Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Что представляет собой конфликт в организации? Какова его специфика и особенности управления?




Конфликт в организации — это открытая форма существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействия между людьми и их группами при решении вопросов производственного и личного порядка. Конфликтом можно назвать отсутствие согласия между двумя или более сторонами (лицами, социальными группами) в рамках организации. В основе конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-то поводу, либо противоположные цели и средства их достижения, либо несовпадение интересов, желаний. В трудовых коллективах конфликты неизбежны, поскольку в процессе совместной трудовой деятельности участвуют люди разные по уровню профессиональной подготовки, по социальному положению, жизненному опыту, темпераменту.

Факторы возникновения причин конфликтов в организации

Выделяют внутренние и внешние факторы, способствующие возникновению социальной напряженности.

К внутренним факторам относятся: /

• невыполнение руководством организации своих обещаний и нежелание объяснить людям действительное состояние дел;

• нарушение режима производства из-за постоянного срыва поставок сырья и материалов;

• невозможность для членов трудового коллектива хорошо заработать;

• отсутствие видимых результатов предметной заботы об улучшении условий труда, быта и отдыха работников;

• конфронтация персонала управления и работников из-за несправедливого распределения материальных благ и фонда оплаты труда;

• внедрение инноваций и радикальных преобразований без учета интересов работников;

• подстрекательская деятельность неформальных лидеров. К внешним факторам относят:

• дестабилизацию обстановки в стране, столкновение интересов различных политических групп;

* • возникновение острого дефицита на продукты и товары первой необходимости;

• ущемление социальных льгот в новых законодательных актах;

• резкое ослабление правовой социальной защиты интересов членов трудового коллектива.

Нарастание социальной напряженности в организации, перерастающее в конфликт, может быть преодолено при адекватном разрешении конфликтной ситуации.

Виды конфликтов в организации

 

В организациях различают: внутренние конфликты и конфликты с внешней средой.

Внутренние конфликты возникают в рамках организации (предприятия) и разрешаются, как правило, через существующие нормативы и соглашения, т.е. через так называемые правила игры, принятые на определенном уровне и между заинтересованными сторонами. К этим конфликтам относятся:

(1) межиндивидуалъный конфликт — расхождение личных целей сотрудников;

(2) внутригрупповой конфликт — между соперничающими сотрудниками внутри подразделения или между руководителями подразделений;

(У) межгрупповой конфликт — между работниками различных подразделений, например, разногласия между высшим и более низким уровнями управления.

Конфликты с внешней средой — это конфликты в большинстве своем руководителей и владельцев предприятий с конкурентами, клиентами, поставщиками.

Конфликты в организациях являются результатом противоречий, вызванных расхождением интересов, норм поведения, ценностей людей. Среди них следует прежде всего выделить следующие типы противоречий: организационные, производственные, деловые, инновационные. В соответствии с этим можно выделить и основные типы конфликтов в организациях:

• организационные;

• производственные;

• трудовые;

• инновационные.

 

Организационный конфликт — это столкновение противоположно направленных действий участников конфликта, вызванное расхождением интересов, норм поведения и ценностных ориентации. Он возникает вследствие несовпадения формальных организационных начал и реального поведения членов коллектива. Такое рассогласование происходит, когда:

(1) работник не выполняет, игнорирует требования, предъявляемые к нему со стороны организации (например, прогулы, некачественное выполнение своих обязанностей и т.д.);

(2) требования к работнику неконкретны;

(3) имеются функциональные обязанности, но их . выполнение вовлекает участников трудового процесса в конфликтную ситуацию (например, исполнение функций ревизора и др.).

Организационные конфликты содержат проблемы, связанные в первую очередь с организацией и условиями деятельности. Такие конфликты чаще всего проявляют себя в виде несоответствия между стоящими перед коллективом задачами и устаревшими формами организации, призванными обеспечить их решение.

В качестве причин таких конфликтов могут быть:

• различие в оценке советом директоров и членами правления стиля и методов управления вышестоящих органов;

• случаи рассогласования интересов правления и совета директоров по вопросам внутрипроизводственной деятельности;

• рассогласование интересов правления и территориальных органов управления, в частности управы района. В данном случае могут возникать несогласование позиций членов правления о порядке выплат на нужды района из средств, заработанных коллективом предприятия, и методами их получения.

В организациях могут возникать конфликты между руководителем и его заместителем в процессе управления. Эти конфликты быстро переносятся на коллектив, ибо каждый конфликтующий имеет опору в определенной группе трудового коллектива. Здесь немаловажную роль играет стиль руководства руководителя и его заместителя. Согласованность в их действиях, позволяющая избежать конфликтной ситуации, может быть достигнута, если, например, у руководителя или авторитарный. Чаще всего конфликт возникает на почве несовместимости стилей, когда наблюдаются смешанные мотивации, связанные, скажем, с амбициями, карьерными целями. Заметим, руководитель и его заместитель должны дополнять друг друга, обеспечивая работу всего трудового коллектива.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 462.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...