Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Конфликт — есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей.Стр 1 из 7Следующая ⇒
Сравните социологический и психологический подходы к анализу конфликта. Для социологического подхода в отличие от философского, предельно обобщенного, характерно исследование конфликта на основе таких специфических методов, как анкетирование, статистический анализ массовых данных, интервьюирование и др. В результате, в рамках социологического подхода представления о конфликтах стали более детальными, конкретными, «живыми». Хотя взгляды на природу и роль конфликтов в жизни общества у разных социологов были неодинаковыми, все они тем не менее признавали их важную роль в общественной жизни и необходимость их конкретносоциологического анализа. Работы по психологической тематике в отношении конфликтологии сосредоточились главным образом на исследовании внутриличностных, душевных конфликтах, на исследовании межличностных противоречий. Психология видит в конфликте столкновение противоположных взглядов, мотивов, интересов. Чувства тревоги, дискомфорта могут стать настолько сильными в результате конфликта, что смогут являться источником неврозов и стрессов. Зигмунд Фрейд (1856-1939) внес большой вклад в исследование конфликтных ситуаций и пришел к выводу, что главным источником психических расстройств и стрессов является изначально, от природы присущий человеческой психике конфликт между сознательным и бессознательным, между смутными влечениями (особенно сексуальными) и требованиями моральных и правовых норм, что служит главным источником всех конфликтов. Карл Юнг (1875-1961) предложил новую классификацию характеров людей, в основе которой критерии различий между людьми по способу разрешения ими внутренних конфликтов – 2 психотипа: интраверты и экстраверты. Современная психология разработала и другие направления психологии, учитывающие внутренний мир людей в конфликтных ситуациях. Эрих Берн (1902-1970) создал теорию трансактного анализа межличностных взаимоотношений: все люди разделяются на 3 группы по своей психике на типы: o ребенок; o родитель; o взрослый. Один человек всю жизнь остается ребенком, другой всю жизнь видит вокруг только детей, поучает всех вокруг, для этого типа характерно стереотипное мышление, третий тип – рациональное мышление, анализ реальных ситуаций. Конфликтные ситуации возникают, когда начинают взаимодействовать два одинаковых типа (ребенок – ребенок и т.д.)
2.Конфликт – определение, основные признаки. Конфликт — есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. В Прежде всего, следует отметить, что основой всех конфликтов являются противоречия, возникающие между людьми или внутри структуры самой личности. Имея в виду важную для понимания конфликта роль противоречий, часто сам конфликт определяют как предельное обострение противоречий между участниками взаимодействия, проявляющееся в их противоборстве. При этом речь идет именно о резком обострении противоречий, поскольку не всякое противоречие вызывает конфликт. Всякий конфликт — это всегда взаимодействие социальных субъектов. Однако не всякое взаимодействие является конфликтом. Там, где нет противоборства, отсутствуют острые противоречия, сопровождающиеся отрицательными эмоциями, там нет и конфликта. К таким взаимодействиям относятся отношения товарищеского, дружеского сотрудничества, любовные отношения, коллективистские связи. Всякий конфликт возникает только при наличии его объекта и предмета. Столкновение между индивидами или социальными группами не бывает беспочвенным, а происходит только в том случае, если его участники не могут «поделить» что-то между собой. В общем смысле объектом конфликта можно назвать ту часть реальности, которая вовлечена во взаимодействие с субъектами конфликта. В отличие от этого предметом конфликта являются те противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства. 3. Что такое объект конфликта? Характеристики. Объектом конфликтологии являются конфликты в целом, а предметом - закономерности их возникновения, развития и завершения. понятие «объекта конфликта[2], под которым подразумевают ту конкретную материальную или духовную ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся обе стороны конфликта. Объектом конфликта, по сути дела, может выступать любой элемент материального мира и социальной реальности, способный служить предметом личных, групповых, общественных, государственных интересов. Чтобы стать объектом конфликта, этот элемент должен находиться на пересечении интересов различных социальных субъектов, которые стремятся к единоличному контролю над ним. Примеров таких ситуаций можно найти множество: от ссоры малышей из-за красивой игрушки до напряженности в отношениях двух государств из-за неурегулированности вопроса о принадлежности той или иной территории.Объект конфликта в конкретной системе отношений – это всегда некий дефицитный ресурс.
4. Объясните разницу между объектом и предметом конфликта? Та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон, называется объектом конфликта. В отличие от этого предметом конфликта являются те противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства. Следующее различие между объектом и предметом конфликта состоит в том, что объект конфликта может быть как явным, так и латентным (скрытым). Но предмет конфликта — противоречие между его оппонентами всегда проявляется отчетливо.
5. Как называется крайняя форма конфликта? В социально-трудовом конфликте – забастовка. Во внутриполитическом конфликте – восстание, путч. Во внешнеполитическом конфликте – война. Во внутриличностном конфликте – суицид. В межличностном конфликте – убийство.
6. Какие компоненты составляют структуру конфликта? объективные (внеличностные) и личностные. К объективным элементам конфликта относятся такие его составляющие, которые не зависят от воли и сознания человека, от его личностных качеств (психологических, нравственных, ценностных ориентации и т.д.). Такими элементами являются: • объект конфликта; • участники конфликта; • среда конфликта. Среди личностных элементов конфликта прежде всего следует назвать: (1) основные психологические доминанты поведения; (2) черты характера и типы личностей; (3) установки личности, образующие идеальный тип индивидуальности; (4) неадекватные оценки и восприятия; (5) манеры поведения; (6)этические ценности.
7. Что такое «среда конфликта»? В чем отличие микросреды конфликта от его макросреды? Среда — также объективный элемент конфликта. Она включает совокупность объективных условий конфликта и оказывает существенное влияние на причины его возникновения и всю динамику. С точки зрения уровней социальной системы различают микро- и макросреду конфликта. Микросреда конфликта — это совокупность условий взаимодействия людей, непосредственно влияющих на межличностный и межгрупповой конфликт. Масштаб быть в большей или меньшей степени мажорным или минорным, оптимистическим или пессимистическим и т.д. На макроуровне социальной системы, то есть на уровне всего общества, общественно-психологическая среда определяется господствующими в обществе настроениями, чувствами и эмоциями, которые проявляются на уровне больших социальных групп и всего народа.
8. Причина и повод конфликта. В общефилософском плане понятие «причина» означает явление, действие которого вызывает или производит какое-либо другое явление, которое называется следствием. В обществе, как и в природе, существует бесконечное множество причинно-следственных связей и зависимостей. И конфликты здесь не представляют исключения, они могут порождаться также самыми различными причинами: внешними и внутренними, всеобщими и единичными, материальными и идеальными, объективными и субъективными и т.д. Их классификация может проводиться по разным основаниям и не должна считаться законченной. Можно сгруппировать причины конфликтов следующим образом: (1) противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов; (2) объективные факторы возникновения конфликтов; ' (3) личностные факторы возникновения конфликтов. Необходимо отличать причину возникновения конфликта от его повода. Поводом конфликта служит явление, которое способствует его возникновению, но не определяет появление конфликта с необходимостью. В отличие от причины повод возникает случайно и может создаваться совершенно искусственно, как говорят, «на пустом месте». Причина же отражает закономерную связь вещей. Так, поводом к семейному конфликту может послужить недосоленное (пересоленное) блюдо, тогда как истинная причина может заключаться в отсутствии любви между супругами.
9. Каковы основные этапы динамики развития конфликта? Всякий конфликт в собственном смысле слова может быть представлен тремя этапами: начало, динамики конфликта складывается из следующих развитие, завершение. К собственно конфликту примыкают еще два периода: предконфликтный и послеконфликтный. Таким образом, общая схема периодов: (1) предконфликтная ситуация (латентный период); (2) открытый конфликт (собственно конфликт): • инцидент (начало конфликта), • эскалация (развитие) конфликта, • завершение конфликта; 1 (3) послеконфликтный период.
10. Что такое латентный (предконфликтный) период? Латентная стадия – это предтеча конфликта. Его еще нет, если действует только одна сторона, или участниками проводятся лишь мысленные операции (планирование поведения, обдумывание, прогнозирование развития конфликта). Это период накопления факторов и процессов, которые могут привести к конфликту. В предконфликтной ситуации будущие оппоненты конфликта еще не осознают в полной мере последствий уже наметившихся в действительности различий и даже противоречий интересов. пример. Рабочим предприятия длительное время не выплачивают зарплату. Администрация, как обычно, пытается найти объективные и, конечно, временные причины. До поры до времени к этим объяснениям прислушиваются, и работники надеются, что не сегодня-завтра зарплата будет выплачена. Конфликта еще нет, рабочие не бастуют, но он уже «вызревает» в виде негативного общественного мнения, отрицательных эмоций и все увеличивающейся готовности к открытой борьбе за свои права. Предконфликтная ситуация характеризуется, тем, что она создает реальную возможность конфликта. Но она может быть разрешена и «мирным», бесконфликтным путем, если условия, породившие ее, исчезнут сами по себе или будут «сняты» в результате осознания ситуации в качестве предконфликтной. Так, если рабочим выдадут зарплату, то исчезнет и причина конфликта. Осознание причин потенциального конфликта в предконфликтной ситуации может быть как адекватным (правильным), так и неадекватным. В последнем случае конфликт не может быть устранен окончательно, ибо истинные причины конфликта рано или поздно дадут о себе знать, а задержка с разрешением конфликта может только усилить его остроту. Действительно, если, например, девиантное поведение нового работника в организации вызывает на первых порах недоумение, то оно может быть объяснимо другими членами организации незнанием традиций и норм коллектива. И они могут определенное время надеяться, что поведение новичка в скором времени будет отвечать общепринятым нормам. Но если на самом деле это девиантное поведение вызвано эгоистическими интересами человека, несовместимыми с интересами других членов организации, то рано или поздно предконфликтная ситуация перерастет в конфликт.
11. Инцидент как этап развития открытого конфликта. Схема динамики конфликта (процесса его изменения) складывается из следующих периодов: 1. предконфликтная ситуация (латентный период); 2. открытый конфликт (собственно конфликт): • инцидент (начало конфликта), • эскалация (развитие) конфликта, • завершение конфликта; 1 3. послеконфликтный период. Если намечающиеся на предконфликтной стадии противоречия интересов разрешить не удается, рано или поздно предконфликтная ситуация переходит в открытый конфликт Инцидент — это тот случай, который инициирует открытое противоборство сторон. Т.е. переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство происходит в результате того или иного инцидента. Инцидент и повод не одно и то же. Повод — это то конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий Инцидент обнажает позиции сторон и делает явным деление на «своих» и «чужих», друзей и врагов, союзников и противников. Характеристики стадии: • «разведка», сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов • поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил • поскольку в инциденте противоборство носит локальный характер, весь потенциал участников конфликта еще не демонстрируется.
12. Какие метода анализа конфликта вы знаете Специализированными методами, обеспечивающими наиболее полную базу данных о конфликтном взаимодействии, его участниках, причинах и результатах, являются следующие. Структурно-функциональный метод способствует выявлению основных элементов конфликтного взаимодействия, определению роли каждого из них. Для структурного подхода характерно рассмотрение данного явления в статике, как находящегося в состоянии покоя. Поэтому структурно-функциональный анализ конфликта, учитывая динамичную, текучую природу этого социального явления, обязательно должен быть дополнен процессуально-динамическим методом, позволяющим углубить исследование конфликта. Оба этих метода, взаимно дополняя друг друга, углубляют понимание природы конфликта. Важнейшим инструментом процессуального анализа является определение основных этапов или стадий развития конфликта. Типологизация — еще один эффективный метод социально-психологического анализа. Исходя из философских категорий общего, особенного и единичного этот подход обеспечивает группировку, классификацию как видов конфликтных личностей, так и форм конфликтного взаимодействия. Библиотека Но все эти методы обеспечивают лишь объяснительную функцию науки. Кроме объяснительной, важной задачей научного исследования является также и прогнозирование, предвидение возможного будущего того или иного явления. Прогнозирование отличается от утопических фантазий тем, что опирается на результаты предварительного глубокого структурного, генетического и типологического анализа. Все указанные методы, как объяснительные, так и прогностические, подчинены решению практических задач предупреждения и регулирования конфликтов. Вместе с тем в современной конфликтологии совокупность приемов и средств разрешения конфликтов часто рассматривается в качестве особого разрешительного метода, или метода регулирования конфликта, который нацелен непосредственно на соответствующую практику.
13. Перечислите основные объективные факторы возникновения конфликта. объективные причины конфликта: • ограниченность ресурсов, подлежащих распределению; • взаимозависимость ответственности и заданий; • несогласованность целей разных групп работников; • плохие коммуникации; • нечеткое распределение прав и обязанностей; • некомпетентность, несоответствие занимаемой должности; • чрезмерная загруженность сотрудников, превышающая личные возможности; • неблагоприятный стиль руководства; • плохие условия труда; • инновации, нововведения на производстве; • недостаточная разработанность правовых норм и процедур; • слабая разработанность этических нормативов и отсутствие комитетов или комиссий по этике.
14. Какие причины возникновения конфликта можно отнести к личностным? Личностные причины конфликта связаны с наличием в любом конфликте личностных элементов. К ним относятся: основные психологические доминанты поведения личности; черты характера и типы личностей; установки личности, образующие идеальный тип индивидуальности; неадекватные оценки и восприятия; манеры поведения; этические ценности.
15. Кто может быть участниками конфликта? Какие социальные роли они выполняют? Субъектами (или сторонами) конфликта являются как частные, так и официальные лица (представители организаций и учреждений), как отдельные сотрудники, так и целые группы, способные создать конфликтную ситуацию. Степень участия сторон в конфликте может быть различна: от непосредственного воздействия до опосредованного воздействия на ход конфликта. Исходя из этого выделяют: основных участников, группы поддержки, других участников. Основные участники — это противодействующие стороны. Их интересы и цели несовместимы, и действия направлены друг против друга. Группы поддержки — участники конфликта, но играющие, скажем, второстепенную роль. Они могут: • влиять на ход конфликта и иметь свои интересы; • не преследовать корыстных интересов и не влиять на ход борьбы, содействовать развитию конфликта советами, помощью или другими средствами; • являться организаторами конфликта, планировать конфликт и его развитие. Они могут выступать как самостоятельные участники конфликтов (например, стачкомы). К другим участникам относятся посредники и судьи. Это строго нейтральные лица. Они стремятся предотвратить, остановить или разрешить конфликт.
16. В каких конфликтных ситуациях метода «избегания » оправдывает себя? Тактика ухода от конфликта, которую иногда называют методом избегания, — весьма популярный способ поведения в конфликтной ситуации. К ней нередко прибегают как участники конфликта, так и те, кто по своему должностному статусу должен выступать в роли посредника при его урегулировании. Суть этой тактики состоит в игнорировании конфликтной ситуации, отказе от признания ее существования, оставлении «сцены», на которой развертывается конфликт, самоустранении или физически или же в психологическом смысле. Эта тактика означает, что человек, оказавшийся в конфликтной ситуации, предпочитает не предпринимать никаких конструктивных шагов по ее разрешению или изменению. На первый взгляд может показаться, что эта тактики должна оцениваться только негативно. Но при более внимательном рассмотрении оказывается, что, как и всякий метод, эта линия поведения в конфликте имеет свои плюсы и минусы. Достоинства тактики ухода состоят в следующем: (1) она быстро осуществима, поскольку не требует изыскания ни интеллектуальных, ни материальных ресурсов. (2) кроме того, дает возможность отсрочить или даже предотвратить конфликт, содержание которого является несущественным с точки зрения стратегических целей данной организации или группы. Но есть в этой тактике и свои минусы. Так, при определенных условиях она может повести к эскалации конфликта, поскольку причина, его вызвавшая, тактикой избегания не преодолевается, а только консервируется. И если эта проблема реальна, существенна, то это затягивание может привести только к обострению, а не улаживанию конфликта. Тем не менее, несмотря на свои недостатки, эта тактика все же может быть применена при наличии ряда конкретных условий: (1) при небольшой значимости причин, породивших противоборство; если непосредственная причина, породившая конфликт, является лишь «верхушкой айсберга», лишь свидетельствует о наличии других глубинных предпосылок конфликта. Естественно, в этих условиях следует воздержаться от растраты сил на несущественные проблемы, сохранив их для решения других глубинных задач, когда они обнаружатся в полной мере; (2) при некоторых временных параметрах конфликта; если конфликт возник в такое время, когда нет возможности потратить его на урегулирование противоборства, поскольку существуют другие, более значимые с точки зрения целей организации неотложные проблемы; (3) при ограниченности имеющихся сведений о конфликте, отсутствии необходимой информации нужна дополнительная работа для сбора данных, которые обеспечили бы эффективное завершение конфликта; (4) при наличии у одной из конфликтующих сторон более мощных сил, которые в состоянии быстро и успешно разрешить конфликт. Так, опытный военачальник воздерживается от полномасштабного боя до подхода резервов и только после их прибытия начинает мощное наступление на противника. Именно такой тактики придерживался М.И. Кутузов во время Отечественной войны 1812 г.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 602. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |