

по фармацевтическим дисциплинам.

Протокол №   от         г.


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Базисные понятия логистического менеджмента.. 4

2. Глобальные логистические концепции управления материалЬным потоком 18

3. Закупочная логистика.. 20

4. транспортнАЯ логистикА.. 24

5. Логистика запасов.. 30

6. Логистика складирования.. 36

7. Сбытовая логистика.. 40

8. микрологистические концепции и технологии.. 44

9. Оценка эффективности логистического сервиса.. 50

ЗАДАЧИ.. 52

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.. 54

 

 





Базисные понятия логистического менеджмента

 

Эволюция логистики, как науки

 

Не так давно в сфере товарного обращения субъектов предпринимательства про­изошли существенные преобразования: в хозяйственную практику стали внедряться новые методы управления, в том числе, новые методы технологии доставки товаров. Все они базируются на концепции логистического менеджмента, или логистики. Как любой термин сферы экономического управления понятие логистики эволюционировало и даже на современном этапе развития сферы логистического существует множество не всегда идентичных определений термина логистика.

Логистика происходит от греческого слова "logistike", что означа­ет искусство вычислять, рассуждать. История возникновения и раз­вития практической логистики уходит далеко в прошлое. Профессор Гамбургского университета Г. Павеллек отмечает, что еще в период Римской империи существовали служители, которые носили титул "логисты", или "логистики"; они занимались распределением про­дуктов питания.

В первом тысячелетии нашей эры в военном лек­сиконе ряда стран с логистикой связывали деятельность по обеспе­чению вооруженных сил материальными ресурсами и содержанию их запасов. Так, во времена византийского царя Леона VI (865—912 гг. н. э.) считалось, что задачами логистики являются во­оружение армии, снабжение ее военным имуществом, своевремен­ная забота о ее потребностях и, соответственно, подготовка каждого акта военного похода.

По мнению ряда западных ученых, логистика выросла в науку именно благодаря военному делу. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста на­чала XIX в. Джомини, который дал такое определение логистики: "практическое искусство маневра войсками". Он утверждал, что ло­гистика включает не только перевозки, но и широкий круг вопросов, таких, как планирование, управление и снабжение, определе­ние места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т.д. Считается, что некоторые принципы логистики использова­лись армией Наполеона.

Логистика наиболее активно стала применяться в период второй мировой войны, прежде всего, в материально-техническом снабжении ар­мии США. Четкое взаи­модействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снаб­женческих баз и транспорта позволило своевременно и системати­чески обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия в необходимых ко­личествах. После этого логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально она оформилась как но­вый вид теории о реализации управления движением товарно-мате­риальных ресурсов в сфере обращения, а затем и производства.

Существует множество определений термина логистика, однако все они приписывают логистике управление тем или иным аспектом перемещения материального ресурса и возникающими в связи с этим объектами управления.

 

В широком смысле логистика – это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной системе для достижения поставленных перед ней целей.

 

В узком смысле, с позиции бизнеса, логистика – это инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических и оперативных целей организации за счет эффективного управления материальными и сервисными потоками, а также соответствующими им потоками информации и финансовых средств.

 

Иногда для большей локализации логистики в сфере предпринимательства говорят о коммерческой логистике, локализуя тем самым рассматриваемый логистический функционал в сфере предпринимательской деятельности.

Объекты логистического управления

Материальные потоки.

Главными категориями логистики являются поток и запас, которые взаимоопределяют друг друга, являясь характеристикой состояния.

Поток – это совокупность объектов, воспринимаемых как единое целое. Данная совокупность существует как процесс на некотором временном интервале и измеряется в абсолютных единицах за определенный период времени.

Параметры запаса – это параметры, характеризующие число объектов, которые имеются в наличии в конкретный момент времени, и измеряемые в абсолютных единицах. Между статическими величинами запасов и динамическими характеристиками потоков существует тесная взаимосвязь:

- поток (П) характеризует процесс изменения запаса (З), т.е.

;

- запас отражает результат изменения и накопления потока, т.е.

Материальный поток – это товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических и технологических операций, отнесенных к определенному моменту времени.

Материальный поток, рассматриваемый в данный момент времени переходит в материальный запас.

Материальный поток внешний – материальный поток, протекающий во внешней (по отношению к логистической системе) среде.

Материальный поток внутренний – материальный поток внутри данной логистической системы.

Материальный поток входящий – внешний материальный поток, поступающий в данную логистическую систему из внешней среды.

Материальный поток исходящий – внешний материальный поток, поступающий из данной логистической системы во внешнюю среду.

Грузовой поток – количество грузов, перевезенных отдельными видами транспорта в определенном направлении от пункта отправления до пункта назначения за определенный период.

Продукция, прошедшая все стадии обработки и готовая к потреблению является готовой продукцией.

Готовая продукция, прошедшая все стации предпродажной подготовки, является товарной продукцией.

Основные характеристики потока:

- начальный и конечный пункты;

- траектория;

- протяженность пути;

- скорость и время движения;

- промежуточные пункты.

Материальные потоки, циркулирующие в производственной системе, могут быть классифицированы следующим образом:

1) По отношению к рассматриваемой системе:

- внутренние потоки – циркулируют внутри системы;

- внешние потоки – поступают в систему извне и (или) покидают ее пределы.

2) По степени непрерывности:

- непрерывные потоки (в каждый момент времени по траектории потока перемещается некоторое количество объектов);

- дискретные (образуются объекты, перемещаемые с интервалами).

3) По степени регулярности:

- детерминированные (характеризуются определенностью параметров на каждый момент времени);

- стохастические или случайные (характеризуются случайными параметрами, которые в каждый момент времени принимают определенную величину с известной вероятностью);

- спорадические (в любой момент времени принимают некоторое значение по неизвестному закону).

4) По степени стабильности:

- стабильные потоки (характеризуются постоянством значения параметра в течение определенного промежутка времени);

- нестабильные потоки (характеризуются изменчивостью параметра).

5) По степени изменчивости:

- стационарные потоки (характерны для установившегося процесса, их интенсивность является величиной постоянной);

- нестационарные потоки (характерны для неустановившегося процесса).

6) По характеру перемещения элементов:

- равномерные потоки (характеризуются постоянной скоростью перемещения объектов, т.е. в одинаковые отрезки времени объекты проходят одинаковый путь; интервалы начала и завершения движения объектов тоже равны);

- не равномерные потоки (характеризуются изменением скорости перемещения, возможностью ускорения, замедления, остановки в пути, изменения интервалов отправления и прибытия).

7) По степени периодичности потока:

- периодические потоки (характеризуются постоянством параметров или постоянством характера их изменений через определенный период времени);

- не периодические потоки (характеризуются отсутствием закономерностей изменения параметров).

8) По степени соответствия изменения параметров потока заранее заданному ритму:

- ритмичные потоки;

- неритмичные потоки.

9) По степени сложности:

- простые (дифференцированные) потоки – состоят из объектов одного вида;

- сложные (интегрированные) – состоят из разнородных объектов.

10) По степени управляемости:

- управляемые потоки (адекватно реагируют на управляющие воздействия со стороны управляющей системы);

- неуправляемые потоки (не реагируют на воздействия).

 

Финансовые потоки.

Финансовые потоки в том или ином виде существовали всегда при любых способах организации предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Но, как показала практика, наибольшая эффективность их движения достигается при применении логистических принципов управления материальными и финансовыми ресурсами, что обусловило появления новой экономической категории – логистический финансовый поток. Следовательно, финансовые потоки создаются и используются для обеспечения эффективного движения товарных потоков. При этом их специфика заключается, в первую очередь, именно в потребности обслуживания процесса перемещения в пространстве и во времени соответствующего потока товарно-материальных или товарно-нематериальных ценностей.

Под финансовым потоком в логистике будем понимать направленное движение денежных средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного товарного потока.

Для логистического финансового потока характерны следующие особенности:

1) Логистический финансовый поток – это направленное движение финансовых ресурсов.

2) Направленность движение финансовых ресурсов в логистике обуславливается необходимостью перемещения товарного потока.

3) Движение финансовых ресурсов осуществляется либо в логистической системе, либо между нею и внешней средой.

Таким образом, например, налоговые платежи по налогу на прибыль не будут являться логистическим финансовым потоком, а оплата таможенной пошлины будет являться логистическим финансовым потоком.

Логистические финансовые потоки неоднородны по своему составу, направлению движения, назначению и ряду других признаков. Потребность в определении наиболее эффективных способов управления логистическими финансовыми потоками обуславливает необходимость приведения их подробной классификации.

По отношению к конкретной логистической системе различают внешние и внутренние финансовые потоки.

Внешний финансовый поток протекает во внешней середе, т.е. за границами рассматриваемой логистической системы. Внутренний финансовый поток существует внутри логистической системы и видоизменяется за счет выполнения с соответствующим товарным потоком целого ряда логистических операций. В свою очередь, внешние логистические финансовые потоки подразделяются на входящие и выходящие финансовые потоки.

Входящий финансовый поток поступает в рассматриваемую логистическую систему из внешней среды.

Исходящий финансовый поток начинает свое движение из рассматриваемой логистической системы и продолжает существовать во внешней среде.

По назначению логистические финансовые потоки можно классифицировать на:

- финансовые потоки, обусловленные процессом закупки товаров;

- инвестиционные финансовые потоки;

- финансовые потоки по воспроизводству рабочей силы;

- финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат в процессе производственной деятельности предприятий;

- финансовые потоки, возникающие в процессе продажи товаров.

В зависимости от применяемых форм расчетов все финансовые потоки в логистике можно разделить на две группы:

- денежные финансовые потоки, характеризующие движение наличных финансовых средств;

- информационно-финансовые потоки, обусловленные движением безналичных финансовых средств.

Наряду с денежными и информационно-финансовыми потоками существуют учетно-финансовые потоки, возникающие в ходе производства товаров или оказания услуг на стадии увеличения авансированной стоимости. Под увеличением авансированной стоимости понимается процесс формирования материальных затрат в производственной деятельности конкретного предприятия. Движение финансовых ресурсов в рамках названного процесса и характеризуют логистические учетно-финансовые потоки.

По видам хозяйственных связей различают горизонтальные и вертикальные финансовые потоки.

Горизонтальные финансовые потоки отражают движение финансовых средств между равноправными субъектами контрагентских отношений. Вертикальные финансовые потоки – между дочерними и материнскими коммерческими организациями.

Следует отметить, что можно и дальше продолжить классификацию финансовых средств, используя для этой цели таки признаки, как стадия кругооборота капитала, источники получения финансовых средств, сроки их прохождения и т.д.

Основной целью финансового обслуживания товарных потоков в логистике является обеспечение их движения финансовыми ресурсами в необходимых объемах, в нужные сроки с использованием наиболее эффективных источников финансирования.

В целом, относительно финансового обслуживания товарных потоков можно констатировать следующее:

- во-первых, наличие логистического финансового потока главным образом обусловлено существованием обслуживаемого им товарного потока, т.е. при отсутствии материального потока невозможно идентифицировать финансовый логистический поток;

- во-вторых, направление, объем, источник возникновения и время начала движения финансового потока зависят от согласованной продавцом и покупателем товаров в договоре купли-продажи или поставки формы расчетов и условий платежа, также логистический денежный поток может быть обусловлен наличием посредников по сделке.

Информационные потоки.

Роль информационно-компьютерной поддержки логистического менеджмента трудно переоценить. Современное состояние логистики во многом определяется бурным развитием и внедрением во все сферы бизнеса информационно-компьютерных технологий. Реализация большинства логистических концепций (систем) была бы невозможна без использования быстродействующих компьютеров, локальных вычислительных сетей, телекоммуникационных систем и информационно-программного обеспечения. Значение информационного обеспечения логистического процесса настолько важно, что многие специалисты выделяют особую информационную логистику, имеющую самостоятельное значение в бизнесе и управлении информационными потоками и ресурсами.

Назовем информационным потоком поток сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и другой форме, генерируемый исходным материальным потоком в рассматриваемой логистической системе, между звеном логистической системы или логистической системой и внешней средой, и предназначенный для реализации управляющих функций. Классификация информационных потоков приведена на рис. 1.

 

 

Рис. 1 Классификация информационных потоков

 

По отношению к логистическим операциям и функциям можно выделить элементарные, комплексные, ключевые и базисные информационные потоки.

По отношению к логистической системе (или ее отдельным звеньям) информационные потоки делятся на:

- внутренние и внешние (соответственно циркулирующие внутри логистической системы (или ее отдельного звена) или между логистической системой и внешней средой)

- горизонтальные, относящиеся к одному уровню иерархии логистической системы, и вертикальные – от верхнего уровня логистического менеджмента к низшему.

- входные и выходные – по отношению к входу (выходу) логистической системы (или ее отдельного звена).

По виду носителей информации наиболее распространенными являются потоки на бумажных носителях (документы), а при использовании компьютерных технологий обработки информации – на магнитных носителях, в виде электронных видеограмм и т.п.

По времени возникновения информации различают регулярные (стационарные) потоки, соответствующие регламентированной во времени передаче данных, периодические потоки (с жестким ограничением на время передачи) и оперативные потоки, обеспечивающие связь абонентов в интерактивном и диалоговом режимах "on line" и "off line". В зависимости от назначения выделяют директивные (управляющие) информационные потоки, потоки нормативно-справочной информации, информации для учета и анализа при принятии решений и вспомогательные информационные потоки.

Возрастание роли информационных потоков в современной логистике обусловлено следующими основными причинами:

- во-первых, для потребителя информация о статусе заказа, наличии товара, сроках поставки, отгрузочных документах и т.п. является необходимым элементом потребительского логистического сервиса.

- во-вторых, с позиций управления запасами в логистической цепи наличие полной и достоверной информации позволяет сократить потребность в запасах и трудовых ресурсах за счет уменьшения неопределенности уровня спроса.

- в-третьих, информация увеличивает гибкость логистической системы с точки зрения того, как, где и когда можно использовать ресурсы для достижения конкурентных преимуществ.

Логистический менеджмент фирмы оперирует многочисленными показателями и характеристиками информационных потоков: номенклатурой передаваемых сообщений, типами данных, документами, массивами данных; интенсивностью и скоростью передачи данных; специальными характеристиками (пропускной способностью информационных каналов, защитой от несанкционированного доступа, помехозащищенностью и др.).

Как уже отмечалось, между информационным и материальным потоком отсутствует изоморфность (т.е. однозначное соответствие, синхронность во времени возникновения). Как правило, информационный поток либо опережает материальный, либо отстает от него. В частности, само зарождение материального потока обычно является следствием информационных потоков в ходе, например, переговоров по сделкам купли-продажи товаров, составления контрактов и т.д. Типичным является наличие нескольких информационных потоков, сопровождающих материальный.

Информационные потоки, сопровождающие логистические функции, например, производственные процедуры, транспортировку, управление запасами и заказами, могут быть очень сложными и насыщенными в плане схем документооборота, количества документов и реквизитов. При выполнении, например, смешанных железнодорожно-морских международных перевозок грузов используется до 160 оригинальных документов, тысячи реквизитов, а взаимодействие по информационным потокам осуществляется между двумя десятками логистических посредников. Указанные обстоятельства приводят к необходимости уменьшения бумажного документооборота за счет электронной обработки данных, упрощения технологических схем документооборота, внедрения международных стандартов электронной передачи и обработки информационных логистических потоков, на основе, например, стандарта OOH EDIFACT (Electronic Data Interchange For Administration, Commerce and Transport).

Логистическая информационная система – это интерактивная структура, включающая персонал, оборудование и технологии, которые объединены информационным потоком, используемым логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы.

При проектировании логистической информационной системы должны быть соблюдены следующие принципы:

1) полнота и пригодность информации для пользователя;

2) точность (не более 1% ошибок);

3) своевременность;

4) ориентированность на выявление дополнительных возможностей улучшения качества и повышение уровня логистического сервиса;

5) гибкость информации;

6) подходящий формат данных.

 

Основные определения сферы логистического менеджмента

 

В наиболее общей постановке с позиций логистики можно исследовать возникновение, преобразование или поглощение материальных и сопутствующих им потоков на определенном экономическом объекте, функционирующем как система, т.е. реализующем поставленные перед ним цели и рассматриваемом в этом смысле как единое целое. Действия, прикладываемые к материальному (сопутствующему) потоку в такой системе, называются логистическими операциями или логистическими функциями.

Очевидно, что формой существования материальных потоков должно быть движение конкретных видов продукции (материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции) в процессах закупок, производства и сбыта. Поэтому материальный поток (МП) можно еще определить как находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы: незавершенное производство, готовая продукция, к которым применяются логистические операции и функции, связанные с физическим перемещением в пространстве (погрузка, загрузка, затаривание, перевозка продукции, ее сортировка, консолидация, разукрупнение и т.п.).

Под материальными ресурсами (МР) понимаются предметы труда, сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, сборочные единицы, топливо, запасные части, предназначенные для ремонта и обслуживания технологического оборудования и других основных фондов, отходы производства.

Незавершенное производство (НП) – это продукция, не законченная производством в пределах данного предприятия.

Готовая продукция (ГП) – это продукция, полностью прошедшая производственный цикл на данном предприятии, полностью укомплектованная, прошедшая технический контроль, сданная на склад или отгруженная потребителю (торговому посреднику).

Товарная продукция, или товар (ТП) – это готовая продукция, прошедшая все стадии предпродажной подготовки в соответствии с требованиями потребителя.

Приведенные определения в известном смысле условны. Так, сырье, полуфабрикаты могут быть готовой продукцией и, в свою очередь, готовая продукция может быть материальными ресурсами для других товаропроизводителей в зависимости от условий производства, обращения и места продукции в рассматриваемой логистической системе.

Если продукция не находится в состоянии движения, то она переходит в запас. Таким образом, материальный поток, рассматриваемый в определенном временном сечении, является запасом материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции.

Логистическая система (ЛС) – это сложная организационно завершенная экономическая система, состоящая из элементов, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими ему потоками.

Элементом логистической системы (ЭЛС) является лицо или группа лиц, реализующих логистические функции в отношении материального потока.

Логистическая операция (ЛО) – любое действие, связанное с возникновением, преобразованием или поглощением материального и сопутствующих ему информационных, финансовых, сервисных потоков (рис. 2).

Рис. 2 Логистические операции и функции

 

Логистическая функция (ЛФ) – это обособленная совокупность логистических операций, направленных на достижение поставленных перед логистической системой и (или) ее звеньями целей.

Звено логистической системы (ЗЛС) – это некоторый экономически и (или) функционально обособленный объект (производители, склады, поставщики и т.п.), не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи, выполняющий свою локальную задачу, связанную с выполнением определенной логистической функции.

Звенья логистической системы могут быть трех типов: генерирующие, преобразующие и поглощающие материальные и сопутствующие им информационные и финансовые потоки. Часто встречаются смешанные звенья логистической системы, в которых три указанных типа звеньев комбинируются в различных сочетаниях. В звеньях логистической системы материальные, информационные и финансовые потоки могут сходиться, разветвляться, дробиться, изменять свое содержание, параметры интенсивность и т.п. В качестве звеньев логистической системы могут выступать предприятия-поставщики материальных ресурсов, производственные предприятия и их подразделения, сбытовые, торговые, посреднические организации разного уровня, транспортные и экспедиционные предприятия, биржи, банки и другие финансовые учреждения, предприятия информационно-компьютерного сервиса и связи и т.д.

Логистическая цепь (ЛЦ) – это упорядоченное множество звеньев логистической системы (производители, склады, поставщики и т.д.) осуществляющих логистические операции по перемещению материального потока.

Логистическая сеть (ЛС) – это полное множество звеньев логистической системы, взаимосвязанных между собой по материальными и сопутствующими им потоками исследуемой логистической системы (рис. 3).

Логистический канал (ЛК) – это упорядоченное множество звеньев логистической системы, проводящих материальный поток от поставщика к потребителям.

Материальный поток (МП) – это находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, к которым применяются логистические операции и функции.

К издержкам на снабжение относятся затраты на: закупку, грузопереработку и перевозку.

К издержкам на производство относятся затраты на: хранение в сфере производства, грузоперевозки в сфере производства и производство готовой продукции.

К издержкам на сбыт относятся затраты на: упаковку, маркетинг, грузопереработку, складирование, управление заказами и транспортировку.

Все эти издержки в совокупности называются логистическими издержками.

Основные задачи логистики могут быть сформулированы в виде правила "7R":

1) right product - нужный товар: потребителю должен быть доставлен именно тот товар, который он заказывал, максимально удовлетворяющий его потребностям.

2) right quality - необходимого качества: все требуемые потребителем продукции претензии по качеству должны быть удовлетворены, любое отклонение может трактоваться как невыполнение требований.

3) right quantity - в нужном объеме: количество товаров должно соответствовать заказанному точно, неоговоренные отклонения по количеству недопустимы.

4) right time - в необходимое время: срок поставки товара не должен быть нарушен, причем запрещены, если не оговорено иное, и ранние поставки, так как может возникнуть ситуация, что поставленные ресурсы негде будет хранить.

5) right place - в нужное место: поставка должна осуществляться в строго указанное получателем место, любые отклонения ухудшают качество логистического сервиса.

6) right customer - указанному Клиенту: материальные ценности должны быть переданы лицу поименованному получателем, а не третьим лицам, пусть и заинтересованным в получении товара.

7) right cost - по необходимой цене: стоимость товара с логистикой должны отвечать ожиданиям потребителя. Если потребитель желает получить дорогой товар с большой стоимостью логистических услуг ему должна быть представлена такая возможность.

Для решения поставленных задач на предприятии может быть организовано логистическое управление (логистический менеджмент) – сфера менеджмента, осуществляющая оптимизацию логистических функций и операций в целях выполнения требования "7R" за счет управления потоками, связанными с обеспечением производства, производством и распределением продукции.


 

 

 

                                                                                                                                                          

                                                                                                                                                              

                                                                                                                                                      

Рис. 3 Логистическая сеть


Согласно статистическим данным, в результате внедрения на предприятии логистического управления могут измениться следующие показатели:

- Снижение уровня запасов на 30-50%;

- Сокращение времени движения продукции на 20-45%;

- Сокращение повторных складских перевозок в 2 раза;

- Сокращение расходов на автоперевозки на 7-20%, железнодорожные – 5-12%;

- Повышение своевременности обеспечения материалами полуфабрикатами;

- Сокращение уровня готовой продукции на складах;

- Уменьшение объема незавершенного производства;    

- Уменьшение количества нарушений сроков поставки.

 

 

1.4. Ретроспектива факторов активного развития
коммерческой логистики

 

За небольшой период времени логистика стала активно использоваться в сфере предпринимательства. Основными факторами, обусловившими широкое использование логистических методов являются следующие:

1) Быстрый рост затрат на перевозку. Традиционные методы распределения стали более дорогостоящими в связи с ростом товарных цен и инфляцией. Повышение уровня управления предполагает рассмотрение смежных с перевозками аспектов логистики (производство, поставки продукции, распределение, финансы).

2) Достижение предела эффективности производства. Становится все труднее достигнуть существенного снижения производственных затрат, потому что с производства уже "сняты все сливки". С другой стороны, логистика остается областью, где еще сохраняются значительные потенциальные возможности сокращения издержек фирмы.

3) Фундаментальные изменения в философии запасов. В одно и то же время у розничных продавцов находится приблизительно половина запасов готовой продукции, другая половина – у оптовых торговцев и производителей. Методы управления запасами способны сократить общий уровень запасов и изменить соотношение поддерживаемого запаса к 10% у розничных продавцов и 90% у дистрибьюторов и производителей.

4) Создание продуктовых линий как прямой результат внедрения концепции маркетинга (предоставление каждому потребителю той продукции, которая ему необходима).

5) Компьютерные технологии. Логистическое управление связано с обработкой огромного массива данных. Сама возможность управления предполагает знание: местоположения каждого потребителя; размера каждого заказа; местоположения средств производства, складов и центров распределения; затрат на перевозку от каждого склада или завода каждому потребителю; доступных видов транспорта и предлагаемого уровня обслуживания; местоположения поставщиков; уровня запасов на каждом складе и центре распределения. Развитие компьютерных технологий позволяет осуществить на практике концепцию логистики.

6) Рост использования компьютеров поставщиками (продавцами) и потребителями. Это позволяет фирмам систематически изучать качество услуг различных поставщиков. На основе такого анализа можно достаточно точно определить уровень обслуживания, предоставляемого поставщиками. Результаты анализа приводят многие фирмы к осознанию необходимости модернизации используемых ими систем распределения. Некоторые производственные фирмы используют систему поставки материальных ресурсов "точно в срок", которая предъявляет очень высокие требования к поставщикам.

Цель системы физического распределения состоит в снижении затрат, связанных с перемещением готовой продукции от места производства до места потребления и ее хранением в соответствии с требуемым уровнем обслуживания потребителя. Целью управления материальными ресурсами, которое призвано обслуживать внутрифирменные материальные потоки, является эффективное удовлетворение потребностей фирмы в сырье, материалах, полуфабрикатах и т.п. Цели логистики связанны с координацией физического распределения и управления материальными ресурсами для снижения затрат или улучшения обслуживания потребителя. Чтобы достигнуть этих целей, менеджер по логистике использует три взаимосвязанных принципа системного подхода – принцип общих затрат, предотвращения подоптимизации и финансовых обменов.

1) Принцип общих затрат. Данный принцип обязывает рассматривать функции логистики в целом, а не каждую по отдельности. К логистике относят следующие функции: перевозка продукции; складирование запасов; оптимизация размещения запасов и поставщиков; контроль запасов материальных ресурсов и готовой продукции; погрузочно-разгрузочные работы; обслуживание информационных потоков и т.п. Сутью принципа общих затрат является то, что все затраты рассматриваются как осуществляемые одновременно для обеспечения требуемого уровня обслуживания. При сравнении альтернативных подходов затраты по некоторым функциям увеличатся, по некоторым уменьшатся или останутся на прежнем уровне. Цель состоит в нахождении альтернативы, которая характеризуется самыми низкими общими затратами.

2) Принцип исключения подоптимизации. Подоптимизация имеет место, когда усилия по совершенствованию отдельной функции не приводят к достижению оптимальных результатов в целом по всей системе. Примеров подоптимизации в бизнесе достаточно много. Тем не менее возрастает понимание того, что эффективность отдельной функции, исследуемой изолированно, может отличаться от эффективности функции как части общего логистического процесса. Необходим поиск компромиссных вариантов взаимодействия всех функций, чтобы система в целом достигла оптимального баланса "стоимость/эффективность". Например, низкий тариф за перевозку тонны груза может оказаться неприемлемым для системы в целом, если перемещение грузов осуществляется в ущерб скорости и, особенно, надежности обслуживания или если выбранный вид транспорта потребует специальной дорогостоящей упаковки.

Пример 1. Заведующий складом фирмы принимает решение не оплачивать складским рабочим сверхурочное время для погрузки транспортных средств. Это решение направлено на снижение складских издержек, но может повлечь за собой рост общих затрат фирмы, потому что приводит к срыву графика поставок.

Пример 2. Отдел производства стремится минимизировать себестоимость единицы продукции. Для этого менеджер производства планирует организовать крупносерийное производство. С организацией последнего действительно снижается себестоимость единицы продукции, но возникает избыточный запас.

3) Принцип финансовых обменов. Вследствие замены функций распределения одни затраты увеличиваются, а другие – уменьшаются. Результатом должно быть уменьшение общих затрат.

Пример 3. Стремясь обеспечить высокий уровень обслуживания потребителей, компания Gillette начала использовать воздушный транспорт. После исследования системы распределения было выявлено, что проблема заключалась в медленной обработке заказов. Упрощение используемой документации позволило сократить время обработки заказов. Gillette возобновила использование более дешевого автомобильного транспорта при сохранении достигнутого уровня выполнения графиков поставки. В результате относительного увеличения затрат на обработку заказов общие затраты распределения уменьшились.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 367.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...