Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Умозаключение как форма мышления




1. Общие положения

Умозаключение – это форма мышления, когда их одного или нескольких готовых суждений производится новое суждение (н., готовое суждение – все студенты изучают информатику, а новое суждение – значит, некоторые студенты изучают информатику; н., готовое суждение – все студенты изучают информатику. Иванов - студент, а новое суждение – значит, Иванов изучает информатику).

Готовые суждения в составе умозаключения называются посылками, или посылами.

Новые суждения, произведенное с посылок, называется выводом, заключением или следствием.

О направленности движения мысли выделяют три вида умозаключения:

1. индукция

2. дедукция

3. аналогия

Индукция как вид умозаключения

1. Виды и правила использования индукции

Индукция – это умозаключение, когда мысль движется от менее общих посылок к более общему заключению.

Пример:

студент Иванов изучает информатику;

Студент Петров изучает информатику;

Студентка Сергеева изучает информатику

-------------------------------------------------------

видимо, все студенты изучают информатику, или значит, некоторые студенты изучают информатику

 

Таким образом, индукция – это обобщение жизненных впечатлений, наблюдений, фактов, экспериментов и т.д.

Индукция бывает:

- полной – это та индукция, когда рассмотрен весь класс явлений, о котором говорится в общем выводе (н., все дни прошедшей недели были теплыми; все студенты группы 431 сдали экзамен);

- неполной – это та индукция, когда рассмотрена часть класса явлений, о котором говорится в общем выводе (н., мы знаем только трех студентов, а производим вывод о всех студентах). Опасная сторона неполной индукции – та, что посылки м/б совершенно истинными, а общий вывод может оказаться ложным.

 

Правила повышения точности выводов по неточной индукции:

1. необходимо изучить как можно большую часть класса явлений, о котором говорится в выводе;

2. необходимо исследовать основные разновидности класса явлений, о котором говорится в выводе. Особенно часто это правило нарушается при изображении советской эпохи. Обычно при характеристике советской эпохи, особенно в сталинский период, в СМИ упоминаются только репрессии, преследования, запреты и т.д.;

3. необходимо исследовать элементы класса явлений, о котором говорится в выводе в определенном строгом порядке (н., опрашивать строго каждого пятого или десятого);

4. необходимо стремиться к выявлению причин повторяемости явлений, о которых говорится в выводе.

2. Методы установления причинных связей

Английские логики в середине 19 века решили помочь ученым и сыщикам в деле выявления причин событий или виновных в событиях. Они выделили 5 методов установления причин в рамках индукции. Поэтому эти методы называются методами научной индукции. К ним относятся:

1. Метод единственного сходства – если повторяющиеся события сходны только в одном предшествующем обстоятельстве, а остальные обстоятельства безразличны, то это первое обстоятельство и есть причина повторяющегося события. Например: на одном складе время от времени происходят кражи товаров. Следователи ищут виновного по следующей схеме:

№ события Возможные причины (виновные) Результат
1 АБВГ – возможные виновные грузчики кража
2 (следователи предлагают сменить состав, но оставить подозреваемого грузчика А) АДЕЖ кража все равно происходит
3 видимо, А является причиной ----- кражи

2. Метод единственного различия – если какое-либо событие следует при определенном обстоятельстве, а при других обстоятельствах не возникает, то первое обстоятельство и есть причина изучаемого события. Например: так же с предыдущего, только по следующей схеме:

№ события Возможные причины (виновные) Результат
1 АБВГ – возможные виновные грузчики кража
2 (следователи предлагают отправить подозреваемого грузчика А в отгул) БВГ кражи не было
3 видимо, А является причиной ----- кражи

3. Соединенный метод сходства и различия – здесь в одном исследовании используются оба предшествующих метода. Этот метод отличается наибольшей точностью. Например: так же с предыдущего, только по следующей схеме:

№ события Возможные причины (виновные) Результат
1 АБВГ – возможные виновные грузчики кража
2 (следователи предлагают сменить состав, но оставить подозреваемого грузчика А) АДЕЖ кража все равно происходит
2 (следователи предлагают отправить подозреваемого грузчика А в отгул) БВГ кражи не было
3 видимо, А является причиной ----- кражи

4. Метод сопутствующих изменений – если изменения в одном явлении регулярно приводят к изменению в другом явлений, то, возможно, между этими явлениями имеется причинная связь. Например: так же с предыдущего, только по следующей схеме:

№ события Возможные причины (виновные) Результат
1 (каждый грузчик работает в отдельном отсеке) АБВГ – возможные виновные грузчики кража – 50 кг
2 (к подозреваемому грузчику А контролер заглядывает с периодичностью в 1 час и он это чувствует, а к остальным – нет) А2БВГ кража – 30 кг
3 (к подозреваемому грузчику А контролер заглядывает с периодичностью в 30 минут и он это чувствует, а к остальным – нет) А3БВГ кража – 15 кг
4 видимо, А является причиной ----- кражи

5. Метод остатков – если сложное событие обусловлено сложной совокупностью ситуации, и мы знаем, что часть данного сложного события обусловлена опред. частью сложной совокупности ситуации, то остальная часть сложного события, видимо, обусловлена оставшейся частью сложной совокупности обстоятельств.

№ события Возможные причины (виновные) Результат
1 (произошло сложное событие) а – отключение сигнальной системы, б – взлом сейфа, в – похищение подлинника  
2 (за событие а отвечает А, за б – Б, о В ничего не знают) АБВ кража – 30 кг
3 видимо, В является причиной ----- кражи

 

Правила использования данных методов:

- необходимо быть уверенным в том, что основная причина события – одна, а не несколько;

- необходимо учитывать все возможные причины и не добавлять лишнего;

- необходимо стремиться выделять причины по одному признаку;

- необходимо соблюдать при классификации причин правила непрерывности деления понятия (н., выделяются причины взлета преступности в городе: 1-массовые увольнения в городе; 2-наплыв наркоторговцев; 3-массовые увольнения на АвтоВАЗе, - ошибка в № 3).

- необходимо учитывать, что понятие и причины – одно из самых сложных. Причины бывают глубинными и поверхностными, необходимо отличать причину от повода;

- необходимо учитывать, что после какого-либо события не всегда означает следствие какого-либо события, возможны случайные события.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...