![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Умозаключение как форма мышления
1. Общие положения Умозаключение – это форма мышления, когда их одного или нескольких готовых суждений производится новое суждение (н., готовое суждение – все студенты изучают информатику, а новое суждение – значит, некоторые студенты изучают информатику; н., готовое суждение – все студенты изучают информатику. Иванов - студент, а новое суждение – значит, Иванов изучает информатику). Готовые суждения в составе умозаключения называются посылками, или посылами. Новые суждения, произведенное с посылок, называется выводом, заключением или следствием. О направленности движения мысли выделяют три вида умозаключения: 1. индукция 2. дедукция 3. аналогия Индукция как вид умозаключения 1. Виды и правила использования индукции Индукция – это умозаключение, когда мысль движется от менее общих посылок к более общему заключению. Пример: студент Иванов изучает информатику; Студент Петров изучает информатику; Студентка Сергеева изучает информатику ------------------------------------------------------- видимо, все студенты изучают информатику, или значит, некоторые студенты изучают информатику
Таким образом, индукция – это обобщение жизненных впечатлений, наблюдений, фактов, экспериментов и т.д. Индукция бывает: - полной – это та индукция, когда рассмотрен весь класс явлений, о котором говорится в общем выводе (н., все дни прошедшей недели были теплыми; все студенты группы 431 сдали экзамен); - неполной – это та индукция, когда рассмотрена часть класса явлений, о котором говорится в общем выводе (н., мы знаем только трех студентов, а производим вывод о всех студентах). Опасная сторона неполной индукции – та, что посылки м/б совершенно истинными, а общий вывод может оказаться ложным.
Правила повышения точности выводов по неточной индукции: 1. необходимо изучить как можно большую часть класса явлений, о котором говорится в выводе; 2. необходимо исследовать основные разновидности класса явлений, о котором говорится в выводе. Особенно часто это правило нарушается при изображении советской эпохи. Обычно при характеристике советской эпохи, особенно в сталинский период, в СМИ упоминаются только репрессии, преследования, запреты и т.д.; 3. необходимо исследовать элементы класса явлений, о котором говорится в выводе в определенном строгом порядке (н., опрашивать строго каждого пятого или десятого); 4. необходимо стремиться к выявлению причин повторяемости явлений, о которых говорится в выводе. 2. Методы установления причинных связей Английские логики в середине 19 века решили помочь ученым и сыщикам в деле выявления причин событий или виновных в событиях. Они выделили 5 методов установления причин в рамках индукции. Поэтому эти методы называются методами научной индукции. К ним относятся: 1. Метод единственного сходства – если повторяющиеся события сходны только в одном предшествующем обстоятельстве, а остальные обстоятельства безразличны, то это первое обстоятельство и есть причина повторяющегося события. Например: на одном складе время от времени происходят кражи товаров. Следователи ищут виновного по следующей схеме:
2. Метод единственного различия – если какое-либо событие следует при определенном обстоятельстве, а при других обстоятельствах не возникает, то первое обстоятельство и есть причина изучаемого события. Например: так же с предыдущего, только по следующей схеме:
3. Соединенный метод сходства и различия – здесь в одном исследовании используются оба предшествующих метода. Этот метод отличается наибольшей точностью. Например: так же с предыдущего, только по следующей схеме:
4. Метод сопутствующих изменений – если изменения в одном явлении регулярно приводят к изменению в другом явлений, то, возможно, между этими явлениями имеется причинная связь. Например: так же с предыдущего, только по следующей схеме:
5. Метод остатков – если сложное событие обусловлено сложной совокупностью ситуации, и мы знаем, что часть данного сложного события обусловлена опред. частью сложной совокупности ситуации, то остальная часть сложного события, видимо, обусловлена оставшейся частью сложной совокупности обстоятельств.
Правила использования данных методов: - необходимо быть уверенным в том, что основная причина события – одна, а не несколько; - необходимо учитывать все возможные причины и не добавлять лишнего; - необходимо стремиться выделять причины по одному признаку; - необходимо соблюдать при классификации причин правила непрерывности деления понятия (н., выделяются причины взлета преступности в городе: 1-массовые увольнения в городе; 2-наплыв наркоторговцев; 3-массовые увольнения на АвтоВАЗе, - ошибка в № 3). - необходимо учитывать, что понятие и причины – одно из самых сложных. Причины бывают глубинными и поверхностными, необходимо отличать причину от повода; - необходимо учитывать, что после какого-либо события не всегда означает следствие какого-либо события, возможны случайные события.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 498. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |