Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2. Понятие как форма мышления




Название дисциплины: Основы формальной логики

Царев Борис Васильевич

кафедра философии, УЛК-715

Гусев Д.А. Краткий курс логики./Логика

Кириллов В.И. Логика

Кириллов В.И. / Старченко А.А. Логика

Никифоров А.С.

Гетманова А.Д.

Черты логичности мышления:

- четкость, определенность мыслей;

- непротиворечивость;

- последовательность мыслей;

- достаточная доказательность (убедительность, аргументированность).

 

Тема 1. Предмет значение формальной логики как науки. Когда и почему возникла данная наука?

Эта наука была разработана еще задолго до н.э. греками. Они любили интересную, красивую жизнь (н., греческая архитектура и скульптура).

Причины разработки греками формальной логики:

1 – греки первыми в мировой истории начинают строить демократическое гос-во. Государственные решения и законы принимаются на народных собраниях (иногда принимали глупейшие решения, н., неподготовленная война);

2 – грекам нравилось судиться друг с другом. У греков при этом не было профессиональных обвинителей и адвокатов. Поэтому для любителей судебных процессов была наука. Первые адвокаты появились в Древнем Риме (Цицерон);

3 – любовь греков к разработке теоретических наук.

Таким образом, потребовалась наука о том, как строить строгие научные доказательства, чтобы не было никаких сомнений в их правильности. И в 1 половине 4 века до н.э. Аристотель разрабатывает курс основ логики и в своем «вузе» читает ее. И после этого (через 10-20 лет) греки разрабатывают самый совершенный учебник по теоретической науки в мировой истории (Эвклид «Начало геометрии»). Этому учебнику подражали многие последующие учебники по структуре и содержанию.

4 – необычный хар-р греческой «золотой» молодежи. В центре интересов афинской «золотой» молодежи в 5-4 вв. до н.э. были дискуссии, споры с интеллектуалами-философами. Философы были главными «учителями жизни», поскольку власти греки не доверяли.

Разрабатывая данную науку, греки обратили внимание на то, что рассуждения м/б разными по математике и одинаковыми по форме, т.е. по способам соединения своих частей.

Все цветы (М) красивы (Р) Роза (S) – цветок (M) Роза (S) красива (P) S - P Все студенты (M) изучают информатику (P) Иванов (S) – студент (M) Иванов (S) изучает информатику (P) S - P

Исходя из этого греки обратили внимание на то, что одинаковые по форме рассуждения подчиняются общим определенным законам и правилам, нарушение которых ведет к ошибкам в выводах.

Закон №1. Если все готовые суждения являются утвердительными, то вывод, произведенный из них, не м/б отрицательным (никак нельзя сказать, что Иванов не изучает информатику).

Закон №2. Если одно из готовых суждений отрицательно, то вывод, произведенный из них, д/б отрицательным (Все студенты изучают информатику. Иванов не изучает информатику – Иванов не студент).

Таким образом, формальная логика – это наука о законах и принципах правильного, эффективного построения рассуждений, учитывая их форму, т.е. способы соединения частей рассуждения. При этом рассуждения м/б построены логично, в соотв. с законами логики, но вывод оказаться нелогичным, если готовые суждения, из которых производится вывод, являются ложными.

Чарльз Дарвин: «Высшая стадия духовной культуры наступает тогда, когда мы понимаем, что должны контролировать свои мысли». Особенно это важно в условиях развитой демократии, где гр-не претендуют на самостоятельное освоение важнейших проблем.

Фукидид (один из первых историков Греции): «Большинство людей не затрудняет себя разысканием истины и склонны усваивать готовые взгляды».

В 19 веке один из первых исследователей массовой психологии Г. Лебон сказал: «Логика  разум никогда не были настоящими руководителями народов. Неразумное всегда составляло один из самых могучих двигателей человечества».

 

Тема 2. Понятие как форма мышления

1. Объем и содержание понятия. Закон об их отношении

Многие драмы и трагедии обусловлены неточным подбором понятий (терминов), неправильным определением их смысла.

Некоторые аналитики говорят о том, что в современном мире происходит процесс, который можно назвать «понятийной катастрофой». Попов в своих книгах «О российских реформах» говорит о неправильном употреблении терминов, неправильном их понимании.

Понятие – это форма мышления, которая обозначает какой-либо отдельный объект, явление или целый класс (группу) объектов (явлений). Формой существования понятия обычно является слово, термин, знак.

Слово и понятие в обиходе используются, обычно, как синонимы, но строго говоря, это не совсем так. Слово – это форма существования понятия, поскольку одно понятие на разных языках м/б выражено разными словами. Например, на русском языке – город, град, на английском – сити, на немецком – штад. Одно понятие м/б выражено длинным словосочетанием, набором множества слов. Например, «Из скольки понятий состоит выражение: студент, изучающий логику на первом курсе?» – Здесь одно понятие, поскольку этим словом обозначается лишь один класс явлений. Если же слова друг с другом не объединены, то это несколько понятий. «Высокий светловолосый человек славянской внешности, одетый в черную куртку» - Одно понятие.

В понятиях, обычно, выделяют две стороны: объем и содержание.

Объем понятия – это совокупность предметов, явлений, обозначаемых определенным понятием (например, в объем понятия «город» входят все города, существующие в мире; в объем понятия «студент» входят все студенты мира). В объеме понятия можно выделить элемент понятия – это отдельный предмет или явление, имеющее все основные св-ва представителей класса явлений, обозначаемых определенным понятием (например, элементом понятия «студент» является каждый отдельный студент). В объеме понятия можно выделить т/ж часть объема понятия, т.е. разновидность какого-либо класса явлений, обозначаемую определенным понятия (н., частью объема понятия «город» является, н., российский город, волжский город, город-миллионник). Объем понятия здания: кирпичное, деревянное и т.п.

Вторая сторона понятия – это его содержание. Содержание понятия – это система существенных отличительных признаков, св-в, класса явлений, обозначаемого опред. понятием (например, содержанием понятия «студент» является учащийся вуза, регулярная проверка знаний). Содержание многих понятий в общественных науках до конца очень трудно раскрыть.

Отношениями между этими двумя сторонами понятия регулируются законом обратного отношения между ними. Из него следует – чем больше объем используемого понятия, тем меньше его содержание, тем меньше мы знаем о предмете, и, наоборот, чем меньше объем используемого понятия, тем больше его содержание, тем больше мы знаем о предмете (например, «Кто вы по соц. статусу? – Студент – Студенты бывают разные. Можно ли по конкретней? – Я студент – американец. – Нельзя ли поконкретней? - …имеющий богатых родителей).

2. Виды понятий

1. По объему понятия бывают:

- единичные – в объеме только 1 элемент;

- общие – в объеме не менее 2-ух элементов.

2. По содержанию понятия бывают:

- конкретные – обозначают относительно самост. явления (н., планета, человек, закон);

- абстрактные понятие – те, кот. обозначают отдельные св-ва, черты относительно самост. явлений (н., храбрость, совесть, труд, энергия, право).

3. По объему и содержанию вместе выделяются следующие виды понятий:

- определенные – них нетрудно определить объем (н., студент);

- неопределенные – у них объем установить невозможно, даже у конкретных (н., талантливый студент – талантливые м/б в разном).

3. Отношения между понятиями (!)

Тексты, обычно, составлены из множества понятий и важно выяснить, насколько они родственны, т.е. совпадают по содержанию и объему. По содержанию понятия бывают в отношениях сравнимости и несравнимости. Сравнимые понятия – это те, у которых есть общее, объединяющее их так называемое родовое понятие (н., клен, тополь ель – дерево, растение). У несравнимых понятий такого родового понятия нет (н., студент (человек) и студенческий билет – (документ)).

Сравнимые понятия по объему бывают в отношениях совместимости и несовместимости. В отношениях совместимости – те понятия, объемы которых хотя бы частично совпадают, имеется общий элемент (н., юрист, адвокат – часть юристов – адвокаты). В отношениях несовместимости – те понятия, объемы которых нисколько не совпадают (н., адвокат, прокурор, судья – адвокат не может подрабатывать судьей).

Отношения между объемами понятий иллюстрируются, обычно, прямоугольниками, кругами Эйлера.

Виды отношений совместимости понятий

1. Отношения полного совпадения (отношения эквивалентности – имеются ввиду отношения синонимов, т.е. разные слова, а смысл одинаковый) (н., студент – учащийся вуза; понятия «Пушкин» и «автор романа «Евгений Онегин»)
2. Отношения подчинения (когда объем одного понятия полностью включен в объем другого понятия в кач-ве его элемента или части) (н., юрист – адвокат (круг внутри)    
2. Отношения частичного совпадения (отношения пересечения объема понятий) (н., юрист – немец – т.е. часть немцев – юристы, часть юристов - немцы) (н., футбольный болельщик – немец)  

Виды отношений несовместимости

1. Отношения соподчинения (когда объемы нескольких понятий являются полностью элементами или частями объема подразумеваемого родового понятия) (н., адвокат, прокурор, судья – подразумевается родовое понятие «юрист», но они не могут друг друга подменять)
2. Отношения противоположности (когда сумма объемов двух отрицающих друг друга понятий является частью объема подразумеваемого родового понятия) (антонимы в русском языке) (н., белый - черный
черный
белый

3. Отношения противоречия (когда сумма объемов двух отрицающих друг друга понятий равна объему подразумеваемого родового понятия) (н., белый – небелый)  
небелый
белый

4. Логические операции с понятиями

1.Ограничение понятий – это использование вместо исходного понятия менее общего понятия, являющегося частью или элементом исходного (н., вместо «юрист» используется понятие «адвокат»; вместо понятия «адвокат» - «тольяттинский адвокат»; мужчина – высокий мужчина – высокий светловолосый мужчина - …лет 30-ти). Данная операция необходима для повышения содержательности текста, для того, чтобы знать больше об объекте. При этом все св-ва исходного понятия сохраняются. Пределом ограничения является единичное понятие (н., «РФ» как понятие нельзя ограничить).

2.Обобщение понятий – это использование вместо исходного понятия более общего (родового) понятия (н., студент – учащийся – человек; логика – наука – отрасль знания; искусство – культура).

Ф-ии данной операции:

- экономия времени на составление, чтение текста;

- экономия полиграфических материалов;

- введение в науку новых, более общих понятий;

- сокрытие конкретной информации о предмете;

- дипломатическая ф-ия.

3.Деление понятия (в обиходе – классификация или типологизация, категоризация) – это раскрытия объема понятия путем выделения его частей или элементов по опред. признаку, т.е. это перечисление разновидностей какого-либо понятия. Карьера ученого, эксперта во многом зависит от этой операции. Все кодексы законов содержат эту операцию (н., в ст.15 УК РФ перечисляются категории П-ий). Операцию деления понятия не нужно отождествлять с операцией деления реального предмета на части или стороны.

Операция деления понятия состоит из 3 частей:

- делимое понятие: дерево

- элементы деления: хвойное, лиственное

- основание деление – это признак, по которому выделяются элементы деления: структура листьев.

Виды деления, т.е. проведение операции деления понятия «деления понятия»:

- дихотомическое деление – это выделение в объеме делимого понятия только 2-ух элементов деления (н., человек: мужчина и женщина; совершеннолетний и несовершеннолетний). Главное достоинство – то, что трудно ошибиться при перечислении элементов деления. Недостаток – он выдает мало конкретной информации, может упрощать реальное положение дел. Дихотомическое деление существенно влияет на понимание всей жизни, мироздания и человека. Это стремление человека делить мир, общество на две противоположные сферы (н., уже в первобытном мире человек начал делить мир так: «они» и «мы»). Затем это перешло на схему «праведник – не праведник», «правоверный – не правоверный»;

- недихотомическое деление – это выделение в объеме делимого понятия не менее 3-х элементов деления (н., студент-гуманитарий: студент-юрист, филолог, психолог; хвойное дерево: ель, сосна, кедр). Главное достоинство – оно позволяет получить более конкретные знания об изучаемом классе явлений. Оно позволяет показать начитанность, эрудицию. Недостаток – можно ошибиться при перечислении элементов деления или перечислить не все, или приписать лишнее. Разновидностью промежуточной между этими 2-мя видами деления является классификация в узком смысле слова – это подробное перечисление элементов, возможно, субэлементов, их распределение по вертикали и горизонтали в виде таблиц.

Правила деления понятия:

1 – правило соразмерности – необходимо в важных ситуациях перечислить все элементы деления и не приписывать лишнее;

2 – правило деления по одному основанию – необходимо стремиться к тому, чтобы элементы деления выделялись по одному основанию, чтобы объемы элементов деления не совмещались, не пересекались. Нарушение этого правила: завещание: мое состояние разделить между студентами-отличниками родного юрфака и участниками художественной самодеятельности этого же факультета;

3 – правило непрерывности деления, или запрет на применение «скачков» в делении – необходимо до конца проводить деление на одном уровне и только после этого переходить к другим уровням. Нарушение: дерево: хвойное дерево, лиственное, сосна.

4.Определение понятия – это раскрытие содержания понятия путем перечисления существенных, отличительных признаков, свойств, класса явления, обозначаемого определенным понятием. Карьера ученого-обществоведа, особенно юриста во многом строится на этой операции.

В общественных науках есть ряд важных понятий, которым даются весьма разные определения (н., культура, цивилизация, гражданское общество, религия, миф).

Операция определения состоит из 2-ух частей:

- определяемое понятие (левая часть, до тире, н., студент - )

- определяющее (правая часть, после тире, н., это студент вуза).

Определения бывают:

1 – эффективными – это те, которые позволяют четко отличить определенных класс явлений от других явлений, в т.ч. родственных. Наиболее удобным методом в таком случае является выделение родовых и видовых признаков определяемого класса явлений. Родовой признак указывает на принадлежность определяемого класса явлений к более широкому роду явлений. Видовой признак указывает на специфику указанного класса явлений (н., студент – это учащийся (родовой признак) вуза (видовой признак)).

- неэффективными – это те, которые не позволяют четко отличить определяемый класс явлений от других явлений (преступление – это опасное деяние; студент – это учащийся). Для того, чтобы разработать точное, эффективное определение какого-либо понятия, необходимо исследовать содержательную сторону этого понятия.

2 – явные – это те, где четко выделены левая и правая сторона. Обычно такое определение дается в учебниках, законах, энциклопедиях, юридических словарях;

- неявные как бы растворены во всем тексте.

Правила эффективного определения:

- правило соразмерности (взаимозаменяемости) – необходимо, чтобы объем определяющего понятия был равен объему определяемому. Пример нарушения: студент – это учащийся;

- правило запрета на применение «круга» в определении – это запрет на использование одних и тех же терминов в левой и правой частях определения. Пример нарушения: гений – это человек с гениальными способностями;

- правило однозначности – необходимо, чтобы определяющему понятию соответствовало только одно определяемое понятие, т.е. учащимися вузов назывались только студенты; наука стремится изгнать омонимы;

- правило непротиворечивости – введение в науку нового определения понятия не должно противоречить содержанию всей научной теории. Пример нарушения: культура – это высшая духовная ценность человечества, а во всей теории включается и быт, и техника.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...