Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Великая вечерня в первый день Пасхи




Вечерня предваряется 9-м часом, который поется по пасхальному чину. В это время священник (а при соборном служении – предстоятель) облачается по все священнические одежды.[196]

По окончании 9-го часа священник, став перед престолом с кадилом в руке, «знаменует (им) крестовидно» и произносит возглас: «Благословен Бог наш...». Затем следует начало, какое было на утрени и литургии, мирная ектенья и стихиры на «Господи, воззвах». Вход с Евангелием. Премудрость, прости. «Свете тихий»... Вонмем. Мир всем. Далее: Премудрость, вонмем и произносится Великий прокимен, глас 7-й: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса».[197]

После прокимна – диакон: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия...» и прочее.

Священник в царских вратах, лицом к народу,[198] читает Евангелие от Иоанна (зачало 65-е – о явлении Господа апостолам вечером в день Воскресения).

После Евангелия – сугубая ектенья, «Сподоби, Господи...», просительная ектенья, стихиры на стиховне со стихирами Пасхи.

Далее диакон: «Премудрость».

Священник: «Сый благословен...».

Хор: «Аминь. Утверди, Боже...».

Духовенство: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ».

Хор: «И сущим во гробех живот даровав».

Священник (с Крестом) творит отпуст: «Христос, воскресый из мертвых...».

Уставные особенности богослужения на Пасхальной седмице

Вся седмица, называемая Великой, или Светлой, есть как бы один великий светлый праздник Пасхи. Отцы Церкви и церковные правила VI Вселенского Собора (66-е правило) повелевают верующим в течение всей Светлой седмицы в храмах упражняться в пениях духовных, радуясь и торжествуя о Воскресшем Господе.

Богослужения на Светлой седмице совершаются при открытых царских вратах – в знак того, что Господь Своим Воскресением отверз верующим двери рая. Они остаются открытыми и после богослужения, а закрываются только в субботу, перед 9-м часом.

Во всю Пасхальную седмицу начало и окончание церковных служб совершается так же, как и в первый день.[199] Крестный ход бывает после литургии, начиная с понедельника.

К пасхальному канону, в конце каждой песни, присоединяются Богородичны (преподобных Феофана и Иосифа), напечатанные в Цветной Триоди. Малые ектеньи произносятся только после 3-й, 6-й и 9-й песни. Каждение священник совершает с трисвечником и Крестом.

Литургия[200] совершается точно так же, как и в первый день: прокимен: Апостол, Аллилуарий и Евангелие на каждый день Светлой седмицы читаются особые. Причем Евангелие читается только одним диаконом.

Причастен для всех один и тот же: «Тело Христово приимите...».

В субботу после литургии разрезается и раздается молящимся артос. Перед этим читается из Требника молитва на раздробление артоса.

Вечерня предваряется пасхальным 9-м часом и имеет то же последование, что и в первый день, только на ней совершается вход с кадилом, а не с Евангелием. Евангелие не читается.

Примечание.Если в Светлую седмицу (за исключением первого дня) выпадает праздник великого святого (например, великомуч. Георгия, 23 апреля/6 мая, или храмовой праздник), то к песнопениям Пасхи присоединяются стихиры, тропарь, канон и другие песнопения в честь святого. На вечерни читаются паремии, на утрени бывает полиелей, степенна – 1-й антифон 4-го гласа, читается Евангелие и молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...». Канона – два. Первый пасхальный, на 8, и святому, на 6-ть. Катавасия пасхального канона. Великого славословия не бывает. По 9-й песни – светилен Пасхи. «Слава» – Святого, «И ныне» – Пасхи. На хвалитех стихиры воскресны – 3, гл. 2-й, и святого 3, гл. 2-й.Стихиры Пасхи со стихами их. «Слава» – святого, гл. 2-й. «Да помавают праведная...», «И ныне» – «Воскресения день...» «Христос воскресе...» (3-жды). «Слава» – тропарь святому», «И ныне» – Богородичен воскресный 4-го гласа. Ектеньи и отпуст со крестом, как в 1-й день (поминается святой). На литургии – прокимен, Апостол, Евангелие и Причастен дня и святого.

Есть обычай в пятницу Светлой седмицы совершать последование в честь обновления храма Пресвятой Богородицы «Живоносный (Живоприемный) Источник». На вечерни и утрени к пасхальным песнопениям присоединяются особые стихиры в честь Богородицы, а на утрени – канон Никифора Каллиста (XIV в.).

На литургии – прокимен, Апостол и Евангелие дня и Богородицы.

После литургии обычно совершается освящение воды. Порядок его таков (в богослужебной практике Свято-Троицкой Сергиевой Лавры).

После литургийного отпуста священнослужители выходят к сосудам с водой, и диакон произносит: «Благослови, владыко».

Священник: «Благословен Бог наш...», и священнослужители поют трижды: «Христос воскресе...», затем стихи Пасхи: «Да воскреснет Бог...».

В это время совершается малое каждение. Далее – «Бог Господь», тропари «Еже радуйся, ангелом приимшая...» и прочее последование малого освящения воды. При погружении Креста в воду поется обычный тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя...», и сразу бывает крестный ход.

По другой практике, освящение воды совершается по заамвонной молитве.

Хор поет (трижды) «Христос воскресе...».

Настоятель: «Благословение Господне на вас...».

Хор поет тропари: «Еже радуйся, ангелом приимшая...» и т.д.

Неделя Антипасхи (Фомина)

Светлая седмица заканчивается Фоминым воскресеньем, являющимся как бы заменой (повторением) самого Пасхального дня, отчего оно и названо еще Антипасхою (в переводе с греческого – «вместо Пасхи»).

В этот день в первый раз обновляется память Воскресения Христова, т.е. воспоминаются те события, при которых Христос являлся женам-мироносицам, апостолам. В девятый день Господь благоволил обновить радость Своего Воскресения новым явлением апостолам, в том числе и Фоме, который осязанием язв Господа удостоверился в действительности Его Воскресения. (В воспоминание этого события сама Неделя получила название «Неделя о Фоме»).

Вся служба в Неделю Фомину побуждает верующих пробудиться от сна греховного, обратиться к Солнцу Правды – Христу, укрепить в себе веру и вместе с апостолом Фомою искренно, радостно воскликнуть: «Господь мой и Бог мой».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 316.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...