Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Цветная Триодь. Ее содержание и происхождение




Цветная Триодь охватывает период от первого дня Пасхи до Недели Всех святых, т.е. 50 дней, отсюда и ее греческое название «Пентикостарион» (Пятидесятница).

Название же Триоди «Цветная» объясняется тем, что начало употребления ее совпадает с началом весны – временем цветов, которые могут служить прекрасным символом для обозначения духовной красоты и изящества самих песнопений Цветной Триоди.

По своему построению эта Триодь подобна Постной Триоди. Содержание Цветной Триоди в основном посвящено: Воскресению, Вознесению Господню и сошествию Святого Духа на апостолов. Все дни от Пасхи до Пятидесятницы (период пения Цветной Триоди) можно разделить на три отрезка времени:

1) Пасхальная седмица;

2) от недели апостола Фомы до отдания Пасхи;

3) от отдания Пасхи до недели Всех святых.

Песнопения Цветной Триоди, так же как и Триоди Постной, составлены святыми отцами, отдельные имена которых остались неизвестными. Многие песнопения Цветной Триоди принадлежат святому Иоанну Дамаскину, в том числе и одно из самых возвышенных и вдохновенных его творений – канон на Святую Пасху.

После «непорочных», воскресных тропарей и малой ектеньи – полиелей и величание праздника. Степенна 4-го гласа, 1-й антифон. Прокимен и Евангелие праздника. После Евангелия, по 50-м псалме, поется стихира праздника.

Канон – праздника и Великой Субботы. Катавасией служат ирмосы канона Великой Субботы. На 9-й песни «Честнейшую» не поется, но поется припев праздника; в конце 9-й песни ирмос: «Не рыдай Мене, Мати… После 9-й песни и малой ектеньи – «Свят Господь Бог наш».

На хвалитех к дневным стихирам присоединяются стихиры Благовещения, причем на «И ныне» поется «Преблагословенна еси, Богородице Дево...».

Поется великое славословие. Далее все по чину Великой Субботы (обнесение вокруг храма Плащаницы и прочее).

На литургии вместо Трисвятого – «Елицы во Христе крестистеся», вместо Херувимской песни – «Да молчит всякая плоть...», вместо «Достойно» – «Не рыдай Мене, Мати...» и только в храме Благовещения поется Задостойник праздника «Яко одушевленному Божию кивоту...». Апостол и Евангелие – дня и праздника.

Собрание песнопений в одну книгу приписывается тем же лицам, которые составили и Постную Триодь, т.е. святому Феодору и Иосифу Студитам. Однако и после них содержание Цветной Триоди пополнялось вплоть до ХIV века, в частности за счет синаксарий Никифора Каллиста.



ПАСХА. Светлое Христово Воскресение

Пасха Христова – торжество из торжеств. Об этом говорит в своем слове и святой Епифаний Кипрский: «Праздник Пасхи торжественнее всех праздников: он составляет для всего мира торжество обновления и спасения. Сей-то праздник есть глава и верх всех праздников...». Церковь в своих священных песнопениях называет Пасху великою, двери райские нам отверзающей, неделей святой, светлым Христовым Воскресением, призывает торжествовать ее землю и небо, мир видимый и невидимый, ибо «Христос воста, веселие вечное».

Святитель Григорий Богослов в своем 45-м слове на Пасху говорит: «Ныне спасение миру – миру видимому и невидимому. Христос восстал из мертвых; восстаньте с Ним и вы, Христос во славе Своей, восходите и вы. Христос из гроба, освобождайтесь от уз греха, отверзаются врата ада, истребляется смерть. Она у нас праздников праздник и торжество торжеств, столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».

Слово «Пасха» ведет свое начало еще от ветхозаветного праздника Пасхи, который в свою очередь так назван был от еврейского слова «песах» («проходит мимо») – для обозначения события исхода евреев из Египта и египетского рабства. Ангел, погубивший египетских первенцев, когда видел кровь пасхального Агнца на дверях еврейских жилищ, проходил мимо.

В христианской Церкви наименование «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу, что выражается и в священных песнопениях Церкви:

«...Пасха, Господня Пасха, от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия».[170]

История праздника

Праздник Пасхи установлен уже в апостольской Церкви и праздновался в те времена. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла две седмицы: предшествующую дню Воскресения и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха крестная, или Пасха страданий, и Пасха воскресная, т.е. Пасха Воскресения. После Никейского собора (325 г.) эти наименования считаются вышедшими из употребления и вводится новое название – Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой.

В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, праздновали ее в 14-й день нисана (марта), на какой бы день седмицы не приходилось это число. А Западная Церковь, почитая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие по этому вопросу между Церквами была сделана при святителе Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом не увенчалась. Два различных обычая существовали до Первого Вселенского Собора (325 г.), на котором было вынесено постановление праздновать Пасху (по правилам Церкви Александрийской) повсеместно в первое воскресение после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта / 4 апреля и 25 апреля / 8 мая, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской.

Особенности пасхального богослужения

Пасхальное богослужение совершается особенно торжественно как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу.

С вечера в храме читаются Деяния Апостолов, составляющие непреложные свидетельства Воскресения Христова.

Со времен апостольских Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему Израилю, бодрствовавшему в ночь избавления своего от египетского рабства, и новый Израиль – Святая Церковь – бодрствует «в священную и спасительную ночь светлого Воскресения Христова» – провозвестницу светоносного дня духовного обновления и освобождения от рабства греху я диаволу.

В день Пасхи и по всю Светлую седмцу священник совершает начало утрени, литургии и вечерни, а также все каждения с Крестом и пасхальным трисвечником (или свечой) в левой руке и кадилом – в правой. Диакон совершает каждение и произносит ектеньи со свечой в левой руке. Он выходит из алтаря и входит в него через царские врата. В обычное же время диакон может проходить через царские врата только тогда, когда он несет Евангелие или другую святыню.

На пасхальной утрени и утрени каждого дня Светлой седмицы не бывает шестопсалмия и великое славословие не поется. (На Светлой седмице, но не в первый день Пасхи, полиелей бывает только в день праздника Благовещения, храмового праздника или великомученика Георгия, 23 апреля / 6 мая).

Полунощница

Эта служба относится еще к Постной Триоди. Она начинается за час или полчаса до пасхальной утрени. Перед этим священнослужители совершают входные молитвы и облачаются в полное облачение.

Начинается полунощница перед Плащаницей возгласом священника: «Благословен Бог наш...». Чтец: Трисвятое по «Отче наш», «Приидите, поклонимся...» (3), 50-й псалом. Затем поется канон Великой Субботы: «Волною морскою...». По 3-й песни – седален, по 6-й – кондак Великой Субботы. На 9-й песни, при пенни ирмоса: «Не рыдай Мене, Мати...», бывает каждение вокруг Плащаницы,[171] затем священник поднимает ее на главу и уносит (Ликом к востоку) в алтарь через царские врата, которые тотчас закрываются. Плащаница полагается на престоле, и совершается каждение вокруг него. Плащаница лежит на престоле до отдания Пасхи – в воспоминание того, что Христос Спаситель после Своего Воскресения пребывал на земле 40 дней.

После канона чтец читает Трисвятое по «Отче наш», хор поет тропарь: «Егда снизшел еси...» (обычным распевом, на 2-й глас). Затем произносится (перед царскими вратами) краткая сугубая ектенья, как в начале утрени, и малый отпуст (вне алтаря): «Христос истинный Бог наш...».[172]










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 489.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...