Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема нормы и патологии в психологии личности.




Проблема определения нормы и патологии достаточно сложный вопрос, который достаточно часто поднимается в психологии и до сих пор в разных областях психологического знания так и не выделили единые критерии. В психологии личности стоит та же проблема – отсутствие общих критериев для определения нормальной и патологической личности.

В ПЛ часто говоря о личности в пределах нормы, употребляют термин «зрелая личность», и наоборот, патология личности = «незрелая личность».

Эклектическая группа подходов

I. Статистическая норма
Сопоставление человека с некоторыми средними границами (определяются посредством опытных среднеарифметических данных) по нескольким показателям (все эти показатели выделены из исследований и придуманы людьми)
пример: распределение по Гаусовской кривой (норма=оптимум распределения)

 

+ -
Возможность объективной квалификации Нечувствительность к динамике
Возможность верификации (проверка) Игнорирование крайних значений (гениальность - форма ненормальности)
Возможность измерения Усредненность как норма (среднего человека НЕТ)
Устойчивость Игнорирование индивидуальности

Критика:

o снижает представление о человеческом развитии, низводя его до уровня приспособления к расхожим шаблонам поведения (Ломброзо;М. Ферри; К. Домбровский; К. Кюльер)

o Психику сложно измерить математически

o последовательное применение статистического подхода может обернуться парадоксом — среднестатистическим нормальным окажется крайне редкое явление вопреки исходному априорному представлению о среднем, нормальном как о наличном у большинства (Гиппенрейтер)

II. Принятие негативных критериев нормы.

Согласно этому подходу, норма понимается прежде всего как отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов.

III. Социальная норма
НОРМА=соответствие требованиям определенной социальной группы
пример: субкультуры (носят изначально адаптивную функцию)

· Поведенческая норма (носить одежду; не повышать голос)

· Ранговая норма (соответствие специфическим качествам возраста, пола, социального ранга )

+ -
Учитывается культурный релятивизм Проблема выбора критериев
Ситуативность критериев Лечение расстройства означает адаптацию к действующим (в средних слоях общества) социальным нормам
Ценностный характер критериев переходя ко все более мелким подразделениям социальной среды, мы для каждого индивида получим множество критериев нормы и патологии, вплоть до представления, что «все нормально по отношению к самому себе».. »

 

Теоретическая группа подходов I. Психоаналитический подход Фрейд: НОРМА= когда человет способен любить и работать Юнг: НОРМА=способность к проектированию своей жизни Адлер:НОРМА=способность к контактированию (сотрудничеству) Генитальность. Некоторые психоаналитики имеют обыкновение отождествлять зрелость с тем, что они называют генитальностью. ; достижение полного оргастического генитального удовлетворения главным признаком зрелости. II. Бихевиоральный подход НОРМА=быстрое и правильное развитие условных рефлексов III. Когнитивный подход НОРМА=гибкость схем и представлений о себе и других в условиях меняющейся окружающей среды · Хорошо развитая когнитивная рефлексия · Гибкое мышление, развитие схем · Ригидные установки IV. Экзистенциально-гуманистический подход НОРМА=бытие в мире (любовь и т.д.) + достижение смысла и ответственности, а также приня­тие и «мужество быть»  




Частные подходы

1. ЭРИКСОН

Более полный набор критериев предложен Эриксоном, определившим пери­оды жизни, в которых в норме достигается (или должно достигаться) то или иное качество.

Периоды жизни:

· Младенчество: базовое чувство доверия.

· Раннее детство: чувство автономии.

· Возраст игры: чувство инициативы.

· Школьный возраст: мастерство и компетентность.

· Подростковый возраст: личная идентичность.

· Молодой взрослый: интимность.

· Взрослый: производительность.

· Зрелый возраст: интеграция и принятие.

Основной акцент Эриксон делает на чувстве идентичности, формирование ко­торого — особенно острая проблема подросткового возраста. Подлинная зрелость не может быть достигнута без прочного чувства идентичности

2. МАСЛОУ (гуманист. пси)

Он провел интенсивный анализ биографий ныне здравствующих и исторических личностей, которых общее мнение рассматривает как зрелых, или (как предпочитает говорить Маслоу) «самоактуализирующихся». Он также постарался ис­ключить людей с сильными невротическими тенденциями.

Качества самоактуализирющейся личности:

1. Более эффективное восприятие реальности и более комфортные взаимоотноше­ния с ней.

Зрелые субъекты точно оценивают ситуации и людей. Быть может, по этой причине они «как один не боятся неизведанного и не чувствуют угрозы от него». В отличие от незрелых людей, они не демонстрируют «катастрофической потребности в уверенности, безо­пасности, определенности и порядке».

2. Принятие себя, других, природы

Эти люди накоротке с природой вообще и с человеческой в частности. Они принимают телесные потребности и естественные про­цессы без отвращения и стыда, но при этом ценят «высшие» качества, которые укра­шают человеческую природу.

3. Спонтанность.

Маслоу уделяет большое внимание способности ценить ис­кусство, добрые времена и жить со вкусом. Зрелый человек не обременен условнос­тями, он может уловить «пиковые переживания» живой жизни.

4. Сосредоточенность на проблеме

Эти люди эффективно и упорно работают над объективными задачами. Они могут погру­жаться в подлинные проблемы, не будучи озабочены собой.

5. Отстраненность

У самоактуализирующихся людей есть потребность в уеди­нении и самодостаточности. Их дружба и привязанность к семье не носят цепляюще­гося, вторгающегося и собственнического характера

6. Независимость от культуры и окружения.

Тесно связана с этим способность принимать либо отвергать кумиров рынка. Ни лесть, ни критика не нарушают фунда­ментальный ход их развития.

7. Постоянная свежесть оценок.

Здесь мы вновь встречаемся со спонтанностью и чувствительностью к новым переживаниям.

8. Безграничные горизонты

Большинству таких людей свойственно выражать не­который интерес к конечной природе сущего. Маслоу характеризует эту черту как «мистическую» или «океаническую». Это религиозный фактор в зрелости.

9. Социальное чувство.

У них есть базовое чувство «идентификации, симпатии и привязанности», несмотря на периодические случаи гнева или нетерпения. Сострада­ние к другим смертным оказывается отличительным клеймом зрелости.

10. Глубокие, но избирательные социальные взаимоотношения

В дополнение к ка­честву «отстраненности» мы обнаруживаем, что самоактуализирующиеся люди спо­собны к необычайно тесной личной привязанности с большим или меньшим исчез­новением собственного эго. Ближний круг такого человека может быть узок, но и поверхностными взаимоотношениями вне этой орбиты он управляет гладко (с незна­чительными трениями).

11. Демократический характер.

Маслоу обнаружил, что исследуемые им люди в основном испытывали и демонстрировали «уважение к любому человеку просто по­тому, что это человек». В наших исследованиях показана связь этнической и религи­озной толерантности с другими чертами зрелости.

12. Нравственная убежденность.

Все исследуемые уверенно отличали хорошее от плохого в повседневной жизни. Иначе говоря, они не путали средства с целями и твердо направляли свои усилия на достижение целей, ощущаемых как правильные.

13. Невраждебное чувство юмора

Злые каламбуры, шутки и остроты обнаружи­ваются реже, чем «вдумчивый философский юмор, который гораздо чаще вызывает улыбку, чем смех, скорее присущ ситуации, чем добавлен к ней, спонтанен, а не спланирован, и, как правило, повторно не используется».

14. Креативность

В качестве резюмирующей характеристики Маслоу обращает внимание на это непременное качество своих исследуемых. У всех без исключения стиль жизни обладает определенной силой и индивидуальностью, которые наклады­вают отпечаток на все, что они делают, будь то письмо, сочинительство, шитье обу­ви или работа по дому.

3. ОЛПОРТ (гуманист. пси)

Критерии зрелой личности:

1. Расширение чувства Я

Под расширением чувства Я Олпорт имеет в виду:

· Осознание человеком того, что благополучие другого столь же важно, как собствен­ное;

· Нужно быть участником окружающей деятельности = вступать в близкие взаимотношения с окружающей средой + распространение чувство Я на значимые областей своей жизни

· Зрелость растет соразмерно тому, как центр жизни смещается с шумной и требовательной непосредственности тела и эгоизма. Себялюбие — важный и неизбежный фактор в каждой жизни, но оно не должно доминировать. У каждого есть себялюбие, но только расширение Я является признаком зрелой личности.

2. Теплота вотношении кдругим

Она выражается в:

· интимности = в любви (идет ли речь о привязанности в семейной жизни или о глубокой дружбе)

· Сострадании = признавать человечность всех людей; все смертные находятся в одинаковом положении

· «Не отравляй воздух, которым должны дышать другие люди» =не обременять, не раздра­жать других и не препятствовать им свободно искать их собственную идентичность.

По­стоянные жалобы и критика, ревность и сарказм отравляют социальные взаимоотно­шения.

Ø Зрелая личность обладает «терпимостью» и «демократическим складом характера

Ø менее зрелый человек в значительно большей степени хочет получать любовь, чем дарить = Собственническая, калечащая любовь

3. Эмоциональная безопасность (принятие себя)

Принятие себя = способ­ность избегать чрезмерной реакции на то, что относится к отдельным влечениям. Управление влечениями с минимумом конфликтов с самим собой и обществом.

Ø Зрелая личность должна обладать «фрустрационной толерантностью» =терпит фрустрацию, принимает вину на себя

Ø Незрелая личность = как ребенок, встречает огорчения приступами гнева или жалобами, обвинением других и жалостью к себе

NB:

Неверно , что зрелый человек всегда спокоен, не­возмутим и весел. Его настроения меняются, он по характеру может быть даже пес­симистичным или подавленным. Но он научился жить со своими эмоциональными состояниями так, что те не толкают его к импульсивным действиям и не вмешива­ются в благополучие других.

4. Реалистическое восприятие, умения и задачи

Зрелая личность:

· восприятие в основном соответствует действи­тельности, а когнитивные операции точны и реалистичны;

· доступны необхо­димые умения решения объективных проблем àбазовые интеллектуальные способности

· способность погружаться в свою работу

5. Самообъективация: понимание и юмор

Зрелая личность:

· Познала себя

· Имеет чувство юмора (в психоанализе юмор=зрелый защитный механизм)

6. Единая философия жизни

«направленность» - каждая жизнь руководству­ется и регулируется направленностью на какую-то избранную цель

Ø у зрелых личностей эта направ­ленность более заметна (сфокусирована вовне), чем у менее зрелых

Ø + Наличие зрелой совести=Принятие ответственности

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО (Центр оценки и исследования личности в уни­верситете Калифорнии) Оценивали студентов на предмет зрелой личности Критерии выделенные в рез-те исследования: 1. Эффективная организация работы по достижению цели. Испытуемые, более высоко оцененные кафедрами, оказались более устойчивыми, более способными со­противляться стрессу, обладали большим жизнелюбием и были более способны адап­тироваться и более находчивы. В лабораторных тестах на восприятие они демонстри­ровали меньше флуктуации и ошибок распознавания. 2. Правильное восприятие реальности. Лучшие испытуемые были не только точ­нее в тестах на восприятие, они в общем лучше высказывали суждения, обладали более точными знаниями о себе (самопониманием) и более скептически относились к чудесам. 3. Характер и целостность в этическом смысле. Лучшие испытуемые демонст­рировали свидетельства большей надежности, серьезности, ответственности и терпи­мости. У них были сильные «внутренне определенные принципы». 4. Межличностное и внутриличностное приспособление. Выше оцененные испы­туемые были менее защищающимися, менее эгоцентричными и менее недоверчивы­ми. Они чаще описывали себя как «счастливых большую часть времени». Они демон­стрировали меньше признаков невротических и других аномальных тенденций.                    

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 371.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...