Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Логистические операции и логистические функции




 

Одними из фундаментальных понятий логистики являются понятия логистических операций и функций.

 

Логистической операцией - называется любое элементарное действие (совокупность действий), приводящее к преобразованию параметров материальных и/или связанных с ними информационных, финансовых, сервисных потоков, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи администрирования или проектирования логистической системы.

 

К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести:

- погрузку;

- транспортировку;

- разгрузку;

- комплектацию;

- складирование;

- упаковку и другие операции.

 

Логистические операции с информационным потоком - это, как отмечалось, сбор, обработка и передача информации, соответствующей материальному потоку. Следует отметить, что издержки на выполнение логистических операций с информационными потоками составляют существенную часть логистических издержек.

 

Логистические операции объединенные в функциональные группы образуют такое понятие как логистическая функция.

 

Логистической функцией - называется обособленная совокупность логистических операций, выделенная с целью повышения эффективности, управления логистическим процессом и степени управляемости логистикой организации бизнеса.

 

Логистическая функция (совокупность объектов логистические операции) и ее основные виды:

1. Формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказание услуг, их развитие, корректировка, и рационализация.

2. Определение объемов и направлений материальных потоков

3.Очередной вид понятия логистическая функция это прогнозные оценки потребности в перевозках

4. Определение последовательности продвижения товаров через места складирования.

5. Развитие, размещение складского хозяйства.

6. Очередной вид понятия логистическая функция это управление запасами в сфере обращения

7. Осуществление перевозки, а также всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктам назначения.

8. Выполнение операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозки товаров.

9. Очередной вид понятия логистическая функция это управление складскими операциями.

 

12. Определение эмерджментности интегрально-логистической системы

Принцип эмерджентности. Чем крупнее логистическая система предприятия и чем больше различие в размерах между частью и целым, тем выше вероятность того, что свойства целого могут сильно отличаться от свойств частей. Возможно‚ несовпадение локальных оптимумов целей отдельных частей с глобальным оптимумом цели логистической системы предприятия. Любая логистическая система должна рассматриваться сначала на макроуровне, т.е. во взаимодействии с окружающей средой, а затем уже на микроуровне.

Сумма оптимальных решений, принимаемых сотрудниками отдельных структурных функциональных подразделений предприятия, не гарантирует оптимизации логистической системы предприятия и целом. Таким образом, эмерджентность (целостность) - это свойство логистической системы выполнять заданную целевую функцию, реализуемую только системой в целом, а не отдельными ее элементами.

 

13. Термин «концепция» означает способ понимания, трактовки объекта исследования, основную точку зрения по данному вопросу, руководящую идею для систематизированного освещения. Также -- ведущий замысел, методологические принципы, постулатную основу в научно-исследовательской разработке.

Используя это определение, логистическую концепцию для организаций бизнеса можно трактовать как парадигму (руководящую идею), как платформу поддержки бизнеса и инструментарий оптимизации ресурсов фирмы при управлении основными и сопутствующими потоками.

Возникновение и развитие логистических концепций тесно связано с эволюцией бизнеса в промышленно развитых странах.

Фундаментальными концепциями в логистике являются:

-- информационная;

-- маркетинговая;

-- интегральная.

Информационная концепция логистики появилась в конце 1960-х годов и тесно связана с развитием информационно-компьютерных технологий. Основная идея данной концепции заключается в том, чтобы сформулировать общую проблему управления материальным потоком некоторого бизнес-объекта (фирмы в целом или отдельной функциональной области: снабжения, производства, продаж) и одновременно синтезировать информационно-компьютерное обеспечение решения проблемы.

Теоретической основой информационной концепции является системный подход, который применяется как для моделирования самих объектов, так и для синтеза систем информационно-компьютерной поддержки. Основные стратегические решения состоят в том, чтобы автоматизировать тривиальные задачи и использовать информационно-компьютерную поддержку для решения более сложных оптимизационных логистических задач. При этом оптимизация всего процесса управления материальным потоком, как правило, не является целью внутри данной концепции.

С начала 1980-х годов и до настоящего времени при построении корпоративных ЛС часто применяется маркетинговая концепция. Маркетинговая концепция логистики4 акцентирует внимание менеджмента компании на организации логистического процесса в области распределения (дистрибьюции) для усиления позиций фирмы в конкурентной борьбе. Такая ЛС должна поддерживать стратегию конкуренции фирмы на рынке за счет принятия оптимальных решений в распределении, прогнозировании спроса на продукцию, интеграции логистических операций и функций физического распределения, определенной перестройки управления логистикой в компании.

В последние годы на Западе укоренилась и активно распространяется новая логистическая концепция, которую большинство исследователей называют интегральной или концепцией интегрированной логистики. Эта концепция по существу развивает маркетинговую, учитывая новые условия бизнеса на современном этапе:

1. Новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в конкурентных возможностях фирмы.

2. Перспективы интеграции между логистическими партнерами, новые организационные (структурные) отношения.

3. Новые технологические возможности, в частности, в области гибких производств и информационно-компьютерных технологий, контроля и управления во всех сферах производства и распределения продукции.

Концепция интегрированной логистики заключается в рассмотрении логистики в качестве некоего синтетического инструмента менеджмента, интегрированного материальным потоком для достижения целей бизнеса. Данная концепция отражает новое понимание бизнеса, где отдельные фирмы, организации, системы рассматриваются как центры логистической активности, прямо или косвенно связанные в единый интегральный процесс управления основными и сопутствующими потоками для наиболее полного и качественного удовлетворения спроса в соответствии с их специфическими потребностями и целями бизнеса.

 

14. Цель и задачи закупочной логистики
Основными функциями снабженческой логистики являются:планирование, регулирование, контроль;
Задачи:
1) Исследование и прогноз покупательского спроса.
2) Определение потребностей в материальных ресурсах.
3) Получение и оценка предложений о поставке продукции.
4) Выбор поставщиков.
5) Согласование цены и заключение договоров.
6) Оформление заказов.
7) Закупка материальных ресурсов.
8) Входной контроль и размещение ресурсов на складах предприятия.
9) Хранение и содержание материальных ресурсов.
10) Отпуск материальных ресурсов в цех.
11) Выполнение всех складских операций.
12) Организация учета и контроля за ходом выполнения договорных обязательств.
13) Оптимизация запасов по номенклатуре и ассортименту.
14)Учет затрат по управлению запасами

15. Прогнозирование материальных потоков

Основная задача логиста состоит в том, чтобы обеспечить оптимальное функционирование логистической инфраструктуры. Реализация этой задачи требует, в первую очередь, умения планировать материальные потоки, а прогнозирование потребности в материальных ресурсах является наиболее сложным этапом её решения.

Прогноз - предсказание стоимостного объема или количества единиц продукта, которые с известной вероятностью будут произведены, отгружены или проданы. Прогнозировать можно в натуральных или денежных единицах измерения, а объектом прогноза может быть конкретный продукт или потребитель. Типичным примером логистического прогноза является прогноз отправок какого – либо груза из распределительного центра на неделю или месяц.

Для эффективного планирования и координации производственных процессов нужны точные прогнозы. Задача прогнозирования – предсказать пространственные (где), ассортиментные (сколько и чего) и временные (когда) параметры спроса для планирования на их основе логистической деятельности.

Планирование и координация логистических операций требуют точной оценки будущего спроса на определенные продукты на конкретных рынках сбыта. Хотя прогнозирование не является точной наукой, но все большее число предприятий внедряет у себя интегрированный процесс прогнозирования, который строится на использовании многообразных источников информации, математических и статических методов, систем поддержки управленческих решений, а также на работе квалифицированных специалистов.

1. Метод наивного прогноза.

В этом случае прогнозируемый материальный поток принимается равным материальному потоку ближайшего временного периода.

2.Метод простого среднего.

Значение прогноза рассчитывается как среднее арифметическое материальных потоков за предшествующие периоды

3. Метод скользящего среднего.

Прогнозируемый материальный поток рассчитывается как среднее значение материальных потоков за несколько предыдущих периодов с учетом их значимости для прогноза.

Метод предполагает, что значения анализируемой величины в конце предшествующего периода имеют большое влияние на прогнозируемое значение и должны иметь больший вес, а сумма весов за прогнозируемый

период должна быть равна единице.

4.Метод регрессивного анализа.

Прогнозируемое значение материального потока рассчитывается как значение математической функции, наиболее точно описывающей изменение значений материального потока за несколько предыдущих периодов.

16. Сущность производственной логистики
Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики.
Напомним содержание термина «производство». общественное производство подразделяется на материальное и нематериальное. Производственная логистика рассматривает процессы, происходящие в сфере материального производства.
Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающие такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и др. Характерная черта объектов изучения в производственной логистике — их территориальная компактность. В литературе их иногда называют «островными объектами логистики».
Материальные услуги по транспортировке грузов могут являться объектом как производственной логистики, в случае использования собственного транспорта для внутрипроизводственного перемещения грузов, так и транспортной, если используется транспорт общего пользования.
Логистические системы, рассматриваемые производственной логистикой, носят название внутрипроизводственных логистических систем. К ним можно отнести: промышленное предприятие; оптовое предприятие, имеющее складские сооружения; узловую грузовую станцию; узловой морской порт и др.
Внутрипроизводственные логистические
системы можно рассматривать на макро- и на микроуровне.
На макроуровне внутрипроизводственные логистические системы выступают в качестве элементов макрологистических систем. Они задают ритм работы этих систем, являются источниками материальных потоков. Возможность адаптации макрологистических систем к изменениям окружающей среды в существенной степени определяется способностью входящих в них внутрипроизводственных логистических систем быстро менять качественный и количественный состав выходного материального потока, т. е. ассортимент и количество выпускаемой продукции.
Качественная гибкость внутрипроизводственных логистических систем может обеспечиваться за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производства.
Количественная гибкость также обеспечивается различными способами. Например, на некоторых предприятиях Японии основной персонал составляет не более 20% от максимальной численности работающих. Остальные 80% — временные работники. Причем до 50% от числа временных работников составляют женщины и пенсионеры. Таким образом, при численности персонала в 200 человек предприятие в любой момент может поставить на выполнение заказа до 1000 человек. Резерв рабочей силы дополняется адекватным резервом оборудования.
На микроуровне внутрипроизводственные логистические системы представляют собой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Эти подсистемы: закупка, склады, запасы, обслуживание производства, транспорт, информация, сбыт и кадры, обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы. В соответствии с концепцией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия.

17. Материальный поток и его измерители

Материальный поток- это отнесенная к временному интервалу совокупность товара-материальных ценностей, рассматриваемых в процессе приложения различных логистических операций: транспортировки, складирование и др. и технологических: механообработка, сборка и др., находящихся в процессе перемещения от источника до потребителя.

Может быть элементарный и интегральный. Например, перевозка бензина определенной марки– элементарный поток. Перевозка нефтепродуктов– интегральный поток. Интегральный поток– это множество элементарных потоков.

Выделяют следующие основные параметры материальных потоков:
1)скорость
2)начальная, конечная и промежуточные точки движения
3)траектория
4)плотность
5)интенсивность
6)мощность

Принято классифицировать материальные потоки по ряду признаков по:
1)отношению к логистической системе
2)составу объектов движения
3)характеру движения

Материальный поток характеризуют следующие признаки:
1)номенклатура продукции
2)пункты зарождения потребления и промежуточные пункты
3)наличие и величина запасов в этих пунктах
4)способы перемещения.

Измерителями материального потока являются: масса груза или количество мест, объем, род груза; расстояние транспортировки (километры, мили); направление движения (место отправления, место назначения); партионность– масса или количество мест груза, подлежащих отправке за один раз, на одном транспортном средстве, в одном направлении.

18.Классификация материальных потоков
Материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций. При этом ключевую роль в их управлении играют следующие предприятия и организации: транспортные предприятия и экспедиторские компании; предприятия оптовой торговли; посреднические организации; предприятия-изготовители (склады сырья и готовой продукции, на которых выполняются разнообразные логистические операции).
Материальные потоки можно классифицировать по нескольким признакам:                                                                                По первому признакуотношению к логистической системе – материальные потоки делятся на внешний, внутренний, входной и выходной. Внешний поток протекает во внешней для предприятия среде. При этом имеются в виду не все потоки, а лишь те, которые имеют к данной организации какое-либо отношение. Например, внешним будет поток сырья для перерабатывающего предприятия, пока он не доставлен на его склад. При поступлении на склад и движении в рамках предприятия он будет являться внутренним для данного предприятия. При входе на предприятие он будет называться входящим, а после переработки и поставки со склада готовой продукции – выходящим.
Второй признак классификации – количественный. По этому признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, средние и мелкие. Массовым считается поток при его транспортировке несколькими транспортными средствами, например железнодорожный состав, несколько десятков автомашин; крупные потоки – несколько вагонов, машин; средние – одиночные вагоны, автомобили; мелкие – количество груза, недостаточное для загрузки одного транспортного средства.
По удельному весу материальные потоки делят на тяжеловесные, легковесные
По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки навалочных, наливных и генеральных грузов.

19.Распределительная логистика
Распределительная логистика – это управление транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, которые осуществляются в процессе доведения готовой продукции до потребителя согласно интересам и требованиям последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации. Ее также называют маркетинговой или сбытовой логистикой. Целесообразно все же использовать термин «распределительная логистика», так как он наиболее точно отражает наличие в логистической системе руководящих влияний при доведении готовой продукции до конечного потребителя.

20.Сущность и роль товарно-материальных запасов в логистике
Товарно-материальные запасы играют в логистике очень важную роль ,потому ,что товарно-материальный запас — это запас какого-либо ресурса или предметов, используемых в организации. Система управления товарно-материальными запасами — это совокупность правил и способов регулирования» с помощью которых можно контролировать уровни запасов и определять, какие уровни нужно поддерживать, какой запас следует пополнять и каким должен быть объем заказа.
Принято считать, что в производственный запас включаются предметы, которые становятся частью выпускаемой продукции предприятия (или вносят тот или иной вклад в производство продукции). Производственные запасы, как правило, подразделяют на следующие составляющие.
— сырье
— готовая (конечная) продукция;
— комплектующие;

21.Виды материальных запасов
Производственные – запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей сферы материального производства, предназначенные для производственного потребления. Цель создания производственных запасов – обеспечить бесперебойность производственного процесса.
Товарные
— запасы готовой продукции у предприятий изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, то есть на предприятиях-посредниках. Запасы товарные подразделяются, в свою очередь, на запасы средств производства (например, готовый металлопрокат на складах службы сбыта металлургического комбината) и предметов потребления (например, запаса готовой обучи на складе готовой продукции обувной фабрики).Как производственные, так и товарные запасы могут быть текущими, страховыми и сезонными.
Текущие запасы — предназначены для обеспечения непрерывности производственного или торгового процессов между очередными поставками.
Резервные (страховые или «буферные»)– предназначены для непрерывного обеспечения материалами или товарами производственного и торгового процессов в случаях непредвиденных обстоятельств .

22. Определение оптимального размера партии поставки

 

  Запасы играют как положительную, так и отрицательную роль в деятельности логистической системы. Положительная роль заключается в том, что они обеспечивают непрерывность процессов производства и сбыта продукции, являясь своеобразным буфером, сглаживающим непредвиденные колебания спроса, нарушения сроков поставки ресурсов, повышают надежность логистического менеджмента. Негативной стороной создания запасов является то, что в них иммобилизуются значительные финансовые средства, которые могли бы быть использованы предприятиями на другие цели, например. Инвестиции в новые технологии, исследование рынка, улучшение экономических показателей деятельности предприятия. Кроме того, большие уровни запасов готовой продукции препятствует улучшению ее качества, так как предприятие, прежде всего, заинтересовано в реализации уже имеющейся продукции до вложения инвестиций в повышение ее качества. Исходя из этого, возникает проблема обеспечения непрерывности логистических и технологических процессов при минимальном уровне затрат, связанных с формированием и управлением различными видами запасов в логистической системе. Один из методов эффективного управления запасами – определение оптимальных партий поставок груза, который позволяет оптимизировать расходы на транспортировку, хранение груза, а также избежать избытка или недостатка груза на складе. Оптимальный размер партии поставки q определяется по критерию минимума затрат на транспортировку продукции и хранение запасов. Величина суммарных затрат рассчитывается по формуле : C=Cтр+Схр где Cтр – затраты на транспортировку за расчетный период (год), у.е; Схр – затраты на хранение запаса за расчетный период (год), у.е. Величина Cтр определяется по формуле: Cтр=n·cтр где n – количество партий, доставляемых за расчетный период, cтр – тариф на перевозку одной партии, у.е/партия. Затраты на хранение определяются по формуле (3.4): Схр=qср·схр где qср – средняя величина запаса (в тоннах), которая определяется из предположения, что новая партия завозится после того, как предыдущая полностью израсходована. В этом случае средняя величина рассчитывается по следующей формуле: qср=q/2 Подставим выражения Стр и Схр в формулу Функция общих затрат C имеет минимум в точке, где ее первая производная по q равна нулю, т.е. Решив уравнение относительно q получим оптимальный размер партии поставки: q = корень из 2Qcтр / схр

 

23.Цель и задачи транспортной логистики
Транспортная логистика- это управление материальными потоками в процессе движения товаров, которая заключается в перемещении продукции транспортными средствами по определенной технологии в цепи поставок и состоящая из логистических операций и функций включая экспедирование, грузопереработку, упаковку, передачу прав собственности на груз, страхование рисков, таможенные процедуры и т. п.
Оптимальным считается маршрут, по которому возможно доставить логистический объект, в кратчайшие сроки (или предусмотренные сроки) с минимальными затратами, а также с минимальным вредом для объекта доставки.
Задачи транспортной логистики:
>>определение вида транспорта;
>>определение типа транспортного средства;
>>выбор поставщика транспортных услуг;
>>совместное планирование транспортного и складского процессов;
>>согласование транспортных и погрузочных работ;
>>мультимодальные перевозки ;
>>определение рациональных маршрутов доставки грузов;
>>определение суммарных расходов доставки груза.
Основная цель транспортной логистики:
>>Использование по максимуму грузоподъемности подвижного состава и организация поставок без складов.
>>Соответствие транспортной партии груза единицам заказа, отправки и складирования.
>>Стандартная тара.
>>Концентрация грузопотоков на отдельных каналах распределения товаров.
>>Доставка грузов точно в срок на основе единого транспортно-производственного процесса.

 

24 Выбор транспортного средства и тары для транспортировки продукции.
На выбор транспортных средств влияют:
1. Характер груза (вес, объем, консистенция)
2. Количество отправляемых партий
3. Местонахождение пункта назначения (с учетом климата, сезонных хар-к)
4. Расстояние, на которое перевозится груз
5. Ценность груза - около 70% дорогостоящих грузов перевозят коммерческие фирмы.
6. Близость расположения точки доставки груза к жд сети или автомагистрали
7. Сохранность груза
8. Риск для груза, невыполнение срока доставки
Факторы, влияющие на выбор транспорта:
1. Время доставки
2. частота отправлены грузов
3. Надежность соблюдения графика доставки (60% убытка несем по просрочкам)
4. Способность перевозить разные грузы
5. Способность доставлять груз в любую точку РФ
6. Стоимость перевозки
В последнее время обращается особое внимание на формирование сквозного тарифа, который оплачивает 1 раз грузовладелец в пункте отправки. В этот тариф включены все логистические затраты.
Критерии:
1. Скорость доставки
2. Работа по графику (частота отправок)
3. Надежность доставки в обусловленное время
4. Перевозочная способность - способность перевозить разные грузы
5. Доступность, возможность обслуживания разных географических точек                                                                                    Тара–специальное изделие для размещения продукции.
Транспортная тара – самостоятельная транспортная единица или часть укрупненной транспортной единицы, применяется для упаковывания товаров и изделий, предварительно уложенных в потребительскую, групповую тару или без первичной упаковки. Применяется при транспортировке грузов различными видами транспорта и защищает их от повреждений при хранении, погрузочно-разгрузочных работах и перевозке.
Транспортная тара должна обеспечивать:
– сохранность груза при перевозке;
– механизацию ПРР;
– максимальное использование вместимости подвижного состава.
При эксплуатации тары необходимо выполнять ряд требований:
– тару следует загружать не более номинальной массы брутто;
– способ загрузки тары должен исключать появление остаточных деформаций тары;
– груз в открытой таре должен находиться ниже уровня ее бортов;
– откидывающиеся стенки тары должны быть в закрытом положении.
Существуют следующие виды транспортной тары:                                                                                                                                                                                                                                                           ящики,                                                                                                                                                                                                                                                                     бочки,                                                                                                                                                                                                                                                                     мешки ,                                                                                                                                                                                                                                                                    канистры,                                                                                                                                                                                                                               фляги и др.
Транспортную тару можно классифицировать по следующим признакам:
· По размерам:
а) крупногабаритная – тара, размеры которой превышают 1200×1000×1200 мм;
б) малогабаритная – тара, размеры которой не превышают 1200×1000×1200 мм.
· По количеству затаренного места:
а) индивидуальная – тара, предназначенная для каждой единицы продукции;
б) групповая – тара, предназначенная для нескольких единиц продукции.
· По степени жесткости конструкции:
а) жесткая – тара, не меняющая форму и размеры при ее заполнении;
б) полужесткая – тара, сохраняющая свою первоначальную форму при небольших механических нагрузках, тогда как часть нагрузки воспринимается самим грузом;
в) мягкая – тара, формы и размеры которой меняются при ее заполнении.
· По материалу изготовления:
а) тара, изготовленная из одного материала (деревянная, тканевая, картонная, металлическая и др.);
б) комбинированная – изготовленная из двух или более различных материалов.
· По прочности:
а) прочная – тара, нечувствительная к воздействию динамических нагрузок;
б) хрупкая – тара, чувствительная к воздействию динамических нагрузок.
· По способности к штабелированию:
а) штабелируемая – тара, конструкция и прочностные показатели которой позволяют укладывать ее в устойчивый штабель;
б) нештабелируемая – тара, конструкция и прочностные показатели которой не позволяют укладывать ее в штабель.
· По замкнутости объема:
а) закрытая – тара, конструкция которой предусматривает применение крышки или другого вида затвора;
б) открытая – тара, имеющая незамкнутый объем.
· По герметичности:
а) герметичная – тара, конструкция которой обеспечивает непроницаемость газов, паров и жидкостей;
б) негерметичная – тара, конструкция которой не обеспечивает непроницаемость газов, паров и жидкостей.
· По отношению к стоимости груза:
а) залоговая – тара, принадлежащая промышленным предприятиям, стоимость которой входит в стоимость грузов;
б) инвентарная – тара, принадлежащая конкретному предприятию и подлежащая возврату данному предприятию.
· По обороту тары:
а) разовая – тара, предназначенная для однократного использования;
б) возвратная – тара, бывшая в употреблении, которая подлежит возврату и использованию повторно;
в) многооборотная* – тара, прочностные показатели которой рассчитаны на ее многократное применение.
· По конструктивным особенностям:
а) неразборная – тара, конструкция которой не позволяет разобрать ее на отдельные части;
б) разборно-складная – тара, сочетающая в себе конструктивные особенности разборной и складной тары;
в) складная – тара, конструкция и свойства которой позволяют сложить ее без нарушения сочленения элементов и вновь придать таре первоначальную форму;
г) разборная – тара, конструкция которой позволяет разобрать ее на отдельные части и вновь собрать, соединив сочленяющиеся элементы

25.Виды транспортировки. Преимущества и недостатки различных видов транспорта
Виды:
1) унимодальную (одновидовую). Применяется, когда заданы начальный и конечный пункты транспортировки без промежуточных операций складирования или грузопереработки
2) смешанную. Осуществляется обычно двумя видами тра-та. Первым видом тра-рта груз доставляется в пункт перевалки (грузовой терминал) без хранения или с кратковременным хранением с последующей перегрузкой на другой вид транспорта. Примером является обслуживание автотранспортными предприятиями ж/д станций или морских портов;
3) комбинированную (более чем два вида транспорта). Смешанную и комбинированную перевозки отличают наличие нескольких транспортных документов, отсутствие единой тарифной ставки, последовательная схема взаимодействия участников транспортного процесса. Каждый перевозчик производит расчёты с грузовладельцем и несёт материальную ответственность за сохранность груза только на соответствующем участке маршрута;
4) интермодальную, при которой грузовладелец заключает договор на весь путь следования с одним лицом (оператором). Оператором может выступить, например, экспедиторская фирма, которая освобождает грузовладельца от необходимости вступать в договорные отношения с другими транспортными предприятиями. Перевозка осуществляется по одному транспортному документу с применением единой фрахтовой ставки;
5) мультимодальную, где один из видов транспорта выступает в роли перевозчика, а взаимодействующие виды – как клиенты, оплачивающие его услуги
Железнодорожный(+) Надежность и сравнительно высокая скорость доставки грузов и пассажиров, независимость от погодных условий, регулярность, массовость, универсальность(-)нет
Речной (+) Высокая провозная способность и низкие затраты на организацию перевозок
          (-)Дальность перевозок из-за извилистости рек, относительно небольшая скорость движения, сезонность работы, низкая загруженность судов из-за неравномерности глубин
Автомобильный (+) Высокая проходимость и большая маневренность, высокая скорость доставки грузов и пассажиров, рациональность перевозок на любые расстояния, обеспечение необходимой частоты движения и размещения автомобильных дорог во всех зонах страны
                          (-) Относительно дорогой вид сухопутного транспорта, более низкая по сравнению с другими видами транспорта производительность труда
Морской (+)Использование естественных путей сообщения большой протяженности, неограниченная пропускная способность морских путей
             (-)Потребность в дорогих портовых сооружениях, высокая доля расходов на начальные и конечные операции, зависимость от погодных условий
Трубопроводный (+)Возможность повсеместной прокладки трубопроводов, высокая пропускная способность, низкая себестоимость транспортировки, малочисленность обслуживающего персонала, независимость от природно-климатических условий, непрерывность процесса транспортировки
                           (-)Узкоспециализированность в транспортировке грузов, загрязнение окружающей среды.
Воздушный  (+)Меньшая протяженность воздушных трасс, большая беспосадочная дальность полета, высокая скорость доставки грузов и пассажиров.
                  (-)Зависимость полетов от метеоусловий, высокая стоимость перевозок

26.Оптимизация логистических расходов на транспорте. Постоянные и переменные издержки
В транспортной отрасли этого можно добиться только в случае рационального и экономического отношения к масштабности перевозки грузов и протяженности перевозок. Экономить за счет масштабности перевозки можно потому, что при перевозке большой партии товара значительно уменьшаются транспортные затраты на одну единицу веса перевозимого груза. Это относится к железнодорожному и водному транспорту. Перемещение груза с их помощью обходится намного дешевле, чем с помощью не столь мощного автомобильного и воздушного транспорта. Экономия за счет больших масштабов перемещаемого груза появляется по тому, что постоянная составляющая транспортных затрат равномерно распределяется на весь груз. Чем больший вес имеет груз, тем меньшие затраты приходятся на одну единицу его веса. В состав постоянных затрат включаются расходы административного характера.
Они связаны с затратами на обработку транспортных документов, затратами на оформление различного рода финансовых документов, а также с расходами эксплуатационного характера. Подобные издержки носят постоянный характер потому, что на их величину не влияет количество и вес груза. Значительную экономию можно получить за счет применения принципа убывания.
Постоянные издержки связаны с самим существованием производственного оборудования фирмы и должны быть поэтому оплачены, даже если фирма ничего не производит. Фирма может избежать издержек, связанных с ее постоянными факторами производства, только полностью прекратив свою деятельность. Постоянные издержки, которых нельзя избежать даже при прекращении деятельности, называются невозвратными издержками. Затраты на аренду помещения для офиса фирмы относятся к постоянным издержкам, которые не являются невозвратными, так как фирма может избежать этих затрат, прекратив свою деятельность. Но если фирма временно закрывается, она может уклониться от оплаты за любой переменный фактор производства.
Переменные издержки- это издержки, которые зависят от объема выпуска продукции фирмы. Они представляют собой издержки переменных факторов производства фирмы. К ним относятся затраты на сырье, топливо, энергию, транспортные услуги и т.д. Большая часть переменных издержек, как правило, приходится на затраты труда и материалов. Так как затраты переменных факторов увеличиваются по мере роста выпуска продукции, то и переменные издержки растут с ростом выпуска.

27. Складская логистика. Роль и место складирования в логистической системе
Склад – это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю. Основное назначение склада – концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей.
Склады различаются:
1) по размерам: от небольших помещений, общей площадью в несколько сотен квадратных метров, до складов-гигантов, покрывающих площади в сотни тысяч квадратных метров;
2) по высоте укладки грузов: в одних груз хранится не выше человеческого роста, в других необходимы специальные устройства, способные поднять и точно уложить груз в ячейку на высоте 24 м и более;
3) по конструкции: могут размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вообще вне помещений на специально оборудованных площадках, в так называемых открытых складах;
4) по необходимости создавать и поддерживать специальный режим, например температуру, влажность;
5) по количеству пользователей: склад может предназначаться для хранения товаров одного предприятия (индивидуальное пользование), а может, на условиях лизинга, сдаваться в аренду физическим или юридическим лицам (коллективное пользование или склад-отель);
6) по степени механизации складских операций: немеханизированные, .механизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические;
7) по возможностям доставки и вывоза груза с помощью железнодорожного или водного транспорта: пристанционные или портовые склады (расположенные на территории железнодорожной станции или порта), прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов) и глубинные. Для того чтобы доставить груз от станции, пристани или порта в глубинный склад, необходимо воспользоваться автомобильным или другим видом транспорта;
8) по широте ассортимента хранимого груза: специализированные склады, склады со смешанным или с универсальным ассортиментом;
9) по месту в процессе движения МП от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции:


а) склады на участке движения продукции производственно-технического назначения:
· склады готовой продукции предприятий-изготовителей,
· склады сырья и исходных материалов,
· склады сферы обращения продукции производственно-технического назначения;
б) склады на участке движения товаров народного потребления:
· склады предприятий оптовой торговли товарами народного потребления, находящиеся в местах производства этих изделий – выходные оптовые базы,
· склады, находящиеся в местах их потребления – торговые оптовые базы.


К основным функциям склада относят следующие.
1. Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом. Особое значение данная функция приобретает в распределительной логистике, где торговый ассортимент включает огромный перечень товаров различных производителей, отличающихся функционально, по конструктивности, размеру, форме, цвету и т.д. Создание нужного ассортимента на складе содействует эффективному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок и в том объеме, который требуется клиенту.
2. Складирование и хранение позволяет выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением и дает возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых товарных запасов.
3. Преобразование материальных потоков: расформирование одних грузовых партий или грузовых единиц и формирование других, распаковка грузов, комплектование новых грузовых единиц, их упаковка, затаривание.
4. Унитизация и транспортировка грузов. Многие потребители заказывают со складов партии «меньше чем вагон» или «меньше чем трейлер», что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять функцию объединения (унитизации небольших партий грузов для нескольких клиентов, до полной загрузки транспортного средства) небольших партий грузов для нескольких клиентов, до полной загрузки транспортного средства
5. Предоставление услуг. Очевидным аспектом этой функции является оказание клиентам различных услуг, обеспечивающих фирме высокий уровень обслуживания потребителей, например:
· подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т.д.);
· проверка функционирования приборов и оборудования, монтаж;
· придание продукции товарного вида, предварительная обработка (например, древесины);
· транспортно-экспедиционные услуги и т. д.

28.Классификация складов, основные функции складов .

(можно что-нибудь добавить из вопроса 27,потому что смысл ответа практически один и тот же)
Продовольственные склады классифицируют по ряду следующих признаков:
-месту нахождения в процессе товародвижения; характеру выполняемых операций
-товарной специализации
-техническому признаку (признаку материально-технической базы)
-размерам
-формам использования (управления)
К другим признакам
классификации складовтакже относят:
-этажность и высоту помещений
-степень механизации и автоматизации процессов
-транспортные условия и др.
В различных логистических процессах склады выполняют следующие функции: временное размещение и хранение материальных запасов, преобразование материальных потоков, обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания.

29. Основные функциональные зоны склада

Основные цели организации складского пространства таковы:

  • максимальное увеличение скорости комплектации заявок;
  • создание условий для «экспресс – оценки», т. е. «на глазок», наличия «зависших» и/или недостающих товарных позиций;
  • упрощение и ускорение инвентаризации склада;
  • обеспечение сохранности товара.

Исходя из перечисленных целей, в складском пространстве следует выделить следующие функциональные зоны: зону хранения, зону комплектации (часто она же и зона отгрузки), рабочую зону, зону «штучного» товара, зону «брака», резервную зону, зону приемки товара из автомобильного транспорта, зону приемки из железнодорожного транспорта, зону отгрузки. Последняя, по предлагаемой технологии, частично, или полностью, может совпадать с зоной комплектации. Рабочая зона располагается, преимущественно, не выше второго этажа стеллажей, считая с «нулевого». Только наиболее малые, по объемам продаж, позиции находятся выше второго «этажа» стеллажей.

Зона хранения и рабочая зона разделяются в соответствии с количеством ассортиментных групп, размеры зон определяются числом ассортиментных позиций в каждой ассортиментной группе и объемами продаж каждой ассортиментной позиции, измеренными в «поддономестах».

Желательно, чтобы зона комплектации была физически отграничена от зоны хранения и рабочей зоны.

Для увеличения емкости склада используются трех - четырехэтажные, с учетом «нулевого» этажа, стеллажи. Стеллажи располагаются таким образом, чтобы затраты времени на перемещение товара внутри склада были минимальными.

Назначение функциональных зон склада следующее.

Зона разгрузки – в этой зоне разгружают прибывший товар. Основные требования к данной зоне: наличие оборудования, позволяющего максимально ускорить разгрузку транспортного средства, возможность обеспечения сохранности товара в процессе разгрузки, защищенность от неблагоприятных погодных и климатических условий.

Зона приемки – в этой зоне производят приемку товара, поступающего от поставщиков. Основные требования к данной зоне: удобство работы персонала (необходимая площадь и оборудование), осуществляющего приемку товара, максимальная близость к зоне разгрузки.

Зона хранения – в этой зоне товар хранится. Товар попадает в зону хранения только из зоны приемки или из резервной зоны. «Уходит» товар из зоны хранения только в рабочую зону. Основные требования к данной зоне: обеспечение сохранности товара, необходимая емкость.

Рабочая зона – из этой зоны комплектовщики отбирают товар. Основные требования к данной зоне: максимальная доступность для комплектовщиков, желательно, чтобы емкость зоны обеспечивала один день работы. Рабочая зона ни в коем случае не должна располагаться выше второго «этажа» стеллажей. Проходы между стеллажами должны быть всегда свободными и позволять перемещение комплектовщика на погрузчике или с ручной тележкой.

Зона комплектации – в этой зоне комплектуются заявки в целом и передаются клиентам и/или перемещаются в зону отгрузки. Основные требования к данной зоне: удобство работы персонала и клиентов (необходимая площадь и оборудование).

Зона отгрузки – из этой зоны отгружают скомплектованные заявки, т. е. перемещают их в транспортное средство. Основные требования к данной зоне: удобство работы персонала и/или клиентов (необходимая площадь и оборудование).

Резервная зона – предназначена для двух целей: хранения впервые поступивших товарных позиций, темпы продаж которых еще не определены и места которым еще не выделены на карте склада, а также для хранения частей партий позиций, прибывших в большем, чем обычно, количестве или ранее запланированного срока. Основные требования к данной зоне: необходимая емкость.

Зона хранения брака – в этой зоне хранится бракованный товар. Основные требования к данной зоне: необходимая емкость и удобство работы персонала.

Зоны разгрузки и приемки, а также зоны комплектации и отгрузки могут быть объединены друг с другом.

Как правило, «раздербаненых» коробок много. Необходимо сократить их число. Один из вариантов – «подтасовка» заявок таким образом, чтобы «штучные» позиции отгружались в каждый цикл комплектации-отгрузки целыми коробками. Одному клиенту на пачку больше, другому – меньше... Хитрость невелика.

30. Понятие, цель и задачи информационной логистики.                                                                                                                                            Информационная логистика - это наука о реализации методов сбора, обработки, хранения и распределения информации в производственно - хозяйственных системах и их окружении (на основе логистических правил) Цель информационной логистики определяется общей целью логистики, т. е. ее шестью правилами: нужный продукт, в нужном месте, в нужное время, в необходимом количестве и необходимого качества, с минимальными затратами. Очевидно, что для выполнения этих правил в нужном месте, в нужное время должна оказаться и нужная информация. Количество и качество этой информации должно отвечать предъявляемым требованиям, затраты, связанные с ее продвижением. Таким образом, целью информационной логистики является наличие: - нужной информации (для управления материальным потоком); - в нужном месте; - в нужное время; - необходимого содержания (для лица принимающего решение); - с минимальными затратами. Средства информационной логистики должны позволять планировать материальные потоки, управлять ими и контролировать их. Следовательно, основными задачами информационной логистики являются: - планирование логистических потребностей; - анализ решений, связанных с продвижением материальных потоков; - управленческий контроль логистических процессов; - интеграция участников логистической цепочки. Ученые разных стран сходятся во мнении, что современное развитие логистика получила в основном благодаря появлению и развитию средств передачи и обработки данных. Одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока.

31.Общая характеристика логистической информации, ее роль в товародвижении.
Информационная логистика является областью логистики, благодаря которой возможно поддержание взаимосвязи между отдельными звеньями логистической цепи, создание единых баз данных, информационных систем и совершенствование системы товародвижения, позволяющих снижать издержки производства и обращения.
Информация играет большую роль в товародвижении т.к она делает материальный поток прозрачным ,показываю все его аспекты .

Принципы формирования логистической информации

Для того чтобы логистическая информация адекватно отвечала требованиям логистических систем и эффективно поддерживала процесс управления и оперативного контроля, она должна опираться на соответствующие принципы, заложенные в основу ее формирования:

· доступность;

· точность;

· своевременность;

· оперативность реагирования на сбои и отклонения;

· гибкость;

· наглядность.

Резюмируя вышесказанное, следует сказать, что в логистике информация является одним из ключевых факторов сохранения конкурентоспособ- ности. Сегодня для этого мало просто иметь логистическую информационную систему. Конкурентоспособность в настоящем и в будущем обеспечит лишь такая информационная система, которая способна предоставить информационную поддержку не только базовых логистических операций, но и управленческого контроля, анализа оперативных решений и стратегического планирования. В правильно организованной ЛИС информация должна быть легкодоступной, точной и своевременной. К тому же система должна оперативно реагировать на сбои, быть гибкой и выдавать информацию в удобной для пользования (наглядной) форме.

 

 

32.Понятие логистического сервиса

Под логистическим сервисом понимается совокупность нематериальных логистических операций, обеспечивающих максимальное удовлетворение спроса потребителей в процессе управления материальными и информационными потоками, наиболее оптимальным, с точки зрения затрат, способом. Другими словами, логистический сервис представляет собой управление потоками услуг. Осуществляется логистический сервис либо самим поставщиком, либо экспедиторской фирмой, специализирующейся в области логистического обслуживания.

Объектом логистического сервиса являются различные потребители материального потока.

Все работы в области логистического обслуживания можно разделить на, три основные группы:

  • предпродажные, т. е. работы по формированию системы логистического обслуживания. До начала процесса реализации, работа в области логистического сервиса включает в себя, в основном, определение политики фирмы в сфере оказания услуг, а также их планирование;
  • работы по оказанию логистических услуг, осуществляемые в процессе продажи товаров. Например: наличие товарных запасов на складе; исполнение заказа, в том числе подбор ассортимента, упаковка, формирование грузовых единиц и другие операции; обеспечение надежности доставки; предоставление информации о прохождении грузов;
  • послепродажный логистический сервис. Например: гарантийное обслуживание, обязательства по рассмотрению претензий покупателей, обмен и т. д.

· 33.Критерии качества логистического обслуживания

Для оценки качества логистического обслуживания применяются следующие критерии:
-гибкость поставки;
-надежность поставки;
-длительность выполнения заказа.
Гибкость поставки характеризует степень удовлетворения пожелании клиента об изменении первоначальных условий поставки без нарушения согласованного срока выполнения заказа. Сюда относят возможность изменения формы или способа передачи заказа, вида тары и упаковки по сравнению с установленными в рамках спецификации заказа и др.
Надежность поставки определяет способность поставщика соблюдать обусловленные договором сроки выполнения заказа. Существенным фактором, влияющим на надежность поставки, является наличие предусмотренных договором обязательств (гарантий), в силу которых поставщик несет ответственность за нарушение сроков поставки.
Длительность выполнения заказа характеризует календарный период с момента получения заказа до поставки партии товаров потребителю. Длительность выполнения заказа включает в себя время оформления заказа, изготовления (если заказанные товары отсутствуют на складе), упаковки, отгрузки и доставки потребителю.

34.Управление в логистических системах
Управление логистической системой выражается в осуществлении определенных действий, направленных на достижение поставленных целей. В рамках логистической системы традиционные функции управления находят следующее выражение.
- Прогнозирование
- Планирование
- Организация
- Регулирование
- Мотивация
- Координация
- Учет










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 192.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...