Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Что представляет собой конфликт в организации? Какова его специфика и особенности управления?
Конфликт в организации — это открытая форма существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействия между людьми и их группами при решении вопросов производственного и личного порядка. Конфликтом можно назвать отсутствие согласия между двумя или более сторонами (лицами, социальными группами) в рамках организации. В основе конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-то поводу, либо противоположные цели и средства их достижения, либо несовпадение интересов, желаний. В трудовых коллективах конфликты неизбежны, поскольку в процессе совместной трудовой деятельности участвуют люди разные по уровню профессиональной подготовки, по социальному положению, жизненному опыту, темпераменту. Факторы возникновения причин конфликтов в организации Выделяют внутренние и внешние факторы, способствующие возникновению социальной напряженности. К внутренним факторам относятся: / • невыполнение руководством организации своих обещаний и нежелание объяснить людям действительное состояние дел; • нарушение режима производства из-за постоянного срыва поставок сырья и материалов; • невозможность для членов трудового коллектива хорошо заработать; • отсутствие видимых результатов предметной заботы об улучшении условий труда, быта и отдыха работников; • конфронтация персонала управления и работников из-за несправедливого распределения материальных благ и фонда оплаты труда; • внедрение инноваций и радикальных преобразований без учета интересов работников; • подстрекательская деятельность неформальных лидеров. К внешним факторам относят: • дестабилизацию обстановки в стране, столкновение интересов различных политических групп; * • возникновение острого дефицита на продукты и товары первой необходимости; • ущемление социальных льгот в новых законодательных актах; • резкое ослабление правовой социальной защиты интересов членов трудового коллектива. Нарастание социальной напряженности в организации, перерастающее в конфликт, может быть преодолено при адекватном разрешении конфликтной ситуации. Виды конфликтов в организации
В организациях различают: внутренние конфликты и конфликты с внешней средой. Внутренние конфликты возникают в рамках организации (предприятия) и разрешаются, как правило, через существующие нормативы и соглашения, т.е. через так называемые правила игры, принятые на определенном уровне и между заинтересованными сторонами. К этим конфликтам относятся: (1) межиндивидуалъный конфликт — расхождение личных целей сотрудников; (2) внутригрупповой конфликт — между соперничающими сотрудниками внутри подразделения или между руководителями подразделений; (У) межгрупповой конфликт — между работниками различных подразделений, например, разногласия между высшим и более низким уровнями управления. Конфликты с внешней средой — это конфликты в большинстве своем руководителей и владельцев предприятий с конкурентами, клиентами, поставщиками. Конфликты в организациях являются результатом противоречий, вызванных расхождением интересов, норм поведения, ценностей людей. Среди них следует прежде всего выделить следующие типы противоречий: организационные, производственные, деловые, инновационные. В соответствии с этим можно выделить и основные типы конфликтов в организациях: • организационные; • производственные; • трудовые; • инновационные.
Организационный конфликт — это столкновение противоположно направленных действий участников конфликта, вызванное расхождением интересов, норм поведения и ценностных ориентации. Он возникает вследствие несовпадения формальных организационных начал и реального поведения членов коллектива. Такое рассогласование происходит, когда: (1) работник не выполняет, игнорирует требования, предъявляемые к нему со стороны организации (например, прогулы, некачественное выполнение своих обязанностей и т.д.); (2) требования к работнику неконкретны; (3) имеются функциональные обязанности, но их . выполнение вовлекает участников трудового процесса в конфликтную ситуацию (например, исполнение функций ревизора и др.). Организационные конфликты содержат проблемы, связанные в первую очередь с организацией и условиями деятельности. Такие конфликты чаще всего проявляют себя в виде несоответствия между стоящими перед коллективом задачами и устаревшими формами организации, призванными обеспечить их решение. В качестве причин таких конфликтов могут быть: • различие в оценке советом директоров и членами правления стиля и методов управления вышестоящих органов; • случаи рассогласования интересов правления и совета директоров по вопросам внутрипроизводственной деятельности; • рассогласование интересов правления и территориальных органов управления, в частности управы района. В данном случае могут возникать несогласование позиций членов правления о порядке выплат на нужды района из средств, заработанных коллективом предприятия, и методами их получения. В организациях могут возникать конфликты между руководителем и его заместителем в процессе управления. Эти конфликты быстро переносятся на коллектив, ибо каждый конфликтующий имеет опору в определенной группе трудового коллектива. Здесь немаловажную роль играет стиль руководства руководителя и его заместителя. Согласованность в их действиях, позволяющая избежать конфликтной ситуации, может быть достигнута, если, например, у руководителя или авторитарный. Чаще всего конфликт возникает на почве несовместимости стилей, когда наблюдаются смешанные мотивации, связанные, скажем, с амбициями, карьерными целями. Заметим, руководитель и его заместитель должны дополнять друг друга, обеспечивая работу всего трудового коллектива. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 462. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |