Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Богослужебные особенности чтения Великого канона




По Уставу, вечером в среду 5-й седмицы служба начинается с двухпсалмия. После шестопсалмия и Великой ектеньи бывает «Аллилуиа» и троичные текущего гласа, затем кафизма (8-я), седален Октоиха, «Слава, и ныне» – Богородичен, после чего читается первая половина жития преподобной Марии Египетской. Далее псалом 50-й («Спаси, Боже, люди Твоя...» не произносится), и тотчас начинается пение Великого канона, который читается на середине храма, при закрытых царских вратах. Ирмосы – по дважды. Припев к тропарям канона: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Катавасия поется только по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях. На 4-й, 8-й и 9-й песнях присоединяются трипеснцы, которые читаются перед песнями Великого канона, но ирмосы их не поются, «Слава, и ныне» не бывает. Припев к трипеснцам:

1) «Святии Апостоли, молите Бога о нас»; к троичным тропарям;

2) «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе», а к богородичным;

3) «Пресвятая Богородице, спаси нас».

По катавасии 3-й песни – малая ектенья, седален, после которого читается вторая половина жития преподобной Марии.[142]

По 6-й песни – кондак «Душе моя...» и икос, далее читаются «Блаженны» с тропарями. По 8-й песни диакон с кадилом перед образом Божией Матери возглашает: «Богородицу и Матерь света...».

Хор: «Честнейшую...». После 9-й песни и малой ектеньи читается светилен – Троичен текущего гласа. Далее читаются хвалитные псалмы и вседневное славословие. Остальное все, как обычно (см.: Типикон, четверг 5-й седмицы Великого поста).

Суббота 5-й седмицы называется субботой акафиста, а сама служба получила название Похвалы Пресвятой Богородицы». В этот день на утрени читается акафист Божией Матери в память Ее заступничества и избавления Константинополя в эти дни поста от сарацин и скифов в 626 году.

Акафист прочитывается в четыре приема, каждый раз – по 3 икоса и 3 кондака: первая часть акафиста читается после 16-й кафизмы и малой ектеньи; вторая часть – после 17-й кафизмы («Непорочных») и малой ектеньи; третья часть – после 3-й песни канона и малой ектеньи; четвертая часть – после 6-й песни канона и малой ектеньи.

Каждое чтение начинается и заключается пением кондака: «Взбранной Воеводе...» На каждое чтение священнослужители выходят через царские врата на середину храма.[143]

В конце утрени поется великое славословие.

В пятую неделю (воскресенье) Великого поста Церковь воспоминает и прославляет святую Марию Египетскую, великую подвижницу V-VI вв. (память 1/14 апреля, † 530 г.), и в ее лице представляет нам образ истинного покаяния, ободряет нас надеждой на неизреченное милосердие и человеколюбие Божие к искренне кающимся.

Седмица Ваий (шестая)

В пятницу 6-й седмицы оканчивается Святая Четыредесятница. В этот день на вечерни, соединяемой с литургией Преждеосвященных Даров, в одной из стихир на «Господи, воззвах» поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоя просим видети, Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение (домостроительство) Твое». Вечером в пятницу – Великое повечерие.

В субботу седмицы Ваий Церковь воспоминает чудо воскрешения Лазаря, поэтому суббота называется лазаревой. Воскрешение Лазаря Церковь прославляет как доказательство Божественной силы Иисуса Христа и как удостоверение в воскресении Христа и в общем воскресении всех умерших, что и выражается в тропаре праздника (глас 1-й):

«Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя (т.е. удостоверяя), из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы (еврейские) победы знамения носяще. Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне».

Уставные особенности богослужения в субботу Ваий

Служба по своему построению подобна воскресной, но без полиелея. «Бог Господь», тропарь «Общее воскресение».

На утрени стихословятся 16-я и 17-я кафизмы, после которых поются воскресные тропари: «Ангельский собор...». Царские врата открываются, и бывает каждение по обычаю. Евангелие (на утрени) не читается.

После воскресных тропарей – малая ектенья, седален и поется (один раз) «Воскресение Христово видевше...». Затем читается 50-й псалом и сразу поются каноны: первый – на 8 (Феофана) и второй – на 6 (монаха Иоанна). От 6-й песни поется четверопеснец, как и в прочие субботы.[144] Припев к тропарям канона: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Этот же припев – в Неделю Ваий и в Страстную седмицу.

По 8-й песни «Честнейшую...» не поем.[145] Диакон запевает начало ирмоса 9-й песни: «Чистую славно почтим...», а хор продолжает: «Людие, Богородицу, Огнь Божества приимшую во чреве неопально, песньми величаем».

После канона и малой ектеньи поется: «Свят Господь Бог наш» (на 1-й глас) и сразу – «Всякое дыхание...» с хвалитными стихирами. На «И ныне» – «Преблагословенна еси, Богородице Дево», и поется великое славословие.

На литургии: «Блаженны», песнь 3-я и 6-я, на 8. По входе, по «Приидите, поклонимся...», поется «Во святых дивен Сый...», но не «Воскресый из мертвых...» тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак: «Всех радость Христос, истина, свет, живот и мир воскресение сущим на земли явися, Своею благостию, и бысть образ воскресения, всем подая божественное оставление».

Вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа крестистеся...».

Прокимен: «Господь просвещение мое и Спаситель мой...».

Апостол – к Евреем, зачало 333.

Евангелие – от Иоанна, зачало 39.

Вместо «Достойно» – ирмос 9-й песни канона: «Чистую славно почтим...».[146]

Причастен: «Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу».



Вход Господень во Иерусалим

Об этом событии сказано у всех четырех Евангелистов (Мф. 21,1-11; Мк. 11,1-11; Лука 19,29-44; Иоанн 12,12-19). Этот праздник называется еще Неделей ваий (ветвей), или Цветоносной Неделей, а также Вербным воскресением – от обычная освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербою.

Начало праздника восходит к глубокой древности. Древнейшее указание на праздник (от III века) принадлежит Мефодию, епископу Патарскому, который оставил поучение на этот день. В IV веке праздник совершался торжественно, как об этом свидетельствует святой Епифаний Кипрский. Многие из святых отцов IV века оставили свои поучения на праздник Входа Господня в Иерусалим. Начиная с VII века, многие песнописцы, как-то: святой Андрей Критский (VII в.), преподобный Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин (VIII в.), Феодор и Иосиф Студиты, император Лев Философ, Феофан и Никифор Ксанфопул (IX в.) прославили праздник песнопениями, которые и теперь поет Православная Церковь в этот праздник.

Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к двунадесятым, но он не имеет ни предпразднства, ни попразднства, так как окружен днями поста – Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы. Вся служба праздника отправляется по Триоди, за исключением лишь того случая, когда в этот день выпадает праздник Благовещения или храмовой праздник и службы этих праздников соединяются.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 300.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...